Пища, которую мы потребляем. Ослабление дисциплины и чувства долга

Когда ты в последний раз делал что-то своими руками? В наши дни эта необходимость возникает редко, потому что всё можно купить в магазине. С одной стороны, это удобно: ты не тратишь свое время на бытовые дела и можешь получить всё, что угодно, заплатив за это деньги. С другой стороны, здесь есть и масса недостатков: мы становимся зависимыми, неспособными на элементарный ручной труд, мы губим в себе творческие зачатки и всё глубже погрязаем в потреблядстве, покупая, покупая и еще раз покупая.

Да, все мы потребители. С самого детства. Сначала нам вообще ничего не нужно делать - только потреблять. Мелкий тип живет с родителями и только получает: чувак живет в родительском доме, ест родительскую еду, использует родительские штуки. Свободное время всех детей - это развлечение. Они потребляют родительские ресурсы и позволяют о себе заботиться. Они оставляют очень маленький след в этом мире, они зависимы.

Проблема в том, что мы вырастаем и не бросаем эту пассивную роль. Вместо того чтобы создавать, мы потребляем. Мы больше не зависим от мамы с папой (хотя кто-то еще зависит, позор этим чувакам!), но зависим от вещей, необходимых для нашего счастья. Мы потребляем одежду, кино, видеоигры, машины, пищу и путешествия - и всё это, чтобы стать счастливыми. Мы живем лишь для собственного удовольствия и развлечения.

Вот здесь и пролегает разница между мальчиком и мужчиной: мальчик живет для себя, а мужчина, хотя и наслаждается жизнью, имеет и более высокие цели. Мальчики ищут себя в том, что они покупают, а мужчины - в том, что они делают. Мальчики строят свою идентичность на потреблении, а мужчины - на том, что они создают.

Потребление ослабляет инициативу

Мы уже неоднократно писали, что мужчины желают быть создателями и капитанами своей собственной судьбы, они хотят контролировать свою жизнь. Мы хотим быть свободными и поворачивать свой корабль в любую сторону по своему собственному желанию.

Консьюмеризм - прямая противоположность этим логичным стремлениям, хотя часто кажется, что он как раз и стимулирует нас к крутым поворотам. Потребление, основанное на выборе из многих опций, мириадах различных продуктов и услуг - это не путь к свободе и контролю. На самом деле этот контроль - иллюзия. Потребление предполагает обширный выбор, но это всё равно что закрытый вопрос в тесте, где можно выбрать сколько угодно вариантов ответа. Ты выбираешь лишь из того, что есть перед тобой. Интересный парадокс нашего общества: мы чувствуем себя поразительно свободными из-за широкого ассортимента и несвободными из-за постоянного потребления.

Подавление творческих импульсов

Мужчины жаждут быть созидателями, изменять мир вокруг себя, превращать древесину в мебель, а холст - в произведение искусства. Им хочется что-то оставить после себя. Отрицание этой черты мужского склада ума очень вредит современному обществу. Молодые мужчины учатся думать о жизни после тридцати как о своего рода смерти, как об эпохе, когда время останавливается, когда им придется бросить привычную жизнь, полную наслаждений, и жить для других. Парадоксально, но никто никогда не говорит, что потребление - это и есть то самое условие, при котором время останавливается и ты не можешь достичь желаемого, как бы ни пытался. Твой разум оказывается в ловушке: ты пытаешься приобрести что-то новое в бесплодной попытке получить новое удовольствие, но итог один. Ты потребляешь и не можешь получить от этого новое удовольствие, радоваться обновкам так же, как раньше. Этот круг не кончается.

Мы не говорим о том, что нужно срочно прекратить потреблять любые продукты: это просто невозможно. Мы хотим сделать акцент на том, что потребление не приносит плодов и не делает счастливым.

Например, когда ты что-то создаешь вместо того, чтобы купить это, тебе приятен сам факт, что ты можешь что-то сделать, если это тебе нужно. Быть созидателем - гораздо более долгое удовольствие, это чувство удовлетворения. Потребить легче, но не так приятно, как сделать что-то самому.

Ослабление дисциплины и чувства долга

Проблема потребления еще и в том, что в нем дело не продвигается дальше выбора. Это вся идея консьюмеризма - иметь выбор и совершать выбор. Выбираешь, выбираешь, выбираешь. А дальше что? Конечно, это не твоя забота, потом ты выбираешь еще что-нибудь - и так бесконечно. Нам не нужно идти дальше выбора, брать на себя ответственность и выполнять обязательства.

Да, такой взгляд на вещи прокатит с зубной пастой, но с более глобальными вещами уже нет. С отношениями - нет. С воспитанием детей - нет. А как нам научиться делать всё это, если большую часть времени мы просто выбираем и не знаем, что делать дальше? В жизни нам нужна дисциплина, чтобы строить что-то крепкое, особенное и стоящее. Повседневность нас этому, увы, не учит.

Мы отвлекаемся от того, что на самом деле имеет значение

Потребителями движет желание найти продукты и услуги, которые позволят им пережить в реальности то, о чем они мечтали. Конечно, новый продукт или новый опыт никогда не оказывается настолько классным, насколько мы ожидали. Человек утрачивает иллюзии, а потом обретает новое желание и ищет способы его воплотить, искренне считая, что уж на этот раз всё будет отлично. Однако все мы отлично знаем, как сильно отличаются ожидание и реальность. Не имеет значения, насколько крут товар, который мы купили - фантазия всегда рисовала нам его гораздо более совершенным. Это такой порочный круг желания и неудовлетворения.

Эту брешь невозможно закрыть ничем, однако потребителя не остановить. Он получает больше удовольствия собственно от желания, чем от его удовлетворения; от ожидания, а не от использования нового товара. Удовольствие - это промежуток между воображением и реальностью.

Такой моральный подъем во время ожидания не вреден. Именно он помогает нам двигаться к цели, от никчемного к стоящему. Дискомфорт появляется, лишь когда ты осознаешь пропасть между желаемой жизнью и тем, какова она на самом деле. Исследования доказали, что мы получаем большее удовлетворение, когда движемся к цели, чем когда наконец достигаем ее.

Проблема консьюмеризма еще и в том, что он отвлекает нас от того, что действительно должно нас интересовать. Этот постоянный дискомфорт вызван не тем, что нем не хватает новой штуковины, а тем, что нам необходимо постоянное самосовершенствование, сила, развитие.

Создавай больше, потребляй меньше

Одно время я очень много играл в видеоигры. В этом нет ничего плохого - время от времени порубиться в компьютер. Что не так?

Раньше мужчины были солдатами, а теперь они играют за них. Раньше мужчины играли в баскетбол и футбол, а теперь просто ставят аватар и нажимают на кнопки, управляя игроками на экране. Раньше мужчины играли на музыкальных инструментах - теперь они нажимают кнопки на игрушках. Раньше мы создавали, а теперь потребляем.

Почему мы часами рубимся в Guitar Hero, а не учимся играть на гитаре? Играть на настоящем инструменте сложнее. Для этого надо прилагать усилия, и всё, что не имеет кнопки reset - уже определенное обязательство. Неужели мы так этого боимся?

Но ведь реальность гораздо интереснее. Ты изменяешь окружение, а оно изменяет тебя. Акт созидания делает из тебя мужчину, развивает твои чувства и навыки, увеличивает твою силу, оттачивает твой характер. Пассивное потребление оставляет тебя незатронутым, неизмененным. Потребление провоцирует равнодушие, созидание требует вовлеченности.

Созидание может принимать разные формы. Традиционные формы даже лучше новых: созидание на работе, создание крепких и здоровых отношений в семье, воспитание детей. Но есть и другие формы созидания. Например, хобби вроде садоводства и огородничества, искусства, музыки. Конструируй, пиши, фотографируй, заведи блог. Да просто каждый день совершенствуй свой характер.

Быть мужчиной - не значит надеть костюм-тройку. Это значит играть активную роль в этом мире, а не пассивно наблюдать, что с тобой будут делать в следующий момент. Оставть свой след. Создай свой мир, а не употреби его.

Даже не будучи специалистами в области макроэкономики, каждый из нас знает, что такое потребление товара. Это категория, которой активно пользуются экономисты, но при этом она хорошо знакома и далеким от финансовых наук людям.

В данной статье мы расскажем о потреблении немного больше, чем знает среднестатистический гражданин. Материалы, на основе которых написана эта статья, были взяты с учебных и аналитических ресурсов и упрощены для наиболее простого и быстрого усваивания.

Общая характеристика

Для начала мы дадим научное определение, которое характеризует категорию «потребление». Итак, это расходование определенного продукта (товара или услуги) в процессе удовлетворения собственных нужд. С точки зрения экономики потребление интересно нам по той причине, что с ним всегда происходит обмен каких-то благ (преимущественно материальных, то есть денег) на товар или услугу, которые хочет потребить человек. Таким образом, за счет наших желаний существует потребление. Это нормальный процесс – человечество живет по такой модели уже много тысячелетий.

Что мы потребляем?

Поскольку, как уже было отмечено выше, главная цель, которую преследует потребление, – это удовлетворение нужд, можно сделать вывод, что мы используем товары, способные обеспечить нам благо в виде удовлетворенных потребностей. Это, в частности, еда, вода, одежда, комфортное и безопасное жилье, транспортное средство для передвижения. Именно эти вещи и составляют, по данным финансистов, основной экономический объем. Потребление (это касается всех упомянутых выше групп товаров) позволяет замещать их, улучшать, развивать производство и расширять ассортимент вещей, которые интересуют людей.

Благодаря этому, с одной стороны, есть производство, растущее из-за спроса на продукцию, а с другой – люди, потребляющие товары, которые присутствуют на рынке. На сегодняшний день модель отлажена идеально: для приобретения еды, жилья, транспорта человек должен трудиться, выполняя социально полезные функции. В процессе труда он создает товары и услуги, которые потребляются другими людьми, и так далее. Обменной валютой в этих взаимоотношениях являются деньги, которые могут быть расходованы на то, чтобы потребить любой товар. Что это будет, человек выбирает самостоятельно, прислушиваясь к своим нуждам и потребностям.

Склонность к потреблению

Модель жизни каждого человека, как уже было отмечено выше, отлажена таким образом, что мы должны работать, чтобы получать деньги, которые будут обменены на товар или благо. Если кто-то не захочет трудиться, он не сможет обеспечить обмен денег на товар, а в результате не получит материальные блага, способные удовлетворить естественные потребности. Как результат, человек будет стараться максимально сократить свои расходы на потребление. Это явление имеет и противоположную сторону, название которой - «склонность к потреблению».

Работает она следующим образом: если увеличивается доход, соответственно, растет и объем средств, которые идут на потребление товаров. Проследить это можно даже в ключе современных национальных экономик: чем больше доход жителей какой-нибудь страны, тем больше благ они потребляют. Человеческая природа такова, что по мере возможностей мы демонстрируем склонность к потреблению. Это социальный закон, доказывающий постоянный рост наших запросов.

Рынки потребления

Из общих представлений об экономической теории каждый из нас понимает, что рынок – это место сбыта продукции. Соответственно, рынок потребления – это, условно говоря, способы и направления реализации товаров и услуг. В экономической теории данная категория заслуживает особого внимания, поскольку, изучая рынки сбыта той или иной продукции, можно проследить общую ситуацию. Приведем конкретный пример.

Существует две категории рынков – дефицитные и избыточные. Первые – те, на которых чувствуется недостаток продукции, вторые, наоборот, ощущают избыток товаров, за счет чего производители находятся в достаточно сильной конкуренции.

Если мы изучаем рынок и знаем, что на нем есть дефицит товаров категории «А», мы можем сказать о низком качестве и высокой цене такой продукции. И наоборот, на рынке потребления, где есть большое количество предложений, продукция будет более высококачественной и дешевой, поскольку там идет борьба за покупателя.

Уровень потребления

Другая категория, которую следовало бы упомянуть, – уровень потребления. Это еще одна составляющая, которая позволяет узнать больше о том или ином рынке. С ее помощью можно определить, насколько высокий спрос на ту или иную продукцию существует на конкретном рынке потребления. В свою очередь, это позволяет производителям прогнозировать объем потребленных товаров, которые нужно изготовить.

Объективно оценить объемы потребления можно только статистическим методом, собирая данные о количестве совершенных продаж. Также для выявления этих данных можно подключать и метод социологических исследований, опросы и прочее, но все эти способы не смогут дать столь точной информации, как просто статистика продаж. Другое дело, что она является коммерческой тайной и доступ к ней есть лишь у самого производителя.

Соотношения

Еще один важный момент, на который следует обратить внимание, говоря о потреблении, – это изменение его динамики. Исследователи давно обращают внимание не просто на его уровень, а на то, каким образом изменяется соотношение между категориями «доход», «потребления». Это позволяет определить природу людей – то, о чем мы говорили выше – об увеличении человеческих запросов по мере роста доходов. Чем больше мы имеем, тем больше потребляем. Существует даже специальный показатель, который называется «предельная склонность к потреблению». Это параметр, указывающий на то, как сильно изменится уровень потребления при увеличении дохода на одну единицу (или процент, в зависимости от шкалы измерения). Это позволяет составить график того, как изменяются аппетиты людей.

Если же резко сократить количество обменной валюты (денег), за которую мы можем получать блага, удовлетворяющие наши нужды, аналогичным образом человек оптимизирует и свои потребности, сделав их скромнее.

Однако не только это позволяет выяснить отношение потребления. Это лишь один из вопросов, который ставится перед исследователями. Не менее важной также является тема соотношения между расходом и уровнем потребления при покупке качественных и дорогих и некачественных, но дешевых товаров. Результаты подтвердили ожидания.

Качественные и некачественные товары

Покупая более дорогую продукцию, человек, естественно, расходует больше средств. При этом, конечно же, он получает большее удовольствие от процесса, и, таким образом, увеличивается его дальнейшее потребление. В результате показатель, отвечающий за результат того, насколько нам понравился тот или иной товар, растет пропорционально с нашим желанием повторить эксперимент и получить тот же товар еще раз. Опять же запускается предельная склонность к потреблению. Это нормальные процессы, которые активируются где-то глубоко в человеческой психологии.

Другую ситуацию исследователи наблюдали при покупке некачественной продукции. Расходы на нее были несколько меньше, чем в предыдущем эксперименте, но при этом за счет более низкого качества человек получал меньше удовольствия от потребленных ресурсов. Как результат, его уровень удовлетворения падал, а вместе с ним и желание продолжать потребление той же продукции.

Эти замечания полезны тем, что отображают модель нашего поведения в повседневной жизни. Когда вы выбираете, по какой цене купить печенье, вы можете сами заметить закономерность: приобретая дорогой продукт, вы получаете больше удовольствия, при этом желание купить еще растет. И наоборот, отведав дешевой продукции, вы понимаете, что были неправы, стараясь сэкономить на качестве.

Потребление – двигатель прогресса

Многие исследователи, работающие в данной сфере, называют рост наших аппетитов (как мы это очертили немного раньше по тексту) двигателем человеческого прогресса. Возможно, они правы: через желание получить больше мы стараемся произвести, соответственно, большее количество благ (товаров и услуг). За счет этого происходит расширение рынков сбыта, обновление ассортимента, усовершенствование технологий производства и так далее.

Увеличение объема

Рост дохода (а значит, и возможностей для удовлетворения своих потребностей) приводит к росту объема потребления. Это значит, что, чем больше начинает зарабатывать население страны, тем больше оно потребляет. Такой ход вещей запускает замкнутую цикличную реакцию, поскольку производители становятся еще более заинтересованными в увеличении количества и совершенствовании своей продукции, за которым следует дальнейший рост доходов.

Рост производства

Вообще увеличение объемов производства – это отдельная тема для разговора. Поскольку все потребляемые блага являются плодом нашей промышленности, а последняя, в свою очередь, - это двигатель экономического прогресса многих стран, можно заявить, что, чем больше мы потребляем, тем далее прогрессирует экономика государства. Это утверждение частично подтверждено тезисом, который изложен выше.

Исследования в области потребления

Конечно же, если само по себе удовлетворение потребностей за счет использования различных товаров – это сугубо практическая составляющая, с который все мы сталкиваемся каждый день, то его изучение – это сухая теория, не всегда привязанная к фактам. Поэтому задача ученых и состоит в том, чтобы, во-первых, выявить некоторые закономерности отдельных статистических данных; во-вторых, разработать теории, которые объяснили бы их действие и существование; в-третьих, подтвердить их на практике и заняться дальнейшим изучением смежных вопросов. Именно так и действуют на данный момент аналитики, работающие с категорией потребления.

А что касается экономических процессов, то они, разумеется, проходят в нашей жизни и без нашего участия. Все, что нам необходимо, – постараться как можно лучше понять их, чтобы в дальнейшем избегать ошибок. Помимо этого, понимание, как работает экономика, может помочь выработать новый курс нашей страны на процветание и развитие.

Поговорили с доктором наук и известным fashion-PR-специалистом Аленой Поповой о том, что происходит с современной белорусской модой и что делать тем, кто хочет быть модным.

- Скажите, в каком, на ваш взгляд, состоянии находится современная мода и что с ней происходит?

Прежде всего, давайте уточним понятие «мода». Есть fashion-бизнес, или бизнес моды, и тогда мы имеем в виду индустрию. А есть собственно мода - быстротечное, актуальное, вкусовое явление, иллюстрирующее ту или иную эпоху.

Так вот, если говорим об индустрии, то с ней ничего такого особенного и не происходит. Будучи одной из самых важных и крупных с точки зрения денег и ресурсов креативных индустрий на планете, она стремительно меняет приоритеты, технологические процессы. Неизменным остается главное - отношение к деньгам. Они - единственный показатель эффективности любого процесса в индустрии. Итоговая строчка баланса должна быть плюсовой.

А мода… Современная мода иллюстрирует нашу эпоху - эпоху цивилизации развлечений. Мы на постсоветском пространстве участвуем в процессах потребления в самом широком смысле - как с точки зрения индустрии, так и с точки зрения модных явлений.

- То есть мы - люди, которые потребляют?

Да. Такова наша реальность.

- Получается, что как таковой моды в Беларуси нет?

Индустрии как таковой нет. Есть активно развивающийся сегмент авторской одежды и аксессуаров. Это связано, прежде всего, с тем, что в Беларуси очень сильная художественная школа. К сожалению, отсутствуют традиции ремесла. Точнее, они забыты и никому не нужны, потому что требуют больших вложений, и в первую очередь инвестиций в человеческий фактор. А с этим у нас исторически как-то не складывается. Хотя те, кто сегодня вовлечен в процессы развития и поддержки авторского сегмента, фактически с нуля, благодаря собственной энергии, труду, подвижничеству, бесшабашности, если хотите, способствуют тому, что этот самый человеческий фактор самостоятельно находит способы профессионально реализовываться.

Что касается моды… Знаете, мода, именно мода, а не дресс-коды и прочий шопинг, - это все-таки культура праздности, традиции светскости и возможность… тратить с удовольствием, осознанно. Мода сегодня - это стиль. Не конкретная одежда, не тренды и даже не дизайнерские изыски. И сегодня никто уже не решается говорить о том, что мода - это то, что мы видим на улице. Не видим. На улице мы видим людей, одетых в типовую униформу. А это не мода. Это просто одежда, которая имеет отношение к практичности, не говорит о вкусе или стиле и иллюстрирует не эпоху, но реакцию на прогноз погоды…

То есть вопросы, которые многих из нас интересуют, вроде «как сочетать кроссовки и классическое пальто», к моде не имеют никакого отношения?

Нет. Вопросы о том, что и как сочетать, задают люди, которым мода небезразлична, но для которых она представляет собой своеобразный квест, испытание, нечто, к чему они относятся с почтением, но которые к ней, по большому счету, не готовы.

Мода - это не вопросы. Это удовольствие, естественность, легкость. Чтобы быть модным, надо ходить не по магазинам, а по музеям, концертным залам, путешествовать, знакомиться с различными культурами, учить иностранные языки… Мода есть только там, где есть культура, богатый эстетический опыт, понимание и принятие социальной среды и себя в ней.

- А то, что мы в Минске называем модой, - это что?

В Минске… Не знаю. Минск большой. Те, кто имеет отношение к индустрии, чаще говорят о сложностях наладить производство, о безденежье, о скудном рынке сбыта, о непрогнозируемом поведении потребителя, об отсутствии профессионального развития.

Те, для кого мода - череда нарядов, говорят, что в Минске все дорого, купить нечего, все плохо.

- А индустрия в Минске вообще есть? Хотя бы в зачаточном виде?

Как я уже сказала выше, в Беларуси существует единственный сегмент, который имеет отношение к fashion-бизнесу. И это авторская мода. Наши дизайнеры - это те же художники. Только их произведения - это не картина и не скульптура. Это - авторская коллекция одежды или аксессуаров. У этих коллекций чаще довольно скромные коммерческие перспективы.

- Но все-таки мы прошли какой-то этап становления? Многое ведь изменилось с начала 1990-х…

Мы прошли этап адаптации и понимания себя и своих возможностей. Мы, как и все постсоветское пространство, покончили с безудержным потреблением, причем отнюдь не добровольно, а в силу сложившихся экономических обстоятельств. Многие из нас осознали в том числе необходимость получить хорошее профильное образование. Но все же мы пока не вышли из ниши чистого потребления. И с точки зрения индустрии, и с точки зрения вкуса-стиля мы - ведомые. Мы не создаем. Мы копируем, чаще бестолково, подражаем, имитируем.

И три-четыре ярких дизайнера, и десять-пятнадцать увлеченных модников не способны изменить ситуацию. Но они, безусловно, показывают, что не все потеряно и есть потенциал. Наверное.

- А на каком тогда этапе мы находимся сегодня?

Сегодня, мне кажется, появилась энергичная, с очень неплохим профильным образованием молодежь, которая способна и не боится строить локальную fashion-среду. У них многое получается. Им нужно помочь. А лучше - просто не мешать. Еще есть легкая промышленность. Производственный кластер в Бресте. Небольшие ателье. Но это другая история. Мне кажется, способная молодежь ближе к идее о том, что захочется когда-нибудь назвать индустрией.

- То есть пока мода в Минске и не началась еще?

Индустрия начнется тогда, когда появятся деньги, желание развивать авторский сегмент на серьезном уровне (и он этого достоин), когда сложится благоприятная экономическая среда. Мода начнется в тот момент, когда мы остановимся в потреблении и начнем сомневаться в том, как и что мы потребляем. Когда поймем, что одежда и мода - понятия родственные, но не тождественные. И что нам для этого понимания все-таки нужно еще поработать над собой.

Мне кажется, мы слишком увлеклись фасадом моды. И не утруждаем себя, а точнее опасаемся заглянуть вовнутрь. Мода - это очень красивая история, очень красивая и очень внешняя, тем не менее неотделимая от внутреннего содержания человека.

Вы не думаете, что есть какая-то общая минская архитектурная серость, которая влияет на наш эстетический вкус? Скажем, тяжело человеку, выросшему в Каменной Горке, научиться ценить архитектуру. Разве что в более зрелом возрасте и много путешествуя...

Человек, который вырос в Каменной Горке, может сегодня зайти в интернет и совершить для начала виртуальное путешествие в любую точку земного шара, где находятся шедевры градостроения. Заскучав в Минске, этот же человек может поездить по Беларуси, где сохранилось, может быть, немного красот рукотворного, но то, что сохранилось, достойно внимания. А причину для объяснения собственного невежества и уныния можно всегда найти, вне зависимости от места рождения. Например, для того чтобы познакомиться, удивиться и искренне порадоваться местным традициям ремесла, можно сходить в музей этнографии и фольклора Академии наук. Там собрана уникальная коллекция ручной вышивки Беларуси, от которой глаз не отвести. И это совсем не тот простецкий, невнятный, плохо сделанный современный трэш, который кличут вышиванкой. Простите.

- То есть раньше у нас все это было?

Да, была культура, которая передавалась из поколения в поколение и которую забыли. Точнее, которую предпочитают не замечать. Наверное, так проще. А ведь именно в ней заложена мощная энергия красоты, которая питает творческий потенциал, который, в свою очередь, и является главным двигателем креативной индустрии под названием «fashion-бизнес».

Правда, мне кажется, это сейчас неактуально. Немодно. Проще научиться сочетать кроссовки и классические пальто. И раскритиковать в пух и прах того (или ту), кто классическому пальто в этом нехитром ансамбле предпочел гипюровые кюлоты.

- Так с чего же, на ваш взгляд, стоит начать человеку, который хочет стать «модным»?

Рекомендации позволю себе дать самые общие. Начните слушать на радио «Культура» авторскую программу Олега Григорьевича Ойстраха «Золотое сечение», сходите к нему на лекции. Старайтесь следить за афишей филармонии. Не поленитесь и почитайте блог Андрея Аболенкина, обратите внимание на статьи Ольги Вайнштейн и Ольги Хорошиловой. Запишитесь на курсы иностранного языка. Любого. И подарите себе обзорную экскурсию в страну, где этот язык - родной для большинства ее жителей. Мне кажется, вполне достаточно для начала.

Фото: сайт.

Усваивать и применять новые знания - задача более сложная, чем может показаться. Среди обилия информации мозг просто отказывается запоминать, нужно его заставлять. Например, информационным голодом.

Сегодня человек ежедневно потребляет в 5 раз больше информации, чем в 1986 году. Это невероятное число, по объему сравнимое с 174 газетами в день. Наверное, это во многом связано со множеством сообщений и новостей в соцсетях, но дело, конечно, не только в них. В последние годы в разы увеличился объем корпоративного обучения, сотрудники компаний получают больше информации, чем когда-либо прежде. Мэтт Пламер, создатель образовательной онлайн-платформы, рассказал Harvard Business Review, почему такой рост потока информации не привел к увеличению знаний. По его словам, работники усваивают и используют в дальнейшем всего 15% информации, которую узнают на тренингах и мастер-классах.

Мы потребляем больше информации, но не учимся больше. Проще говоря, мы стали менее результативными учениками.

Для того, чтобы изменить ситуацию, Пламер предлагает использовать некоторые нехитрые приемы.

Четыре способа стать более продуктивным учеником

1. Сосредоточьте основное потребление информации на одной теме в течение нескольких месяцев

Вместо того, чтобы проглатывать несколько заголовков сразу, вы выбираете тему и фокусируете свое внимание именно на ней. Кроме того, что вы будете «накладывать» новую информацию на уже усвоенную, вы станете правильно использовать особенность работы мозга.

В недавнем интервью нейробиолог Адам Газзали рассказал, что «самый высокий уровень производительности памяти у тех, кто фильтрует информацию, сосредотачиваясь только на важном для него в конкретный момент времени».

Наш успех в фильтрации имеет решающее значение для способности воспринимать информацию, запоминать ее, a потом использовать.

Интерес сразу к нескольким вещам имеет явные последствия для мозга: он начинает хуже фокусироваться и запоминать.

2. Поместите то, что вы изучаете, в рамки

Рамки действуют как внутренняя архитектура для нашего мозга, создавая «комнаты» для информации, которую мы получаем. Значение фреймворков для обучения впервые описал психолог Жан Пиаже в 1920-х годах. Он говорил о процессе категоризации информации в последовательные шаблоны. Схемы, или рамки, помогают нам сохранять новую информацию, связывая ее структурированным, повторяемым образом с тем, что мы уже знаем. После этого мы будем находить ее интуитивно. Согласитесь, легче найти компьютер, если вы положили его в кабинете, нежели он остался бы в огромной захламленной комнате.

3. Регулярно синтезируйте то, что вы узнали

Объединяйте все новые данные с теми, что уже были о предмете у вас в голове, при этом образ этого предмета должен сразу изменяться с учетом узнанного. Этот совет вытекает из таксономии когнитивного развития Блума, которая описывает иерархию навыков мышления. Последняя версия таксономии, пересмотренная в 1990-х годах, ставит синтез (переименованный в «создание») выше пяти других навыков мышления, включая изучение. В результате, когда вы синтезируете информацию, которую вы потребляете, вы получаете максимум.

Синтезация сложная задача, ведь она означает понимание новой информации в свете всего, что вы уже знаете. Оно отличается от подведения итогов тем, что синтез привлекает ваше внимание к тому, что важно, в то время как обобщение - это просто краткое подведение итогов. Легкий способ практиковать это умение - спросить себя: «Каковы мои ключевые выводы из этой статьи?»

4. Перерывы между информационным пиршеством и голодом

Важно, чтобы у вас были периоды, когда вы ограничиваете потребление информации, тогда вы можете сосредоточиться на анализе, рассмотрении и применении того, что уже узнали. Помните, что новая информация может помешать ранее полученной. Так, приложение для изучения языка Duolingo обнаружило, что успешные языковые студенты проводят больше времени, рассматривая старые материалы, чем те, кто бросает.

Как понять, когда нужно пировать, a когда голодать? Duolingo рекомендует просматривать старые материалы, когда вы на грани забывания уже усвоенного материала. Попробуйте синтезировать то, что вы узнали по теме, если вы не сможете этого сделать - пришло время повторять.