Орфоэпические запоминалки.

Упражнение 1.

Прочитайте правильно следующие слова. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Свекла, яичница, депо, порядочный, диспансер, отель, горчичники, музей, патент, термос, компьютер, детектив, прачечная, термин, свитер, теннис, кофе, одноименный, никчемный, лотерея, тембр, тезис, опека, фанера, двоечник, афера, претензия, дареный, термодинамика, Одесса, брюнет, нарочно, шатен, тент, кларнет, штемпель.


Упражнение 2.

Проанализируйте текст с точки зрения правил орфоэпии, т. е. найдите слова, которые надо произносить не так, как они написаны. Укажите соответствующее правило. После этого прочитайте текст вслух.

I. Надо всю жизнь учиться, учиться и учиться у жизни, у науки, думать и анализировать. Не успокаивайтесь на достигнутом, идите смело вперед. Помните, что жизнь и наука все время идут вперед и отставать нельзя.

В работе будьте точны, аккуратны и наблюдательны.

Нужно организовать свой труд, создать систему в работе. Каждый человек должен избрать ту профессию, ту жизненную работу, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть.

Но молодой специалист не может быть односторонним в своем развитии и не видеть ничего, кроме своей специальности. Это глубокая ошибка. Советский молодой специалист должен быть культурным и разносторонне образованным человеком, знающим и любящим свое дело, науку, искусство, музыку, театр, спорт.

Мне хочется пожелать молодежи, чтобы она была хорошо подготовлена к работе и не только в научном, но и в физическом отношении. Каждый должен быть закален, уметь хорошо плавать, бегать, стрелять, знать основы радиотехники.
(Акад. В. А. Обручев)

II. Да здравствует солнце, да здравствует разум! (П.) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (М.). К счастью, Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Л.).


Упражнение 3.

По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение. Сформулируйте закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила.

Образец : брать - брали, брал, брало, брала.
Взять, занять, начать, понять.

Тест по теме «Орфоэпия»

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Э ксперт;
2) кухО нный;
3) ходатА йство;
4) закУ порить.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Посадить ирИ с;
2) знамЕ ние;
3) балО ванный;
4) звО нит.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) КвА ртал;
2) катА лог;
3) укрА инский;
4) премировА ть.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) ОблЕ гчить;
2) кухО нный;
3) икО нопись;
4) кладовА я.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) ХристианИ н;
2) апО строф;
3) генЕ зис;
4) танцовщИ к.

6. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Конечно [чн];
2) скучно [чн];
3) девичник [чн];
4) ничто [шт].

7. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Шинель [н’];
2) бизнес [н’];
3) энергия [н’];
4) бутерброд [т’].

8. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Фонетика [н’];
2) кортеж [тэ];
3) рандеву [д’];
4) интервью [т’].

9. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Дезинфекция [дэ];
2) свитер [т’];
3) кашне [н’];
4) патент [т’].

10. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Сервиз [сэ];
2) компресс [р’];
3) зефир [зэ];
4) реквием [р’].

11. Подберите существительное к прилагательному подвижнОй:

1) Состав;
2) человек;
3) ребенок;
4) танец.

12. Подберите существительное к прилагательному развИтые:

1) Страны;
2) локоны;
3) дети;
4) игры.

13. Подберите существительное к прилагательному языковАя:

1) Колбаса;
2) система;
3) начинка;
4) нарезка.

14. Подберите существительное к прилагательному переноснОй:

1) Смысл;
2) телевизор.

Москва, 2004 г.

ВВЕДЕНИЕ

Вы учитесь в Театральном институте! Наконец сбылась Ваша мечта попасть в волшебный мир Театра! С этого времени Вы из зрителя-участника превращаетесь в создателя этого мира. Остаётся надеяться на то, что каждый из Вас понимает, что сложный путь преодоления себя только начинается и что успех, аплодисменты, слава придут в результате ежедневного труда.

Забудьте слова «не могу», «не умею», «не хочу». Будьте внимательны и всегда готовы выполнить предложенные задачи. Помните, что без проб и ошибок, многочисленных повторов, без самостоятельных занятий Вы не добьётесь хороших результатов в своей работе.

За четыре года Вам предстоит овладеть техническими навыками освоения практических дисциплин, связанных с мастерством актёра.

Речь на сцене должна отличаться от повседневной, бытовой речи и служить образцом для подражания. Для того чтобы добиться профессионального звучания, необходимо время. Иногда требуются не год и не два, а целые десятилетия. Осознанное понимание своих речевых проблем поможет Вам быстрее найти способы их устранения.

Каждый из нас учится говорить в раннем детстве и постепенно нарабатывает свою манеру.

Как правило, на одном курсе встречаются люди из разных городов и регионов России. Естественно, речь сибиряка или краснодарца будет отличаться от речи жителя столицы.

Присущие каждому человеку индивидуальные черты связаны с объективными обстоятельствами жизни, такими как семья, школа, уровень образования, круг общения и место жительства.

Что же такое профессиональная речь актёра? Какими качествами она должна обладать? Прежде всего, требуется общая ясность речи. Поставленное дыхание, чёткая дикция, звучный голос, нормы современного литературного произношения и законы логики речи, чувство ритма, развитый речевой слух – вот неполный перечень обязательных для освоения элементов.

Вы держите в руках учебно-методическое пособие с рекомендациями по исправлению речевых недостатков. Оно поможет Вам отрабатывать и закреплять полученные на занятиях навыки самостоятельно.

Учитесь работать сами. Внимание и самоконтроль – вот те качества, которые помогут Вам в кратчайшие сроки достичь желаемого результата.

Типичные речевые ошибки

Вот то, что вызывает наибольшие трудности в произношении:

1. Артикуляция гласных звуков.

2. Произношение безударных гласных на месте букв «А» и «О».

3. Произношение безударных гласных на месте буквы «Е».

4. Произношение безударных гласных на месте буквы «Я».

5. Произношение «И» после твёрдого согласного.

6. Стяжение слова и утрата гласного звука.

7. Недостаточная йотация. Утрата йота между гласными.

8. Оглушение и озвончение согласных на стыке слов, в середине и в конце слов.

9. Предударный гласный на месте буквы «А» после Ч и Щ.

Произношение сочетаний гласных «СЧ», «ЗЧ» как [ЩЩ] или [ЩЧ]

«ТЧ», «ДЧ» как [ЧЧ]

«ТЩ» в начале слова как [ЧЩ]

«СЩ», «ЗЩ» как [ЩЩ]

«ЖЧ» как [Щ].

10. Произношение сочетаний согласных «СШ, ЗШ» как [ШШ], «СЖ, ЗЖ» как [ЖЖ]. «Ш», «Ж» перед мягкими согласными.

11. Произношение свистящих согласных С, З, Ц.

12. Фрикативный Г (Г с призвуком Х).

13. Произношение мягких согласных ТЬ , ДЬ .

14. Смешение звуков Р и Л , РЬ и ЛЬ .

15. Пропуск («съедание») согласных звуков.

Цель этого пособия – избавить Вас от недостатков речи в вышеуказанных случаях. Авторами предлагается один из способов для самостоятельной работы:

    определяем ошибку;

    вспоминаем нормы орфоэпической и дикционной точности;

    начинаем работать над ошибкой по методу «от простого к сложному», то есть: звук → слог → слово → словосочетание → предложение → текст.

Как определить свои речевые ошибки?

    Запишите на диктофон любой выбранный Вами текст;

    внимательно прослушайте запись;

    дайте прослушать эту запись другим людям;

    сопоставьте своё и чужое мнение;

    определите, какие речевые недостатки встречаются в Вашей речи.

Откройте нужную Вам страницу.

Ознакомьтесь со всеми упражнениями, связанными с данной темой.

Методика работы над упражнением:

    внимательно прочитайте условия выполнения упражнения;

    попробуйте произнести предлагаемый материал медленно, контролируя правильность выполнения данных условий;

    ориентируйтесь на многократное повторение данного упражнения.

Экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ хорош уже тем, что в процессе подготовки к нему выпускники волей-неволей усваивают некоторые языковые нормы. Взять хотя бы нормы акцентологические (то есть нормы, связанные с постановкой ударения в словах). Интересно, сколько выпускников эпохи «до ЕГЭ» правильно произносят «включИт», «тОрты», «слИвовый», «красИвее»? У многих ли выпускников хвалёной режет слух «звОнит» вместо правильного «звонИт», «бАловаться» вместо «баловАться»?..

Испытание по русскому языку в форме ЕГЭ предполагает, что успешно выдержавший его одиннадцатиклассник этими самыми нормами владеет чуть ли не в совершенстве. Вот и отрабатывают правильную постановку ударения на школьных уроках, с репетиторами, самостоятельно. Тем не менее, трудности остаются: непросто взять да и заговорить правильно, когда с детских лет на уровне подсознания усвоены неверные варианты произношения.

Предлагаем несколько рекомендаций для тех, кто никак не может справиться с заданием 4 ЕГЭ по русскому языку (напомним: в этом задании нужно найти ошибку в постановке ударения). Вот как оно выглядит в обновлённой демоверсии 2015 года:

Что делает этот мифологический герой на обложке орфоэпического словника ЕГЭ? Загадка! Наверно, дело в греческих корнях термина «орфоэпия»…

Справились с заданием? Ошибка в постановке ударения допущена в слове граждАнство , его и нужно выписать. А теперь к делу. Прежде всего, скачайте демоверсию ЕГЭ по русскому языку на сайте ФИПИ. Распакуйте архив. В нём среди прочих файлов есть документ под названием OrfoEpic.pdf (по крайней мере, так он называется в демоверсии 2015 года). Это орфоэпический словник . Предполагается, что в задание 4 на ЕГЭ по русскому языку будут включены именно слова из словника, поэтому рекомендуем внимательно изучить содержимое этого документа. В его вступительной статье говорится об особенностях постановки ударения в словах различных частей речи, а затем следует основная часть — список слов, нормативное ударение в которых нужно запомнить.

Как запоминать? Попробуйте читать эти слова (весь список или его части) ежедневно, желательно вслух. Много времени такая работа не займёт, зато эффект гарантирован. Периодически проверяйте себя, выполняя задание №4 в сборниках типовых тестов ЕГЭ. На всякий случай обращайтесь время от времени к орфоэпическим словарикам, которые имеются в некоторых пособиях для подготовки к ЕГЭ, например, в сборнике С. Драбкиной и Н. Сениной. Только обязательно читайте слова правильно: неверный вариант ударения может отложиться в памяти и сыграть злую шутку на экзамене.

При работе над произношением необходимо включить не только зрительную память, но и слуховую. Это касается не только аудиалов. Занятия, связанные с фонетикой и орфоэпией, требуют, чтобы слова воспринимались именно на слух. Старайтесь правильно произносить слова и в повседневной жизни. Домочадцы произносят слово «торты» с ударением на последнем слоге? Вас это коробит? Значит, вы уже грамотнее, чем они. Корректно поправляйте их, ссылаясь на словарь или другой авторитетный источник.

Легче запоминать ударение в словах помогают мнемонические приёмы. Попробуйте сгруппировать слова, в которых ударение падает на один и тот же слог, например, так:

Быстро запоминаются небольшие стишки или рифмованные фразы, предполагающие правильную постановку ударения. Некоторые из них довольно нелепы, но в памяти держатся неплохо.

Вот такие мнемонические фразы помогут запомнить ударение в словах тОрты и шАрфы :

А вот фразы, с которыми легче запомнятся названия огородных культур — щавЕль и свЁкла :

Контрольное задание

по теме «Орфоэпические нормы русского языка »

Задание . Прочитайте предложения, устанавливая по словарю правильность ударения в выделенных словах.

1. Эксперт принял решение о повторной проверке качества творога на оптовом рынке.

2. В первом квартале мы заключим договор о прокладке газопровода .

3. На обложке каталога была изображена фарфоровая подвеска на серебряной цепочке .

4. У меня начал болеть запломбированный зуб. Чтобы облегчить мои страдания, доктору пришлось запломбировать его заново.

5. Во многих школах уже ввели школьную форму у мальчиков - брюки и пиджаки, а у девочек - красивые гофрированные юбки и блузки.

6. Цепочка с ракушками из фарфора смотрелись намного красивее у нее на шее, чем на руке.

7. Сегодня наша фирма отправила баржу с камбалой в Москву.

8. Продавщица начала поднимать тяжелую коробку с тортами , но служащий помог ей, тем самым, облегчив ее труд.

9. В каталоге этой фирмы вещи оказались еще красивее , чем в каталоге фирмы “Мария”.

10. Творог оказался невкусным, и пришлось выбросить его в мусоропровод .

11. Мы купили свеклу по оптовой цене.

12. В прошлом квартале цепочки в этом магазине были намного красивее и стоили дешевле.

13. Ввод нефтепровода в действие был запланирован на второй квартал этого года.

14. Договор о поставке партии высококачественного фарфора будет подписан только после того, как эксперт даст свое заключение.

16. Для обеспечения здорового образа жизни желательно исключить из своего рациона торты и алкоголь .

17. Эксперты подготовили новый каталог качественной алкогольной продукции.

18. По ходатайству экспертной комиссии опека над объектом будет осуществляться мэрией города.

19. В последнем квартале этого года эксперты одной из фирм заключили выгодный договор , за что были премированы .

20. Избалованный ребенок не захотел есть тефтели и потянулся за тортом .

21. Камбала - морская рыба, которую можно купить по оптовой цене.

22. В старых кварталах города нет водопровода .

23. Обеспечение безопасности жителей, охрана нефтепровода - важнейшие задачи, стоящие перед спецподразделением.

24. На завтрак приготовили салат из творога со свеклой и отварную камбалу.

25. Во время конференции был подписан договор об обеспечении безопасности на воздушном транспорте .

26. Эксперт дал заключение об отсутствии нитратов в свекле и щавеле .

27. Морская ракушка на цепочке - красивое украшение.

28. Пока варился суп из щавеля, я делала тефтели .

29. На похоронах мы выразили соболезнования родственникам умершего.

30. Мы заключим договор об опеке только в следующем квартале .

31. При продолжительном плавании борта баржи обрастают ракушками .

32. Эксперт по недвижимости рассказал о различных аферах .

приведЕ нный

привезЕ нный

приговО р

придА ное

принесЕ нный

принУ дить

приободрИ ть

приобретЕ ние

приобретЕ нный

приручЕ нный

прищемИ ть: прищемИ шь, прищемИ т и т. д.

проведЕ нный

проЕ кт (э)

произведЕ нный

прО поведь 2

простынЯ

прО филь (н)

прядИ льный

пулО вер

пустЯ чный (шн)

путепровО д

РазлучИ ть: разлучИ шь, разлучИ т и т. д.

разО гнутый

разО мкнутый

ракУ шка

раскУ порить

расщеплЕ нный

револьвЕ р

рекА 5

релЕ (рэ)

ремЕ нь (о)

реномЕ (ре, мэ)

рубЕ ж (о)

рубль (о)

сабО

санитарИ я

свезЕ нный

свЕ кла

свекО льный

сверлИ ть: сверлИ шь, сверлИ т и т. д.

сервИ з (се)

сЕ рвис (сэ)

серьгА 4

сЕ ссия (се)

сиротА 3

скА терть 2

скворЕ чник (шн)

склад (н)

сковородА 4

скО рость 2

скреплЕ нный

скрО енный

скулА 3

скУ чно (шн)

слИ вовый

слободА 4

слугА 3

смолА 3

снА добье

соболЕ знование

сО боль 1,2

согбЕ нный

сО гнутый

созЫ в (н)

соснА 3

сосредотО чение

спинА 5

средА 5

срЕ дство (н)

стА туя

стеклО 3

стенА 5

стеногрА фия

стЕ ржень (н)

стЕ рлядь 2

столЯ р

стопА (о)

сторонА 5

страхО вщик

строгА льщик

строй 1

строкА 4

строфА 3

ступнЯ (о)

суп 1

сцЕ пленный

табУ

тамО жня

танцО вщица

тендЕ нция (тэ, дэ)

тЕ ннис (тэ)

тень 2

теплопровО д

тЕ рмос (тэ)

тигрО вый

тирА ж (о)

том 1

тон 1

тО поль 1

торг, торгИ 1

торЕ ц (о)

тропА 4

трос (н)

трость 2

трубопровО д

тУ фля (н)

тыл 1

уведЕ нный

увезЕ нный

углубИ ть

углублЕ нный

У голь 2

уделИ ть: уделИ шь, уделИ т и т. д.

узаконЕ ние

украИ нский

умЕ рший

умнО

уморИ ть: уморИ шь, уморИ т и т. д.

унесЕ нный

упрО чение

упрощЕ нный

усугубИ ть

утИ ль (н)

утЮ г (о)

уценЕ нный

ущемИ ть: ущемИ шь, ущемИ т и т. д.

факсИ миле

фарфО р

фенО мен

ферзь (о)

фетИ ш

филантрО пия

фонд (н)

формировА ть

ход 1

ходА тайство

ходА тайствовать

хозЯ ева

хО леный

холм (о)

хор 1

хребЕ т

христианИ н

хрустА ль (о)

ценА 5

ценовО й

цепО чка

цЕ рковь 2

цитадЕ ль (дэ)

цыгА н

чай 1

челн (о)

чЕ тверть 2

чИ стильщик

шаг 1

шарф (н)

шассИ

шестернЯ (о)

шимпанзЕ (зэ)

шкаф 1

шофЕ р (н)

шрифт (н)

штаб 1

штА бель 1

штЕ мпель 1 (тэ)

штЕ псель (тэ)

шторм (н)

штраф (н)

шут (о)

щавЕ ль

щекА 5

щелочнО й

щель 2

щит (о)

Э кскурс

экспЕ рт

экспЕ ртный

экстрасЕ нс (сэ)

эмалировА ть

юрО дивый

язЫ к (о)

яИ чница (шн)

ярЕ м

Я сли (н)

ячмЕ нь (о)

В данной статье предлагаю Вам рассмотреть характеристики различных видов орфоэпических упражнений , которые могут быть использованы в работе при организации учебной деятельности младших школьников .

1. Упражнение, предполагающие проведение работы над артикуляцией звука (его узнавание, выделение, вызывание).

Цель: тренировка органов артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука; уточнение и отработка произношения звука в словах.

  • Произнесите звук, обозначаемый буквой Щ . какую работу при этом совершают органы речи?
  • Найдите одинаковый звук в словах: ФОНАРИК, ФОКУС, ФЕВРАЛЬ, ФИГУРА. Произнесите слова правильно. Не вставляйте лишних звуков.
  • Назовите звук, которым начинаются слова, произнесите его правильно. Произнесите сначала выделенные слова, затем по их образцу прочитайте остальные.

Чай , часы, чашка, чайка, часто, чан, чарка.

Чудо , чулан, чулок, чужой, чуваш, чучело.

Чердак , чернила, человек, черпать, четверть, четыре.

Чинить , чисто, чиркнуть, чибис, число.

2. Упражнения, целью которых является знакомство учащихся с литературной нормой.

  • Звук [г] на конце слов оглушается в [к].

Прочитайте вслух следующие слова: творог, порог, рог, пирог, сапог, плуг, стог, снег, мог, враг, слог, четверг, поджог.

3. Упражнения на сопоставление и противопоставление нормы и ненормированных образований.

Цель: помочь школьникам быстрее и лучше понять особенности звукопроизношения и путем систематической целенаправленной работы сформировать навыки орфоэпически правильной речи. С этой целью можно использовать различные по характеру сопоставления.

1) Сопоставление звуков и букв.

Цель: обучение детей различению звуков и букв, правильному произношению звуков и названий соответствующих букв.

  • Правильно произнесите название следующих букв: к, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ . Затем произнесите звуки, которые обозначаются этими буквами.

2) Сопоставление диалектных и нормированных фонетических особенностей.

Цель: развитие речевого слуха учащихся; выработка умений слышать звучащее слово, фиксировать внимание на его фонетических особенностях, исправлять и предупреждать фонетические ошибки.

Можно предложить такие упражнения:

  • Распределите и запишите слова по группам: а) [г] в начале слова; [г] на конце слова; [г] в середине слова. Прочитайте их правильно. Одинаково ли произносится [г] в разных частях слова?

Примеры слов: герой, грибок, сапог, погода, государство, погоди, порог, стог, где, когда, творог, друг.

  • Какие слова рифмуются с данными, если соблюдать правила произношения? Произнесите эти слова правильно.

Приведите подобные примеры рифмующихся слов.

3) Сопоставление произношения владеющих и не владеющих орфоэпией учащихся.

Цель: выявление отклонений от норм литературного языка; выработка умений фиксировать и исправлять произносительные ошибки в чужой речи, то есть умения анализировать речь окружающих людей с точки зрения ее фонетических особенностей и давать аргументированную оценку речи других носителей языка.

4. Упражнения, предполагающие проведение предварительной орфоэпической подготовки (имеющейся или осуществляемой самими учениками).

Цель: учить детей предварительно готовить тексты для чтения (воспроизведения), чтобы предупредить орфоэпические ошибки , возникающие прежде всего под влиянием письменной речи.

  • Прочитайте пословицы. Обратите внимание на произношение окончания выделенных слов.

Смелого пуля боится, смелого штык не берет.

У сильного всегда бессильный виноват

От плохого начала и конец плохой.

  • Прочитайте вслух слова. Обратите внимание на выделенные гласные: не вставляйте лишних звуков, не заменяйте гласные согласными.

Какао , радио , пау к, патрио т, фарао н.

Выясните значение неизвестного вам слова.

  • Расставьте ударение в глаголах. Прочитайте вслух.

Ждать – ждала; задать – задала; понять – понял; жить – жила; начать – начал и т.д.

5. Упражнения, вырабатывающие навыки правильной постановки ударения в словах и показывающие его смыслоразличительную функцию.

Цель: учить школьников соблюдению акцентологических норм; помочь осознать, что от места ударения зависит не только правильность/неправильность произношения, но и в ряде случаев лексическое значение слова.

  • Прочитайте отрывок из стихотворения правильно и выразительно. Сделайте вывод о роли ударения.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это окуни!

Я. Козловский

  • К данным словам подберите подходящие по смыслу слова. Напишите словосочетания. Прочитайте вслух, соблюдая нормы ударения.

6. Упражнения, вырабатывающие навыки правильного произношения стихотворной речи (с учетом ритма и рифмы).

Цель: учить школьников по ритму и рифме стихов определять место ударения и произношение звуков в рифмующих словах.

Отбирая стихотворения (отрывки), логопеду следует учитывать характер рифмы, которая может быть как точной, так и неточной. Для учебных целей более всего подходят тексты с точной рифмой.

  • Прочитайте стихотворный отрывок. Какое произношение окончания выделенного слова подсказывает рифма?

Заказное из Ростова

Для товарища Житкова.

– Заказное для Житкова?

Извините, нет такого.

С. Маршак.

  • Правильно и выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. В выделенных словах определите место ударения. Обратите внимание на рифму, котрая поможет в этом.

Есть у нас цветная глина.

Привезли из магазина.

Б. Ивлев.

В мастерскую к столярам

Петя ходит по утрам.

Г. Люшин.

7. Упражнения, вырабатывающие навыки литературного произношения, исключающие влияние письменной речи.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков в словах и правильной постановке ударений. С этой целью рекомендуется использование упражнений, которые предполагают название предметов, изображенных на рисунках.

  • Назовите слова, которые обозначают нарисованные предметы. Соблюдайте при этом правила литературного произношения.

Рисунки: утюг, носорог, флаг, пирог, сапог, шланг, плуг, стог.

8. Упражнения, направленные на закрепление литературной нормы, вырабатывающие правильную дикцию, ясное, отчетливое произнесение звуков.

Сюда относятся в первую очередь упражнения с использованием различных поговорок, скороговорок, звуковых и слоговых рядов (например: га – го – гы – ге – ги и т.п.).

Приведенный перечень орфоэпических упражнений не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть необходимость гибкого и вариативного подхода к организации орфоэпической работы. невозможно выделить какой-либо один универсальный вид упражнений, обеспечивающий эффективное усвоение той или иной нормы. Многое определяется конкретными условиями конкретного класса, речевым окружением школьника.