Как выставить свет для портрета: советы для новичков. Освещение при съемке портрета

При съемке портрета в помещении или на натуре используют различные виды света: рисующий и заполняющий, а также моделирующий, контровой и фоновый. Изобразительные возможности расширяются, если применяют дополнительные осветительные приборы или светоотражатели. Используя эти виды света, создают тональный или светотеневой рисунок, с помощью которых выявляют не только характерные черты лица, но и цветовые сочетания.

Задачи портретного освещения можно определить следующим образом. Во-первых, оно должно выявлять цветные оттенки и цветовые контрасты. Во-вторых, создавать единый колорит с использованием светлой или темной тональности. В-третьих, цветовые сочетания в светах и тенях должны подчеркивать объемную форму лица.

При подготовке к портретной съемке прежде всего необходимо выбрать направление рисующего света. При съемке в помещениях с естественным освещением фотографируемого человека приходится усаживать так, чтобы найти соответствующее его положение по отношению к окну. В этом случае получается наиболее выразительный светотеневой рисунок.

При съемке в помещении с электрическим освещением, наоборот, меняют расположение источника света и фотоаппарата. Таким образом, на первом этапе съемочного процесса должно быть найдено как положение фотографируемого человека, так и направление съемки по отношению к рисующему свету. После этого уточняют позу, поворот корпуса и наклон головы. Одновременно выбирают точку съемки и определяют тем самым масштаб изображения и ракурс.

При поиске наилучшей композиции портрета приходится учитывать множество других факторов, в том числе возможность дополнительной подсветки теней, размещение предметов на фоне и их освещение.

Элементы освещения. Портретное освещение характеризуется: ключевой яркостью изображения, светотеневыми и цветотеневыми контрастами, а также резкостью границы теней, определяющей пластичность освещения.

Ключевая яркость - это наибольшая яркость какой- либо части лица. Ключевую яркость используют в некоторых случаях для выбора оптимальной экспозиции.

Светотеневой контраст определяется отношением яркости наиболее освещенного участка лица к яркости затененного участка, т. е. отношением ключевой яркости к минимальной яркости лица.

При съемке светотеневой контраст оценивают зрительно, и на основе этой оценки регулируют интенсивность рисующего света по сравнению с заполняющим, а также интенсивность моделирующего света по сравнению с рисующим.

Цветотеневой контраст - это разница цветов на яркоосвещенных и на затененных участках лица, определяемая цветностью освещения этих участков. Соотношение цветности в светах и тенях регулируют с помощью цветной подсветки теней, а также применением зонально окрашенных сеток или светофильтров, устанавливаемых перед источником рисующего света. Наибольший цветовой контраст достигается в том случае, если источники света создают в тенях и светах оттенки дополнительных цветов. Например, если в осветительном приборе, создающем заполняющий свет, установлены лампы накаливания, а рисующий свет создается электронным импульсным источником, то света получаются с голубоватым оттенком, а тени - красно-коричневыми.

Пластичность освещения помогает выявить объемные формы лица фотографируемого человека. Пластичность освещения усиливается при увеличении протяженности светотеневых переходов и снижении резкости границы тени. Протяженность светотени меняется в зависимости от расположения источника света и площади светящейся поверхности. Чем ближе находится источник света к фотографируемому человеку, тем больше разница в освещении разноудаленных участков лица и тем больше протяженность светотеневых переходов.

Резкость границы светотени с увеличением площади светящейся поверхности уменьшается. Если границы теней на лице от носа, надбровных дуг и подбородка получаются не резкими, портрет выглядит более объемным, пластичным. Резкая граница светотени, например от носа, выглядит неестественно, поэтому ее следует по возможности избегать. Чтобы создать большую по площади светящуюся поверхность, перед осветительными приборами устанавливают светорассеивающие сетки или используют рефлекторы большого размера.

Тональное и светотеневое освещение. Когда рисующий свет направлен по линии съемки от фотоаппарата, освещение называют тональным. Если же источник света смещен относительно линии съемки, образуется светотеневое освещение. Изменение направления освещения влияет не только на контраст и световую тональность снимка, но и на его колорит.

При тональном освещении изображение получается в светлой тональности (ил. 45,а). При этом колорит определяется локальными цветами, т. е. окраской изображаемых предметов.

При светотеневом освещении, когда источник света удален от линии съемки (ил. 45,6), снимок получается в более темной тональности, при боковом и верхнем освещении (ил. 45,в и г) - в еще более темной тональности.

При тональном освещении световой рисунок, контраст контуров регулируют удалением или приближением источника света к лицу фотографируемого человека.

На ил. 46,а показано, что при расположении источника света около фотоаппарата тональный переход получается достаточно протяженным. С удалением источника от лица протяженность светотонального перехода уменьшается, освещение становится более плоским (ил. 46, 6). Если же источник расположен близко к лицу, разница в освещенности близких и удаленных участков, наоборот, возрастает и соответственно увеличивается тональный контраст контуров (ил. 44,в).

Цветовые соотношения на лице лучше выявляются при переднем освещении. В то же время для передачи объемности, пластичности формы лица предпочтительнее передне-боковое, нормальное освещение с применением источников с большой площадью светящейся поверхности.

При портретных съемках наиболее часто применяют светотеневое передне-боковое освещение. Причем наиболее выразительным считается нормальное портретное освещение. Оно достигается, когда рисующий свет падает спереди и сверху под углом 45° к направлению съемки (ил. 45,6). Если лицо человека обращено по направлению к источнику света, то получают портрет в более светлых тонах. Если же лицо обращено в противоположную сторону, то одна сторона его получается более темной и весь портрет в более темной тональности.

Контраст светотени меняется от уровня подсветки и площади светящейся поверхности источника рисующего света.

Чем больше площадь светящейся поверхности, тем меньше контраст светотени (ил. 47, а, 6, в) и больше протяженность светотени (см. ил. 28).

Портреты, выполненные при светотеневом освещении, различают не только по контрасту, но и по цветотеневым соотношениям.

Различают два типа цветотеневого освещения, обусловленного цветностью рисующего света и цветностью подсветки. Если рисующий свет сине-голубой, то и цвет лица получается холодным, с бледно-голубыми оттенками, а тени - теплыми, с красно-коричневыми оттенками (см. ил. 28). Если рисующий свет желтый, как прямой солнечный свет, то и цвета получаются теплыми, с желтым оттенком, а тени-холодными, как при освещении рассеянным синим светом небосвода.

Цветность освещения влияет не только на цветотеневые соотношения, но и на цветность всего снимка в целом. Если при съемке преобладает теплый заполняющий свет, портрет получается в теплой тональности. Если же преобладает заполняющий голубой свет, снимок получается в холодной тональности. Если тени подсвечены более теплым светом по сравнению с рисующим, то на снимке при повороте лица к источнику рисующего света (а) преобладают в тенях теплые тона. При повороте в противоположную сторону большая часть лица освещена холодным рисующим светом (б). Когда подсветка осуществляется более холодным голубоватым светом, а рисующий направленный свет имеет теплый цветовой тон, получается иной эффект, а именно: если лицо обращено к источнику рисующего света, большую часть в снимке занимает затененный участок лица и соответственно преобладают холодные тона (в). Если же лицо обращено в противоположную сторону, снимок получается более светлым и в нем преобладают теплые тона (г). Таким образом, при цветотеневом освещении изменением поворота лица удается менять колорит портретного изображения.

На ил. 48 показано, как меняется преобладающий цветовой тон при смешанном цветном освещении в зависимости от поворота лица к источнику рисующего света. Если тени подсвечены более теплым светом по сравнению с рисующим, то на снимке при повороте лица к источнику рисующего света (а) преобладают в тенях теплые тона. При повороте в противоположную сторону большая часть лица освещена холодным рисующим светом (б). Когда подсветка осуществляется более холодным голубоватым светом, а рисующий направленный свет имеет теплый цветовой тон, получается иной эффект, а именно: если лицо обращено к источнику рисующего света, большую часть в снимке занимает затененный участок лица и соответственно преобладают холодные тона (в). Если же лицо обращено в противоположную сторону, снимок получается более светлым и в нем преобладают теплые тона (г). Таким образом, при цветотеневом освещении изменением поворота лица удается менять колорит портретного изображения.

В каждом конкретном случае при портретных съемках требуется установить, какой тип цветотеневого освещения наиболее подходит к фотографируемому лицу, какими - теплыми или холодными - должны быть тени. Соответственно меняют цветность рисующего и дополнительного, моделирующего света. При съемке с естественным дневным освещением изменение соотношения цветов в светах и тенях достигают применением цветных светоотражающих экранов, а при электрическом освещении - использованием источников с разноокрашенными лампами и светорассеивающими сетками и осветительными светофильтрами.

Хотя освещение и влияет на цветовой тон изображения, тем не менее колорит портрета в основном определяется цветом волос, костюма и деталей фона. Цвета костюма и фона, так же как и цвет светотеневого освещения, выбирают применительно к каждому конкретному лицу в соответствии с намеченным цветовым решением снимка. Рассмотрим сначала, как выбирается естественное и электрическое освещение при съемке портретов в помещениях, а затем на натуре.

Естественное освещение в помещениях. При съемках в помещениях рисующим является дневной свет (ил. 49, 1), проникающий из окон. Этим естественным светом создается основной светотеневой рисунок на лице и фигуре фотографируемого человека. В большинстве случаев этим же светом освещается задний план (2), который образует фон портретного снимка. Чем больше площадь окна и чем ближе расположен к нему человек, тем менее контрастной получается светотень и менее резкой граница светотени.

Светотеневой контраст заметно меняется, если в помещение проникает прямой солнечный свет (3). Когда он попадает на подоконник, пол или стену, то количество заполняющего света увеличивается и контраст светотени уменьшается, подсветка теней и заднего плана усиливается. В этих случаях появляется возможность в больших пределах изменять направление съемки и поворот лица без применения дополнительной подсветки.

Если же в помещение не попадает прямой солнечный свет, то снимки получаются в более темной тональности. Подсветку теней на лице и фигуре, так же как и высвечивание фона, осуществляют светоотражающими экранами, покрытыми серебристой или цветной фольгой, или просто листами светлой бумаги (4). Если рядом с фотографируемым человеком находится стол, то для подсветки теней он должен быть покрыт белой скатертью или листом белой бумаги (5).

На ил. 50 приведены схемы вариантов расположения фотографируемого человека и фотоаппарата при съемке в помещении с одним окном. Пунктиром показаны те изменения точки съемки и расположения человека по отношению к окну, при которых светотеневое соотношение не является чрезмерно контрастным и снимать можно без дополнительной подсветки.

Светотеневой рисунок и затененность большей или меньшей части лица меняется от направления съемки по отношению к источнику рисующего света, падающего из окна. Чем больше отличается направление съемки от направления рисующего света, тем больше получается затененным лицо. Когда из окна свет падает на лицо под углом 45° к направлению съемки, получается нормальное передне-боковое освещение. Когда свет от окна падает под прямым углом к линии съемки, освещение становится более контрастным. При дальнейшем изменении направления рисующего света, когда освещение становится задне-боковым, затененной оказывается большая часть лица. В этих случаях необходимы дополнительная подсветка теней и увеличение заполняющего света.

Схема а на рис. 50 соответствует расположению человека прямо против окна. В этом случае направление съемки может изменяться на 45° в одну и в другую сторону без применения подсветки. Оптимальная точка съемки - у края окна. Если в окно падает прямой солнечный свет, который отражается от пола во все стороны, появляется возможность в более широком пределе изменять направление съемки и поворот лица также без применения подсветки. Если с помощью светорассеивающих экранов прямой солнечный свет направить в глубь комнаты, снимать можно с боковым освещением (ил. 50, б, в, г). Экраны располагают ближе к окну, чтобы отраженный свет падал на лицо не под прямым углом к линии съемки, а несколько меньшим.

Схема б соответствует светотеневому освещению, при котором контраст теней усиливается.

На схемах в г показаны варианты бокового и задне-бокового освещения. При таком расположении фотоаппарата к источнику света для подсветки теней применяют два светоотражающих экрана.

При съемке в помещении с двумя окнами зона допустимого перемещения человека и фотоаппарата существенно расширяется (ил. 51). Если фотоаппарат расположен между окнами, то фотографируемому человеку можно перемещаться как по радиусу (в) в любом направлении, так и параллельно окнам (б).

На схемах, приведенных на ил. 51, в и г, показано, что при съемке в комнате с двумя окнами, расположенными под углом, зоны допустимого расположения фотоаппарата и фотографируемого человека еще более расширяются. Причем в этих случаях возможно не только радиальное и параллельное перемещение человека по отношению к фотоаппарату, но и в глубину комнаты под прямым углом.

Цветная портретная съемка с электрическим освещением. В тех случаях, когда в помещении имеются осветительные приборы с достаточно мощными лампами накаливания, для съемки портретов используют пленку типа ЛН. Когда в распоряжении фотографа имеются электронные импульсные лампы, портреты снимают на пленку типа ДС.

При цветных съемках используют те же осветительные приборы направленного и рассеянного света, которые применяют при черно-белых съемках (ил. 52). Поскольку при цветных съемках лучшие результаты получаются при менее контрастном освещении, то предпочтительными являются приборы с рефлекторами большого размера или же перед осветительными приборами устанавливают рассеивающие сетки или матированные прозрачные пластмассовые экраны.

Поиск наилучшего портретного освещения при наличии осветительных приборов с лампами накаливания начинают с выбора положения источника рисующего света 1 по отношению к выбранному направлению съемки. Затем выбирают высоту расположения этого источника и угол, под которым сверху освещается лицо фотографируемого человека. Регулируют интенсивность рисующего света до достижения заданной ключевой яркости и одновременно расширяют площадь светящейся поверхности светорассеивающей сетки, экрана или рефлектора. Источник 2 используют для подсветки теней. Его располагают ближе или дальше от лица фотографируемого человека. Источник 3 применяют для создания контрового или задне-бокового бликующего света. Заполняющий свет образуется этими же источниками или дополнительными.

При использовании одного источника света, когда его размещают около фотоаппарата (ил. 53,а), изображение получается плоским с узким тональным контуром. Если же применять второй источник света и цветные экраны, то Даже при тональном освещении (ил. 53,6 и в) удается получить пластичное, более объемное изображение. Использование разноцветных источников света позволяет менять цветовой строй снимка за счет образования цветных бликов и окраски тонального контура. Чем ближе расположен второй источник света к лицу фотографируемого человека, тем более широким получается окрашенный тональный контур.

Еще более объемным становится изображение при светотеневом освещении, когда электронно-импульсная лампа, создающая рисующий свет, расположена в стороне от фотоаппарата.

Схема г - пример нормального светотеневого освещения, когда рисующий свет создается источником, имеющим сравнительно небольшой рефлектор. Чтобы сделать собственную тень на лице менее резкой, более размытой, перед источником рисующего света, как показано на схеме д, устанавливают светорассеивающую сетку. Схема е относится к случаю, когда с помощью второго источника света создают цветную подсветку лампами накаливания.

На схемах ж, з, и показаны варианты светотеневого освещения, отличающиеся между собой направлением рисующего света: ж-пример прямого верхнего освещения; з-бокового освещения; и-задне-бокового освещения. При задне-боковом и прямом верхнем освещении рисующий свет падает на лицо примерно под углом 45° к горизонтали. При боковом освещении источник рисующего света располагают, как правило, на одной высоте с лицом.

При передне-боковом освещении, когда направление рисующего света отклоняется от линии съемки более чем на 60°, а лицо обращено к источнику света, большая часть лица оказывается затененной, изображение получается в темных тонах.

При верхнем переднем освещении представляется возможным в больших пределах изменять поворот лица без изменения тональности освещения. Однако чтобы тени не оказались излишне темными, требуется интенсивная их подсветка от фотоаппарата.

Для усиления светлой тональности на плечах и волосах фотографируемого человека создают светящиеся ореолы с помощью источника заднего и верхнего контрового света. Чтобы усилить блики и ореолы, перед объективом устанавливают светорассеивающие сетки или диффузоры.

Тональность изображения меняется не только от типа применяемого освещения, но и от экспонирования. Цветовой контраст деталей в тенях изображения при сильном уменьшении экспозиции снижается, и снимки получаются в темной тональности. При сильном увеличении экспозиции, напротив, снижается контрастность изображения в светах, и снимки получаются в светлой тональности.

Установив перед объективом цветные светоотражающие сетки красного или розового цвета, можно усилить теплые тона, если же использовать сетки зелено-голубых тонов, то на изображении усиливаются холодные тона.

Правила светотеневого освещения. Мастерство освещения заключается в выявлении характерных черт лица, в создании задуманной тональности и колорита. Причем выбор того или иного освещения не должен вызывать нежелательных эффектов, например двойных теней, появляющихся от одинаковых по яркости источников света.

Чтобы получить снимки без грубых ошибок и выявить желаемые черты лица, следует придерживаться некоторых правил.

При съемке портрета сначала выбирают участок лица, который должен быть наиболее ярко освещен. Источник рисующего света перемещают до тех пор, пока не будет наиболее ярко освещен овал лица или участок, близкий к глазам. Таким образом создается световой ключ.

Затем находят такое положение источника моделирующего света, при котором не возникает двойных теней от носа. Чтобы нос не получился излишне широким, источник света располагают недалеко от фотоаппарата, чаще всего по другую сторону от источника рисующего света.

Выявление характерных черт лица зависит прежде всего от того, под каким углом сверху падает на лицо рисующий свет. С увеличением высоты расположения источника света тени в глазных впадинах углубляются, тень от носа становится удлиненной. Поворот лица к источнику рисующего света выбирают обычно таким, чтобы тень от носа, глубокая и резкая, не достигала верхней губы и не пересекала линию губ. Вместе с тем, если длинная тень от носа пересекает лишь один угол рта и соединяется с затененной частью скулы, она воспринимается вполне естественно.

При низком расположении источника рисующего света образуется короткая тень. Широкая и короткая тень от носа, если она контрастная и границы ее резки, создает впечатление расширенного носа. Делая границы тени более мягкими, можно достичь того, что нос будет казаться на снимке более коротким и не расширенным.

Особое внимание при портретной съемке уделяют освещению глаз. Нередко можно видеть снимки, в которых выразительно изображены линии носа, овала лица и других деталей. Однако портрет оказывается неинтересным, потому что не выделены глаза, не видны белки глаз и зрачки.

В цветной фотографии такие "слепые" портреты получаются при съемках с искусственным электрическим освещением, когда на фотографируемого человека падает прямой поток направленного света. Чтобы глаза на портрете достаточно ясно выделялись, необходимо использовать верхний свет, который образует мягкие тени под глазными впадинами, а перед фотографируемым человеком следует размещать экран, от которого отраженный свет создает блики на белках глаз и соответственно выделяет темные зрачки (ил. 54).

Таким образом, при смешанном портретном освещении, когда подсветка осуществляется другим по цветности светом, появляется возможность выделять цвет глаз. Например, синим отраженным светом удается подчеркнуть синеву радужной оболочки и белизну белков.

Изменяя высоту расположения источника света и регулируя светорассеивающей сеткой площадь светящейся поверхности, можно для каждого типа лица подобрать требуемое светотеневое освещение. Одновременно применяют затенители. При верхнем освещении с их помощью затеняют волосы и часть лба, а при нижнем - часть корпуса и руки.

Особое внимание уделяют освещению волос. Сложная прическа всегда более заметна на снимке, чем в повседневной жизни, даже если фотограф специально затенит ее. Желательно, чтобы прическа была как можно проще, но волосы перед съемкой должны быть тщательно причесаны. Освещение должно выделять и подчеркивать линию прически и блеск волос. Для этого используют дополнительные источники, создающие верхнее или задне-боковое бликующее освещение. Верхний свет позволяет создать светящийся ореол вокруг головы, а задне-боковой свет - подчеркнуть бликами линию и блеск волос. Интенсивность рисующего света при задне-боковом бликующем освещении ослабляется с помощью затенителей или светорассеивающих сеток, частично перекрывающих световой пучок.

Контровое рисующее освещение используют также при съемке портретов в профиль. Снимки выполняют в темной тональности. Для выявления деталей в тенях применяют дополнительную подсветку от фотоаппарата.

Эффектное освещение. Различные источники света, такие, как лампа под абажуром, керосиновая лампа, зажженная свеча, свет от камина или печи, включенные в композицию кадра, создают эффектное освещение. Портреты при этом получаются в темной тональности. Для эффектного освещения характерна разница в цветности источника света и цветовой тональности всего изображения. Эта разница создается с помощью разноцветных осветительных светофильтров.

Интервал яркостей, который может быть получен на цветном изображении, почти всегда меньше интервала яркостей реального эффектного освещения. Поэтому приходится уменьшать светотеневые контрасты. В этом случае снижается контрастность деталей в тенях объекта, реже - в средних яркостях. Снижение светотеневого контраста зависит от экспозиции. Для естественного изображения эффектного освещения и создания соответствующего колорита необходимо снижать экспозицию настолько, чтобы уменьшение контраста в тенях соответствовало зрительному восприятию.

Если внимательно посмотреть на детали лица человека, находящегося в непосредственной близости к источнику света, можно заметить градацию тонов в тенях, а также детали самого источника света. При внимательном рассмотрении даже глубокие тени воспринимаются "прозрачными". Учитывая это явление, фотограф в процессе съемки должен перераспределять освещение так, чтобы привлечь внимание на детали лица и уменьшить яркость источника света, включенного в кадр.

Например, если при съемке портрета в кадр включена какая-либо лампа или фонарь, яркость их должна быть значительно понижена в сравнении с яркостью лица. Это же самое относится и к яркости всего фона и близлежащих яркоосвещенных участков фона. Самая глубокая тень, если она занимает на втором или третьем плане значительный по площади участок, тоже не должна быть темнее самых темных деталей на первом плане. Это требование прозрачности теней и затенения источников света относится прежде всего к эффектному освещению "под ночь", "под вечер" и т. д.

Интересные результаты получаются также при съемке портретов на фоне окна, затянутого прозрачными шторами. Подсветка таких штор естественным дневным светом позволяет снизить контраст оконных переплетов с пейзажем за окном. Основной рисунок при этом создается электрическим источником света. Если подсвечивать штору дополнительно, эффект объединения цветных деталей на фоне может быть усилен.

Примеры портретной съемки. Поясной портрет артистки театра и кино Елены Прокловой (ил. 55) выполнен в светлой тональности. Мягкое светотональное освещение хорошо выявляет глаза актрисы, платье, украшения. Но контрастирующим элементом композиции является черный кот, расположившийся на плече актрисы. Удачно выбрана поза, поворот головы артистки. Она смотрит на нас анфас, хотя плечо выдвинуто в сторону фотоаппарата. Только едва уловимая тень на стене указывает, что был использован источник рисующего света. В этом снимке отчетливо выявлено все то, что говорилось о цветовых контрастах.

Портрет киноактрисы Валентины Теличкиной (ил. 56) тоже поясной, но выполнен в темной тональности и в живописной манере. Здесь белое платье актрисы контрастирует не только с красной цветастой шалью, которой покрыто кресло, но и с темным шкафом. Светлые волосы актрисы как бы сливаются с цветом дерева. Освещение лица светотональное, как и в предыдущем портрете. Здесь нет отчетливо выраженных теней ни на лице, ни на платье.

Эти два портрета показывают, какие творческие возможности таит в себе использование светотонального освещения с применением электрических источников.

Портрет народной артистки СССР Людмилы Гурченко (ил. 57) выполнен с использованием верхнего контрового света, который хорошо освещает ее волосы и отделяет фигуру от фона. Подсвечник со свечой и резная декоративная ваза создают дополнительные рефлексы и блики на лице актрисы.

Наконец, портрет народного артиста СССР Андрея Попова (ил. 58) выполнен в довольно сложной технике - двойной экспозиции. Портрет оригинален тем, что снята только голова в светотональном ключе, что позволило хорошо выявить светом глаза, фактуру лица и волосы, подернутые сединой. Когда же портрет был готов, фотограф синим фломастером выделил лицо, что создало контрастирующий фон и усилило воздействие на зрителя. Этот прием не новый. Еще в 20-30-х годах известного фотомастера М. Наппельбаума укоряли за вмешательство кисти в негатив. Он наносил мазки на негатив и на отпечатках появлялись световые блики, которые оживляли портрет.

Съемка портретов на натуре. При фотографировании портретов на натуре в солнечную погоду прежде всего необходимо выбрать место съемки и направление освещения, чтобы свет не слепил глаза и светотень не получалась бы слишком контрастной. Для этого подбирают несколько вариантов направления съемки.

Когда небосвод затянут дымкой или покрыт легкими облаками, съемку производят при передне-боковом освещении. Чтобы уменьшить контраст светотени и подчеркнуть те или иные черты лица при боковом и задне-боковом солнечном освещении, приходится использовать дополнительную естественную или специально созданную подсветку теней. Искусственную подсветку осуществляют с помощью светотеневого экрана, электронно-импульсной лампы или света, отраженного от приближенных к лицу светлых предметов: листов бумаги, ткани. В некоторых случаях применяют светорассеивающие сетки большого размера, установленные в непосредственной близости от лица.

При съемке на натуре на фоне светлых зданий используют свет, отраженный от белых стен. В этом случае можно снимать не только с боковым и задне-боковым освещением, но даже с контровым солнечным светом. Тени, подсвечиваемые отраженным солнечным светом, имеют теплый оттенок. Если такая подсветка отсутствует, тени приобретают холодный синий оттенок света, рассеиваемого небосводом. Чем меньше облачность, тем холоднее оттенки в тенях.

На схемах ил. 59, а, б, в показаны варианты естественного портретного освещения, различающиеся направлением рисующего солнечного света. Подсветка теней при передне-боковом освещении, так же как и при расположении человека в тени, производится с помощью светоотражающих экранов, покрытых серебристой или цветной фольгой, соответственно голубой или оранжевой.

Схемы г, д, е представляют варианты задне-бокового солнечного освещения, при котором интенсивная подсветка затененных участков лица осуществляется естественными светоотражателями-белыми стенами зданий, парусами, рекламными щитами и т. д.

Схемы ж, з, и относятся к тем случаям, когда рисующим светом является не солнечный, а свет, создаваемый алюминированными отражателями (ж, з) или электронно-импульсной лампой (и).

При съемке портретов на натуре возникает вопрос: делать ли задний план резким или же нерезким? Освещенность первого плана на натуре обычно достаточна для того, чтобы можно было изменять диафрагму объектива и таким образом достигать требуемого соотношения резкости изображения первого плана и фона. Если съемка портретов ведется крупным планом, то второй план выполняет лишь вспомогательную роль и резкость его изображения не должна быть чрезмерной (ил. 60). При съемке же поясных и групповых портретов изображение заднего плана должно быть достаточно резким, чтобы видно было окружение, в котором находятся люди.

Групповые портреты подразделяют на официальные и сюжетные. К официальным групповым портретам относят те, которые снимают с целью запечатлеть людей на память, например учащихся одного класса, студентов одного курса и т. д. В таких снимках важно достоверно отобразить внешний облик всех фотографируемых. Такие снимки важны своей документальностью.

В сюжетных групповых портретах люди изображаются во время какого-либо действия или в некоторой ситуации, которая их объединяет (ил. 61). Такие портреты близки к жанровым фотографиям. Отличие состоит лишь в том, что в групповом портрете основное внимание уделяется изображению людей, в то время как в жанровых снимках первостепенное значение приобретает изображение ситуации, события, обстановки.

Групповые портреты рекомендуется снимать на широкоформатную пленку, с тем чтобы достоверно передать черты каждого человека и осветить одинаково каждое лицо. Лучшие результаты достигаются при естественном освещении на натуре или в светлом просторном помещении.

Выполнение групповых портретов затруднено прежде всего тем, что необходимо достичь естественного, непринужденного выражения лица одновременно у всех фотографируемых. Для этого приходится делать ряд снимков, каждый раз выбирая момент съемки, чтобы исключить случайное выражение того или иного лица или случайный жест.

Съемку группового портрета производят, как правило, со штатива, а экспонирование - с помощью тросика. Даже малейшие колебания фотоаппарата при съемке группового портрета заметно ухудшают резкость изображения.

Два основных технических требования, которые обязательны для групповых портретных фотографий,- высокая резкость изображения при равномерном освещении.

Точка съемки и освещение должны быть предварительно установлены и по возможности опробованы. Размещение людей в групповых портретах должно быть подчинено направлению рисующего света и по нему определено направление съемки. Только после этого выбирают точку съемки и фокусное расстояние объектива.

Наиболее равномерного освещения достигают при съемках с передним рисующим светом. Однако такие снимки изобразительно менее выразительны, чем те, в которых используют задне-боковой и фоновый свет. Снимая на натуре, лучший результат получают в тех случаях, когда задний план менее освещен, чем передний. При выполнении групповых портретов в помещении помимо переднего или передне-бокового рисующего света применяют еще и дополнительную подсветку теней с помощью электронных импульсных ламп.

При съемке группового портрета следует избегать фронтального расположения фотографируемых людей "плечо к плечу" и по возможности разнообразить их позы. Чтобы масштаб изображения этих людей не сильно различался, съемку лучше производить с некоторого возвышения (т. е. фотоаппарат располагать выше уровня глаз стоящего человека). Благодаря этому появляется возможность снимать с большим относительным отверстием объектива, что особенно важно при использовании малочувствительных цветных фотопленок. Следует также избегать нижнего ракурса, так как среди фотографируемых всегда найдутся люди, у которых нижняя часть лица крупная (тяжелая) и подбородок поднят.

Чтобы достичь непринужденности поз и естественного выражения глаз фотографируемых людей, во время съемки следует привлекать их внимание в одном направлении, но не на фотоаппарат.

Чтобы портрет впечатлял

Cвет является основой фотографии, поэтому при съёмке важно, не только понимать, как он работает, но и уметь им манипулировать, создавая нужное настроение и атмосферу в кадре. В этой статье мы постараемся дать некоторые советы о том, как наиболее эффективно работать со светом при портретной фотосъёмке.

1. Естественный свет

Использование такого освещения может быть очень хорошим вариантом, если вам нужно получить нежные, утончённые и естественные снимки. При съемке в помещении, модель можно расположить у окна, а в качестве основного и единственного источника освещения использовать проникающий в комнату свет с улицы. Количество света можно контролировать с помощью жалюзи или шторы. Или же меняя угол наклона и близость расположения объекта по отношению к окну.

При работе на открытом воздухе, следует внимательно отнестись к выбору времени для съёмки. Избегайте периодов, когда солнце находится высоко в небе. При таком ярком освещении весьма трудно работать. Выбирайте для съёмки утренние и вечерние часы, когда свет от солнца более мягкий и не такой резкий, как в полдень. Это не только облегчит работу, но и позволит избежать сильных контрастов, глубоких теней и потери деталей в лучах яркого света.

При работе с естественным освещением полезно иметь отражатель. С его помощью можно перенаправить некоторую часть света, например, на лицо модели, и подчеркнуть её черты. И не заставлять её смотреть прямо на солнце.

2. Студийный свет

Основным преимуществом студийного освещения является то, что вы можете управлять светом, его силой и углом, под которым он падает на объект вашей съёмки. Это открывает целый мир творческих возможностей, которые недоступны при использовании естественного освещения.

Если вы ни разу не снимали с таким освещением, то лучше начать с одного источника света и поэкспериментировать с его размещением по отношению к вашей модели. При этом анализируя, как перемещения влияют на снимки. Здесь нет ничего сложного, так как единый источник света в студии – это почти то же, что и солнце на улице. Но в данном случае у вас есть больше контроля над светом, и это дает больше возможностей для достижения желаемого результата.

3. Угол света

Пользуясь даже одним источником освещения при студийной съёмке, вы можете активно управлять углом и количеством света, направленного на модель. Даже небольшие изменения оказывают существенное влияние на конечный результат, поэтому не стоит делать резких изменений угла: сделайте несколько кадров, настройте свет и снова фотографируйте.

4. Несколько источников света

Как только вы почувствуете, что достаточно легко справляетесь с одним источником света, значит самое время приступить к освоению более сложных световых схем с использованием двух или более световых источников. В этом случае у вас появляется намного больше возможностей, и, хотя существуют стандартные схемы освещения, расположение осветительных приборов в большей степени зависит от вашего воображения. И от, того, какие цели вы преследуете.

5. Тени

Главная задача фотографа-портретиста – это передать при помощи света и тени основные черты, характер и настроение человека в рамках кадра. Это требует немало навыков.

Следите за тем, чтобы в кадре не было слишком много света. На портрете обязательно должны присутствовать различные тени, продиктованные особенностями лица. При переизбытке освещения они могут исчезнуть. В результате вы потеряете глубину снимка.

6. Хорошие тени и плохие тени

При использовании мощных источников света на стенах и потолках могут появиться отбрасываемые тени. Это не обязательно плохо. Например, если вы используете их намеренно, можно привнести в кадр угрюмое и мрачное настроение, добавить мистики или драматизма. Однако, если вы не преследуете подобных целей, то присутствие таких теней на снимке нежелательно. Поэтому во время съёмки не забывайте следить за всеми отбрасываемыми тенями.

7. Зрительный контакт

Зрительный контакт изображенного на снимке человека с аудиторией – это одно из золотых правил портретной фотографии. При этом не обязательно, чтобы модель смотрела прямо в камеру. Ведь при использовании студийного света, а, следовательно, и различных теней, тонов и углов, можно передать нужное настроение даже без прямого взгляда. Конечно же существует множество прекрасных портретов, на которых вообще не видно глаз человека. Но это скорее исключение из правил.

Попробуйте сами

Чтобы придать немного уверенности своим действиям, снимите на пару часов студию, возьмите с собой друга в качестве модели и попробуйте различные варианты освещения, с использованием имеющейся там светотехники.

Это позволит вам применить на практике все вышеизложенные советы и проанализировать результаты вашей работы. А также даст вам возможность определиться, с каким осветительным оборудованием вам предпочтительнее работать.

И используемое при этом .

При фотосъемке портрета в помещении, в частности в студии, фотографы используют различные схемы размещения осветительных приборов. : основной свет, заполняющий свет, контровой свет и подсветка фона мы уже рассмотрели.

Схемы освещения, как изобразительное средство при фотосъемке портрета.

Ясно, что на практике расположение осветительных приборов, участвующих в создании тех или иных эффектов освещения может быть различным. А вот какой эффект освещения создать фотограф решает исходя из своей художественной задачи, при этом он учитывает характер снимаемой модели, расположение ее относительно фотоаппарата (поворот, направление взгляда и т. д.).

Рассмотрим наиболее популярные, «модные» используемые при фотосъемке портрета .

  1. Рембрандтовское освещение портрета (Rembrandt Light).

Является выгодным, когда производится фотосъемка портрета мужчин. Оно создает эффектный светотеневой рисунок. Получило свое название от приемов освещения, которые использовали художники прошлого. В студии Рембрандта сверху, в потолке было встроено специальное окошко, ченрез которое падал свет на модель, с которой художник писал портрет.

Отсюда основной чертой данного вида освещения является то, что основной рисующий свет направляется на портретируемого сверху, сбоку. При этом портретируемый сидит повернувшись в пол-оборота от фоткамеры, а основной свет освещает лицо с противоположной от фотоаппарата стороны. Таким образом, ближняя к фотоаппарату строна лица оказывается частично затененной. Под глазом, находящимся ближе к фотографу, образуется затененная треугольная область. Нужно тщательно выбирать высоту основного осветителя и угол направления освещения для того, чтобы эта затененная область не получилась слишком большой.

Заполняющее освещение можно не использовать, если желательно получить контрастный светотеневой рисунок. Если тени получаются излишне глубокими, то можно их смягчить заполняющим светом. При этом источник заполняющего освещения располагается рядои с фотоаппаратом.

Источник контрового освещения располагают с противоположной от основного стороны и направляют на волосы таким образом, чтобы этот свет не падал на лицо, т. к. могут возникнуть пересветы в отдельных местах.

Можно подсветить фон также с противоположной от основного осветителя стороны. Тогда теневая часть лица будет более рельефно выделена относительно фона.

Все вопросы относительно того какой свет использовать, какой нет фотограф решает сам, как ему нравится. Догм в данном вопросе нет. Но при любой схеме освещение портрета должно быть таким, чтобы не возникало двойных теней. Если Вас, конечно, интересует реалистичная фотосъемка портрета. Для этого сила света от используемых источников должна быть сбалансированной, т. е. Основной свет по яркости должен существенно превосходить свет от других источников, играющих вспомогательную роль. Достаточно при этом основной источник освещения расположить ближе к объекту съемки, памятуя, что освещенность от одинаковых источников падает в зависимости от квадрата расстояния.

2.Узкое или короткое освещение портрета (Split Light). Также, как и при Рембрандтовском освещении основной источник света освещает часть лица с противоположной от фотоаппарата стороны, с той стороны куда повернута голова портретируемого. Но в отличие от Рембрандтовского освещения, свет напрвляется не сверху, а сбоку (источник основного света приближен к фону и освещает фигуру сбоку) на уровне глаз портретируемого.

Источник заполняющего освещения также находится возле фотоаппарата.

3. Широкое освещение портрета (Broad Light) противоположно короткому. Основной источник света освещает ближнюю к фотоаппарату сторону лица, повернутого от фотоаппарата. Ближняя к фотоаппарату сторона лица получается освещенной, а дальняя затененной.

4. Освещение портрета «бабочка» (Butterfly Light) – очень модное освещение, используемое для получения гламурных фотографий.

Основной источник освещения устанавливается возле фотоаппарата напротив лица и освещает модель несколько сверху. При этом под носом создается треугольная тень. Нужно следить за высотой расположения основного источника света, чтобы тень под носом не получилась слишком большой, вплоть до рта.

Этот вид освещения создает мягкий рисунок изображения, сглаживает мелкие недостатки на лице, и поэтому столь популярен. Нужно только учесть, что при этом подчеркивается рисунок ушей, поэтому этот вид освещения может быть неприемлем в тех случаях, когда уши выделять нежелательно. В частности он не годится при фотографировании модели, если у нее волосы стянуты в пучок сзади и открыты уши.

Основная проблема, часто встающая перед людьми, работающими в данном жанре - это несоответствие динамических диапазонов человеческого глаза и датчиков камеры, у которых он значительно ниже. Для получения качественного и реалистичного портрета, суммарная яркость кадра должна максимально соответствовать тому, что видит фотограф. В целом ситуация напоминает ту, когда с помощью объектива нужно передать стереоизображение, которое мы получаем в жизни, благодаря глазам.

Теоретически законы света одинаково работают везде, однако, когда дело доходит до освещения в фотографии, то основная наша цель заключается в увеличении динамического диапазона. Это достигается путем лучшего заполнения затемненных участков кадра и фиксации ключевого объекта фотосъемки одновременно в тени и на ярком свете (за исключением использования оригинальных схем освещения , реализуемых против всех правил фотографии для воплощения необычной творческой идеи).

Многие начинающие фотографы считают, что неукоснительное следование правилам фотографии не позволяет им в полной мере реализовать имеющиеся творческие идеи. Несомненно, эксперименты положительно влияют на портретную съемку, однако и правила были придуманы не просто так. Нередко фотографы, анализируя свои ошибки, начинают понимать, что не допустили бы их, если бы соблюдали базовые законы работы со светом. Поэтому, для проведения удачной портретной фотосъемки важно уметь различать смелый эксперимент и нелепую идею, не способную привести ни к чему выдающемуся.

Использование модификаторов света

Наибольшей популярностью среди портретистов пользуются софтбоксы и отражатели различных видов и размеров. Все остальные существующие приспособления для изменения характера и направления освещения также могут значительно улучшить качество фотосъемки при условии правильного их использования. Выбор конкретного модификатора света зависит, в первую очередь, от личных предпочтений фотографа, но также на него влияет ряд следующих критериев:


  • насколько большую площадь вы хотите осветить - тип и размер модификатора напрямую зависит от того, снимаете вы лицо крупным планом, или делаете ростовой портрет;

  • состояние кожи объекта фотосъемки - если ваша модель не имеет проблем с кожей, то освещение можно делать достаточно сильным, что позволяет добиться интересной игры света и тени. В случае фотосъемки пожилого человека или человека с проблемными кожными покровами к подбору световой схемы нужно подходить деликатно. Скрыть имеющиеся недостатки лучше всего поможет софтбокс, который позволяет получить мягкое освещение;

  • количество моделей - если вы снимаете групповой портрет и еще не видели будущих моделей вживую, то разумнее всего будет начать съемку с использования софтбокса. Это позволит избежать проблем с постобработкой фотографий, если у одной из моделей может оказаться проблемная кожа.

Тем, кто хочет снимать по-настоящему качественные портреты, необходимо научиться читать схемы света на чужих работах, различать форму бликов в глазах модели, степень жесткости освещения, а главное - понимать, с помощью использования каких модификаторов был получен тот или иной эффект.

Использование портретной тарелки

Для получения этого фотоснимка была использована . Серебряный отражатель позволил заполнить глубокие тени под носом и подбородком модели. Ее кожа была практически безупречна, а после работы визажиста стала идеальной. Благодаря этому использование сильного света было вполне приемлемым в данной ситуации. Если вы никогда не снимали с портретной тарелкой, то самое время попробовать сделать это. Несмотря на свою простоту, этот аксессуар способен поменять очень многое в кадре в лучшую сторону.

Использование софтбокса

Следующие две фотографии были получены при использовании такой же световой схемы, как и на предыдущем снимке, но в качестве основного источника освещения использовался большой софтбокс . В фотосессии участвовало более десяти моделей, и было решено использовать именно такой модификатор света. Это позволило одинаково выгодно показать прически и лица всех участниц, избежать возможных сложностей с проблемной кожей кого-то из девушек.

Если у вас нет опыта использования портретной тарелки и софтбокса, вы можете и не заметить, в чем отличие этих фотографий от предыдущего снимка. Эта граница достаточно тонкая, но чем больше вы будете снимать, тем легче вам будет ее замечать.

Как правило, опытный фотограф легко определяет, какой модификатор света был использован для получения той или иной фотографии, и возможно ли в имеющейся ситуации добиться лучших результатов. Это умение помогает правильно настраивать освещение и не допускать ошибок самому. Для начала учитесь определять глубину и степень жесткости теней под носом и подбородком модели. Так вам будет легче определиться с тем, какой модификатор света лучше выбрать.

Применение серебряного отражателя

Широкую популярность среди фотографов-портретистов получил серебряный отражатель . Он практически не изменяет оттенков света, при этом делает его прямым и жестким. Грамотная регулировка мощности источника освещения и правильное расположение рефлектора относительно модели и фона позволяет получить отличные результаты.

Если у вас под рукой нет серебряного отражателя, его можно быстро сделать из кухонной фольги, наклеенной на плотный картон с помощью двухстороннего пластыря. Если вы на автомобиле, то в качестве рефлектора также можно использовать светозащитный серебряный козырек. Применение даже столь простых и дешевых самодельных приспособлений принесут на порядок больше пользы во время проведения портретной фотосъемки.

Если у вас все же нет возможности использовать отражатель, направляйте вспышку в белую стену, потолок или любую светлую поверхность позади себя. Это же актуально для помещения, которое имеет неподходящую окраску или большую площадь, на которую не хватает мощности вашего освещения. Следующие два изображения наглядно показывают разницу в динамическом диапазоне снимков, снятых без отражателя, и с его использованием.

Использование цветных фильтров

Интересные результаты в портретной фотосъемке можно получить, когда используются цветные гелевые фильтры . Они могут значительно снижать мощность вспышки на выходе, поэтому при покупке этого аксессуара необходимо ориентироваться в первую очередь на мощность имеющегося оборудования. При использовании цветных фильтров контролируйте температуру вспышки. Мощные устройства могут повредить материал аксессуара при сильном нагреве.

Этот снимок, который вы видите, был получен с использованием оранжевого и голубого фильтров, установленных на вспышках, которые находились позади модели.

Применение других модификаторов света

Несмотря на то, что другие модификаторы света получили меньшую популярность в портретной съемке, они тоже могут принести много пользы при умелом их применении.

Например, для получения этой фотографии был использован двухметровый октобокс. Применение настолько большого источника света позволило дать модели максимально много свободы в движениях.

В своей работе портретисты время от времени используют фотографические зонты . Характер света на них несколько отличается от того, который получается при использовании софтбокса или портретной тарелки. Хотя зонт зачастую не способен дать освещение профессионального уровня, но его функциональности хватает для решения многих задач, а компактные габариты и легкий вес делают это приспособление незаменимым помощником при работе на выезде.

Использование люксметра

От профессионалов нередко можно услышать, что люксметр необходим только аматорам. Эта точка зрения достаточно спорная. Несомненно, в большинстве случаев фотографу действительно проще и полезнее определять освещенность сцены визуально - это позволяет получить незаменимый опыт и необходимые навыки. Но нередко возникают ситуации, когда настроить вспышку нужно очень быстро, или же фотограф работает с арендованным оборудованием, к которому не привык. В таком случае люксметр окажет неоценимую помощь, так что не стоит списывать этот полезнейший прибор со счетов.

Конечно, существует еще множество модификаторов света, которые не получили столь широкого распространения в портретной съемке, а их использование зависит, в первую очередь, от индивидуальных предпочтений каждого фотографа. Если вы в совершенстве овладеете теми светомоделирующими приспособлениями, которые описаны выше, вам гораздо проще будет получать отличные портреты.

И напоследок маленький экзамен для фотографов. Попытайтесь определить, какие модификаторы света использовались для получения этого снимка.

Читайте наш материал о том, как фотографировать используя только один источник света. Он будет полезен как начинающим фотографам, так и фотолюбителям!

Способов и видов освещения в студии крайне много. Начиная от освещения одним источником, заканчивая использованием нескольких источников вместе с рассеивающими зонтиками и экранами. Хотелось бы начать с основ, именно поэтому в этой статье мы будем говорить об освещении одним источником света.

Хотя этот способ освещения в студийной съемке мало используется фотографами, мы постарались подобрать иллюстрации, как можно более полно отражающие данные световые схемы, даже если при их создании фотографами использовался более чем один источник света.

Теоретически лучшим источником света является естественное освещение, так как само солнце - одиночный источник. Но освещение от одного источника в студии никогда не получаются таким, как при прямом солнечном свете, поскольку в студии лампы расположены всегда очень близко к объекту.

Nikon_light_1" height="466.6666666666667" src="https://ic.pics.livejournal.com/nikonofficial/39162016/599304/599304_original.png" title="Nikon_light_1" width="700">

Когда источник света расположен непосредственно над фотоаппаратом, точно над оптической осью объектива, то возникают довольно резкие тени под подбородком и на заднем плане под волосами. Глаза, однако, освещены хорошо. Заметьте, прямое освещение придает особый блеск волосам. Но есть и большое «но», в этом случае свет не моделирует форму лица, и оно получается довольно широким, с мелкими чертами.

Освещение под углом в 45 градусов

Первостепенная задача такого света осветить самые главные элементы, подчеркнуть объем и формы снимаемого объекта или модели. Самостоятельно подобный свет употребляется редко, так как он дает контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей из-за большого интервала яркостей.

Освещение под углом 90 градусов

Чисто боковое освещение резко делит лицо на освещенную и затененную половины. В результате лицо кажется значительно более узким, но теневая сторона выглядит шире, чем освещенная. Этого можно избежать, если задний план сделать очень темным.
Имейте в виду, при таком освещении глаза освещены слабо, а нос удлиняется. Волосы отбрасывают тень на лоб. Начинает все более выделиться структура кожи по направлению к границе раздела света и тени на освещенной стороне.

Освещение сверху

При подсветке сверху источник находится прямо над головой и чуть впереди модели. Нос отбрасывает четкую тень вертикально вниз на губу, глаза оттеняются бровями и лбом, на который в свою очередь падает тень от волос. Четко выявляются скулы. Такая схема может дать хорошие результаты с некоторыми типами лица.

Прямое освещение снизу

При подсветке снизу от источника, расположенного перед моделью на уровне пола, картина производит драматическое и призрачное впечатление. Этот тип освещения никогда не является естественным, если только снимающийся не лежит. Театральное освещение с нижних точек обеспечивает такой же эффект.

Контровое освещение

При подсветке сзади, а именно при расположении источника света точно позади модели и скрытого за ее головой, создается силуэтное изображение. Поток света образует светящийся нимб или ореол на волосах и плечах. Форма позволяет безошибочно узнать портрет, но на лице не будет проработано ни одной детали.

Контровой свет называют еще контурным и акцентирующим. Он выявляет форму всего объекта фотосъемки или какой-либо его части, а также «отрывает» объект от фона. Чтобы получить линию светового контура, источник контрового освещения располагается сзади объекта на близком расстоянии от него. Регулировать толщину линии светового контура на фотографии можно, увеличивая или уменьшая интенсивность контрового освещения.

Освещение под углом 45 градусов с использованием рассеивающего зонтика

Смягченное освещение под углом 45 градусов обычно считается наилучшим для обычной съемки портретов. Чтобы создать такой свет, используют софт-боксы и светоотражающие панели, лайт-панели, лайт-диски.

Боковое освещение профиля

Перпендикулярное по отношению к фотоаппарату освещение используется для съемки в полный профиль; при этом освещение может быть прямым или рассеянным. Это определяет резкость лепки контура лица. Глаза получаются полностью освещенными. Чтобы избежать легкой тени со стороны носа, источник света должен быть расположен немного ближе к модели, чем камера. Можно добавить заполняющий свет или освещение волос, чтобы ослабить тень позади головы.

Какие можно использовать способы смягчения света?

- Рассеивание. Просвечивающий предмет, а именно зонт, софтбокс, октабокс или рассеиватель необходимо поместить между объектом съемки и источником света.

- Отражение. Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок. Необходимо учитывать, что при смягчении света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется, и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком незаметней.
Конечно же, освещение несколькими источниками производит куда более интересное впечатление, но об этом мы поговорим в одной из следующих тем. Поэтому, если вы хотите следить за нашими публикациями, то не забывайте подписаться на наш ЖЖ.

При подготовке статьи использовались материалы книги Девида Килпатрика «Свет и освещение». Благодарим за предоставленные иллюстрации