Иван фомин и классическая традиция. От модерна до неоклассицизма: неизвестный Иван Фомин Фомин архитектор работы

Родился в семье почтового чиновника. Окончил классическую гимназию в Риге и поступил в Московский университет на математический факультет, на котором проучился три курса.

В 1894 году Иван Фомин поступил на архитектурный факультет Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В 1897 году из-за студенческих волнений руководство Академии объявило всех студентов отчисленными и потребовало от каждого повторной подачи заявления о приеме – Иван Фомин уехал во Францию, где в течение года изучал архитектуру. Вернувшись, сдал экзамен на право строительных работ.

В 1898 – 1905 годах он начал работать в фирмах архитекторов Д.Н. Кекушева и Ф.О. Шехтеля. В этот период Иван Фомин принял участие в воплощении проекта особняка Рябушинского и спроектировал интерьеры здания Художественного театра.

В 1900 году Иван Фомин выстроил первый особняк в Скатертном переулке (д. 20) для Московского Торгового Строительного Акционерного Общества.

В 1902 году Иван Фомин вместе с И.Е. Бондаренко и Ф.О. Шехтелем выступил одним из организаторов выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля» в Москве. По его проектам было выполнено несколько интерьеров и десятки предметов для этой выставки. Позднее, в своем творчестве он обратился к классицизму и «московскому ампиру». В это время Иван Фомин активно сотрудничал с кружком «Мир искусства», куда он формально вступил в 1910 году.

В 1904 году он написал программную статью об александровском ампире в журнал «Мир Искусства».

В 1905 году Иван Фомин снова начал заниматься в Академии художеств, закончив ее в 1909 году по мастерским Л.Н. Бенуа. За дипломный проект на тему «Курзал на Минеральных Водах» он был награжден пенсионерской поездкой за границу, во время которой в 1909 – 1910 годах специально изучал архитектуру Египта, Греции, Италии.

В 1911 году Иван Фомин принял деятельное участие в организации «Исторической выставки архитектуры» в Санкт-Петербурге.

26 октября 1915 году Ивану Фомину присуждается звание академика архитектуры за известность на художественном поприще». В этот период он преподает на Высших женских политехнических курсах, позднее преобразованных в Женский политехнический институт, в 1918 году – во Второй Петроградский Политехнический институт.

В 1917 году архитектор Иван Фомин вошел в Комиссию художников – «Комиссию Горького», руководившую тогдашней художественной жизнью страны.

В 1918 – 1929 годы преподавал на архитектурном факультете Петроградских Государственных Свободных художественно-учебных мастерских – Ленинградском Высшем художественно-техническом институте (бывшей Академии художеств).

В 1919 возглавил Архитектурно-планировочную мастерскую Совета по урегулированию плана Петрограда и его окраин при Совете коммунального хозяйства Петрограда. Под его руководством была создана последовательная программа развития города – он выполнял обязанности главного архитектора до середины 1920 годов. Иван Фомин выступал с теорией обновления классики, предлагая «пролетарскую классику».

В 1928 году по проекту Ивана Фомина и его соавтора А.А. Лангмана были построены универмаг и жилой дом общества «Динамо». В этом же году, сотрудничая с Г.К. Олтаржевским, архитектор Иван Фомин построил новый корпус здания Моссовета на улице Станкевича.

В 1929 году Иван Фомин переехал из Ленинграда в Москву.

В 1930 году по его проекту было построено здание Народного комиссариата путей сообщения СССР у Красных ворот.

В 1933 году Иван Фомин возглавляет архитектурно-проектную мастерскую Моссовета № 3.

В 1934 – 1935 годах Иван Фомин спроектировал и построил подземные интерьеры станции метро «Красные ворота».

В 1936 году начал проектировать станцию метро «Площадь Свердлова», но работа не была им закончена – проект завершил Л.М.Поляков.

До 28 июня в доме-музее Муравьевых-Апостолов на выставке «Иван Фомин. От модерна к классике», показывают полсотни дореволюционных графических работ Ивана Фомина, открывающих известного советского архитектора с неожиданной стороны. Все они находятся в частных коллекциях, и увидеть их в другое время практически невозможно.

Куратор выставки Сергей Подстаницкий рассказывает о некоторых работах, представленных на выставке.

В 1902 году Иван Фомин при участии Ф.О. Шехтеля и И.Е. Бондаренко организовал в Москве выставку, посвященную набиравшему силу стилю модерн, к участию в которой были приглашены далеко не только русские архитекторы и художники. Объехав бóльшую часть Европы, он пообщался с представителями венского сецессиона, английского и шотландского модерна: Йозефом Ольбрихом, Йозефом Хоффманном, Чарльзом Рени Макинтошем. Все они в той или иной степени приняли участие в выставке, которая стала своеобразным местом встречи русского и европейского искусства. Русские работы получили крайне положительные отзывы западных художников. Большое впечатление на гостей произвело использование традиционных для России и экзотических для иностранных участников элементов русского стиля.

Еще в 1897 году Иван Фомин участвовал в студенческих волнениях и был отчислен из Академии художеств. Обратно приняли только тех студентов, кто подал прошение с обещанием «исполнять правила для учащихся, установленные начальством Академии». Фомин посчитал это унизительным и смог вернуться в Академию только после революции 1905 года. В 1909 году о защитил дипломную работу «Курзал на Минеральных водах». Проект не планировался к осуществлению: для красивой фантазии было не самое подходящее время. Это один из листов диплома, но на выставке представлено несколько работ, показывающих развитие проекта от первых карандашных набросках до законченных офортов.

За проект курзала на Минеральных водах Иван Фомин получил звание художника-архитектора и право на пенсионерскую поездку. Он отправился в Грецию, Египет и Италию. Италия была обязательна для всех молодых архитекторов, а вот выбор остального маршрута необычен: Египет посещали немногие. Луксор наложил огромный отпечаток на все дальнейшее творчество Фомина. Отсюда он привез множество зарисовок обелисков, и затем эта форма регулярно появлялась в его работах. Большинство рисунков Луксора не являются топографически точными. Они делались позже и представляли собой архитектурные фантазии. Но этот лист, по всей видимости, выполнен на месте. Интересно, что в поездке Фомин всюду возил с собой офортные доски большого размера, чтобы прямо на месте гравировать понравившиеся сюжеты, хотя это и не было обязательным.

Из Египта Фомин отправился в Италию, куда стремились попасть все молодые архитекторы. Римские развалины были одной из ведущих тем Академии художеств. Фомина привлекал не только античный, но и барочный Рим. Это гравюра сделана по рисунку с натуры. Она интересна тем, что к традиционному римскому сюжету Фомин добавляет обелиск — один из своих любимых объектов.

В 1912 году планировалось широко отмечать юбилей победы в Войне 1812 года. В Москве задумывалось строительство музея, экспонатами которого должны были стать вещи, подаренные потомки участников событий. На празднование и музей благодаря частным пожертвованиям собрали огромные средства, однако строительство здания так и не началось из-за случившейся революции. Проект Фомина получил третью премию. Вещи, принесенные потомками, сейчас входят в коллекцию Государственного исторического музея. Там же хранится несколько эскизов Фомина для этого проекта.

На проект Бородинского моста был объявлен конкурс, в котором приняли участие многие ведущие архитекторы. Проект Фомина, выполненный совместно с инженером Г.П. Передерием, получил вторую премию. Первую жюри присудило работе Р.И. Клейну, которую мы можем видеть на Москве-реке до сих пор. Видимо, работа Фомина показалась слишком лапидарной.

Редкий случай в биографии раннего Фомина: его проект получил первую премию, был построен и стоит до сих пор. Правда, выглядит он не совсем так. Первый представленный на конкурс эскиз, который мы видим, отсылал к колонне Траяна с ее опоясывающим ствол рельефом. Задумка была масштабная, но довольно дорогая. В целях экономии был сделан другой вариант — не колонна, а обелиск. В правом верхнем углу этого неосуществленного варианта осталась пометка рукой Фомина: «Въ Витебскѣ Варiантъ дороже и безъ барельефа».

Это проект интерьера кабинета одного из ближайших друзей императора Александра III. Для своего петербургского особняка на улице Моховой, дом 10 граф Воронцов-Дашков заказал отделку Фомину. Долгое время было неизвестно, что стало с этим кабинетом, но несколько лет назад в одном из петербургских интерьеров узнали именно это помещение. К сожалению, от него осталось немного: несколько барельефов и камины. Вещи, созданные по эскизам Фомина, по всей видимости, погибли в революцию или в блокаду.

Выставка «Иван Фомин. От модерна к классике» проходит в доме-музее Муравьевых-Апостолов по адресу ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1. Выставка работает по средам и субботам с 15:00 до 19:00 до 28 июня.

Иван Александрович Фомин (1872-1936) - русский архитектор, историк архитектуры, график, педагог, крупнейший представитель неоклассицизма в предреволюционной и советской архитектуре в первые двадцать лет ее развития (создатель и пропагандист концепции «пролетарской классики»). Многочисленные проекты и постройки Фомина, а также его теоретические взгляды играли большую роль в развитии архитектуры в нашей стране на протяжении почти всей первой половины XX века.

Фомин родился 21 января (3 февраля) 1872 года в Орле, в семье почтового чиновника. Он окончил классическую гимназию в Риге и три курса математического факультета Московского университета. Эти предварительные этапы образования несомненно способствовали формированию его творческого метода в архитектуре, развив и укрепив свойственные Фомину от природы черты логичного, рационального мышления, тягу к теоретическому осмыслению своей деятельности, к пониманию ее как последовательно развивающегося во времени процесса.

В 1894 году Фомин поступил на архитектурное отделение Академии художеств. Когда в связи со студенческими волнениями Академия в 1897 году объявила всех студентов отчисленными и потребовала от каждого повторной подачи заявления о приеме, Фомин на год уехал во Францию, где продолжал изучение архитектуры. По возвращении он сдал экзамен на право производства строительных работ и был помощником у ряда московских архитекторов: Д. Н. Кекушева, Ф. О. Шехтеля (в частности, проектировал интерьеры здания Художественного театра) и других, работавших в совершенно новом тогда стиле «модерн». Сам Фомин был одним из первых и наиболее талантливых представителей этого стиля в России. Он спроектировал и построил в нем несколько особняков, а также выступил в 1902 году одним из организаторов и главным экспонентом московской выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля». Несколько интерьеров и десятки предметов обстановки, выполненные по проектам Фомина русскими и заграничными мастерами для этой выставки, отличались чувством стиля и высоким художественным уровнем.

«Модерн» привлек Фомина как художественное движение, поставившее своей целью создание стиля, стремившегося отражать современную ему эпоху, в противоположность бесстилью эклектики и казенному «русскому стилю». Сказались здесь также заграничные впечатления и некоторые установки общества «Мир искусства», на первых порах довольно активно пропагандировавшего этот стиль. Но декоративизм «модерна» быстро перестал удовлетворять Фомина, по складу своего таланта всегда тяготевшего к конструктивной логике, тектоничности, грандиозным масштабам, к композициям, построенным на противоборстве сильных архитектурных масс.

После нескольких попыток объединить идеи «модерна» с традициями древнерусской архитектуры (проект ограды и келий Ферапонтова монастыря, проекты домов для художника Коровина и Московского общества художников) Фомин обращается к изучению другого периода в истории русской архитектуры - к классицизму, в первую очередь - к «московскому ампиру» (статья «Архитектура московского классицизма» в журнале «Мир искусства», 1904, № 7; серия открыток, изданных Обществом св. Евгении). Это представляло собой прямую параллель деятельности художников «Мира искусства», увлеченных тогда главным образом петербургским классицизмом. В классицизме Фомин увидел проявление «вечных» форм и законов архитектуры, которые неоднократно служили базой создания архитектурных стилей в разные Эпохи и в разных странах.

Проблема стиля - основная проблема, занимавшая Фомина на протяжении всего творческого пути. Он начинает изучать закономерности сложения стиля, смену стилистических форм в русской архитектуре на протяжении XVIII-XIX веков. С этого времени его симпатии безраздельно отданы архитектурной классике.

Большую роль в формировании взглядов Фомина сыграл кружок «Мир искусства», участники которого во главе с А. Н. Бенуа изучали, неустанно пропагандировали и своеобразно «реконструировали» русскую культуру XVIII - первой половины XIX века. Из всех архитекторов того времени позиции Фомина полнее всего совпадали с позициями «мирискусников», с которыми он активно сотрудничал с начала 1900-х годов, а в 1910 году, при организационном возобновлении общества, вступил в него формально. Видимо, под влиянием идей общества окончательно сформировались взгляды Фомина на развитие искусства как на эволюционный процесс на основе развития принципов классики. Со своей стороны, Фомин способствовал углублению понимания проблем архитектуры художниками «Мира искусства».

На какое-то время Фомин превратился в серьезного популяризатора и историка русского архитектурного классицизма. Он выявил, датировал, атрибуировал множество неизвестных или полузабытых материалов из истории русской архитектуры, дал анализы и оценки, прочно вошедшие затем в историю искусств. Наиболее полно эта деятельность суммировалась в его активном авторском участии в «Истории русского искусства» (т. 3, 1909), издававшейся под редакцией И. Э. Грабаря, и в организации «Исторической выставки архитектуры» (1911), оказавшейся этапным событием в изучении русского послепетровского зодчества.

Для формального завершения образования Фомин в 1905 году возобновил занятия в Академии художеств и закончил ее в 1909 году по мастерским Л. Н. Бенуа (архитектура) и В. В. Матэ (офорт). За получивший широкое признание дипломный проект курзала Фомину была присуждена заграничная командировка, во время которой (в 1909-1910 гг.) он целеустремленно изучал ордерную архитектуру Египта, Греции и Италии.

Исторические труды Фомина определили направленность его собственной творческой практики. В 10-х годах он спроектировал ряд жилых и общественных зданий, монументов, городских ансамблей и т. д. Осуществлена из них только часть, главным образом жилые дома-особняки и интерьеры больших квартир, законченные во всех деталях своей отделки, меблировки и оборудования (дом Оболенского в Финляндии, дома Половцева и Абамелек-Лазарева в Петербурге и ряд других; все в начале 10-х гг.). Эти постройки представляют собой вдохновенные импровизации на темы архитектуры русского классицизма, чрезвычайно цельные стилистически. Новое время отразилось в них только в обновлении функциональных требований и уровня комфорта да в рисунке отдельных фрагментов (главным образом лепных и живописных), придающих благодаря умышленному использованию некоторых пластических особенностей стиля «модерн» своеобразную «пикантность» историческим архитектурным формам.

В 1915 году Фомин получает звание академика архитектуры. В эти годы он имеет много крупных заказов, побеждает на конкурсах, пользуется широкой известностью и авторитетом в профессиональной среде и у общественности. В проектах середины 10-х годов Фомин стремится перейти к более крупным масштабам и (отчасти в связи с этим) к использованию камня, что было характерно лишь для начального периода русского классицизма. Главным образом поэтому в его произведениях появляются мотивы итальянского ренессанса. Но спроектированные им крупные градостроительные ансамбли и общественные здания (проект застройки острова Голодай, известный как «Новый Петербург», проекты застройки Тучкова Буяна в Петербурге, курортных комплексов для Кавказа и Крыма, Николаевского вокзала, ряда банков, музеев и т. д.) остались неосуществленными.

Сразу же после свержения царизма Фомин вошел в Комиссию художников (так называемую «Комиссию Горького»), взявшую на себя руководство художественной жизнью страны. Он был инициатором выбора Марсова поля как места для захоронения жертв революции и разбивал в натуре планировку братских могил. В 1919 году Фомин возглавил первую в советское время в Петрограде Архитектурно-планировочную мастерскую (при Совкомхозе города), где под его руководством была разработана широкая комплексная программа развития города (обязанности главного архитектора которого выполнял до середины 20-х гг. Фомин) и длинный ряд проектов градостроительного и объемного характера. Некоторые из этих проектов были осуществлены в натуре, несмотря на крайне тяжелые условия гражданской войны и хозяйственной разрухи (планировка партера перед Смольным, 1919; планировка Марсова поля, временные сооружения в комплексе домов отдыха на Каменном острове, памятник на братских могилах в Лесном - все 1920 г., и др.). Дух переживаемого времени Фомин стремился отразить в романтических и грандиозных конкурсных проектах Дворца рабочих и крематория (оба 1919 г.), по-новому трактуя принципы классической архитектуры: он усложняет пространственное построение композиций, добивается впечатления гипертрофированного масштаба, изменяет традиционные пропорции, отказывается от некоторых канонических деталей ордера.

В пору отсутствия практической строительной деятельности эти проекты играли роль творческих манифестов, провозглашавших мысли автора о путях развития архитектуры.

Влияние новых течений в искусстве (кубофутуризма, супрематизма, позднее - конструктивизма) на Фомина было лишь косвенным и своеобразным: он не принял пи новых принципов построения архитектурной композиции, ни новых форм, потому что считал нежизненными и скоропреходящими любые принципы и формы, не опирающиеся на традиции классики. Но Фомин учел и воспринял такие черты новых течений, как стремление к простоте, к известной геометризации форм, к отказу от декора, В этом смысле выдвигавшаяся им концепция «пролетарской классики» отразила нечто из современных Фомину пластических исканий, хотя полностью опиралась на тектоническую систему ордерной архитектуры.

В творчестве Фомина неразрывно переплетались новаторство и эволюционизм. Он всю жизнь искал новых, еще неизвестных композиционных приемов и форм и очень внимательно относился к новым функциональным возможностям («только тот мастер прав, который ищет новых путей»), но, в то же время поиск, по Фомину, должен представлять собой развитие классических основ архитектуры («внося малое свое усовершенствование [...] вы сделаете больше, чем если выдумаете что-то совсем новое, никогда не виданное»). Поэтому Фомин упорно стремился в новых конструкциях, материалах, строительных приемах выявить те черты, которые, по его мнению, были созвучны принципам классики. В этом плане решались им вопросы: железобетон и классика, стандарт и классика.

Фомин считал, что новый советский стиль должен быть создан на основе своеобразной трансформации классических архитектурных форм - упрощенных, выявленных в своей полной чистоте и логичности, лишенных затемняющего суть дела декора. Он «изобретал» такие новые формы: колонны без утонения, без капителей и баз, спаренные колонны, колонны, стоящие прямо на земле, антаблемент, замененный простой полосой, ступенчатый карниз из ряда нависающих прямых полок и т. д. Идеологические предпосылки - но Фомину, определяющие формирование стиля - обусловливали, как он считал, главенство в советском архитектурном стиле простых, мужественных, строгих форм. Все эти особенности получили наиболее полное выражение в таких произведениях Фомина, как дом «Динамо» (1928-1931), дворовый корпус Моссовета (1929-1930), проект Дворца транспортной техники (1932), станция Московского метрополитена «Красные ворота» (теперь «Лермонтовская», 1934-1935).

Концепция обновления классики и при этом последовательная защита ряда достижений первого пятнадцатилетия советской архитектуры обусловили особую позицию Фомина в борьбе архитектурных направлений в пору обращения к использованию классического наследия. Поворот к классике он воспринял как подтверждение своей правоты. Но Фомин считал, что классика должна быть только «взята за основу», что от нее следует сохранить лишь принцип компоновки архитектурного сооружения как цельного, законченного организма и архитектурный «ордер как элемент порядка и дисциплины».

При этом Фомин принципиально выступал против ретроспективизма (характерен его отрицательный отзыв о доме Жолтовского на Моховой улице) и против получавшей распространение украшательской пышности.

С другой стороны, Фомин открыто признавал объективную ценность ряда «установок» новаторской архитектуры, чуждой ему в чисто художественном плане. Он отмечал, что «многие установки конструктивизма и функционализма были ценными достижениями нашей эпохи, вполне созвучными нашему новому быту», признавал, хотя и с оговорками, творческие принципы Гропиуса и Корбюзье. В горячих дискуссиях начала 30-х годов Фомин объективно нередко был ближе к «конструктивистам», чем к «классикам», но такая позиция означала для него известную изоляцию. Не случайно в этой творческой борьбе, происходившей в основном в московской архитектуре, сторонники Фомина были, как правило, его учениками из Ленинграда, где классические архитектурные традиции никогда не прерывались.

Фомин стремился форсировать создание советского архитектурного стиля личным творчеством, не учитывая объективного характера процесса стилеобразования, в силу которого сам Фомин испытывал влияние возобладавших к середине 30-х годов тенденций к более близкому повторению исторических образцов и особенно к декоративному «обогащению» архитектуры (здание Совета Министров УССР, проекты Театра Красной Армии, Академии наук, санатория в Сочи и другие - все середина 30-х гг.).

Фомин умер 12 июня 1936 года, в период чрезвычайно активной творческой и общественной работы. Ряд его проектов был завершен его учениками. На протяжении долгих лет Фомин - наряду со Щусевым, Жолтовским и Щуко - рассматривался как один из тех, на чье творчество должна ориентироваться советская архитектура.
При этом в его творчестве больше ценились предреволюционные произведения и произведения самых последних лет, в которых проявлялись черты декоративного «обогащения» и критиковались аскетические идеи трансформированной «пролетарской классики».

Целеустремленное творчество Фомина представляет собой поучительный опыт. Его деятельность и сходные искания в современной ему мировой архитектуре (Перре, Асплунд, Пьячентини, Обэр и другие) были своего рода принципиальными творческими экспериментами, проверившими границы возможностей использования традиционной ордерной тектонической системы в условиях современной функциональной типологии, ускоряющегося роста городов и начала бурного технического прогресса в строительстве. Опыт этих талантливых архитекторов наглядно показал весьма ограниченные возможности использования классики в условиях XX века. Но такой опыт был исторически необходим.

Литературные труды Фомина многочисленны и разнообразны, но они всегда касались проблем, определявших творческие позиции автора. Его теоретические взгляды отличались последовательностью, принципиальностью, неизменно соответствовали собственной творческой практике. Фомин выступал в печати как архитектор и градостроитель-практик, пропагандирующий свое творческое кредо, как историк и популяризатор архитектуры, как полемист и агитатор. Во всех случаях его выступления отличались убежденностью и темпераментом. До революции его выступления касались главным образом русской архитектуры XVIII-XIX веков - ее истории, места ее памятников в современном городе, роли русской классики в формировании творческих взглядов Фомина и его единомышленников.

В последние предреволюционные годы и после революции И. А. Фомин как сложившийся зрелый мастер выступал только по вопросам направленности архитектурного творчества.

В подборке высказываний Фомина использованы в основном публиковавшиеся, по рассеянные по труднодоступным изданиям материалы. В сумме они достаточно полно выявляют взгляды этого мастера.

Ревекка Фрумкина Русский архитектор Иван Александрович Фомин (1872−1936) был феноменально одаренным мастером, щедрым художником и человеком большого внутреннего благородства. Он оставил нам не только здания, не только целую библиотеку офортов, но и немало теплых строк, адресованных молодому поколению мастеров — и не обязательно мастеров именно архитектуры. Он один из тех, кому мы обязаны яркостью российской художественной и общественной жизни первой четверти ХХ века. Фотография 1935 года из альбома «И. А. Фомин». М., 1953 Иван Фомин родился в январе 1872 года в Орле; отец его был почтовым чиновником. Окончив классическую Александровскую гимназию в Риге, Фомин поступил на математический факультет Московского университета, но оставил его спустя три года. У молодого человека изменились жизненные планы — в 1893 году он решил поступать в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге.

Эта попытка окончилась неудачей: Фомин не выдержал экзамена по рисунку (с учетом будущих его работ в технике офорта это выглядит как скверный анекдот). Будущий архитектор не пал духом, год настойчиво занимался рисованием, учился у самого В. В. Матэ, сдал экзамен и в 1894 году был принят. Впрочем, проучился недолго — в 1897 году его из училища исключили за участие в студенческих беспорядках.

Фомин переехал в Москву, где стал помощником Ф. О. Шехтеля и других видных архитекторов, участвуя, в частности, в реконструкции и внутренней отделке здания Московского художественного театра, строительстве особняка Рябушинского на Малой Никитской, дома бывшего Московского купеческого общества на Лубянке.

В 1902 году Фомин организовал выставку «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», на которой были представлены и самостоятельные его работы. Они были столь своеобразны, что о 30-летнем архитекторе заговорили в художественных кругах. А ведь «окружением» Фомина на этой экспозиции были работы Ольбриха, Мозера, Беренса, Макинтоша и других мэтров европейского модерна!
Буфет работы Ивана Фомина: клен, изразцы В 1905 году Фомин возвратился в Академию художеств и в 1909 году выполнил дипломный проект по классу профессора Л. Н. Бенуа «Курзал на Минеральных Водах». Он получил звание художника-архитектора и был послан в заграничную командировку. Оттуда Иван Александрович привез серию офортов, завоевав репутацию прекрасного гравера со своим художественным почерком.

В последующие годы Фомин строил преимущественно в Петербурге, вдохновляясь идеями классицизма в его московском варианте конца XVIII — начала XIX века. Лучшие образцы его творчества в стиле неоклассицизм мы и сегодня можем видеть на примере особняка Половцева и дома Абамелек-Лазарева в Петербурге. Как и подобает «классицисту», Фомин мыслил большими ансамблями — поколения архитекторов вдохновлялись, например, его проектом застройки острова Голодай («Новый Петербург»).

Особняк Абамелек-Лазарева (наб. Мойки, 23). Интерьер Иван Фомин не только проектировал и строил — он был глубоким историком русского архитектурного классицизма: выявил, датировал, установил авторство многих неизвестных или полузабытых объектов. Фомин активно участвовал в издании «Истории русского искусства» (т. 3, 1909), создававшейся под редакцией И. Э. Грабаря. Буклет к выставке 1911 года Именно Иван Александрович сыграл решающую роль в организации знаменитой «Исторической выставки архитектуры» (1911), которая стала подлинным культурным открытием. Прекрасно изданный каталог выставки 1911 года до сих пор служит бесценным источником по истории не только русской архитектуры, но и русской культуры как целого.

Революция застала Фомина в Петрограде, откуда он перебрался в Москву только в 1929 году. В Петрограде архитектор принимал активное участие в тех архитектурно-планировочных начинаниях, которые были возможны в тогдашних условиях, — таких, например, как планировка Марсова поля и партер около Смольного. Он возглавлял архитектурно-планировочную мастерскую, участвовал в архитектурных конкурсах, активно преподавал.

Тогда же Фомин сформулировал свою концепцию «пролетарской классики». Основная идея состояла в упрощении ордерной системы — колонны без капителей и баз, отсутствие антаблемента и т. п. Эта концепция была реализована, например, в комплексе зданий Иваново-Вознесенского политехнического института (1930-е годы).
«Красная дорика» в Иванове Иван Александрович был автором проектов двух станций московского метро так называемой «первой очереди» — это «Красные ворота» и «Театральная».

Иван Фомин принадлежал к тому поколению русской интеллигенции, которому было свойственно подлинно историческое сознание: он чувствовал себя звеном великой традиции и передал это чувство своим ученикам.