Храм святителя николая в подкопаях. Николая чудотворца в подкопаях, храм

1882. Храм святителя Николая Чудотворца в Подкопаях. Из альбомов Найдёнова


Храм святителя Никоаля Чудотворца в Подкопаях - православный храм Богоявленского Благочиния Московской епархии.

Храм расположен в Белом городе в Басманном районе (на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитрвоской площади). Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; приделы в честь Преподобного Сергия Радонежского, в честь Николая Чудотворца.

Церковь Николы в Подкопаях расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки . «Кулишки» (правильнее кулижки ) - старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы . В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы вся территория бывшего Воспитательного дома.

Из истории:

  • В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в 18 веке она была спрятана в трубу). В 15 веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой цервью, освящённой во имя Святого кеязя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трёхсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трёх Святителей Вселенских, известный в настоящее время как Храм Трёх святителей на кулишках .
  • Село Подкопаевл два раза упоминается великокняжеским летописцем в 1493, когда государь и великий князь Иван III после сильнейшего пожара, истребившего его дворец в Кремле, некоторое время жил у церкви Николы в Подкопаях, пока не был выстроен новый дворец.
  • Существует несколько версий происхождения названия «Подкопаи»:
  • По одной из них, название Подкопаево могло произойти от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.
  • Бытует, впрочем, следующее предание… Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».
  • Известен также рассказ, опубликованный Сергеем нипусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.
  • Ещё одна версия объясняет название также подкопом, - здесь, у берегов реки рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор скрываются залежи отменной красной глины. Интересно, что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.
  • Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван 3 Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.
  • Недавние реставрационные исследования показали, что существующий четверик храма был построен в 1550-е годы.
  • Он сложен из так называемого Грозненского маломера, - тонкого кирпича, который применялся также при строительстве приделов Благовещенского собора в Кремле во времена Ивана Грозного.
  • Упоминается каменной в 1657 году.
  • В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева.
  • В 1722 году при церкви было 2 престола: во имя иконы Казанской Божией Матери и Св. Николая Чудотворца.
  • В 18 веке - начале 19 века главный престол в честь иконы Казанской Божией Матери.
  • В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка храма.
  • В 1748 году церковь пострадала от пожара. В 1750 году на средства московского 1-й гильдии купца Алексея Михайловича Губина был обновлен Казанский придел.
  • В 1759 году была построена существующая колокольня.
  • В церкви до нашествия французов было три престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, Св. Николая Чудотворца и Св. Мученицы Екатерины.
  • В 1812 году церковь пострадала от нашествия французов. После разорения храм был приписан к Иоанно-Предтеченской церкви Ивановского монастыря, был частично восстановлен (придел Св. Николая Чудотворца просуществовал до 1842 года после чего из-за ветхости был закрыт).
  • В 1855 году церковь была передана под Александрийское патриаршее подворье. Никольскую церковь восстановили по проекту архитектора Н.И.Козловского иждивением московских купцов - ктитора церкви Николая Ивановича Каулина и Алексея Гавриловича Шевелкина.
  • Новые иконостасы выполнил резчик В. И. Астафьев и золотарь Дмитрий Иванов, кипарисовые иконы в серебряных окладах, стенное живописное письмо - иконописец Рогожин; утварь работы Фадеева.
  • В 1874 и 1889 гг. церковь была обновлена на средства потомственного почетного гражданина Алексея Дмитриевича Расторгуева; освящения церкви - 6 декабря 1874 г. и 8 тюля 1889 г.
  • В 1885 году на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья Архимандрита Геннадия была построена часовня в честь Св. Николая Чудотворца, освящена в феврале 1887 года.
  • Церковь Св. Николая Чудотворца является Объектом культурного наследия, охранный N114.
  • Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях была закрыта в 1929 году.
  • Были сломаны кресты и главки приделов и главы алтаря. В церкви сначала устроили жилые помещения. Затем, вплоть до 1990 года, территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи - закрашены. К алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. Каменный 1-этажный технический объём был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения.
  • Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.
  • Церковь возвращена верующим и вновь освящена 29 сентября в 1991 году.
  • На Никольской церкви восстановлены главы и кресты, разобраны уродливые пристройки советского периода. В приделах восстанавливаются первоначальные росписи, идёт работа над созданием главного иконостаса. На Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.
  • В ходе реставрации 1994-1996 годов (Мастерская №13 «Моспроекта-2») на апсиде обнаружено треугольное завершение древнего оконного проёма, поребрик (под венчающим карнизом), на фасаде четверика были открыты кокошником 17 века века.
  • При обследовании четверика 2008 году обнаружены большие фрагменты кладки из "грозненского маломера", датированная реставраторами 1550 годами.
  • При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.

Храм во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, близ Солянки (Подкопаевский пер., 15/7), впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после
пожара, истребившего дворец в Кремле. В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева. Вероятно, название произошло от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.

Существует, впрочем, следующее предание... Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование "в Подкопаях".

Известен так же рассказ,опубликованный С. Нилусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова "встал на корень", то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.

Еще одна версия объясняет название также подкопом, - здесь, у берегов реки Рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор находятся залежи отменной красной глины.
Интересно,что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.

Церковь несколько раз переделывали - в конце XVII - начале XVIII вв., в середине XVIII века. В результате пожара 1812 года церковь сильно пострадала и была восстановлена в 1855-1858 годах по проекту Н.И. Козловского. В то время храм получает статус Александрийского подворья. Под поздней отделкой до сих пор скрывается декор 17 века. Сейчас уже видны некоторые фрагменты открытые реставраторами.

В церкви три престола: Казанской Божьей Матери, Свт. Николая Чудотворца и Прп. Сергия Радонежского. Каменная шатровая часовня при Никольской церкви построена в 1885 г. на средства настоятеля Александрийского подворья архим. Геннадия. Освящена в 1887 г. Закрыта вместе с храмом в 1929 г., тогда был уничтожен шатёр, сломаны кресты и главки на приделах. В церкви устроили жилые помещения, а затем - гальванический цех.

Храм возвращён и вновь освящён в 1991 г. При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16 - 24 апреля 1662 года, Святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу "Руно Орошенное", заканчивая которую он писал: "Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить". Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония (+ 1мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (+ 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии (+ 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия - 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797 - 1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года Святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.

До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу XX в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей - иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905?) и Василия (+ 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (+ 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления - 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях при Александрийском подворье

Подкопаевский пер., 15, угол Подколокольного пер., 7

"Церковь каменная с 1629 г.".

"Упоминается как каменная в 1686 г. Было обновление в 1700 г.".

"Церковь переделана в конце XVII в. из древней. Колокольня построена в 1750 г. В 1855-1858 гг. по проекту И. И. Козловского ее снова переделывают".

"Главный престол во имя Казанской Богоматери значится придельным с 1722 г., обновлен в 1731 г. гр. А. Е. Матвеевой, в 1750 г. устроен купцом А. М. Губиным. В 1859 г. освящен как основной.

Северный придел преп. Сергия Радонежского, 1858 г., ранее был св. Екатерины, затем Дмитрия Ростовского.

Южный придел - Николая Чудотворца, 1858 г.".

"В 1855 г. храм передан для подворья Патриарха Александрийского" "по ходатайству А. Н. Муравьева".

"Известна с конца XV столетия в связи с упоминанием великокняжеского загородного двора "у церкви Николы Подкопаева, под конюшней" (последняя, возможно, была частью двора). Под горой, на берегу Рачки, где прежде, как полагают, добывали глину, подкапывая холм (отсюда - название места), был поставлен небольшой, первоначально, видимо, деревянный храм. Местные топонимы отразились в его названии: церковь "Николы в Подкопае, что на Кулишках", "в Подкопаеве", "Подкопаях", а также Казанской Богородицы (по одному из престолов), "что слывет Подкопаева".

Существующее здание занимает угловой участок на стыке Подкопаевского и Подколокольного переулков; оно почти не исследовано, характер и судьба первоначальной постройки окончательно не ясны. На планах Москвы рубежа XVI-XVII вв. церковь показана кубической и одноглавой. Каменным храм назван уже в 1629 г.; существующее его здание возведено, вероятно, в середине XVII в. Однако габариты и план дошедшей до наших дней постройки наводят на предположение о его возможном более древнем предшественнике, послужившем образцом при строительстве храма в XVII в. Около 1700 г. церковь перестраивали. Возможно, в ту же пору возвели существующее уникальное шестигранное завершение храма. В 1750-е гг., после разрушений, причиненных зданию пожарами первой половины XVII в., церковь ремонтировали, тогда же перестроили трапезную с приделами. В 1759 г. проектируется колокольня с одноэтажной "кладовой палаткой", построенная на средства прихожан по линии Подкопаевского переулка, севернее храма на линию Подколокольного переулка выступило крытое крыльцо южного, главного тогда входа в церковь. К 1786 г. его сменила открытая паперть; такая же появилась у противоположного, северного входа. Пожар Москвы 1812 г. основательно повредил здание, церковь упразднили, она бездействовала до 1855 г., когда весь участок отдали под подворье Александрийской патриархии. Восстановление храма велось до 1858 г. по проекту Н. И. Козловского. Трапезную с приделами выстроили заново, а храм получил куполообразную кровлю.

В глубине участка поставили жилой дом (сохранился). В 1885 г. на линии Подколокольного переулка возвели часовню".

"Александрийское патриаршее подворье устроено при церкви Николая Чудотворца, основанной в 1625 г. Церковь принадлежала Ивановскому монастырю, в 1856 г. по ходатайству епископа Фиваидского Никанора поступила в ведение Александрийского Патриарха. Из надписи в храме под эмблемой евангелиста Марка, основателя Александрийской патриархии, видно, что в царствование Александра II ревностным старанием и собственным капиталом московского купца и кавалера Н. И. Каулина и ктитора храма А. Г. Шевелкина храм приведен в надлежащее благолепие и снаряжен в изобилии утварью и ризницею архиерейскою и священническою и освящен 26 января 1858 г. митрополитом Филаретом и епископом Фиваидским Никанором.

В настоящее время Патриархом Александрийским состоит блаженнейший Фотий, а настоятелем подворья в Москве с 1904 г. - архимандрит Павел".

"К 1908 г. в штате подворья: архимандрит и иеродиакон".

"Предметов старины в храме не оставалось".

Часовня с юго-востока по Подколокольному пер. также принадлежала подворью.

"Еще одно предание, слышанное мамой от дедушки. Приурочивается оно к церкви св. Николая в Подкопаях - значит, местом действия является Солянка, столь хорошо знакомая и Вам, и мне. Шел народ ко всенощной; мимо церкви проходила одна старушка, зайти в церковь ей почему-то нельзя было, и она попросила какого-то купца, направляющегося к церкви, поставить за нее свечку и дала ему монету, самую ничтожную, за какую тогда можно было купить свечку (тогда, может быть, были свечи и по копейке, когда в ходу были гроши и полушки). Купец взял монету, а потом и подумал, что неловко ему, человеку богатому и в храме известному, покупать свечу в такую цену; он и бросил эту монету в траву, когда стал подходить к паперти (если теперь у паперти Подкопаевской церкви нет травы, то из этого нельзя заключить, что и тогда травы не было; даже мама моя помнит, что около церкви, со стороны паперти, было огороженное решеткой пространство земли, поросшее травою). Служба кончилась, богомольцы стали выходить из храма, и тут некоторые заметили, что в траве горит маленькая свечка; народ столпился, все удивлялись, недоумевали - кто бы это мог ее здесь поставить? Выходил из церкви и купец; когда он узнал, в чем дело, он сразу понял, откуда взялась свечка, и раскаялся в своем поступке... ".

Храм закрыт после 1917 г.; крест с главы и главки на приделах сломаны, сделаны пристройки. Внутри положены междуэтажные перекрытия - там расположился завод полиэтилена. В отдельно стоящей в Подкопаевском переулке колокольне (она реставрировалась, покрашена и сохранила крест) находится гальваническая печь завода.

Здание состоит под государственной охраной под № 114.

Александрийское подворье было вновь открыто в Одессе в 1956 г. В 1981 г. оно праздновало 25-летие своего возобновления.

В 1990 г. храм принадлежал 4-му (инструментальному) цеху завода “Полиэтилен” Управления химической промышленности Исполкома Моссовета. 29 сентября 1991 г. новый настоятель храма о. Ермоген провел малое освящение Никольского придела возрождаемой церкви.

Адрес: Подкопаевский пер., 15/9

Как добраться до церкви Николая Чудотворца в Подкопаях: ст. метро Китай-город

Церковь святого Николая в Подкопаях находится в Басманном районе Москвы, на углу Подколокольного и Подкопаевского переулков, вблизи Хитровской площади. В Москве Николаю угоднику посвящено большое количество храмов, церковь Николая Чудотворца в Подкопаях, которую также называют Николая в Подкопаеве или даже Николай Подкопай – одна из многих. Главный престол церкви освящен в честь иконы Казанской Божией Матери, еще в храме действуют приделы Сергия Радонежского и Николая Чудотворца.

В документальных источниках церковь Николая Чудотворца в Подкопаях впервые встречается в 1493 году. Запись была сделана в связи с тем, что именно сюда переселился великий князь Иван III после того, как во время пожара сгорели его кремлевские палаты. Уже в 1686 году при церкви появился погост, и известно, что храм в это время был каменным.

По поводу происхождения названия Подкопаи существует несколько предположений. Возможно, что это название появилось благодаря человеку с фамилией Подкопаев, который имел какое-либо отношение к строительству древней церкви. По старинному преданию, которое можно принять за вторую версию, однажды воры совершили подкоп под церковную стену, влезли внутрь и похитили серебряную ризу с иконы святого Николая. Когда похитители возвращались с добычей обратно, один из них будто бы был задавлен камнями, поток что подкоп рухнул. Еще одна легенда рассказывает как один богатый купец, бывший церковным старостой, ежедневно молился святому Николаю, а, когда на него обрушились неприятности и он разорился, то обратился к святому со словами укоризны. В ответ на это Николай Чудотворец будто бы разрешил купцу сделать подкоп и снять ризу с его иконы, чтобы она помогла ему вернуть благополучие. Позже, когда купец вновь "встал на ноги", он сделал новую ризу для иконы св. Николая, а церковь с тех пор стали называть Подкопаевской. Ближе к реальности версия, которая объясняет происхождение названия тем фактом, что раньше на этом месте, на берегах реки Рачки, существовал карьер, в котором добывали глину. Кроме того, когда во время последней реставрации церкви в ней вскрывали пол, то под храмом обнаружилось сводчатое помещение, с засыпанными подземными ходами, ведущими в разные стороны.

Исследования, проведенные при восстановительных работах, показали, что существующий сейчас четверик церкви был построен приблизительно в 1550-е годы. Он возведен из тонкого кирпича, который называют Грозненским маломером – его использовали для строительства приделов кремлевского Благовещенского собора в период правления Ивана Грозного. Позднее храм Николая Чудотворца несколько раз перестраивали. Первый раз в период с середины 17 века по начало 18, в это время был установлен шестигранный барабан купола, который и сейчас служит украшением этого храма. Затем церковь перестраивали в 1750-1759. На средства, пожертвованные прихожанами, была достроена колокольня и отдельная кладовая палата. Вход в церковь Николая Чудотворца в те годы находилася не со стороны Подкопаевского переулка, как сейчас, а со стороны Подколокольного.

Храм святого Николая в Подкопаях сильно пострадал во время нашествия армии Наполеона на Москву, и из-за отсутствия прихода был закрыт. Почти 50 лет эта московская церковь бездействовала, и лишь в 1855 году ее передали Александрийскому патриархату для организации подворья. В связи с этим событием церковь Николая Чудотворца начали восстанавливать по проекту Н.И. Козловского (1855-1858 гг.). С тех пор храм превратился в Александрийское подворье. Его снабдили утварью, и в 1858 году по окончанию восстановительных работ, его освятили митрополит Филарет Московский и епископ Никанор Фиваидский. Спустя несколько лет с восточной стороны к церкви пристроили шатровую часовню, что послужило завершающим штрихом в формировании архитектурного ансамбля храма. Средства на постройку часовни предоставил настоятель Александрийского подворья Архимандрит Геннадий.

В послереволюционные годы в церкви зарегистрировалась греческая община, что помогло избежать закрытия храма. После роспуска общины (1926 г.) в храме расположилась женская монашеская община, руководили которой отец Андрей (в миру Борис Яковлевич Эльбсон) и отец Петр Петриков, пришедшие сюда из Оптиной пустыни.

В 1931 году священников церкви Николая Чудотворца в Покопаях, а также активных прихожан арестовали, но храму снова удалось избежать закрытия. На этот раз судьбой церкви озаботился представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, отец Василиий Демаполо. В 1937 году священников и некоторых инокинь арестовали и расстреляли, храм закрыли, долгие десятилетия здесь работал гальванический цех.

В 1991 году храм Николая Чудотворца в Подкопаях вернули церкви, отреставрировали и заново освятили. Сейчас мы можем увидеть, раскрытые реставраторами фрагменты декора 17-18 века. При церкви работает воскресная детская школа, а также взрослая православная школа риторики.


Историческая справка:

1493 г. – первое документальное упоминание о церкви Николая Чудотворца в Москве
1686 г. - при церкви появился погост
1700 г. – церковь святого Николая перестраивают
1750-1759 г.г. - на средства, пожертвованные прихожанами, была достроена колокольня и отдельная кладовая палата
1812 г. – храм был значительно разрушен во время пожара и упразднен
1855 г. – церковь святого Николая в Подкопаях передали Александрийскому патриархату для организации подворья
1855-1858 гг. - церковь Николая Чудотворца начали восстанавливать по проекту Н.И. Козловского
1858 г. - по окончанию восстановительных работ церковь освятили митрополит Филарет Московский и епископ Никанор Фиваидский
20-е г. 20 в. – в храме зарегистрировалась греческая община
1926 г. – греческая община была распущена
1931 г. – при церкви организовалась женская монашеская община
1937 г. - священников и некоторых инокинь арестовали и расстреляли, храм закрыли
1991 г. - храм Николая Чудотворца в Подкопаях вернули церкви