Этапы развития теории организации производства. Этапы развития теории организации
У истоков современной классической школы теории управления и организации стоял Фредерик Тейлор (1902 год «Управление предприятием», 1911 год «Принципы научного управления»). Концепции Тейлора основана на инженерном подходе к рационализации управления и состоит из следующих компонентов: · Дифференциация производственных функций на управленческие и исполнительские · Глубокая дифференциация производственного процесса и узкая специализация рабочих · Научно обоснованное нормирование времени выполнения каждой операции производственного процесса на основе фотографий рабочего дня и хронометражных наблюдений · Отбор наиболее рациональных приемов и методов выполнения трудовых процессов · Введение сдельной оплаты труда Анри Файоль – главный управляющий французского горнодобывающего концерна, последователь Тейлора. 1916 год «Общее и промышленное управление» повествует о необходимости управления по пяти функциям: планирование, организация, распоряжение, координация, контроль. Файоль исходил из следующих предпосылок: 1. Предприятие должно производить продукт, который пользуется спросом на рынке и отвечает требованиям покупателей по качеству и пр. 2. Цена должна быть минимальной (по возможности), так как это увеличивает спрос и реализует эффект масштаба. 3. «сегодня нужно работать лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня!» 4. Покупатель всегда прав Фаойль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчиненность личных интересов корпоративным, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь (непрерывные команды по уровням иерархии), порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. Харрингтон Эмерсон – 1912 год «12 способов эффективности». Генри Форд – «Моя жизнь, мои достижения» - в 1903 году он основал компанию «Форд-мотор». Разработанная им система базировалась на принципах: · Постоянное обучение · Нормальный образ жизни · Напряженный, целеустремленный труд · Интересы дела выше личных · Ориентация на потребителя · Ориентация на новшества (инновации) · Ориентация на понятные и простые решения · Честность в конкурентной борьбе · Воспитание в себе и в коллективе стремления работать качественно и ответственно · Забота о рабочих (нижняя планка зп рабочих Форда была в 2 раза выше, чем у конкурентов) · Стремление к унификации и стандартизации составных частей и тех.процессов · Беречь время потребителей · Четкая организация труда и производства Элтон Мэйо – 1933 «Человеческие проблемы промышленной цивилизации» - начало школы человеческих отношений. Обращают внимание на важность благоприятного психологического климата в трудовом коллективе. Мэйо разработал основные тезисы: · Люди мотивируются соц.потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми · В результате промышленной революции и рационализации работа потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет в соц.взаимосвязях · Люди отзывчивы к соц.влиянию группы равных людей, а не к побуждениям и контролю руководства · Работник откликается на распоряжения руководителя, если тот удовлетворяет социальные потребности подчиненных Мэйо писал о важности неформальный отношений в коллективе, о неэффективности только формального лидерства. Мери Фоллетт – психологические аспекты управления, конфликты в организации, конструктивные конфликты. Абрахам Маслоу – 1943 год «Психологический анализ», 1954 «Мотивация и личность». Он считал, что человек не может полностью достигнуть цели, и, удовлетворив одну потребность, стремится к другим. 1. Люди – это социальные животные, потребности которых постоянно растут 2. Неудовлетворенность побуждает человека к действию 3. Потребности образуют иерархию (пирамиду) Д. МакГрегор – 1960 год «Человеческая сторона предприятия». Он настаивал на переходе от формального управления к неформальному лидерству. Представители школы человеческих отношений положили начало бихевиористскому направлению менеджмента. Другое направление - эмпирическое (считает, что решает всё опыт – управлению может научить только практика). Друкер – 1957 год «Практика управления» - о целевом управлении, т.е. постановки общих задач перед работникам, чтобы они сами рассчитывали время, ресурсы и пр. Томпсон и Стрикленд – 1980 год «Стратегический менеджмент» - передовой опыт американских компаний по разработке и реализации стратегий. Особое внимание уделено стратегии маркетинга, анализу состояния компании. Мескон, Альберт, Хедоури – 1988 год «Основы менеджмента» - анализ всех направлений менеджмента, начиная от Тейлора. Школа социальных систем – начиналась с исследования операций (комплексное изучение и однозначное решение сложных задач) Честер Барнард – «Функции руководителя» - обосновал необходимость применения комплексного подхода к управлению Г. Саймон – 1960 год «Новая наука принятия управленческих решений» - иерархия власти и целеполагания, принятие решений в связи с практикой управления, последовательный поиск и несовершенные знания. В России. Классическая школа развивалась применительно к условиям становления гос.собственности и централизованного гос.планирования. Александр Багданов – 1913 год «Между человеком и машиной» - о новаторских и прогрессивных установках Тейлора, у культурном развитии и здоровье рабочего. Разработывал тектолоию, всеобщую организационную науку (межотраслевую, применимую ко всем сферам жизни) – о триединстве вещей, людей, идей. Отмечал важность системного подхода и что организованное целое больше суммы его частей. Алексей Гастев – писал о проблемах производства и научной организации труда. С 1920 года высказывался о необходимости социализации трудового процесса («трудовая установка») – активировала массы на повышение производительности труда. Его разработки получат развитие в неоклассической школе человеческих отношений.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме 2. Основные этапы развития науки об организации производства.:
- 84. Основные этапы развития психологческой науки в СССР.
- 2. Основные исторические этапы развития предмета экономической науки.
- Основные исторические этапы развития науки. Понятие научной рациональности и её типология.
- ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
- 3. Понятие истории науки. Соотношение логического и исторического в развитии философии, и методологии науки. Этапы становления форм научного сознания.
Предмет и содержание курса
Сущность и задачи организации производства
Организация производства и управления предприятием ОПиУП (экзамен)
Предмет, содержание и задачи курса
1) Организация производства представляет собой совокупность форм, методов и приёмов научно обоснованного соединения рабочей силы со средствами производства, а так же установлением взаимосвязи и взаимодействия элементов, образующих конкретную производственную систему в определённых условиях пространства и времени исходя из заданных целей системы и единства функций её элементов.
Основной целью организации производства является: координация и оптимизация во времени и в пространстве как материальных, так и трудовых элементов производственного процесса (ПП) с целью получения наиболее эффективного результата при минимальных затратах.
Основными задачами организации производства являются:
Обеспечение выпуска конкурентоспособной качественной продукции;
Выбор основных производственных процессов и их эффективная организация в пространстве и времени;
Сокращение времени от запуска до выпуска продукции (снижение длительности выпуска продукции);
Снижение материала и энергоёмкости продукции.
Т.к. многие задачи производства решают технологии, важно различать функции технологии и функции организации.
Функции технологии определяют способы и варианты изготовления продукции. Функции организации определяют конкретные значения параметров производственного процесса и выбора наиболее эффективного согласно целям и условиям производства.
Решение задач возможно только на основе системного подхода, который предполагает комплексное изучение объекта курса (промышленного предприятия).
Системный подход к изучению курса предусматривает оптимизацию работы всей производственной системы в совокупности как целого, а не отдельных её частей.
2) Курс ОПиУП изучает производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе производства. Предметом изучения является изучение методов и средств наиболее рациональной организации производства. Объектом является промышленной предприятие, которое рассматривается как производственная система. Производственная система состоит как минимум из трёх блоков:
Ресурсы пр-е производства продукции результат
Производственная система обладает способностью к саморегулированию.
Основные принципы системного анализа, используемые при системном подходе:
Принятие управленческих решений должно начинаться с чёткой формулировки конечных целей и задач предприятия;
Всю проблему рассматривают как единую систему и выявляют влияние каждого входящего элемента и возможные альтернативные варианты;
Задачи отдельных элементов системы не должны вступать в противоречие с целями всей системы.
3) Этапы:
1 Этап возникновения (до 30х годов 20века)
Отцом науки ОПиУП является американский инженер Фредерико Тейлор (1856-1915) – начал исследование проблем рационализации производства с 1885 года. Путём практических опытов и экспериментов на предприятиях ему удалось решить ряд важнейших вопросов управления, связанных с повышением производительности и интенсивности труда. Основные его публикации: «Научное управление» 1902г, «Принципы научного управления (менеджмента)» 1911г. В них он сформулировал основные научные принципы организации производства:
Анализ – разложение производственного процесса на операции с последующим их изучением;
Измерение – количественное определение параметров операции;
Проектирование – разработка технологического процесса, выполнение операций и привязка его выполнения к рабочим местам на планируемый период;
Стимулирование – вознаграждение исполнителей за уровень выполнения планового задания.
К тому же периоду относятся работы американских учёных Ливии и Фрэнка Гилбертов, Генри Гандта. Анри Файоль (фр.) – главная заслуга – рассматривал управление как непрерывный универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных видов деятельности: техническая, коммерческая, финансовая, деятельность по защите собственности и жизни людей, анализ статистических данных и административная деятельность. Генри Форд (1863-1947) – пооперационную детализацию производственного процесса изготовления автомобиля в 1913 году реализовал на конвейере и на основе поточной формы организации труда добился значительного повышения производительности.
Рационализация труда и управления требовала технических средств измерения и контроля. Был изобретён метод хронометрирования движения рабочего во время выполнения трудовых операций, применена кинокамера и другие приборы, позволившие наблюдать и анализировать ход работы и отыскивать самые рациональные приёмы и способы труда. Шёл поиск наиболее рациональных методов управления, возможности материального вознаграждения за наиболее интенсивный и производительный труд.
2 Этап становления (30-60 годы 20 века)
После глубокого и продолжительного финансового кризиса 1929-1933 годов прежние научные и классические подходы к управлению производством были не в состоянии обеспечить рост производительности труда. Требовались новые способы руководства предприятием, которые бы учитывали инициативу работников. Возникло новое направление «Школа человеческих отношений». Возглавил её Элтон Мэйо (1880-1949). Он повернул человеческую мысль в сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а так же на роль всего коллектива в успешной работе всего предприятия.
Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал теорию, известную как «Пирамида потребностей»
Дуглас Маг-грегар (1906-1964) разработал теорию двух типов поведения человека на работе, и в соответствии с этим двух способов управления работниками. «Теория Х» была разработана для исполнителей, которые изначально ленивы, безынициативны и стремятся избегать лишней работы, работают только по принуждению и желают, чтобы ими управляли. «Теория У» исходила из того, что для творчески мыслящих исполнителей необходимо обеспечить достаточную свободу в рамках выполняемых ими функций.
Основной заслугой этого этапа является доказательство того, что разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к высокой производительности труда. Не менее важным фактором является сила взаимопонимания между людьми, их потребности, которые лишь косвенно могут быть удовлетворены при помощи денег. Главным шагом к эффективной организации является применение эффективных приёмов управления человеческими отношениями.
3 Этап дальнейшего развития или системного подхода (60г 20 века по настоящее время)
На этом этапе ОПиУП стало объектом моделирования с использованием современных средств связи и математических способов обработки информации. Управленческая мысль постоянно развивается, выдвигаются всё новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В современном менеджменте преобладают три тенденции:
Осознание значения материально-технической базы современного производства и услуг;
Усиление внимания к организационной культуре и к демократизации управления;
Усиление международного характера управления.
В системе современного менеджмента важное место занимает менталитет каждой страны.
1)Донаучный этап развития теории организации.
2)Научный этап развития теории организации.
3)Основные школы теории организации.
4)Тектология А.А.Богданова.
1) Можно выделить три стадии в развитии теории организации.
I. До 18 века. Главная дисциплина, в рамках которой обобщались знания об организации ― это философия.
II. 18-19 века. Появление первых теорий, основанных на научных знаниях. Основную роль на этом этапе играло обобщение опыта индустриально-хозяйственных организаций, а главной наукой стала экономика.
III. Начало 20 века. Считается, чо ее начало связано с появлением первой научной теории менеджмента ― школы научного управления. Первоначально главной наукой был менеджмент (теория управления). Но в 20-40е годы ХХ века огромную роль в развитии теории организации сыграла философия, теория систем и кибернетика. Достижения этих наук были соединены с достижениями экономики, менеджмента и общей теории управления. В результате оформилась новая научная дисциплина ― теория организации.
2) Человечество накапливало опыт управленческой и организационной деятельности в течении тысячелетий. Однако в течении длительного времени процесс организации и ее изучения осуществлялись не в рамках науки, а в рамках искусства. Искусство ― это умение работать с уникальным, наука работает с типичным; науку можно преподавать без участия человека, разработавшего ее, искусство ― нельзя.
Появление крупных организаций связано с переходом от присваивающего хозяйства к произвоящему. Появляется первое государство, первая крупная организация. Важную роль в обобщении опыта управления сыграли классики древнегреческой философии. Платон указал роль разделения труда. Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве «экономике». Он указал на необходимость создания особой господской науки для обучения тех, кто должен управлять рабами.
Теория организации развивалась менее успешно в эпоху феодализма. Для этого были 2 причины:
- единственной крупной организацией была церковь, все хозяйственные функции выполнялись в рамках мелких ремесленных хозяйств;
- не поощрялось развитие ненормативного (научного) знания по этическим (религиозным) положениям.
Особый интерес к проблемам управления и организации возник в XVIII веке в связи с развитием индустриального капитализма. Можно выделить 2 важных открытия:
1. Открытие А.Смитом роли горизонтального разделения труда в развитии горизонтальных организаций.
2. Открытие Ч.Беббиджа, согласно которому разделение труда эффективнее в сфере умственного труда.
Большую роль в развитии психологических аспектов теории организации сыграл Р.Оуэн. Он показал роль обучения сотрудников в развитии организации, а ткаже впервые проанализировал эффективность нематериальной мотивации персонала.
3) К классическим теориям организации относят:
- Теория научного управления
- Административная теория
- Бюрократическая теория
В менеджменте вторую и третью теории объединяют и называют классической.
I. Представителями были основоположники менеджмента ― Тейлор, Гилберты, Г.Форд.Главная особенность ― стремление на научной основе организовать труд рабочих. Главное ― организация труда на рабочем месте. Основные принципы:
v отделение планирования труда от его выполения;
v научный подход к организации труда;
v исследование трудовых операций при помощи научных методов: определение наиболее рационального способа выполнения операций, внедрение и контроль, нормирование труда определяется научно-обоснованными критериями. Оплата труда (сдельная) опирается на научный критерий, что обеспечивает оптимальную эффективность труда;
v функциональное руководство. Деятельностью рабочего управляли сразу несколько специалистов. Планированием должны заниматься ответственные за порядок, инструкции, время, стоимость, дисциплину. Оперативное управление в рамках цеха ― начальник смены, приёмщики, руководители ремонта и руководители по нормированию. Сама идея функционального управления имеет очень важное значение в современной теории организации, но в той форме, которую предлагал Тейлор, она оказалась громоздкой и неэффективной;
v внимание к человеческому фактору. Оно проявлялось в стремлении заинтересовать рабочих при помощи материальных стимулов (премиальная система, сдельщина). Стремление максимально сильно использовать рабочую силу. Внимание к отдыху, рациональному питанию, гигиеническим условиям труда (температура, освещённость, вентиляция, борьба с вибрацией);
v внимание к обучению и подбору рабочих.
II. Административная школа. А.Файоль, в рамках данной школы была попытка создать научную концепцию построения организации в целом. Заслуги: Файолем были выдвинуты принципы построения организации в целом на всех уровнях вне зависимости от типа организации. В рамках этой теории была разработана универсальная организационная структура. Идеальная структура может быть найдена ― считали представители школы. Файоль был сторонником линейно-функциональной структуры управления, где единоначалие дополнялось большим количеством функциональных специалистов, главная задача которых ― помощь линейным руководителям соответствующего уровня. Представителями школы ВПЕРВЫЕ была выдвинута идея о том, что существуют общие функции управления. Файоль старался в своих работах опираться на все, что было изобретено и открыто до него. Положения теории:
v единоначалие. Работник на любом уровне должен получать указания только от одного человека;
v единство полномочий и ответственности. Человек, получивший определенное задание, должен иметь достаточно полномочий, чтобы выполнить его и нести ответственность;
v единство направления. Каждая организация, имеющая особую цель, должна иметь особый план и одного руководителя;
v иерархия (скалярная цепь);
v централизация;
v корпоративный дух (чувство общности);
v единство рабочего места. Организация заинтересована больше в стабильных работниках, чем в текучих, но хороших.
III. Бюрократическая теория организации. Макс Вебер. Данная теория примыкает к административной школе. Вебер считал, что в эпоху машин организация также должна быть подобна машине. Идеальная управленческая машина ― бюрократия. «Она во многом подавляет индивидуальность человека, но альтернативы ей все время нет». Принципы школы:
v господство формальных процедур, а не отдельных руководителей;
v данные процедуры являются легитимными, то есть они признаются членами организации, а не просто навязываются силой;
v служебные обязанности ― четкие, постоянные и узаконенные;
v четкое разделение труда;
v имеется четкая иерархия;
v работник нанимается исходя только из уровня компетентности;
v зарплата зависит от места в иерархии;
v должность служащего является единственным источником его заработка;
v работа на основании контракта;
v продвижение по службе по четким правилам, в соответствии с выслугой, а не по произволу;
v личное отношение в максимальной степени устранено.
Принципы бюрократии действуют в большинстве современных организаций, особенно в крупных. Наиболее актуальны эти принципы для системы государственной службы. Проблема бюрократических структур в недостаточной активности и адаптивности, поэтому Вебер считал, что руководители таких структур не должны являться частью бюрократической системы, должны обладать другими качествами и давать бюрократические цели, отсюда частичное противопоставление государственной службы политике.
4) Тектология Богданова:
I. Любое явление можно изучать с организационной точки зрения. Законы организации систем характерны для любых объектов.
II. Организационные отношения можно исследовать при помощи формализации, используя количественные методы.
III. С точки зрения тектологии, объекты ― организационные комплексы. Главный признак комплекса ― целое больше суммы частей, чем больше разница, тем более организован объект, комплекс.
IV. Существуют 2 типа систем: централистский и скелетный. Централистские системы включают в себя центральны комплекс по отношению к которому все низшие элементы играют роль периферии.
V. Выделил основные механизмы организации:
1. коньюгация ― соединение комплексов;
2. ингрессия ― один комплекс входит в состав другого;
3. дезингрессия ― разделение или распад комплекса.
VI. Все комплексы в природе развиваются благодаря механизму подбора (отбора): положительный (ситуация отбирает комплекс по принципу усложнения и увеличения неоднородности) и отрицательный (отбор по принципу упрощения комплексов, устраняется все лишнее, несостоятельное). Эти два процесса взаимно дополняют друг друга и одинаково важны для развития.
VII. Сформулировал «закон наименьше», согласно которому «сила цепи определяется прочностью самого слабого звена».
Развитие науки «Организация производства» начинается с XVIII века. А. Смит в книге «Богатство народов…» (1776) описал экономические выгоды от разделения труда. Это явление известно также как специализация труда.
Разделение труда – разбивка производственного процесса на ряд отдельных операций таким образом, чтобы каждый рабочий выполнял лишь некоторую небольшую часть общей работы.
В 1790 году Э. Уитни разработал концепцию взаимозаменяемых частей. Взаимозаменяемые части – детали изделия, изготовленные с такой степенью точности, что их не надо подгонять вручную. Э. Уитни разработал сборочную линию по производству мушкетов с такой системой допусков, что любая часть могла подойти к любому изделию.
В 1911 году Ф. Тейлор в книгах «Принципы научного управления» и «Управление фабрикой» изложил подходы к организации производства: отделил подготовку производственных операций от их исполнения, дифференцировал процесс труда, ввел хронометраж, разработал систему учета и контроля и сдельно-дифференцированную систему заработной платы.
Проблемами совершенствования трудовых процессов занимались супруги Ф. и Л. Гилбреты. Они классифицировали микродвижения производственного рабочего, выделив 18 микроэлементов и назвав их терблигами. Работа Гилбертов положила начало микроэлементному нормированию труда.
Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности труда» доказал возможность рациональной организации труда целого коллектива, используя следующие принципы:
· отчетливо поставленные идеалы или цели;
· здравый смысл;
· компетентная консультация;
· дисциплина;
· справедливое отношение к персоналу;
· быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
· диспетчирование;
· нормы и расписания;
· нормализация условий;
· нормирование операций;
· стандартные инструкции;
· вознаграждение за производительность.
В 1913 году Г. Форд внедрил на автомобильных заводах поточные методы организации производства, в основе которых лежали следующие положения:
· максимальное разделение труда;
· детальная разработка технологических процессов;
· механизация и автоматизация процессов производства;
· полная стандартизация производства.
Значительный вклад в развитие теории и практики организации производства внес К. Адамецки. Он создал теорию построения производственных процессов во времени, разработал графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.
Следует также отметить работы Э. Мейо, в которых сделаны выводы о примате психологических и социальных факторов в производительности труда и необходимости глубокого исследования «человеческих отношений».
Среди наших соотечественников можно отметить А.К. Гастева (1882–1941), опубликовавшего такие известные работы, как «Трудовые установки» и «Как надо работать», в которых были заложены принципы программированного обучения трудовым движениям.
О.Е. Ерманский (1866–1941) в книге «Теория и практика рационализации» впервые ввел понятие о физиологическом оптимуме в работе.
О.И. Непорент (1886–1966) разработал в 30-х годах теорию организации производственного процесса во времени (виды движения деталей).
Л.В. Конторович (1912–1986) разработал основы линейного программирования и применил их в планировании производства.
Б.Я. Каценбоген (1897–1956) разработал теорию и методику использования поточных методов производства в серийном производстве.
Э.А. Сатель (1885–1968) первым указал на необходимость комплексно решать конструкционные, технологические, организационные, эксплуатационные и экономические проблемы современного производства.
С.П. Митрофанов разработал научные принципы групповых методов обработки деталей, что позволило внедрить поточные линии в серийном и мелкосерийном производствах.
Значительный вклад в развитие системы оперативного планирования внес А.С. Родов. В 1963 году он разработал и внедрил систему непрерывного оперативно-производственного планирования.
Современные тенденции развития
организации производства
1.Глобализация экономики. Рынки и компании становятся все более глобальными по своей природе. Многочисленные производственные компании США имеют предприятия в Европе или планируют их создание. Европейские и азиатские компании размещают свое производство в США. В результате значительно усиливается конкуренция по всему миру.
2.Тотальное управление качеством, подход, когда все работники предприятия, от генерального директора до рабочего, вовлекаются в непрерывный процесс улучшения качества товаров и услуг.
3.Гибкость производства – способность предприятия быстро приспосабливаться к изменениям в общем объеме спроса, в ассортименте и в дизайне изделий. В современных условиях это является главным фактором конкурентоспособности предприятия.
4.Компьютерные технологии. Развитие новых компьютерных технологий привело к появлению новых изделий и производственных процессов, что оказывает огромное воздействие на организацию производства. Сфера применения компьютерных технологий включает в себя проектирование изделий, технологию обработки, информационную обработку и связь. Новые технологии имеют огромное значение для производственных систем, воздействия на конкурентоспособность и качество.
5.Вовлечение рабочих в решение производственных задач. Все большее число компаний спускает ответственность за разрешения производственных проблем на нижние уровни организационной структуры. Руководство компаниями признает компетентность рабочих в вопросах производственного процесса и их способность внести вклад в совершенствование системы производства.
6.Особое внимание вопросам экологии. Законы и постановления, регулирующие вопросы экологии, становятся все более жесткими, а штрафы и наказания суровыми. Контроль над загрязнением окружающей среды и переработка отходов становятся главными проблемами предприятий.
Первые зафиксированные идеи в области организации производства относятся к временам египетских фараонов. Основные принципы были сформулированы в Вавилоне, в древней Элладе, в Греции, Перси, позднее в Европе.
В конце XIХ в. в производстве произошли крупнейшие сдвиги как в самом производстве, так и в человеческом потенциале.
Первой возникла рационалистическая школа . Основатель - Ф.Тейлор (американ.). В целом рационалистическая школа опирается на следующие основные положения:
Расчленение процесса производства и трудовых процессов на отдельные звенья и элементы и выявление диапазона трат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование;
Выполнение функций планирования специальными разделениями, определяющими последовательность, в сроки выполнения тех или иных работ;
Увеличение производительности труда с помощью высоких заработков;
Планирование на основе норм рабочих заданий;
Признание менеджмента самостоятельной сферой и деятельности, основной функцией которого становит рационализация производства.
Подбор работников в соответствии с физиологически психологическими требованиями и их обучение.
Школа административного (классического) менеджмента разработала и предложила универсальные принципы управления, пригодные для всех его уровней во всех типах организаций. Основатель - Анри Файоль (франц.), рассматривал организацию как замкнутую систему и искал внутренние возможности повышения ее эффективности, главное внимание он уделял управлению персоналом, и прежде всего административными кадрами.
Г. Эмерсон (Америк.), сформулировал 12 принципов производительности. С именем Г. Эмерсона связывают дальнейшее распространение науки об организации производства в странах Европы.
Генри Форд I Его принципы организации производства и управления могут быть сведены к следующим: -Строго построенная по вертикали организация управления нескольких предприятий; -Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и максимально прибыльное. -стандартизация и унификация.
Школа человеческих отношений Фоллет и Мейо определили менеджмент как выполнение управленческих работ другими лицами. Они разработали подходы по исследованию операций административной школы. Продолжение исследований этих работ занимался А. Маслоу.
Школа человеческих отношений, рассматривала каждое предприятие, каждую фирму как определенную социальную систему:
1. Развитие у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности.
2. Создание на предприятиях атмосферы «подлинной общности интересов».
Школа поведенческих концепций, (Д.Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт ) разработчики которой ставили перед собой задачу помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда.
Количественные теории управления: возникли с появлением ЭВМ, Их приверженцы, основываясь на формализованных описаниях различных ситуаций, вели поиск внутриорганизационных взаимосвязей и с помощью моделирования пытались найти оптимальное решение стоящих перед организацией проблем.
Как и в других странах, в России передовые мыслители высказывали в своих трудах немало ценных идей.
Большой вклад в развитие теории организации в 18-19вв внесли:
А. А. Богданов (Малиновский) концепция «организационного управления »,
О. А. Ерманский концепцию «физиологического оптимума» ,
А. К. Гастева (1882 - 1941) - концепция «узкой базы »,
Е. Ф. Розирович (1886 - 1953) - «производственная трактовка» управленческих процессов,
К социальным концепциям управления необходимо прежде всего отнести «теорию организационной деятельности» П. М. Керженцева (Лебедева)
На гребне нового этапа НТР получило распространение «технико-кибернетическое направление в управленческой теории и практике », например, стали формироваться АСУП с повсеместным внедрением принципов хозяйственного расчета стали широко использоваться экономические методы управления.. Сформировалась концепция хозяйственного механизма как единства социальной, экономической, организационной систем. Наконец, в 1980-х гг. начался новый этап развития отечественной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям.