Что не так с индийской системой закупок оружия.

В апреле основные , касающиеся экспорта российских вооружений и военной техники, были связаны с Индией. Одной из самых обсуждаемых тем стал возможный отказ Дели от участия в совместной с Москвой программе по созданию истребителя пятого поколения FGFA. Наряду с этим индийские делегации посетили в апреле различные российские предприятия оборонно-промышленного комплекса. В частности, Индия рассматривает возможность закупки истребителей МиГ-29, возможность серийного производства автомата АК-103, также ожидается подписание контракта на постройку 4 фрегатов проекта 11356. Контракт на поставку кораблей долгоиграющая , ожидалось, что он будет подписан еще в 2016-2017 годах.

В апреле в очередной раз в прессе появилась информация о выходе Индии из совместной с Россией программы по созданию истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation FighterAircraft). Об этом пишет авторитетное издание « ». В данном журнале вышла статья «India withdraws from FGFA project, leaving Russia to go it alone», в которой говорится о том, что Индия приняла решение о приостановке своего участия в имеющей уже 11-летнюю историю совместной российско-индийской программе по созданию перспективного истребителя пятого поколения на основе российского проекта ПАК ФА (Т-50, сейчас – Су-57). Причинами возникновения между странами «непреодолимых разногласий» называют стоимость и технические решения программы.


В статье со ссылкой на официальные высокопоставленные индийские источники говорится о том, что индийские официальные лица, включая секретаря министерства обороны Санджайте Митру и советника по национальной безопасности Аджита Довала, недавно сообщили о выходе Индии из данной программы. Сообщение было сделано представителям российской делегации министерского уровня во время их посещения Индии. При этом считается (без раскрытия деталей), что Дели еще может «пересмотреть» свое решение по реализации программы FGFA или рассмотреть возможность покупки полностью разработанных и готовых истребителей ПАК ФА после того, как они поступят на вооружение российских ВВС.

По словам представителей индийской промышленности, программа FGFA и ее реализация не обсуждались в рамках визита в Москву министра обороны Индии Нирмалы Ситхмаран в начале апреля 2018 года. В то же время, по словам индийского маршала авиации в отставке В. К. Бхатия, дальнейшая реализация данной программы не пошла бы на пользу индийским ВВС, которые изо всех сил стараются противостоять быстрому сокращению численности парка имеющихся истребителей.

Су-57, один из прототипов


В Jane"s Defence Weekly отмечают, что в ВВС Индии считают истребитель пятого поколения Су-57, который Минобороны Индии определило перспективным многофункциональным истребителем, не отвечает их требованиям по авионике, малозаметности, РЛС и установленным датчикам. Прототипы нового истребителя пятого поколения проходят в настоящее время летные испытания в России, однако пока нет никаких указаний относительного того, когда новые боевые самолеты будут запущены в серийное производство.

Стоит отметить, что сама программа FGFA началась еще в 2011 году, когда Индия и российская компания «Сухой» договорились об условиях равного финансового и частичного технического партнерства. Данная программа испытывала проблемы с самого начала. Финансирование и технические аспекты программы длительное время были предметом споров и никак не решались. При этом известно, что компания «Сухой» брала на себя обязательства по поставке Индии до 2019-2020 годов трех 30-тонных одноместных прототипов истребителя FGFA для проведения испытаний перед созданием производственной линии для серийного производства данных самолетов на предприятии HAL в Насике в западной части Индии. Первоначально, ВВС Индии рассчитывали приобрести 200-250 одноместных и двухместных истребителей FGFA, однако позднее их количество было сокращено до 127 одноместных самолетов. Теперь же реализация всей программы находится под большим вопросом.

Возможные индийские контракты

В Индии может быть развернуто производство автомата АК-103

Достаточно долгая индийская история с многочисленными тендерами на новую автоматическую винтовку для замены не самой удачной 5,56-мм автоматической винтовки INSAS, по всей видимости, подходит к финалу. По информации издания « », Минобороны Индии готово запустить в стране лицензионное производство модернизированного автомата АК-103 под патрон 7,62х51 мм (скорее всего, в статье «Indian MoD plans to licence-build upgraded AK-103 assault rifles» опечатка и речь идет о стандартном советском/российском патроне 7,62х39 мм).

Сборка АК-103 в Индии должна покрыть потребности индийской армии в замене 768 тысяч автоматических винтовок. Потребности ВВС и ВМС Индии оцениваются еще примерно в 50 тысяч винтовок. Предположительно Минобороны Индии прибегнет к прямому импорту 150 тысяч автоматических винтовок для покрытия первоочередных потребностей, перевооружив ими «фронтовые» части первой линии, а производство остальных АК-103 будет развернуты уже в самой Индии по лицензии.


Предложение о покупке российских автоматов АК-103, одобренное индийской армией, стало следствием подробных переговоров между высокопоставленными российскими чиновниками и министром обороны Индии Нирмалой Ситхараман во время ее поездки в российскую столицу в начале апреля 2018 года. Данное предложение является частью реализуемой индийской инициативы «Make in India». Известно, что Москва предлагала автоматы АК-103 Индии и в 2017 году, однако тогда предложение принято не было, теперь же индийские военные пересмотрели требования к для замены автоматической винтовки INSAS.

Российские АК-103 заменят в индийской армии именно национальную винтовку INSAS калибра 5,56х45 мм, которая начала поступать на вооружение в середине 1990 годов, но в 2010 году перестала удовлетворять требованиям индийских военных, которые признали оружие «оперативно неадекватным» современным реалиям. Минобороны Индии рассчитывает собирать российские автоматы АК-103 на двух специальных предприятиях, которые будут построены концерном «Калашников» в сотрудничестве с компанией ОFB на ее производственных комплексах Rifle Factory Ishapore в Ишапуре на востоке Индии и Тиручирапалли на юге Индии.

Во второй половине апреле делегация Минобороны Индии во главе с гендиректором ведомства по закупкам господином Апурвой Чандрой посетила Ижевск, где познакомилась с производственной площадкой концерна «Калашников», об этом 25 апреля сообщал официальный сайт «Ростеха». В столице Удмуртии представители Индии познакомились с современной организацией производства знаменитых автоматов Калашникова различных серий, а также получили возможность испытать различные модификации производящегося в Ижевске оружия.
По словам Александра Михеева, занимающего пост генерального директора «Рособоронэкспорта», концерн «Калашников» готов оказать содействие индийской стороне в постройке в Индии завода для производства представленного вооружения и последующих модификаций автомата Калашникова. В качестве партнера «Рособоронэкспорт» готов сотрудничать с любыми индийскими предприятиями как государственными, так и частными по выбору Минобороны Индии, добавил Михеев.

Индия может приобрести истребители МиГ-29

По информации индийских сетевых ресурсов, в частности , Индия серьезно рассматривает предложение российской стороны о поставке ВВС Индии 21 истребителя МиГ-29. Предложение было сделано 2 апреля 2018 года в Москве во время визита в российскую столицу министра обороны Индии Нирмалы Ситхамаран. Высокопоставленные индийские военные готовы рассматривать данное предложение, так как перед ВВС Индии стоит острая проблема сокращения численности истребительного парка.


В настоящее время индийские ВВС имеют потребность в 40 истребительных эскадрилиях, по факту же их имеется 32. При этом к 2027 году их количество уменьшится до 27, а в 2030-е годы может еще сократиться, даже несмотря на закупку 36 французских истребителей Dassault Rafale. В настоящее время индийская истребительная авиация представлена 12 эскадрильями Су-30МКИ, тремя – МиГ-29, двумя – МиГ-27, 11 эскадрильями морально и физически устаревших МиГ-21, тремя – Mirage 2000 и шестью Jaguar. При этом ожидается, что уже к концу 2022 года из 11 эскадрилий, вооруженных истребителями МиГ-21, в строю останется лишь одна.

Стоит отметить, что в свое время Индия стала первым иностранным экспортным получателем многоцелевого истребителя МиГ-29. В пользу того, что Индия действительно может рассмотреть вариант приобретения 21 истребителя МиГ-29 у России, эксперты называют низкую стоимость данных самолетов, что немаловажно для Нью-Дели, а также тот факт, что индийские летчики-истребители хорошо знакомы с этим самолетом. МиГ-29 находятся на вооружении ВВС Индии, истребители хорошо изучены, у страны нет проблем с их обслуживанием и эксплуатацией.

Готовится подписание контракта на постройку четырех фрегатов проекта 11356

Генеральный директор по закупкам министерства обороны Индии Апурва Чандра посетил в середине апреля судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде в сопровождении представителей Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и «Рособоронэкспорта». На предприятии гость познакомился с возможностями постройки фрегатов проекта 11356, шесть из которых уже находятся на вооружении индийского флота (три фрегата построены именно заводом «Янтарь»). «Безусловно, ключевым индийско-российским проектом, который обсуждался в Калининграде, стало предложение о строительстве для ВМС Индии четырех фрегатов проекта 11356. Мы с удовольствием осмотрели производственные цеха и готовые корпуса будущих фрегатов», – цитирует пресс-служба «Рособоронэкспорта» Апурву Чандру.

Ранее высокопоставленные индийские чиновники, отвечающие за закупку вооружений и военной техники, посетили также подмосковный центр «Вертолетов России», где осмотрели вертолет Ка-226Т. В конечном итоге Чандра проинспектировал все российские компании, контракты на продукцию которых (фрегаты проекта 11356, вертолеты Ми-17 и Ка-226Т, системы ПВО С-400) ожидались к подписанию еще в 2016-2017 годах, пишет газета « ». В пресс-службе «Рособоронэкспорта» отметили, что насыщенная программа визита Апурва Чандра в Россию говорит о высокой заинтересованности Индии в поступательном развитии российско-индийских проектов, реализуемых в военно-технической сфере.

Фрегат ВМС Индии F40 «Talwar» проекта 11356


По словам менеджера предприятия ОСК, контракт на постройку четырех фрегатов проекта 11356 вполне вероятно будет подписан еще в первой половине 2018 года. При этом Индия сама сможет выбрать собственную верфь, где будут построены два из четырех заказанных фрегатов, после этого препятствий к заключению соглашения между странами больше не предвидится, отметил собеседник «Ведомостей». Менее вероятно, что уже в 2018 году между странами будет подписан объемный контракт по системам ПВО С-400, хотя данное соглашение (как и контракт на многоцелевые вертолеты Ми-17) не потребует выполнения условий Make in India по передаче технологий и производства в Индию, говорит источник издания, близкий к руководству Военно-промышленной комиссии.

Причина возникших задержек с российско-индийскими контрактами в военной сфере – паралич внутренних закупочных процедур в Индии, а также дистанцирование от покупок вооружений из России на фоне надежд на сотрудничество с США, так полагает Константин Макиенко эксперт Центра анализа стратегий и технологий. Поводом для откладывания решений по контрактам могут стать также американские санкции, допускает эксперт. При этом заключение контракта на постройку четырех фрегатов действительно возможно, так как ВМС Индии испытывают острую потребность в таких кораблях, отметил Константин Макиенко.

«Вертолеты России» продали в Турцию три многоцелевых вертолета Ка-32А11BC

Холдинг «Вертолеты России» в рамках состоявшегося международного авиасалона Eurasia Airshow, который проходил в Анталье с 25 по 29 апреля 2018 года, подписал с турецкой компанией Kaan Air соглашение на поставку в страну трех многоцелевых вертолетов Ка-32А11BC. Согласно подписанному соглашению поставка вертолетов будет осуществлена уже в 2018 году, сообщает пресс-релиз госкорпорации « ». Планируется, что вертолеты будут использоваться в Турции для выполнения противопожарных операций.


«Подписанное соглашение открывает для холдинга «Вертолеты России» новый сегмент рынка, для компании это будет первая поставка гражданской вертолетной техники в Турцию. Гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский считает, что данная поставка будет не последней. Многоцелевые вертолеты Ка-32А11BC, созданные на основе поисково-спасательного вертолета Ка-27ПС соосной схемы, отлично зарекомендовали себя в борьбе с пожарами по всему миру. Андрей Богинский считает, что они помогут и Турции, в свою очередь холдинг поможет обеспечить успешную эксплуатацию вертолета в данной стране. Он также подчеркнул, что в настоящее время в Турции эксплуатируется 19 российских вертолетов семейства Ми-17, все они находятся на вооружении турецкой жандармерии.

Поставка комплексов С-400 Турции будет ускорена

В начале апреля в секретариате оборонной промышленности Турции заявили о том, что поставка современных российских зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» начнется в страну уже в июле 2019 года, хотя изначально передача ЗРС была запланирована на март 2020 года. Источники « » говорят о том, что данное решение – это беспрецедентная уступка России, решение о ней было принято в ходе переговоров между президентами двух стран. Для производителя данных систем ПВО – концерна ВКО «Алмаз-Антей» – новые сроки реализации российско-турецкого соглашения не должны стать проблемой, так как в 2018 году Минобороны России уже получит большую часть ранее заказанных ЗРС С-400 «Триумф».

Как отмечает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, близкие к системе ВТС, вопрос об ускорении поставок комплексов ПВО Турции был одним из основных во всей переговорной повестке Путина и Эрдогана. Выступая на пресс-конференции по итогам данных переговоров с турецким президентом, Владимир Путин подтвердил, что сроки поставки вооружения будут ускорены «по просьбе наших турецких партнеров и друзей». В своем выступлении масштаб ускорения контракта российский президент не назвал, однако заместитель главы секретариата оборонной промышленности Турции Исмаил Демир отметил, что поступление первой партии С-400 намечено на июль 2019 года. При этом в Федеральной службе по ВТС от официальных комментариев на этот счет воздержались, а Александр Михеев, возглавляющий «Рособоронэкспорт», отметил, что Россия сделает все необходимое, чтобы исполнить просьбу Турции.


Контракт на поставку турецким вооруженным силам четырех дивизионов зенитно-ракетной системы С-400 «Триумф» на сумму порядка 2,5 миллиардов долларов был подписан в июле 2017 года. Для реализации данного контракта будет использоваться кредитная схема: приблизительно 45 процентов стоимости контракта Анкара оплатит самостоятельно, оставшиеся 55 процентов будут покрыты за счет заемных средств, которые Турции выделит Минфин России. По информации журналистов «Коммерсанта», Анкара планирует закрыть данный заем в течение четырех лет, возвращая ежегодно по 15 процентов от суммы кредита. В первоначальной версии контракта было обозначено, что поставки комплексов С-400 в Турцию должны начаться не позднее 22 марта 2020 года. Теперь, по всей видимости, к контракту будет подписано дополнительное соглашение, которое скорректирует сроки поставок. По словам высокопоставленного военного источника «Коммерсанта», подобная уступка «в какой-то степени является беспрецедентной»: «Исполнение контракта в столь сжатые сроки свидетельствует о высоком уровне наших отношений».

Лаос заинтересовался модернизированными танками Т-72

По информации вьетнамского информационного ресурса , в конце 2017 года телеканал LAO PSTV, принадлежащий Минобороны Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР), показал поступившие на вооружение лаосской армии современные самоходные гаубицы CS/SH1 китайского производства. Они представляют собой 122-мм артиллерийские установки, смонтированные на автомобильном шасси повышенной проходимости с колесной формулой 6х6. САУ представляют собой экспортный вариант PCL09, который выпускается китайской корпорацией China North Industries Corporation (Norinco) для нужд НОАК с 2010 года. Известно, что Лаос стал первым иностранным заказчиком китайских САУ CS/SH1.

Т-72Б «Белый орел»


Также сообщается, что в начале апреля 2018 года в России с визитом находился министр обороны Лаоса Тянсамон Тяннялат. Среди прочего он посетил и АО «61 бронетанковый ремонтный завод», расположенный в Стрельне (Санкт-Петербург). На заводе высокопоставленному гостю был показан образец основного боевого танка Т-72Б в модернизированном исполнении (известен как «Белый орел»). Ранее такие танки уже были поставлены в Никарагуа. В настоящее время Лаос проявляет интерес к данной модернизации танка Т-72Б. Приобретение новой техники вписывается в программу проводимой модернизации вооруженных сил Лаоса.

Кроме того, по итогам визита был подписан меморандум между «Роскосмосом» и Индийской организацией космических исследований о сотрудничестве в рамках пилотируемой космической программы и в области космической навигации. По словам гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, программа предусматривает подготовку трех индийских космонавтов, также будет оказана помощь в создании систем жизнеобеспечения индийского пилотируемого космического корабля. По мнению редактора журнала «Новости космонавтики» Игоря Афанасьева, «Индия доказала, что может развивать нормальную национальную космическую программу, но, возможно, в ее пилотируемой программе есть узкие места, которые и поможет решить Россия». В свое время в России были подготовлены и два китайских космонавта, однако «сотрудничество с Индией в области пилотируемой космонавтики может быть более основательным, поскольку базируется на межправительственных договоренностях», говорит эксперт.

Как сообщает сайт Кремля, помимо политической декларации и меморандума о сотрудничестве в космосе подписан также ряд межведомственных соглашений о сотрудничестве и соглашение между Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), компанией «Фосагро » и госкомпанией Indian Potash о совместных проектах в секторе минеральных удобрений. Оно предусматривает, как сообщается в пресс-релизе РФПИ, поставки удобрений производства «Фосагро» в Индию с 2019 по 2021 г. на сумму около $1 млрд.

Контракт на С-400 действительно можно считать самым крупным единичным контрактом в истории «Рособоронэкспорта» с момента его создания в 2000 г., отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Но его историческое значение не только в этом. Индия заключила соглашение, несмотря на угрозу американских санкций по закону CAATSA, подчеркивает эксперт. Кроме того, поставка таких чувствительных систем говорит об особом политическом доверии между Россией и Индией, а также об открытии для России нового сегмента на индийском рынке вооружений, полагает Макиенко.

В то же время контракты на другие виды вооружений, межправительственные соглашения о поставке которых были заключены два года назад одновременно с соглашением по С-400, во время визита Путина подписаны не были. Как пояснил Песков, переговоры по контракту о поставке четырех фрегатов проекта 11356, который оценивался в $2,2 млрд, продолжатся. По словам человека, близкого к российской делегации, в ближайшей перспективе наиболее реалистично подписание именно этого контракта. А вот контракт на 48 вертолетов Ми-17В-1 на сумму $1,13 млрд может быть подписан в 2019 г. лишь по оптимистическим оценкам.-

Индия и Россия подписали многомилионные контракты на поставку военной техники. Индия - одна из стран, которая не поддержала санкции против России

Машины с пусковой установкой зенитной ракетной системы комплекса С-400 «Триумф». Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Россия отправит в Индию ракеты, фрегаты и вертолеты. Страны подписали несколько военных контрактов. В их числе — о поставках зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» и о производстве для Индии фрегатов проекта 11-356. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, два корабля будут построены в России, еще два — в Индии. Также подписаны документы о создании индийско-российской компании по сборке вертолетов Ка-226Т. Ранее индийские СМИ оценивали сумму сделки примерно в 5,8 млрд долларов. Российские журналисты писали о цифре в 2,5 млрд. Рогозин пояснил, что после производства первых 200 вертолетов можно говорить о следующей аналогичной партии. Все документы были подписаны по итогам переговоров Владимира Путина с индийским премьером Нарендрой Моди в Гоа в присутствии обоих лидеров. Зачем России понадобились масштабные контракты с Индией?

Руслан Пухов директор Центра анализа стратегий и технологий, член общественного совета при Минобороны «Помимо хороших денег, которые получат наши предприятия, производящие системы, необходимо помнить, что следующая программа вооружений, которая будет утверждена в конце 2017 года и будет реализовываться до 2018 года, она не будет уже такой объемной, как действующая. Поэтому многие мощности, которые предприятия ВПК разогнали, нечем будет загружать. И в этом смысле, конечно же, заказ от иностранных партнеров, тем более от такой страны, как Индия, которая традиционно контрактует вооружения крупными партиями, является для нас чрезвычайно важной. Еще существует геополитический и внешнеполитический момент — Индия — одна из тех стран, которая не присоединилась к западным санкциям против России, причем сделала это оперативно».

Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов сообщил, что поставки ракетных систем С-400 в Индию могут начаться в 20-м году. А вице-премьер Дмитрий Рогозин сказал, что Россия поставляет самые современные вооружения, в том числе С-400, только тем странам, которым она доверяет. Почему Индии выгодно военное сотрудничество с Россией?

заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» «В Индии происходит смена поколений вооружений. Индия — государство, которое имеет постоянного противника и постоянно готовится к войне. Сначала СССР, а потом Россия долгое время были практически монополистами продажи Индии вооружения. С прекращением санкций индийский рынок стал весьма конкурентным. Россия, скажем, несколько тендеров проиграла. Сейчас, как видим, позиции восстанавливаются, но при этом надо иметь в виду, что, видимо, в России тоже большие проблемы уже другого рода, уже с необходимостью получать средства, и поэтому Россия, как мы видим, продает сначала Китаю, а теперь вот и Индии комплексы С-400, которыми пока что не полностью перевооружены российские вооруженные силы. Много раз провозглашалась российская политика, которая, предполагалось, что она будет заключаться в том, что сначала мы вооружаем себя, а потом продаем кому-то еще. По-видимому, так не получается. Нужны деньги. Что касается производства вертолетов, то тут немножко другая история. Это ответ на призыв нынешнего индийского руководства о том, что производим в Индии. Россия фактически переносит вот это производство в Индию, дает технологии, и поэтому это будет не столь выгодно, как продавать готовые изделия».

Помимо военно-технических соглашений, Россия и Индия заключили контракты в финансовой сфере. Так, страны договорились создать совместный инвестфонд на 1 млрд долларов. Документы подписали Российский фонд прямых инвестиций и Национальный инвестфонд Индии. Кроме того, ВТБ предоставит индийской нефтяной компании Essar Oil Limited 3,9 млрд долларов на реструктуризацию долга. «Это крупнейшая инвестиция в истории Индии», — заявил глава госбанка Андрей Костин.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сегодня завершает шестидневный визит в Индию - первый для главы еврейского государства за последние 15 лет. Поездка продемонстрировала, что ключевым для двух стран становится военно-техническое сотрудничество. В частности, стороны договорились возобновить переговоры о заключении контракта на поставку Дели противотанковых ракет Spike на $500 млн. Сближение двух стран происходит на фоне нового «медового месяца» в отношениях США и Израиля, а также превращения Индии в главного партнера Вашингтона в Азии.


Финальным пунктом завершающегося сегодня визита Биньямина Нетаньяху в Индию стала деловая столица страны - Мумбай. Посещению города, где находится старейшая в Азии Бомбейская фондовая биржа, предшествовала поездка в Гуджарат - родной штат премьер-министра Нарендры Моди, считающийся витриной индийских экономических реформ. Решение Биньямина Нетаньяху отправиться в регионы было обусловлено той ролью, которую они играют в реализации госпрограммы для иностранных инвесторов «Make in India» («Делай в Индии»).

Деловая программа визита завершилась подписанием пакета из девяти соглашений о развитии сотрудничества в сферах обороны, энергетики, кибербезопасности, кинопроизводства, а также нефтегазовой отрасли. В поездке господина Нетаньяху сопровождала делегация из 130 ведущих израильских бизнесменов. Индия занимает девятое место в списке торговых партнеров Израиля. При этом израильтяне надеются, что в ближайшие три года смогут увеличить экспорт в Индию на 25% (товарооборот двух стран в 2016 году составил около $4,5 млрд). Способствовать развитию двусторонних отношений должно и принятое недавно израильскими властями решение упростить визовый режим для индийских бизнесменов.

Ключевым же направлением израильско-индийских отношений становится военно-техническое сотрудничество. По итогам визита достигнута договоренность возобновить переговоры о заключении контракта на поставку Дели израильских противотанковых ракет Spike на $500 млн. Будущее сделки до последнего момента оставалось неясным. В начале января Минобороны Индии неожиданно объявило о решении не заключать контракт в связи с разработкой собственных ракет аналогичного класса. Однако, как выяснилось, индийские ракеты смогут быть приняты на вооружение не ранее 2022 года и, по словам начальника штаба сухопутных войск Индии Бипина Равата, это может негативно отразиться на ходе антитеррористических операций и ослабить оборонный потенциал страны. В итоге индийское правительство решило вернуться к переговорам - к нескрываемому удовлетворению израильской делегации.

Как отметил в ходе визита Биньямин Нетаньяху, израильско-индийское сотрудничество в оборонной сфере не ограничивается ракетами Spike. В 2017 году правительство Индии, например, подписало с представителями израильской аэрокосмической отрасли сделку на $2 млрд. Она включает в себя поставки наземной версии системы противовоздушной обороны Barak 8, а также военно-морской версии, которая будет установлена на авианосце индийского военно-морского флота. Также обе страны проводят совместные учения и сотрудничают в сфере разведки.

Визит израильского премьера в Индию подтвердил переход к качественно новому уровню отношений между двумя ключевыми игроками соседних регионов - Ближнего Востока и Южной Азии. Он начался в ходе прошлогоднего визита в Израиль индийского премьера Нарендры Моди. Став первым в истории индийским лидером, посетившим еврейское государство, господин Моди продемонстрировал смену акцентов в политике Дели на Ближнем Востоке, происшедшую после прихода к власти в стране в 2014 году правительства националистической «Бхаратия джаната парти».

Ставка на максимально широкое привлечение в страну инвестиций и новейших зарубежных технологий (в том числе в области ВПК) перевела для Индии еврейское государство, с которым на протяжении десятилетий складывались весьма скованные отношения, в разряд приоритетных партнеров.

«Для Индии Израиль представляет огромный интерес, прежде всего с точки зрения военно-технического сотрудничества, потенциал которого обозначился еще в 1990-е годы. Мы покупаем у Израиля то оружие, которое просто не можем найти у других поставщиков, в том числе у России, либо которое в большей степени устраивает нас по своему качеству и признано нами лучшим»,- заявил “Ъ” вице-президент Observer Research Foundation (Индия) Нандан Унникришнан.

Напомним, что до недавнего времени военно-техническое сотрудничество было хорошо налажено между Москвой и Дели: последние пять лет Индия ни разу не выпадала из тройки крупнейших покупателей российского оружия. Однако в 2017 году ситуация изменилась: стороны не заключили ни одного нового контракта. Так, в подвешенном состоянии находятся переговоры по лизингу второй атомной субмарины проекта 971 «Щука-Б», которую индийские ВМС планировали взять у России; невысокими темпами налаживается проект по созданию истребителя пятого поколения (FGFA). Вопреки договоренностям, достигнутым на высшем уровне, Россия и Индия пока не смогли заключить два важных контракта. Первый подразумевает поставку 48 вертолетов Ми-17В-5, второй - передачу от четырех до шести дивизионов зенитных ракетных систем С-400. По данным “Ъ”, тема ВТС была одной из ключевых во время встречи вице-премьера Дмитрия Рогозина с Нарендрой Моди в декабре 2017 года. И если контракт на Ми-17В-5 уже практически согласован, то по С-400 возникли сложности: по словам источника “Ъ” в системе ВТС, индийские военные затребовали раскрыть детальную структуру цены.

«Израиль заполняет ряд ниш на индийском рынке оружия, которые Россия не может занять из-за технологических ограничений, а США - из-за бюрократических причин и стремления увязать поставки оружия с общеполитическими вопросами,- отметил в разговоре с “Ъ” ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин.- Например, израильские противотанковые ракеты Spike с инфракрасной системой самонаведения не имеют полного аналога в России. Кроме того, Израиль опережает Россию в области беспилотной авиации и является крупным поставщиком соответствующих технологий в Индию». По словам эксперта, «в некоторых случаях индийцы отдают приоритет сотрудничеству с Израилем и при наличии российского аналога из стремления диверсифицировать источники поставок». «По сравнению, например, с американцами израильтяне действуют более гибко и проявляют большую готовность к передаче технологий»,- добавил господин Кашин.

Беспрецедентное сближение Индии и Израиля происходит на фоне нового «медового месяца» в отношениях еврейского государства с США, а также превращения Дели в главного партнера Вашингтона в Азии. В связи с этим Нандан Унникришнан отмечает: резкая активизация израильско-индийских связей во многом стала возможной благодаря новому стратегическому партнерству Индии с США, о котором в октябре прошлого года в ходе визита в Дели объявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон. «В то время как Израиль занимает место ключевого союзника Вашингтона на Ближнем Востоке, Индия становится ключевым партнером США в Индо-Азиатском регионе»,- резюмирует господин Унникришнан.

Марианна Беленькая, Сергей Строкань, Александра Джорджевич

Прошедшая в Бангалоре 11-я международная выставка Aero India - 2017 продемонстрировала не только амбиции индийского руководства, но и сложности на пути военного укрепления державы, претендующей на лидерство в Азии. проблемные зоны оборонно-технической политики Индии прокомментировал заместитель директора .

Индикатор проблемы

На бангалорской выставке была обнародована информация, которая привносит новые штрихи в понимание текущей ситуации в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве (ВТС).

Согласно заявлению заместителя директора Владимира Дрожжова, на Индию приходится 16 процентов общего портфеля контрактных обязательств российских экспортеров вооружений. В частности, крупнейший из этих экспортеров, », по словам заместителя генерального директора компании Сергея Гореславского, имел на конец 2016 года обязательства перед Индией на сумму 4,6 миллиарда долларов, при этом заключив за прошлый год новых контрактов на два миллиарда.

Это говорит о том, что в настоящий момент сотрудничество с Индией ситуативно находится на относительно невысоком уровне. Еще в 2013-2014 годах годовая стоимость поставок в Индию достигала 4,7-4,8 миллиарда долларов, что составляло 28-30 процентов российского экспорта вооружений. Сравнивать стоимость поставок и их долю в экспорте со стоимостью заключенных контрактов и долей индийских заказов в общем портфеле не совсем корректно, но косвенно это сравнение свидетельствует, что 2015-2016 годы были не самыми плодотворными для российско-индийского ВТС.

Еще один индикатор - портфель заказов Китая, составлявший на конец прошлого года восемь миллиардов долларов, то есть впервые за десять лет, похоже, превысивший индийский.

Есть, впрочем, обоснованная надежда, что этот двух-трехлетний период останется локальной флуктуацией и в 2018-м (а может быть, и уже в текущем году) ситуация начнет приходить к норме, которая заключается в том, что доля Индии в общем портфеле должна составлять от 25 до 30 процентов.

В октябре прошлого года во время визита в Индию было подписано несколько межправительственных соглашений по ряду крупных проектов: по поставкам ЗРС С-400 и фрегатов проекта 11356 (типа Talwar), по организации лицензионного производства в Индии легких вертолетов Ка-226Т.

Эти проекты находятся в настоящее время на стадии коммерческих переговоров, и общая стоимость контрактов, когда и если они будут подписаны, составит предположительно 10 миллиардов долларов. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры относительно поставки еще одной партии вертолетов Ми-17В-5 (48 единиц) и 464 основных танков Т-90С, стоимость этих контрактов может достичь 3,5 миллиарда долларов.

И все же снижение темпа сотрудничества в 2015-2016 годах дает повод задуматься о том, что происходит на индийском рынке вооружений. Главные его особенности хорошо известны и давно описаны. Прежде всего индийский рынок большой, как минимум второй по емкости после саудовского. Во-вторых, сильно диверсифицированный по источникам импорта. В-третьих, он, по крайней мере на уровне риторики, ориентирован на получение не только современных вооружений, но и технологий, а также на локализацию производства на территории Индии.

Однако к настоящему времени накопилось достаточно свидетельств, чтобы дополнить эти общеизвестные факты чуть более глубоким и детальным рассмотрением.

Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости

Стагнация закупочного бюджета

Благодаря быстрому экономическому росту Индия имеет возможность высокими темпами наращивать и военный бюджет. Представленный на 2017/2018 финансовый год (начинается 1 апреля 2017 года) бюджет центрального правительства предусматривает военные расходы в размере 3 триллионов 599 миллиардов рупий, что по текущему курсу эквивалентно 53,5 миллиарда долларов.

Это на 12 процентов превышает показатель прошлого года и означает, что Индия обладает четвертым по номиналу военным бюджетом после США, КНР и Великобритании. Есть все основания полагать, что в ближайшем будущем Индия обойдет по этому параметру Великобританию и войдет в тройку государств с самым большим военным бюджетом в мире. Для сравнения: еще двадцать лет назад Индия занимала 13-е место по размерам военных расходов - на уровне Голландии или Испании.

Однако более детальный анализ показывает, что в структуре военного бюджета опережающими темпами растут затраты на персонал (прежде всего зарплаты), а самый большой прирост приходится на пенсии уволенных в запас военнослужащих. Последнее обусловлено проведением реформы One Rank One Pension (OROP), в рамках которой пенсионные выплаты уравниваются для всех категорий военнослужащих одного звания вне зависимости от даты их выхода в отставку. Две эти статьи в бюджете растут на 30-50 процентов в год.

Еще один заметный источник расходов, съедающий их рост, - формирование XXVII горного корпуса численностью до 90 тысяч человек, который должен быть развернут на границе с Китаем. На это выделяется почти 650 миллиардов рупий (9,7 миллиарда долларов).

В то же время этот завидный рост военных расходов не влечет за собой увеличения ассигнований на закупки вооружений и военной техники. Этот показатель стагнирует на протяжении уже трех-четырех лет, а в отдельные годы и по отдельным позициям сокращается, иногда весьма значительно. Так, расходы по статье «крупные закупки» в 2016/2017 финансовом году снизились по сравнению с 2015/2016 годом на 9,4 процента (с 774 миллиардов до 704 миллиардов рупий). Падение «крупных закупок» для сухопутных войск составило 1,8 процента, для ВМС - 12,2 процента, а для ВВС - 12,5 процента.

В этом контексте не приходится удивляться, что коммерческие переговоры по истребителям Rafale длились почти пять лет, а их результатом стала закупка всего 36 самолетов вместо 126, планировавшихся в тендере MMRCA. И годовая контрактация «Рособоронэкспорта» на уровне в два миллиарда долларов в 2016 году начинает выглядеть не как удовлетворительный, хотя и невыразительный результат, а как вполне себе неплохое достижение.

Фото: imago stock&people / Globallookpress.com

Амбиции и реальность

И вот на фоне стагнации закупочного бюджета отчетливо наблюдается алогичная тенденция к сдвигу индийского спроса в более высокую ценовую нишу. Примерно с 2008 года, когда были размещены первые крупные заказы ошеломляюще дорогих американских самолетов, индийские военные входят во вкус приобретения предельно высокотехнологичных систем. Проблема заключается в том, что из-за их немыслимой стоимости количество таких вооружений неизбежно оказывается ограниченным.

Так, за последние 10 лет были куплены 13 средних военно-транспортных самолетов (ВТС) С-130J по цене в среднем около 160 миллионов долларов за единицу, 10 тяжелых ВТС С-17А по 410 миллионов каждый и 12 противолодочных самолетов P-8I по 260 миллионов. Каждый Rafale обойдется Индии в 91-94 миллиона евро. Для сравнения: цена Су-30МКИ, произведенного на заводе HAL по контракту 2012 года, - около 55 миллионов долларов. При этом деньги, потраченные на производство Су-30МКИ по четвертой фазе лицензионного производства, остаются по большей части в Индии.

Такое изменение закупочной политики - стремление покупать самое дорогое и престижное при одновременной стагнации закупочного бюджета - можно объяснить только завышенной оценкой собственных возможностей, спровоцированной длительным экономическим ростом и сближением с США. Это породило у индийского политического истеблишмента и интеллектуальной элиты самую настоящую эйфорию. Конечно, статус третьей экономики мира, самый высокий среди крупных экономик рост (превысивший в прошлом году китайский) и ощущение собственной незаменимости для США в нарастающем американо-китайском противостоянии может вскружить голову кому угодно.

В сущности, это частный случай того, что американский политолог и историк назвал «великодержавным аутизмом». Некоторые последствия такой не подкрепленной ресурсами иррациональной амбициозности видны уже сейчас. Налицо не только количественное отставание от КНР, но и наблюдаются признаки отставания качественного.

Более того, под угрозой размывания оказывается достигнутое в прошлом веке абсолютное доминирование индийских вооруженных сил над Пакистаном. Пока Индия почти полтора десятилетия проводила тендер MMRCA, Пакистан нарастил группировку самолетов F-16 и FC-1 до 70 единиц по каждому типу, и если бы не закупка 272 Су-30МКИ, сейчас уже стоял бы вопрос о том, что ВВС Пакистана приближаются к паритету с IAF.

Из девяти оставшихся после гибели ПЛ Sindhurakshak лодок класса Kilo четыре прошли средний ремонт более 10 лет назад, а одна вообще не ремонтировалась. Только три лодки ремонтировались менее десяти лет назад, причем две из них - в Индии (с соответствующими последствиями для качества). Из четырех лодок немецкого проекта Type 1500 в боеспособном состоянии находятся в лучшем случае две. Головная лодка французского проекта Scorpene (S50 Kalvari) вступит в строй ВМС Индии не ранее 2018 года - 13 (!) лет спустя после подписания контракта на закупку шести таких субмарин. А Пакистан тем временем заказал 8 лодок в Китае и, если не будет ускорена программа вторых средних ремонтов лодок класса Kilo, может добиться на некоторое время паритета по боеготовым неатомным субмаринам.

Амбициозная инициатива Make in India пока остается не более чем лозунгом. Во всяком случае крупнейший контракт, подписанный после провозглашения этого лозунга, - приобретение истребителей Rafale - предусматривает прямую закупку и отказ от локализации производства в Индии. То же самое относится к закупкам в США, которые, правда, были осуществлены до перехода к этой политике. Вполне легитимное стремление максимально локализовать производство внутри Индии, которая стоит перед нетривиальной задачей - создавать каждый год по 10 миллионов рабочих мест, сталкивается с парализующими бюрократическими препонами, а также сложными, запутанными и противоречивыми процедурами.

Фактически, максимальн­ые результаты в реали­зации политики Make i­n India были получены­ лишь при сотрудничес­тве с СССР и Россией,­ причем задолго до пр­овозглашения данного ­принципа. И в целом именно росс­ийские предложения, ка­к никакие иные, наибол­ее полно отвечают сов­окупности таких требо­ваний, как приемлемая ­стоимость и эффективн­ость, удовлетворительные сроки реализации ­проектов, готовность ­индийских военных к б­ыстрому освоению техн­ики, а промышленников­ - к абсорбции технол­огий. Дорогие западны­е игрушки предназначены для с­тран, которые не соби­раются обеспечивать н­ациональную безопасно­сть собственными сред­ствами, а полагаются ­на западный же зонтик­ безопасности. Индия ­к числу таковых не от­носится.