Советы родителям: как правильно и красиво фотографировать детей. Нюансы детской фотосъемки

Попробуйте поэкспериментировать, меняйте свое положение, пытайтесь найти интересную точку для съемки. Снимайте сверху, снизу, сбоку, и в итоге вы получите множество самых разнообразных фотографий.

2. Займите ребенка

Постарайтесь заинтересовать ребенка игрушкой, или каким-либо занятием и снимайте его скорее, пока он увлечен. Фотографии, на которых ребенок играет, рисует, или бегает, всегда смотрятся более живо и естественно.

3. Держитесь на расстоянии

Всем известно, что дети очень не любят находиться под контролем, дайте им возможность почувствовать свободу, тогда они будут более раскрепощенные и расслабленные. Отойдите подальше и снимайте на расстоянии, приближая изображения с помощью зума.

4. Обрезка

Обрезая фотографию, уберите все лишнее и старайтесь больше внимания акцентировать на ребенке и на том, что он делает.

5. Непрерывная съемка

Дети все время находятся в движении, и вы, как фотограф, не должны это упустить. Для того чтобы не пропустить ничего интересного, установите на своем фотоаппарате режим непрерывной съемки, или спортивный режим. В итоге вы получите серию не смазанных снимков, из которых выбрать лучшие будет не сложно.

6. Попросите ребенка покричать

Фотографии, где ребенок все время улыбается, смотрятся очень мило, но в них нет динами, и все они слишком однообразные. Попросите ребенка кричать, что-то вроде – «УРА!!!», иди «ДА!» и в это время, не теряя, ни секунды фотографируйте.

7. Будьте на уровне с ребенком

Очень хорошие снимки получаются, когда ребенка снимают снизу, в результате, на фотографии мир будет изображен с той точки зрения, с какой его видит ребенок.

8. Обработка лишней не будет

Любая фотография может быть немного улучшена с помощью обработки в графическом редакторе. Главное не перестарайтесь, очень важно сохранить естественность снимка, и естественность ребенка. Исправляете цветовой баланс, экспозицию, делайте размытие и выборочную коррекцию цвета, но не увлекайтесь. Не большая ретушь синяка, или царапинки, не помешает, но не стоит ретушировать всю кожу ребенка.

Заключение

Фотографируйте! Фотографируйте много и с душой. Любая съемка должна быть в радость и вам, и ребенку. Только в этом случае вы получите не просто красивые, живые фотографии, но и море удовольствия.

Дата публикации: 15.12.2013

Фотография – это рисунок светом, и для того, чтобы стать настоящим фотохудожником, нужно научиться этот свет находить и направлять. Если попробовать сделать в помещении снимок камерой, настроенной на авторежим, то в 90 процентах случаев сработает встроенная вспышка и сразу же уничтожит важные для художественного портрета полутени, исказит цвет, сотрет детали. По этому лучше сразу отключить встроенную вспышку и постараться забыть где находится кнопочка, которая ее включает обратно. Будем бороться с нехваткой света врукопашную.

Меняем локацию

На первый взгляд это самое простое, что можно сделать. То есть выйти из дома на улицу, подождать пока выглянет солнышко, отложить фотосъемку на завтра. Но как мы знаем, дети растут не по дням, а по часам, хочется фотографировать их каждый день, по нескольку раз в день. Поздней осенью света можно ждать бесконечно, в квартире его скорей всего не будет до самой весны, а на улице грязь и дождь и сильный ветер. Вот почему этот вариант мы оставим только на крайний случай.

Изучаем настройки камеры. Снимаем в ручном режиме.

Современная цифровая камера – инструмент совсем несложный, доступный простому фотолюбителю, достаточно вникнуть в основные понятия, связанные с фотографией, чтобы научиться управлять ручным режимом съемки и тем самым гарантировать себе полную свободу в управлении светом. Этих основных понятий всего три, и сейчас мы о них поговорим:

Выдержка – это интервал времени, в течение которого свет воздействует на светочувствительный элемент внутри камеры, то есть, матрицу. Днем камере нужны доли секунды, чтобы уловить свет. В помещении и ночью это время может увеличиться до нескольких секунд или даже минут. За несколько секунд ваш ребенок не только выбежит из кадра, но и добежит до канадской границы, в кадре никого не останется. Вот почему нужно стремиться, чтобы выдержка была как можно короче. На длинных выдержках на снимке может получиться смаз. Особенно эта проблема актуальна для детской фотографии: попробуйте заставить двухлетку смирно сидеть на одном месте и не двигаться. Будем считать максимальной выдержкой для получения резкого портрета 1/125 секунды. Если камера выбрала большее значение, то значит нужно что-то менять.

ISO – это чувствительность матрицы. Другими словами то, как матрица камеры отреагирует на свет. Чувствительность можно повысить, тогда камера будет лучше улавливать свет и в слабо освещенном помещении. Однако высокая чувствительность отрицательно сказывается на качестве снимка, на фотографии появляется мелкая цветная рябь, искажаются цвета. Можно провести эксперимент: найти, где в камере выставляется ISO, и снять по кадру на каждом из значений, а потом сравнить результаты. Разница между снимками, снятыми на крайних значениях, будет очевидна. Этот эксперимент позволит оценить, какое максимальное значение ISO в вашей камере, дает максимально приемлемый результат. Выше этого значения ISO поднимать не стоит.

Таким образом, если света для нужной вам выдержки не хватает, то поднимаем ISO, но не выше приемлемого значения.

Диафрагма – это еще одно понятие, которое влияет на количество света, попадающего внутрь камеры. Диафрагмой называют отверстие в объективе, через которое свет попадает в камеру. Устройство объектива позволяет это отверстие как немного раздвинуть, так и прикрыть. Чем шире отверстие, тем больше света попадет на матрицу. Значение диафрагмы обозначается числом f, чем меньше число, тем шире отверстие. Следовательно, если не хватает выдержки и зашкаливает ISO, то нужно пошире открыть диафрагму. Стоит отметить, что диафрагма не только контролирует поток света, но и отвечает за глубину резкости. Портреты, снятые на открытой диафрагме отличаются красиво размытым фоном. Важно не промахнуться с фокусировкой, чтобы резким получился объект съемки, а не самовар, стоящий за его спиной.

Итак подытожим:

    управлять потоком света можно при помощи выдержки, ISO и диафрагмы;

    стараемся снимать шустриков на коротких выдержках (не больше 1/125 секунды);

    если выдержки не хватает, то максимально открываем диафрагму, а потом уже поднимаем ISO.

Что делать, если диафрагма шире не открывается, ISO зашкаливает, а выдержки все равно не хватает? – спросите вы. Выход из этой ситуации тоже имеется, и даже не один.

    Можно снимать на более длинной выдержке и держать камеру как можно крепче (чтобы минимизировать шевеление рук, которые тоже влияют на результат при съемке на длинных выдержках), но тогда все таки придется уговорить ребенка сидеть смирно. Съемка репортажа (мероприятий, всяких активных игр и состязаний) на длинной выдержке обречена на провал, процент резких кадров будет стремиться к 0.

    Использовать искусственное освещение: лампы дневного света, встроенную вспышку и так далее. О работе с искусственным освещением мы поговорим в одной из будущих статей. Отмечу лишь одно, что лампы имеют ярко выраженный оттенок - желтоватый или красноватый. Такие снимки скорее всего потребуют коррекции цвета при обработке.

    Все таки сменить локацию. При этом достаточно всего лишь переместиться из глубины комнаты чуть ближе к окну, света станет заметно больше. Профессиональные фотографы очень часто отказываются от импульсного света в пользу естественного освещения от окна, только дневной свет способен создать нужный объем и форму.

Остается последний вопрос: как определить, что камере не хватает света? Проще простого!

Перед тем как нажать на кнопку спуска затвора, посмотрите на экспонометр – это такая горизонтальная шкала с мигающей рисочкой. В зависимости от модели камеры эта шкала располагается на ЖК дисплее, или ее видно в видоискателе. Если рисочка мигает у правого края, то света слишком много, снимок будет пересвечен. Если наоборот у левого, то света явно мало, нужно менять настройки. Мигающая по центру рисочка говорит о том, что света достаточно. Однако обязательно проконтролируйте автоматику камеры после того, как сделаете кадр. Включите просмотр кадров и оцените результат по ЖК дисплею. Иногда экспонометр ошибается, это часто происходит, если в кадре есть какой-то очень яркий объект, например солнце или ясное небо.

И в заключении хочется сказать: не бойтесь экспериментировать со светом, ищите локации, пробуйте по максимуму использовать дневной свет от окна (это особенно актуально зимой). Только практика поможет вам научиться находить и направлять свет – главный инструмент фотохудожника.

Советы мамы-папарацци

Эта статья посвящается родителям - фотолюбителям, и мы поговорим о том, как правильно фотографировать наших собственных чад. Про чужих детей сегодня не будем говорить, а разберемся с родными маленькими моделями.

Во-первых, они всегда под рукой, или лучше сказать, крутятся под ногами. То есть это благодарный и доступный объект для фотосъемки.

Во-вторых, не надо просить разрешения на фотосъемку и публикацию фотографий. Пока ребенку не исполнилось 18 лет, вы решаете, что и где публиковать. Это удобно, если вы ведете свой блог или продаете фотографии на стоках. Хотя сейчас время такое, что уже у четырехлетних стоит просить разрешение на публикацию их снимков в фейсбук! Все фотографии, представленные здесь, публикуются с разрешения моих дочерей.

В-третьих, детки меняются каждый день и не помнят себя в раннем возрасте. Мы с помощью фотографий восполняем «белые пятна» в их памяти. Создавая фотолетопись, мы позволяем выросшему ребенку вернуться в детство. Перелистывая домашний альбом и глядя на свои фотографии, он создаст для себя историю своей жизни. В снимках, где ребенок изображен на руках у папы и мамы, в объятьях бабушки, с любимой игрушкой, он будет черпать доказательства, что его любили и любят. А это очень важное для человека чувство! Оно дает взрослому опору, уверенность в себе. Вот так, а вы говорите, просто картинки в семейном альбоме!

Фотографируя детей, ловите естественные эмоции!

Детство - это ощущение свободы и полета!

Быть родителем - папарацци очень непросто! Поймать в кадр этих сумасшедших гномиков в естественной среде их обитания, так же увлекательно, как и сложно! Пожалуй, самое важное в фотографии детей - следовать за ними, наблюдая со стороны и не вторгаясь в их жизнь, ловя живые естественные эмоции.

Поэтому сегодня мы не будем затрагивать постановочную съемку, а поговорим больше о репортаже.

Конечно, можно взять на себя роль руководителя-сценариста и расписать, что и как должен делать ребенок, пока вы его фотографируете: «Солнышко, посмотри на маму, теперь помаши ручкой!». Порой диву даешься, откуда маленькая модель набралась этих жеманных штампов позирования? Возможно, видела по телевизору. Сохраните подольше естественность в ребенке, не заставляйте его позировать. Не учите детей плохому, они сами научатся!

Многие дети, когда видят в руках взрослого камеру, сразу начинают позировать.

Технические моменты, которые надо знать

Выбор объектива

Прежде всего, давайте подумаем, как вы будете ? Если это группа детей в помещении, тогда лучше всего подойдет широкоугольный объектив 17-35 мм. Наши комнаты, как правило, позволяют использовать оптимальные «портретные» фокусные расстояния 50 -100 мм только для крупных планов. В полный рост модель дома вы уже ими не сфотографируете. Придется с этим смириться.

Если будем фотографировать портреты с близкого расстояния, то вполне подойдет объектив 50- 100 мм. Рекомендуется использовать нормальные фокусные расстояния (50 мм) или короткие телеобъективы (70-135 мм). Широкоугольные искажают черты, если человек расположен близко. При съемке портрета с объективом 17 мм могут получиться лица, как в мультфильмах: большая мордочка и маленькое тело. Или крупные башмаки и где-то вдалеке маленькая голова. Кстати, это тоже интересный художественный прием. Конечно, если модель обладает чувством юмора и не обидится.

На этом снимке хорошо показаны две главные ошибки при съемке портрета. Во-первых, снимок сделан на фокусном расстоянии в 35 мм с близкого расстояния, что искажает черты лица. Во-вторых, резкость наведена не на глаза, а на губы.

Если вы хотите фотографировать «вождей краснокожих» с безопасного расстояния, то можно использовать телеобъектив до 200 мм. В этом случае мы можем «охотиться» скрытно, чтобы наше присутствие не было заметным. Но для этого понадобятся большое открытое пространство, где вы можете отойти на нужное вам расстояние от объекта съемки.

Я предпочитаю фотографировать объективами, фокусное расстояние которых можно менять, так называемые зумы или вариобъективы 17-70 мм. Они дают нужную свободу, чтобы среагировать правильно на происходящие события, приблизить или отдалить объект, не сходя с места.

Выдержка, диафрагма и ISO для фотосъемки детей

Так как дети - это вечные двигатели и прыгатели, то нужно выставлять выдержку не меньше 1/160-1/200 секунды, так как в любой момент ребенок может сделать непредсказуемое резкое движение. Очень удобно снимать в режиме приоритета выдержки (обозначается Tv или S).

И лучше всего кадрировать с запасом, чтобы наш активный объект съемки не выскочил за пределы кадра. То есть делать более открытый снимок, захватывать приличную часть окружающего пространства. Это позволит избежать отрезанных частей тела. Согласитесь, нам нужен наш ребенок весь, в целости и сохранности. Потом при пост-обработке мы сможем убрать лишнее.

Чтобы не пропустить «тот самый» кадр, полезно делать серийную съемку. Эту функцию можно установить в настройках вашего фотоаппарата. При этом вы нажимаете на кнопку «пуск» один раз, а камера делает серию снимков, из которых можно будет выбрать 1-2 приличных.

Выдержка в 1/500 секунды позволила поймать ребенка в движении, ISO 160. Диафрагма закрыта до 7, чтобы увеличить глубину резкости. Использовался следящий автофокус и серийная съемка.

Если нужно сделать фотографию ребенка в прыжке, когда он бежит, тогда придется ставить очень короткую выдержку 1/300 и короче, 1/800. Это можно делать в яркий солнечный день или с импульсным светом.

Оптимальная диафрагма для съемки детей f 5,6. Эта величина даст хорошую глубину резкости, но позволит не уменьшать выдержку. Однако если вы хотите достичь художественного эффекта и мягкости образа, тогда откройте максимально диафрагму.

Если вы общаетесь с фотоаппаратом «на вы», тогда можно начать делать репортаж в те моменты, когда ребенок спокоен, например, рисует, играет в шахматы, смотрит мультфильмы, играет с пеной в ванне. При этом выдержку можно увеличить до 1/100, а порой до 1/60 секунды. Но не забывайте, что важно соблюдать правило «золотой выдержки»: 1/(фокусное расстояние х на кроп-фактор). Иначе снимок может получиться смазанным.

Фотография сделана без вспышки, фокусное расстояние 47 мм, 1/80 сек, ISO 125, f 5,6

Какое ISO устанавливать? Фотосъемка детей - это один из тех случаев, когда можно максимально поднять ISO. Это позволит уменьшить выдержку и не открывать широко диафрагму, тем самым увеличить глубину резкости. Если у вас компакт с маленькой матрицей, то пределом для вас будет ISO 400. На современных зеркальных камерах любительского уровня ISO можно поднять до 800. Хорошие репортажные и профессиональные камеры позволяют делать снимки с ISO 3000 - 5000.

Как определяется предел ISO? Если вы увеличите ISO, то появятся шумы, которые сделают ваш снимок «грязным» и нечетким. Появление цветных точек на изображении и «зерна» - признак того, что вы подошли к пределу хорошего качества для вашей камеры и дальше увеличивать ISO не стоит. Хотя порой можно пренебречь этим и получить шумный кадр, на котором изображен ваш ребенок в какой-то особенный момент. В конце концов, любимые фотографии часто бывают не идеальными. В глянцевый журнал их не возьмут, но поместить Вконтакте или выслать бабушке и дедушке - можно.

Как фокусироваться?

Лучше всего, если объективы будут светосильными в пределах от f/1.8 до f/2.8, так как при выдержке в 1/200 секунды в помещении часто не хватает света, так что приходится открывать диафрагму, а при этом уменьшается глубина резкости.

И перед нами встает другая проблема: где фокусироваться? Лучше всего выставлять фокусное расстояние и диафрагму так, чтобы глубина резкости была достаточной и, как минимум, при съемке портрета все лицо было в резкости. Но если нет выбора, то фокусируемся по глазу, который ближе расположен к фотокамере.

Делая снимок в полный рост движущегося ребенка, некоторые фотографы предпочитают наводить резкость вручную. Они заранее «прицеливаются» в определенную точку, попросив кого-то позировать, затем ждут, когда ребенок окажется в этой точке, и нажимают на кнопку спуска. Данный метод отлично срабатывает, если вы снимаете прыжки, бег, спортивные соревнования, игры и что-то еще в таком плане.

Можно использовать метод предварительной фокусировки, описанный выше, на автомате, затем перевести в ручной режим фокусировки.

У меня не очень хорошее зрение и такой вариант не подходит, поэтому снимаю на автофокусе. Что сделать, чтобы автофокус не промахивался? Прежде всего, выставить фокусировку по одной точке. Если ребенок бежит вам на встречу или от вас, или качается на качелях, то можно использовать следящий автофокус. Обозначается Servo AF у фотоаппаратов Canon и Continuous-servo AF у Nikon. В этом случае фотоаппарат будет постоянно следить за предметом, когда он приближается к вам или отдаляется, если вы держите на половину зажатой кнопку спуска фотоаппарата (так называемый лок-фокус).

Существует еще специальная программа, про которую мне рассказали профессиональные фотографы. Она позволяет сделать кадр при срабатывании точки фокусировки. Называется Magic Lantern, работает с карты памяти и не требует прошивки фотоаппарата, что важно, когда он на гарантии. Этот софт есть не для всех камер, но точно работает для Canon Mark II 5D. Я такой программой не пользовалась, но может кому-то, из тех, кто читает эти строки, данная информация пригодится.

Использовать вспышку, фотографируя детей, или нет?

Если есть такая возможность, то лучше использовать натуральный свет. Причем в яркую солнечную погоду, например, на пляже, даже автоматика прекрасно справится со своей задачей - сделать быстрый и четкий кадр. Если же этого недостаточно, хочется чего-то художественного, тогда придется думать нам.

Один из распространенных мифов заключается в том, что вспышка - это зло! Не могу согласиться. Просто надо уметь с ней работать. Все студийные фотосессии проводятся с использованием вспышки. Часто профессиональные фотографии на улице делают с помощью дополнительной подсветки. Только называются эти источники света не «вспышка», а «импульсный свет».

Как уже говорили, дети сидеть смирно не любят. Поэтому мы уменьшаем выдержку до 1/200 секунды. Чтобы добиться правильной экспозиции, что надо сделать? Правильно! Увеличить световой поток. И вспышка нам в этом поможет.

Лучше всего использовать внешнюю вспышку с насадками - рассеивателями. В идеале рассеивателем служит зонт или лайт-бокс. Если нет внешней вспышки, то в крайних случаях можно использовать встроенную, но смягчить ее, сделав самодельный рассеиватель или использовать фабричный.

Снимок сделан в яркий солнечный день, но в тени дерева. Использовалась вспышка.

Как может использоваться вспышка на улице? Зачем бегать днем с огнем? Летом вспышка может помочь при съемке в полдень, чтобы смягчить жесткие тени. В этом случае ее мощность слегка снижают, в зависимости от интенсивности окружающего освещения. Часто этот прием используют при контровом освещении, когда солнце красиво подсвечивает волосы модели сзади, а вспышка - лицо спереди.

Но не забудьте, что дальность действия вспышки ограничена ее характеристиками. Поэтому выбирайте правильную дистанцию от вспышки до модели. Если вспышка распложена далеко, тогда она бесполезна. Если слишком близко, то нужно регулировать мощность импульса, чтобы не было пересветов.

А так же вспышка выручит, когда снимаем в тени здания или под деревьями. Хотя в этом случае можно обойтись без нее, если удастся выставить правильную экспозицию. Еще важный момент. Вспышка для подсветки теней помогает избежать шумов в этих областях.

Прямая встроенная вспышка дает жесткие тени и красные глаза. Но иногда овчинка выделки стоит, если мы хотим запечатлеть какой-то особый момент, а ничего другого нет под рукой.

Если на улице фотографировать детей просто, то в домашних условиях может не хватить света. В таких случаях есть два пути. Во-первых, ждать, когда солнышко войдет в дом, и совместить два солнышка в одном месте: ребенка и солнечные лучи. Либо снимать около окна, подсвечивая отражателем с теневой стороны. Причем это можно делать даже в пасмурную погоду.

Если нам нужно использовать вспышку, то по возможности отражаем ее от потолка или от стены. Помните, что глаза детей особенно чувствительны! К тому же прямая вспышка оставляет жесткие тени. Чтобы не было теней под глазами, можно выдвинуть на вспышке «лепесток» или сделать самодельный из белого куска картона.

При работе с отраженным светом, обязательно обращайте внимание на цвет, в который окрашены стены и потолок помещения. Если стены выкрашены, например, в зеленый цвет, то свет отразится от них и на снимке будет соответствующая цветовая доминанта, от которой сложно избавиться.

Если мы фотографируем фронтальной вспышкой в помещении, например, в нашей квартире, то такой тип освещения позволит визуально «прибрать комнату», так как главный импульс света будет направлен на ребенка и экспозамер будет сделан по нему, а весь задний план будет затемнен, так что в этой темноте будет сложно разглядеть наш творческий домашний беспорядок. К тому же при постобработке можно дополнительно затемнить нежелательные участки. Вот такая маленькая женская хитрость.

Этот портрет старшей дочери был сделан именно так: внешняя вспышка, отраженная от потолка и легкая обработка заднего фона.

А вы говорите, что вспышка - это зло! Нет, это ваше маленькое ручное солнышко.

Берегись! Дети!

Съемка детей приравнивается к особо опасным условиям. Поэтому стоит принять меры безопасности, например, защитить объектив фильтром. Можно надеть бленду. Не оставляйте камеру без присмотра и в тех местах, докуда могут дотянуться детские ручки.

Кто снимал детей в естественной среде их обитания, тот помнит, сколько раз вытирал объектив от шоколада, слюней и других вязких субстанций. Конечно, если хотите достичь особых художественных эффектов, можете это использовать. Если нет, то набор для чистки объектива, включающий специальную жидкость, вам очень пригодится!

Типичная проблема мам - фотографов в том, что ребенок, увидев камеру, начинает тянуть к ней руки, дергает за ремешок и мешает фотографировать, активно участвуя в процессе.

Во-первых, крепко держите фотоаппарат, наденьте ремешок на шею. Полезно попросить второго взрослого помочь вам, отвлекая внимание ребенка от камеры. Фотографируйте дома часто, чтобы ребенок привык и перестал реагировать на камеру. Научитесь подкрадываться незаметно. Для этого можно убрать в настройках камеры звуковые сигналы.

Если это не помогает, тогда сядьте рядом с малышом и терпеливо показывайте ему фотоаппарат, позволяя нажимать на кнопки. Может быть, ребенку скоро надоест это занятие. Если же малыш решил стать фотографом, то подарите ему детскую камеру и фотографируйте вдвоем.

Фотографируем детей играя!

Когда мы просим малыша посмотреть в камеру, очень часто добиваемся обратного эффекта: ребенок отворачивается и прячется. Что делать?

Решить эту проблему может игра. Запаситесь терпением. Большинство детей не слушают инструкций фотографа: «Сядь прямо, смотри сюда!». Нужно создать такую обстановку, чтобы они вели себя естественно, выжидать нужный момент, общаясь с ними, играя.

Когда фотографируем детишек в возрасте нескольких месяцев до года, то можно привлечь их внимание, используя специальные игрушки, которые одеваются на объектив фотоаппарата. Их можно сделать и своими руками.

Со старшими детками гораздо проще общаться. С ними уже можно вести диалог. Хорошо, если удастся заставить детей смеяться. Можно играть в прятки, когда мама или ассистент прячется позади фотографа и выглядывает: «Ку-ку!».

Есть еще одна интересная игра, которую придумал замечательный детский фотограф Игорь Губарев. Ребенок стоит к нам спиной. В это время мы наводим резкость, настраиваем экспозицию, после этого даем сигнал: «Лови меня глазками!». Ребенок должен повернуться и найти, где находится фотограф.

Когда делаем фотографию группы детей, то ситуация усложняется. Не важно, сколько лет нашим маленьким друзьям, ведут они себя в стае весьма активно! Поэтому с одной стороны вы должны добиться естественности поведения, а с другой - взять ситуацию под контроль. Для этого хорошо подходят сюжетные игры. Например, скажите им, что они пираты или феи. Попросите всех закрыть глаза и на счет «три» открыть. В этот момент делайте снимок, тогда все получатся с открытыми глазами.

В моей практике помогало, когда я показывала детям результаты фотосъемки на дисплее. Если до этого они относились к тете с фотоаппаратом с настороженностью, то после показа снимков, начинали активно позировать и участвовать в фотосессии. Но в этом есть и подводные камни. Во-первых, дети вам проходу не дадут сделать, пока им не надоест фотографироваться. Во-вторых, позируя, они теряют естественность. Так что если у вас постановочная съемка, то имеет смысл показать, что получилось на первых кадрах. Если это репортаж, то лучше демонстрировать снимки в конце фотосессии.

Если дети взрослые, то можно провести эксперимент: дать им камеру в руки. Пусть фотографируют друг друга. Будем надеяться, что при этом камера останется целой, и такие снимки можно будет показать бабушке без страха, что у нее случиться сердечный приступ.

Ракурс съемки

Съемка сверху показывает, как малы дети. Если к тому же фотографировать близко и широкоугольником, то голова получится очень большой. В большинстве случаев это смотрится как карикатура. Но в тоже время, съемка снизу делает из детей гигантов. Иногда это им нравится. Самое лучшее положение, когда фотограф делает снимок на уровне глаз ребенка. Поэтому детскому фотографу нужно научиться передвигаться полуприсядью, ползать по-пластунски и перемещаться с ловкостью ящерицы.

Ребенок - это маленький человечек в мире взрослых Гулливеров. Поэтому очень интересно получается, если фотографировать его в масштабе со «взрослыми» предметами: с большими ложками, в папиной шляпе или маминых туфлях.

Как хранить детские фотографии

Детские фотографии - это продукт, который со временем только растет в цене. Поэтому не жалейте места на жестком диске. Настройте вашу камеру, чтобы получить снимки в максимальном разрешении и с наилучшим качеством, если снимаете в jpg.

Снимайте в RAW формате, не экономьте на карте памяти. Фотосъемка детей приравнивается к сложному фоторепортажу, так как приходится работать в постоянно изменяющихся условиях и действовать быстро. Поэтому запаситесь достаточным количеством карт памяти, так как многие снимки у вас уйдут в мусор, а оставшиеся нужно будет править в графических редакторах.

Придя домой, сохраните оригиналы и никогда не работайте напрямую с ними, чтобы избежать перезаписи измененной версии поверх оригинала. Со временем вы научитесь лучше обрабатывать снимки, появятся более прогрессивные графические редакторы и вам захочется вернуться к исходнику. Поэтому храните его в оригинальном размере и неизмененным.

Типичные ошибки при съемке детей

  1. Отрезанные ноги, руки, головы.
  2. Искажение пропорций тела за счет неправильного фокусного расстояния и точки съемки
  3. Закрытые глаза (исключение - творческий замысел).
  4. Ребенок получается нерезким, на портрете нерезкие глаза
  5. Задний план содержит много лишних объектов, видна неубранная комната
  6. Кроме ребенка много лишних предметов в кадре
  7. На фото в солнечный день видна тень фотографа
  8. На фото видна дата съемки
  9. Ребенок отвернулся
  10. Не надо фотографировать плачущих детей. Им будет неприятно потом смотреть эти кадры.
  11. Не публикуйте фотографии голых детей в сети.
  12. Учитесь обрабатывать фотографии!
  13. Самая главная ошибка: НЕ фотографировать своего ребенка, боясь совершить все предыдущие промахи! Все равно самая плохая по качеству фотография нашего ребенка - лучше всех!

И теперь небольшое задание:

ДЛЯ НОВИЧКОВ

  1. Сфотографируйте вашего ребенка, когда он занимается чем-то в спокойной обстановке. Обратите внимание, чтобы было видно лицо, а не только склоненная макушка.
  2. Сфотографируйте ребенка в полный рост сверху. Следите, чтобы ноги, руки и голова не были отрезаны.
  3. А теперь буквально лягте на пол и сделайте снимок снизу. Сравните два кадра. Какие выводы можно сделать? Как меняются пропорции тела в зависимости от точки съемки?
  4. Просмотрите ваши фотографии из архива. Какие типичные ошибки вы допускаете чаще всего?

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

  1. Сделайте фоторепортаж «Один день из жизни моего ребенка» начиная с того момента, когда он просыпается, заканчивая сказкой на ночь. Какие интересные моменты вам удалось поймать?
  2. Сфотографируйте ребенка в движении, сделайте так, чтобы это было видно на фотографии.

Наверное, в каждой семье имеется свой фотоальбом, где центральное место занимают детские фотографии. Родители, бабушки и дедушки готовы часто смотреть на фотографии своих чад и внуков, а затем показывать их друзьям и родственникам. Кто же не хочет иметь красивые фотографии детей, тем более что они так быстро растут? Детские фотографии – это иногда смешные, порой серьезные, но всегда очень яркие, интересные и неповторимые кадры. Они являются лучшим способом вернуться в прошлое, ведь такие ясные глаза и беззаботную улыбку, как у ребенка, редко встретишь у взрослого человека.

Родители всегда стараются создать в семейном фотоальбоме историю развития и становления малыша как личности. Однако детская фотосъемка – это совершенно особый жанр фотографии, в котором далеко не всегда все проходит гладко. Чтобы получить яркие снимки, на которых ребенок будет выглядеть счастливым, раскрепощенным и естественным в своей юности, необходимо знать о некоторых особенностях и тонкостях детской фотосъемки.

Особенности фотосъемки детей

Собственно, главная особенность и одновременно сложность детской фотосъемки заключается в том, что детей абсолютно не волнует конечный результат, в отличие от взрослых моделей. Во время съемки маленькие существа не сидят без дела и постоянно двигаются. Шумные и неугомонные маленькие фотомодели создают неудобства фотографу, ведь поймать красивый и интересный кадр в этом постоянном движении зачастую практически невозможно.

Далеко не каждый ребенок будет смиренно ждать подготовки оборудования и выбора подходящего ракурса для фотографии. Дети не будут стоять в заученной позе перед камерой, как это делают взрослые. В детской фотосъемке самые интересные кадры получаются тогда, когда дети заняты своими делами и не подозревают о том, что их снимает фотограф. Такой «эффект неожиданности» позволяет запечатлеть на фотографиях неповторимую мимику и непосредственность детей.

Опытные детские фотографы перед началом съемки обычно оценивают состояние ребенка – не слишком ли он устал на момент фотографирования, нервничает ли он или совершенно не обращает внимания на фотографа и занят своими делами. Если ребенок в данный момент явно не хочет фотографироваться, лучше не настаивать, ведь в этом случае снимки, скорее всего, окажутся испорченными недовольным выражением лица. Здесь фотографу нужно войти в доверие, настроить ребенка на веселую игру или придумать обстановку, которая бы не мешала детям заниматься своим делом.

Как правило, чем младше ребенок, тем сложнее ему объяснить, что фотокамера не такой уж страшный аппарат, а выражение лица во время фотосъемки не должно быть хмурым или суровым. Если ребенок боится окружающей обстановки и фотографа, то можно дать ему ненадолго фотоаппарат (безусловно, под чутким контролем), чтобы вместе с ним сначала поснимать любимые игрушки или родителей и показать конечный результат. После этого ребенок, вероятно, захочет помогать фотографу во время съемки и уже сам попробует себя в роли модели.

Дети не всегда в настроении фотографироваться, смеяться и общаться с незнакомыми людьми. Бывают ситуации, когда ребенок просто наотрез отказывается от съемки. Это может быть вызвано самыми разными причинами – тем, что у малыша режутся зубки или ему просто не понравилось чужое, незнакомое место, где проходит съемка. Профессиональные фотографы всегда начинают с того, что некоторое время тратят на общение с ребенком, чтобы он привык к фотографу и окружающей обстановке. На съемку, помимо фотооборудования, рекомендуется брать те вещи, которые помогают успокоить малыша, например, разнообразные игрушки.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка участием в фотосъемке необходимо создать для него обстановку сказки или магии. Здесь детский фотограф должен проявить фантазию. При фотографировании детей иногда приходится создавать отдельные декорации, либо придумывать игровые сюжеты и разнообразные забавы. В частности, создать такие условия, в которых девочка представила бы себя феей, принцессой или бабочкой. Один из лучших способов – это устроить игру со сверстниками, игрушками, водой или животными, чтобы ребенок на время вообще забыл о фотоаппарате и фотографе.

Конечно, не всегда даже у профессиональных детских фотографов с огромным опытом работы действуют проверенные способы, как заинтересовать ребенка в фотосъемке. Ведь каждый ребенок является яркой индивидуальностью, к которой требуется найти особый подход. Однако в любом случае залог для получения хороших детских фотографий – это настрой снимающего. Фотограф должен на время сам немного стать ребенком, то есть радоваться пустякам и превратить весь процесс в веселую и увлекательную игру.

Несмотря на то, что такая фотосъемка имеет свои сложности, тем не менее, дети являются прекрасными моделями. Ведь они воспринимают весь процесс съемки как забавную игру, а потому, в отличие от многих взрослых людей, совершенно естественно выглядят перед камерой, чувствуют себя прекрасно и весело. При съемке детей рекомендуется снимать как можно больше кадров. Впоследствии, изучая и анализируя полученные результаты, можно оценить основные недочеты и сделать для себя несколько заметок на будущее.

Наверное, многие родители задаются вопросом, с какого возраста можно начинать снимать ребенка, что называется профессионально? На самом деле фотографировать ребенка можно как только сами родители почувствуют в этом необходимость, ведь интересные кадры можно получить и с только что родившимся малышом. Хотя съемка грудных младенцев является довольно сложной задачей, поскольку ребенок в основном просто лежит на животике или на спинке, тем не менее, и здесь можно отыскать интересные композиции и сюжеты. Фотографу стоит чем-то привлечь внимание малыша, чтобы добиться эмоций на его крохотном личике.

Что касается места съемки, то фотографировать детей лучше всего на открытом воздухе. Особенно на природе, ведь свежий воздух, деревья или речка всегда поднимают настроение ребенку и, тем самым, создают все возможности для того, чтобы запечатлеть на его лице яркие эмоции и радостную улыбку. Сидя в стороне с камерой, фотограф может наблюдать за играющими детьми и время от времени снимать живые, реалистичные кадры. Также хорошо снимать в парке аттракционов или зоопарке.

Если же съемка проходит на городских улицах, то стоит позаботиться о том, чтобы в кадре получился красивый задний план, также следует тщательно продумать ракурс съемки. Нужно помнить, что дети не любят подолгу находиться на одном месте и тем более сидеть в одном положении, поэтому все должно быть продумано заранее, а фотограф всегда должен быть наготове, чтобы не пропустить интересный момент.

Студийная съемка – более сложный процесс, поскольку ребенок должен сначала привыкнуть к непривычному окружению, он обращает пристальное внимание на фотографа и окружающее фотооборудование. При съемке портрета в студийных условиях фон лучше выбирать нейтральный, чтобы он не отвлекал внимания от черт лица. С особой осторожностью необходимо использовать вспышку, поскольку она может просто испугать ребенка, особенного это касается маленьких детей.

Техника и приемы съемки детей

Какое фотооборудование требуется для детской фотосъемки? Определим основные требования к фотокамере:

— Камера должна иметь быструю систему автофокусировки, с помощью которой можно будет поймать в кадре неусидчивых и вечно бегающих детей. Вообще, высокая скорость работы фотоаппарата при детской съемке очень важна, ведь дети необычайно шустрые и порой у фотографа имеется всего лишь пара секунд, чтобы запечатлеть интересный момент.

— Фотоаппарат должен обеспечивать съемку сериями из нескольких кадров подряд. Режим серийной съемки достаточно часто будет востребован при съемке детей.

— Камера должна обеспечивать качественную съемку в условиях недостаточного освещения. Например, в любой обычной комнате при электрическом освещении, когда за окном уже вечереет. Условия недостаточного освещения не должны сказываться на появлении неприятных шумов или смазывании картинки вследствие использования долинной выдержки.

Безусловно, в большей степени всем этим требованиям удовлетворяет хорошая цифровая зеркальная фотокамера. Она отличается быстрым модулем фокусировки, способностью снимать даже в слабо освещенном помещении и делать серии кадров. Также зеркалки позволяют менять объективы и пользоваться внешними вспышками. Впрочем, как показывает практика, для съемки детей совершенно необязательно иметь в своем распоряжении какой-то дорогой и громоздкий зеркальный фотоаппарат.

Снять яркие и запоминающие детские фотографии можно и обычным компактным фотоаппаратом, главное – это высокий профессионализм фотографа, его любовь к детям и желание как можно более красиво запечатлеть их в кадре. Яркое тому доказательство – множество потрясающих и удивительных детских снимков, сделанных с помощью недорогих компактных камер.

В основном детей рекомендуется фотографировать примерно с уровня глаз ребенка, чтобы наилучшим образом запечатлеть выражение его лица, красивую улыбку и светящиеся глаза. С высоты роста взрослого человека или с верхнего ракурса, пожалуй, лучше снимать только грудных младенцев. Не забывайте о снимках, сделанных в движении – они отлично передают динамику и живость ребенка. Чтобы получить такие кадры, рекомендуется задействовать режим спортивной съемки в цифровом фотоаппарате.

При портретной съемке можно попробовать поснимать с максимально открытой диафрагмой, чтобы отделить ребенка от фона и сделать портретный снимок более легким, воздушным. Если съемка проходит на открытом воздухе, необходимо постараться по максимуму использовать естественное освещение. Например, красивые кадры получаются при съемке в тени деревьев, когда мягкий солнечный свет играет на листве и лице ребенка.

Конечно, немаловажен и внешний вид самого ребенка: можно расчесать его первые кудряшки, надеть на него яркую и нарядную одежду или просто окутать его пледом. Интересные результаты порой дает фотосъемка с нижних ракурсов, когда фотограф опускается до роста ребенка или даже до самого пола, где ему открывается удивительный мир маленького существа, который очень отличается от привычного нам мира взрослого человека. Еще один совет – при съемке ребенка внимание фотографа должно быть сосредоточено не только на его довольной, счастливой или задумчивой физиономии, но и на повседневной жизни малыша – играх со сверстниками, кормлении ребенка или чтение книги вместе с мамой. Каждое незначительное событие в жизни ребенка на фотографиях впоследствии может показаться безумно интересным и увлекательным.

В детской фотографии очень важно избегать неэмоциональных, скучных кадров. Всегда нужно стараться вызвать переделенную реакцию у ребенка, чтобы запечатлеть на снимках те или иные эмоции. Для этого существует множество способов – игры, забавы, шутки, превращение процесса съемки в сказочное действие. Полностью срежессировать детскую фотосъемку очень сложно, поэтому старайтесь просто превратить процесс фотографирования в веселую игру, которая принесет море удовольствия и Вам, и ребенку.

Почему, когда мы показываем пухлые фотоальбомы с изображением нашего чада друзьям или родственникам, их интерес теряется уже на третьей странице? Что-то не так с ребенком? Почему он им не нравится? Но мы-то с вами знаем, что наш малыш самый лучший, красивый, талантливый… в общем, самый-самый! А может, дело в самих фотографиях? Как правильно фотографировать детей ?

В этой статье мы предложим вам десять советов по съемке вашего карапуза в самых разных ситуациях. Может быть, вы узнаете свои предыдущие ошибки, и в следующий раз ваши фотографии станут интереснее.

Снимаем за игрой

Что может быть прекраснее ребенка, увлеченного игрой? Но, вот незадача, на снимках получается то спина, то макушка, а то и затылок непоседы, да и вообще не разберешь, во что он там играет. Знакомая ситуация? Давайте исправлять.

Подумайте о том, что вы не только фотограф, но еще и режиссер. А поэтому предложите малышу свои правила игры. Не все игры одинаково хорошо подходят для съемки. Хотя бы потому что на бегающем и прыгающем ребенке очень трудно сфокусироваться, а спокойное рисование грозит тем, что в кадре, помимо карандашей с бумагой, будет только шевелюра юного творца. Что же делать?

Во-первых, возьмите в помощники папу, бабушку, или кого-то еще, кто будет не только играть с ребенком, но и следить за тем, чтобы он удачно располагался по отношению к камере, а также не был грязным, потным, растрепанным… малышу-то точно будет не до собственной внешности. Во-вторых, выберите игру. Вполне подойдет игра в мяч. Малыш при этом стоит на месте и ловит мячик, кидаемый взрослым. Забавно смотрится вариант пряток под кодовым названием «ку-ку». Малыш прячется от взрослого за деревом (стеной, шкафом), периодически выглядывая с задорным «ку-ку». Кстати, ваш помощник должен располагаться как можно ближе к вам. Не то, чтобы спокойные игры совсем не подходят для съемки. Подходят, но для того чтобы сделать кадр, вам придется постоянно отрывать малыша от увлекательного занятия. Он ведь должен посмотреть на вас! А рисование или конструкторы требуют внимательности.

Если же вам захочется просто побыть папарацци и поснимать малыша за его обыденными играми, постарайтесь фотографировать с уровня его глаз и не сильно отвлекать ребенка.

Фотографируем дома

Надо признать, что чаще всего фотографировать приходится именно дома. А знаете ли вы, что это чуть ли не самые сложные условия для съемки детей? Неважно, являетесь ли вы обладателем дорогой зеркалки или простого компакта, вы все равно столкнетесь с одинаковыми проблемами, которые, кстати, можно решить. Как правило, домашние фотографии делаются со вспышкой. А зря, потому что свет от встроенной вспышки начисто убивает объем, фактуру кожи, пересвечивает лоб или нос, является причиной «красноглазия», да и просто делает снимок бытовым и неинтересным. Постарайтесь отказаться от этой «полезной» функции в камере и вы увидите, насколько интереснее станут выглядеть портреты вашего малыша.

В вашу комнату хоть иногда заглядывает солнышко? Отлично! Самое время фотографироваться! В вашей квартире есть окна? Даже в пасмурную погоду возле окна восхитительный свет. Просто предложите ребенку поиграть у подоконника. Вы спросите, как быть зимой, когда темнеет в три часа дня, а в комнате постоянно горит лампочка? Несите побольше лампочек! Настольные, бра, не забудьте включить и верхний свет – все сгодится, и чем мощнее, тем лучше! Только не забудьте переключить баланс белого в режим «лампы накаливания» и на всякий случай поднять чувствительность до ISO 800.

На ярком солнышке

Отправляемся на улицу… Иногда стоит превратить привычную прогулку в увлекательную фотосессию, захватив с собой фотоаппарат. Солнечный день (а лучше вечер или утро - в это время лучший свет) отлично подойдет для съемки. Единственное, о чем не следует забывать – черные тени с противоположной от солнца стороны. Нас с детства учили, что против солнца снимать нельзя. Вполне возможно, что это правило возникло из природной экономности наших предков: в 9 случаях из 10 человек, снятый против солнца, превращался в черный силуэт… кадр забраковывался, а пленку жалко… Однако, оставался еще один случай, когда выходила удивительно необычная фотография. Можно, например, вспомнить о том, что в вашей камере есть «вредная» вспышка. Она подсветит лицо, а нежные кудряшки на голове вашего малыша будут светиться в солнечных лучах. Кстати, редкий случай, когда она действительно нужна!

Можно придумать и кое-что посложнее. Например, взять с собой кусок фольги и, отразив солнечные лучи, подсветить тени на лице ребенка. Я не призываю снимать исключительно против солнца, пускай малыш крутится, как хочет и играет в свое удовольствие: ваша задача не упускать из кадра его лицо и помнить о том, что детали в тенях должны быть подсвечены.

Портрет с родителями

На Одноклассниках стало слишком тихо? Выложите свой новый портрет с малышом! Шквал пятерок и комментариев обеспечен. А еще было бы неплохо, чтобы этот портрет был удачным.

Если вы задумали автопортрет, лучшим помощником будет зеркало. Расположитесь напротив него так, чтобы было видно, как вы снимаете играющего ребенка. Чем естественнее будет выглядеть ситуация, тем лучше. Можно обойтись и без него, поставив камеру на 10-секундный таймер и вовремя подскочить к малышу, однако здесь вы рискуете получить не только неестественный сюжет, но и вообще потерять одну из моделей. За это время ребенок успеет добежать до самой кухни. 
Фотографировать себя с вытянутой руки рекомендую только в том случае, если у вас все в порядке с чувством юмора, и вы не постесняетесь показать друзьям две сильно искаженные мордочки. Дело в том, что с такого близкого расстояния вы оба поместитесь в кадр только в том случае, если камера будет на минимальном зуме. В таком положении зума все, что находится недалеко от камеры, становится гипертрофированно большим по сравнению с тем, что подальше. Хотите пример? Посмотритесь в самовар!

Что же касается портретов с бабушками, дедушками и прочими родственниками – нет ничего хуже постановочного фото с ребенком на руках на фоне ковра. Как правильно фотографировать малышей в кругу семьи? Пускай бабуля усядется на пол. Пускай дедушка подкинет внучка высоко-высоко (и не забудет поймать!), пускай папа состроит дочке дурацкую гримасу! Не стесняйтесь фотографировать жизнь, потом, глядя на эти фотографии, вы получите массу положительных эмоций.

Игры с водой

Малыши обожают купаться. А уж как здорово играть в воде! Вы же должны помнить: чем больше эмоций, тем интереснее снимки. Обладатели компактов в этом случае окажутся удачливее, чем те, у кого есть зеркалка, просто потому, что водонепроницаемый чехол на компакт стоит сущие пустяки, а вот с зеркальной камерой в этом плане сложнее.

Зачем нам нужен чехол? Не только для того, чтобы защитить камеру от брызг – а куда же без них, это же самое красивое (конечно, после вашего чада) - но и для того чтобы, снимая плескающегося непоседу, вы могли опустить камеру в воду. Высший класс – поймать момент, когда половина кадра окажется в воде, а другая половина – на суше. Хотя, дублей сделать придется немало. 
Если вы снимаете ребенка с кем-то еще, просто попросите их поиграть, а сами ходите кругами и щелкайте. Именно кругами. Не стойте на месте ни секунды. Так вы сможете подобрать самый интересный ракурс. Если же помочь вам некому, придется брать удар на себя. Попросите ребенка окатить вас брызгами с головы до ног. Он сделает это с превеликим удовольствием. И не забудьте окатить его в ответ. Не переставая снимать, конечно!

Первая в жизни фотосессия

Все, о чем мы говорили до сих пор, относится к довольно взрослым малышам от годика и старше. А как же быть с крохами? Как фотографировать детей до года? Как фотографировать грудных детей?

Не бояться их фотографировать с самого первого дня. Как мы уже говорили раньше, лучше отказаться от вспышки. Даже не потому что резкий внезапный свет может напугать младенца, а потому что результат оставит желать лучшего. Поэтому старайтесь использовать только естественный свет.

Младенцы до двух месяцев очень много спят, чем мы и воспользуемся, вспомнив шедевры Анне Геддес. Важно не забывать, что каждый кадр при этом должен быть продуман. Мало кому будет интересен ребенок, снятый через прутья кровати, зато, если вы уложите его на зеленое одеяльце, а на голову наденете шапочку с рожками гусеницы - вот это совсем другое дело. Помните, что все зависит от вашей фантазии. Придумывайте интересные сюжеты, шейте или покупайте костюмы и реквизит и пользуйтесь тем, что ваша прелесть еще не умеет от вас убегать.

Если же малыш не спит, он должен быть в хорошем настроении, а именно, сух, сыт, выспан и здоров. Если же что-то идет не так, как хотелось бы, отложите съемку на пару часов, или даже на день. Настроение модели – это закон.

Как быть, если темно?

Мы уже говорили о том, как быть, если приходится снимать в плохо освещенной квартире. А если нет возможности увеличить количество света?

Придется обратиться за помощью к самой камере. Не выдвигайте зум и не подносите камеру слишком близко к ребенку. Лучше захватите в кадр лишнее, потом всегда можно будет обрезать. Поставьте камеру в режим приоритета выдержки, если такой имеется. В некоторых он обозначен буквами Tv, в некоторых – S. Ребенок – существо подвижное, поэтому выдержка (то есть, время, пока открыт затвор) должна быть не длиннее 1/30 секунды. И чем подвижнее ребенок, тем короче устанавливайте выдержку.

Чувствительность должна быть довольно высокой. 400, 800 или даже выше. Да, из-за высокой чувствительности на снимке появляются неприятные артефакты в виде шумов, но это ведь лучше чем размазанный сюрреализм вместо играющего ребенка.

К тому же лучше будет, если вы поставите камеру в режим непрерывной съемки, и будете щелкать сериями. Уж пара кадров из серии обязательно будет резкой.

Что же касается встроенной вспышки – ее можно включить только в том случае, если вы хотите сделать не снимок, а документальное доказательство шалости вашего ребенка. О художественности фотографии в этом случае мы не говорим. И еще: чем светлее будет одежда малыша, тем лучше.

Позы для съемки

Кто сказал, что у хорошего фотографа нет шаблонов? Они есть, просто их много. В качестве одного из примеров шаблона можно привести позы для съемки. Те, которые лучше всего подходят для первого года жизни. Итак, с самого начала. как фотографировать маленьких детей?

Младенцы до полутора-двух месяцев: конечно же, лежа, но не сверху, как мы привыкли фотографировать, а с уровня глаз. Либо на руках у мамы или папы. Можно снять личико малыша, выглядывающего из-за маминого плеча, сзади. От двух до пяти месяцев: в этом возрасте малыш уже хорошо держит голову и даже пытается вставать на четвереньки, а поэтому кладите его на животик, а сами ложитесь перед ним и показывайте ему что-нибудь интересненькое. Так же хороша поза сидя, только в руках у ребенка обязательно должно что-нибудь быть, иначе непоседа не даст вам даже сфокусироваться. Шесть-девять месяцев: Малыш бодро ползает на четвереньках и даже встает на ножки. Это мы и будем фотографировать, не забыв улечься на пол. Десять месяцев и старше: малыш уверенно стоит или бегает, а мы по-прежнему принимаем коленно-локтевую позу с фотоаппаратом и пытаемся догнать улепетывающего ребенка.

Как вы уже заметили, практически всегда мы наклоняемся как можно ниже, так, чтобы точка съемки была не выше ребенка, но есть и исключение. Если ребенок сидит на месте и чем-то занимается, можно его позвать, так, чтобы он поднял голову и посмотрел на вас, и сфотографировать сверху. В этом случае очень важно, чтобы вокруг малыша не было лишних предметов. Только то, что соответствует задумке кадра.

Детали тоже важны

С каким удивлением через год-два выбудете рассматривать старые шапочки-сандалики своего ненаглядного. Какой же маленький он был! Все это можно отразить и на фото, если обратить внимание на детали. Например, сфотографировать крошечную ножку в папиных ладонях. Или нежные пальчики, ухватившиеся за ваш палец или что-нибудь другое, размер чего вам хорошо известен. Больше внимания к деталям – потом вам будет, о чем вспомнить. Да и вообще такие снимки смотрятся очень трогательно.

Позируем?

Все дети разные: кто-то может возиться с игрушкой часами, а кому-то нелегко усидеть и минуту. Но это не значит, что второй случай безнадежен для съемки. Совсем наоборот! Чем живее и активнее ребенок, чем богаче его мимика, тем интереснее будут снимки. И ни в коем случае не заставляйте малыша вам позировать. В лучшем случае вы получите неживые снимки с каменным выражением лица, а в худшем – стойкое отвращение вашей маленькой модели к фотографированию. Играйте, развлекайтесь, веселитесь, и, кто знает, может быть, фотографирование станет не только вашим хобби, но и любимой забавой малыша.

Автор фотографий в этой статье - детский фотограф Ляля Гарбуз. Воспользуйтесь уникальной возможностью учиться у Ляли на курсе «