Образ прекрасной дамы в лирике А.А. Блок Трансформация образа прекрасной дамы в творчестве а


Юлий Айхенвальд в книге «Силуэты русских писателей» назвал Александра Александровича Блока певцом Прекрасной Дамы, вспоминая, безусловно, о знаменитых блоковских «Стихах о Прекрасной Даме», появившихся в печати в самом начале XX века. Прекрасная Дама – образ, возникший в глубоком средневековье в эпоху рыцарского поклонения даме сердца и воспетый трубадурами Прованса. Прекрасной Дамой Александра Блока стала, как известно, Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого русского химика. Незадолго до появления своей первой поэтической книги Блок писал Менделеевой: «Ты – моё солнце, моё небо, моё блаженство». Действительно, Любовь Дмитриевна отличалась необыкновенным обаянием, поэтому едва ли случайно то, что Блок, тонко чувствующий красоту, видел в Менделеевой земное отражение божества, воплощение Вечной Женственности. Известно, что образ вечной женственности зародился в учении древнегреческого философа Платона, которое Блок очень хорошо знал.

Платоновский космос был расколот на два мира: мир вещей – сферу земной жизни растений, животных и человека, бытия предметов и мир идей – поднебесную сферу, воплощающую красоту, гармонию и мудрость. Стремление к миру идей – это и есть Эрос, представляющий собой духовную энергию, любовь и музыку, исходящую из космоса.

В пору увлечения философией Платона А.А. Блок знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьёва, в работах которого образ вечной женственности был центральным. Начало XX века Соловьёв предлагал встретить новой религией, в центре которой окажется Бог. Всевышний явится на землю уже не в образе Иисуса Христа, а в образе Великой Премудрости – Божественной Софии. Этот образ со времён античности претерпел множество изменений, главное из которых заключается в том, что безликая энергия музыкального первоначала мира, согласно христианской традиции, приобрела плоть и кровь в женском облике. Вечное женственное начало вошло в историю мировой культуры в храмовом зодчестве (блистательный Софийский собор в Киеве), в строгом лике Богородицы с печальными глазами. В. Соловьёв подчёркивал, что не только христианское, но и языческое начало наполняет образ вечной женственности, поскольку она есть воплощение души природы и самой вселенной. София стала душой мира, той всемирной любовью, которая объединила небо и землю.

Для А.А. Блока была важна в философии Соловьёва именно эта идея объединения музыкальной природы с образом вечной женственности. Все события, происходящие вокруг, Блок воспринимал как таинственные символы.

Такими настроениями была проникнута первая книга стихов Блока. Под прекрасной дамой, каков бы ни был реальный прообраз, вызвавший посвящённые ей стихи, поэт видел божественное, вечно женственное начало, которое должно возродить, воскресить мир. Эта идея получила отражение, например, в стихотворении Блока «Сбылось пророчество моё…». Лирический герой этого текста, увидев её святилище, «весь исполнен торжества, … упоён великой тайной». В своих стихах поэт изображает себя то рыцарем, то «стражником во храме», «хранящим огонь лампад», то одним из верных рабов, сторожащих царицу у входа в её терем, то человеком, свершающим «в тёмном храме бедный обряд» в ожидании прекрасной Дамы, то пажом, который несёт за красавицей покрывало. Вся книга первых стихов Блока проникнута пафосом ожидания, неоднократно в поэтических текстах повторяются слова «я жду», «мы ждём» и т.д. Например, в стихотворении «» поэт пишет:

«Предчувствую Тебя. Года проходят Предчувствую Тебя мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя».

Это же чувство выражено и в стихотворении «Я жду призыва, жду ответа», где есть строки: «Я жду – и трепет объемлет новый,

Всё ярче небо, молчанье глуше…

Ночную тайну нарушит слово…

Помилуй, Боже, ночные души!»

В реальной жизни герой книги «Стихи о Прекрасной Даме» чувствует себя одиноким, земля для него пустынна. Только в идеальном мире поэт ощущает свободу и радость бытия. Всем предметам и переживаниям поэт придаёт смысл иносказания. Например, в ранних стихах Блока река предстаёт не только как водный поток, но и как символ границы, отделяющей лирического героя от идеала. Такие слова, как дверь, ступени, небеса, заря, берутся поэтом в особом, условном значении. Только в последних стихотворениях книги образы обретаю конкретность, становятся более жизненными, из-за куполов таинственных храмов проступают стены простых домов и даже фабрик, исчезают лики ангелов, но появляются лица людей. Мир намёков и отзвуков постепенно исчезает, появляется мир танца.

Если в самых ранних стихах Блока (1904) Прекрасная Дама показана чаще всего как Богоматерь, то начиная с поэтических текстов 1905 года этот образ трансформируется. Например, в стихотворении «Пляски осенние» (1905г). Прекрасная дама явлена в нём как женщина танцующая, и её пляска сопровождается «волнением», полыханием сразу трёх стихий: воды («ниспадают струи», «реющая влага», «всплески»), воздуха («в небеса уходит мольба», «легкокрылая младость») и огня, который здесь образно характеризует яркие краски осени («ткань золотая», «золотое кольцо»). Осенняя пляска в этом стихотворении – это не только движения влажного воздуха, ветра, листьев по золотому лесу, не только кружение осенней девы и её подруг, но и музыка сначала «золотой трубы», а потом и «звенящего голоса», и, в конце концов, «музыка влаги». В этом стихотворении перед нами олицетворена душа языческой природы, языческий вариант Вечной Женственности, лик которой растворяется в бесконечности природных стихий.

Прекрасная Дама будет появляться в стихах Блока то как Незнакомка, то как снежная маска, то как Кармен, то как Коломбина. Существует версия, что Последней прекрасной Дамой Блока стала главная героиня поэмы «Двенадцать» «толстоморденькая» Катька.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом. В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание. В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму. Ему хотелось, чтобы скорее наступило время истины и счастья, преображение мира.

Свои чувства Блок выражал средствами символизма. Он одушевлял саму Женственность, называл свою мечту Вечно Юная, Вечная Жена, Царевна, Святая, Дева, Заря, Купина. Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви «земной», к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание:

Она стройна и высока, Всегда надменна и сурова.

Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота». Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой». С самим героем происходит то же самое. То он «молод, и свеж, и влюблен», то представляет себя иноком, зажигающим свечи перед алтарем в Храме Девы, то ее рыцарем. Перед нами и живые герои, и напряженная работа их душ, способных глубоко и сильно чувствовать. Драматическое ожидание прихода Прекрасной Дамы вызвано сомнениями героя. Он чувствует себя недостойным Ее. Блок противопоставляет земное и небесное, физическое и духовное. Лирический герой страстно жаждет прихода Прекрасной Дамы, но он – земной человек, со слабостями и недостатками, живет по земным законам. Сможет ли он начать жить по законам любви, истины и красоты? Герой зовет свет и божество, но выдержит ли он? Герой всей душой стремится к свету, но находится пока во тьме. Отсюда одной из центральных тем цикла является тема пути к свету. Герой повторяет «Приди!», обращаясь к Прекрасной Даме. Ее образ – это воплощенная тайна, которую она может открыть людям. Трезво оценивая состояние человеческих устремлений, поэт не надеялся на скорые перемены в душах людей, поэтому он пишет: «Ты далека, как прежде, так и ныне…» Блок, используя символы, пытался сказать читателям, что если люди не пойдут по пути добра, любви и справедливости, то их ждет вселенская катастрофа. Но все же его герой верит, что когда-нибудь жизнь изменится к лучшему: «Но верю, ты взойдешь»; «Ты откроешь Лучезарный Лик». Свои личные переживания Блок использовал и преобразовывал в творчестве. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» следует рассматривать как любовную и пейзажную лирику, как мистико-философскую повесть о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и о пути мира к духовному Преображению.

Юлий Айхенвальд в книге “Силуэты русских писателей” назвал Александра Александровича Блока певцом Прекрасной Дамы, вспоминая, безусловно, о знаменитых блоковских “Стихах о Прекрасной Даме”, появившихся в печати в самом начале XX века. Прекрасная Дама – образ, возникший в глубоком средневековье в эпоху рыцарского поклонения даме сердца и воспетый трубадурами Прованса. Прекрасной Дамой Александра Блока стала, как известно, Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого русского химика. Незадолго до появления своей первой поэтической

книги Блок писал Менделеевой: “Ты – мое солнце, мое небо, мое блаженство”.

Действительно, Любовь Дмитриевна отличалась необыкновенным обаянием, поэтому едва ли случайно то, что Блок, тонко чувствующий красоту, видел в Менделеевой земное отражение божества, воплощение Вечной Женственности. Известно, что образ вечной женственности зародился в учении древнегреческого философа Платона, которое Блок очень хорошо знал. Платоновский космос был расколот на два мира: мир вещей – сферу земной жизни растений, животных и человека, бытия предметов и мир идей – поднебесную сферу, воплощающую красоту, гармонию

и мудрость. Стремление к миру идей – это и есть Эрос, представляющий собой духовную энергию, любовь и музыку, исходящую из космоса.

В пору увлечения философией Платона А. А. Блок знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьева, в работах которого образ вечной женственности был центральным. Начало XX века Соловьев предлагал встретить новой религией, в центре которой окажется Бог. Всевышний явится на землю уже не в образе Иисуса Христа, а в образе Великой Премудрости – Божественной Софии. Этот образ со времен античности претерпел множество изменений, главное из которых заключается в том, что безликая энергия музыкального первоначала мира, согласно христианской традиции, приобрела плоть и кровь в женском облике. Вечное женственное начало вошло в историю мировой культуры в храмовом зодчестве (блистательный Софийский собор в Киеве), в строгом лике Богородицы с печальными глазами. В. Соловьев подчеркивал, что не только христианское, но и языческое начало наполняет образ вечной женственности, поскольку она есть воплощение души природы и самой вселенной. София стала душой мира, той всемирной любовью, которая объединила небо и землю.

Для А. А. Блока была важна в философии Соловьева именно эта идея объединения музыкальной природы с образом вечной женственности. Все события, происходящие вокруг, Блок воспринимал как таинственные символы.

Такими настроениями была проникнута первая книга стихов Блока. Под прекрасной дамой, каков бы ни был реальный прообраз, вызвавший посвященные ей стихи, поэт видел божественное, вечно женственное начало, которое должно возродить, воскресить мир. Эта идея получила отражение, например, в стихотворении Блока “Сбылось пророчество мое…”. Лирический герой этого текста, увидев ее святилище, “весь исполнен торжества, … упоен великой тайной”. В своих стихах поэт изображает себя то рыцарем, то “стражником во храме”, “хранящим огонь лампад”, то одним из верных рабов, сторожащих царицу у входа в ее терем, то человеком, свершающим “в темном храме бедный обряд” в ожидании прекрасной Дамы, то пажом, который несет за красавицей покрывало. Вся книга первых стихов Блока проникнута пафосом ожидания, неоднократно в поэтических текстах повторяются слова “я жду”, “мы ждем” и т. д. Например, в стихотворении “” поэт пишет:

“Предчувствую Тебя. Года проходят Предчувствую Тебя мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя”.

Это же чувство выражено и в стихотворении “Я жду призыва, жду ответа”, где есть строки: “Я жду – и трепет объемлет новый,

Все ярче небо, молчанье глуше…

Ночную тайну нарушит слово…

Помилуй, Боже, ночные души!”

В реальной жизни герой книги “Стихи о Прекрасной Даме” чувствует себя одиноким, земля для него пустынна. Только в идеальном мире поэт ощущает свободу и радость бытия. Всем предметам и переживаниям поэт придает смысл иносказания. Например, в ранних стихах Блока река предстает не только как водный поток, но и как символ границы, отделяющей лирического героя от идеала. Такие слова, как дверь, ступени, небеса, заря, берутся поэтом в особом, условном значении. Только в последних стихотворениях книги образы обретаю конкретность, становятся более жизненными, из-за куполов таинственных храмов проступают стены простых домов и даже фабрик, исчезают лики ангелов, но появляются лица людей. Мир намеков и отзвуков постепенно исчезает, появляется мир танца.

Если в самых ранних стихах Блока (1904) Прекрасная Дама показана чаще всего как Богоматерь, то начиная с поэтических текстов 1905 года этот образ трансформируется. Например, в стихотворении “Пляски осенние” (1905г). Прекрасная дама явлена в нем как женщина танцующая, и ее пляска сопровождается “волнением”, полыханием сразу трех стихий: воды (“ниспадают струи”, “реющая влага”, “всплески”), воздуха (“в небеса уходит мольба”, “легкокрылая младость”) и огня, который здесь образно характеризует яркие краски осени (“ткань золотая”, “золотое кольцо”). Осенняя пляска в этом стихотворении – это не только движения влажного воздуха, ветра, листьев по золотому лесу, не только кружение осенней девы и ее подруг, но и музыка сначала “золотой трубы”, а потом и “звенящего голоса”, и, в конце концов, “музыка влаги”. В этом стихотворении перед нами олицетворена душа языческой природы, языческий вариант Вечной Женственности, лик которой растворяется в бесконечности природных стихий.

Прекрасная Дама будет появляться в стихах Блока то как Незнакомка, то как снежная маска, то как Кармен, то как Коломбина. Существует версия, что Последней прекрасной Дамой Блока стала главная героиня поэмы “Двенадцать” “толстоморденькая” Катька.

Итак, если ранние стихи А. А. Блока были не столько любовной лирикой, сколько “философией космизма”, которая адресовалась не к конкретной женщине, а к женщине идеальной, божественной, то поздние стихи поэта обретают более реалистические очертания.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви… А. Блок Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чувствующий лирик, которому присущи и романтические порывы, и...
  2. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне – изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. А. Блок...
  3. Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на “новую поэзию”, которая отражала философское...
  4. Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на “новую поэзию”, которая отражала философское учение...
  5. Вопросы: 1) Как биография Блока связана с его творчеством? 2) В чем идейное и художественное своеобразие “Стихов о Прекрасной Даме”? Каково их место в творчестве...

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом.

В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание. В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму. Ему хотелось, чтобы скорее наступило время истины и счастья, преображение мира. Свои чувства Блок выражал средствами символизма. Он одушевлял саму Женственность, называл свою мечту Вечно Юная, Вечная Жена, Царевна, Святая, Дева, Заря, Купина.

Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви «земной», к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова.

Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота». Эти черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой». С самим героем происходит то же самое. То он «молод, и свеж, и влюблен», то представляет себя иноком, зажигающим свечи перед алтарем в Храме Девы, то ее рыцарем. Перед нами и живые герои, и напряженная работа их душ, способных глубоко и сильно чувствовать. Драматическое ожидание прихода Прекрасной Дамы вызвано сомнениями героя. Он чувствует себя недостойным Ее. Блок противопоставляет земное и небесное, физическое и духовное. Лирический герой страстно жаждет прихода Прекрасной Дамы, но он – земной человек, со слабостями и недостатками, живет по земным законам. Сможет ли он начать жить по законам любви, истины и красоты? Герой зовет свет и божество, но выдержит ли он?

Герой всей душой стремится к свету, но находится пока во тьме. Отсюда одной из центральных тем цикла является тема пути к свету. Герой повторяет «Приди!», обращаясь к Прекрасной Даме. Ее образ – это воплощенная тайна, которую она может открыть людям. Трезво оценивая состояние человеческих устремлений, поэт не надеялся на скорые перемены в душах людей, поэтому он пишет: «Ты далека, как прежде, так и ныне…» Блок, используя символы, пытался сказать читателям, что если люди не пойдут по пути добра, любви и справедливости, то их ждет вселенская катастрофа. Но все же его герой верит, что когда-нибудь жизнь изменится к лучшему: «Но верю, ты взойдешь»; «Ты откроешь Лучезарный Лик».

Свои личные переживания Блок использовал и преобразовывал в творчестве. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» следует рассматривать как любовную и пейзажную лирику, как мистико-философскую повесть о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и о пути мира к духовному Преображению.


Образ Прекрасной Дамы в поэзии Александра Блока.

«Прекрасная Дама» в лирике Блока – Сочинение для 11 класса.

Начиная с тысяча девятисотого года, своё развитие берёт эпоха лирики. В ней отражаются предчувствия поэта, его тревоги и упования на лучшее время. В своё творчестве, Блок сулил «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Никто из поэтов, не смог бы похвалиться, такой беспощадной искренностью, такой честностью и мужеством, никто так не обнажал душу свою, зажатую в мощных тисках жестокого времени, как Блок.

Все эти чувства он мог показать народу, когда «раскололся мир и трещина пошла по сердцу поэта».

Этот поэт, бесспорно, первый в своём времени – лирик, и он вошёл в историю русской литературы, как певец, воспетый образ Прекрасной Дамы. Читая строки стихов, чувствуешь юную душу, наивысший взлёт его музы, озарённость и романтику, порыв томления и предчувствие, а ещё чистоту души и восторг – всё это, раннее творчество Блока!

«Стихи о Прекрасной Даме» - это нечто! Это явление, которое крепким особняком держится в русской литературе, а точнее – в поэзии. Одно только название, уже вне традиции того времени! Доселе, этот культ – Образ Прекрасной Дамы, поэзия не ведала! А всё потому, что этот культ – создал сам поэт!

Высокие чувства, верность и рыцарское служение молодого поэта, совсем ещё юноши, своей мечте. Он мечтал о любви нездешней, беззаветной, восхищённой. Он представлял «свою» даму наивысшим воплощением, совершенством, царицей этого мира, обладающей Вечной Женственностью! И каждая его встреча с нею – это событие, которое имело глубочайший смысл и … тайну.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя».

Чтобы выразить несказанное, требуются слова … особенные, это скорее даже символы, либо намёки. Такого рода лирика, может жить, лишь в душе чистой …

«Ты в белой вьюге, в снежном стоне

Опять волшебницей всплыла,

И в вечном свете, в вечном звоне

Церквей смешались купола».

То, что она назвал свой цикл стихов – «Стихи о Прекрасной Даме», а ведь это романское, чужеродное словосочетание, вовсе не означает, что ту, которой он посвящает эти строки, которой поклоняется, требуется поселить в средневековый замок.

Та, имя которой читатель не ведает, является Блоку среди лугов и полей, среди великолепной природы, таинственной и расстилающейся за порогом шахматовского дома. Что из этого следует? Только то, что лирику русского поэма, невозможно расторгнуть с красотами русской природы.

Находясь в шахматовском уединении, он напряжённо работал, а вернее даже – горел. Как вспоминал сам поэт: «Я сильно светился» и лето тысяча девятьсот первого года, было для него «мистическим временем». Мечта поэта сосредоточилась на неземном, обретая сверхчувственные формы и этому способствовала его изолированность и уединённый образ жизни. Молодому Блоку является «видение, непостижимое уму», среди луков, полей … Он предчувствовал Прекрасную Даму, видел её и позже утратил, что описывал в своих стихотворениях - «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»; Молодая, золотая… шла Ты яркою стезею…»; «Ты в поля отошла без возврата».

Блок создавал «роман в стихах», а в нём «деревенское преобладает над городским; всё внимание направлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим её с верой». Поэт писал и о том, что чувствовал в то время - «необычайном слиянии с природой».

В цикле стихов нет пейзажа, но есть фон, который лириком наметился в несколько штрихов, и эти штрихи – конкретные, за ними просматриваются не только лирика, которая окутывает видение поэта, но и шахматовская природа.

«Кругом далёкая равнина.

Да толпы обгорелых пней.

Внизу – родимая долина,

И тучи стелются над ней».

И на этом штрихованном фоне, среди множества «знаков», коими являются закаты и зори, туманы и таинство природы, происходит что-то мистическое, какое-то явление, отчего автор пишет имя в цикле стихов – с заглавной буквы. А ведь у этой Прекрасной Дамы – множество имён! Она и Вечная Любовь, и Закатная Таинственная Дева, она и Величавая Вечная Жена и Дочь Света, а ещё Российская Венера, Владычица Вселенной, Хранительница Дева, Дочь Блаженной страны … Далёкая, Невозмутимая, Святая, Певучая, Тихая, Светлая, Ясная, Ласковая … Кажется, что всех имён Прекрасной Дамы, невозможно перечислить!

«Целый день передо мною,

Молодая, золотая,

Ярким солнцем залитая,

Шла Ты яркою стезею…

О, взойди же предо мною

Не в одном воображеньи!»

Но не произошло это … Не суждено было. Произошло искажение. И лирик это предчувствовал - «предчувствие изменения облика»: «Но страшно мне – изменишь облик Ты…». Уже тогда, поклонник стихотворений Блока, которые ещё не были напечатаны, эти строки, сильно напугали … Еле услышанный, приглушенный диссонанс, вторгся и вдалеке начала маячить, тень двойника, пока ещё неясная и сквозящая тревогой.

« Ты обманут неизвестным:

За священные мечты

Невозможно бестелесным

Открывать свои черты».

Поэт, как певец, творит образ Прекрасной Дамы – это его идеал, и он неизмерим мечтой и действительностью. И всё-таки, как бы он не думал, что этот образ вне времени, а всё же, действительность ворвалась в его изолированный мир мечтаний, и нарушается гармония. Далеко в душе поэта таится смутное чувство неблагополучия в огромном мире:

«Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать…

А хмурое небо низко –

Покрыло и самый Храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты – там».

Предтеча блоковской лирики – творчество Соловьёва Владимира и философия. Поэт принял творчество Соловьёва, как откровение, в стихах которого звучит тема – «подруги вечной», которая олицетворяет «Вечную Женственность»: «Знайте же: вечная женственность ныне в теле нетленном на землю идёт…». И не зря ведь, Александра блока друзья, воспринимали, как продолжателя творчества Соловьёва!

Вот только первоначальный, созданный когда-то, образ Прекрасной Дамы, стал тускнеть и двоиться. Это было начало страшной, неизжитой трагедии блоковской души.

В своей записной книжке, в тысяча девятьсот четвёртом году, поэт признался, что та Прекрасная Дама, коей он грезил – покинула его … навсегда. Она ушла в «поля без возврата». Теперь он создаёт гимны той, которая всецело погрузила его в мечту и исчезла. Она показывала ему многообразный и яркий мир, теперь же он страшный и влекущий.