Молодежь и культура. Культура и влияние массовой культуры на молодёжь Влияние массовой культуры на современную молодежь

Понятие массовой культуры

В настоящее время не существует четкого определения понятия «массовая культура». Чаще всего это понятие связывают с феноменом «массы» и «массового сознания». Подчеркивается внушаемость и массовость воздействия массовой культуры на население.

Распространен взгляд на негативную роль массовой культуры в развитии стереотипизации мышления, формирование единообразия взглядов, шаблонность и унифицированность поведения.

Согласно другим взглядам, массовая культура рассматривается в сравнении с классической элитарной, считается более низкого уровня, не заслуживающей внимания.

Однако массовая культура – это проявление живой культуры, так как она удовлетворяет запросы миллионов людей.

Массовая культура – это специфический феномен, обладающий высокой степенью динамичности.

Знания, нормы и ценности современная молодежь усваивает через продукцию массовой культуры.

Замечание 1

В массовой культуре содержатся как актуальные, так и потенциальные компоненты. В ней можно выделить ядро - постоянные константы и отдельные части - преходящие элементы. Постоянными константами выступают ментальные архетипические черты, языковая и знаковая система. В результате влияния массовой культуры формируется массовое сознание. Оно является синкретичным, так как включает патриотические ориентации, религиозные чувства, мистические и магические элементы, научные и псевдонаучные знания.

Ценности массовой культуры противоречивы, с неоднозначной интерпретацией. Например, социальная справедливость как ценность сохраняется, но в трактовку содержания этого понятия не входит милосердие, относящееся к базовым ценностям.

Для сохранения ядра массовой культуры необходимо, чтобы в ней присутствовали семейные ценности, труд, патриотизм, нормы нравственности, традиции старших поколений – все то, что формирует базу, позволяющую противостоять агрессивности СМИ.

Основные направления и проявления массовой культуры

Основными направлениями и проявлениями массовой культуры являются:

  1. Индустрия «субкультуры детства» (игрушки, художественные произведения для детей, товары детского потребления, детские лагеря, клубы, организации и т.д.) Предназначена для внедрения в сознание детей унифицированных форм личной и социальной культуры, закладывающих базовые ценностные установки, пропагандируемые в обществе.
  2. Средства массовой информации. Манипулируют сознанием людей и формируют общественное мнение в интересах своего заказчика.
  3. Система национальной идеологии и пропаганды. Формирует и контролирует политико-идеологические ориентации граждан, манипулирует сознанием населения в интересах правящих элит.
  4. Массовые политические движения (молодежные и партийные организации, демонстрации, манифестации и т.д.). Вовлекают в различные политические акции широкие слои населения.
  5. Массовая социальная мифология (социальная демагогия, национал-шовинизм, популизм, «охота на ведьм» и т.д.). Замещает анализ многофакторных, сложных причинно-следственных связей между событиями и явлениями простыми и фантастическими объяснениями, дает выход эмоциям в инфантильном проявлении.
  6. Индустрия развлекательного досуга (массовая художественная культура, постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт и т.д.).
  7. Индустрия оздоровительного досуга и физической реабилитации (курортная индустрия, культуризм, аэробика, массовое физкультурное движение, спортивный туризм, система парфюмерных, косметических, медицинских услуг и т.д.).
  8. Индустрия интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, кружки по интересам, коллекционирование, научно-популярные викторины, игры и т.д.).
  9. Игровые комплексы (механические игровые автоматы, системы виртуальной реальности).
  10. Система организации, управления и стимулирования потребительским спросом на услуги, вещи, идеи. Формирует в общественном сознании стандарты социально престижных стилей жизни, образов, интересов и потребностей.

Социализирующая роль массовой культуры

Массовая культура оказывает огромное влияние на формирование гражданских позиций у населения. Изучение ее социализирующей роли помогло:

  • определить направления развития социокультурных процессов в современном обществе;
  • выявить в условиях коренных изменений в обществе характерные особенности ее влияния на различные социальные группы;
  • оценить социальные последствия ее воздействия на общество;
  • подавлять наиболее опасные и вредные воздействия на массовое сознание, выявлять возможности регулирования таких воздействия.

Замечание 2

Социализация имеет вертикальную (межпоколенную) и горизонтальную составляющие. В современном мире наблюдается тенденция ослабления вертикальной передачи информации, нарушен ее баланс вследствие возросшего недоверия молодежи к ценностям старшего поколения, а порой и полного отторжения этих ценностей.

Ослабление вертикалей социализации ведет к повышению ролей горизонталей: молодые люди с успехом социализируют друг друга в пределах одного поколения, распространяя и прививая свои ценности. Стали доминировать асоциальные институты социализации.

В настоящее время огромную социализирующую роль стала играть массовая культура. Она вытесняет семью, школу, авторитеты старших поколений. Современная массовая культура создается для массового человека, не требует напряжения для восприятия, напрямую связана с психофизиологическими центрами удовольствия, быстрее достигает своих целей.

Социализирующая функция массовой культуры:

  • формирует представления о жизненных успехах;
  • вводит новые модели поведения;
  • определяет ценности молодежи, меняет старые установки;
  • изменяет представление о престиже, социальном статусе;
  • создает образы успешного человека и т.д.

Массовая культура оказывает влияние на личность по формуле «информация плюс развлечение».

При оценке массовой культуры и ее последствий важно учитывать, насколько в ее содержании отражены национальные интересы и традиционные ценности.

Массовая культура создается для массового потребления. Ее основная функция – развлекательно-компенсаторная. Массовая культура функционирует на основе социального заказа. Она является массовой как по охвату аудитории, так и по времени.

В массовой культуре гипертрофирована адаптивная сторона, вследствие чего она превращается в определенный вид бизнеса. Массовая культура «потребляет» человека, заменяя ему другие пласты культуры.

HTML-версии работы пока нет.


Подобные документы

    Общая характеристика моды и молодежной культуры. Специализированные журналы для тинэйджеров и молодежи. Рассмотрение видов молодежных субкультур: битников, хипстеров, байкеров, рокеров и скинхедов. Основные тенденции в развитии модельеров 60-х годов.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2012

    Что собой представляет стиль. Стилистические особенности минимализма, его отличительные черты и проявления в современной моде. Минимализм в одежде и интерьере. Стиль "винтаж" и винтажные вещи. Самый распространенный тип городской одежды от Хельмута Ланга.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2015

    Рок-музыка в контексте молодежной культуры. Основные направления и стили. Специфика русского рока. Взаимовлияние рок-музыки и других музыкальных направлений. Воздействие рок-музыки и особенности формирования личности в формате современной культуры.

    дипломная работа , добавлен 27.09.2016

    Молодёжь как социально-демографическая группа населения. Молодёжь и её роль в современном обществе. Проблемы, с которыми сталкивается современная молодёжь. Общая характеристика культурных потребностей. Особенности молодёжи в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    История развития форм проявления культуры в разные эпохи. Изучение вопроса о влиянии моды на повседневную жизнь. Рассмотрение произведений великих и креативных дизайнеров 21 века: Кристиана Диора, Джанни Версаче, Джоржио Армани и Александра МакКуина.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2011

    История развития культуры Великобритании, современное состояние и особенности. Отличительные черты культуры Англии в эпоху абсолютизма, зарождение национального самосознания. Политические причины английской революции, ее влияние на культуру государства.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Духовная жизнь общества. Различные сферы духовной культуры и их влияние на развитие человека. Влияние науки на духовное развитие человека. Искусство и религия – как часть духовной культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

    реферат , добавлен 21.12.2008

    Социально-психологические особенности культурно-досуговой деятельности подростков. Формирование у молодежи культуры общения. Развитие творческого потенциала подростков. Формирование у молодого поколения осознанной необходимости в здоровом образе жизни.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Понятие массовой культуры, ее назначение, направления и специфические черты, место и значение в современном обществе. Реклама и мода как зеркало массовой культуры, тенденции их развития. Проблемы воспитания молодежи, связанные с массовой культурой.

    реферат , добавлен 18.09.2010

    Многообразие структуры современной культуры: типы, виды и формы культуры. Носители традиционной народной и элитарной культуры. Современная массовая культура. Особенности информационной культуры как нового и прогрессивного вида современной культуры.

Федеральное агентство по образованию

Филиал Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

по культурологии

на тему: «Культура молодежи» .

Выполнил:

Студент 2 курса

Специальность: 080507.65

Шифр:0707214

Кривоносов Илья Александрович

Проверил:

Степанова

Зеленогорск 2008

Введение

    Социологический аспект молодежной культуры

    Элементы молодежной культуры (досуг, отношение к религии, политические ориентации, ценности, культурная информированность, культурные потребности, влияние массовой культуры, отношение к девиантным формам поведения)

    Молодежная субкультура

    Молодежная контркультура

Заключение

Список литературы

Введение

Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», а именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIIIв. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, «культура» ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.

Определение «культуры», в современной науке, значительно шире. Под «культурой» понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочивания опыта и регулирования поведения членов этой группы 1 .

Молодежь, как социальная группа, в контексте культурного уровня выступает следующим образом: «Молодежь – это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны несущая в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляя собой сформированные личности, а с другой стороны – их ценности остаются гибкими, подверженными различным влияниям». Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Сегодня молодые люди рано перестают быть детьми (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст – это время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически – к миру отрочества. Человек созревает гораздо раньше, в смысле насыщения знаниями, а в смысле положения в обществе, возможность сказать свое слово – отодвигается зрелостью. Молодежь, как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется только психологической зрелостью, при которой отсутствует весомое участие в институтах взрослых.

Выделение молодежи своей культуры и субкультуры, связано с неопределенностью своих социальных ролей и неуверенностью в собственном социальном статусе.

Правомерно ли вообще понятие «молодежная культура»? Что же это такое – культура молодежи или культура для молодежи? Есть ли она вообще и как следует принимать это понятие, положительно или отрицательно? Как с ним соотносятся принятые в науке термины «субкультура» и «контркультура»? 2

Ответить на эти вопросы поможет социологическое исследование культуры молодежи.

1. Социологический аспект молодежной культуры

Изначально возникает вопрос: «Ограничена ли молодежная культура какими-то временными рамками, или же это понятие вневременное?». Иными словами: «Есть ли некие неизменные черты молодежной культуры, которые присущи определенной социально-возрастной группе, или же каждое новое поколение приходит со своей собственной культурой и является зеркалом своей эпохи и своего поколения?».

Однозначного ответа на эти вопросы нет. С одной стороны, молодежная культура является зеркалом культуры общества своего поколения, с присущими ему ценностями, мировосприятием, социокультурными установками, а с другой стороны она всегда есть большее или меньшее отрицание общепринятых позиций, и в этом смысле элементы контркультуры закономерно присутствуют в содержании культуры поколения в целом 3 .

Анализируя выше сказанное важно подчеркнуть особенности молодежной культуры. В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе, культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, которые обуславливают уровень и направленность культурной самореализации, и являются содержательной стороной культурной деятельности молодого человека. Состояние молодежной культуры, как считает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами 4 :

1. Системный кризис, затронувший социальную структуру с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести к состоянию социальной анемии и фрустрации населения, которые непосредственным образом повлияли на ценностный мир молодежи. Противоречивый и хаотичный поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность – все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодежи.

2. Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровне сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой – коммерциализация культурного процесса, все больше уводит от норм и ценностей «высокой» культуры, к усредненным образцам агрессивной массовой культуры. Наибольшее её проявление наблюдается в СМИ, телевидении, Интернете и также отражается на системах установок, ориентациях и культурных идеалах молодежи.

3. В государственном масштабе, попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации, не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарной социализации практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи. В большинстве школ, гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации. Нередко, гуманитарная социализация носит коммерческий характер, так называемое «элитное образование». Характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьников или самой молодежи.

4. Юношеский возраст (от 15 до 18 лет) - это период взросления, который отличается такими чертами как: порывистость, неустойчивость желаний, нетерпимость, дерзость, усугубляемые переживания социального статуса (уже не ребенок, но еще не взрослый). Именно это приводит молодежь в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы, которые удовлетворяют типичные потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Эти группы выполняют социально-психологическую, терапевтическую функцию – преодоление социального отчуждения. Естественно то, что в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным мировосприятием действительности и юношеским нонконформизмом.

5. Особенности поколений, оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру. В этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения 5 .

Тем не менее, существуют некоторые неизменные черты молодежной культуры, несмотря на то, что каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества, собственным культурным поведением и самовыражением.

Молодым людям, в силу их возрастных и общепсихологических особенностей свойственно эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом, а в частности к художественной стороне. Они стремятся к глубокому личностному восприятию художественной информации, в то же время, как бы идентифицируя себя с героями произведений, перенося события, происходящие сними, на свою личную жизнь и переживая наяву иллюзорную жизнь персонажей, созданных воображением автора.

Сопереживание с подражанием – знак сегодняшней, молодежной рок - культуры. Как в 60-е, когда все сочиняли песни под Б.Окуджаву, А. Городницкого, так и теперь подростки собираются в свои команды и пытаются играть поп, рэпп или рок. Каждое поколение имеет свою массовую культуру и своих кумиров, которым подражает.

Известно, что юношеству ближе динамические сюжеты, действующие, а не рассуждающие герои. Многие «учителя-словесники» отмечают, что в школьные годы «Война и мир» интересует читателей, исключительно «приключениями» Наташи и князя Андрея, а похищение героини Анатолием Курагиным для них значительно увлекательнее судьбы Платона Каратаева, столь важной для самого Толстого. И только с возрастом, интерес к сюжету сменяется истинным проникновением в философские глубины этого великого русского романа.

В юношеской психологии кроется то, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками – самыми зрелищными из словесных жанров!).

В более широком плане, контекст культурной жизни и культурная атмосфера становятся для юношества возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания. Это одна из причин экстремального, недопустимого с точки зрения общественных норм, поведения молодежной публики на концертах рок-звезд или на стадионах (посещение спортивных зрелищ, есть своего рода эмоциональная разрядка для юного фаната). Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми (нередко правомерно), как выражение контркультуры и своего рода общественный вызов.

Чувственное восприятие культуры, стремление к однозначному противопоставлению «добра» и «зла», ожидание безусловной победы «своих» над «чужими», приводит молодежь, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными и внеэстетическому восприятию искусства. Молодые люди иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хотят очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее.

Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и реактивно - развлекательного, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.

Наиболее наглядный пример группового стереотипа – это мода, с ее эклектичностью и размытой индивидуализированностью. «Я» как «мы»: «Я люблю или мне нравится кинофильм «Бумер», группа «Авария», кроссовки «Адидас»», а «Мы любим или нам нравится «Бумер», «Авария», кроссовки «Адидас»». Молодые люди как бы растворяются в группе своих сверстников, а подчас и противопоставляют «своих» - «чужим», к которым причисляют родителей, преподавателей, всех «отцов». Сами того не осознавая, они теряют свою индивидуальность, личную неповторимость в компании, в толпе «своих».

Часто можно услышать от молодежи запальчивое: «Вы нас не понимаете», нас – значит «всех моих сверстников». Конечно, этот феномен носит более универсальный характер, не только по отношению к сфере художественного или даже культурного. Здесь проявляется страх одиночества, отчуждения от ровесников (не случайно, постоянные посетители дискотек называют их «средством от одиночества»), это способствует искаженному представлению о коллективизме. Групповые стереотипы объясняются недостаточным уровнем сформированности личностей, в период прохождения социализации, они еще не приобрели личностной определенности и завершенности.

Противопоставляя себя миру взрослых, молодые люди все равно остаются по сути «одинаковыми», только эта «одинаковость» остается внутри своего поколения и поэтому ими не воспринимается. Молодежная мода – лучший тому пример. В выборе одежды молодой человек ориентируется, прежде всего, на свое окружение, чтобы соответствовать ему, не быть хуже или не достаточно модно одетым.

Делая вывод, можно сказать, что молодежную культуру, как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение, наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов, установок и интересов 6 .

2. Элементы молодежной культуры

Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодежи. От досуга зависит удовлетворенность жизнью. В школе «отсиживают» положенное количество часов, в вуз приходят «за дипломом», на работу устраиваются с учетом где «больше платят»… Подлинная жизнь молодежи начинается за порогом школы, вуза, завода 7 .

Что касается интересов молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны, не осознанны и с трудом дифференцируются. Интересы у 42% опрошенных ограничиваются сферой «зарабатывания денег», а у 15% никак не проявляются, они заявляют, типа «делать нечего», «никаких увлечений». В свободное время молодые люди в основном гуляют с друзьями, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку (порядка 63% опрошенных). Читают художественную литературу на досуге лишь 7%. Еще реже молодежь занимается спортом – 3%. Большинство опрошенных (72%) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования и лишь 2% занимаются в кружках и секциях 8 .

Отношение к религии

Среди студенческой молодежи выявлено 4,3% неверующих, 50% верующих, 45,7% - колеблющихся между верой и неверием.

Что касается группы неверующих, то они в основном относят себя к последователям православия, церковные богослужения посещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога, что религия человека делает нравственнее, добрее, указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашей страны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советское время.

В целом религиозность студентов резко возросла, если учесть такие ее показатели, как посещаемость церковных богослужений для удовлетворения личных потребностей (42,6%). Осведомленность о «священной книги» христиан Библии и убежденность в полезности религии в нравственной жизни (65,2%). Позитивной роли православия в истории нашей страны (19.5%) и т.п.

Границы между группами верующих и колеблющихся между верой и неверием недостаточно четко выражены. Так, мнение о том, что наука опровергает бытие Бога разделяют 7,6% верующих молодых людей и 2,5% колеблющихся между верой и неверием. Среди опрошенных к последователям православия отнесли себя не только 89,3% верующих, но и 73,4% колеблющихся между верой и неверием. В этих двух группах относительно высокий уровень не определивших своего отношения к религии 9 .

Политические ориентации

Политические ориентации – это направленность личности на определенные политические идеи и ценности, на те или иные политические силы, в совокупности являющиеся внешними факторами, регулирующими мотивации личности и ее поведение в политической сфере 10 .

Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современной молодежи. Важнейшим в отношении молодежи к политике, становится ухудшение её материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. В среднем, интерес к политической информации отметил каждый второй опрошенный и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Нужно предвидеть, что дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах у студентов демократических партий вполне возможны.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию, с ценностей глобального уровня, на конкретные острые и переменные проблемы 11 .

Ценностные ориентации

В ряду наиболее значимых ценностей (отмеченных половиной и более студентов):

Дело по душе, интересная работа;

Высокий заработок, материальное благополучие;

Хорошие, верные друзья;

Хорошие отношения в семье;

Удовлетворенность в интимной жизни, любви.

Эти параметры однопорядковые, эмоционально окрашенные и личностные. В ответах девушек они отмечались чаще.

В целом можно сказать: «Студенчество становится практичнее, прагматичнее.». Но также сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья).

Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми и спокойная жизнь 12 .

Культурная информированность

На вопрос «Что Вы сейчас читаете?» - многие ответили: «Ничего». Остальные читали, на момент опроса, читали в основном развлекательную литературу - книги различных жанров современных писателей. И только некоторые на тот момент, овладели наследием Достоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака. Что касается газет и журналов, их не читают вообще, 30% опрошенных. Из остальных 70%, подавляющее большинство предпочитают газетки рекламно-развлекательного характера.

Информация, получаемая из такого рода прессы, не может быть оценена позитивно. Молодые люди узнают сплетни, сенсационные подробности событий, получают советы типа «Как познакомиться с девушкой» или «Как понравиться мужчине», читают гороскопы и рассматривают рекламные картинки. Молодежь относится к подобной прессе серьезно, она в свою очередь незаметно, но существенно оказывает влияние на их духовный мир, ориентируя на мимолетность чувств, отношений и эгоизм. Такое же влияние в целом, оказывает массовая культура.

Что касается интереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусства занимает первое место. В целом, опрошенные, отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.

Кино «существует» для молодежи, в основном на экранах телевизора. Менее 2% ответили, что ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. 37% никогда не ходят в кино по своей инициативе. Остальные ходят изредка или по возможности.

Несколько иное отношение к театру. В среднем около 3% ходят на каждую премьеру, 26% посещают театр как только им предоставляется возможность, половина опрошенных, хоть изредка, но бывает в театре. Никогда не ходят в театр по собственной инициативе 22% опрошенных.

Намного хуже отношение к изобразительному искусству. Никто из опрошенных не ответил, что посещает каждую новую выставку, 30% ответили, что вообще никогда не посещают выставок по собственной инициативе. Остальные делают это редко или по возможности. Поэтому неудивительно, что взгляды студентов на изобразительное искусство не отличаются широтой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известных художников 13 .

Культурные потребности

В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение) 14 .

Влияние массовой культуры

Как пишет К. Разлогов, для того, чтобы по-настоящему насладиться произведениями массовой культуры, лучше быть художественно необразованным человеком – «художественная образованность здесь не опиум, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует каких либо дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа» 15 .

Все-таки влияние массового искусства ощущается весьма заметно. Массовая культура, видимо, помогает молодым людям в их стремлении отгородиться и защититься от сложных жизненных проблем. В период общественных катаклизмов важнейшими становятся компенсаторная и развлекательная функции искусства. Именно эти функции выполняет массовое искусство.

Однако «масскульт» наносит большой вред людям, особенно молодым, ибо сознательно обедняет духовный мир человека. Массовая культура преподносит суррогат как подлинное. Это приводит к тому, что у молодежи путаются понятия, портится вкус. Например, музыку Моцарта молодой человек впервые слышит не в исполнении оркестра, а в пародийном исполнении на электрогитаре, а «Джоконду» видит не на хорошей репродукции в художественном альбоме, а на обложке компакт-диска, притом опять-таки в искаженном виде: поработало постмодернистское воображение оформителя обложки 16 .

Культ моды, вещизма и потребления овладевает сознанием и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной 17 .

Отношение к девиантному поведению

Молодежь толерантна к тем формам поведения, которые характеризуют сегодня лицо постсоветского общества вообще: пьянству, свободной сексуальной жизни, курению, азартным играм, проституции, мистицизму.

Максимальное неприятие вызывает ту форму девиации, которые связаны с насилием, которые преследуются, как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.

Некоторым образом разнятся мнения мужской и женской части молодежи. Мужчины воспринимают, как социально приемлемые формы поведения, свободные секс - отношения и курение, в то время как женская половина склонна вкладывать в них социально-негативный смысл. Женщины настроены более критично к перечисленным формам девиантного поведения, чем мужчины, за исключением мистицизма и религиозного фанатизма, при оценке которого они проявляют большую толерантность 18 .

Профессиональное самоопределение

Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В пятерке приоритетных мотивов:

1.интерес к профессии;

2.возможность проявить свои способности;

4.перспектива хорошей работы по окончании вуза;

5.влияние семейной традиции, совет родителей.

В университете: медицинском, архитектурном, юридическом вузах на первое место среди мотивов поставлены «интерес к профессии» - от 50 до 66% ответов, в политехническом и экономическом на первом месте – «престиж вуза» (40 – 45% ответов), в педагогическом – «наилучшие способности в этой области» (52%), в горном – «стремление избежать армии» - 31% ответов.

Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов (51%), несколько меньше – у экономистов (39%).

Семейная традиция в наибольшей степени проявляется у студентов-медиков (39%), у юристов (30%). Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.

В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности, наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.

В среднем 4 из 5 опрошенных студентов своим выбором вуза и специальности удовлетворены.

Профессиональное самочувствие старшекурсников уже обращено к дальнейшим перспективам. В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % - в коммерческих структурах или по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1:2, по специальности и не по специальности 5:1.

Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.

Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье. Особенно высок последний показатель у женщин – 21 %. 16% - хотели бы уехать за границу учиться и работать 19 .

3. Молодежная субкультура

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.

В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

    Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

    Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

    Развлекательно-гедонистические– ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

Характеристика отдельных субкультур

Хиппи.

Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.

Внешний вид, форма одежды: независимо от пола – длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы («хайратник» от англ. Hair – волосы), на руках – «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, несоразмерно большой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой, джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов («ксивник»: от ксива – документ, воровской жаргон), цвет одежды в основном светлый, но не броский (опытные хиппи никогда не носят черного). Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг).

Музыкальный стиль: из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок (группа «Doors»). Среди российских исполнителей - Борис Гребенщеков.

Язык, жаргон : большое количество английских заимствований, таких как «болт» - бутылка, «вайн» - вино, «флэт» - квартира, «хайр» - волосы, «пипл» - люди, «рингушник» - записная книжка (от англ. Ring – звонок). Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например, уже упоминавшиеся «фенечка», «ксивник» и т.п.).

Развлечения: из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» - со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг «Make love, not war». (Занимайся любовью, а не войной).

Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка». Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи, наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи, вместо дешевых. Популярные восточные религии и учения, среди которых можно выделить движение растоманов , почитателей культа Джа.

+Места встреч: в первой половине 90-х годов излюбленным местом тусовки хиппи в Москве был Гоголевский бульвар («Гоголя»). Сейчас либо единственного места нет, либо автору оно не известно.+

Толкиенисты (ролевики)

В молодежной культуре 90 гг. появились толкиенистское движение и порожденная им толкиенистская субкультура. Толкиенистыиролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты – поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов – Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относящиеся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир “Средиземье”, населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие – выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир, воображая себя его жителями. Отсюда появляются необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толктенист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению поступил бы настоящий эльф. Во время игр («хичек» на толкиенистском жаргоне), группа молодых людей выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена. Внутри себя, движение подразделяется на два напряжения: представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете, а сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и приводят настоящее состязание, напоминающее пионерскую игру «Зарница», где нужно хорошо бегать, прыгать, плавать, драться на мечах, ориентироваться на местности.

Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

Панки

Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного.

Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи большинство Панков – дети рабочих районов, разумеется, встречаются исключения.

Внешний вид, форма одежды: стандартной панковской прической считался «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду – в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки.

Музыкальный стиль: основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почёте «Ramones» и «Dead Kenedies». В середине 80-х появилась группа «Exployted», которая играла жесткий панк, получивший название «хардрок» и ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панка являются сибирские коллективы (самый известный – «Гражданская оборона», поклонники которого выделились в самостоятельное поддвижение – панки - летовцы, по имени основателя коллектива Егора Летова).

Язык, жаргон : характерно употребление слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»).

Развлечения: в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение – «ходить по ништякам», т.е. доедать остатки пищи, подбирать и докуривать сигаретные бычки.

Идеология Панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у Панков это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет». В отличие от хиппи, панки довольно агрессивны, по политическим пристрастиям считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков песню «Anarchy in the UK»).

+Места встреч : в начале и середине 90-х годов основными местами в Москве была Пушкинская площадь и рок-магазин «Давай-давай».+

Скинхеды (скины)

Чрезвычайно близок к хардроку (жесткому панку) музыкальный стиль «ой», любимая музыка не так давно появившийся в Москве скинхедов или скинов (от англ. Skin head – бритоголовый, букв. Кожа-голова).

Внешний вид : соответственно своему самоназванию, скины выделяются, прежде всего, начисто выбритой головой. Стандартной одеждой скина являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и куртка «бомбер».

Идеология: практически все российские скины исповедают крайне агрессивный национализм и расизм (считают идеальным режимом – немецкий национал-социализм). На западе существуют «шарпы», «шарп-скинз» (от англ. Sharp – острый, резкий), выступающие под лозунгом «скины против расовых предрассудков» и являющие крайне левой, прокоммунистической экстремистской организацией, также существуют «гей-скинз» (от англ. Gay – гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще больше, чем расовые.

Развлечения: частым развлечением скинов являются драки с неграми в окрестностях, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые «пионеры», - фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто устраивают драки с фанатами других клубов. Самые известные в Москве фанатские группы: «Flint"s crew» и «Gladiators» (Спартак), «Red Blue Warrions» (ЦСКА), «Blue White Dinamite» (Динамо), а в Санкт-Петербурге – «Невский фронт».

Байкеры

Одной из самых «суровых» субкультур, как у нас, так на Западе, всегда считались байкеры (от англ. разг. Bike – велосипед, мотоцикл), которых с легкой руки советской пропаганды часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока – панки, металлисты и многие другие. Посему данное определение нельзя считать корректным.

Внешний вид : длинные зачесанные назад волосы или завязанные в хвост, платок на голове («бандан», «бандана» или «банданно»), борода, кожаная куртка с косыми молниями («косуха»), кожаные штаны, ковбойские сапоги («казаки»).

Музыкальный стиль: тяжелый рок. Вообще, байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник», Тайм-Аут и «IFK».

Язык, жаргон: кроме слов, обозначающих специфические понятия, относящиеся к мотоциклу или «прикиду», иной специфики язык байкеров не имеет, кроме, значительных вкраплений нецензурной лексики.

Идеология: основное понятие в идеологии байкеров – это мотоцикл. Весь мир делится на тех, кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают.

+Места встреч: байкеры делятся на членов какого-либо мотоклуба и на одиночек. Из всех мотоклубов самым известным, бесспорно являются «Ночные Волки» (лидер по прозвищу «Хирург»). Каждый год летом в течение нескольких дней проводится байк-шоу, которое могут посещать все байкеры, демонстрирующие искусство «верховой езды».+

Металлисты (металлеры)

По внешним признакам к байкерам близки металлисты или металлеры, одна из самых известных нынешних молодежных субкультур. По их мнению, существуют как минимум три основных направления «металла» (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash – бить, doom рок, судьба и dead – мертвец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты.

Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдают черному. Для металлистов конца 80-х – начала 90-х характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепец, сейчас же так одеваются в основном «пионеры».

Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям.

+Места встреч: основное место в Москве – «труба», подземный переход от метро «Арабская» к ресторану «Прага», где вплоть до середины 1996 г. каждый выходной день устраивались концерты тяжёлой музыки.+

Алисоманы и киноманы

Практически совсем исчезли, как масштабное явление, такие субкультурные движения как алисоманы и киноманы (многочисленные в начале 90-х группы любителей «Алисы» и «Кино»). После бума и смерти Виктора Цоя, один из арбатских переулков был негласно переименован фанатами в переулок Виктора Цоя, а стена около него стала излюбленным местом тусовок. Во внешнем облике преобладает черная одежда, а на ней значок с изображением Цоя. Алисоманы (самоназвание «армия Алисы») состояли из подростков, «разочаровавшихся в жизни» и находивших утешение только в зажигательных песнях любимых артистов. Основной тезис бытия алисоманов можно выразить так: «мы лучше всех, но нас никто не понимает». Довольно активно пропагандировался суицид, как выход из духовного тупика.

Хакеры

Хакеры (компьютерные фанаты) – молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность хакеров пока незначительна, в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическом уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя новой общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего 20 .

Криминальная молодежная субкультура (гопники)

Молодежные группировки, превратившись в структуры организованной преступности, поделили сферы влияния и предпочитают выяснить отношения, не прибегая к массовым дракам. Сведение счетов стало осуществляться, в большинстве случаев, путем заказных убийств.

В середине 90 гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.

Футбольные болельщики

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом - «правые» . В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды. Их основная функция – заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых» 21 .

Сатанисты

Еще в 80 гг. от субкультуры хэвиметалистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. К середине 90 гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Время от времени в процессе появляются интервью с лидерами сатанистов, последние пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.

Рейверы

Субкультура рэйва (от англ. Rave – бред, бессвязная речь) возникла в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв – преемник стилей техно и эйсидхауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни – это ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде… Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи (ключевые фигуры рейв - субкультуры), высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков 22 .

17 О.И. Карпухин «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12. стр. 93.культуре молодежи . Проблема: трансформации в сексуальной культуре современной молодежи в подростковом и юношеском...

  • Молодежь как особая социальная группа

    Реферат >> Социология

    Время само понятие "политическая культура молодежи" , как и более общее... мало кто упоминает о политической культуре молодежи , о ее особенностях, разногласиях... мысль. 1999. № 10. Формирование мировоззренческой культуры молодежи . / Под ред. В.Г. Табачковского. ...

  • Молодежь в современной России: проблемы и перспективы

    Курсовая работа >> Социология

    То систематизировать. Важно отличать молодежную культуру от культуры молодежи . На первый взгляд, эти... целому, то культура молодежи включает в себя и общие элементы культуры , передаваемые молодежи

  • НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ

    на тему: «Особенности массовой культуры и ее влияние на современную казахстанскую молодежь: реклама и ее воздействие»

    ВЫПОЛНИЛИ: студенты группы М121-р

    Кайранбекова Жанель

    Дуйсенбай Айғаным

    Кобенов Маргулан

    Капабаев Алмас

    Саматов Казбек

    ПРОВЕРИЛИ: к.ф.н.,профессор Умирзавкова Л.А.

    ст.пр. Шаймерденова Д.З.

    ст.пр Смагул А.К.

    к.п.н.,ст.пр. Вьюшкова Е.А.

    ст.пр Альманова Д.С.

    Астана 2016

    Введение…………………………………………………………………....3

    1 Теоретические аспекты влияния массовой культуры на молодежь.....5

    1.1 Культура и влияние массовой культуры на молодёжь………….5

    Заключение………………………………………………………………..17

    Список использованной литературы ……………………………………18

    Приложения……………………………………………………………….19

    Введение

    Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры».

    Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день изучение массовой культуры приобретает большое значение. Как все мы знаем массовая культура - понятие, указывающее на особенности формирования и воспроизводства культурных ценностей в современном обществе производства и потребления, в частности и среди казахстанской молодежи. Не мало важным является то, что массовая культура обладает высокой жизнеспособностью и проникающей способностью охватывая все аспекты общественной жизни. Также изменение характера распространения массовой культуры существенным образом влияет на казахстанскую молодежь.

    Массовая культура объясняется тем, что она не заметно влияет на социально-политическую и экономическую сферу страны. Массовая культура способна создать отрицательные и положительные эмоции, вызывает эстетическое и духовное наслаждение и сопереживание. Главный потребитель массовой культуры, по словам Ортега-и-Гасета создало - «человека массы».

    Целью данной работы является выявить особенности форм развития массовой культуры в трансформирующем обществе и как она влияет на современную казахстанскую молодежь. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    1)изучить литературу по теме исследования, об особенностях форм и эволюции массовой культуры, в частности, определить понятийное содержание таких категорий, как «массовая культура» и «реклама»;

    2)рассмотреть влияние массовой культуры на современную казахстанскую молодежь;

    3)провести социологическое исследование (анкетирование);

    4)определить влияние массовой культуры на современную казахстанскую молодежь.

    Объектом изучения данного исследования выступают формы массовой культуры. Предметом изучения является выявление и определение предпочтений современной казахстанской молодежи в области массовой культуры.

    В работе был использован метод сплошной выборки, принципы системного и целостного подхода к изучению данного явления, описательный метод (такие приёмы, как наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация анализируемого материала, анкетирование);

    Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный философский анализ позволил выявить генезис, специфику, динамику, закономерности массовой культуры, влияние рекламы на на сознание казахстанской молодежи. Это дает основания для расширения научных представлений о сущности и содержании трансформации культурных ценностей системы молодых людей в контексте модернизации глобального и казахстанского общества.

    Теоретическую основу исследования составили идеи философов культуры Аврамова, Сабаншы Ж.А. и Д.Белла, связанные с проблемами массовой культуры.

    Структура работы. Научный проект состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

    Теоретические аспекты влияния массовой культуры на молодежь

    Культура и влияние массовой культуры на молодёжь

    Культура – это наши традиции: исторически сложившиеся, передаваемые от поколения к поколению устойчивые обычаи, обряды, правила поведения, создающие социально-культурный опыт поколений и оказывающие воздействие на образ жизни и действий людей.

    По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру. Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. .

    Элитарная культура - совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

    Массовая культура - многообразные культурные явления, ценности, получившие распространение в связи с технико-технологическим прогрессом, обновлением коммуникационных и репродуктивных систем, глобальным характером информационных связей; культура современного общества, ориентированная на усредненный, непритязательный вкус людей с массовым сознанием. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств, для своего восприятия.

    Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы, мифологизирует человеческое сознание и предопределяет отказ от рационального начала в сознании .

    Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию. В рамках массовой культуры создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим или моральным факторам .

    В ХХ массовая культура распространялась, посредствам массовой коммуникации (СМИ, интернет, мода, массовая литература и т.д.) что средства массовой коммуникации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится «массовой», когда её продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики .

    Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подход Д. Белла, согласно которому массовая культура - это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство .

    Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

    Примитивизацией отношений между людьми;

    Развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;

    Натуралистическим смакованием насилия и секса;

    Культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;

    Культом посредственности, условностью примитивной символики.

    Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

    К основным особенностям массовой культуры можно отнести следующее:

    Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.

    Занимательность. Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.

    Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей.

    Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.

    Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.

    Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов - профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры. На запросы широкого круга потребителя ориентируются профессиональные создатели продукции массовой культуры.

    Итак, массовая культура - это феномен современности, порожденный определенными социальными и культурными сдвигами и выполняющий ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора "потребляемого продукта". К сожалению, потребитель не всегда выбирает лучшее.

    Важная функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха.

    Сила массовой культуры заключается в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование – все поступает человеку через механизм массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. Даже в глазах представителей элиты духовный продукт приобретает ценность лишь постольку, поскольку он становиться предметом массового спроса.

    Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе, ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики .

    Влияние массовой культуры на общество, как и положительное, так и отрицательное. Что касается положительных, то массовая культура, будучи, не являясь тождественной низкопробному ширпотребу, ведь она тоже подразделяется на несколько отраслей: привносит в жизнь человека определенные нравственные ценности, заставляет задуматься о многих важных вещах и обращает внимание масс на первостепенные проблемы человечества. С другой стороны, массовая культура притупляет человеческое сознание, подгоняя его под копирку и загоняя в узкие рамки тривиальных стереотипов. Плюс, отрицательные аспекты массовой культуры развращают человека, отрицая в нем духовное начало и порой низводя его до низменного уровня. К тому же неправильное восприятие подаваемых массовой культурой идей человек претворяет в жизнь, тем самым подавая тлетворный пример для других.

    И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое - черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры .

    Современное представление о молодежи и молодости неразрывно связано с такими понятиями, как досуг, молодежной культуры, потребление. Социологи давным-давно заметили, что желания молодежи очень сильно разнятся от желаний взрослых. Если взрослые в большинстве своем ориентированы на приобретение стабильных вещей - недвижимости, машины, мебели, у них более развито накопление денег, то молодежь чаще всего ориентирована на сиюминутное удовольствие. Так вместе с новыми потребителями пришла и новая культура потребления - культура современной молодежи .

    Появляются первые кассеты с записями любимых певцов, открываются дискотеки, мощно развивается поп-культура - первые группы, первые фанаты, первые тусовки. В конце XX в. молодость начинает все чаще использоваться как символ. Многие взрослые обращаются к интересам, традиционно считавшимся молодежными. Так, например, новый модный уклон современной молодежной культуры - адреналиновые удовольствия.

    Молодость сама по себе связана с риском, испытаниями. Взрослые, испытывая в определенном смысле недостаток острых ощущений, начинают перенимать у молодых их стиль жизни. Реальные испытания могут подменяться искусственно созданными: прыжки с парашютом, экстремальные путешествия и т. д.

    Современная молодежная культура стала стержнем многих модных течений: культура хиппи породила стиль «унисекс», панки повлияли на всеобщую моду на черный цвет, скинхеды - на модную прическу «благородная лысина» и т. д. Таких примеров можно привести множество. Молодежные культуры - это ценности, пристрастия, интересы, вкусы молодежи. Местом их публичного проявления стали кафе, дискотеки, массовые выступления. Родиной классических молодежных субкультур, как панки, скинхеды, рокеры и др. является Великобритания.

    В настоящий момент добавилась еще одна особенность молодежи как социальной группы. Молодежь всюду одинаково существует в ситуации глобального информационного пространства, сетей Интернета и др. Все могут говорить со всеми. Сейчас любое культурное событие не может быть изолированным ни во времени, ни в пространстве. И в США, и на Таиланде, и в Сингапуре, и в России есть пользователи глобальных сетей, есть МТВ. Поэтому те молодые люди, которые хотят что-то знать из первых рук, могут удовлетворить свое желание в Ульяновске точно так же, как и в Нью-Йорке. Однако доступ к этим ресурсам не у всех одинаков. Это зависит и от дохода, и от уровня культуры, и от ситуации. Исследования показывают, что современные стили жизни молодежи во многом зависят от их нацеливания на карьеру, качественное образование, высокий уровень достижений, высокий социальный статус, то стиль его жизни будет значимо отличаться от тех молодых людей, которые ориентированы на молодость, как на период расслабления, развлечения, как на время, когда нужно «перебеситься» и попробовать от всех радостей жизни. Кто-то интересуется спортом, кто-то интересуется живописью. Кто-то ничем не интересуется в этом то и есть суть момента разделения современной молодежной культуры.


    Одной из самых главных ценностей людей является свобода. Свобода слова, действий, выбора необходимы для самоутверждения и самосовершенствования. В. Даль писал: «свобода - это воля». Хотя эти слова синонимичны, но их стоит рассматривать немного иначе. У свободы есть определенные границы, которые нарушать нельзя. А у воли нет пределов. Поэтому современная молодежь должна понимать значение слова свобода.

    Следующая жизненная ценность - осознание необходимости здоровья. Мы должны стремиться к здоровому образу жизни. Только здоровый человек сможет чувствовать себя полноценной личностью, ощущать всю красоту и прелесть жизни во всех ее проявлениях. Но большая часть молодежи это осознает.

    Духовная культура немало важна в жизни современной молодежи. Духовная культура может дать начало живописи, рождению стихов и т.д. Многие могут стать художниками, писателями. Внутренняя духовная удовлетворенность тесно связана с сознанием человека. Современная молодежь активно участвует в разных мероприятиях в целях сохранения окружающей среды, охраны природы, заботы об инвалидах, пожилых людей и т.д. Современная молодежь умеет адоптироваться в самых разных обществах и отстаивать свои мнения. Человек должен уважать другого человека, несмотря на его материальное, физическое положение; не должен ставить себя выше или ниже тех или иных людей. Я думаю, что у современной молодежи с этим проблем нет.

    Молодежь, по сути, народ общительный и дружелюбный. Мировоззрение у нас иное, сильно отличающееся от наших тетей, дядей, мам, пап, дедушек и бабушек. Есть понятия «круто» и «отстой». Мы пытаемся соответствовать внешнему миру и не можем жить без общения - вот еще одна ценность. Если мы проводим некоторое время в общении, то укрепляем узы дружбы с новыми друзьями. С помощью общения мы показываем свои манеры, свою воспитанность и завоевываем уважение к себе как просто к хорошему человеку. В трудную минуту эти люди всегда поддержат и помогут.

    Каждый человек стремится к успеху, богатству, счастью. Поэтому современная молодежь старается получить высшее образование и не одно, а несколько. Не все могут себе это позволить. В наше время за получение образования необходимо платить (за исключение бюджетной основы). Да, это финансовая проблема, но молодежь отличается целеустремленностью, и стараются наняться официантом, продавцом в киоске, промоутером, на любую оплачиваемую работу.

    Еще одна ценность - патриотизм. Любовь к родной земле, уважение к государству, чувство долга перед родиной должны присутствовать в сознании современной молодежи. Они понимают, что земля, на которой они ходят, едят ее плоды, живут в тепле и уюте благодаря ее полезным ископаемым - это их вторая мать. Ведь не случайно говорят: «Родина - мать». Мы должны делать все для ее процветания и быть горды ею.

    Современная молодежь очень коммуникабельная и всесторонне развитая. У молодых людей огромные перспективы. Они смело смотрят в будущее, добиваются своих целей.

    Современная молодежь имеет ряд проблем, которые связаны с воспитанностью, толерантностью, отсутствием патриотизма, вежливостью, хорошими манерами поведения по отношению к своим сверстникам и взрослым людям, а также умением правильно и грамотно излагать свои мысли, сексуальная распущенность и аморальность, умением правильно и красиво одеваться (многие даже позабыли, что именно одежда, в первую очередь, бросается в глаза и создает первоначальное мнение о человеке) также, следует, не упускать из поля зрения, пассивное отношение молодежи к современной политике и к людям стоящим у власти. Современная молодежь, практически, не соблюдает нормы и правила хорошего поведения. Конечно же, каждый волен сам выбирать - следует ли ему соблюдать определенные требования или нет, но, на сегодняшний день - это является острой проблемой.

    Есть несколько решений этих проблем:

    Возрождение ранее созданного в 1811году Общества русской словесности, которое поможет развитию культуры, духовности, знанию родного языка, а также внесет бесценный вклад в формирование личности;

    Введение в школах и ВУЗах обязательной учебной дисциплины «этимология русской словесности»;

    Организация регулярных конференций, дебатов, встреч с интересными и разносторонними людьми, что поможет молодежи грамотно и красиво излагать свои мысли, а также культурно вести споры;

    Мы - это не будущее, а настоящее, которое строит будущее! Чтобы, в очередной раз, не услышать из уст «будущее России - это армия невежд»,я призываю нашу молодежь к тому, чтобы они сознательно относились к своим поступкам и больше занимались самовоспитанием.

    Е. М. Стешова

    студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

    Е. В. Смолокуров

    доцент ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова