Гигиеническая профилактика. Гигиена – основная профилактическая дисциплина медицины

Гигиена лечебно-профилактических учреждений

Значение оптимальных гигиенических условий в больницах для успешного лечения. Больничное строительство и обеспеченность коечным фондом в Российской Федерации. Системы строительства больниц (централизованная, блочная, децентрализованная, смешанная). Гигиенические требования к размещению и планировке участка лечебно-профилактических учреждений.

Внутренняя планировка больниц и поликлиник. Планировка приемного отделения. Больничное отделение, палатная секция, ее планировка и оборудование. Гигиенические требования к ориентации различных функциональных помещений больниц. Требования к внутренней отделке помещений ЛПУ. Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции больничных помещений. Особенности вентиляции детских инфекционных больниц. Водоснабжение, канализование ЛПУ. Обезвреживание отходов больниц.

Особенности планировки инфекционных больниц. Преимущества боксированных отделений перед профилированными. Устройство боксов, полубоксов. Борьба с внутрибольничными инфекциями.

Особенности планировки детских больниц, площади, набор помещений.

Санитарно-охранительный режим при организации питания в детских ЛПУ.

Гигиена детей и подростков

здоровье население гигиена труд

Гигиена детей и подростков как одно из основных направлений деятельности врача-педиатра. Основные проблемы и содержание гигиены детей и подростков. Возрастная морфология и физиология как основа нормирования среды обитания детей и подростков. Возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем детского организма. Гигиена детей и подростков как залог здоровья взрослого населения и увеличения продолжительности жизни.

Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков. Основные закономерности роста и развития детей. Физическое развитие как один из важнейших показателей здоровья. Влияние различных факторов, в том числе социальных, на физическое развитие подрастающего поколения. Методы исследования физического развития (сигмальный, регрессионный, центильный и др.). Возрастные стандарты физического развития. Комплексная оценка физического развития. Оценка уровня биологического развития в дошкольном и школьном возрасте. Акселерация, децелерация, стагнация, секулярный тренд, его гигиеническое значение.

Критерии оценки состояния здоровья детей. Распределение детей по группам здоровья при массовых профилактических медицинских осмотрах.

Возрастные анатомо-физиологические особенности костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, пищеварения, кожи, центральной и периферической нервной системы и органа зрения. Нарушения и заболевания, возникающие у детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. «Школьные» болезни. Патология опорно-двигательного аппарата (сколиозы, нарушения осанки, плоскостопие), вегетососудистые дистонии (юношеская гипертензия, гиподинамическая гипотензия), простудные заболевания, миопия, аллергические реакции на вещества, мигрирующие из товаров детского ассортимента и др. Меры профилактики.

Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Значение особенностей высшей нервной деятельности детей и подростков в организации учебно-воспитательного процесса. Развитие утомления у детей разного возраста, переутомление и его профилактика. Сон, его физиологическая сущность. Гигиенические требования к продолжительности и условиям организации сна. Физиологические основы режима дня. Понятие о динамическом стереотипе, особенности режима дня для детей преддошкольного, дошкольного и школьного возраста. Продолжительность и методика проведения обязательных занятий в дошкольном учреждении. Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости». Определение готовности детей к обучению в школе по комплексу медицинских и психофизиологических критериев.

Гигиена учебных занятий в школе. Адаптация детей к учебному процессу в начале обучения. Гигиенические принципы организации учебного процесса. Работоспособность, физиологические методы ее определения. Гигиенические требования к организации урока, учебного дня, учебной недели.

Гигиенические требования к учебным изданиям и техническим средствам обучения. Профилактика нарушений состояния здоровья при работе на персональных компьютерах.

Особенности учебно-воспитательной работы в специализированных школах, школах-интернатах, учреждениях для детей-сирот, детских санаториях. Режим дня в оздоровительных учреждениях (загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием детей, туристические базы, палаточные лагеря и т.д.). Критерии эффективности оздоровления детей и подростков.

Гигиенические основы физического воспитания. Двигательная активность детей и подростков. Профилактика гиподинамии. Основные принципы физического воспитания (комплексность, систематичность, постепенность с учетом состояния здоровья). Медицинские группы для занятий физической культурой. Временные и постоянные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой. Профилактика спортивных травм и заболеваний, связанных с занятиями физическими упражнениями. Формы физического воспитания (урок физкультуры, физкультминутки, динамические паузы, внешкольные и внеклассные занятия физкультурой). Организация занятий и требования к построению урока физкультуры.

Закаливание детей и подростков как составная часть физического воспитания. Закаливание естественными факторами внешней среды (вода, солнце, воздух) в зависимости от возраста, состояния здоровья, и сезона года. Физиологическое обоснование и методика проведения воздушных и солнечных ванн. Физиологическое обоснование и методика проведения водных процедур: обтирания, обливания, контрастный душ, купание в естественных водоемах и плавательных бассейнах. Медицинские группы для проведения закаливающих процедур в детских учреждениях.

Гигиенические основы трудового и производственного обучения. Влияние труда на физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков. Нормирование видов труда в зависимости от пола и возраста. Организация трудового обучения для учащихся начальных классов (I-IV), для учащихся средней школы (V-VIII) мальчиков и девочек. Влияние распределения уроков труда в расписании дня и недели на работоспособность учащихся. Гигиенические требования к планировке и оборудованию мастерских трудового обучения.

Организация производственного обучения учащихся старшей школы (IX-XI). Гигиенические требования к выбору базы для проведения производственного обучения, режиму рабочего дня, производственной нагрузке. Гигиенические принципы организации производственного обучения и практики в сельском хозяйстве. Перечень противопоказаний для работы в учебных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве для учащихся V-XI классов.

Гигиенические принципы организации производственного процесса в учреждениях начального профессионального образования. Влияние различных факторов производственной среды на организм подростков. Вопросы техники безопасности при трудовом, производственном и профессиональном обучении. Профилактика травматизма в школьных мастерских и на производстве. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация. Медицинские показания и противопоказания к разным видам трудовой деятельности подростков. Профессиональная пригодность, критерии профессиональной пригодности.

Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию учреждений для детей и подростков. Сеть детских учреждений в зависимости от возрастной структуры населения. Гигиенические требования к размещению детских и подростковых учреждений на территории населенных пунктов. Радиус обслуживания. Гигиенические требования выбору участка, его размеры, планировка, благоустройство, озеленение и инсоляция в зависимости от профиля учреждений.

Гигиенические требования к планировке дошкольных образовательных учреждений, вместимость. Принцип групповой и индивидуальной изоляции. Необходимый набор помещений групповой ячейки, их взаимное расположение. Гигиенические требования к отдельным помещениям и их оборудованию (спальня, туалетная, групповая и т.д.).

Гигиенические основы планировки школ, школ полного дня. Гигиенические требования к набору помещений, их расположению, оборудованию.

Особенности планировки школ-инернатов. Помещения для младших и старших воспитанников. Гигиенические требования к учебным помещениям, спальням, изолятору, пищеблоку, их оборудование.

Гигиенические принципы планировки загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Павильонный тип размещения помещений на территории. Гигиенические требования к спальным корпусам, изолятору, пищеблоку. Возможность организации и проведения оздоровительных мероприятий.

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму, инсоляции, естественному и искусственному освещению.

Гигиенические требования к мебели и оборудованию в детских учреждениях. Размещение учебного, лабораторного и производственного оборудования в классах, кабинетах, лабораториях и мастерских. Гигиенические требования к размерам, конструкции и окраске инструментария для производственных и сельскохозяйственных работ.

Гигиенические требования к детским игрушкам, материалы для их изготовления, правила обработки и дезинфекции игрушек в детских учреждениях.

Гигиеническое воспитание и обучение в детских учреждениях - одна из основных предпосылок снижения заболеваемости детского населения. Содержание и формы работы по гигиеническому воспитанию в детских учреждениях.

Гигиенические требования к детской одежде. Гигиеническая классификация детской одежды, требования к материалам для ее изготовления. Использование детской одежды в зависимости от климата, сезона года, вида деятельности. Гигиенические требования к детской обуви, ее конструкции в связи с анатомо-физиологическими особенностями детской стопы, материалам для ее изготовления.

Основные направления работы врача детских и подростковых учреждений. Задачи дошкольно-школьного отделения поликлиники. Лечебно-оздоровительные и противоэпидемические мероприятия. Медицинское сопровождение организованных коллективов, направляющихся к месту отдыха. Гигиеническое воспитание.

Гигиена наука, изучающая закономерности влияния среды обитания (ОС) на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения, предупреждение заболеваний и активное долголетие человека.

Выдающийся отечественный лингвист, этнограф, врач В.И. Даль (1801-1876 гг.) в русском толковом словаре дал следующее определение: «Гигиена – искусство или знание сохранить здоровье, оберегать его от вреда».

Разработка и реализация основ первичной медицинской профилактики – цель гигиенической науки и практики.

В широком понимании профилактика – комплекс мероприятий (политических, экономических, правовых, культурных, медицинских, экологических и пр.) по сохранению и укреплению здоровья населения, творческого долголетия, устранению каких бы то ни было причин заболеваний, улучшению условий труда, быта и отдыха населения, охране природной среды.

Три уровня профилактики:

Первичная – охрана здоровья населения, предупреждение заболеваний всей совокупностью мероприятий по обеспечению благоприятной среды обитания и здорового образа жизни. Это активная наступательная профилактика.

Вторичная – донозологическая профилактика. Включает оценку реального и потенциального рисков здоровью людей, обусловленных неблагоприятным влиянием факторов среды обитания. На этом уровне, приоритет принадлежит управлению рисками на территориях с высокой техногенной нагрузкой, включая диагностику донозологических нарушений в здоровье населения и проведение оздоровительных мероприятий. Не менее важно устранение или уменьшение влияния на здоровье факторов риска социальной природы.

Третичная – профилактика прогрессирования заболеваний, возникшей болезни, предупреждение осложнений и инвалидности как следствие хронической болезни и преждевременной смерти человека. Это оборонительная, пассивная профилактика.

Профилактическая медицина решает кардинальные проблемы: как вырастить ребенка здоровым, как сохранить здоровье в зрелом возрасте и обеспечить активное долголетие.

Основные направления первичной профилактики и методы гигиены:

1. Эколого-гигиеническая охрана природной среды обитания и обеспечение защиты населения от техногенных нагрузок, природных геохимических аномалий, а также аварий и катастроф.

2. Утверждение здорового образа жизни (ЗОЖ) каждого человека и общества в целом. ЗОЖ – норма жизни человека, прежде всего врача и фармацевта. В рамках этого направления формируется приоритет «здоровья» в ранге жизненных ценностей, решаются вопросы по воспитанию культуры общения, поведения, питания, режима труда и отдыха, физической культуры, по повышению общей гигиенической грамотности и искоренению вредных привычек.

3. Диспансеризация населения. Первичная диспансеризация обеспечивает периодические медицинские осмотры отдельных групп населения. В группы риска наиболее подверженных воздействию неблагоприятных факторов среды обитания включены дети и подростки, беременные женщины, работники тяжёлых и вредных профессий, а также ветераны и инвалиды, утратившие здоровье в период военных действий, ликвидации аварий и катастроф. Первичная профилактика отличается высокой экономической эффективностью при соотношении затрат и экономии 1:8.

Во время профилактических осмотров активно выявляют лиц с донозологическими проявлениями болезней, проводят оздоровительные мероприятия в образовательных учреждениях, внедряют здоровьесберегающие технологии.

Вторичная диспансеризация – метод работы врачей лечебно-профилактических учреждений с людьми, имеющих хронические заболевания, которых периодически обследуют в установленные сроки.

Приоритетная задача гигиены – гигиеническое нормирование , т.е. установление гигиенических нормативов (регламентов) по факторам природной и социальной среды обитания человека для разработки санитарных правил и мероприятий и их дальнейшему осуществлению.

Гигиенический норматив – научно обоснованный показатель фактора ОС, систематическое воздействие которого не вызывает неблагоприятных изменений в организме и не сопровождается генетическимиизменениями.

Этапы гигиенического нормирования, как основы санитарного государственного законодательства:

Изучение фактора;

Изучение влияния фактора на организм человека;

Регламентация параметров фактора: минимальный гигиенический норматив, допустимый, оптимальное значение фактора для жизнедеятельности человека (ПДК, ПДД, ПДУ, ОБУВ, нормативы температуры, влажность и т.д.).

Конечный этап – научное обоснование мероприятий по оздоровлению окружающей среды в интересах сохранения и укрепления здоровья населения.

Методы гигиены:

1. Метод гигиенического наблюдения (санитарное описание, обследование)

2. Метод гигиенического эксперимента:

Естественный эксперимент

Лабораторный эксперимент

В гигиене творчески и широко используют методы других наук. Для изучения факторов окружающей среды применяют:

1. Физические методы, химические, биологические методы.

2. Состояние здоровья оценивают по совокупности физиологических, биохимических и клинических методов адекватно отражающие реакции организма на воздействие факторов.

3. Анализ причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения проводят с помощью методов статистики, математического моделирования.

Каждый человек, считающий себя обладающим среднего интеллекта должен знать анатомию, физиологию и основные характеристики и индивидуальные свойства своего организма, также общие правила сохранения здоровья с точки зрения медицинской науки.

Народная медицина является связывающим звеном с профилактикой здоровья человека. Почему я так говорю. Профилактика своего здоровья, когда станет святым долгом человека, лишь тогда можно ожидать своей будущей жизни с минимальной болезненностью. Ничто другое не спасет человека от грядущей болезни кроме своевременной профилактики. В скором времени фраза народной медицины станет архаичной, места ее займет профилактическая медицина. Тогда этим полезным делом будут заниматься, светили общества, а не как сейчас, больше половины, считающие себя народными врачами, являются чревоугодниками.

Профилактика

Слова профилактика на древнегреческом языке означает предохранение от чего-либо плохого или устранение предстоящего фактора риска. Профилактика осуществляется мероприятиями составляющие основы здорового образа жизни человека и созданием вокруг человека наилучшие условия, обеспечивающие благоприятного контакта с окружающей его средой.
С древних времен высокие умы народа озаботились о сохранении своего ныне существующего здоровья и занимались дальнейшем укреплением силы своего тела. Большое значение придавали соблюдению правил личной гигиены и наилучшего рациона диетического питания, чтобы обрести красоту и здоровья своего тела. Все попытки создания, обеспечивающие долголетие и безболезненную жизнь не увенчались успехом, кроме мифиозного поиска эликсира жизни и философского камня до XIX века. В XIX веке начиналось развития общебиологических, физиологических и медицинских наук, с его отраслями анатомии, гигиены и эпидемиологии и с этого момента возродился широкий размах клинической медицины. Ученым стало ясно перспективы будущей профилактической медицины, и видели в нем счастливую долголетнюю, а также безболезненную общину, где люди, сколько хотят, столько живут и умирают в старости лет не от болезни.
Профилактика болезней делится на общественную профилактику и личную. Обе взаимозависимы друг от друга. Без общественного здоровья не можно обеспечить здоровья индивида, также без наличия здоровья отдельного человека, такое общество, в числа которое входит этот человек нельзя считать здоровое. Это общее правило. Потому что если в коллективе не существует условия, обеспечивающие здорового образа жизни, все члены этого коллектива не защищены от напасти грядущей болезни. В нездоровом коллективе люди начнут болеть один за другими. Не может быть, что один заболел, а другой оставался здоровым. Если не сегодня в будущем его друзья тоже обязательно заболеют. Для профилактики скорейшим образом нужно выявить причину болезни первого заболевшего, чтобы предотвратить болезни других членов этого общества.
Профилактика семейной жизни является гарантом здоровья членов этой семьи. В семье, в которой соблюдаются все меры предосторожности профилактики здоровья, не должны болеть не только члены этой семьи, но и здоровье любимцев семьи тоже должно находиться в отличном состоянии. С точки зрения профилактической медицины, если болеет дома кошка или собака, это говорит о наличии нарушений эпидемиологических правил профилактики в этой семейной среде.

Гигиена

Слово гигиена в древнегреческом языке означает «здоровая». Медицина приняла гигиену как основу обеспечения благоприятной жизни человека, со всеми исходящими из нее атрибутами в личной жизни и социуме. Гигиена – это сочетание множественных правил, собранных человеческим обществом на протяжения многих тысячелетий, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Общественная и личная гигиена, как и профилактика, сплетаются одна с другой. А также гигиена тесно связана со всеми медицинскими науками, в том числе с биологией, физикой, химией и социально-экономическими науками, и главное качеством заботы государства о здоровье своего народа. В зависимости от системы обеспечения условий здорового образа жизни людей, и соблюдения надзора за гигиеническими нормами, зависит количество заболеваний и рост численности населения. Также от выполнения на местах санитарных норм со стороны общества и его членов определяется продолжительность жизни людей.
Соблюдением гигиенических и санитарных норм заботились люди с древних времен. Элементы санитарных правил можно обнаружить в трудах средневекового врача энциклопедиста Абу Али ибн Сина, а также других авторов до него. Известны перечень санитарных законов в ведических указаниях Древней Индии и Заратуштры. Каким-то образом индейские врачи и азиатские огнепоклонники были знакомы с идеями Имхотепа, жреца времен третей династии фараонов. Индейцы и азиаты в своих сводах законов санитарии повторяли многие гигиенические указания египетского полубога получеловека искусного врача Имхотепа. Имхотеп был автором папируса Эдвина Смита. За Имхотепом через тысячи лет появились идеи Гиппократа о санитарии и гигиене, из которых искусно воспользовался Авиценна и поднял гигиеническую науку до уровня профилактической лечении.
Когда Александр Македонский завоевал Египет, греческие врачи завладели их папирусами и наряду с другими науками у греков начал развиваться медицинская практика полученных египетских жрецов. Еще в те времена считалось, что сопряжение у человека телесной и душевной чистоты обеспечивает его дальнейшее здоровье и благополучия.

В полости рта человека постоянно накапливаются бактерии. Практически все продукты и напитки, содержащие легкоферментируемые углеводы - сахар и прошедший кулинарную обработку крахмал - обеспечивают питание бактерий. Колонии бактерий и выделенные ими вещества образуют зубной налет (впервые бактерии были обнаружены именно в зубном налете голландским ученым А. Левенгуком в 1683 году).

Продуктами жизнедеятельности бактерий являются кислоты, выделение которых может способствовать началу процесса разрушения зубов - кариеса. Кариес зубов является одним из наиболее распространенных стоматологических заболеваний. Он, конечно, не представляет собой угрозу для жизни человека, однако, не проведенное вовремя лечение приводит к необратимому поражению зубов и как следствие - к боли и дискомфорту. Если кариес не остановить - зуб постепенно разрушится.

Здоровье зубов, десен и слизистой оболочки зависит от индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта. Индивидуальная гигиена полости рта - неотъемлемая часть общей гигиены человека.

Основные инструменты для чистки зубов - зубная щетка и зубная паста. Щетки могут отличаться формой, размером, материалом, конфигурацией ручки, но они должны соответствовать особостям полости рта.

При выборе зубной щетки надлежит учитывать три основных момента:

  • щетки из искусственного волокна более предпочтительны;
  • жесткость щетки обязана соответствовать особостям полости рта (нужно будет руководствоваться собственными ощущениями, также советами стоматолога);
  • зубную щетку нужно будет менять один раз в 2-3 месяца.

Уход за зубной щеткой предусматривает выполнение следующих правил:

  • в последствии каждой чистки зубов щетку нужно будет тщательно вымыть;
  • хранить щетку нужно будет так, чтобы она могла хорошо просохнуть, поэтому не надлежит сразу в последствии использования укладывать ее в закрытый футляр.

Что касается зубной пасты, то ее выбор лучше согласовать со стоматологом. Врач рекомендует вам пасту в зависимости от состояния ваших зубов.

Язык также нужно будет держать в чистоте, так как неприятный запах изо рта может быть следствием налета на языке.

Итак, эффективность гигиены полости рта зависит от того, насколько систематически, точно и тщательно выполняется чистка зубов, также насколько качественно подобрана зубная щетка и паста. Дополнительными препаратами по уходу за полостью рта являются зубные нити, ополаскиватели, фторосодержащие гели и жевательные резинки.

Гигиена полости рта сама по себе является профилактической мерой, но она не исключает регулярных профилактических посещений стоматолога, т. к. очень важно контролировать состояние полости рта и вовремя вылечить заболевший зуб.


Справочник по болезням . 2012 .

Смотреть что такое "Гигиена и профилактика" в других словарях:

    ПРОФИЛАКТИКА - (от греч. prophylatto предупреждаю). Профилактика в СССР совокупность предупредительно оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья и физич. развития коллектива трудящихся, на предупреждение возникновения и… …

    ГИГИЕНА - ГИГИЕНА, (от греч. hygieia здоровье; Гигиея богиня здоровья, дочь Эскулапа), наука о здоровьи, имеющая своей целью, с одной стороны, изучить все влияния, к рые оказывают на здоровье населения внешние физико химические, а также и биол. и соц.… … Большая медицинская энциклопедия

    ГИГИЕНА - (греч. hygieine, от higies здоровый). 1) учение, обнимающее правила относительно предохранения организма от заболеваний и поддержания здоровья. 2) уход за здоровьем, согласный с гигиеной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    Гигиена военная - отрасль гигиены (См. Гигиена), в задачи которой входит: изучение влияния различных факторов внешней среды на здоровье военнослужащих; изыскание мер борьбы с отрицательным воздействием этих факторов на боеспособность войск; разработка… …

    Гигиена детей и подростков - отрасль гигиены (См. Гигиена), изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм детей и разрабатывающая гигиенические требования к окружающей ребенка среде и ее нормативы с целью создания полноценных гигиенических условий… … Большая советская энциклопедия

    Профилактика - I Профилактика (от греч. prophylaktikos предохранительный) совокупность мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращению неполадок механизмов и т.п. II Профилактика в медицине, совокупность мер по укреплению здоровья,… … Большая советская энциклопедия

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА - ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, иначе личная гигиена, отрасль общей гигиены, изучающая влияние биосоц. факторов (факторов внешней природы и соц. эконом. условий) на здоровье и развитие отдельных индивидуумов. На основании этого изучения устанавливаются… … Большая медицинская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА - СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА. В обычном в буржуазных странах понимании С. г. означает «учение о воздействиях общественных и экономических влияний на народное здоровье? (Вольф). Гротьян различает «дескриптивную» С. г.,… … Большая медицинская энциклопедия

    Социальная гигиена - в СССР, социальная гигиена и организация здравоохранения, комплексная научная дисциплина, изучающая состояние здоровья населения и отдельных его групп, влияние социально экономических факторов на общественное здоровье и здравоохранение,… … Большая советская энциклопедия

    Подмывание (гигиена) - У этого термина существуют и другие значения, см. Подмывание (значения). Подмывание гигиенические процедуры, заключающиеся в очищении наружных половых органов и ануса от загрязнения, смегмы. Содержание 1 Гигиеническое подмывание 2 … Википедия

Книги

  • Санитария и гигиена парикмахерских услуг , Л. Д. Чалова, С. А. Галиева, А. В. Кузнецова. Рассмотрено строение кожи, волос и ногтей человека. Изложены виды их заболеваний и профилактика. Приведены санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к работе парикмахерских, описаны…