Формы прекращения юридического лица. Уполномоченных государственных органов

Российское законодательство уделяет большое внимание предпринимательской и иной деятельности, осуществляемой организациями.

Гражданский кодекс выделяет несколько возможных организационно-правовых форм создания юридического лица, каждая их которых делает его индивидуальным. Однако некоторые процессы, связанные с организациями и предприятиями, одинаковы для всех, и речь идет о прекращение той или иной деятельности .

Способы прекращения деятельности организаций

Гражданский кодекс говорит бесконечно много о правовом положении организаций, компаний и предприятий. И вопрос прекращения деятельности отражается множеством статей, однако первое, что необходимо отметить, так это правоспособность.

Как и граждане, организации имеют ряд прав и интересов, которые порождают обязанности. Прекращение же какой-либо деятельности влечет исчезновение тех самых предусмотренных свобод. Помимо кодифицированного закона, внимание стоит обратить на ФЗ №129 , который фиксирует моменты о внесении в Госреестр сведений, связанных с созданием организации и, кончено, с ее закрытием.

Если обратить внимание на способы прекращения деятельности юридического лица, то в этом вопросе поможет как Гражданский кодекс, так и различные федеральные законы, а именно ФЗ №127, регламентирующий банкротство, и нормативно-правовой акт указанный выше и регулирующий сферу регистрации всех организаций. На основании норм права можно смело определить три легальных способа прекратить деятельность юридического лица. К ним относятся , и . Каждый из них имеет свои особенности и отличается от двух других специфичностью применения.

Реорганизация

Существует множество причин, по которым учредители и руководители закрывают организацию. Чем сложнее ситуация, тем труднее и кардинальнее выбирается способ. Реорганизация – самый щадящий из них. Гражданский кодекс закрепляет, что она может проводиться , но в вопросе прекращения деятельности юридического лица, интерес вызывает только две: слияние и . Каждая из них подразумевает закрытие организации и имеет определенный порядок применения. Однако прежде чем говорить о процедуре, стоит сказать о двух видах данного способа.

Реорганизация может быть добровольной , то есть по инициативе участников, принятием решения на общем собрании. Кроме того она может быть и принудительной , обычно осуществляется данная процедура по инициативе уполномоченных органов или же по решению суда.

Однако если говорить о слияние и присоединение, влекущих закрытие юридического лица, то чаще всего эта процедура добровольная, способствующая улучшению положения дел в компании.

Итак, две формы: слияние и присоединение. Первая подразумевает, что два и более юридических лица сливаются, переставая существовать, на основании чего образуется новая организация. Вторая же форма имеет немного иной смысл. При присоединении одно юридическое лицо начинает входить в другое, переставая также осуществлять свою деятельность. То есть эта форма в отличие от слияния не создает новое юридическое лицо .

, как способа остановить деятельности, очень прост. Это его главное отличие от других двух. Достаточно принять решение на общем собрании участников, подписать протоколы и направить сведения в налоговый орган . Независимо от формы подается заявление в УФНС, и далее вносятся сведения в государственный реестр о прекращение одного юридического лица и о создании нового в случае со слиянием . Процесс простой и не требующий большого количества операций.

Однако если речь идет о принудительной реорганизации, то если в установленный срок учредители не приступят к данному способу закрытия организации, то будут назначать управляющие и тогда возникает опасть стать ответчиком по гражданскому делу.

Также при применении данного способа прекращения деятельности нужно помнить о . ГК РФ говорит, что реорганизация всегда предполагает переход прав и обязанностей от юридического лица, которое изменяется, к другому. Слияние и присоединение не являются исключениями.

Основанием для такой процедуры будет наличие передаточного акта , который оформляет юридически переход прав и обязанностей, фиксирует все имущество организации. Принимается и подписывается он учредителями и руководителями организации.

Ликвидация

В отличие от реорганизации данный способ намного сложнее и предполагает наличие нескольких последовательных действий, без которых процедура прекращения деятельности будет просто невозможна. Закон выделяет классическую ликвидацию , то есть осуществляемую по общему порядку, а также альтернативную .

Вторая категория довольно необычная, так как она представляет собой скорее формальность, чем слаженную многоступенчатую процедуру. Примером альтернативной ликвидации может быть закрытие юридического лица за счет смены генерального директора или всей группы учредителей . Кроме того к альтернативной группе нередко относят первый способ прекращения деятельности организации, а именно реорганизацию путем слияния или присоединения.

Гражданский кодекс фиксирует в себе в основном нормы, относящиеся к классической ликвидации. Общий порядок закрытия юридического лица включает в себя несколько этапов, которые должны идти строго друг за другом:

  1. Принятие решение. На общем собрании участников идет поиск ответа на вопрос: ликвидировать или нет? Если да, то составляется и подписывается протокол.
  2. . Из участников организации общим решением избирается группа ликвидаторов, которые будут осуществлять все дальнейшие действия, связанные с закрытием юридического лица.
  3. Публикация сведений о принятом решение в официальном источнике, « ». Важно, что дальнейшие действия можно проводить только спустя два месяца.
  4. Уведомление всех кредиторов. Это обязательное условия, потому что в течение нескольких месяцев должны быть выдвинуты все требования о погашение долгов.
  5. . После погашение всех долгов ликвидационная комиссия определяет, сколько осталось имущество, и распределяет его между учредителями и участниками. Важно понимать, что передать имущество участникам до погашения долгов невозможно.
  6. Подготовка документов. Закон устанавливает четкий перечень бумаг, которые в итоге необходимо передать в налоговый орган:
    • решение о закрытие организации, то есть подписанный проток общего собрания;
    • ликвидационный баланс и решение об его утверждение;
    • уведомление о создании ликвидационной комиссии по форме;
    • уведомление кредиторов;
    • заявление о государственной регистрации по форме.

После выполнения всех перечисленных выше действий и подготовке пакета документов, его необходимо направить в налоговый орган, который в течение пяти дней должен исследовать полученные бумаги и на их основании принять решение и внести сведения в Государственный реестр о ликвидации юридического лица. После этого на руки руководителям выдается свидетельство.

И только с наступлением этого момента, а именно получением данного документа, можно считать, что организации больше нет.

Для того чтобы в дальнейшем государственные органы не вспоминали о ранее существующей компании, необходимо также закрыть все расчетные счета в банках и передать, сохранившиеся документы юридического лица, в архив.

Банкротство

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что данный способ закрытия юридического лица применяется только тогда, когда организация больше не может исполнять обязательства в пользу кредиторов .

Можно выделить два основных признака банкротства, без которых о данной процедуре не может идти речи. Первый из них – сумма задолженности должна быть не меньше трехсот тысяч, а второй – юридическое лицо не может исполнить обязательство в течение трех месяцев подряд.

Если данные критерии соблюдены, то можно смело приступать к процедуре банкротства. Важно, что она не всегда ведет к ликвидации, порой, есть возможность санации , то есть оздоровления организации. Однако если все же помочь компании нельзя, то тогда банкротство неразрывно связано с ликвидаций юридического лица.

Согласно закону можно выделить несколько шагов, которые как в случаи с ликвидацией должны соблюдаться в строгой последовательности.

  1. Подача заявления о проведение процедуры банкротства. Его могут предоставлять либо должники, либо уполномоченные органы, либо кредиторы. Помимо заявления необходимо перечень следующих документов:
    • выписка из Государственного реестра;
    • реестр, который будет включать в себя требования кредиторов;
    • все бухгалтерские балансы;
    • документы о создании юридического лица.
  2. После подачи заявления по истечению месяца назначается арбитражный управляющий. Он осуществляет за делами организации, которая продолжает работать в прежнем режиме. Сроки этого этапа могут дойти до семи месяцев , в зависимости от объема работы. По итогу управляющий направляет отчет в суд, который и принимает решение о дальнейшей судьбе юридического лица. Возможны несколько вариантов:
    • мировое соглашение между должником и кредиторами;
    • , то есть продажа имущества с целью улучшить положение дел;
    • , подразумевающее различные льготы и помощь кредиторов.
  3. Применение одной из возможных процедур. Чаще всего это финансовое оздоровление, которое может длиться не больше двух лет . Если выбор падает на конкурсное производство, то здесь сроки начинают идти от шести месяц и более .

Главным отличием банкротства, как способа прекратить деятельность юридического лица, является его продолжительность. Признание организации несостоятельной может занять несколько лет.

Однако возможен и сокращенный вариант, когда компании соглашается на добровольную реорганизацию. Что же касается стандартной процедуры признания лица несостоятельным, то если после проведения всех мероприятий положение дел в компании не стало лучше, то ее в итоге признают банкротом.

Плюс подобного метода в том, что списываются все долги , нет необходимости выводить ликвидационные балансы и распределять имущество. Юридическое закрепление факта банкротства осуществляется в том же порядке, что и при первых двух способах. Налоговый орган получает все необходимые документы и вносит сведения в Государственный реестр. Далее руководителю компании выдается свидетельство, и юридическое лицо официально перестает существовать на основании признания его несостоятельным, то есть банкротом.

Выводы

Из трех представленных способов прекращения деятельности юридического лица самым распространенным является . Однако каждый из методов имеет свои особенности.

Реорганизация отличается своей быстротой и простотой, требует минимальных усилий. Ликвидация позволяет полностью прекратить любую деятельность и расплатиться с долгами.

Банкротство же не только закрывает юридическое лицо, но и избавляет его руководителя от необходимости исполнять обязательства перед кредиторами, что и привлекает большинство организаций в тяжелом финансовом положении.

Прекращение деятельности ООО и ИП: консультация на видео

Юрисконсульт Владимир Лыгин рассказывает, в чем разница и каковы особенности ликвидации ООО и ИП.

Прекращение юридических лиц складывается из двух весьма разных процедур, а именно реорганизации и ликвидации. Всё это вместе складывается в прекращение юридического лица.

Реорганизация – это способ прекратить юридическое лицо с переходом его прав и обязанностей другому лицу. Единым термином это называется «правопреемство». Оно всегда присутствует при реорганизации.

Ликвидация – это способ прекращения юридического лица без правопреемства, то есть совершенно необратимый способ.

Реорганизация.

Реорганизация происходит в следующем порядке:

1. Принятие решения о реорганизации.

Принять такое решение могут:

· Учредители юридического лица (участники юридического лица);

· Орган юридического лица, к компетенции которого учредительными документами отнесён этот вопрос. Чаще всего это общее собрание.

· В случаях, предусмотренных законом, решение о реорганизации может производиться по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. По их решению чаще всего касается разделения и объединения (в связи с необходимостью соблюдения антимонопольного законодательства). Если государство принимает решение о реорганизации, а юридическое лицо не начинает в установленные сроки реорганизацию, то государство обращается в суд и тогда осуществляется насильственно, принудительно.

Реорганизация происходит в пяти формах:

1) Слияние.

2) Присоединение.

3) Разделение.

4) Выделение.

5) Преобразование.

Слияние:

Новое юр.лицо

1 юр.л. 2 юр.л, 1 входит в его состав.


Выделение:

Юридическое лицо принимает решение и из него выделяется юридическое лицо. Выделение – это способ в котором нет прекращения. То есть это скорее форма создания, чем прекращение.

1 юр.л. 2 юр.л., новое, выделившееся из первого юридического лица.

Разделение.

Из одного юридического лица образуются два и первоначальное прекращается. Обратное соединению.


Юридическое лицо ООО ОАО «Солнышко».

При слиянии, преобразовании и присоединении оформляется передаточный акт, а при выделении и разделение – разделительный баланс.

Статья 59.

Порядок реорганизации.

1. Принимается решение о реорганизации. Об этом решении юридическое лицо в течение 3-х рабочих дней сообщает в ФНС как в регистрирующий орган. В этом сообщении (уведомлении) должно быть указано с обязательным указанием даты, с которой начинается реорганизация, и формы реорганизации.

2. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись, что данное лицо находится в процессе реорганизации.

3. Сведения о реорганизации необходимо опубликовать. Закон требует, чтобы публикаций было как минимум две с периодичностью один раз в месяц. Происходит это после того, когда появилась запись в реестре. Закон определяет и средство массовой информации, в которых это стоит сделать – это должно быть опубликовано в соответствующих СМИ, которые публикуют сведения о регистрации. «Вестник государственной регистрации».

В публикации должны быть указаны сведения о каждом участвующих в реорганизации юридическом лице, сведения о создающимся юридическом лице (то, которое будет только образовано, его ещё нет), форма организации, порядок и условия заявления требований кредиторами. А в некоторых случаях и ряд ещё.

4. Заявление требований кредиторов. Этот этап не является обязательным всегда, потому что его может не быть в том случае, если кредиторы решают не обращаться с требованием. Это статья 60 ГК РФ.

У кредиторов реорганизуемых юридических лиц существуют следующие права:

1) Потребовать досрочного исполнения обязательств от своего контрагента, находящегося в реорганизации.

2) Если досрочное исполнение обязательств невозможно, требовать прекращения обязательства и возмещения вызванных этим убытков. Теперь закон требует, чтобы требования перед этими кредиторами возникли до публикации уведомления о реорганизации.

3) ГК в части 3 статьи 60 закрепляет специальное правило: «Кредиторы юридического лица – ОАО, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до публикации сообщения о реорганизации вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательств и возмещения убытков в случае, если реорганизуемого юридическое лицо, его участники или третьи лица не предоставят достаточного обеспечения исполнения соответствующих обязательств». Требования эти могут быть заявлены не позднее 30 дней после публикации.

Если все обязательства реорганизованного юридического лица будет происходить до реорганизации – всё прекрасно. А если после… В этом случае ГК говорит о том, что вновь образованные юридические лица становятся солидарными должниками между собой (если юридическое лицо прекратилось) и с тем изначальным юридическим лицом, если оно не прекратилось.

5. Реорганизация будет окончательно завершена после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении реорганизуемых и создании новых юридических лиц в процессе реорганизации.

Ликвидация юридического лица.

Сейчас мы говорим о ликвидации без банкротства.

Основания для ликвидации:

1. Гражданский кодекс предусматривает отдельно основания для ликвидации по инициативе учредителей, такую ликвидацию иногда пытаются назвать «добровольной».

2. Основания для ликвидации по решению суда. Такую ликвидацию иногда называют «принудительной».

Основания для добровольной ликвидации. Они даны не исчерпывающе и не могут быть исчерпывающими и выглядят следующим образом:

1) Либо в связи с достижением цели, ради которых создавалось юридическое лицо;

2) Либо недостижимость цели;

3) Либо с истечением срока, если вы создавали юридическое лицо на определённый срок;

4) И ряд других.

То есть по любой причине. Эту причину никто не будет устанавливать. «Не хотим, не можем больше и вообще надоело» – так можно написать, будет что-то вроде «недостижимостью цели».

Основания для принудительной ликвидации.

Предусмотрены в части 2 статьи 61 ГК РФ:

1. В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

2. В связи с осуществлением юридическим лицом деятельности без лицензии.

3. В связи с осуществлением деятельности, запрещённой законом либо с нарушением Конституции РФ.

4. Либо с совершением иных неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

5. Для некоммерческих организаций – если будет установлено систематическое осуществление ими деятельности, противоречащей уставным целям.

6. И в иных случаях, предусмотренных законом.

Порядок ликвидации:

1) Принятие решения учредителями юридического лица или соответствующим органом юридического лица, а в предусмотренных случаях – государственными органами, о ликвидации. Об этом решении следует письменно немедленно (незамедлительно) отправить уведомление в ФНС – регистрирующий орган. ФНС вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в ликвидации.

2) Участники юридического лица или его орган назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора, если один человек, а не комиссия), а также принимают решения о порядке и сроках заявления требований кредиторами и решают иные организационно-ликвидационные вопросы.

3) С момента, когда создана ликвидационная комиссия, к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (по сути – полномочия постоянно действующего исполнительного органа).

4) Выявление кредиторов и дебиторов юридического лица. Главный акцент на кредиторов, а не на должников.

Для выявления кредиторов должны быть приняты следующие меры:

1. Все известные кредиторы должны быть письменно уведомлены о ликвидации.

2. Ликвидационная комиссия обязана опубликовать в тех же СМИ («Вестник государственной регистрации») сообщение о ликвидации, где в обязательном порядке указываются сроки и процедура подачи заявления от кредиторов и эти сроки не могут быть меньше 2 месяцев с момента публикации.

3. На этом же этапе, соответственно, необходимо выждать этот срок и создать все требования кредиторов, которые будут заявлены.

4. Все заявленные требования кредиторов рассматриваются ликвидационной комиссией и независимо от признания или непризнания их обоснованности должны быть включены в промежуточный ликвидационный баланс.

5. Ликвидационная комиссия готовит промежуточный ликвидационный баланс, а он, в свою очередь, утверждается органами или учредителями юридического лица. В этом балансе должно быть отражено всё имущество, имеющееся у юридического лица – причём в широком смысле имущество: как активное, так и пассивное. В нём должны быть отражены все поданные заявления кредиторов и результаты их рассмотрения. Если требования кредиторов не обоснованы, то требования включаются в промежуточный баланс, а рядом пишется, что требования необоснованны и не будут удовлетворены. Кредиторы могут обжаловать это в суд.

5) Промежуточный (субсидиарный) этап. Если в промежуточном ликвидационном балансе выявляется недостаточность денежных средств для удовлетворения требований кредиторов. Тогда на этом этапе может происходить оценка иного имущества и реализация его с публичных торгов.

6) Удовлетворение требований кредиторов. Удовлетворение происходит в порядке очерёдности, очереди предусмотрены статьёй 64 ГК РФ.

Принцип очерёдности складывается из двух правил:

1. Удовлетворение требования кредиторов каждой следующей очереди происходит только после полного удовлетворения требований предыдущих.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, то есть приостановления деятельности ряда организаций.

Как уже отмечалось, юридическое лицо может быть создано путём учреждения, но и путём реорганизации уже существующего юридического лица.

Вообще, реорганизация - это способ создания и (или) прекращения юридических лиц, вследствие которого происходит преемство в правах и обязанностях между юридическими лицами. Существует пять форм реорганизации:

Слияние. Несколько юридических лиц «сливаются» в одно юридическое лицо. В результате происходит прекращение нескольких организаций и образование одной новой организации, к которой переходят все права и обязанности прекращённых юридических лиц;

Присоединение. К одному юридическому лицу присоединяется другое юридическое лицо или лица. Вследствие этого присоединённые юридические лица прекращаются, все их права и обязанности переходят к присоединившему юридическому лицу, которое продолжает существовать, а новых юридических лиц не возникает. Таким образом, данная форма реорганизации не является способом создания юридических лиц.

Разделение. Одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лиц. В результате разделённое юридическое лицо прекращается, и вместо него возникают новые юридические лица, к которым в соответствии с разделительным балансом переходят все права и обязанности прекратившего своё существование юридического лица;

Выделение. Из состава юридического лица выделяется структурная единица, которая становиться самостоятельным юридическим лицом. Вследствие выделения возникает новая организация, к которой в соответствии с разделительным балансом переходит часть прав и обязанностей выделившей её организации, однако последняя при этом не прекращается. Такая реорганизация не является способом прекращения юридических лиц.

Преобразование. Реорганизация в форме преобразования - это изменение юридическим лицом своей организационно - правовой формы. Например, общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество. В результате ранее существовавшее юридическое лицо прекращается и возникает новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности первого.

Таким образом, выделение является способом создания юридических лиц, присоединение - способом их прекращения, остальные же формы реорганизации - в одно и то же время способами и создания, и прекращения юридических лиц.

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), то есть добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. Причём, если решение суда или компетентного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).

Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение «сил» товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции.

Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит своё существование. Поэтому обязательным её условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ).

Прекращение предпринимательской деятельности юридического лица предполагает его выбытие из соответствующих гражданско-правовых отношений. Информация о субъекте исключается из ЕГРЮЛ. Рассмотрим далее порядок прекращения деятельности юридических лиц.

Актуальность вопроса

Прекращение деятельности юридического лица регламентируется законодательством. Процедура предполагает несколько этапов, в ходе которых осуществляется анализ работы, составляется документация, решается вопрос о погашении обязательств, если они были у субъекта. Существование юрлиц не ограничивается временными рамками. Однако в ряде случаев возникает необходимость завершить работу. Так, ликвидация предприятия может обуславливаться несостоятельностью, невозможностью погашать обязательства в установленные сроки. В таких случаях процедуру проводят через суд.

Основания прекращения деятельности юридического лица

Процедура завершения работы компании может являться добровольной или принудительной. В первом случае в качестве основания будет выступать решение органа юрлица либо учредителей. Принудительная процедура начинается по постановлению судебной инстанции. Прекращение деятельности юридического лица, проводящееся по решению учредителей либо уполномоченного органа компании, может обуславливаться:

  1. Истечением периода, на который была сформирована фирма.
  2. Достижением цели, поставленной при создании компании.
  3. Уменьшением либо увеличением количества членов ниже или выше числа, установленного в уставе или законе.
  4. Признанием недействительной регистрации организации судом вследствие допущенных при ее образовании неустранимых нарушений правовых актов.
  5. Несостоятельностью.
  6. Снижением цены чистых активов до уровня ниже минимального объема уставного капитала.
  7. Прочими обстоятельствами.

Решение судебной инстанции принимается, если:

  • Выявлено нарушение закона в процессе функционирования организации.
  • Осуществлялась деятельность, которая запрещена нормами, или не предусмотренная в уставе и пр.

Способы прекращения деятельности юридического лица

Законом определены различные процедуры, в результате которых компания завершает свою работу. В законодательстве предусматривается прекращение деятельности юридического лица путем:

  1. Реорганизации. Этот вариант предусматривает завершение работы одной компании и создание на ее базе новых. Все обязанности и права первоначальной организации при этом переходят к преемникам.
  2. Ликвидации. В этом случае существовавшая компания завершает свою работу без создания иных фирм. Ликвидация предприятия предполагает полное погашение имеющихся обязательств.

Нюансы

Как выше было сказано, прекращение деятельности юридического лица может осуществляться по решению уполномоченного органа либо собрания учредителей. Это зависит от организационно-правового типа компании. В ООО и АО этот вопрос включен в компетенцию общего собрания. Некоторые виды прекращения деятельности юридического лица предполагают получение согласования Госкомитета по антимонопольной политике. К таким случаям, в частности, относят преобразование, присоединение и слияние. Нормативные акты, регламентирующие конкуренцию и монополии, допускают принудительное прекращение деятельности юридического лица в форме выделения и разделения.

Такое решение принимается Госкомитетом и его территориальными подразделениями. Компании, которые получили соответствующее предписание, должны провести необходимые процедуры в определенный срок. Если фирма этого не сделает, Госкомитет направляет исковое заявление о прекращении деятельности юридического лица в суд. В этом случае будет назначен внешний управляющий, которому поручается провести установленные мероприятия. Учредительная документация вновь образующихся компаний, разделительный баланс согласовываются и утверждаются судебной инстанцией и затем регистрируются по общим правилам.

Нормы ГК

Одна из распространенных причин, обуславливающих прекращение деятельности юридических лиц, - банкротство. Порядок проведения процедуры регламентируется ст. 61-64 ГК. Признание компании несостоятельной влечет ее ликвидацию. Процедура включает в себя следующие этапы:

  1. Размещение в официальных изданиях информации о начале процесса и сроке, в течение которого кредиторы могут заявить о своих требованиях. Он не должен составлять меньше двух месяцев с даты публикации. При этом назначается ликвидационная комиссия, которая занимается выявлением всех кредиторов, рассылает им письменные уведомления, предпринимает меры, направленные на получение дебиторской задолженности.
  2. Формирование промежуточного баланса. Он составляется по окончании срока, предоставленного кредиторам для заявления требований. В балансе содержатся данные об имуществе компании, приводится перечень претензий контрагентов, результаты их рассмотрения. Этот документ должен быть утвержден учредителями либо уполномоченным органом компании по согласованию с учреждением, осуществляющим госрегистрацию фирм.
  3. Составление ликвидационного баланса. Он формируется после окончания всех расчетов с кредиторами.
  4. Внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации предприятия.

Особенности расчетов с кредиторами

В случае если у предприятия недостаточно средств для погашения обязательств, ликвидационная комиссия организует реализацию его имущества с публичных торгов. Выплаты сумм, вырученных от реализации, осуществляется по очередности, определенной ст. 64 ГК, согласно промежуточному балансу с даты его утверждения. Исключение составляют кредиторы 5-й очереди. Им выплаты производят по окончании месяца с даты утверждения баланса.

Исключения

Указанные выше положения не распространяются на казенные предприятия и учреждения. При недостаточности средств у указанных субъектов погашение обязательств осуществляется в судебном порядке за счет имущества собственника. Оставшиеся объекты после расчетов передаются участникам общества, которые обладают вещными правами на них либо обязательственными правами в отношении компании, если другое не устанавливается нормативными актами либо учредительной документацией.

Формы завершения деятельности

Реорганизация юрлица может производиться путем:

  1. Слияния. В этом случае несколько компаний объединяются в одну. Она по передаточному акту получает обязанности и права первоначальных фирм.
  2. Присоединения. В этом случае происходит "поглощение" одного предприятия другим. К последнему обязанности и права также переходят по передаточному акту.
  3. Разделения. Оно предполагает формирование на базе одного юрлица нескольких самостоятельных организаций. К ним обязанности и права первоначальной фирмы переходят в соответствии с балансом.
  4. Выделения. В данном случае из существующей компании отделяется организация. При этом первоначальная фирма сохраняется. К выделенному предприятию обязанности и права переходят по разделительному балансу.
  5. Преобразования. Оно предполагает изменение организационно-правового типа компании. Переход прав и обязанностей осуществляется по передаточному акту.

Реорганизация признается законченной после госрегистрации вновь образованных юрлиц. Данное правило не распространяется на процедуру присоединения. Она считается оконченной с момента включения в Госреестр записи о завершении деятельности поглощенной компании.

Документы

Обязанности и права переходят ко вновь образованным компаниям на основании передаточного акта либо баланса. В указанных документах должны присутствовать положения, касающиеся правопреемства. В них включаются сведения обо всех переходящих обязательствах, оспариваемых в том числе, перед имеющимися кредиторами, а также обо всех должниках. Акт или баланс утверждаются тем, кто принимал решение о проведении реорганизации. Документы предоставляются в орган, уполномоченный на проведение госрегистрации. В случае невозможности определить правопреемника у вновь сформированных предприятий возникает солидарная ответственность перед кредиторами.

Госрегистрация

Только после ее проведения компания будет признана реорганизованной. Правила госрегистрации зависят от формы процедуры. Для постановки на учет компании, реорганизованной путем слияния, в уполномоченный орган предоставляют:

  1. Учредительную документацию всех субъектов, участвующих в процессе.
  2. Протоколы с собраний (проводимых отдельно в каждой компании и совместных).
  3. Договор о слиянии и передаточный акт.
  4. Подтверждение факта публикации о начале процедуры в официальных изданиях.
  5. Доказательство письменных уведомлений кредиторов.
  6. Копии балансов компаний.
  7. Наименование вновь образующейся фирмы.
  8. Характеристика формирования капитала компании.
  9. Данные паспорта руководителя образующейся фирмы.
  10. Юридический адрес нового предприятия.

Дополнительно (при необходимости) предоставляется документ, подтверждающий согласование или уведомление антимонопольного органа. При реорганизации путем присоединения госрегистрация выполняется по правилам, предусмотренным для регистрации изменений, которые вносятся в учредительную документацию.

Специфика правопреемства

При реорганизации особое значение имеет объем обязанностей и прав, которые переходят по балансу или акту. Правопреемство может быть:

  1. Частичным. При этом переход обязанностей и прав осуществляется как к нескольким, так и к одному субъекту. Такая ситуация имеет место при выделении.
  2. Полным с переходом обязанностей и прав к одному преемнику. Эта ситуация имеет место при преобразовании, присоединении и слиянии.
  3. Полным с переходом обязанностей и прав к нескольким субъектам в соответствующих долях. Такое правопреемство характерно для разделения.

Момент перехода

Вопрос о его определении возникает практически у всех реорганизуемых субъектов, а также у их кредиторов. Последних, в частности, беспокоит процесс погашения обязательств. В действовавшем ранее ГК указывалось, что переход имущества осуществляется в день, когда подписан передаточный акт или утвержден разделительный баланс. В нормах нового Кодекса данный подход исключается. Между принятием учредителями или уполномоченным органом решения о реорганизации и непосредственной процедурой проходит определенный период. В ст. 57 ГК четко установлен момент, в который субъект считается реорганизованным. При разделении, выделении, слиянии, преобразовании им выступает дата госрегистрации вновь созданных компаний. Правопреемство не основывается на каком-либо договоре. Оно выступает как следствие реорганизации. Из этого следует, что определяющее значение при установлении момента перехода обязанностей и прав будет иметь факт госрегистрации. До ее окончания преемство невозможно, поскольку еще не создан принимающий субъект. Аналогичным образом обстоит дело с присоединением. В этом случае реорганизация также считается оконченной после включения соответствующей записи в Госреестр о прекращении работы присоединенного субъекта.

Заключение

Для предотвращения нарушений при оформлении правопреемства в ходе реорганизации в ГК предусматривается специальное правило. В соответствии с ним, при отсутствии в разделительном балансе либо акте о передаче положений о переходе обязанностей и прав, госрегистрация вновь образованных компаний не осуществляется. При возникновении неопределенности в решении вопроса о правопреемстве, действует законодательное положение о солидарной ответственности фирм. Оно обеспечивает дополнительные гарантии для кредиторов и обязывает юрлиц в любом случае исполнять свои обязательства.

Основаниями прекращения деятельности юридического лица являются:

1. Решение учредителей или органа юридического лица (т.е. в добровольном порядке).

2. Решение суда (т.е. в принудительном порядке).

Решение учредителей или органа юридического лица о прекращении его деятельности возможно:

1. В связи с истечением срока, на который создано юридических лицо.

2. В связи с достижением цели, для которой было создано юридических лицо.

3. В связи с уменьшением (увеличением) числа членов ниже (выше) предела предусмотренного законом или уставом.

4. В связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица вследствие допущенных при его создании неустранимых нарушений нормативных актов .

5. В связи с несостоятельностью (банкротством).

6. В связи с уменьшением стоимости чистых активов ниже уровня минимального размера уставного капитала .

7. По иным основаниям.

Решение суда о прекращении деятельности юридического лица возможно:

1. В связи с осуществлением деятельности без надлежащего разрешения (лицензии),

2. В связи с осуществлением деятельности запрещенной законом,

3. В связи с неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных нормативных актов,

4. В связи с систематическим осуществлением внеуставной деятельности общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом,

5. В связи с несостоятельностью (банкротством),

6. В связи с уменьшением стоимости чистых активов ниже уровня минимального размера уставного капитала,

7. В иных случаях, указанных в законе.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к иным субъектам права, т.е. происходит универсальное правопреемство.

Реорганизация может осуществляться путем:

1. Слияния (соединение ряда юридических лиц). Они прекращают существовать как юридических лица. На их месте создается новое юридическое лицо. Все права и обязанности предыдущих юридических лиц переходят к вновь созданному юридическому лицу.

2. Присоединения (одно юридическое лицо присоединяется к другому). При этом первое перестает существовать как юридическое лицо, все его права и обязанности переходят ко второму, которое продолжает действовать как старое юридических лицо, но только в большем объеме.

3. Выделения (из состава юридического лица выделяется другое юридическое лицо). Первое продолжает существовать, но лишь в меньшем объеме. Возникает новое юридическое лицо. Часть прав и обязанностей первого юридического лица по разделительному балансу переходит к новому юридических лицу.

4. Разделения (юридических лицо прекращает свое существование). На его месте возникает несколько новых юридических лиц. Все права и обязанности, которыми обладало исходное юридическое лицо, по разделительному балансу делятся между вновь созданными юридическими лицами.


5. Преобразования (юридических лицо одного вида преобразуется в юридическое лицо другого вида). Преобразование юридического лица возможно лишь с сохранением существующего объема правоспособности (общей или специальной). Иначе было бы невозможно осуществление универсального правопреемства.

В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Утвержденный передаточный акт должен быть согласован в 10-дневный срок с принимающей организацией.

Моментом перехода прав и обязанностей в отношении имущества к вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу считается дата подписания и утверждения передаточного акта и разделительного баланса учредителем или органом, принявшим решение о реорганизации.

Реорганизация юридического лица считается состоявшейся с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст.61-64 ГК и состоит из следующих этапов:

1. Учредители (участники) или органы, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу государственной регистрации, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

2. Участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявший решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации юридического лица.

3. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации, сообщение о его ликвидации, порядке и сроке заявления претензий кредиторов (срок не менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации юридических лица, взыскивает дебиторскую задолженность.

4. Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности и после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс - со сведениями о составе имущества, перечне предъявляемых кредиторами требований, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшем решение о ликвидации по согласованию с органом государственной регистрации.

5. На основании баланса удовлетворяются законные требования кредиторов в порядке очередности - ст.64 ГК.

6. После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается также.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы: заявление, ликвидационный баланс, документ об уплате госпошлины.

Ликвидация юридического лица происходит:

1. С распределением оставшегося имущества между учредителями (участниками).

2. С передачей оставшегося имущества собственнику.

3. С передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредительных документах (общественные, религиозные, фонды).