Должностная инструкция методиста учебного отдела вуза. Должностная инструкция методиста отдела образования

Справка

Слово «методист» уходит своими корнями к учению протестантской церкви, которая отделилась от английской церкви ещё в XVIII веке. Методисты боролись за соблюдение религиозных предписаний, и проповедовали терпение и смирение. Основателем учения методизма считают Джона Уэсли. В России тоже существовали методистские церкви, главным образом в городе Санкт-Петербург. После событий 1917 года методизм жёстко преследовался и наказывался. Вновь это учение получило распространение в 1990 году, а организатором стала сотрудница отделения общества «Знание» Лидия Истомина. Естественно, что в сфере светского образования понятию «методист» предписывают другое значение. Так именуют педагога, который разрабатывает новые методы преподавания.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Методиста являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Методисты .

Вся статистика

Описание деятельности

Заработная плата

средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Методиста нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Методиста , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Методиста обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Методистом (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Методистом .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

С чего начинается работа методиста? Безусловно, первым шагом является составление плана или тематической программы. Далее необходимо утвердить свои методические разработки, оформить всю необходимую документацию. Методист организует и координирует работу всего коллектива. На его плечах лежит ответственность за повышение квалификации работников. Он не только является постоянным участником совещаний, конференций, семинаров, но и занимается подготовкой докладов, готовит документы для бухгалтерии и отдела кадров.

Вид труда

Исключительно умственный труд

Профессия Методиста относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Методисты отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Карьерный успех методиста зависит от качества выполнения непосредственных обязанностей и квалификационной категории (I и II квалификация). Талантливый специалист в перспективе может стать заведующим или директором учреждения.

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Методисты имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Методиста не имеет схемы карьерного роста.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Методист дома культуры и его должностная инструкция

Известно, что дома культуры (ДК) представляют собой своеобразные центры, осуществляющие культурно-массовую и просветительскую работу. В штате таких учреждений предусмотрена и ставка методиста, на которого возложена ответственность за организацию и координацию работы коллектива. Легкой данная профессия может показаться лишь на первый взгляд, на деле же она требует не только профессионализма, но и наличия определенных личностных качеств. В частности, методист должен быть человеком организованным, общительным, неконфликтным, чтобы его по праву можно было назвать правой рукой руководителя. Обязанности, права и ответственность методиста ДК отражены в его должностной инструкции.

В ее первом разделе оговариваются требования, предъявляемые к уровню образования и стажу работы по специальности. Профессия методиста предполагает наличие нескольких категорий, при этом к соискателю должности методиста ДК, не имеющего категории, чаще всего предъявляются требования о наличии высшего профессионального образования без обязательного наличия стажа (или же образование может быть средним специальным, дополненным стажем по специальности не менее 3 лет). В этом же разделе говорится о том, что в своей работе методист должен руководствоваться законами РФ, нормативными актами, инструкциями и документами, разработанными вышестоящими органами культуры, касающимися вопросов ведения культурно-просветительной работы. Остальные разделы требуют более тщательной проработки, поэтому об их содержании поговорим подробнее.

Должностные обязанности методиста дома культуры

Во втором разделе инструкции отражаются обязанности этого специалиста. К таковым обычно относятся следующие:

  • составление планов, подготовка дидактических материалов и тематических программ;
  • оформление необходимой документации, в т. ч. для кадровой службы и бухгалтерии;
  • осуществление координационной работы со всеми заинтересованными ведомствами;
  • утверждение собственных методических разработок;
  • оказание помощи, в т. ч. консультативной, сотрудникам ДК в наборе/формировании тематических групп для занятий различными видами творческой деятельности, участие в организации их работы;
  • осуществление контроля над работой сотрудников и несение ответственности за ее правильную организацию;
  • внедрение передового опыта отечественных и зарубежных учреждений культурно-просветительной направленности;
  • подготовка праздничных сценариев, концертных программ и участие в них в случае их проведения;
  • бережное отношение к имуществу работодателя и требование того же от других сотрудников;
  • выполнение приказов и распоряжений руководства;
  • стремление к повышению своего профессионального уровня;
  • принятие мер по повышению квалификации работников ДК;
  • соблюдение требований техники безопасности, противопожарной безопасности и техники охраны труда;
  • исполнение иных обязанностей, не нарушающих норм действующего законодательства.

Права методиста дома культуры

Как и в любой другой, в должностной инструкции методиста ДК присутствует раздел, рассказывающий о его правах. Среди таковых можно отметить:

  • право на получение необходимой в работе информации и документации от руководителя ДК и ответственных лиц структурных подразделений (если таковые имеются);
  • право на принятие участия в тематических семинарах, совещаниях, конференциях, а также выступление на них со своими докладами;
  • право на разработку мероприятий, направленных на улучшение качества услуг (как педагогического, так и развлекательного плана), предоставляемых ДК;
  • право на привлечение сотрудников ДК к решению задач, поставленных перед коллективом руководством;
  • право на получение всех социальных гарантий, предусмотренных на законодательном уровне;
  • право на повышение квалификации.

Ответственность методиста дома культуры

Нельзя оставить без внимания и раздел должностной инструкции, в котором оговаривается ответственность методиста за допущенные им нарушения.

Например, в своей деятельности он должен руководствоваться требованиями и положениями должностной инструкции, — и за их неисполнение (либо недолжное исполнение) наступает дисциплинарная ответственность. Также она наступает и при нарушении методистом правил внутреннего распорядка, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, техники охраны труда, за халатное отношение к ведению всей необходимой документации и т. п.

О привлечении методиста к ответственности можно говорить и в случае нанесения им дому культуры материального вреда или неправомерного использования предоставленных ему служебных полномочий, в т. ч. и в личных целях.

В этом же разделе говорится, что методист ДК должен правильно распоряжаться полученной информацией, не разглашать ту, которая является конфиденциальной, т. к. в противном случае его можно привлечь к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Заключение

Помимо уже упомянутых разделов такой документ может содержать и другие. Например, речь может идти о разделе, посвященном условиям/режиму работы (его содержание определяется правилами внутреннего распорядка, действующими в учреждении).

Документ вступает в силу с момента его утверждения руководителем. Претендент на должность должен ознакомиться с ним и удостоверить этот факт личной подписью еще до подписания трудового договора.

В статье мы обсудили лишь основные положения должностной инструкции для методиста дома культуры. Ими можно воспользоваться для составления таковой в каждом отдельно взятом учреждении. Кроме того, вы всегда можете скачать образец типовой инструкции методиста дома культуры на нашем сайте.

Методист в детском саду — как режиссер в театре. Разработка занятий, сценариев, программ — методист отвечает за все, что делает пребывание ребенка в детском саду интересным, познавательным и развивающим. Секрет успешной деятельности методистом раскрыла Наталья А. Логинова, которая имеет большой опыт работы в детском саду.

— Наталья, почему решили стать методистом?

Н.А.: — Так распорядилась сама жизнь. Начинала свою педагогическую деятельность с работы воспитателем, потом учителем, завучем, методистом. У меня были хорошие учителя. Алещенко Наталия Ивановна – педагог-психолог, директор школы, которая «вырастила» не одно поколение творческих педагогов. Благодаря ей я обрела уверенность и получила знания не только педагогические, но и жизненные. Василькова Татьяна Викторовна. Замечательный руководитель детского центра, которая обучает не только детей, но и педагогов, вдохновляя их на деятельность собственным примером. Я учусь и у нее. Это некий генератор идей, которые она вырабатывает и осуществляет вместе с педагогами. Вот такие люди и «куют» квалифицированные кадры.

Методист – это только должность. А сама деятельность зависит от человека, который работает на этой должности, от окружения и желания получать удовлетворении я от своей работы.

— Расскажите, пожалуйтса, как рождаются сценарии?

Н.А.: — Появление сценариев занятий – это творческий процесс, основанный на опыте и интересе. Сейчас много доступной педагогической литературы, но не всегда описано то, что подходит именно тебе. Поэтому, применяя свои знания, беря что-то новое, можно создать своё. Как говорится, «все новое – хорошо забытое старое». Вот на основе полученных уроков и знаний и создаются свои сценарии.

— Есть ли некие проверенные приемы, которые всегда проходят на «ура» среди детей?

Н.А.: — Так как ведущей деятельность детей дошкольного возраста является игра, то на «ура» проходят занятия с использованием игровых приемов.

Учить играя – вот секрет успешных и интересных занятий.

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире», — так говорил В.А. Сухомлинский.

Провести простое классическое занятие не составляет труда для многих педагогов. А вот сделать его интересным, используя ролевую игру, некую игровую ситуацию, хитро переплести нити обучения и игры, применить нестандартные приемы обучения, через путешествия и секреты прийти к открытию, найти «изюминку» занятия в детском саду – вот те немногие беспроигрышные методы, которые помогают проводить любые занятия в детском саду на «ура».

Н.А.: — В работе руководствуюсь правилом: для того, чтобы иметь право учить кого-то, надо постоянно учиться самому. Ещё Сенека высказал эту мысль: «Уча других, мы учимся сами». Педагогическая литература, семинары, тренинги, общение с педагогами – все это благодатная почва для получения информации.

К. Д. Ушинский писал, что «искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным – делом легким,…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка ещё нужны специальные знания». Вот эти специальные знания, которые можно получать на различных курсах, конференциях, встречах и являются источником информации. А также, сейчас много доступной литературы, компьютерных программ, образовательных сайтов, где можно найти много полезной информации.

— Какими своими разработками Вы особенно гордитесь?

Н.А.: — Конечно. В 2000 году вышла моя книга- методические рекомендации по работе с графическими диктантами, которая так и называется — «Графические диктанты», а также, рабочая тетрадь «Игры в клеточках» для детей, на основе методических рекомендаций «Графические диктанты». В 2005 году – сборник «Игры и игровые ситуации на уроке и после». Книга, адресованная, прежде всего учителям информатики, работающим со старшими дошкольниками и младшими школьниками, а также, воспитателям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и родителям.

Есть неизданные работы по организации здоровьесберегающего обучения. И, конечно, за многие годы работы накопилось много интересного педагогического материала: разработки интегрированных уроков информатики и английского языка, информатики и ИЗО, сценарии, написанные совместно с коллегами, разработки занятий, альбомы поделок….

— Сценарии пишутся по определенному шаблону?

Н.А.: — Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал ещё Я.А. Коменский. Существует классическая схема структуры урока (занятия). Плюс к ней добавляются методы и приемы здоровьесберегающего обучения и немного мотивации. «Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования». Мотивация, по мнению психологов, является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

— Возникали ли у вас когда-либо конфликтные ситуации с педагогами или воспитателями относительно разработок и как их удавалось решить?

Н.А.: — Нет. Конфликтов не было. Моя жизненная позиция такова:

  • первое: четко реши, чего ты хочешь от жизни;
  • второе: обдумай хорошенько, что для этого надо сделать;
  • третье: иди и делай, но помни: не поступай с людьми так, как ты не хочешь, чтобы они поступали с тобой!

Я считаю, что любое занятие – это полет фантазии педагога, его стиль работы, его умения и знания. Это приветствуется и уважается. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». На помощь педагогам приходят масса разработок и методичек на «любой вкус». Я стараюсь создать в отношениях между педагогами атмосферу добра, взаимовыручки, помощи друг другу, они делятся друг с другом своими «находками», приемами, знаниями и умениями. Что позволяет сплотить коллектив, сделать его дружным.

А потом, есть законы, документы, на которые можно всегда сослаться при разрешении конфликтных ситуаций.

— Нам нередко задают вопросы про сценарии: кто их пишет, чья это обязанность? Есть же определенные программы учебные, они как-то ограничивают «полет фантазии» в сценарии?

Н.А.: — Вообще, большинство педагогов – люди творческие, которые, имея программный материал, могут написать и разработать для занятия в детском саду свой сценарий. Нет, ни в коем случае, готовые учебные программы не ограничивают педагогов. Конечно, есть государственные программы, утвержденные Министерством образования РФ, их никто не отменял. И, если педагог пишет свой сценарий занятия в детском саду, на основе рекомендаций какой-то программы, добавляя какую-то свою «изюминку», свои знания, то это только говорит о том, что это педагог творческий, желающий расти и развиваться, педагог — профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. К. Д. Ушинский писал, что «искусство воспитания и обучения имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным – делом легким,…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка ещё нужны специальные знания».

Вот эти знания и берутся из готовых методических рекомендаций и программ, помогающие педагогу подготовиться к занятию.

Педагоги, работающие над проблемами дошкольного образования, в своих трудах отмечают, что при планировании занятия в детском саду неплохо бы было бы продумать «изюминку» занятия. «Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному». Ведь педагог и артист, и художник, и музыкант, и писатель…. А методические рекомендации — это помощь для педагогов, некий путеводитель по образовательной деятельности, помогающий правильно распланировать и провести занятие

— И еще один вопрос, когда вы все успеваете? Многие сотрудники детских садов жалуются, что не хватает времени, что приходится дома писать конспекты, что не хватает времени на свою семью. Как у вас получается все совмещать?

Н.А.: — Действительно, часть работы приходится делать дома. Но мне это интересно. » Надо иметь в виду, что “интерес”, по И. Герберту, это синоним мотивации. А мотивация — двигатель деятельности.

Когда занимаешься любимым делом и знаешь, что есть отдача, что это кому-то нужно, то просто хочется «горы свернуть».

А потом, ну, уж такова профессия педагога, что приходится жертвовать своим личным временем для достижения успеха. Семья, работа, дети, друзья, магазины — где найти для этого всего время? Получается, что правильное распределение времени – это целое искусство.

Во-первых, на помощь приходит планирование. Надо просто помнить, что «объять необъятное» и сделать все сразу — не получится, нужно понять, как правильно распланировать свой день. Уж, кто-кто, а педагоги-то умеют составлять план действий. Но нужно составить план таким образом, чтобы определить приоритетность и очередность событий. Есть такой способ, который называется метод Юлия Цезаря. Он немного сложен, но если им научится пользоваться, то он окажется полезным. Это, так сказать, параллельный режим выполнения каких-то операций. И в общем-то, оказывается, что секрета никакого нет.

Повышение профессионального уровня учителей всегда был одним из актуальных вопросов в системе образования. В России 19 века создавались педагогические советы, где практикующие учителя делились мастерством и личным опытом. На этой базе уже к 20 веку стала формироваться профессия методиста, учителя-инструктора.

Методистом является педагог, работающий в любой сфере образования, умеющий грамотно и профессионально сформулировать план и методы ведения работы. Для работы методисту необходимы знания таких дисциплин, как педагогика и психология, умение вести документацию, и знание различных общеобразовательных программ. Хорошие специалисты умело разрабатывают свои, авторские программы и методы и грамотно внедряют их в работу преподавателей.

Часто задают вопрос, в чем суть работы методиста? Кто он? Помощник? Наставник? Советчик? Все эти определения не отражают главного качества методиста. Методист – человек, который профессионально владеет методом, теоретик и практик в одном лице.
Методистами, как правило, становится человек, идущий на несколько шагов впереди своих коллег, профессионал, заинтересованный своим делом.

Какими качествами и способностями должен обладать методист? Основные качества это: способности организатора и лидера, умение объединить рабочий коллектив, грамотно дать нужное направление практикующим специалистам. Методист должен быть хорошим оратором, уметь донести идею до слушателей в понятной и доступной форме. Коммуникабельность и эрудиция – непременные атрибуты хорошего методиста. Профессия требует постоянного повышения образования и личного мастерства, расширения кругозора. И без личного призвания хорошим методистом стать невозможно.

Профессию методиста невозможно получить в учебном заведении, но должность специалиста по методике существует в любом образовательном учреждении, от детского сада до ВУЗа. Методистом, чаще всего является профессиональный педагог, энтузиаст своего дела. И тут, основным формирующим качеством становится желание помочь людям. Найти и дать метод, направление образовательной работы и сделать ее наиболее эффективной и интересной.

В методической работе нет четких и определенных обязанностей, деятельность базируется на личной инициативе и профессиональной активности методиста. Форму разработки и внедрения новых программ методист выбирает сам. Это могут быть обучающие лекции, семинары, консультации и проведение тренингов. Человек, являющийся методистом не по должности, а по призванию, всегда сможет выбрать нужную и правильную линию работы.

Профессиональная система методической практики с педагогическими коллективами сформировалась в России около 170 лет тому назад. В настоящее время в нее входят дошкольные и школьные методические кабинеты, городские, региональные методические центры, институты повышения квалификации.

В учебных заведениях? Многие думают, что ответ кроется в материальной базе учреждения, стремлении учеников или настойчивости преподавателей. Но редко кто вспоминает о методистах. И напрасно, ведь методист - это человек, отвечающий за внедрение эффективных

К сожалению, немногие знают о том, чем именно занимаются эти специалисты. Причина в том, что методисты не взаимодействуют с учениками напрямую, оставаясь в тени педагогов и воспитателей. И все же именно они являются творцами основных теорий и методик образования в современном мире.

Кто же такой методист

Прежде всего, методист - это хорошо подкованный педагог, с громадным желанием помогать другим. Опираясь на свои познания, жизненный опыт и тенденции времени, этот специалист разрабатывает и внедряет различные образовательные методики. В дальнейшем его трудами будут пользоваться другие педагоги, дабы улучшить показатели своих учеников.

Помимо этого, работа методиста включает в себя аттестацию сотрудников учебных заведений. Для этого они используют как собеседование, так и проверку всей документации, тех же классных журналов, контрольных тетрадей и планов-конспектов проведенных уроков.

Еще методисты задействованы в библиотечной работе. Они следят за тем, что туда привозят, насколько актуальны собранные там книги, а также достаточно ли их для всех учащихся. Правда, в этом вопросе ключевую роль всегда играет бюджет учебного заведения, поэтому план методиста не всегда может быть выполнен на все 100%.

Что нужно для того, чтобы стать методистом

Хотя во всех учебных заведениях числится должность методиста, отдельной специальности для ее получения в вузе нет. Образование методиста - это скорей знания, заработанные благодаря личному опыту и страстному желанию помогать другим. И в целом, чтобы претендовать на эту должность, достаточно иметь диплом педагога, полученный в высшем учебном заведении.

И тем не менее, если человек хочет стать отменным специалистом в этой области, ему придется активно заниматься собственным всесторонним развитием. Хороший методист - это психолог, разбирающийся в том, как мыслят дети. Ведь без этого составить программу занятий, которая придется по душе учащимся, невозможно.

Также методист должен следить за всеми обновлениями в мире образования, дабы вовремя модернизировать все свои методики. И что более важно, такой специалист обязан уметь правильно преподносить эту информацию педагогам, чтобы те не только были в курсе всего происходящего, но и безукоризненно выполняли поставленные перед ними задачи. Следовательно, методист должен обладать задатками лидера, а также быть коммуникабельным.

Место работы

Методист - это должность в образовательной сфере, поэтому и все места его работы связаны с учебными заведениями. Сюда, прежде всего, входят детские садики, школы, лицеи, училища и вузы. Чем выше учреждение по иерархической лестнице, тем больше требований предъявляется к будущему сотруднику.

Помимо этого, во всех городах, а уж тем более в районных центрах, есть государственный кабинет методистов и методические центры. Попасть сюда без очень сложно, разве что у кандидата есть рекомендации, или он хорошо показал себя на собеседовании.

Также методистов закрепляют за городскими библиотеками, дабы те помогали местным работникам вести учет.

Преимущества и недостатки профессии

Среди плюсов этой профессии следует отметить отсутствие явного руководства. Большинство методистов самостоятельно решают, что им делать и какую область исследовать. Эта специальность исключает физические нагрузки, поэтому для людей, желающих зарабатывать на жизнь собственным умом, это довольно неплохой вариант.

Также работа методиста понравится тем, кто стремится все время развивать и осваивать новые знания и навыки. При этом можно с гордостью осознавать то, что проделанный труд пойдет на пользу учащимся, а значит, скажется и на благосостоянии страны.

Минусом является то, что нет четкой определенности в обязанностях методиста. Поэтому довольно часто на этих специалистов сваливают горы непонятной работы, которая и близко не связана с созданием новых методик образования. Помимо этого, методисту довольно сложно вливаться в коллектив, ведь хоть он и трудится на благо преподавателей, все же одним из них он не является.