Я памятник себе воздвиг нерукотворный история создания. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Которое начинается со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Это действительно одно из самых узнаваемый стихотворений великого поэта. В этой статье мы проведем анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг…», поговорим об истории создания и композиции стихотворения.

История создания, композиция и проблематика

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» написано за год до смерти Пушкина, т.е. в 1836 году. Является прототипом стихотворения Державина "Памятник". Но Ходасевич считал, что это стихотворение написано в ответ стихотворению друга-лицеиста Дельвига. Это стихотворение ясно показывает, не зря считают, что как правителем был Александр I, так лучшим поэтом был Пушкин.
Если производить анализ жанра стихотворения «Я памятник» Пушкина, то стоит отметить, что это Ода. В ней имеется эпиграф. Как жанр, ода сформировалась именно после пушкинского "Памятника".

Стихотворный размер - ямб, строфы написаны катреном. Применение славянизмов добавило пафоса, как раз характерного для такого торжественного жанра. Ритмика произведения задается не только за счёт стихотворного размера, но и с помощью анафоры. При использовании такого средства художественной выразительности выделяется ударная позиция строки.

Главная тема - поэт и поэзии, назначение творческого человека в обществе. Пушкин переосмысляет насущные проблемы и подводит итог своего назначения. Поэт хочет, чтобы его творчество запомнилось на века, чтобы его памятник стал достоянием человечества и культуры Российского государства. Пушкин уверен, что поэзия бессмертна и вечна.

Общий анализ стихотворения «Я памятник» Пушкина

Первая строфа указывает на значимость творчества Пушкина, именно о том, что его памятник выше "Александрийского столпа". Это колонна, установленная в честь правителя Петербурга. Далее идет аналогия поэта с пророком, где он предсказывает свою популярность по всей России. В Советском Союзе творческое наследие Пушкина было переведено на многие языки братских народов. В IV строфе Пушкин дает оценку своего творчеству.

Он считает, что заслужил народную любовь своей человечностью и добротой произведений. Он ярый защитник декабристов и революционеров. Для этих отважных людей поэт - глоток надежды и верный учитель и наставник. Пушкин по-настоящему заслужил народную любовь

В последней строфе, он обращается к своей музе, призывая ее принимать, не стесняясь хвалу и славу, ведь Пушкин считает себя поистине достойным поэтом этих лавров. Он как лучик в темном царстве завистников. Во время прочтения стихотворения возникает ощущение, что это торжественная ода или ода прославления. В заключении, Пушкин призывает людей ко всеобщему прощению, смирению, спокойствию, оставив всю злобу позади.

В этой статье мы провели сравнительно небольшой анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкина. Безусловно это произведение заслуживает нашего внимания. Будем рады, если наш разбор этого стихотворения вам помог. На нашем сайте вы можете найти много других анализов произведений, в том числе произведений Александра Пушкина. Для этого посетите раздел «Блог» на нашем сайте.

Символично, что «Я памятник себе воздвиг...» написано всего за несколько месяцев до трагической гибели поэта, в 1836 году. Стихотворение не публиковалось и не было известно даже ближайшим друзьям Пушкина — его обнаружили уже после смерти, когда начали разбирать бумаги, оставшиеся от Александра Сергеевича.

История создания «Памятника» остается загадкой до сих пор. Некоторые исследователи утверждают, что пушкинское стихотворение является подражанием аналогичных произведений, которые в изобилии создавали литераторы XVIII века (в том числе, столь ценимый Пушкиным Державин и Ломоносов). Другие — и к этому мнению примыкало большинство друзей поэта — полагали, что написанием строчек про памятник Пушкин высмеивает собственное тяжелое положение. Несмотря на то, что признание поэт получил еще при жизни, богатства ему это не принесло, и Пушкин вынужден был постоянно закладывать и перезакладывать имущество, чтобы обеспечить средствами семью. «Нерукотворный» в данном случае — не восхваление себя, а тонкая ирония.

Есть и третий вариант: предполагается, что поэту каким-то образом удалось предчувствовать собственную скорую гибель, и стихотворением он подвел черту под своим творческим наследием и яркой литературной жизнью.

Главная тема стихотворения

В первую очередь, «Я памятник себе...» - это гимн поэзии, прославляющий человека, слагающего стихи, отмечающий его высокую значимость в жизни всего общества. В этом произведение отчасти сходно со стихотворениями уже упоминавшихся Ломоносова и Державина.

Но несмотря на то, что внешняя форма весьма схожа, Пушкин проанализировал творчество более глубоко, выдвинув собственное понимание творческого процесса, его итога и оценки. По сравнению с поэтами прошлых веков, Пушкин менее элитарен, его лирика обращена к широким массам, что он подчеркивает в строке «К нему не зарастет народная тропа». Здесь же находят отражение и бунтарские, околодекабристские элементы в творчестве — Пушкин упоминает, что его нерукотворный памятник вознесся «главою непокорной» выше, чем Александрийский столп — символ царской власти начала XIX века.

Тема возросшего интереса людей к поэзии сквозной нитью проходит через все стихотворение — Пушкин говорит о том, что его стихи читают не только в высших слоях общества, перечисляя некоторые народности, проживающие на территории Российской Империи.

Еще одна важная проблема, на которой поэт акцентирует внимание — существование творческого наследия после физической смерти творца, бессмертие поэзии. «Нет, весь я не умру», утверждает Пушкин, раз и навсегда решая для себя этот вопрос. Великий русский литератор был уверен в том, что его творчество отзовется в веках — и оказался прав.

Проблема свободы, без упоминания которой в эпоху цензуры и реакции тоже не обошлось, соседствует с темой милосердия, так важной для Пушкина. С одной стороны, поэт был явно не согласен с реакционной политикой и решениями императора относительно декабристов, с другой — в конце жизненного пути склонялся к мнению, что христианское, истинное милосердие важнее любых политических и общественных проявлений.

Структурный анализ стихотворения

В небольшой — всего 5 строф — оде собственной поэзии Пушкин активно использует сложные предложения, инверсивный порядок слов и высокую лексику, тем самым создавая возвышенное настроение. Богатое применение эпитетов, аллегорий, некоторая архаика (пиит, приемли и т. д.), множество олицетворений — все это создает атмосферу величия, подчеркивает особое место поэзии в мире.

Произведение написано 6-тистопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

«Памятник» занимает, безусловно, особое место в поэтическом наследии Александра Сергеевича. Он подводит итог его многолетнему творчеству, одновременно вознося русскую поэзию на высоту, долгое время остававшуюся практически недосягаемой.

Разделы: Литература

Цели:

  1. Создать в представлении учащихся образ А.С. Пушкина.
  2. Рассмотреть стихотворение Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.
  3. Развивать навыки сопоставительного анализа.

Оборудование:

  • тексты стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” и Державина “Памятник”;
  • план сопоставления стихотворений;
  • мультимедийный проектор, на доске записан эпиграф.

Опережающее задание: один из учеников готовит сообщение на тему “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”; учащиеся дома должны прочитать стихотворение и выписать непонятные слова, попытаться определить их значение.

Ход урока

“У нас все от Пушкина”. (Ф.М. Достоевский)

I. Орг. момент.

1. Проверить готовность учащихся к уроку.

2. Объявление темы и цели урока. (См. презентацию, слайд № 1-2)

3. Оформление записей в тетрадях.

II. Работа с эпиграфом.

Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку?

III. Слово учителя.

На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства.

О ком идет речь?

Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, ещё недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе.

Пересказывать биографию поэта я вам не стану, вы сами многое знаете, но некоторые факты мы осветим.

IV. Выступление ученика. (Одновременно показываются слайды, после демонстрируется альбом. См презентацию, слайды № 4-10).

V. Анализ стихотворения. (У каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений. См. приложение 1).

Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Дома вы его прочли, какие аналогии у вас возникли при прочтении? Аналогия с державинским стихотворением “Памятник”.

Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт? “...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге. // И истину царям с улыбкой говорить”.

1. Чтение стихотворения учителем. (Перед началом чтения следует учащихся нацелить на восприятие стихотворного текста: “Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема?” и т.д.).

О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).

2. Словарная работа.

Дома вы должны были выписать слова, значение которых вам непонятно.

(Записываются слова на доске, и определяется их значение).

а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского. (См. презентацию, слайд № 11).

б) пиит – поэт.

в) “всяк сущий” - существующий.

г) тунгус – народность Восточной Сибири.

д) муза – богиня поэзии, вдохновение.

3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).

Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”?

Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”? Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. (См. презентацию слайд № 12)

Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”? Священный, возвышенный.

Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

Чтение 2 строфы.

Где будет жить душа поэта после смерти? В поэзии .

Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина (“доколь Славянов род вселена будет чтить”).

К кому обращена поэзия Пушкина? “…доколь в подлунном мире…” – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.

Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия.

Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.

Чтение 3 строфы.

Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ? Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.

Чтение 4 строфы.

Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? “… истину царям с улыбкой говорить”.

В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.

Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы.

Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.

Чтение 5 строфы

- “Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов? Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.

Каким должен быть поэт? Отважным – “обиды не страшась”; бескорыстным – “не требуя венца”; равнодушным к похвале и клевете – “хвалу и клевету приемли равнодушно”,

Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”

VI. Работа со средствами художественной выразительности.

Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?

Эпитеты: “нерукотворный” - это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет “непокорный” – тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. “Душа переживет” – олицетворение, “чувства добрые” – “ жестокий век” – эпитеты и антитеза.

Какую роль играют эти тропы в стихотворении? Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта.

Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. “Я” - это кто? Поэт. Почему он творит? Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.

Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли?

Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.

VIII. Самостоятельная работа.

Сравните стихотворения Пушкина и Державина. (Задание высвечиваются на проекторе, см. слайд № 13)

(Учащиеся пользуются планом сопоставления стихотворений. См. приложение 2).

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Как бы закрепляет результаты свой поэтической творческой деятельности. Он ясно дает понять, что его поэзия будет еще долгое время славиться среди окружающего народа, все будут гордиться его написанными шедеврами и восхваляться его стихотворчеством.

Поэт пишет в строчках о «Памятнике », который он сам себе воздвиг и который отличается способностью ощущать свою свободу, независимо ни от кого, как пишется в строчках: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа». Пушкин хочет показать, что его творчество навсегда останется в сердцах многих людей, с которыми он близок по духу, которых он любит и для них сочиняет свои произведения.

Все его труды были созданы не ради того, чтобы потом в будущем он пользовался великой славой, а его целью была всеобщая признательность и любовь читателей, что являлось для него бесценным счастьем. Ведь поэзия для нашего писателя считалась безвозмездной работой всему последующему поколению.

В этом стихотворении есть два проявления интонации написанного и подразумевается разная характеристика сказанного слова. С одной стороны можно порадоваться тому, что мастерство искусства поэзии способно отложиться в сердцах многих людей и это будет жить вечно, как звучит в строчках «К нему не зарастет народная тропа», а с другой стороны это было последнем высказыванием Пушкина, почти перед самой смертью, где он подводит итоги своего творчества.

Данное произведение написано с бесконечной преданностью своему народу, а также России и, несомненно, он с гордостью может сказать, что все обязательства он выполнил, в которые вложил большую долю ответственности за все, что он делал. Еще раз, оглядываясь назад, Пушкин с уверенностью говорит, что его душа, поглощенная способностью писать и сочинять пронесется через огромное количество лет, даже не ощущая ни на минутку, что поэта нет. Он есть и будет в своих стихах и произведениях, которые уникальны и неповторимы, несущее в себе жизненную энергетику, манящую своим неугасающим притяжением.

Пушкин в своем стихотворении «Памятник» также оценивает свои творения как уважительное и человеческое отношение ко всем окружающим, свободолюбивой атмосферой жизни и он превозносил свободу, хотя на то время это было достаточно опасным моментом во всей стране. Здесь поэт старается нам сообщить о том, что он отличается самостоятельностью в принятии решений и не подвержен влиянию остальных людей. У него есть свое мнение, которое он отстаивает до конца.

Я считаю, что творческий процесс Пушкина заслуживает уважения, так как он учит нас любить нашу жизнь и жить в добре и мире, ничего не прося взамен, а просто делать все по-человечески, не причиняя никому вреда.

История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.

Жанр и композиция. По жанровым признакам пушкинское стихотворение является одой, но это Особая разновидность данного жанра. Она пришла в русскую литературу как общеевропейская традиция, берущая начало в античности. Недаром эпиграфом к стихотворению Пушкин взял строки из стихотворения древнеримского поэта Горация «К Мельпомене»: Exegi monumentum - «я воздвиг памятник». Гораций является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. Послание «К Мельпомене» он создал в конце своего творческого пути. Мельпомена в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства. В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии.. В дальнейшем создание такого рода стихотворений в жанре своеобразного поэтического «памятника» стало устойчивой литературной традицией, В русскую литературу ее ввел еще Ломоносов, который первым перевел послание Горация. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г.Р. Державин, назвав его «Памятник». Именно в нем определились основные жанровые особенности таких поэтических «памятников». Окончательно эта жанровая разновидность сформировалась в пушкинском «Памятнике».

Вслед за Державиным Пушкин делит свое стихотворение на пять строф, используя сходную форму и размер стиха. Как и державинское, пушкинское стихотворение написано катренами, но с несколько видоизмененным размером. В первых трех строках, как и Державин, Пушкин использует традиционный. одический размер - 6-стопный ямб (александрийский стих), но последняя строка написана 4-стопным ямбом, что делает ее ударной и ставит на ней смысловой акцент.

Основные темы и идеи. Стихотворение Пушкина является. гимном поэзии. Его главная тема - прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Но в то же время при сходстве внешних форм с державинским стихотворением Пушкин во многом переосмыслил поставленные проблемы, и выдвинул свою идею смысла творчества и его оценки. Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия в большей мере обращена к широкому адресату. Это видно." уже из первых строчек. «.„К нему не зарастет народная тропа»,. - говорит он о своем литературном «памятнике».. Первая строфа - традиционное утверждение значимости поэтического памятника по сравнению е другими способами увековечить заслуги.. Но Пушкин вводит сюда и тему свободы, которая являете» сквозной в его творчестве, отмечая, что его «памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».

Вторая, строфа у всех поэтов., создававших такие стихотворения, утверждает бессмертие поэзии, которое дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков.: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит». Но в отличие от Державина Пушкин, испытавший в последние годы жизни непонимание и неприятие толпы, делает акцент на том, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, творцов, причем речь идет не только об отечественной литературе, «о и о поэтах всего мира: «И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит».

Третья строфа, как и у Державина, посвящена теме развития интереса к поэзии среди самых широких слоев народа, ранее не знакомых с ней, и широкой посмертной славы:

Слух обо мне пройдет по всей-Руси великой,
И назовет меня веяк сущий в ней. язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно- в ней поэт определяет то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, возвращаясь к важнейшей проблеме позднего творчества. С точки зрения поэта, «чувства добрые», которые пробуждает в читателях искусство, важнее его эстетических качеств. Эта проблема станет для литературы второй половины XIX века предметом ожесточенных дискуссий между представителями демократической критики и так называемого чистого искусства. Но для Пушкина очевидна возможность гармонического решения: две последние строки этой строфы возвращают нас к теме свободы, но понятой через призму идеи милосердия. Показательно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов «в мой жестокий век» написал «вслед Радищеву». Не только из-за цензурных соображений поэт отказался от такого прямого указания на политический смысл свободолюбия. Важнее для автора «Капитанской дочки», где очень остро была поставлена проблема милости и милосердия, стало утверждение идеи добра и справедливости в их высшем, христианском понимании.

Последняя строфа - традиционное для стихотворений-«памятников» обращение к музе:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

У Пушкина эти строки наполнены особым смыслом: они возвращают нас к идеям, высказанным еще в программном стихотворении «Пророк». Основная мысль их в том, что поэт творит по высшей воле, а потому он несет ответственность за свое искусство не перед людьми, которые зачастую не способны его понять, а перед Богом. Такие идеи были характерны для позднего творчества Пушкина и прозвучали в стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа». В них с особой остротой встает проблема поэт и общество, утверждается принципиальная независимость художника от мнений публики. В пушкинском «Памятнике» эта мысль приобретает наиболее емкую формулировку, которая создает гармоничное завершение размышлениям о поэтической славе и преодолении смерти через боговдохновенное искусство.

Художественное своеобразие. Значимость темы и высокий пафос стихотворения определили особую торжественность его общего звучания. Медленный, величественный ритм создается не только за счет одического размера (ямб с пиррихием), но и широкого использования анафоры («И славен буду я...», «И назовет меня...», «И гордый внук славян...», «И долго буду тем любезен...», «И милость к падшим..»), инверсии («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа), синтаксического параллелизма и рядов однородных членов («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус...»). Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Поэт использует возвышенные эпитеты (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира, в подлунном мире, гордый внук славян), большое количество славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь). В одном из самых значимых художественных образов стихотворения использована метонимия - «Что чувства добрые я лирой пробуждал...». В целом все художественные средства создают торжественный гимн поэзии.

Значение произведения. Пушкинский «Памятник», продолжающий традиции Ломоносова и Державина, стоит в русской литературе на особом месте. Он не только подвел итог пушкинскому творчеству, но и обозначил тот рубеж, ту высоту поэтического искусства, которая служила ориентиром всем последующим поколениям русских поэтов, Не все они строго следовали жанровой традиции стихотворения-«памятника», как А.А. Фет, но каждый раз, когда русский поэт обращается к проблеме искусства, его назначения и оценке своих достижений, он вспоминает пушкинские слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,.,», пытаясь приблизиться к его недостижимой высоте.