Тайны кольской сверхглубокой скважины. На пороге преисподней: Кольская сверхглубокая скважина

Владимир Хомутко

Время на чтение: 4 минуты

А А

Где находится самая глубокая нефтяная скважина?

Человек давно мечтал не только полететь в космос, но и проникнуть вглубь родной планеты. Долгое время эта мечта оставалась неосуществимой, поскольку существовавшие технологии не позволяли сколь-нибудь значительно углубиться в земную кору.

В тринадцатом веке китайцы глубина скважин, которые рыли китайцы, достигала фантастических для того времени 1 200 метров, а начиная с тридцатых годов прошлого столетия, с появлением буровых установок люди в Европе стали бурить трехкилометровые шурфы. Однако это все, если можно так выразиться, было лишь неглубокими царапинами на земной поверхности.

Идея пробурить верхнюю земную оболочку в глобальный проект оформилась в 60-х годах двадцатого века. До этого все предположения о строении земной мантии были основаны на данных сейсмической активности прочих косвенных факторах. Однако единственным способом заглянуть в недра Земли в буквальном смысле этого слова оставалось бурение скважин большой глубины.

Сотни пробуренных в этих целях скважин, как на суше, так и на океанском жнее, дали многочисленные данные, помогающие ответить на массу вопросов о строении нашей планеты. Однако сейчас сверхглубокие выработки преследуют не только научные, но и сугубо практические цели. Далее мы рассмотрим самые глубокие скважины, когда-либо пробуренные в мире.

Эта скважина глубиной 8 553 метра, была пробурена в 1977 году в области, где расположена венская нефтегазоносная провинция. В ней были обнаружены небольшие нефтяные месторождения, и возникла мысль заглянуть поглубже. На глубине 7 544 метра специалисты нашли неизвлекаемые газовые запасы, после чего скважина внезапно обрушилась. Компания OMV приняла решение пробурить вторую, но, несмотря на её большую глубину, никаких полезных ископаемых проходчикам найти так и не удалось.

Австрийская скважина Zistersdorf

Федеративная Республика Германия – Hauptbohrung

На организацию этой глубокой горной выработки немецких специалистов вдохновила знаменитая Кольская сверхглубокая скважина. В те времена многие государства Европы и мира стали разрабатывать свои проекты глубинного бурения. Среди них особняком стоял проект Хауптборунг, который реализовывали в течение четырех лет – с 1990-го по 1994-ый год на территории Германии. Несмотря на свою относительно небольшую (по сравнению с описываемыми далее скважинами) глубину – 9 101 метр, этот проект получил широкую мировую известность благодаря открытому доступу к полученным геологическим и буровым данным.

Соединенный Штаты Америки – Baden Unit

Скважина глубиной 9 159 метров, была пробурена американской компанией Lone Star в окрестностях городка Анадарко (США). Разработка была начата в 1970-ом году и продолжалась в течение 545-ти дней. Стоимость её сооружения составила шесть миллионов долларов, а в плане материалов на неё израсходовали 150 алмазных долот и 1 700 тонн цемента.

США – Bertha Rogers

Эту выработку также создали на территории штата Оклахома в районе нефтегазоносной провинции Анадарко в штате Оклахома. Работы начались в 1974-ом году и продлились 502 дня. Бурение проводила также компания, что и в предыдущем примере. Пройдя 9 583 метра, проходчики уперлись в месторождение расплавленной серы, и вынуждены были прекратить работы.

Эта скважина в Книге рекордов Гиннесса названа «самым глубоким вторжением в кору Земли, произведенным человеком». В мае 1970-го года в окрестностях озера с зубодробительным названием Вильгискоддеоайвинъярви началаи сооружение этой грандиозной горной выработки. Изначально хотели пройти 15 километров, но из-за слишком высоких температур остановились на 12 262-х метрах. В настоящее время Кольская сверхглубокая – законсервирована.

Катар – BD-04A

Пробурена на месторождении нефти под названием Al-Shaheen с целью геологической разведки.

Общая глубина составила 12 289 метров, а отметку в 12-ть километров удалось пройти всего за 36-ть дней! Было это семь лет тому назад.

Российская Федерация – OP-11

Начиная с 2003-го года началась целая серия работ по сверхглубокому бурению в рамках проекта «Сахалин-1».

В 2011-ом году компанией Exxon Neftegas была пробурена самая глубокая нефтяная скважина в мире – 12 245 метров, причем – всего да 60 дней.

Было это на месторождении под названием Одопту.

Однако, на этом рекорды не закончились.

О-14 – эксплуатационная скважина в мире не имеет аналогов по общей длине ствола – 13 500 метров, а также самой длинной горизонтальной скважиной – 12 033 метра.

Её разработкой занималась российская компания НК «Роснефть», входящая в консорциум проекта «Сахалин-1». Эта скважина была разработана на месторождении под названием Чайво. Для её бурения использовалась суперсовременная буровая платформа «Орлан».

Также отметим глубину по стволу сооруженной в 2013-ом году в рамках этого же проекта скважины под номером Z-43, значение которой достигло отметки 12 450 метров. В том же году этот рекорд был побита на Чайвинском месторождении – длина ствола Z-42 достигла 12 700 метров, а длина горизонтального участка – 11 739 метров.

В 2014-ом была закончена проходка выработки Z-40 (шельфовое месторождение Чайво), которая до О-14 была самой длинной по стволу скважиной в мире – 13 000 метров, а также обладала самым длинным горизонтальным участком – 12 130 м.

Другими словами, к настоящему времени 8-мь из 10-ти самых протяженных в мире скважин находится на месторождениях проекта «Сахалин-1».

Кольская сверхглубокая скважина

Месторождение под названием Чайво является одним из трех, разрабатываемых консорциумом на Сахалине. Оно расположено на северо-востоке от берегов острова Сахалин. Глубина морского дна в этом районе варьируется от 14-ти до 30-ти м, Месторождение ввели в эксплуатацию еще в 2005-ом году.

Вообще международный шельфовый проект «Сахалин-1» объединяет интересы нескольких крупных мировых корпораций. В него включено три месторождения, расположенных на морском шельфе Одопту, Чайво и Аркутун-Даги. По оценкам специалистов, суммарные доступные запасы углеводородов здесь составляют порядка 236-ти миллионов тонн нефти и почти 487 миллиардов кубических метров природного газа. Месторождение Чайво ввели в эксплуатацию (как мы уже сказали выше) в 2005-ом, месторождение Одопту – в 2010-ом, а в самом начале 2015-го была начата разработка месторождения Аркутун-Даги.

За все время существования проекта удалось добыть около 70-ти миллионов тонн нефти и 16 миллиардов кубических метров природного газа. В настоящее время проект столкнулся с некоторыми трудностями, связанными к колебаниями нефтяных котировок, однако члены консорциума подтвердили свою заинтересованность в дальнейшей работе.

В далеком уже 1990 году, в южной части Германии группа ученых решили заглянуть в недра нашей планеты на стыке двух тектонических плит, столкнувшихся более 300 миллионов лет назад, когда формировался континент. Итоговой целью ученых было бурение одной из самых глубоких в мире скважин до 10 км.

Изначально предполагалось, что скважина станет своеобразным «телескопом», который даст возможность больше узнать о недрах нашей планеты и постараться узнать о ядре Земли. Процесс бурения проходил в рамках программы Continental Deep Drilling и продлился до октября 1994 года, когда из-за финансовых проблем программу пришлось свернуть.

Назвали скважину Kontinentales Tiefbohrprogramm der Bundesrepublik, сокращенно KTB, и ко времени закрытия программы пробурена была более чем на 9км, что не добавило энтузиазма ученым. Сам процесс бурения шел не сказать, что бы легко. За 4 года ученым, инженерам и рабочим пришлось столкнуться с целым ворохом сложных ситуаций и довольно сложных задач. Так, например, буру пришлось проходить сквозь породы, нагретые до температуры около 300 градусов Цельсия, однако даже при таких условиях бурильщики все же справились, используя охлаждение скважины жидким водородом.

Впрочем, несмотря на то, что программу свернули, научные эксперименты не прекратили и проводили их вплоть до конца 1995 года и стоит отметить, проводили не зря. За это время удалось открыть новые, довольно неожиданные факты строения нашей планеты, были составлены новые карты распределения температур и получены данные о распределении сейсмического давления, которые позволили создать модели слоистой структуры верхней части поверхности Земли.

Однако самое интересное ученые приберегли напоследок. Голландский ученый Лотт Гивен, который совместно с инженерами-акустиками и учеными из Научно-исследовательского центра геофизических исследований (Германия) сделал то, о чем мечтали многие – практически в прямом смысле этого слова, он «услышал сердцебиение» Земли. Для этого ему и его команде потребовалось провести акустические измерения, с помощью которых исследовательская группа воссоздала звуки, которые мы могли бы услышать на глубине 9 километров. Впрочем, теперь услышать эти звуки можете и вы.

Несмотря на то, что КТB на данный момент считается самой глубокой скважиной в мире, существует несколько подобных скважин, которые, однако, уже запечатаны. И среди них выделяется скважина, которая за время своего существования успела обрасти легендами, это Кольская сверхглубокая скважина-колодец, более известная как «Дорога в ад». В отличие от других конкурентов КТB, Кольская скважина достигала 12,2 км в глубину и считалась самой глубокой скважиной в мире.

Ее бурение началось в 1970 году в Мурманской области (Советский Союз, ныне Российская Федерация), в 10 километров к западу от города Заполярный. За время бурения, скважина пережила несколько аварий, в результате которых рабочим приходилось бетонировать скважину и начинать бурение с гораздо меньшей глубины и под другим углом. Интересно, что именно с чередой аварий и преследующими группу неудачами связывают причину возникновения легенды о том, что скважина была пробурена до самого, что ни на есть настоящего Ада.

Как гласит текст легенды, после прохождения рубежа в 12 км, ученые, с помощью микрофонов удалось услышать звуки криков. Однако решили продолжить бурение и во время прохождения очередной отметки (14 км), вдруг наткнулись на пустоты. После того как ученые спустили микрофоны, до них донеслись крики и стоны мужчин и женщин. А спустя некоторое время, произошла авария, после которой работы по бурению решено было прекратить

И, несмотря на то, что авария действительно была, никаких криков людей ученые не слышали, да и все разговоры о демонах, не более чем вымысел – говорил Давид Миронович Губерман, один из авторов проекта, под чьим руководством проходило бурение скважины.

После очередной аварии в 1990 году, по достижению глубины в 12 262 метров, бурение завершили, а в 2008, проект забросили, а оборудование демонтировали. Спустя 2 года, в 2010, скважину законсервировали.

Отметим, что такие проекты как бурение скважин как КТВ и Кольской, являются для ученых-геологов на данный момент единственным способом и возможностью исследования недр планеты.

Вы же знаете, что люди веками разгадывали тайны планеты? Они пытались найти ответы под ногами. TravelAsk расскажет о самых крупных скважинах в мире.

Что говорит история

К недрам Земли пытались спуститься много раз. Одними из первых были китайцы. В XIII веке они прорыли скважину глубиной 1200 метров.

В 1930 году этот рекорд побили европейцы: они пробурили земную поверхность на глубину трех километров.

Проходило время, а этот показатель все рос. Так, в конце 1950-х годов скважины уже достигали 7 километров.

Самая глубокая скважина в мире

На самом деле большинство скважин делают во время добычи полезных ископаемых. На сегодняшний день рекорд за скважиной Чайвинского месторождения Z-42. Построили ее за очень короткие сроки: чуть более 70 дней. Она относится к проекту Сахалин-1 и является нефтяной.

Ее глубина ― 12 700 метров. Вы только представьте, самая высокая гора на Земле ― Эверест. Он уходит в небеса почти на 9 километров. А самая глубокая впадина ― Марианская. Она около 11 километров. То есть скважина Z-42 превзошла все показатели матушки-природы.

Скважина в Мурманской области

Но хотим мы рассказать более подробно об одной особенной скважине. Находится она в Мурманской области примерно в 10 километрах от города Заполярный. Называется она Кольская сверхглубокая скважина. Ее глубина составляет 12 262 метра. Она интересна тем, что изначально была создана не для добычи ископаемых, а для исследования литосферы.


Диаметр скважины у поверхности земли 92 сантиметра, а диаметр нижней части - 21,5 сантиметр.

Температура во время бурения на глубине 5 километров составила 70 градусов, на глубине 7 километров - 120 градусов, а на глубине 12 километров - 220 градусов.

Заложили кольскую сверхглубокую скважину в 1970 году к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина. Основной целью было изучение вулканических пород, которые редко бурят при добыче полезных ископаемых. Тут работало более 15 исследовательских лабораторий.

Свернули деятельность в 1990 году, так как здесь происходило много аварий: часто обрывались буровые колонны.

Сегодня объект заброшен, а сама скважина законсервирована и начинает разрушаться.


Естественно, что все оборудование было демонтировано, а здание, которое длительное время не используется, потихоньку превращается в развалины.


Для возобновления работ необходима немалая сумма ― около 100 миллионов рублей, поэтому откроют ли скважину когда-нибудь, никто не знает.

Результаты исследований

Ученые считали, что на определенной глубине они обнаружат четко выраженную границу между гранитами и базальтами. Но, увы, все труды так и не дали четкого понимания природы земной мантии. А потом исследователи и вовсе заявили, что место для начала работ оказалось не самым удачным.

Дорога в ад

Именно так именуют кольскую скважину. Более того, о ней до сих пор ходит множество слухов, связанных с потусторонним миром. Так, есть байки, что на глубине 12 километров аппаратура ученых зафиксировала крики и стоны, исходящие из недр Земли.

Американское телевидение об этой легенде даже заявило официально: в 1989 году телекомпания Trinity Broadcasting Network поведала эту историю своим зрителям. Ну а дальше больше: в бульварных газетах того времени можно было еще найти интересные истории. Например, что ученые услышали крики и стоны, но не прекратили исследование. И каждый километр отпечатывался несчастьем на стране. Так, когда бурильщики дошли до отметки в 13 километров, распался СССР. А на глубине 14,5 километров они вообще обнаружили пустоты. Заинтригованные этим неожиданным открытием, исследователи спустили туда микрофон, способный работать при чрезвычайно высоких температурах, и другие датчики. Температура внутри достигала 1 100 градусов - ну настоящее адово пламя. И услышали они человеческие крики.

На самом деле акустические методы исследования скважин записывают не собственно звук и не на микрофон. Они производят запись на сейсмоприемники волновой картины отраженных упругих колебаний, возбужденных прибором-излучателем с частотой 10 - 20 кГц и 20 кГц - 2 Мгц. Ну а по поводу глубины мы уже писали: никто не дошел до отметки в 13 километров.

Однако один из авторов проекта Д.М. Губерман позже рассказывал: «Когда меня расспрашивают об этой загадочной истории, я не знаю, что ответить. С одной стороны, рассказы про "демона" - чушь собачья. С другой стороны, как честный ученый, я не могу сказать, что знаю, что же именно у нас произошло. Действительно был зафиксирован очень странный шум, потом был взрыв… Спустя несколько дней ничего подобного на той же глубине не обнаружилось» .


Пожалуй, на такой загадочной ноте мы и закончим повествование. Думайте сами, решайте сами, правда ли это дорога в ад.


Дождь, туман, десять градусов по Цельсию. Это называется полярное лето…

Уходящий в небо грейдер - технологическая дорога, и здесь нас быть не должно. Прижимаемся вправо, к обочине, чтобы пропустить идущую навстречу колонну тяжелых грузовиков, пишет Артем Ачкасов


Высокие кузова до верха загружены черным гравием - сульфидной медно-никелевой рудой. Поднимаемся выше, и вот уже вязкое облако облепило наши «Форды», засверкали учащенно поводки стеклоочистителей. Но видимость от этого не стала лучше - в густой белой вате мне видны только задние фонари впереди идущего автомобиля. Осторожно пробираемся между терриконами.


Внезапно в тумане вырастают огромные бетонные постройки, похожие на заводские корпуса.


Добро пожаловать на объект СГ-3, также известный как Кольская сверхглубокая скважина. Точнее, то что от нее осталось…


Беспощадная штука - история. Ее страницы вырывают, переписывают, меняют местами. То, что знал каждый советский школьник или студент, ныне не имеет никакого значения, ему нет места в переполненной различными развлечениями памяти. Под научными достижениями понимается новое приложение для смартфона. Достижения российской науки малоизвестны. Достижения советской науки высмеиваются или вовсе забыты. А между тем, по ряду направлений советские ученые были на самом деле впереди планеты всей. Касалось это и геологических исследований.

Именно с научными целями в 1970 году стартовал проект Кольской сверхглубокой скважины. Место близ города-завода Никель в Мурманской области было выбрано неслучайно - во-первых, благодаря уже известному обилию в этом регионе ценных ресурсов (никель, апатиты, титан, медь и так далее). Во-вторых, именно здесь нижняя граница земной коры подходит максимально близко к поверхности. А это значит, что бурение тут сверхглубокой скважины помогло бы не только выявить запасы полезных ископаемых (в частности, исследовать глубинное строение Печенгского месторождения никеля), но и ответить на вопросы о строении Земли, о котором в те годы ученые имели весьма приблизительное понимание. Среди прочих задач была всесторонняя отработка технологии глубинного бурения, с целью совершенствования нового поколения аппаратуры для наблюдения, исследования, автоматизации и контроля бурового процесса.

Поначалу бурение производилось серийной установкой «Уралмаш-4Э», предназначенной для нефтяных скважин. До глубины в 2000 метров ствол проходился стальными бурильными трубами, которые позже были заменены на алюминиевые из-за их меньшего веса и большей прочности. На конце размещался турбобур - турбина длиной в 46 метров с разрушающей коронкой на конце, приводившаяся в движение глинистым раствором, который закачивали в трубу под давлением в 40 атмосфер.

По достижению отметки в 7264 метра, проходка осуществлялась более совершенным комплексом «Уралмаш-15000», который был воплощением советской науки и техники. Система работала с большим количеством электроники и автоматики. Твердосплавные коронки были заменены на алмазные. В условиях высокой плотности грунта, ресурс коронок не превышал четырех часов, т. е. от шести до десяти метров углубления. После этого необходимо было поднять и разобрать всю многотонную колонну 33-х метровых труб, что ближе к 12-ти километровой глубине занимало не менее 18 часов.

Вы спросите, зачем все эти сложности? Дело в том, что практически каждый метр проходки сопровождался научным открытием. В лучшие годы на СГ-3 работало почти два десятка научных лабораторий. Изучение образцов породы, поднятых в керне, и спуск в скважину специального оборудования полностью перевернул теоретические знания ученых о строении Земли. Так, гранитный пояс оказался намного толще, чем считали ученые. Базальта на ожидаемой глубине не оказалось вовсе - вместо него пошли пористые гранитные породы, что проводило к множественным обвалам и авариям на буровой. На огромной глубине были обнаружены окаменевшие микроорганизмы, что позволило утверждать, что жизнь на планете появилась как минимум на полтора миллиарда лет раньше, чем считалось до этого. Не подтвердились и утверждения ученых о температурных режимах в недрах планеты - там оказалось гораздо жарче…

Разумеется, бурение такой глубокой скважины было очень затратным. Обвалы грунта приводили к авариям, искривлениям ствола. Очередная авария на глубине в 12 262 метра, практически совпавшая по времени с распадом СССР, оказалась последней в истории Кольской сверхглубокой. Финансировать этот проект было некому. В середине девяностых скважина была законсервирована. Еще через десять лет - окончательно заброшена, при этом оставаясь на тот момент самой глубокой скважиной в мире (и единственной, пробуренной с научными целями).

Разумеется, потом станция, некогда дарившая миру десятки научных открытий каждый год, была полностью разграблена.


Все строения разрушены, включая 70-им метровую башню, в которой размещалась буровая установка. На объекте СГ-3 редкие посетители чувствуют себя сталкерами.



Громко хрустят под ногами обломки прежнего мира. Битое стекло, керамика, ржавое железо, обломки кирпича.





Перед главным корпусом лежит остов гусеничного транспортера.


В стенах корпусов - проломы. Очевидно, кто-то таким образом вытаскивал дорогостоящее оборудование.




В бывших лабораториях разбросаны химикаты.




Вместо дорогостоящей электроники, электрики и автоматики - пустые шкафы, сорванные с креплений.








Внезапно в облаке тумана раздается тарахтение дизеля. Инстинктивно пригибаюсь за рухнувшие перекрытия. К разрушенному зданию неспешно подъезжает старый микроавтобус Mercedes. Открытая задняя дверь хлопает по ржавому кузову. Охотники за металлом продолжают свое черное дело…

Попытка изучить геологический разрез и толщу вулканических пород, выходящих на поверхность земли, подвигло научные центры и, иже с ними, научно-исследовательские организации выявить происхождение глубинных разломов. Дело в том, что структурные образцы пород, ранее извлеченные из недр Земли и Луны, представляли тогда равный интерес для изучения. И выбор точки заложения устья пал на существующий огромный чашеподобный прогиб, происхождение которого связывается с наличием глубинного разлома на участке Кольского полуострова.

Считалось, что Земля представляет собой этакий бутерброд, состоящий из коры, мантии и ядра. К этому времени, близкие к поверхности, осадочные породы были достаточно исследованы при разработке нефтяных месторождений. Разведка же на цветные металлы редко сопровождалась бурением ниже 2000 - метровой отметки.

Кольская СГ (сверхглубокая), ниже глубины 5000 метров, предполагала обнаружить раздел гранитных и базальтовых пластов. Этого не случилось. Бурильный снаряд прошивал твердые гранитные породы до отметки 7000 метров. Далее проходка пошла по, относительно, мягким грунтам, что и стало причиной обрушения стенок ствола и образования каверн. Осыпанный грунт заклинивал головку инструмента настолько, что при подъёме колонна труб обрывалась, приводя к аварии. Кольская скважина должна была подтвердить или опровергнуть эти давно устоявшиеся учения. К тому же учёные круги не рисковали указывать интервалы, где именно проходят границы между этими тремя слоями. Кольская скважина предназначалась для разведки и изучения месторождений минеральных ресурсов, определения закономерности и поэтапного образования полей залегания запасов сырья. В основу была положена, прежде всего, научная обоснованность теории физических, гидрогеологических и прочих параметров глубин Земли. И достоверную информацию о геологическом строении недр могла дать только сверхглубокая проходка ствола.

Между тем, многолетняя подготовка к началу буровых работ, предусматривала: возможность возрастания температуры по мере углубления, увеличение гидростатического давления пластов, непредсказуемость поведения пород, их устойчивость в связи с наличием горного и пластового давлений.

С технической точки зрения во внимание были приняты все возможные трудности и препятствия, которые могли привести к замедлению процесса углубления из-за потерь времени на спуск-подъём снаряда, снижения скорости бурения в связи с изменением категории пород, увеличения затрат энергии на забойные движители.
Наиболее сложным фактором считалось постоянное увеличение веса обсадной колонны и бурильной трубы по мере углубления.

Успешными стали технические наработки в области:
- повышения грузоподъемности, мощности и других характеристик буровой оснастки и оборудования;
- термостойкости породоразрушающего инструмента;
- автоматизации управления всеми этапами процесса бурения;
- обработки информации, поступающей из забойной зоны;
- предупреждения об аварийных ситуациях с бурильной трубой или обсадной колонной.

Проходка сверхглубокого ствола должна была выявить верность или ошибочность научной гипотезы о глубинном строении планеты.

Целью этого, весьма затратного, строительства предусматривались исследования:
1. Глубинное строение Печенгского месторождения никеля и кристаллической подошвы Балтийского щита полуострова. Расшифровка контура месторождения полиметаллов на Печенге вкупе с проявлениями рудных тел.
2. Изучение природы и сил, вызывающих раздел пластовых границ континентальной коры. Выявление зон пластов, мотивов и характера образования высокой температуры. Определение физического и химического состава воды, газов, образующихся в трещинах, порах пород.
3. Получение исчерпывающего материала по вещественному составу пород и информации об интервалах раздела гранитного и базальтового «прокладок» коры. Всестороннее изучение физико-химических свойств извлечённого керна.
4. Разработка передовых технических средств и новых технологий проходки сверхглубоких стволов. Возможность применения геофизических методов исследования в зоне рудных проявлений.
5. Разработка и создание новейшей аппаратуры наблюдения, испытания, исследования, контроля хода бурового процесса.

Кольская скважина большей частью отвечала научным целям. В задачу входило изучение древнейших пород, из которых сложена планета и познание тайн процессов, в них происходящих.

Геологическое обоснование бурения на Кольском полуострове


Разведка и добыча залежей полезных руд всегда предопределяется бурением глубоких скважин. И почему на Кольском полуострове и именно в Мурманской области, и обязательно на Печенге. Предпосылкой тому послужил факт того, что этот регион считался настоящей кладовой минеральных ресурсов, с богатейшими запасами большого разнообразия рудного сырья (никель, магнетиты, апатиты, слюда, титан, медь).

Однако геологическая выкладка, выполненная на основе керна из скважины, выявила абсурдность мирового научного мнения. Семи километровая глубина оказалась сложенной из вулканических и осадочных пород (туфы, песчаники, доломиты, брекчии). Ниже этого интервала, как предполагалось, должны были находиться породы, разделяющие гранитный и базальтовый структуры. Но, увы, базальты так и не появились.

Выражаясь геологическими терминами, Балтийский щит полуострова с частичным охватом территорий Норвегии, Швеции, Финляндии и Карелии миллионы веков подвергались эрозии и эволюции. Природные всплески, разрушительные процессы вулканизма, явления магматизма, метаморфические видоизменения пород, осадкообразования наиболее четко отпечатались на геологической летописи Печенги. Это та часть Балтийского складчатого щита, где миллиарды лет складывалась геологическая история пластовых и рудных проявлений.

Особенно, многовековой коррозии подвергались северная и восточная части поверхности щита. В результате чего ледники, ветер, вода и другие природные катаклизмы, как бы сдирали (скребли) верхние пласты пород.

Основанием выбора места закладки скважины послужила серьёзная эрозия верхних слоев и обнажение древних архейских образований Земли. Эти обнажения значительно приближали и облегчали доступ к подземным кладовым природы.

Конструкция сверхглубокой скважины


Сверхглубокие сооружения имеют обязательную телескопическую конструкцию. В нашем случае, начальный диаметр устья имел 92 см, а конечный 21,5.

Проектная направляющая колонна или так называемый кондуктор диаметром 720 мм предусматривала проходку на глубину 39 погонных метров. Первая техническая колонна (стационарная обсадная), диаметром 324 мм и длиной в 2000 метров; съемная обсадная 245 мм, метражом в 8770 метров. Далее бурение намечалось вести открытым стволом до проектной отметки. Кристаллические породы позволяли рассчитывать на длительную устойчивость не обсаженной части стенок. Вторая съемная колонна, размеченная магнитными метками, позволяла бы осуществить сплошной отбор керна по всей длине ствола. Радиоактивные метки на забойной трубе были настроены фиксировать температуру среды бурения.

Техническая оснащенность буровой установки для бурения сверхглубокой скважины


Проходка с нуля велась установкой «Уралмаш-4Э», то есть серийным оборудованием, применяемым для бурения глубоких нефтегазовых скважин. До 2000 метров ствол проходился стальными бурильными трубами, с турбобуром на конце. Эта турбина в 46 метров длиной с долотом на конце приводилась во вращение под действием глинистого раствора, который закачивался в трубу давлением 40 атмосфер.

Далее, проходка осуществлялась с интервала 7264 метра отечественной установкой «Уралмаш-15000», с инновационной точки зрения, более мощным сооружением, грузоподъёмностью 400 тонн. Комплекс был укомплектован множеством технических, технологических, электронных и прочих передовых разработок.

Кольская скважина была оснащена высокотехнологичной и автоматизированной структурой:
1. Разведочная , с мощным основанием, на котором смонтирована сама секционная вышка, высотой в 68 метров. Предназначалась для осуществления:

  • проходка ствола, операции спуск - подъема снаряда и прочие вспомогательные действия;
  • удержание ведущей и всей колонны труб, как на весу, так и процессе бурения;
  • размещение секций (свечей) бурильных труб, в том числе утяжеленных (УБТ), талевой системы.

Во внутреннем пространстве вышки размещались также средства СП (спуск - подъема), инструменты. Здесь же размещались средства безопасности и возможной экстренной эвакуации верхового (помощника бурильщика).

2. Силовая и технологическая оснастка, энергетические и насосные агрегаты.

3. Циркуляционная и противовыбросовая система, цементировочное оборудование.

4. Система автоматизации, управления, контроля процесса.

5. Электротехническое обеспечение, средства механизации.

6. Комплекс измерительного оборудования, лабораторная техника и многое прочее.

В 2008 году Кольская сверхглубокая скважина была совсем заброшена, все ценное оборудование было демонтировано и вывезено (в большинстве было сдано на металлолом).

До 2012 года была демонтирована главная башня бурильной установки.

Сейчас работает только Кольский научный центр Российской академии наук в котором по сей день изучают керн добытый из сверхглубокой скважины.

Сам же керн вывезен в город Ярославль, где сейчас и хранится.

Документальное видео о Кольской сверхглубокой скважине


Новые рекорды сверхглубоких скважин

Кольская сверхглубокая скважина считалась самой глубокой скважиной в мире до 2008 года.

В 2008 году в нефтяном бассейне Аль-Шахин была пробурена под острым углом к поверхности земли нефтяная скважина Maersk Oil BD-04A, длина которой составляет 12 290 метров.

В январе 2011 и этот рекорд был побит, а побила её нефтяная скважина пробурена в Северном куполе (Одопту-море - газонефтяное месторождение в России), эта скважина также пробуренная под острым углом к поверхности земли, длина составила 12 345 метров.

В июне 2013 года скважина Z-42 Чайвинского месторождения снова побила рекорд глубины, длина составила 12 700 метров.