Сталинская премия. Премии без прений

Граждане СССР, которые достигали выдающихся творческих успехов в любой области деятельности, поощрялись главной премией страны. Сталинская премия полагалась тем, кто коренным образом усовершенствовал методы производства, а также создателям научных теорий, технологий, ярких образцов искусства (литература, театр, кино, живопись, скульптура, архитектура).

Иосиф Сталин

Существовала премия имени вождя в течение тринадцати лет - с 1940-го до 1953 года, а учреждена была чуть ранее - в декабре 1939-го. Сталинская премия не имела государственного фонда, лауреаты субсидировались из личной зарплаты И. В. Сталина, которая была соответственно статусу огромной - две его должности оплачивались по десять тысяч рублей каждая ежемесячно.

Фондом премии являлись и гонорары за издание книг вождя в СССР и за рубежом, которых тоже было много, и выплаты в те времена были немаленькими (Алексей Толстой даже стал первым советским миллионером). Сталинская премия забирала очень много денег, практически все. Именно поэтому после смерти вождя на его оставалась мизерная сумма - девятьсот рублей, в то время как средний оклад рабочего часто превышал семьсот.

История

В 1939 году, в декабре, официально отмечалось шестидесятилетие вождя, и в честь этого события появилась премия его имени. В феврале 1940-го уже Совнарком постановил учредить премии по сто тысяч рублей (1 степени), пятьдесят тысяч рублей (2 степени) и двадцать пять тысяч рублей (3 степени) за лучшие литературные произведения (проза, поэзия, драматургия, литературная критика), а также за достижения в других сферах искусства. Кроме того, ежегодно премией отмечались деятели, внесшие особый вклад в науку, культуру, технику или организацию производства.

В 1941 году Сталинская премия вручалась самым первым лауреатам. Рекордсменом по числу присуждённых Сталинских премий стал С. В. Ильюшин, знаменитый авиаконструктор, семь раз отмеченный особым вниманием вождя. По шесть раз получили премию кинорежиссёры Ю. А. Райзман и И. А. Пырьев, писатель К. М. Симонов, авиаконструктор А. С. Яковлев, композитор С. С. Прокофьев и некоторые другие. Актрисы и Алла Тарасова стали пятикратными лауреатами Сталинской премии.

Учреждение

Сталинская премия СССР (первоначально называемая Премией имени Сталина) была учреждена двумя постановлениями. Двадцатого декабря 1939 года Совнарком постановил: шестнадцать ежегодных премий имени Сталина (100 тысяч рублей) присуждать деятелям науки и искусства за особо выдающиеся работы в таких областях: технических, физико-математических, биологических, химических, медицинских, сельскохозяйственных, экономических, философских, юридических и историко-филологических наук, живописи, музыки, скульптуры, театрального искусства, архитектуры, кинематографии.

Учреждались также десять премий первой степени, двадцать - второй, тридцать - третьей степени за лучшие изобретения, плюс три премии первой степени, пять - второй и десять - третьей степени за особые успехи в области военных знаний. Отдельное постановление относительно литераторов, которым вручалась ежегодная Сталинская премия, было принято в феврале 1940 года, и в нём указывалось, что четыре премии первой степени полагаются лауреатам в каждом виде литературной деятельности: проза, поэзия, литературная критика, драматургия.

Изменения

Размер Сталинской премии в рублях и количество лауреатов много раз менялись, и никогда в сторону уменьшения, напротив - вместо одного лауреата первой степени, например, уже в 1940 году стало по три в каждой номинации. В 1942-м премия (первая степень) увеличилась до двухсот тысяч рублей. Кроме того, в 1949 году появилась новая - Международная "За между народами". Распределял премии непосредственно Совнарком, в котором были созданы два специальных комитета: один работал по присуждению премий в науке, военных знаниях и изобретательстве, а второй занимался литературой и искусством.

Сначала отмечались только новые работы, которые были закончены в данном году. Соискатели, доработавшие свои произведения в сроки позже середины октября, попадали в списки следующего года. Затем сроки были пересмотрены, и лауреатами могли стать люди, заслужившие премию работой в течение последних шести-семи лет. Таким образом, награжденные Сталинской премией оказывались в выгодных условиях. Многие свидетельства говорят о том, что Иосиф Виссарионович принимал самое непосредственное участие в распределении премий своего имени (и собственных финансов), иногда решение принималось практически единолично.

Ликвидация

После смерти Сталина завещание не нашли, поэтому гонорары публикаций нельзя было использовать для поощрения лауреатов. После 1954 года Сталинская премия перестала существовать. Затем началась пресловутая кампания по искоренению культа вождя.

В 1956-м была учреждена Ленинская премия, которая заменила по факту Сталинскую. Лауреаты Сталинской премии после 1966 года сменили дипломы и почётные знаки. Даже название всюду методично изменялось, в энциклопедиях и справочниках Сталинская стала называться Государственной премией СССР. Информация о лауреатах оказалась мистифицированной и дозированной.

Правила разделения

Существовало специальное постановление Совнаркома о справедливом распределении премии между несколькими участниками работы, за которую она присуждалась. Если награждались одной премией два человека (соавторы), то сумма делилась поровну. На троих распределение было другим: руководитель получал половину, а двое исполнителей - по четверти всей суммы. Если людей было много, то руководитель получал треть, остальное поровну делилось в коллективе.

Первые лауреаты Сталинской премии по физике - по математике - А. Н. Колмогоров, по биологии - Т. Д. Лысенко, по медицине - А. А. Богомолец, В. П. Филатов, Н. Н. Бурденко, по геологии - В. А. Обручев, отмечен за изобретения знаменитый оружейник В. А. Дегтярёв, по авиаконструированию - С. А. Лавочкин, по живописи - А. М. Герасимов, по скульптуре - В. И. Мухина.

Проектировщик станций метро "Киевская" и "Комсомольская" архитектор Д. Н. Чечулин тоже был награждён Сталинской премией. А. Н. Толстой получил её за книгу "Пётр Первый", М. А. Шолохов - за роман "Тихий Дон", а драматург был отмечен после постановки пьесы "Человек с ружьём".

Как рассматривались труды

Работы научного склада рассматривались предварительно с привлечением соответствующих специальности учёных, экспертных комиссий практиков и даже целых Научно-исследовательских институтов. Тогда оценка получалась более полной и всесторонней с вынесением специального заключения для Совнаркома СССР.

При необходимости представители НИИ и учёных организаций присутствовали на заседаниях Комитета. Решения принимались посредством голосования закрытой баллотировкой.

Почётный знак

У каждого лауреата после получения премии появлялось соответствующее звание и лауреата Сталинской премии, который нужно было носить на правой стороне рядом с орденами. Он был выполнен из серебра в виде выпуклого овала, покрыт белой эмалью и окаймлён снизу лавровым венком из золота. На эмали изображался восход солнца - золотые лучи, на фоне которых вверху сияла звезда из красной эмали с золотым ободком. Надпись золотыми буквами гласила: "Лауреату Сталинской премии".

Верх овала обрамляла гофрированная лента голубой эмали с золотым обрезом, на которой было написано "СССР". Серебряная и позолоченная пластинка, к которой через ушко и колечко присоединялся почётный знак, была тоже с надписью: на ней обозначался арабскими цифрами год присуждения премии. Публикация в прессе о лауреатах текущего года всегда появлялась 21 декабря - в день рождения И. В. Сталина.

Война

В грозные годы войны эта высокая награда тоже находила отличившихся, поскольку творческая интеллигенция работала как никогда - в мощном патриотическом порыве и с непреходящей инициативой. Советские учёные, новаторы, изобретатели прекрасно понимали, что именно теперь их деятельность нужна стране более, чем во время мира и покоя. Даже 1941 год принес крупнейшие достижения интеллигенции практически во всех областях жизнедеятельности.

Промышленность перестраивалась на военный лад, расширялись ресурсы сырья, увеличивалась мощность производств. Сталинская премия первой степени была присуждена работе группы академиков под руководством президента АН СССР В. Л. Комарова, которые исследовали и разработали пути развития промышленности Урала - чёрную металлургию, энергетику, стройматериалы и всё остальное. Результатом стало огромное расширение производств всех видов промышленности.

Много сделал для оборонной химии Н. Д. Зелинский. Он тоже был удостоен этой награды. Профессор М. В. Келдыш и кандидат технических наук Е. П. Гроссман потрудились для советского самолётостроения: разработали теорию упругих колебаний и придумали метод рассчёта самолётов на флаттер, за что им была вручена Сталинская премия 2 степени.

Дмитрий Шостакович

Выдающийся по творческой мощи композитор до эвакуации писал свою знаменитую "Седьмую симфонию" в блокадном Ленинграде. Это произведение сразу вошло в сокровищницу мирового музыкального искусства. Всепобеждающий гуманизм, готовность бороться насмерть с чёрными силами, непоколебимая правда, звучащая в каждой ноте, завоевали всемирное признание сразу и навсегда. В 1942 году это произведение было отмечено Сталинской премией первой степени.

Дмитрий Шостакович - ещё трижды лауреат Сталинской премии помимо первой: за прекрасное трио 1946 года - премия первой степени, а затем - звание Народного артиста РСФСР, в 1950-м были отмечены Сталинской премией второй степени его оратория "Песнь о лесах" на стихи Долматовского и музыка к фильму "Падение Берлина". В 1952-м он получил ещё одну Сталинскую премию второй степени за сюиту для хора.

Фаина Раневская

На протяжении долгих лет трудилась любимица публики, не сыгравшая в кино ни одной главной роли. Это исключительно талантливая актриса. Сталинская премия ей доставалась трижды: два раза второй степени и один раз - третьей.

В 1949 году - за роль жены Лосева в "Законе чести" Штейна (Московский театр драмы), в 1951-м - за роль Агриппины в "Рассвете над Москвой" Суворова (театр тот же), в том же году - за роль фрау Вурст в фильме "У них есть Родина". В принципе, любая роль, исполненная Фаиной Георгиевной, могла быть удостоенной этой чести, поскольку классику советского кинематографа по большей части создавала и эта актриса, лауреат Сталинской премии. В своём времени она была велика, да и сейчас наверняка нет человека, который не знал бы её имени.

СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ

Премии и стипендии «в ознаменование 60-летия товарища Иосифа Виссарионовича Сталина» были учреждены постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 декабря 1939 года. В нем указывалось, что учреждаются 16 премий имени Сталина (в размере 100 тысяч рублей каждая), которые будут ежегодно вручаться деятелям науки и искусства за выдающиеся работы в следующих областях наук: физико-математической, технической, химической, биологической, сельскохозяйственной, медицинской, философской, экономической, историко-филологической, юридической, а также за достижения в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве и кинематографии.

Этим же постановлением учреждались премии имени Сталина, которые намечалось ежегодно присуждать за лучшее изобретение: десять первых премий в размере 100 тысяч рублей каждая, двадцать вторых премий в размере 50 тысяч рублей каждая и тридцать третьих по 25 тысяч рублей каждая. Учреждалась премия имени Сталина и за выдающиеся достижения в области военных знаний: три первых премии по 100 тысяч рублей каждая, пять вторых - по 50 тысяч рублей каждая и десять третьих - по 25 тысяч рублей каждая.

В дополнение к этому документу Совнарком Союза ССР через полтора месяца постановил учредить еще четыре премии имени Сталина (по 100 тысяч рублей каждая), которые будут присуждаться за выдающиеся произведения в области литературы - по одной премии в поэзии, прозе, драматургии и литературной критике.

Все работы в области различных наук, военных знаний и т. д., выдвигаемые на соискание Сталинской премии, а также описание изобретений с приложением всех необходимых чертежей и документов представлялись в Комитеты по Сталинским премиям, которые были созданы при Совнаркоме, не позже 15 октября текущего года. После обсуждения и оценки представленных работ Комитеты свои предложения о присуждении Сталинских премий представляли в Совнарком до 1 декабря текущего года.

По положению на соискание Сталинских премий представлялись только новые работы или изобретения, законченные в год присуждения премий. Работы или изобретения, законченные в период с 15 октября по 1 декабря текущего года, допускались на соискание премии имени Сталина в следующем году. Свои труды могли представить научные общества, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и общественные организации.

Работы в областях наук и военных знаний, а также описания изобретений представлялись на любом языке в трех экземплярах, отпечатанных на пишущих машинках или типографским способом. Литературные и музыкальные произведения, а также архитектурные проекты представлялись в одном экземпляре, остальные произведения искусства - в оригинале. Оценка и присуждение премий в области театрального искусства и кинематографии производились как на основании представленных материалов (пьес, сценариев и т. д.), так и на основании имевших место показов кинофильмов и театральных постановок.

На Комитет по присуждению премий имени Сталина за работы в области науки, военных знаний и изобретений возлагалось предварительное рассмотрение работ, выбор из них наиболее выдающихся и представление их со своим заключением Совнаркому Союза ССР. Для более полной и всесторонней оценки данных работ Комитет мог организовать из своего состава секции с участием ученых соответствующих специальностей, а также создавать экспертные комиссии из крупнейших ученых и специалистов-практиков. В рассмотрении отдельных работ по поручению Комитета могли принимать участие научно-исследовательские институты, ученые общества и учреждения, которые потом представляли Комитету свои заключения. В необходимых случаях на заседания Комитета приглашались представители НИИ, научных учреждений и организаций, а также отдельные лица для участия в обсуждениях и дачи заключений по работам, выдвигаемым на соискание премии имени Сталина. Решения Комитета принимались простым большинством голосов закрытой баллотировкой.

Если премию имени Сталина получал авторский коллектив из двух человек, то она делилась между ними пополам; при авторском коллективе из трех человек - руководителю выдавалась половина денег, а остальная часть делилась поровну между остальными двумя членами коллектива; если авторский коллектив состоял из четырех и более человек, то руководитель получал треть премии, а две трети делились между остальными членами коллектива.

В первый год порядок присуждения премий имени Сталина был несколько изменен, и было решено вручать награды не только за работы 1940 года, но и за работы последних 6 лет, начиная с 1935 года. Одним из первых Сталинскую премию первой степени в области физико-математических наук получил П.Л. Капица, действительный член Академии наук СССР, за научную работу «Турбодетандер для получения низких температур и его применение для ожижения воздуха». Генерал-майор артиллерии П.А. Гельвих удостоился Сталинской премии за целый ряд работ: «О рассеивании, вероятности попадания и математическом ожидании числа попадания», «Теоретические основания выработки правил стрельбы» и «Стрельба по быстродвижущимся целям».

Премия имени Сталина первой степени была вручена и академику Н.Н. Бурденко за научные работы по хирургии центральной и периферической нервной системы. Академик В.В. Обручев удостоился Сталинской премии первой степени за трехтомный научный труд «Геология Сибири».

Высокие награды вручались и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Грозная военная обстановка не только не прекратила работу творческой интеллигенции, а наоборот - привела к невиданному патриотическому порыву и размаху творческой инициативы советских ученых, изобретателей и новаторов производства. Все прекрасно понимали, что их деятельность в военные годы нужна еще больше, чем в мирное время. И 1941 год показал крупные достижения советских ученых во всех областях знаний.

Перестраивая промышленность на военный лад, необходимо было расширить ее сырьевые ресурсы, увеличить производственную мощность и т. д. В этом отношении огромный интерес представляет удостоенная Сталинской премии первой степени работа, которую проводила группа академиков и научных работников под руководством В.Л. Комарова - президента Академии наук СССР. Ими были исследованы и разработаны вопросы развития народного хозяйства Урала, а также экономические мероприятия в области черной металлургии, стройматериалов, энергетики и т. д. В результате этих исследований были намечены конкретные работы по расширению производства уральской промышленности.

В числе лауреатов Сталинской премии первой степени стоит и имя известнейшего химика Н.Д. Зелинского, удостоенного высокой награды за работы по каталитическому превращению углеводородов и по оборонной химии.

Для самолетостроения большое значение имели труды профессора М.В. Келдыша и кандидата технических наук Е.П. Гроссмана, удостоенные Сталинской премии второй степени. Эти ученые разработали теорию упругих колебаний частей самолетов и представили метод расчета самолетов на флаттер.

Первые месяцы войны композитор Д. Шостакович провел в блокадном Ленинграде, где у него и родился замысел «Седьмой симфонии», посвященной героическим защитникам города. В Ленинграде были написаны три части симфонии, окончательную работу над этим произведением композитор завершал уже в Куйбышеве. Вскоре это произведение обошло весь мир, утверждая всепобеждающий гуманизм советского народа. Писатель А. Толстой писал, что «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертельный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».

В 1942 году за Седьмую симфонию Д. Шостакович был удостоен Сталинской премии первой степени. В том же году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1946 году Сталинской премии было удостоено новое произведение композитора - трио для скрипки, виолончели и фортепиано, а еще через год выдающийся композитор удостоился звания «Народный артист РСФСР».

В 1947 году Д. Шостакович выступил с семичастной ораторией «Песнь о лесах», написанной для солистов, хора и оркестра на текст поэта Е. Долматовского. За это произведение, а также за музыку к кинофильму «Падение Берлина» в 1950 году композитор удостоился Сталинской премии второй степени. Новым значительным достижением Д. Шостаковича стала созданная им в 1951 году сюита для хора «a capella» (без сопровождения) - «Десять поэм» на тексты революционных поэтов периода от 1905 года до Октябрьской революции. В 1952 году это произведение было отмечено Сталинской премией второй степени.

Все награжденные получали звание «Лауреат Сталинской премии». Почетный знак «Лауреат Сталинской премии» носился на правой стороне груди рядом с орденами и медалями СССР. Он изготовлялся из серебра и представлял собой выпуклый овал, покрытый белой эмалью и окаймленный в нижней части золотыми лавровыми венками.

На белой эмали изображались золотые восходящие лучи. В верхней части знака, на фоне этих лучей, помещалась пятиконечная звезда, выполненная красной эмалью и окаймленная золотым ободком. В середине овала золотыми прописными буквами была сделана надпись: «ЛАУРЕАТУ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ». Верхняя часть овала заканчивалась гофрированной лентой, покрытой голубой эмалью с золотым обрезом, с надписью на ней: «СССР». При помощи ушка и колечка почетный знак «Лауреат Сталинской премии» соединялся с серебряной пластинкой, покрытой золотом, на которой голубой эмалью арабскими цифрами был написан год присуждения Сталинской премии. Постановление Совнаркома Союза ССР о присуждении Сталинских премий публиковалось в центральной печати 21 декабря - в день рождения И.В. Сталина.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Русский клуб. Почему не победят евреи (сборник) автора Семанов Сергей Николаевич

Какая странная премия… В 1990-х годах вышел в переводе на русский язык американский двухтомник «Лауреаты Нобелевской премии». Даны биографии всех без исключения 552 лауреатов (не считая коллективных, так сказать, премий). Даны с портретом каждого и подробной библиографией:

автора Ионина Надежда

Нобелевская премия Впервые о намерении оставить часть своего состояния на определенные цели Альфред Нобель, шведский промышленник, инженер и изобретатель, публично заявил в одном из интервью 1890 года. «Я собираюсь оставить после себя, – сказал он, – крупную сумму на

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Гонкуровская премия Литературных премий во Франции очень много – более тысячи. Есть премии, которые присуждаются автору за первый роман, повесть и т. д.: назначение такой награды – не дать затеряться произведению молодого писателя в книжном потоке. Некоторые премии

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Джозеф Пулитцер и премия его имени Государственные награды США – это в основном воинские знаки отличия, которыми отмечаются заслуги, связанные со службой в вооруженных силах страны. За достижения в общественно-политической, научной, спортивной и культурной областях

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Ленинская премия В конце января 1924 года, после смерти В.И. Ленина, по всей стране проходили митинги и собрания, участники которых принимали постановления и резолюции об увековечении памяти вождя Октябрьской революции и Советского государства. Его имя присваивалось

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Оскар – премия американской киноакадемии На заре развития кинематографа Голливуд был всего лишь небольшим городком, расположенным неподалеку от Лос-Анджелеса. И хотя сейчас он слился с этим калифорнийским центром едиными автострадами, бульварами и улицами, старый

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Сталинская премия Премии и стипендии «в ознаменование 60-летия товарища Иосифа Виссарионовича Сталина» были учреждены Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 декабря 1939 года. В нем указывалось, что учреждаются 16 премий имени Сталина (в размере 100 тысяч

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

автора Ионина Надежда

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Впервые о намерении оставить часть своего состояния на определенные цели Альфред Нобель, шведский промышленник, инженер и изобретатель, публично заявил в одном из интервью 1890 года. «Я собираюсь оставить после себя, - сказал он, - крупную сумму на

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ Литературных премий во Франции очень много - более тысячи. Есть премии, которые присуждаются автору за первый роман, повесть и т. д. Назначение такой награды - не дать затеряться произведению молодого писателя в книжном потоке. Некоторые премии

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ДЖОЗЕФ ПУЛИТЦЕР И ПРЕМИЯ ЕГО ИМЕНИ Государственные награды США - это в основном воинские знаки отличия, которыми отмечаются заслуги, связанные со службой в вооруженных силах страны. За достижения в общественно-политической, научной, спортивной и культурной областях

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ В конце января 1924 года, после смерти В.И. Ленина, по всей стране проходили митинги и собрания, участники которых принимали постановления и резолюции об увековечении памяти вождя Октябрьской революции и Советского государства. Его имя присваивалось

Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов Кирилл

Запретная премия Научное и врачебное сообщество в 1939 году с энтузиазмом поддержало решение Нобелевского комитета присудить премию по физиологии и медицине Домагку «за открытие антибактериального эффекта пронтозила». За три года до того по инициативе Альберта

Из книги От варягов до Нобеля [Шведы на берегах Невы] автора Янгфельдт Бенгт

Первая Нобелевская премия Людвигу Нобелю принадлежало выдающееся положение в российском народном хозяйстве, и его смерть в 1888 г. была отмечена всей прессой страны.В некрологах подчеркивались превосходные личные качества Людвига Нобеля и тот факт, что, несмотря на свое

Из книги Книга об отце (Нансен и мир) автора Нансен-Хейер Лив

XIV. НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Едва отцу выпадала передышка от всех его работ по оказа­нию помощи, он старался хотя бы ненадолго, хоть на недельку, съездить домой. Но осенью 1922 года мы его не видали совсем. В сентябре он получил совершенно неожиданно новые поручения на Балканах и в

20 декабря 1939 года на первых полосах ведущих советских газет было опубликовано правительственное постановление об учреждении Премии имени Сталина. Согласно этому документу, награды и стипендии должны были присуждаться за особые достижения в следующих областях наук: технической, физико-математической, биологической, медицинской, сельскохозяйственной, экономической, юридической, историко-филологической и философии. Кроме того, лауреатами могли стать деятели искусства, внесшие выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры, архитектуры, ваяния, зодчества, кинематографии и театра.

Суммы наград и количество лауреатов

Размеры Сталинской премии, присуждавшейся в период с 1940 по 1953 год, периодически менялись, но на момент её учреждения она составляла 100 тыс. рублей. Это являлось весьма значительной суммой, учитывая, что в целом по народному хозяйству средняя заработная плата в тот период составляла 339 рублей. Лауреатами Сталинской премии ежегодно становились 16 человек, признанных наиболее достойными деятелями в перечисленных выше областях науки и искусства. Их количество в течение всех 13 лет не менялось.

Кроме того, правительственное постановление от 20 декабря 1939 года предусматривало вручение Сталинских премий авторам наиболее значительных технических изобретений. В этой номинации ежегодно 10 человек получали Первые премии, составлявшие 100 тыс. рублей каждая, 20 изобретателей награждались Вторыми премиями по 50 тыс. и 30 ─ Третьими по 25 тыс. рублей.

Спустя полтора месяца после опубликования этого документа, увидело свет ещё одно постановление Совнаркома СССР, учреждавшее, кроме вышеозначенных премий, четыре дополнительных в области литературы ─ по одной для прозаиков, поэтов, драматургов и литературных критиков.

Порядок рассмотрения работ

В тех же правительственных документах чётко регламентировался порядок рассмотрения работ в различных областях науки, техники, а также военных знаний, представленных на соискание Сталинских премий. Согласно установленному порядку, подробные описания работ с приложением соответствующих чертежей и прочей технической документации должны были быть представлены на рассмотрение Комитета, созданного при Совнаркоме.

Конкретно оговаривался и срок подачи документов ─ не позднее 15 октября текущего года. Членам Комитета давалось полтора месяца на рассмотрение работ и их обсуждение, после чего не позже 1 декабря они должны были представить свои заключения в Совнарком, где и принимались окончательные решения.

Распределение наградных сумм между лауреатами

В специально разработанном положении говорилось, что лауреатами Сталинской премии могли быть как отдельные лица, так и целые коллективы научных обществ, институтов, высших учебных заведений, а также различных общественных организаций. В связи с этим любопытно отметить, что в тех случаях, когда коллектив авторов состоял из двух человек, то сумма премии делилась между ними пополам.

Если же в него входили три человека, то лицо, означенное в качестве руководителя проекта, получало половину денег, а остальные делились поровну между его соавторами. Когда же коллектив состоял из трёх человек и более, треть суммы вручалась руководителю, а остальная делилась между его подчинёнными. При этом звание лауреатов Сталинской премии СССР получали все участники проектов. Им вручался почётный знак, изображение которого приводится в статье. Носить его полагалось на правой стороне груди рядом с орденами. Форма этого знака со временем была изменена.

Срок подачи работ

Также оговаривалось, что на соискание премии принимались только те изобретения и научные труды, работа над которыми была завершена в текущем году. Если же срок их окончания выпадал на период с 15 октября до 1 декабря, то они подлежали рассмотрению уже на следующий год. Однако в 1940 году этот порядок был несколько изменён, и высокие награды получили деятели науки и культуры, а также коллективы, создавшие свои работы в период, охватывавший последние шесть лет.

Источник финансирования проекта

Важно отметить и такую, абсолютно невероятную по нынешним временам деталь: учредив премию своего имени, Сталин (инициатором этого начинания был, разумеется, он) производил награждения лауреатов не из госбюджета, а из собственного кармана. Да-да, именно так. Занимая посты председателя Совнаркома и секретаря ЦК, он за каждый из них получал ежемесячные начисления (зарплату) по 10 тыс. рублей, которые почти полностью переводились в наградной фонд. Кроме того, на финансирование Сталинских премий уходили его гонорары, полагавшиеся за издание многочисленных печатных трудов как внутри страны, так и за рубежом.

Первые обладатели премии

В число первых лауреатов Сталинской премии СССР вошли многие деятели науки, внесшие значительный вклад в развитие народного хозяйства страны и её обороноспособности. Среди них всемирно известный академик П. Л. Капица, разработавший прибор для получения сверхнизких температур (его портрет приводится ниже) и генерал-майор артиллерии П. А. Гельвих, ставший автором целого ряда трудов в области баллистики и теории стрельбы. В их число вошёл знаменитый хирург Н. Н. Бурденко, а также автор работ по геологии Сибири ─ академик В. А. Обручев.

Лауреаты военных лет

В годы Великой Отечественной войны советская научная и творческая интеллигенция не только не прекратила своей деятельности, но и в значительной степени активизировалась, поскольку её представители понимали, что в сложившейся обстановке их труд ещё более важен, чем в мирное время. Соответственно, не уменьшилось в этот период и число лауреатов самой почётной премии.

В частности, высокой оценки удостоилась работа группы учёных, осуществлённая под руководством академика В. Л. Комарова. Она была направлена на развитие народного хозяйства Урала, а также разработку целого ряда мер, способствовавших дальнейшему подъёму чёрной металлургии, энергетики и производства стройматериалов. В число лауреатов в те годы вошёл и военный хирург, лауреат Сталинской премии А. В. Вишневский, создатель знаменитой мази, спасшей от развития гнойных процессов миллионы больных.

В те же годы широкое распространение получили труды известного советского химика Н. Д Зелинского, ставшего автором многочисленных разработок, связанных с оборонной промышленностью страны. За свои достижения он был удостоен Сталинской премии первой степени. Наряду с ним, в военные годы трудились ещё два знаменитых учёных ─ профессор М. В. Келдыш и его коллега, в те годы кандидат технических наук, а позднее академик ─ Е. П. Гроссман. Ими были проведены комплексные исследования, открывшие собой новую страницу отечественного самолётостроения. За свои выдающиеся заслуги оба учёных также вошли в число лауреатов самой почётной и престижной премии страны.

Не оставались в стороне и деятели самых различных областей искусства, также находившие поддержку своего творчества на самом высоком правительственном уровне. В частности, начало 40-х военных годов было отмечено особенно большим количеством работ, представленных на соискание Сталинской премии в области литературы. Согласно архивным данным, за весь 14-летний период (1940 ─ 1954) её лауреатами стали 1706 советских писателей, на поощрение которых было отпущено 57,8 млн рублей.

Настоящими классиками советской литературы стали писатели-лауреаты Сталинской премии Михаил Александрович Шолохов (фото приводится выше), Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, Алексей Николаевич Толстой и целый ряд других мастеров пера. Их творчество вошло в золотой фонд отечественной культуры.

Премии, вручённые иным деятелям искусства

Среди прочих деятелей искусства, удостоившихся Сталинской премии, нельзя не вспомнить выдающегося советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича ─ создателя знаменитой «Седьмой симфонии», написанной им в блокадном Ленинграде. Его фото приводится ниже. Он трижды становился лауреатом этой престижной премии. Столько же раз получила её и всенародная любимица, не сыгравшая в кино ни одной главной роли, но при этом ставшая настоящей звездой отечественного кинематографа ─ Фаина Георгиевна Раневская. Удостоены высокой награды были и иные деятели искусства.

Многократные лауреаты премии

Среди лауреатов самой почётной премии были свои рекордсмены. Их лидером являлся знаменитый авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин, который имел 7 Сталинских премий. По шесть раз её получали видные советские кинорежиссёры И. А. Пырьев, И. П. Копалин и Ю. Я. Райзман. Не меньшего успеха добились и актёры Н. И. Боголюбов, Н. П. Охлопков, писатель К. М. Симонов, авиаконструкторы А. С. Яковлев, М. И. Гуревич, А. И. Микоян и композитор С. С. Прокофьев.

Изменения, внесённые в порядок присуждения премий

Вкратце следует упомянуть и о тех изменениях, которые периодически вносились в порядок присуждения премий. Например, в конце 1940 года было принято решение о награждении в каждой номинации не по одному лауреату, а по трём. Повысились также и наградные суммы. Если на момент учреждения премии лауреаты Первой степени получали 100 тыс. рублей, то уже через два года эта сумма была повышена в три раза.

Весьма существенным нововведением стало учреждение в 1949 году Международной Сталинской премии, которая вручалась иностранным гражданам, внесшим значительный вклад в дело укрепления мира. В целях более досконального изучения работ, представлявшихся на соискание премий, в середине 40-х при Совнаркоме были созданы два независимых друг от друга отдела. Один из них занимался исключительно премиями, присуждавшимися в области науки, а другой рассматривал номинантов от литературы и искусства. Это позволило выносить более объективные оценки.

Внесённые изменения коснулись также и сроков подачи работ на рассмотрение Государственного комитета по присуждению премий. Если в начальный период, как указывалось выше, принимались только работы, завершённые до 15 октября текущего года, то впоследствии сочли целесообразным значительно расширить период их создания. Известно, что к концу 40-х годов стали принимать на рассмотрение работы, завершённые в течение последних шести лет.

В любом случае подчёркивалось, что премия присуждается не за общий вклад какого-либо деятеля или целого коллектива в развитие науки и искусства, а за конкретно выполненный проект. Этим создавалось материальное стимулирование последующих научных разработок и создания произведений искусства.

Отмена Сталинской премии и учреждение Ленинской

Ввиду того что И. В. Сталин скоропостижно скончался, не оставив завещания, невозможно было продолжать перечисление гонораров за издание его книг в наградной фонд. Кроме того, после смерти вождя выяснилось, что сбережения, находившиеся на его сберкнижке, не превышали 900 рублей, что являлось крайне незначительной суммой, даже по сравнению со средней зарплатой рабочего, составлявшей в те годы 700 рублей. Счетов же в заграничных банках представители высшего руководства страны тогда ещё не имели.

Таким образом, финансовые поступления в наградной фонд были прерваны. Кроме того, вскоре последовала инициированная Н. С. Хрущёвым кампания по разоблачению культа личности Сталина, в ходе которой само название учреждённой им когда-то награды было изъято из употребления. Все лауреаты, удостоенные Сталинской премии, получили новые удостоверения и значки, где попавшее в опалу название заменялось новым ─ лауреат Государственной премии. Подобные же изменения были внесены в научную и справочную литературу, в которой имя Сталина замалчивалось.

В 1956 году правительственным указом была учреждена Ленинская премия, фактически ничем, кроме названия, не отличавшаяся от Сталинской. Её почётный знак помещён в конце статьи. Выплачивалась она на этот раз не из личных средств главы государства, которым на тот период являлся Н. С. Хрущёв, а из госбюджета, и просуществовала до 1991 года. На протяжении всей истории СССР Ленинская и Сталинская премии являлись высшими формами поощрения советских граждан за их выдающиеся достижения в области науки и искусства.

» были учреждены постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 декабря 1939 года. В нем указывалось, что учреждаются 16 премий имени Сталина (в размере 100 тысяч рублей каждая), которые будут ежегодно вручаться деятелям науки и искусства за выдающиеся работы в следующих областях наук: физико-математической, технической, химической, биологической, сельскохозяйственной, медицинской, философской, экономической, историко-филологической, юридической, а также за достижения в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве и кинематографии.

Этим же постановлением учреждались премии имени Сталина, которые намечалось ежегодно присуждать за лучшее изобретение: десять первых премий в размере 100 тысяч рублей каждая, двадцать вторых премий в размере 50 тысяч рублей каждая и тридцать третьих по 25 тысяч рублей каждая. Учреждалась премия имени Сталина и за выдающиеся достижения в области военных знаний: три первых премии по 100 тысяч рублей каждая, пять вторых - по 50 тысяч рублей каждая и десять третьих - по 25 тысяч рублей каждая.

В дополнение к этому документу Совнарком Союза ССР через полтора месяца постановил учредить еще четыре премии имени Сталина (по 100 тысяч рублей каждая), которые будут присуждаться за выдающиеся произведения в области литературы - по одной премии в поэзии, прозе, драматургии и литературной критике.

Все работы в области различных наук, военных знаний и т. д., выдвигаемые на соискание Сталинской премии, а также описание изобретений с приложением всех необходимых чертежей и документов представлялись в Комитеты по Сталинским премиям, которые были созданы при Совнаркоме, не позже 15 октября текущего года. После обсуждения и оценки представленных работ Комитеты свои предложения о присуждении Сталинских премий представляли в Совнарком до 1 декабря текущего года.

По положению на соискание Сталинских премий представлялись только новые работы или изобретения, законченные в год присуждения премий. Работы или изобретения, законченные в период с 15 октября по 1 декабря текущего года, допускались на соискание премии имени Сталина в следующем году. Свои труды могли представить научные общества, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и общественные организации.

Работы в областях наук и военных знаний, а также описания изобретений представлялись на любом языке в трех экземплярах, отпечатанных на пишущих машинках или типографским способом. Литературные и музыкальные произведения, а также архитектурные проекты представлялись в одном экземпляре, остальные произведения искусства - в оригинале. Оценка и присуждение премий в области театрального искусства и кинематографии производились как на основании представленных материалов (пьес, сценариев и т. д.), так и на основании имевших место показов кинофильмов и театральных постановок.

На Комитет по присуждению премий имени Сталина за работы в области науки, военных знаний и изобретений возлагалось предварительное рассмотрение работ, выбор из них наиболее выдающихся и представление их со своим заключением Совнаркому Союза ССР. Для более полной и всесторонней оценки данных работ Комитет мог организовать из своего состава секции с участием ученых соответствующих специальностей, а также создавать экспертные комиссии из крупнейших ученых и специалистов-практиков. В рассмотрении отдельных работ по поручению Комитета могли принимать участие научно-исследовательские институты, ученые общества и учреждения, которые потом представляли Комитету свои заключения. В необходимых случаях на заседания Комитета приглашались представители НИИ, научных учреждений и организаций, а также отдельные лица для участия в обсуждениях и дачи заключений по работам, выдвигаемым на соискание премии имени Сталина. Решения Комитета принимались простым большинством голосов закрытой баллотировкой.

Если премию имени Сталина получал авторский коллектив из двух человек, то она делилась между ними пополам; при авторском коллективе из трех человек - руководителю выдавалась половина денег, а остальная часть делилась поровну между остальными двумя членами коллектива; если авторский коллектив состоял из четырех и более человек, то руководитель получал треть премии, а две трети делились между остальными членами коллектива.

В первый год порядок присуждения премий имени Сталина был несколько изменен, и было решено вручать награды не только за работы 1940 года, но и за работы последних 6 лет, начиная с 1935 года. Одним из первых Сталинскую премию первой степени в области физико-математических наук получил П.Л. Капица, действительный член Академии наук СССР, за научную работу «Турбодетандер для получения низких температур и его применение для ожижения воздуха». Генерал-майор артиллерии П.А. Гельвих удостоился Сталинской премии за целый ряд работ: «О рассеивании, вероятности попадания и математическом ожидании числа попадания», «Теоретические основания выработки правил стрельбы» и «Стрельба по быстродвижущимся целям».

Премия имени Сталина первой степени была вручена и академику Н.Н. Бурденко за научные работы по хирургии центральной и периферической нервной системы. Академик В.В. Обручев удостоился Сталинской премии первой степени за трехтомный научный труд «Геология Сибири».

Высокие награды вручались и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Грозная военная обстановка не только не прекратила работу творческой интеллигенции, а наоборот - привела к невиданному патриотическому порыву и размаху творческой инициативы советских ученых, изобретателей и новаторов производства. Все прекрасно понимали, что их деятельность в военные годы нужна еще больше, чем в мирное время. И 1941 год показал крупные достижения советских ученых во всех областях знаний.

Перестраивая промышленность на военный лад, необходимо было расширить ее сырьевые ресурсы, увеличить производственную мощность и т. д. В этом отношении огромный интерес представляет удостоенная Сталинской премии первой степени работа, которую проводила группа академиков и научных работников под руководством В.Л. Комарова - президента Академии наук СССР. Ими были исследованы и разработаны вопросы развития народного хозяйства Урала, а также экономические мероприятия в области черной металлургии, стройматериалов, энергетики и т. д. В результате этих исследований были намечены конкретные работы по расширению производства уральской промышленности.

В числе лауреатов Сталинской премии первой степени стоит и имя известнейшего химика Н.Д. Зелинского, удостоенного высокой награды за работы по каталитическому превращению углеводородов и по оборонной химии.

Для самолетостроения большое значение имели труды профессора М.В. Келдыша и кандидата технических наук Е.П. Гроссмана, удостоенные Сталинской премии второй степени. Эти ученые разработали теорию упругих колебаний частей самолетов и представили метод расчета самолетов на флаттер.

Первые месяцы войны композитор Д. Шостакович провел в блокадном Ленинграде, где у него и родился замысел «Седьмой симфонии», посвященной героическим защитникам города. В Ленинграде были написаны три части симфонии, окончательную работу над этим произведением композитор завершал уже в Куйбышеве. Вскоре это произведение обошло весь мир, утверждая всепобеждающий гуманизм советского народа. Писатель А. Толстой писал, что «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертельный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».

В 1942 году за Седьмую симфонию Д. Шостакович был удостоен Сталинской премии первой степени. В том же году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1946 году Сталинской премии было удостоено новое произведение композитора - трио для скрипки, виолончели и фортепиано, а еще через год выдающийся композитор удостоился звания «Народный артист РСФСР».

В 1947 году Д. Шостакович выступил с семичастной ораторией «Песнь о лесах», написанной для солистов, хора и оркестра на текст поэта Е. Долматовского. За это произведение, а также за музыку к кинофильму «Падение Берлина» в 1950 году композитор удостоился Сталинской премии второй степени. Новым значительным достижением Д. Шостаковича стала созданная им в 1951 году сюита для хора «a capella» (без сопровождения) - «Десять поэм» на тексты революционных поэтов периода от 1905 года до Октябрьской революции. В 1952 году это произведение было отмечено Сталинской премией второй степени.

Все награжденные получали звание «Лауреат Сталинской премии». Почетный знак «Лауреат Сталинской премии» носился на правой стороне груди рядом с орденами и медалями СССР. Он изготовлялся из серебра и представлял собой выпуклый овал, покрытый белой эмалью и окаймленный в нижней части золотыми лавровыми венками.

На белой эмали изображались золотые восходящие лучи. В верхней части знака, на фоне этих лучей, помещалась пятиконечная звезда, выполненная красной эмалью и окаймленная золотым ободком. В середине овала золотыми прописными буквами была сделана надпись: «ЛАУРЕАТУ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ». Верхняя часть овала заканчивалась гофрированной лентой, покрытой голубой эмалью с золотым обрезом, с надписью на ней: «СССР». При помощи ушка и колечка почетный знак «Лауреат Сталинской премии» соединялся с серебряной пластинкой, покрытой золотом, на которой голубой эмалью арабскими цифрами был написан год присуждения Сталинской премии. Постановление Совнаркома Союза ССР о присуждении Сталинских премий публиковалось в центральной печати 21 декабря - в день рождения И.В. Сталина.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Страна

СССР СССР

Тип Кому вручается

деятелям науки и искусства

Основания награждения

за выдающиеся работы в следующих областях наук: физико-математической, технической, химической, биологической, сельскохозяйственной, медицинской, философской, экономической, историко-филологической, юридической, а также за достижения в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве и кинематографии

Статус

не вручается

Статистика Дата учреждения Первое награждение Очерёдность Соответствует

Ста́линская пре́мия (Пре́мия имени Ста́лина) - форма поощрения граждан СССР за выдающиеся достижения в области науки и техники , военных знаний, литературы и искусства , коренные усовершенствования методов производственной работы в -1954 годах . В 1966 году приравнена к созданной Государственной премии СССР .


Учреждение премии

Сталинские премии (или, как их первоначально называли, Премии имени Сталина) были учреждены двумя постановлениями СНК СССР .

Количество присуждаемых премий и их размер впоследствии неоднократно менялись. Впервые это произошло 20 декабря 1940 года , когда СНК СССР принял постановление «Об изменениях порядка присуждения Сталинских премий по науке, изобретениям, литературе и искусству» , согласно которому количество премий в области науки и искусства увеличивалось до трёх премий первой степени по 100 тыс. руб. и пяти премий второй степени по 50 тыс. рублей (по каждой из четырёх номинаций в области литературы устанавливалось по три премии в 100 тыс. рублей) .

В дополнение к существовавшим, в 1949 году была учреждена Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» .

Порядок присуждения премии

Порядок присуждения Сталинских премий был определен постановлением СНК СССР «О порядке присуждения премий имени Сталина за выдающиеся работы в области науки, военных знаний, изобретательства, литературы и искусства» , утвержденном на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 20 марта 1940 года . Согласно нему премии присуждались непосредственно Советом Народных Комиссаров СССР. Кандидатуры лауреатов представляли два специально созданных при СНК СССР комитета:

  • Комитет по Сталинским премиям в области науки, военных знаний и изобретательства;
  • Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства .

Согласно постановлению, комитеты должны были завершать приём работ, выдвинутых на соискание Сталинской премии, до 15 октября и не позднее 1 декабря подавать свои предложения в СНК СССР. Отмечалось, что на соискание премий должны представляться лишь новые работы, законченные в год присуждения премий. Работы или изобретения, законченные в период с 15 октября по 1 декабря текущего года, допускались на соискание премии в следующем году. Постановление СНК СССР от 20 декабря 1940 года изменило этот порядок для премий за 1940 год «как итоговый в отношении достижений прошлых лет», разрешив присуждать премии за работы не только последнего года, но и последних 6-7 лет, одновременно увеличив количество премий. Сроки представлений от комитетов по Сталинским премиям при этом были отодвинуты до 15 января 1941 года .

Работы в области науки и военных знаний, а также описания изобретений должны были представляться в комитеты на любом языке в 3 экземплярах, отпечатанные на пишущей машинке или типографским способом; литературные, музыкальные произведения и проекты архитектурных сооружений - в одном экземпляре, а остальные произведения искусства - в оригинале. Оценка и присуждение премий за работы в области театрального искусства и кинематографии, согласно постановлению от 30 марта 1940 года, оценивались как на основании представленных материалов (пьес, сценариев, макетов и т. п.), так и на основании показов кинофильмов и театральных постановок.

Сталинские премии присуждались ежегодно и являлись знаком признания высокого научного, культурного, инженерно- или организационно-технического вклада лауреата . Особенно тщательно производился отбор кандидатов в лауреаты самой первой премии, о присуждении которой было объявлено в 1941 году . Многочисленные свидетельства говорят о том, что И. В. Сталин уделял пристальное внимание отбору и утверждению кандидатов на премию своего имени, зачастую фактически единолично решая вопрос о её присуждении .

История премии

Деньги на премии брались из гонораров И. В. Сталина за издания его трудов, в том числе за рубежом .

Возможно, на премии также шла часть зарплаты вождя - он занимал две высокие должности (секретарь ЦК и председатель СНК), и за каждую в послевоенные годы ему начислялось 10 тысяч рублей в месяц.

В 1942-1943 гг. почти все (или все) лауреаты перечислили деньги, полученные с премией, в Фонд обороны . Поэтому в 1944-1945 гг. Сталинские премии не присуждались, поскольку они предназначались именно для материальной поддержки. 8 сентября 1943 года был учрежден Почетный Знак Лауреата Сталинской премии.

Иногда премию перечисляли на благотворительные цели .

Постановления СНК (СМ) СССР о присуждении Сталинских премий от 13.03.1941; 14.03.1941; 15.03.1941; 10.04.1942; 11.04.1942; 19.03.1943; 23.03.1943; 26.01.1946; 26.06.1946; 6.06.1947; 1.04.1948; 20.04.1948; 29.05.1948; 2.06.1948; 8.04.1949; 9.04.1949; 3.03.1950; 8.03.1950; 1951; 1952 были опубликованы в периодической печати с указанием их денежных сумм в различных областях. В Постановлениях 1951-1952 годов не указывается их точная дата. Постановления 1953-1954 годов не опубликовывались, видимо, по соображениям секретности. Также в опубликованных списках нет некоторых лауреатов, о которых указано в других источниках.

Особенность премии

Премия давалась не по совокупности заслуг, а за конкретные работы и достижения. Поскольку она задумывалась именно как материальный стимул, то присуждалась в основном людям в среднем возрасте или даже молодым. А в качестве награды к премии обычно прилагался орден.

Лауреатам Сталинской премии полагались определённые льготы: бесплатный проезд, бесплатное обучение детей в вузах.

Многократно награждённые премией

Абсолютным рекордсменом по числу присуждённых Сталинских премий был авиаконструктор С. В. Ильюшин , получивший 7 премий. Шестикратными лауреатами стали кинорежиссёры И. А. Пырьев и Ю. Я. Райзман , кинорежиссёр-документалист И. П. Копалин , актёр и режиссёр Н. П. Охлопков , поэт и писатель К. М. Симонов , композитор С. С. Прокофьев , артист Н. И. Боголюбов , авиаконструкторы А. С. Яковлев , А. И. Микоян , М. И. Гуревич .

Ликвидация премии

Поскольку Сталин в марте 1953 года умер, не оставив завещания, гонорары от его публикаций не могли больше использоваться для выплаты премий его имени. Поэтому после 1954 года Сталинские премии не присуждались.

В рамках кампании по искоренению культа личности Сталина , начавшейся после XX съезда КПСС , в 1956 году была учреждена Ленинская премия , фактически заменившая собой Сталинскую премию. В 1966 году была учреждена Государственная премия СССР , к которой была приравнена Сталинская премия. Дипломы и знаки лауреата Сталинских премий 1-й, 2-й и 3-й степеней были заменены на дипломы и почётные знаки лауреата Государственной премии СССР. В учебной и справочной литературе название Сталинской премии методично заменялось на Государственную , информация о ней и её лауреатах дозировалась и мистифицировалась. Примером может служить Краткая литературная энциклопедия , где в статье о литературных премиях говорится, что постановлением СНК СССР от 20 декабря 1939 года «были установлены Государственные премии СССР. До ноября 1961 года они именовались Сталинскими премиями». Подобная подмена названий часто встречается и в современных изданиях.

Лауреаты

Лауреаты в области науки (1941-1943)

Лауреаты в области науки (1946-1952)

Лауреаты за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы

Лауреаты в области литературы и искусства

Примечательный факт

Звания лауреата Сталинской премии были лишены: Серго Берия , Лаврентий Берия , Андрей Сахаров , ряд других лауреатов. Среди лауреатов были репрессированные позже Н. А. Вознесенский , П. Я. Мешик , В. Л. Зускин и др.

В литературе

Сталинской премией третьей степени был награждён персонаж повести Всеволода Кочетова «Журбины» - модельщик Виктор Журбин, за изобретение станка «Жускив-1».

См. также

  • Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами»

Напишите отзыв о статье "Сталинская премия"

Примечания

Литература

  • «Сталинские премии: две стороны одной медали»: Сб. документов и художественно-публицистических материалов / Сост. В. Ф. Свиньин, К. А. Осеев. - Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2007. - 880 с - ISBN 978-5-98502-050-2 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сталинская премия

– Господа тут; в избе сам анарал, а вы, черти, дьяволы, матершинники. Я вас! – крикнул фельдфебель и с размаху ударил в спину первого подвернувшегося солдата. – Разве тихо нельзя?
Солдаты замолкли. Солдат, которого ударил фельдфебель, стал, покряхтывая, обтирать лицо, которое он в кровь разодрал, наткнувшись на плетень.
– Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель.
– Али не любишь? – сказал смеющийся голос; и, умеряя звуки голосов, солдаты пошли дальше. Выбравшись за деревню, они опять заговорили так же громко, пересыпая разговор теми же бесцельными ругательствами.
В избе, мимо которой проходили солдаты, собралось высшее начальство, и за чаем шел оживленный разговор о прошедшем дне и предполагаемых маневрах будущего. Предполагалось сделать фланговый марш влево, отрезать вице короля и захватить его.
Когда солдаты притащили плетень, уже с разных сторон разгорались костры кухонь. Трещали дрова, таял снег, и черные тени солдат туда и сюда сновали по всему занятому, притоптанному в снегу, пространству.
Топоры, тесаки работали со всех сторон. Все делалось без всякого приказания. Тащились дрова про запас ночи, пригораживались шалашики начальству, варились котелки, справлялись ружья и амуниция.
Притащенный плетень осьмою ротой поставлен полукругом со стороны севера, подперт сошками, и перед ним разложен костер. Пробили зарю, сделали расчет, поужинали и разместились на ночь у костров – кто чиня обувь, кто куря трубку, кто, донага раздетый, выпаривая вшей.

Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище.
Напротив, никогда, в самых лучших материальных условиях, войско не представляло более веселого, оживленного зрелища. Это происходило оттого, что каждый день выбрасывалось из войска все то, что начинало унывать или слабеть. Все, что было физически и нравственно слабого, давно уже осталось назади: оставался один цвет войска – по силе духа и тела.
К осьмой роте, пригородившей плетень, собралось больше всего народа. Два фельдфебеля присели к ним, и костер их пылал ярче других. Они требовали за право сиденья под плетнем приношения дров.
– Эй, Макеев, что ж ты …. запропал или тебя волки съели? Неси дров то, – кричал один краснорожий рыжий солдат, щурившийся и мигавший от дыма, но не отодвигавшийся от огня. – Поди хоть ты, ворона, неси дров, – обратился этот солдат к другому. Рыжий был не унтер офицер и не ефрейтор, но был здоровый солдат, и потому повелевал теми, которые были слабее его. Худенький, маленький, с вострым носиком солдат, которого назвали вороной, покорно встал и пошел было исполнять приказание, но в это время в свет костра вступила уже тонкая красивая фигура молодого солдата, несшего беремя дров.
– Давай сюда. Во важно то!
Дрова наломали, надавили, поддули ртами и полами шинелей, и пламя зашипело и затрещало. Солдаты, придвинувшись, закурили трубки. Молодой, красивый солдат, который притащил дрова, подперся руками в бока и стал быстро и ловко топотать озябшими ногами на месте.
– Ах, маменька, холодная роса, да хороша, да в мушкатера… – припевал он, как будто икая на каждом слоге песни.
– Эй, подметки отлетят! – крикнул рыжий, заметив, что у плясуна болталась подметка. – Экой яд плясать!
Плясун остановился, оторвал болтавшуюся кожу и бросил в огонь.
– И то, брат, – сказал он; и, сев, достал из ранца обрывок французского синего сукна и стал обвертывать им ногу. – С пару зашлись, – прибавил он, вытягивая ноги к огню.
– Скоро новые отпустят. Говорят, перебьем до копца, тогда всем по двойному товару.
– А вишь, сукин сын Петров, отстал таки, – сказал фельдфебель.
– Я его давно замечал, – сказал другой.
– Да что, солдатенок…
– А в третьей роте, сказывали, за вчерашний день девять человек недосчитали.
– Да, вот суди, как ноги зазнобишь, куда пойдешь?
– Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
– Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
– А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
– Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
– Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
– Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.
– Что? Не будешь? – насмешливо подмигнув, сказал один солдат, обращаясь к Рамбалю.
– Э, дурак! Что врешь нескладно! То то мужик, право, мужик, – послышались с разных сторон упреки пошутившему солдату. Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил:
– Oh, nies braves, oh, mes bons, mes bons amis! Voila des hommes! oh, mes braves, mes bons amis! [О молодцы! О мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О мои добрые друзья!] – и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату.
Между тем Морель сидел на лучшем месте, окруженный солдатами.
Морель, маленький коренастый француз, с воспаленными, слезившимися глазами, обвязанный по бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку. Он, видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, перерывающимся голосом французскую песню. Солдаты держались за бока, глядя на него.
– Ну ка, ну ка, научи, как? Я живо перейму. Как?.. – говорил шутник песенник, которого обнимал Морель.
Vive Henri Quatre,
Vive ce roi vaillanti –
[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.