Разряд местоимения ни о чем. Местоимение

По значению и синтаксическим функциям место­имения делятся на следующие разряды.

1. Личные местоимения я, мы (1-е лицо), ты, вы (2-е лицо), он, она, оно, они (3-е лицо) указыва­ют на лицо, предмет и отвечают на вопросы «кто?», «что?».

2. Возвратное местоимение себя указывает на то, что совершаемое действие направлено на само дей­ствующее лицо, совершается для данного лица и т. д. Данное местоимение не имеет рода, числа и формы Им п., в предложении явля­ется дополнением. Слово себе может выступать и в значении части­цы: Ступай себе мимо!

3. Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их указывают на принадлеж­ность предмета кому-либо и отвечают на вопрос «чей?».

Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменя­ются по родам (мой, моя, моё; твой, твоя, твоё ), чис­лам (наш - наши, ваш - ваши ) и падежам, при этом они склоняются как прилагательные: мой, моего, мо­ему, моим и т. д. В предложении употребляются в качестве согласованных определений.

4. Указательные местоимения тот» этот, та­кой, таков, столько, сей, оный (последние два яв­ляются устаревшими) указывают на предметы или их качества, количество. Они обычно определяют имя сущ, с которым согласуются в роде, числе и падеже, склоняясь при этом как прилагат.: та цифра, тот угол. Местоимение таков имеет только формы рода и числа: таков, таково, такова, таковы . Оно употреб­ляется значительно реже, чем такой , и обычно вы­ступает в роли именной части составного сказуемо­го: Сыр выпал - с ним была плутовка такова .

Местоимение столько сочетается с сущ в форме мн ч., поэтому изме­няется только по падежам, сохраняя при склонении ударение на первом слоге: столько книг, стольких книг и т. д.

5. Вопросительные местоимения кто, что, ка­кой, каков, чей, который, сколько используются в вопросительных предложениях для выражения во­проса о предмете, признаке или количестве: «Который час?»

Местоимения кто, что, сколько изменяются только по падежам (кого, кому, кем и т. д.), какой, который, чей - по родам, числам и падежам: какой, какая, какое, какие; какого, какому, каким и т. д.; какое - по родам и числам: какова, каково, како­вы. При склонении местоимения сколько ударение остается на основе: сколько, скольких, скольким и т. д.

Местоимение который используется при вопросе о порядке по счету или об одном из нескольких пред­метов: Который час? При вопро­се о качестве предмета употребляется местоимение какой : Какой цвет тебе нравится?

6. Относительные местоимения кто, что, какой, каков, чей, который, сколько отличаются от вопро­сительных тем, что употребляются только для свя­зи частей сложноподчиненного предложения: Относительные местоимения изменяются так же, как и вопросительные.


7. Определительные местоимения весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, другой имеют различ­ные функции. Например, местоимения всякий, ка­ждый указывают на какой-либо предмет, взятый из числа многих, имеют значение «всевозможный, все до одного» . Ме­стоимение весь имеет обобщенно-собирательное зна­чение: Определительные местоимения имеют формы ро­да (весь, вся, всё), числа (всякий, всякие) и падежа (каждый, каждого, каждому, каждым и т. д.).

8. Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько указы­вают на отсутствие предмета, признака: никто не пришел, нечего сказать,. Они образованы от вопросительных местоимений при помощи при­ставок не-, ни- и поэтому изменяются так же, как и слова, от которых они образованы: никто, никого, никому, никем и т. д.; никакой, никакого, никако­му, никаким и т. д.

Местоимения некого, нечего не имеют форм Им падежа.

Если отрицательные местоимения употребляют­ся с предлогом, он ставится между не, ни и место­имением: ни у кого, не с кем.

9. Неопределенные местоимения некто, нечто, некий, некоторый, кто-то, что-то, кто-нибудь, что-либо, какой-либо, кое-какой, несколько и дру­гие образованы от вопросительных местоимений при помощи приставок не-, кое - и постфиксов -то, -либо, -нибудь . Они употребляются для указания на не­определенные предметы, признаки и количества, для приблизительного указания на предмет, признак или количество. Местоимения некий, некоторый, кое-какой, ка­кой-нибудь, какой-либо, чей-то и другие, отвечаю­щие на вопросы «какой?», «чей?» , изменяются по родам (кое-какой, кое-какая, кое-какое ), числам (ка-кой-нибудь, какие-нибудь ), падежам (кое-какого, кое-какому, кое-каким и т. д.).

Местоимение некто употребляется только в фор­ме Им п, нечто - в формах Им и В П.

По сво­е­му зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам место­име­ния в рус­ском язы­ке делят­ся на несколь­ко раз­ря­дов : лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

Таблица «Разряды местоимений»

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ряд место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния они име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

Разряд
Примеры Синтаксическая функ­ция
Личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Я подо­шла к окну.
У меня зазво­нил теле­фон.
Возвратное себя Посмотри на себя в зер­ка­ло.
Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой Твое мне­ние мне извест­но.
Его лицо ста­ло груст­ным.
Вопросительные кто? что? какой? каков?
кото­рый? чей? сколь­ко?
Кто сту­чит­ся в дверь?
У чье­го окна сидят голу­би?
Сколько яблок на сто­ле?
Относительные кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко Не могу понять, что мог­ло их так задер­жать.
Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
Отрицательные никто, ничто, неко­го,
нече­го, ника­кой,
ничей, нисколь­ко
Никто не отве­тил мне.
Некого теперь спро­сить об этом.
Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенные некто, нечто, неко­то­рый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел пес­ню.
Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.
Пометь чем-нибудь саже­нец.
Определительные сам, самый, каж­дый,
любой, вся­кий, целый,
иной, весь, дру­гой
Другой путь пред­сто­ит нам.
Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательные этот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столь­ко, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радо­сти было в ее гла­зах!
Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, .

Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

Местоимения «я» , «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты» , «вы» - ко вто­ро­му; «он» , «она» , «оно» - к тре­тье­му.

Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы , как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик..? (А.Коваленко)

У место­име­ний «он» , «она» , «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

  • я, ты - мы, вы;
  • он, она, оно - они.

Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы» , «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва. Местоимения «мы « и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты» . Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

  • я - меня;
  • ты - тебя;
  • она - её;
  • они - их.

Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

  • и.п. -
  • р.п. себя
  • д.п. себе
  • в.п. себя
  • т.п. собой
  • п.п. о себе

лошад­ка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их - несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Притяжательные место­име­ния «его» , «её» , «их» не изме­ня­ют­ся.

Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что? ), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый? ) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко? ) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми .

Кто там сту­чит­ся у ворот? (С.Маршак).

Что сде­лаю я для людей? - силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

Вдруг он обра­тил­ся к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не пони­ма­ешь?» - спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

Каков ответ на мой вопрос?

Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми :

Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

Неопределенные местоимения

Ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

«некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы (А. Гайдар).

Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не- .

Местоимения «неко­го» , «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

Местоимения «никто» , «ника­кой» , «ничей» , «неко­го» , «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

«тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

Определительные место­име­ния - «весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

Каждый , кто молод, дай­те нам руки - в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»

Так как десятичная система счисления поместная, то число зависит не только от записанных в нем цифр, но и от места записи каждой цифры.

Определение: Место записи цифры в числе называется разрядом числа.

Например, число состоит из трех цифр: 1, 0 и 3. Поместная, или разрядная, система записи позволяет из этих трех цифр составить трехразрядные числа: 103, 130, 301, 310 и двухразрядные числа: 013, 031. Приведенные числа расположены в порядке возрастания: каждое предыдущее число меньше последующего.

Следовательно, цифры, которые используются для записи числа, не определяют полностью это число, а служат только инструментом его записи.

Само число строится с учетом разрядов , в которых записана та или иная цифра, т. е. нужная цифр должна еще и занимать нужное место в записи числа.

Правило. Разряды натуральных чисел именуются справа налево от 1 к большему числу, каждый разряд имеет свой номер и место в записи числа.

Наиболее употребляемые числа имеют до 12 разрядов. Числа, имеющие более 12 разрядов, относятся к груп­пе больших чисел.

Количество занятых цифрами мест при условии, что цифра наибольшего разряда не 0, определяет разрядность числа. О числе можно сказать, что оно: однозначное (одноразрядное), например 5; двузначное (двухразрядное), например 15; трехзначное (трехраз­рядное), например 551, и т. д.

Кроме порядкового номера каждый из разрядов имеет свое наименование: разряд единиц (1-й), разряд десятков (2-й), разряд сотен (3-й), разряд единиц тысяч (4-й), разряд десятков тысяч (5-й) и т. д. Каждые три разряда, начиная с первого, объединены в классы . Каждый класс тоже имеет свой порядковый номер и наименование.

Например, первые 3 разряда (от 1-го до 3-го включительно) - это класс единиц с порядковым номером 1; третий класс - это класс миллионов, он включает 7-й, 8-й и 9-й разряды .

Приведем структуру разрядного построения числа, или таблицу разрядов и классов.

Число 127 432 706 408 - двенадцатиразрядное и чи­тается так: сто двадцать семь миллиардов четыреста тридцать два миллиона семьсот шесть тысяч четыреста восемь. Это многозначное число четвертого класса. Три разряда каждого класса читаются как трехзначные числа: сто двадцать семь, четыреста тридцать два, семьсот шесть, четы­реста восемь. К каждому классу трехзначного числа добавляется наименование класса: «миллиардов», «милли­онов», «тысяч».

У класса единиц наименование опускается (подра­зумевается «единиц»).

Числа от 5-го класса и выше относятся к большим числам. Большие числа используются только в специфи­ческих отраслях Знаний (астрономии, физике, электро­нике и т. д.).

Приведем ознакомительно названия классов от пятого до девятого: единицы 5-го класса - триллионы, 6-го класса - квадриллионы, 7-го класса — квинтиллионы, 8-го класса - секстиллионы, 9-го класса - септиллионы.



Разряд

Разря́д

Морфология: (нет) чего? разря́да , чему? разря́ду , (вижу) что? разря́д , чем? разря́дом , о чём? о разря́де ; мн. что? разря́ды , (нет) чего? разря́дов , чему? разря́дам , (вижу) что? разря́ды , чем? разря́дами , о чём? о разря́дах

Ателье высшего разряда. | В классификации наук работы по искусственному интеллекту из разряда теоретических переведены в разряд прикладных наук.

2. Когда говорят, что что-либо из разряда чего-либо, то это означает, что какое-то событие, происшествие и т. д. может быть отнесено к какому-либо устойчивому типу.

Её секрет был из разряда тех, что женщины предпочитают уносить с собой в могилу.

3. Если что-либо делается по первому разряду , то это означает, что кто-либо устраивает что-либо наилучшим из возможных способов.

Сыграть свадьбу по первому разряду.

4. Разрядом называется уровень чьей-либо квалификации в какой-либо профессии, специальности, спорте и т. д.

Слесарь пятого разряда. | Поднять разряд опытному сотруднику. | Получить высший разряд. | Третий юношеский разряд по фехтованию.

5. В математике разрядом называется место, которое занимает цифра при письменном обозначении числа.

Старший разряд. | Нулевое значение левого разряда. | Два десятичных разряда.

разря́дный прил.

[энергия] сущ. , м. , употр. нечасто

1. Разрядом называется отдача аккумулятором своей энергии потребителю.

Полный разряд аккумулятора. | Время, скорость разряда батарей.

2. Электрическим разрядом называется моментальное протекание тока через газовую среду, которое сопровождается вспышкой и громким звуком.

Дуговой разряд. | Атмосферные, грозовые разряды. | Разряд молнии. | Мощный, сильный разряд.

разря́дный прил.

Разрядный ток.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "разряд" в других словарях:

    Происходит от глагола «разряжать» или от глагола «разрежать», имеет множество значений в различных областях. Содержание 1 Подразделение 2 Управление 3 Физика … Википедия

    РАЗРЯД - (1) аккумулятора режим, обратный (см.) аккумуляторной батареи, определяемый её электроёмкостью и состоящий в длительной отдаче накопленной электрической энергии при включении полезной нагрузки (внешней цепи). Нельзя допускать Р. кислотного… … Большая политехническая энциклопедия

    Толковый словарь Ушакова

    1. РАЗРЯД1, разряда, муж. 1. кого что. Отдел, группа, род, категория в каком нибудь подразделении предметов, явлений, различающихся по тем или иным признакам. Разряд растений (бот.). «Вся ваша прежняя жизнь привела вас к заключению, что люди… … Толковый словарь Ушакова

    Ряд, слой, род, порода, вид, подвид, деление, порядок, разбор, семейство, группа, сорт, категория, серия, класс, тип, жанр; партия, орден, секта, секция, школа. Ср. . .. См. степень... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под … Словарь синонимов

    1. РАЗРЯД, а; м. 1. Группа, род, категория каких л. предметов, людей, явлений, сходных между собой по тем или иным признакам. Принадлежать к разряду волевых людей. Попасть в разряд тех писем, на которые не отвечают. Ателье высшего разряда.… … Энциклопедический словарь

Мир местоимений многообразен и очень широк. Наверное, не существует языка, в котором не было бы местоимений. Мы постоянно пользуемся ими в своей речи, поэтому после существительных и глаголов местоимения занимают 3-е место по частоте употребления. Однако следует учитывать, что, по сравнению с глаголами и существительными, которых в языке тысячи, местоимений всего несколько десятков. Теперь представьте, как часто мы употребляем одни и те же местоимения в нашем разговоре или в письменных текстах! Самые частотные местоимения – я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.

Конечно, может возникнуть вопрос: «А зачем так часто повторять местоимения? Неужели их нельзя заменить другими частями речи?» Нет, нельзя обойтись без местоимений, и частое повторение их тоже неизбежно, потому что постоянно возникает необходимость указывать на события, предметы, явления, количество, качества, о которых уже ранее говорилось. Если бы не было местоимений, мы были бы вынуждены повторять существительные, прилагательные, числительные, глаголы и даже целые фразы, а это слишком нудно и длинно. Язык же, как и большинство людей, довольно ленив, поэтому и нужны местоимения – для экономии места, времени и пространства.

Местоимения – это слова, которые не называют предмет, признак или количество, а только указывают на него. Местоимениям, следовательно, свойственно не конкретное лексическое значение, а обобщенное. Но в контексте местоимение может приобретать конкретное значение, которое будет изменяться в другом контексте. Например, местоимение он в предложениях «Шар упал, он был легкий » и «Кирпич упал, он был тяжелый » будет иметь разное лексическое значение в соответствии с тем, что именно заменяет местоимение он – существительное шар или существительное кирпич .

Однако не все местоимения могут конкретизироваться в определенном контексте. Некоторые всегда сохраняют свое значение только указателя на предмет, признак, количество. Это относится, прежде всего, к отрицательным и неопределенным местоимениям. Например: Никто за Вареньку не сможет выучить правила.

По значению местоимения принято делить на девять разрядов. Довольно большое количество этих разрядов вызывает определенные трудности при изучении, но главное – понять принцип деления и значение местоимений, тогда выучить будет гораздо легче.

1. Личные местоимения. Я – мы, ты – вы, он, она, оно – они.

Пример: Вероника не придет. Она занимается русским языком с репетитором.

2. Возвратное местоимение себя . Оно указывает на отношение субъекта к самому себе.

!!! Это местоимение не имеет формы именительного падежа, не имеет рода и числа. Пример: Каждому необходимо хоть раз взглянуть на себя со стороны.

3. Притяжательные местоимения. Мой, твой, наш, ваш, свой.

Эти местоимения, как и притяжательные прилагательные, обозначают принадлежность.

Пример: Возьми мой учебник по русскому языку.

4. Указательные местоимения. Тот (та, то, те), таков (такова, таково, таковы), этот (это, это, эти); такой, таковой, экий (экой), этакий (эдакий), сей, оный, столько.

Все эти местоимения, кроме местоимения столько , могут иметь категорию рода, числа и падежа. Местоимение столько может только изменяться по падежам.

Пример: Обязательно выучи эти разряды местоимений!

5. Вопросительные местоимения. Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой.

Эти местоимения используются в вопросительных предложениях для оформления вопроса.

Пример: Кто готов заниматься серьезно и упорно?

6. Относительные местоимения. Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой, каковой.

Эти местоимения омонимичны вопросительным, но отличить их нетрудно: относительные используются в сложноподчиненных предложениях в качестве средства подчинительной связи придаточной части предложения с главной. Здесь они обычно называются союзными словами.

Пример: Я знаю, кто готов заниматься серьезно и упорно.

Иногда относительные и вопросительные местоимения объединяют в один разряд: вопросительно-относительные.

7. Определительные местоимения. Весь, всякий (всяческий, всяк), сам, самый, каждый, иной, любой, другой.

Пример: Я сам хочу всего добиться.

8. Отрицательные местоимения. Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

Значение отрицательных местоимений не раскрывается в контексте , что является их особенностью.

Все отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок ни- и не- . Приставка не- всегда ударная , а приставка ни- всегда без ударения.

Пример: Некогда болеть, никогда не болеть.

Запомните! Местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа!

9. Неопределенные местоимения. Некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь; нечто, кое-что, что-то, что-либо, что-нибудь; некоторый, который-либо, который-нибудь, какой-то, некий, кое-какой, какой-либо, какой-нибудь; чей-то, чей-либо, чей-нибудь; несколько.

Общей особенностью неопределенных местоимений, так же, как и отрицательных, является то, что их значение не раскрывается в контексте.

Образуются неопределенные местоимения от вопросительных с помощью приставок кое-, не- и постфиксов -то, -либо, -нибудь.

Пример: Кто-нибудь поможет мне решить это задачу.

Запомните! Местоимение некто употребляется только в именительном падеже, местоимение нечто – в именительном и винительном падежах. Фактически эти местоимения не изменяются!

Итак, перед Вами трудная, но выполнимая задача – понять и выучить разряды местоимений по значению. Если Вы с ней справитесь, Вам будет гораздо легче при изучении сложных предложений.

Удачи Вам и красивого, грамотного русского языка!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.