Проект "Волшебное зимнее чудо - снежинка" (старшая группа). Проект по окружающему миру (старшая группа) на тему: Проект "Как появляются снежинки"

Номинация «Детский проект в начальной школе»

Проект разработан воспитанниками ТО «Рукодельница». Может быть использован в теме «Времена года» курса окружающий мир, на уроках технологии.

В ходе работы над проектом учащиеся изучают «строение снежинки», работают со схемами бисерных снежинок, составляют эскизы собственных моделей одежды. Результат этой работы - коллекция моделей с декорируемым элементом «снежинка». Работа над проектом позволяет учащимся научиться пользоваться различными источниками и способами получения информации.

Тема проекта : «Такие разные снежинки».

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.

По количеству участников : коллективный.

По продолжительности: 1 учебный год.

Актуальность и новизна проекта . Значительной силой воспитательного воздействия на протяжении многих веков обладало декоративно-прикладное искусство и народные ремесла. Ни в одной стране мира нет такого разнообразия народных ремесел, как в России, не исключение и Центрально - чернозёмный регион. Глубокие народные традиции нашего края хранят приемы работы с различными материалами. Умение воплощать свои идеи в действительность, разрабатывать и создавать свой продукт учебно-познавательной деятельности, уметь видеть красоту в окружающем мире и способность переносить это в свои работы - вот актуальность данной работы

Гипотеза проекта: Если изучить строение природной снежинки, то можно изготовить снежинку в различных техниках рукоделия.

Объект исследования: природные снежинки.

Цель: изучение природных снежинок и создание коллекции одежды с использованием бисерных элементов «снежинки».

Задачи:

1. Изучить строение снежинки.

2. Составить собственную схему элемента «Снежинка».

3. Составить эскиз модели.

4. Изготовить модель.

5. Распространить свой опыт участвуя в конкурсах и мероприятиях.

Программное обеспечение проекта : среда для создания презентаций Power Point, MikrosoftWord.

Проблемные вопросы:

  • О чем может рассказать снежинка?
  • Какие существуют формы снежинок?
  • Как рождается снежинка?
  • Можно ли путем замораживания из капельки воды получить снежинку?
  • Как изготовить снежинку из бисера
  • Как декорировать одежду снежинками.

План проведения проекта

  • Планирование работы учащихся в группе. Обсуждение возможных источников информации (сентябрь)
  • Работа со схемами эскизами (сентябрь-октябрь)
  • Выполнение практической части проекта (октябрь-декабрь)
  • Участие в конкурсах, выступления (декабрь-май)

Пример продукта проектной деятельности учащихся

  • Презентация «Такие разные Снежинки»
  • Конкурсный показ коллекции «Красна девица»

Вывод: зная строение природных снежинок и систематизируя эти знания и навыки работы с тканью и бисером, можно создавать новые схемы и поделки.

Результативность:

  • 2 место региональный этап Всероссийского конкурса театров моды и костюма «Молодежная мода - новый стиль отношений».
  • Участие в областной конференции.
  • 1 место в конкурсе проектов в Доме творчества.

Проект: «Как появляются снежинки»

Вид проекта: краткосрочный, групповой, исследовательско-

творческий.

Сроки реализации проекта: с 11.01. 2016 по 11 02 2016

Объект проекта: окружающий мир

Предмет проекта: снежинки

Проблемные вопросы:

Как появляются снежинки?

Почему снег скрипит под ногами?

Можно ли поймать снежинку?

Почему блестит снег?

Можем ли мы видеть снежинки?

Может ли человек создать снежинку?

Актуальность проекта:

Во-первых, исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Во-вторых, данный проект позволяет сформировать у детей способность к решению такие сложные задачи как:

Умение видеть проблему и ставить вопросы;

Умение анализировать;

Умение обобщать и делать выводы;

Высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.

Предназначение дошкольного возраста не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки и образа «я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей.

В-третьих, именно занятие интегрированного типа, построенного на игровых приемах, позволяет реализовать цель и задачи поставленного проекта, так как игра и связанные с ней виды деятельности: познавательная, изобразительная, музыкальная, – являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые, в свою очередь, очень часто преобразуют познавательные задачи в игровые.

Развивающий эффект игровых приемов, на основе которых выстроен проект занятия, заключен в них самих. Характер используемых игр и упражнений способствует развитию воображения, наглядно-образного мышления. Эмоциональная насыщенность приемов развивающего обучения, используемых на занятии, способствует развитию эмоционального восприятия мира ребенком, что положительно влияет на расширение детского кругозора, формирование познавательного интереса.

В рамках темы и типа занятия связаны между собой задачи обучения, развития и воспитания. Занятие интересно межпредметными связями, индивидуально-ориентированной направленностью используемых приемов, свободным взаимодействием педагога и детей.

Важной стороной актуальности данного проекта занятия выступают возрастные особенности детей старшей группы. В представленном занятии выстроена адекватная возрасту система методов и приемов для достижения цели и задач проекта.

При разработке данного проекта мной сформулированы цели, которые рассматривались как желаемый результат.

Цель проекта: изучение природного явления – снежинки.

Задачи педагогические:

  • Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
  • Закрепление и расширение знаний об окружающем мире, на основе которых обогащается словарь детей, совершенствование навыков нетрадиционного изображения предметов в форме игровых действие, приемов
  • Формирование предпосылок поисковой деятельности.
  • Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.
  • Развивать навыки общения и речь, творческие способности, воображение, мышление, расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
  • Развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Задачи развития образовательного процесса:

  • Основная познавательная цель – определение результативности и оптимальности избранных и используемых дидактических методов и приемов, педагогических технологий.
  • Основная исследовательская цель – определение возможностей интегрированного подхода к структуре занятия в рамках индивидуальной ориентированной направленности обучения, проживания данного педагогического события совместно с детьми и педагогами.

Задача профессиональная:

  • Эмоциональное благополучие детей, комфортность во время проведения занятия
  • Интерес каждого ребенка, который определяется не только содержанием деятельности, а также предоставлением возможности общения с педагогом
  • Успешность обучения через его координирование в зависимости от индивидуальных особенностей детей, темпов усвоения детьми материала, интереса детей.
  • Это формирование предметных умений. Форма, в которой можно определить, усвоен ли детьми материал, - это ответы на обобщающие вопросы, рефлексия.
  • Реализовать такие психологические характеристики личности детей, как воображение, ясность речи, коммуникативность, эмпатия.

Задачи работы с родителями

  • Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников
  • Привлечь родителей к организации познавательно-поисковой деятельности детей
  • Активизировать мышление детей и родителей в процессе решения проблемных ситуаций
  • С помощью родителей совершенствовать уровень исследовательских умений детей
  • Формирование партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми

Участники проекта:

  • Воспитатель старшей группы,
  • дети старшей группы;
  • родители воспитанников.

Название и форма итогового мероприятия: интегрированное занятие «Снежинка-чаровница».

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный: постановка цели и задач, определение методов и форм работы, выбор и подготовка оборудования и материалов.
  • исследовательский: проведение экспериментов со снегом и водой, разучивание стихотворений, слушание музыки, сотрудничество с родителями.
  • заключительный: обобщение результатов, подготовка презентаций.
  • показ интегрированного занятия.

План проведения проектной деятельности

Этапы

Деятельность

Выявление проблемы. Постановка цели

Изучение природного явления - снежинка.

Взаимодействие с родителями

Родительское собрание на тему "Проектная деятельность в детском саду, анкетирование, консультации по проведению проекта, введение родителей в проблему.

Привлечение специалистов к осуществлению проекта

Консультации с музыкальным руководителем по подборке музыкального материала, песен к осуществлению проекта; консультации с психологом по подбору релаксационных упражнений, физкультминуток на развитие воображения детей, создания в группе благоприятной атмосферы; консультации с методистом детского сада по подбору литературы для осуществления проекта.

Сбор и накопление материала

Проведение занятий с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования.

Беседы на тему: " Зимушка-Зима", "Откуда берутся снежинки?", " Почему хрустит снег?", "Многообразие форм снежинок" и т. д.; Рассматривание картин на зимнюю тематику, рассматривание фотографий снежинок; разучивание стихов о снежинке, рассказов и сказок на зимнюю тематику, сочинение сказок и рассказов о снежинке. Исследовательская деятельность: проведение опытов со снегом и водой, изучение строения снежинки. Продуктивная деятельность: рисование снежинок, лепка снежинок из пластилина, вырезывание снежинок из бумаги, изготовление снежинок из бросового и природного материала (пенопласт, тыквенные семечки, соль, макароны), составление снежинок из геометрических фигур.

Домашнее задание

Сбор интересных фактов о снежинках, изготовление творческих папок и работ, сочинение рассказов и сказок о снежинке.

Подведение итогов

Анализ проделанной работы. Консультации и решение проблемных моментов со специалистами. Презентация и проведение интегрированного игрового занятия "Снежинка- пушинка".

Выставка детских работ

Предварительная работа:

Образовательная область

Вид работы

Сотрудничество с родителями

Составление сказок о Снежинке;

Сбор информации о снежинке, обобщение полученных детьми знаний в виде презентаций, папок

Проведение родительского собрания на тему «Что такое проектная деятельность? Роль родителей в совместной с детьми проектной деятельности»

Консультации «Сказки, придуманные вместе с детьми», «Как собрать интересные факты о снежинке»,

Анкетирование

Здоровье

Обучение детей методам релаксации и снятия напряжения

Закаливание

Подвижные игры на свежем воздухе

Психогимнастика

Познание

Проведение занятий на темы:

«Снег и его свойства»»

«Что такое снежинка?»

«Как образуются снежинки?»

«Почему растениям необходимо снежное одеяло?»

Эксперименты:

«Чистый ли снег?»

«Свойства воды»

«Что происходит со снегом в тепле?»

«Где быстрей растает снежинка?»

Коммуникация

Проведение сюжетно-ролевых игр «Мы – снежинки», «Снежное царство»

Проведение подвижных игр «Снежки», «Два Мороза», «Дед Мороз»

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков;

Обогащение активного словаря детей

Вовлечение детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Художественная литература

Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказки о снежинке.

Беседа по картине «Зимние забавы».

Описание снежинки

Заучивание стихотворения Бальмонта «Снежинка»

Знакомство с приметами и заучивание поговорок о зиме.

Чтение стихотворений Б. Заходера «Первый снег», «Танец снежинок», Бальмонта «Снежинка», М. Удальцова «Я снежиночку поймала», сказки «12 месяцев», Архангельского «Летят снежные пушинки», И. Полуянова « Шепот снегов»

Социализация

Развитие волевой регуляции поведения

Развитие эмпатийных качеств личности

Обучение оптимальным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Игры драматизации и инсценировки

Труд

Наблюдение за уборкой снега, расчисткой дорожек

Создание зимних построек на участке

Беседы на тему «Зимние забавы»

Игры с использованием различных материалов (снег, песок, бумага).

Музыкаа

Разучивание песен о зиме, танца снежинок

Выполнение занятий под музыкальное сопровождение

Художественное творчество

Конструирование из бумаги «Снежинка»

Изготовление снежинок из бросового материала (пенопласт) из природного материала (тыквенные семечки, соль, макароны)

Рисование «Портрет снежинки», «Снежинкопад», «Путешествие новогодней снежинки»

Результаты :

  • Дети научились самостоятельно обобщать и воспроизводить знания, полученные в ходе предварительной работы об явлениях окружающего мира.
  • Сформированы устойчивые знания и интерес к опытно-исследовательской деятельности
  • Дети научились самостоятельно анализировать проблему и реализовывать решение
  • Освоение детьми социального опыта совместной деятельности
  • Дети освоили умение аргументировать свой выбор, экспериментировать с объектами неживой природы.
  • Заложена основа партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми

Литература.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность

дошкольников.Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.:Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.

2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

5. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

6.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.


Приложение №1

ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИГРОВОЕ

ЗАНЯТИЕ

Дети входят в зал под музыку Г. Свиридова «Вальс».
Приветствие гостей.
Воспитатель: Ребята, вы вошли в зал под чудесную музыку. Хотите послушать ее дальше?
Дети слушают музыку.
Скажите, какая музыка по характеру, какое настроение она передает? (ответы детей). Это зимняя мелодия. А вы любите зиму? Чем вам нравится зима? (ответы детей)
Ребята, я предлагаю вам совершить зимнюю прогулку.
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
а метель все завывает.
Сколько снегу намело, (показывают сугробы)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
И в снежки играть пойдем. (шагают)
Снег сегодня белый, белый, (поднимают руки вверх и опускают)
от него кругом светло.
Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)
и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)
Каждый пальчик мы оденем,
Будет вы шубах нам тепло!

ВОСПИТАТЕЛЬ: У нас в зале находится гостья. А кто это, вы определите, если отгадаете мою загадку:
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная... (снежинка)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Дети отвечают на вопрос.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы догадались, что это снежинка? Что вы знаете о снежинке?
Дети отвечают на вопрос.
Примерные ответы: (Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Все снежинки имеют шесть лучиков, а с пятью лучиками снежинок не бывает. Снег- это миллионы снежинок).
ВОСПИТАТЕЛЬ: А из чего образуются снежинки? (Из водяного пара).
А что такое водяной пар? (Это мельчайшие частички воды).
Вода – это необыкновенное вещество. Она дает нам не только возможность выжить, но и дарит такую красоту, как снежинки. Мы проводили с вами много опытов и выяснили, что вода имеет несколько состояний
. (На экране параллельно происходит демонстрация фотографий с проведенными опытами). Назовите, какие это состояния? (Жидкое, твёрдое, парообразное).
Где мы можем увидеть воду в твёрдом состоянии? (На улице- это лёд и снег).
А в парообразном? (Когда вода закипает в чайнике и идёт пар).
Молодцы! Хотя снежинки и имеют одинаковую форму, но рисунок у каждой снежинки неповторим. Давайте посмотрим фотографии снежинок, которые учёные сделали под микроскопом и полюбуемся ещё раз их красотой.
(Показ снежинок на интерактивной доске).


Ребята, представляете, как нам повезло, мы можем каждый год наблюдать такое чудо, а больше половины людей земного шара никогда не видели снега.
Ребята, мы с вами рисовали, делали из бумаги и других материалов много снежинок. Но я знаю, что и стихов вы знаете много. Давайте вспомним самые любимые ваши стихи о снежинке.
(Дети читают стихи).
ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Собери снежинку» (На мольбертах выложены фрагменты (пазлы) снежинки. Дети составляют снежинку из фрагментов). Я предлагаю вам разбиться на 2 команды. Перед вами на столе лежат части одной большой снежинки. Вы берёте по одной детали и пробуете сложить целую снежинку.

Вы замечательно читали стихи и собирали снежинку. Но мы с вами учились танцевать как снежинки. Девочки, давайте вспомним и покажем нашим гостям.
Девочки исполняют танец снежинок.

Проводится релаксационное упражнение «На снежном облаке».

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить вас в путешествие на снежном облаке. Прыгайте на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Наше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где выбудешь счастливы.

Постарайтесь мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)

Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в зале. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе... Потянитесь, выпрямитесь и снова станьте бодрыми, свежими и внимательными».

Посмотрите, ребята, как красиво летят снежинки и медленно опускаются на землю. Я предлагаю вам поиграть в игру «Чья снежинка дольше пролетит» (Дети подбрасывают заранее изготовленную из салфетки снежинку и, дуя на нее, стараются, чтобы она как можно дольше держалась в воздухе).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Видите, ребята, как сильно и старательно вы дули на снежинки. Из-за этого они все перемешались и теперь нам предстоит найти снежинке пару.
ИГРА «Найди пару»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы много читали сказок и рассказов о снежинках. Ангелина вместе с мамой сочинила историю о снежинке. Давайте попросим Ангелину ее рассказать.
Ангелина рассказывает сказку о снежинке
(домашнее задание).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Замечательная история получилась у Ангелины. А как вы думаете рассказанная история –это сказка или рассказ? Почему вы так думаете?
Подведение итогов занятия: Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?

Сюрпризный момент: Я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече! (дарятся медальоны-снежинки детям, остальные снежинки дети дарят на память гостям)


Тема проекта – расширение опыта ориентировки в окружающем.Основополагающий вопрос – Кто же взял снежинки у моей Маринки?Задачи:

1.Создать условия для организации исследования.
2.Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание помочь.Предварительная работа:

1. Наблюдения в природе за снегом.
2. Беседы по установлению простейших признаков времени года "Зима".

Работа с родителями: Поэкспериментировать дома с холодной и тёплой водой; найти тёплые и холодные предметы.

Ожидаемый результат: Дети научатся определять тёплые и холодные предметы, узнают, что снег тает от тепла.Перспективы: расширять представления о свойствах снега и воды; продолжать проводить с детьми простейшие опыты.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей посмотреть в окно, и определить – какое сейчас время года.
- Как вы догадались?
- Что видите за окном на земле, на деревьях, на крыше?
- Зимой на улице тепло или холодно?
- Как одеваются люди, чтобы не замёрзнуть?

Проводится физминутка: дети по показу воспитателя "надевают" на себя последовательно зимнюю одежду.

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики, которые расставлены полукругом.

Ребята, я хочу рассказать вам историю, которая произошла с моей сестрёнкой Маринкой.
У сестрёнки, у Маринки,
На ладошке две снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь - снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
("Снежинка" М. Родина)
-А вы, ребята, не знаете, куда делись снежинки? (ответы детей).
-Давайте проверим.

Воспитатель вносит таз со снегом.
-Подойдите, потрогайте. Какой снег на ощупь? (Холодный)
А теперь вытрите салфетками ручки и скажите: какие стали ручки? (Холодные).
Давайте их согреем, потрем сильно – сильно одну ладошку об другую. Протяните мне свои тёплые ладошки, а я положу на них немножко снега. Что стало со снегом?(превратился в воду).
Как вы думаете, почему?
Куда же делись снежинки с Маринкиной ладошки?

Воспитатель с детьми делает вывод: на тёплой ладошке снежинки тают и превращаются в воду.

Ребята, а как же нам помочь Маринке?
Как ей показать красивые снежинки?
Когда мы с вами ходим гулять на улицу, что у вас на ручках надето? (Рукавички).
Для чего мы надеваем рукавички, когда гуляем зимой? (Чтобы руки оставались тёплыми и не мёрзли).
Давайте мы с вами на одну ладошку наденем рукавичку и положим на неё немного снега, а на другую не будем надевать рукавичку и тоже положим снег.(Сравниваем).
Где быстрее растаял снег?
Так что же мне сказать Маринке?
Как ей показать снежинки друзьям? (Можно принести на рукавичке).
Ребята, а я предлагаю вам нарисовать красивые снежинки и подарить их Маринке.

Валентина Валерьевна Саясова

Проект «Раз снежинка , два снежинка » .

Образовательная область. Познание , ознакомление с окружающим, чтение, худ. творчество.

проекта : познавательно-исследовательский .

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатель.

Сроки реализации проекта : краткосрочный.

Проблема. Дети не имеют представление о том, что снежинки могут иметь разную форму.

Цель проекта . Познакомить детей с составом снега, с разнообразием форм снежинок .

Обучающие : учить детей видеть что-то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире;

закреплять умение пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла, делать зарисовки.

Воспитывающие : воспитывать интерес к исследовательской работе, самостоятельность.

Развивающие : развивать интерес к явлениям природы, к состоянию воды в природе; наблюдательность.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Знание детей о строении снега, о разновидностях форм снежинок ; умение пользоваться увеличительными приборами, зарисовывать увиденное; рассказывать о необычном строении воды; вызвать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Мероприятия.

1 Беседы о состоянии воды в природе.

2 Чтение брошюры «Из чего состоит снег?» из детской газеты «Солнечный зайчик» .

3 Опыт «Почему снег не прозрачный?»

4 Лепка построек из снега на участке.

5 Рисование «Моя снежинка » .

Результат.

1 Заинтересованность детей темой, активное участие в исследовательской деятельности.

2 Имеют представление о строении снега, о разных формах снежинок .

3 Умеют пользоваться лупой, зарисовывать свои наблюдения.

Ход мероприятия:

Воспитатель. Сегодня прекрасная погода, на улице лёгкий морозец, падает тихий снег. А что такое снег, ребята? Из чего он состоит? (Ответы детей : из снежинок ) . А из чего состоят снежинки ? (Ответ : из воды) . Совершенно верно, испаряясь, вода попадает на небо к облакам, там пары воды остывают и превращаются в кристаллы, которые соединяясь, образуют снежинки . Сами снежинки прозрачные , а вот снег нет. Как вы думаете, почему;?

(Предположения детей : они слипаются). Они не слипаются, а наслаиваются друг на друга, накладываются друг на друга. Чтобы понять, как это происходит, проведём опыт с салафановым пакетом.

Опыт «Почему снег не прозрачный?»

Берём салафановый пакет, видим, что он прозрачный, представим, что это снежинка . Приложим его к тексту – он просвечивает.

Теперь берём много пакетов и кладём их друг на друга. Что мы видим- текст не видно, а пакеты приобрели белый цвет.

В тёплые зимние дни снежинки слипаются друг с другом, чему мы очень рады- можно слепить снеговика!


Воспитатель. Все всегда изображают снежинку одинаково в форме звезды с шестью лучами. А на самом деле снежинки имеют очень много других форм. Вот послушайте : звезда, ёж, пластинка, крупа, игла, столбик-это всё название форм снежинок . Давайте рассмотрим их на рисунке.

Дети рассматривают картинку.


Воспитатель продолжает рассказ. На картинке нарисованы не все разновидности снежинок . К примеру, снежинки -звёзды могут иметь и три, и двенадцать лучей. Столбики бывают сплошные и полые (то есть пустые внутри) . Разной формы бывают снежинки- ежи .

Вспомните, что иногда с неба падает снег, как манка –это крупа, иногда снег очень больно колит нам лицо-это снежинки- иглы или пластинки .

А чтобы в этом убедиться мы сами рассмотрим снежинки . С помощью какого прибора мы будем рассматривать мелкие предметы? (Ответы детей : с помощью лупы) . Из каких материалов состоит лупа? (Ответы детей. Из пластмассы и стекла) . Давайте вспомним, как нужно обращаться с предметами, которые содержат стеклянные части. (Ответы детей) .

Затем дети собирают всё необходимое для исследования : лупы, фломастеры, листочки бумаги. Выходят на улицу и проделывают работу.


Рассматриваем снежинки в разные дни : когда падает снег, после снегопада, в солнечные и пасмурные дни.



Потом в группе они перерисовывают снежинки с набросков ,

ещё раз рассматривают свои работы, рассказывают остальным, что увидели, какую форму снежинки разглядели ; делятся впечатлениями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №46»

ПРОЕКТ

«Лети, моя снежинка»

воспитатели

средней группы

Пилатова А.В

Заднепрянова Н.В.

2016 г.

Тип проекта: исследовательский

Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы.

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный (5дней)

Проблема, её актуальность:

Проблема: Недостаточное количество знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие свойства имеют.

«Когда снежинка тает, на ладошке остается капелька, значит, снежинка состоит из воды. Снежинки падают на землю из тучки, а как они попадают в тучку?» Такие вопросы возникли у детей во время беседы о снежинках. Так мы решили узнать как можно больше о чудесном явлении природы во время проектной деятельности.

Актуальность темы:

Проект позволит расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания полученные детьми в ходе реализации данного проекта. Дети получат возможность удовлетворить свой интерес к исследовательской деятельности.

Проект «Лети, снежинка…» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие), что даёт всем участникам проекта возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

Цель:

Создать условия для формирования у детей средней группы знаний о снеге и его свойствах посредством исследовательской деятельности . Изучение природного явления – снежинки.

Задачи:

    развивать у детей познавательную активность;

    формировать предпосылки поисковой деятельности , Обеспечить включение детей в исследовательскую деятельность;

    закреплять и расширять знания об окружающем мире;

    развивать творческие способности, воображение, речь;

    расширять кругозор, стимулировать познавательный интерес;

    вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово и музыку.

Предполагаемый результат:

Для детей:

расширение и обогащение знаний об окружающем мире: таком природном явлении, как снежинка;

дальнейшее развитие связной речи, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями;

сформированность устойчивых знаний и интереса к поисково-исследовательской деятельности.

Для родителей:

оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.

Для педагогов:

повышение уровня профессионального мастерства; закладывание основы партнёрских отношений с родителями.

Этапы реализации проекта:

Проектирование:

I этап Подготовительный

Содержание деятельности:

    постановка цели и задач проекта;

    составление плана работы по проекту;

    подбор методической литературы, аудиозаписей, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций;

    подготовка материалов для художественного творчества;

    аналитическая беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу;

    создание соответствующей развивающей среды (оборудование для экспериментирования в мини-лаборатории);

    создание картотеки опытов со снегом.

Ответственные: Воспитатели, РОДИТЕЛИ

Результат: Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей.

Формы работы:

    опыты - эксперименты

    чтение художественной литературы

    беседы

    создание картотек

    проведение образовательной деятельности

    просмотр фильмов, презентаций

    создание интерактивных игр, д/игр

    взаимодействие с родителями (подбор литературы, иллюстраций, фотографий)

Карта детских идей:

(модель трёх вопросов)

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Настя Ч. – снежинки летят с неба,

Кирилл П. – они падают на землю,

Алёша М. – снег падает на землю с тучки, потому что зима,

Кирилл Р. – снежинки это снег,

Полина К.– с неба падают снежинки,

Алина Г. - снежинки кружатся, потому что они падают.

Андрей К.– откуда они берутся

Света С.– какими они узорами

Лера А . – куда они улетают, когда ветер

Саша К. – какого они цвета

Женя Ш. – откуда они берутся в небе

В компьютере посмотреть

Спросить у родителей

Посмотреть по телевизору

II этап – Деятельностный

Сетевая паутинка по проекту по направлениям развития (образовательным областям)

Образовательная область «Речевое развитие»

    Беседы: «Почему хрустит снег?», «Многообразие форм снежинок», «Для чего нужен снег?», «Откуда прилетели снежинки».

    Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Танец снежинок»;

С.Козлов «Снежинки»; В.Архангельский «Летят снежные пушинки»; К.Бальмонт «Снежинка», А. Суриков «Белый снег пушистый» .

Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТ

ОГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

Р/И

Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»

    Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек); «Найди похожие снежинки»…………..

Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»

    Рисование: «Летят снежинки» , «Весёлый снеговик» , «Волшебные снежинки » . Рисование снежных узоров на манке (индивидуальная работа).

    Ручной труд: изготовление цветных льдинок.

    Аппликация: «Путешествие снежинок»

    Лепка: «Снеговик», «Разноцветные снежинки».

Образовательная область
«Физическое развитие»

    Физминутка: «С неба падают снежинки».

    Физминутка для глаз: «Мы снежинки увидали».

    Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка»; Шнуровка «Снежный домик».

    Подвижные игры: «Снежки», «Снежная баба».

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Исследовательская деятельность: изучение строения снежинок; рассматривание снежинок через лупу.

    Проведение опытов со снегом и водой:

Опыт: Дети кладут в снег игрушку, игрушку не видно. Вывод: Снег не прозрачный.

Опыт: Дети держат снег в руке. Что происходит со снегом? Вывод: Снег тает, превращается в воду.

Опыт: Дети рассматривают снег через лупу. (Что вы видите, какой снег) Вывод: Снег состоит из снежинок, белого цвета.

    Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом: предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, что они бывают разными.

Работа с родителями:

    Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников

    Привлечь родителей к организации познавательно-поисковой деятельности детей

    Активизировать мышление детей и родителей в процессе решения проблемных ситуаций

    С помощью родителей совершенствовать уровень исследовательских умений детей

    Формирование партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Формы работы:

    мастер – класс «Раз - снежинка, два – снежинка» (совместное изготовление объёмных снежинок);

    разработка эскиза и совместное изготовление атрибутов для украшения группы к Новому году;

    совместное изготовление ледяных фигур для украшения участка и участия в конкурсе «Лучший зимний участок».

III этап Завершающий

Результат работы проекта :

    дети узнали, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды;

    дети узнали, какой бывает снег, увидели разнообразие снежинок ;

    научились самостоятельно проводить лабораторные опыты со снегом, определяя его свойства;

    дети узнали, что у снежинки МНОГО лучиков, снежинки образуются из пара, чтобы получились снежинки, нужен сильный мороз, чтобы получился снег, нужно много пара, для снежинок нужно, чтобы на улице было холодно, из воды снежинки не получаются, из воды получается только лед.

Презентация проекта:

    Выставка работ и поделок, сделанных совместно с родителями «Такие разные снежинки».

    Оформление альбома «Снежинки».

    Лэпбук «Лети, снежинка»

Выводы:

Работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о снежинках. Самым занимательным и увлекательным было изучение снежинок под лупой. Дети испытали огромное удивление и радость, когда увидели, что лупой снежинки такие же, как на фото.

ПЕРСПЕКТИВА

Информационные ресурсы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.

2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

3. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

4. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

7. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.

7.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

8. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Приложение:

Физминутка:

С неба падают снежинки, Руки вверх, подтягиваемся и
Как на сказочной картинке. Ловим снежинки.
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Повороты вправо-влево
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Колени высоко поднимаем.
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет Прыжки.
Словно мягкий, рыжий мячик.
Ну а мы идем, идем, Шагаем.
И к себе приходим в дом.

Физминутка для глаз.

Мы снежинки увидали

Со снежинками играли

Вот снежинки полетели

И на них мы посмотрели

Ветер вверх их поднимал

И немного опускал

Тут снежинки покружились

И на землю опустились

Загадки:

Что за звездочки резные,
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь вода в руке (снежинка).

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает.
И пряжи нигде не встречали такой -
Наш город весь белый, слегка голубой.
А, может быть, их вырезают из ситца.
И тихо спускают ко мне на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают...
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

«Снежинка».

Константин Бальмонт

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную -

На землю просится.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

В лучах блистающих

Скользит умелая

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда хрустальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал я тёплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Мы снежинки , мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки ,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок-

Получается снежок .

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

М. Лесна-Раунио