Определение понятий внешняя политика. Понятие, функции, цели, формы и средства внешней политики государства

Международные отношения складываются из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются участниками международных отношений самостоятельно либо как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика - это действия государства и его инсти­тутов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов.

Различают внутреннюю и внешнюю политику государств. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спе­цификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутрен­ней. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну за­дачу: обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и ин­тересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

Базовым принципом, на котором строится внешняя политика, являются национальные интересы. Национальные интересы - это система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.

Сам термин «национальные интересы» возник в американ­ской политической науке, в работах Ганса Моргентау. Нацио­нальные интересы рассматриваются им сквозь призму «интере­сов», «целей», «государственной мощи», «угроз», «ценностей». В политический оборот термин «национальные интересы» введен президентом Т. Рузвельтом (в послании Конгрессу 1904 г.). Окон­чательно понятие «национальный интерес» утвердилось после принятия закона о Национальной безопасности США в 1947 г.

Выделяют несколько типов национальных интересов: во-первых, главные ивторостепенные; во-вторых, краткосрочные и

долгосрочные.

Национальные интересы - это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они явля­ются социальными по своей природе игосударственными по предназначению. Национальные интересы тесно связаны с нацио­нальной безопасностью. Национальная безопасность - это спо­соб контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии с общественным мнением данного государства яв­ляются необходимыми для обеспечения самоопределения и авто­номии, процветания и благосостояния.

Базовые национально-государственные интересы Белару­си - сохранение и укрепление независимости и суверенитета на­шей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспе­чения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и ста­бильности в международных отношениях. Экономические инте­ресы: поддержание обеспеченности экономики страны энергети­ческими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие.

С особенностями внешней политики как особой сферы дея­тельности государства связаны ее цели и функции. В качестве ос­новных целей внешней политики современных государств рас­сматриваются следующие: повышение материального и духовного уровня жизни населения; возрастание экономического и полити­ческого могущества государства; укрепление национальной безо­пасности; защита национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в системе между­народных отношений; защита определенных политических и эко­номических позиций во внешней политике.

Важнейшая функция внешней политики - охранительная, ибо одной из главных целей внешней политики является обеспечение безопасности государства. Охранительная функция также связана с защитой прав и интересов граждан за пределами страны. Охра­нительная функция состоит также в приспособлении внешнеполи­тической стратегии данного государства к системе международ­ных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мир­ных политических решений возникающих спорных проблем. Спе­циальными институтами, предназначенными для этих целей, яв­ляются посольства, консульства, представительства, разведка й контрразведка.

Важнейшей задачей внешней политики является усиление экономического и политического потенциала страны. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционирова­нию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в ее задачи входит обеспечение для государства более дешевых ресур­сов (сырьевых и трудовых), более выгодных условий сбыта про­дукции, сохранение стратегических ресурсов страны и т. д.

Информационно-представительская функция означает созда­ние положительного имиджа государства в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намере­ниях других правительств, обеспечивают контакты своего госу­дарства с другими странами. Эта функция реализуется посредст­вом влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения междуна­родных договоров.

Регулирующая функция внешней политики направлена на соз­дание благоприятных внешнеполитических условий для деятель­ности государства, на сохранение равновесия в системе политиче­ских связей. Особую роль в реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней политики: мини­стерств иностранных дел, посольств, консульств.

Основные приоритеты и принципы внешней политики госу­дарства, как правило, закреплены в нормативных документах. Ос­новные принципы внешней политики Республики Беларусь изло­жены в Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. и Конституции Республики Беларусь. Они также были из­ложены на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1991 г.

В современном мире Республика Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содру­жества Независимых Государств, что обусловлено общностью совместных интересов. Отношения со странами, членами Содру­жества Независимых Государств выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Подходы к социально-экономическому развитию Республики Беларусь ос­новываются на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социальноориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и терри­ториальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудниче­ство, союз с Россией.

2 апреля 1996 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, 8 декабря 1999 г. народы Республики Беларусь и Россий­ской Федерации заключили договор о создании Союзного госу­дарства. Союз Беларуси и России ставит целью мирное и демо­кратическое развитие обоих суверенных государств, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни своих наро­дов. Союзное государство народов Беларуси и России основыва­ется на принципах их суверенного равенства и добровольности. В современной международной обстановке геополитическая значи­мость Союза Беларуси и России высока. В силу своего геополити­ческого положения Республика Беларусь является своеобразным геополитическим мостом между Европой и Азией.

В настоящее время (по состоянию на 2008 г.) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 162 госу­дарствами мира, в 46 из которых открыто 59 дипломатических представительств. В их числе 45 посольств, 6 постоянных пред­ставительств при международных организациях, 7 генеральных консульств и 1 консульство. Заграницей функционируют 12 отде­лений посольств Республики Беларусь.

Основные приоритеты Республики Беларусь во внешней политике: укрепление Союза с Россией; постепенная консолида­ция постсоветского геополитического пространства в рамках Со­дружества Независимых Государств и Евразийского экономиче­ского сообщества; активное участие в общеевропейских по­литических и экономических процессах; развитие отношений с государствами Ближнего Востока, Китаем, странами Латинской Америки; эффективное сотрудничество с международными орга­низациями, прежде всего с ООН.

Средства реализации внешней политики делятся на поли­тические, экономические, военные, пропагандистские и др. К по­литическим средствам относится в первую очередь дипломатия -официальная деятельность государства в лице специальных ин­ститутов и при помощи специальных мероприятий, приемов, ме­тодов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совеща­ний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосто­ронних соглашений, дипломатической переписки, участия в рабо­те международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обла­дающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает проч­ное положение и на международной арене. Даже небольшие по тер­ритории государства с ограниченными материальными и человеческими ресурсами могут играть существенную роль на ми­ровой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях, если они способны распространять свои достижения далеко за свои пределы. Примером такого государства служит Япония. Действенными экономическими средствами явля­ются эмбарго или, наоборот, режим наибольшего благоприятство­вания в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам политики принято относить военную мощь государства, которая включает армию, ее численность и ка­чество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использо­ваться как прямо, так и косвенно. К первым относятся войны, ин­тервенции, блокады, ко вторым - испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы.

Пропагандистские средства включают весь арсенал совре­менных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации в глазах мировой общественности форми­руется положительный образ своего государства, чувство симпа­тии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские сред­ства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

Уже была описана одна из форм внешней политики госу­дарств - стремление к сотрудничеству и интеграции. Республика Беларусь граничит с таким интеграционным образованием, как Ев­ропейский союз. Рассмотрим его структуру и основные институты.

Европейский союз (межгосударственное объединение) (ЕС)

Соглашение о создании Европейского экономического сооб­щества было подписано в 1957 г. шестью учредителями - Бельги­ей, ФРГ, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами. Современное название это межгосударственное образование при­обрело в 1993 г. В 1999 г. введена единая валюта - евро (кроме Великобритании, Швеции, Дании). До недавнего времени Евро­союз был объединением 15 государств: Бельгии, Германии, Фран­ции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Дании, Ирландии, Ве­ликобритании, Греции, Португалии, Испании, Финляндии, Австрии, Швеции. В 2004 г. членами ЕС стали Эстония, Латвия" Литва, Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Кипр, Мальта, Слова­кия. С 2007 г. в ЕС входит 27 членов.

Основные структуры Европейского союза:

Совет Евросоюза (Совет министров) орган принятия реше­ний. Число представителей от каждой страны определяется ее размерами, количеством населения. Место заседаний - Брюссель (Бельгия). Совет осуществляет межправительственную коопера­цию. Его деятельность развивается в сторону сотрудничества с Европарламентом;

Европейский парламент - разрабатывает законы и вносит по­правки в законопроекты Еврокомиссии. Состоит из 626 членов, избираемых гражданами напрямую. Без одобрения Европейского парламента международно-правовые договоры не могут вступить в силу. Заседания проходят в Страсбурге;

Комиссия Европейских сообществ - Европейская комиссия -главная единица управления Европейского союза. Еврокомиссия следит за выполнением договоров, представляет Совету минист­ров вопросы для обсуждения, распоряжается финансами, фондами помощи и развития;

Европейский Суд осуществляет мониторинг законодательства ЕС, рассматривает споры, принимает арбитражные решения;

Европейский Центральный банк создан 1 июня 1998 г., распо­ложен во Франкфурте-на-Майне. Определяет финансовую поли­тику ЕС.

Итак, внешняя политика государства должна сочетать нацио­нальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных проблем, в контексте современных геополитических моделей.

Внешняя политика государства - это общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов. Внешняя политика государства зависит его внутренней политики.

Участниками внешней политики государства являются официальные лица, наделенные правом от имени всего народа выражать и защищать его национальные интересы на международной арене.

Функции внешней политики :

1. Охранительная. Связана с защитой прав и интересов страны и ее граждан за рубежом, с предотвращением нападения извне, с мирным решением возникающих споров.

2. Представительно-информационная (прогностическая). Заключается в создании позитивного имиджа государства, изучении внешнеполитических процессов, накоплении и обработке информации о международной обстановке, выработке рекомендаций, создании благоприятных условий для соответствующих действий.

3. Организаторская. Состоит в инициативных действиях, направленных на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий для деятельности государства за рубежом.

4. Идеологическая. Заключается в пропаганде философских оснований , политических, экономических и социальных преимуществ национально-государственной модели развития.

Целями внешней политики являются:

1. Обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности.
2. Реализация задач, обусловленных системой международных связей.
3. Создание благоприятных условий для всестороннего развития страны.

Формы осуществления внешней политики:

Установление и регулирование дипломатических отношений между государствами.
. Налаживание союзнических отношений между государствами.
. Участие в деятельности международных организаций . Средства внешней политики - это орудия, с помощью которых обеспечивается достижение целей внешней политики. При всем своем разнообразии они могут быть сведены к двум типам: насильственным и мирным.

Средства внешней политики бывают:

1. Информационно-пропагандистские (идеологические), предназначенные для продвижения политики через средства массовой коммуникации.

2. Политические, используемые в дипломатических отношениях: переговоры, переписка, личное общение, участие в деятельности международных организаций.

3. Экономические — займы, инвестиции, регулирование и осуществление внешней торговли, экономическая блокада или угроза ее применения, установление, пересмотр или отмена различного рода тарифов и преференций.

4. Военные — армия, оружие, военные базы. Формы военного воздействия могут быть самыми различными, от военных учений на границе сопредельных государств до испытания новых видов оружия.

Цели внешней политики государства определяются национальными (национально-государственными) интересами, т.е. интересами государственно-организованного сообщества как субъекта политики (нации).

Политический интерес означает притязание субъекта (личности, группы или организации), основанное на осознании им своих потребностей.

Национальный интерес — это интерес сообщества (нации), объединенного единым государством.

Национальный интерес вырабатывается посредством механизмов представительной демократии и осуществляется от имени народа государством через систему общих и специализированных органов. В условиях гражданского мира и демократии национальный и государственный интересы совпадают. В остальных случаях национальный интерес подменяется государственным, а по существу — интересом групп, осуществляющих государственную власть.

Национальный интерес содержит два основных элемента: коренной (постоянный, основополагающий) и актуальный (преходящий, промежуточный). Оба элемента национального интереса находятся в основе формулирования целей внешней политики государства.

Коренной интерес включает:

1) интересы национальной безопасности (сохранение территориальной целостности, безопасности страны, государства);

2) национальные экономические интересы (развитие внешней торговли, рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей);

3) интерес в поддержании мирового порядка (упрочение международного авторитета и позиций государства, сохранение мира).

Актуальный интерес отражает наиболее важные проблемы из тех, которые государству предстоит решать в данный момент. Он включает:

1) интерес выживания (предотвращение угрозы существованию государства);

2) жизненные интересы (создание условий, препятствующих нанесению серьезного ущерба безопасности и благосостоянию нации);

3) важные интересы (предотвращение нанесения потенциально серьезного ущерба для страны);

4) периферийные интересы (проблемы преимущественно локального характера, не оказывающие какого-либо существенного воздействия на позиции государства в мире).

России осуществляется одновременно с развитием общества в целом. Так, после того, как прекратил свое существование СССР, начался совершенно новый этап во взаимодействии нашего государства с другими странами мира. И уже к январю 1992 года Россия была признана 131 государством.

История внешней политики России сегодня основывается на выборе основного приоритета - создании СНГ как новой формы равноправного и добровольного сотрудничества бывших республик СССР. Соглашение о формировании данного Содружества было подписано 8 декабря 1991г. в Минске, а в январе 1993 г. был принят Устав СНГ. Однако сегодня несколько утратило свою актуальность, и одновременно стали терять ценность документы, которые были приняты координирующими органами, начиная от урегулирования вопросов сотрудничества по экономическим вопросам до Достаточно тревожным стал процесс распада тех которые действовали до прекращения существования СССР.

Внешняя политика России в последние годы направлена на улучшение отношений с Грузией, Казахстаном и Узбекистаном. Наше государство стало единственным участником осуществления миротворческих задач в так называемых «горячих точках» СНГ (в Грузии, Молдавии и Таджикистане).

В последнее время сложились достаточно сложные и запутанные взаимоотношения с Украиной. Дружба, сотрудничество и союзнические связи соответствуют интересам народов этих двух стран, однако амбициозность и взаимное недоверие конкретных политиков данных государств постепенно привели к продолжительному застою в их отношениях.

Концепция внешней политики России основывается на следующих приоритетах:

Место РФ в изменчивой ситуации. Так, после с дальнейшим созданием СНГ для нашего государства сложилась совершенно новая внешнеполитическая ситуация. Глубокие перемены геостратегической и геополитической обстановки выдвинули требование переосмысления роли и места России в системе отношений на международном уровне;

Внешняя политика России в значительной степени находится в зависимости от внешних факторов, которые ослабляют позиции государства на международной арене. В рамках современной геополитической ситуации наше государство столкнулось с огромным количеством проблемных вопросов. Из-за изменений в политической, экономической и идеологической ситуации в РФ резко снижается ее внешнеполитическая активность.

От сокращения существенно пострадала обороноспособность государства, вследствие оно было отодвинуто в сторону северо-востока, при этом потеряв торговый флот, около половины морских портов и прямой выход на Западе и Юге к морским путям.

Внешняя политика России осуществляется в направлении интеграции нашего государства в рынок мирового уровня и гармонизации политической направленности курса с политиками ведущих держав мира.

По своему содержанию политика - явление сложное, единое, неделимое. Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ - в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Внешняя регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику - в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: "Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой". Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

Придает внешней политике общую ориентацию и

Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин "баланс сил", который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира - готовься к войне.

Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования, и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя, прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, приводя её в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

Итак, как правило выделяют следующие основные субъекты внешней политики:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Продолжим тему того, что внешняя политика - это есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации.

Поскольку государства являются основными субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями "национальный" и "государственный" интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

Внешнеполитическая деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны общества и поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

К сфере национальных интересов общество относит, прежде всего, повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У неё есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политики внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами.

Внешняя политика России находится в центре всеобщего внимания, и даже те, кто ее критикует, признают высокое мастерство отечественных дипломатов и способность Москвы использовать представляющиеся геополитические возможности. Однако вопрос о целеполагании внешней политики остается на уровне общих заявлений о национальных интересах России, которые четко не прописаны. Зачем нужна дипломатия в XXI веке? И достаточно ли умелой игры на «великой шахматной доске» для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие страны в условиях сложной и многомерной взаимозависимости?

Артем Аликин,
Тема «Внешняя политика – цель или средство» чрезвычайно интересна для меня возможностью высказать некоторые соображения о тенденциях во внешнеполитическом процессе как России, так и целого ряда государств.
Заявленная в теме оппозиция цели и средства не является оппозицией в полном смысле. Скорее цель и средство представляют собой диалектическое единство, являются основанием единой мыслительной парадигмы…

Никита Ананьев,
Политика, по мнению Отто фон Бисмарка, есть «искусство возможного». Скорее всего, он подразумевал под этим деятельность государства, направленную на отстаивание своих собственных интересов. Внешняя политика – не исключение. Каждое государство обладает своими интересами, которые оно отстаивает на международной арене. Кто-то называет эти интересы «государственными», кто-то – «национальными», но формальные определения в данном случае роли не играют…

Арина Басова,
«Внешняя политика – цель или средство?» — пожалуй, для такой страны, как Россия, этот вопрос требует однозначного ответа – средство. Российская Федерация уже определенно не та страна, которая создает свои дипломатические и консульские представительства, вступает в международные организации и устанавливает связи с другими государствами только для того, чтобы проявить себя и заявить миру о своем существовании и желании быть участником международной жизни. Россия – видный игрок, актор, который с помощью четко проработанных механизмов и квалифицированных представителей претворяет свои интересы в жизнь посредством внешней политики…

Владимир Беклямишев,
С теоретической точки зрения, уточнение роли внешней политики не составляет никакого труда. Во-первых, достаточно сразу же обратить внимание на ее производность по отношению к конституционным целям государства – обеспечению прав и свобод человека, а также ресурсную обеспеченность средствами внутренней политики. Отмеченные особенности характеризуют дипломатию, прежде всего, как инструмент для создания благоприятной конъюнктуры в процессе достижения государством его базовых задач…

Анастасия Богапова,
Давайте признаемся – нельзя говорить о внешней политике без осмысления политики внутренней. Что есть внешняя политика государства, если в стране образовался кризис легитимности и риск смены властей становится скорее угрозой? В таком случае, курс внешней политики будет отличаться крайней неэффективностью, либо внешняя политика будет средством! Средством для легитимации и повышения авторитета не только на международном уровне, но и на национальном…

Юлия Гаева,
Дипломатия – это официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач
внешней политики государств, а также по защите прав и интересов государства за границей . В современном мире дипломатия играет огромную роль. Но зачем нужна дипломатия конкретно России и вообще в XXI веке?..

Мариам Галстян,
Говоря о внешней политике, люди часто понимают только лишь международную политику государства, касательно, к примеру, военной сферы. Но если наиболее детально изучить составляющие внешней политики государства, то можно понять, что это понятие охватывает, возможно, все сферы деятельности государства: экономическую, культурную, социальную и даже духовную…

Александр Журавлев,
Внешняя политика всегда находилась в центре внимания СМИ, политиков и рядовых граждан – это особенно заметно сегодня, в связи с усложнением политического положения России и усиливающимся напряжением в международных отношениях. И дискуссия о месте внешней политики в нашей жизни загорается вновь – является ли успех государства на внешней арене некоторым объективным благом, ценным самим по себе или это лишь инструмент для реализации других, более важных целей?..

Мария Зиновьева,
В мире есть страны, позиция которых по многим международным вопросам не определена, они не ведут активную внешнюю политику, их вообще, можно сказать, не слышно на мировой арене. В то же время ситуация внутри этих же стран более чем благоприятна для их населения. Возьмём, к примеру, Норвегию или Швецию. Это страны с одним из самых высоких уровней жизни в мире. А теперь спросим себя: «Когда в последний раз мы слышали об участии Норвегии или Швеции в мировой политике?..

Марина Зосимова,
Со школы нас учат тому, что к основным признакам государства относятся: наличие территории, населения и суверенитета. Конечно же, этот список неисчерпывающий, но все же необходимо упомянуть об еще одном наиважнейшем признаке государства – международном признании. На сегодняшний день, в условиях, когда концепция взаимозависимости приобретает все большую актуальность, можно говорить о том, что признание субъекта другими государствами в качестве равного им образования – это неотъемлемая часть существования государства…

Анна Кадцына,
Традиционным методом борьбы с активизацией внешней политики России и отстаиванием ею своих национальных интересов является международная изоляция. Сейчас мы видим явную попытку такой изоляции — экономические санкции, арест счетов и имущества крупных российских фирм зарубежом, необоснованные отказы в выдаче виз. Такой метод борьбы считается успешным и был использован против Кубы, Ирана, Северной Кореи. В 2015 году США пришлось признать, что меры санкций не эффективны для достижения внешнеполитических целей, кроме того они противоречат фундаментальным правам человека…

Николай Козлов,
Исторически сложилось, что политика модернизировалась и её сущность менялась. Почему же политика считалась инструментарием, но не самой задачей и что есть – внешняя политика, попробуем определить в данной работе. Вопрос о роли политики в жизни общества возникал постоянно, и особенно в кризисные моменты. Сейчас, когда Россия начала активные внешнеполитические контакты по всему миру, важность внешней политики в укреплении международного веса России так же возросла…

Роман Колесников,
Что есть внешняя политика? Каждое государство по-своему ответило на этот вопрос. Однако, несмотря на существование более двухсот государств, возможных варианта ответа только два – средство и/или цель…

Мария Короткевич,
Россия — это слово в контексте проводимой ею политики способно вызывать самый различный спектр чувств: от восхищения до неприятия, от возвеличивания до ощущения страха. Уверенно можно заявить о том, что однозначной оценки действий России на мировой арене от сторонних наблюдателей можно не ожидать. И действительно, в последнее время к нашей стране приковано пристальное внимание со стороны других государств, что вовсе не случайно: Российская Федерация в силу имеющихся ресурсов и возможностей стремится занять свою нишу в ряду «сильных мира сего». А как же возможно иначе?..

Александр Косырев,
Отвечая на поставленный вопрос, можно смело ответить, что внешняя политика является средством: защиты национальных интересов на мировой арене, достижения каких-либо внутриполитических целей. Аргументируя вышесказанное, можно привести примеры потенциального партнёра США…

Владимир Кравцев,
Необходимо понимать, что поступательное развитие государства и государственности, несколько различны. Процесс же развития страны — на порядок сложнее, это многоплановая векторная работа…

Игорь Лойко,
Перед тем как приступить к рассмотрению выбранной темы исследования, хотелось бы отметить ее злободневность на фоне решительных действий Российского правительства на мировой арене по отношению к появляющимся угрозам национальной безопасности государства и мирового сообщества.
В данной работе мы постараемся кратко определить основные цели внешней политики России и имеющиеся у нас средства для их достижения…

Маргарита Макаренко,
В. О. Ключевский говорил о политике следующую фразу: «Когда в государстве осуществляются правильные принципы, то можно прямо говорить и прямо действовать. Когда же в государстве не осуществляются правильные принципы, действовать можно прямо, но говорить осторожно». Я считаю, что это выражение можно отнести не только к внутренней политике, но и к внешней…

Ярослав Мальцев,
Вопрос о целях внешней политики и ее отношениях с политикой внутренней является сегодня крайне актуальным в условиях, когда Россия испытывает неопределенность в отношениях с внешним миром и переживает, при этом, экономический кризис, который может перерасти в политический. Проблема приложения ресурсов в этих обстоятельствах заставляет задуматься о максимально эффективном целеполагании как во внешней, так и во внутренней сферах и об их относительной важности…

Кирилл Мамаев,
Заявленная в теме проблема содержит в себе элементы, формирующие определенное диалектическое единство. Каждое конкретное государство, представляющее собой, с точки зрения конструктивистской парадигмы, интерсубъективное объединение, под влиянием своих культурных особенностей может отдавать предпочтение тому или иному элементу данного «внешнеполитического инь-янь», несколько пренебрегая другим…

Улугбек Норматов,
Распад Советского Союза и победа Запада, во главе с США, в многолетнем противостоянии двух сил на мировой арене, на мгновение показали превосходство победителей в холодной войне. Последующие годы ознаменовались укреплением США и Европы посредством развития по большей части подконтрольных им международных институтов (МВФ, Мировой банк, ВТО). В том числе Запад наращивал мощь и в военно-политической сфере (расширение НАТО)…

Илья Олениченко,
Россия встала на путь перемен! Страна делает свои первые шаги к демократии. Однако, в общественном понимании современных возможностей существуют недостатки. Одна из проблем — развитие бизнеса. В России это можно оправдать несколькими причинами: здесь и социалистическое прошлое страны…

Максим Орлов,
Современные международные отношения вошли в фазу трансформации, ознаменовав новый, еще формирующийся мировой порядок, в связи с кризисными событиями на Украине; проблемой международного терроризма не сетевого принципа; продолжающейся нестабильностью на Ближнем Востоке, а также изменением роли Соединенных Штатов Америки в международных делах.
Именно изменение роли США в международных делах является одним из главных факторов продолжающейся трансформации…

Марина Поспелова,
Учитывая рост интеграционных процессов в условиях международных отношений, создание транснациональных межгосударственных ассоциаций и союзов, а также глобализационные процессы, Россия, как один из ключевых игроков на международной арене, встала на путь самоопределения в новом мировом порядке. Вопросы внешней политики стали превалирующими, грамотно скоординированными и широко обсуждаемыми в кругах западной и российской прессы. Россия демонстрирует высокий уровень дипломатии, и не менее глобальные геополитические интересы. Так чем же сегодня для России является внешняя политика – целью или средством?..

Марк Саамов,
Внешняя политика современности является средством, благодаря которому государства отстаивают свои интересы и, если необходимо, укрепляют собственную безопасность. Это справедливо для всех государств мира на нынешний момент, включая Россию.
Говоря о внешней политике, напрашивается сравнение с конкуренцией в условиях рыночной экономики…

Мурад Садыгзаде,
Говоря о дипломатии ХХI века, необходимо отметить, что на современном этапе международных отношений, одно малейшее, непродуманное слово может стать причиной для глобального конфликта. Действительно, внешняя политика Российской Федерации и действия дипломатического корпуса достойны похвалы, так как они в короткие сроки сформировали новый облик авторитетной и могущественной России. Дипломатические успехи в регулировании сирийского конфликта не только представили Россию как надежного международного партнера, который не бросит своих союзников на произвол судьбы, но и еще раз подтвердили факт краха однополярного мира. Россию нужно уважать и считаться с ее интересами – цель, которая успешна достигнута благодаря умелой внешней политике…

Елизавета Сидельникова,
Сегодня Арктика – это и регион, где сталкиваются противоположные интересы государств при отстаивании своих собственных национальных интересов и суверенных прав и в то же время сфера огромных возможностей сотрудничества в тех областях деятельности, где одностороннее решение проблем невозможно. Вопрос заключается в том готовятся ли мир именно к сотрудничеству?..

Роман Слободян,
Профессиональная игра несколькими фигурами на «шахматной доске» способна в одной, или даже нескольких партиях, принести победу, но многомерная современность вносит свои коррективы в подходы и правила игры. Сеанс одновременной игры с индивидуальными правилами для каждой «доски» стал повседневной реальностью. Качественная реакция на асимметричность вызовов и угроз, которые подкреплены прогрессивными инновационными стратегиями и технологиями оппонентов, требует от России необычайной пластичности мышления…

Илья Тихонов,
Внешняя политика – это один из видов социальной деятельности, направленный на сохранение или изменение миропорядка (М.А. Хрусталев).
Как следует из данного определения, внешняя политика является целенаправленной, то есть представляет собой совокупность действий, ориентированных на достижение определенной задачи. Она формируется и определяется на основе трех факторов: ресурсы, интересы и цели…

Евгений Тищенко,
Огненный дракон по наполеоновским заветам, уже просыпается. Давно набившие оскомину трюизмы, скажите Вы! Но почему Россия не обращала свой самозабвенный континентальный взор на Восток еще в 2002-2003 гг., когда это можно было сделать без лишних транзакционных издержек и стратегических уступок. Активизация поиска дипломатических смыслов в разрезе «инь-ян» видится весьма перспективным только с точки зрения прагматичной экономической составляющей. Ведь конкуренцию за страны ЦА еще никто не отменял, даже фридмановское состояние «плоского мира», когда география мстит и венским конгрессам и иным версальским встречам…

Даян Урманов,
Скорость изменения международной политической и экономической обстановок в современном мире достигла такого уровня, когда предсказывать будущие вызовы является делом не то, что неблагодарным, а больше близким к действиям участников передачи «Битва экстрасенсов» — «авось угадаю». Но, несмотря на это, можно выделить ряд глобальных императивов, от которых зависит возможность России закрепиться на международной арене в качестве самостоятельного и сильного игрока…

Иван Фокин,
Сама по себе постановка вопроса таким образом заключает в себе логическую ловушку для тех, кто ставит внешнюю политику как самоцель любой государственной деятельности.
По моему глубокому убеждению, всякая политика, которая осуществляется Российским Государством определяется двумя статьями основополагающего законодательного акта нашей страны - Конституции: статьей 2 и статьей 3…

Екатерина Фоминых,
Внешняя политика государства – это направление государства за ее пределами, целью которой является реализация национальных интересов.
Цели и средства внешней политики зависят от многих обстоятельств, например, социально-политического устройства государства, политического режима, формы правления, уровня политической культуры, геополитических условий, исторических особенностей и других факторов…

Ольга Харина,
В условиях, когда на повестке дня стоят вопросы о продолжении или возобновлении «холодной войны», когда мир становится еще более хрупким в контексте информационного давления и действий негосударственных акторов международных отношений, становится крайне сложным анализировать и прогнозировать так быстро меняющуюся обстановку.
Однако проследить основные тенденции можно. Происходящие события в экономической сфере, переориентация политики России в сторону Востока и ее акцент на партнерстве с Китаем позволяют говорить о формировании новых вынужденных альянсов, которые преследуют свои стратегические и экономические интересы в Азии…

Ульяна Хойлова,
Прежде чем раскрыть тему настоящей работы, следует разобраться с тем, что представляет из себя явление и понятие «внешняя политика». Казалось бы, разбираться тут особо не в чем, поскольку на сегодняшний день оно уже настолько закрепилось в повседневной жизни мирового сообщества, что стало чем-то само собой разумеющимся…