Лейкоцитарный перекрест. Лейкоцитарный перекрест у детей

Общий анализ крови в педиатрической практике имеет не менее важное значение чем в диагностике заболеваний взрослого человека. От этого исследования начинают отталкиваться при любом обращении к врачу, а первый обязательный общий анализ крови проводят уже на пятый день жизни ребенка. Картина крови ребенка обладает рядом особенностей и отличий от таковой у взрослых, поэтому любому профессиональному педиатру необходимо знать множество нюансов, чтобы поставить правильный диагноз или вовремя распознать развитие какого-либо заболевания.

Первой важной особенностью общего анализа крови у детей является высокая изменчивость результатов, которая зависит от множества факторов - возраста ребенка, его диеты, физической активности, даже эмоционального состояния и атмосферы в семье. Особой лабильностью отличается кровь детей возрастом до двенадцати месяцев, поэтому нормы основных показателей общего анализа крови в этот период можно лишь приблизительно выразить в такой таблице.

Лейкоцитарная формула – показатель состояния периферической крови, отражающий процентное соотношение лейкоцитарных клеток разного типа. В норме соотношение клеток лекопоэтического ряда имеет характерные особенности в зависимости от возраста ребенка.

Ситуация с формулой у здоровых детей

У здоровых новорожденных отмечается сдвиг лейкоцитарной формулы с индексом сдвига 0,2 (при норме у взрослых 0,06). При рождении ребенка в формуле 60-65% лейкограммы представлено нейтрофилами и 30-35% лимфоцитами. К концу первой недели жизни количество этих клеток уравнивается ~ по 45% и возникает «первый перекрест» лейкоцитарной формулы и уже к 10-14 дню в крови новорожденного формируется физиологический лимфоцитоз. Содержание лимфоцитов в лейкоцитарной формуле 55-60%. Кроме того характерно увеличение числа моноцитов до 10%. Второй перекрест в лейкоцитарной формуле происходит в 5-6 лет, после чего к 10 годам жизни лейкограмма крови приобретает черты взрослого человека:

  • палочкоядерные нейтрофилы – 1-6%,
  • сегментоядерные нейтрофилы 47-72%
  • лимфоциты 19-37%,
  • моноциты 6-8%,
  • эозинофилы 0,5-5%,
  • базофилы0-1%.

Резкое возрастание количества лимфоцитов в крови в первую неделю после рождения и преобладание их в формуле «белой» крови до 5-6 летнего возраста является физиологическим компенсаторным механизмом, связанным с выраженной стимуляцией детского организма антигенами и становлением иммунной системы ребенка. По данным ряда авторов, в настоящее время отмечается более ранний перекрест в лейкоцитарной формуле, склонность к эозинофилии, относительной нейтропении и увеличению числа лимфоцитов.

Изменения со стороны лимфоцитов

Оценивая количество лимфоцитов в анализе крови у детей, прежде всего учитывают возрастные особенности лейкоцитарной формулы. Так, у детей в возрасте до 5-6 лет лимфоцитозом считается увеличение относительно числа лимфоцитов свыше 60% и абсолютного их количества свыше 5,5- 6,0 х10 9 /л. У детей старше 6 лет при лимфоцитозе лейкоцитарная формула крови демонстрирует содержание лимфоцитов больше 35%, а абсолютное их число превышает 4тыс. в 1 мкл.

Функции лимфоцитов

На количество лимфоцитарных клеток в крови могут влиять различные физиологические процессы в организме. Например склонность к лимфоцитозу отмечается у детей, в питании которых преобладает углеводистая пища,у жителей высокогорья, в период менструации у женщин. У детей с конституциональными аномалиями в виде лимфатического диатеза также отмечается склонность к увеличению содержания в крови лимфоцитов.

Основная функция лимфоцитов – это участие в формировании иммунного ответа. Поэтому наиболее часто в педиатрической практике встречаются вторичные лимфоцитарные реакции крови, сопровождающие:

  • вирусные инфекции (корь,грипп, краснуха, аденовирус, острый вирусный гепатит);
  • бактериальные инфекции (туберкулез,коклюш,скарлатина, сифилис)
  • эндокринные заболевания (гипертиреоидизм, пангипопитуитаризм, болезнь Аддисона, гипофункция яичников гипоплазия тимуса);
  • аллергическую патологию (бронхиальной астма, сывороточня болезнь);
  • иммунокомплексные и воспалительные заболевания (болезнь Крона, неспецифический язвенный колит, васкулиты);
  • прием некоторых медикаментов(аналгетики, никотинамид, галоперидол).

Лимфоцитоз при вирусных инфекциях регистрируется, как правило, в стадии реконвалесценции - так называемые лимфоцитозы выздоровления.

Описаны семейные доброкачественные эозинофилии, протекающие бессимптомно, наследуютсяе аутосомно-доминантно.

Изменение количества базофилов

Базофильные гранулоциты участвуют в формировании иммунного (чаще аллергического) и воспалительного ответа в организме человека. При базофилии лекоцитарная формула крови демонстрирует содержание базофильных клеток свыше 0,5-1%. Базофилия - явление редкое. Увеличение базофильных клеток до 2-3% чаще происходит при хроническом миелолейкозе, лимфогранулематозе, гемофилии, туберкулезе лимфатических узлов, при аллергических реакциях.

Заключение

Тактика практикующего врача при различных клеточных реакциях крови у детей прежде всего зависит от клинической картины заболевания. Если изменения со стороны крови являются симптомом болезни, то проводится, прежде всего, ее лечение. Если после клинического выздоровления пациента в анализе крови сохраняются патологические изменения, то необходимо проведение дополнительных диагностических мероприятий с целью диагностики осложнений или сопутствующего заболевания. В некоторых случаях может возникнуть необходимость в консультации детского гематолога или онколога.

Наибольшие изменения в лейкоцитарной формуле отмечаются в содержании нейтрофилов и лимфоцитов. Остальные показатели существенно не отличаются от показателей взрослых.

Классификация лейкоцитов

Сроки развития:

I. Новорожденные:

· нейтрофилы 65-75 %;

· лимфоциты 20-35 %;

II. 4-е сутки - первый физиологический перекрест:

· нейтрофилы 45 %;

· лимфоциты 45 %;

III. 2 года:

· нейтрофилы 25 %;

· лимфоциты 65 %;

IV. 4 года - второй физиологический перекрест:

· нейтрофилы 45 %;

· лимфоциты 45 %;

V. 14-17 лет:

· нейтрофилы 65-75 %;

· лимфоциты 20-35 %.

6. Лимфа состоит из лимфоплазмы и форменных элементов, в основном лимфоцитов (98 %), а также моноцитов, нейтрофилов, иногда эритроцитов. Лимфоплазма образуется посредством проникновения (дренажа) тканевой жидкости в лимфатические капилляры, а затем отводится по лимфатическим сосудам различного калибра и вливается в венозную систему. По пути движения лимфа проходит через лимфатические узлы, в которых она очищается от экзогенных и эндогенных частиц, а также обогащается лимфоцитами.

По качественному составу лимфа подразделяется на:

· периферическую лимфу - до лимфатических узлов;

· промежуточную лимфу - после лимфатических узлов;

· центральную лимфу - лимфа грудного протока.

В области лимфатических узлов происходит не только образование лимфоцитов, но и миграция лимфоцитов из крови в лимфу, а затем с током лимфы они снова попадают в крови и так далее. Такие лимфоциты составляют рециркулирующий пул лимфоцитов .

Функции лимфы:

· дренирование тканей;

· обогащение лимфоцитами;

· очищение лимфы от экзогенных и эндогенных веществ.

ЛЕКЦИЯ 7. Кроветворение

1. Виды кроветворения

2. Теории кроветворения

3. Т-лимфоцитопоэз

4. В-лимфоцитопоэз

1. Кроветворение (гемоцитопоэз)процесс образования форменных элементов крови.

Различают два вида кроветворения:

миелоидное кроветворение:

· эритропоэз;

· гранулоцитопоэз;

· тромбоцитопоэз;

· моноцитопоэз.

лимфоидное кроветворение:

· Т-лимфоцитопоэз;

· В-лимфоцитопоэз.

Кроме того, гемопоэз подразделяется на два периода:

· эмбриональный;

· постэмбриональный.

Эмбриональный период гемопоэза приводит к образованию крови как ткани и потому представляет собой гистогенез крови . Постэмбриональный гемопоэз представляет собой процесс физиологической регенерации крови как ткани.

Эмбриональный период гемопоэза осуществляется поэтапно, сменяя разные органы кроветворения. В соответствии с этим эмбриональный гемопоэз подразделяется на три этапа:

· желточный;

· гепато-тимусо-лиенальный;

· медулло-тимусо-лимфоидный.

Желточный этап осуществляется в мезенхиме желточного мешка, начиная со 2-3-ей недели эмбриогенеза, с 4-ой недели он снижается и к концу 3-го месяца полностью прекращается. Процесс кроветворения на этом этапе осуществляется следующим образом, вначале в мезенхиме желточного мешка, в результате пролиферации мезенхимальных клеток, образуются «кровяные островки», представляющие собой очаговые скопления отростчатых мезенхимальных клеток. Затем происходит дифференцировка этих клеток в двух направлениях (дивергентная дифференцировка ):

· периферические клетки островка уплощаются, соединяются между собой и образуют эндотелиальную выстилку кровеносного сосуда;

· центральные клетки округляются и превращаются в стволовые клетки.

Из этих клеток в сосудах, то есть интраваскулярно начинается процесс образования первичных эритроцитов (эритробластов, мегалобластов). Однако часть стволовых клеток оказывается вне сосудов (экстраваскулярно ) и из них начинают развиваться зернистые лейкоциты, которые затем мигрируют в сосуды.

Наиболее важными моментами желточного этапа являются:

· образование стволовых клеток крови;

· образование первичных кровеносных сосудов.

Несколько позже (на 3-ей неделе) начинают формироваться сосуды в мезенхиме тела зародыша, однако они являются пустыми щелевидными образованиями. Довольно скоро сосуды желточного мешка соединяются с сосудами тела зародыша, по этим сосудам стволовые клетки мигрируют в тело зародыша и заселяют закладки будущих кроветворных органов (в первую очередь печень), в которых затем и осуществляется кроветворение.

Гепато-тимусо -лиенальный этап гемопоэза осуществляется в начале в печени, несколько позже в тимусе (вилочковой железе), а затем и в селезенке. В печени происходит (только экстраваскулярно) в основном миелоидное кроветворение, начиная с 5-ой недели и до конца 5-го месяца, а затем постепенно снижается и к концу эмбриогенеза полностью прекращается. Тимус закладывается на 7-8-й неделе, а несколько позже в нем начинается Т-лимфоцитопоэз, который продолжается до конца эмбриогенеза, а затем в постнатальном периоде до его инволюции (в 25-30 лет). Процесс образования Т-лимфоцитов в этот момент носит название антиген независимая дифференцировка . Селезенка закладывается на 4-й неделе, с 7-8 недели она заселяется стволовыми клетками и в ней начинается универсальное кроветворение, то есть и миелоилимфопоэз. Особенно активно кроветворение в селезенке протекает с 5-го по 7-ой месяцы внутриутробного развития плода, а затем миелоидное кроветворение постепенно угнетается и к концу эмбриогенеза (у человека) оно полностью прекращается. Лимфоидное же кроветворение сохраняется в селезенке до конца эмбриогенеза, а затем и в постэмбриональном периоде.

Следовательно, кроветворение на втором этапе в названных органах осуществляется почти одновременно, только экстраваскулярно, но его интенсивность и качественный состав в разных органах различны.

Медулло-тимусо-лимфоидный этап кроветворения. Закладка красного костного мозга начинается со 2-го месяца, кроветворение в нем начинается с 4-го месяца, а с 6-го месяца он является основным органом миелоидного и частично лимфоидного кроветворения, то есть является универсальным кроветворным органом. В то же время в тимусе, в селезенке и в лимфатических узлах осуществляется лимфоидное кроветворение. Если красный костный мозг не в состоянии удовлетворить возросшую потребность в форменных элементах крови (при кровотечении), то гемопоэтическая активность печени, селезенки может активизироваться - экстрамедуллярное кроветворение.

Постэмбриональный период кроветворения - осуществляется в красном костном мозге и лимфоидных органах (тимусе, селезенке, лимфатических узлах, миндалинах, лимфоидных фолликулах).

Сущность процесса кроветворения заключается в пролиферации и поэтапной дифференцировке стволовых клеток в зрелые форменные элементы крови.

2. Теории кроветворения:

· унитарная теория (А. А. Максимов, 1909 г.) - все форменные элементы крови развиваются из единого предшественникастволовой клетки;

· дуалистическая теория предусматривает два источника кроветворения, для миелоидного и лимфоидного;

· полифилетическая теория предусматривает для каждого форменного элемента свой источник развития.

В настоящее время общепринятой является унитарная теория кроветворения, на основании которой разработана схема кроветворения (И. Л. Чертков и А. И. Воробьев, 1973 г.).

В процессе поэтапной дифференцировки стволовых клеток в зрелые форменные элементы крови в каждом ряду кроветворения образуются промежуточные типы клеток, которые в схеме кроветворения составляют классы клеток. Всего в схеме кроветворения различают 6 классов клеток:

· 1 класс - стволовые клетки;

· 2 класс - полустволовые клетки;

· 3 класс - унипотентные клетки;

· 4 класс - бластные клетки;

· 5 класс - созревающие клетки;

· 6 класс - зрелые форменные элементы.

Морфологическая и функциональная характеристика клеток различных классов схемы кроветворения.

1 класс - стволовая полипотентная клетка, способная к поддержанию своей популяции. По морфологии соответствует малому лимфоциту, является полипотентной , то есть способной дифференцироваться в любой форменный элемент крови. Направление дифференцировки стволовой клетки определяется уровнем содержания в крови данного форменного элемента, а также влиянием микроокружения стволовых клеток - индуктивным влиянием стромальных клеток костного мозга или другого кроветворного органа. Поддержание численности популяции стволовых клеток обеспечивается тем, что после митоза стволовой клетки одна из дочерних клеток становится на путь дифференцировки, а другая принимает морфологию малого лимфоцита и является стволовой. Делятся стволовые клетки редко (1 раз в полгода), 80 % стволовых клеток находятся в состоянии покоя и только 20 % в митозе и последующей дифференцировке. В процессе пролиферации каждая стволовая клетка образует группу или клон клеток и потому стволовые клетки в литературе нередко называются колоние-образующие единицы - КОЕ.

2 класс - полустволовые, ограниченно полипотентные (или частично коммитированные) клетки-предшественницы миелопоэза и лимфопоэза. Имеют морфологию малого лимфоцита. Каждая из них дает клон клеток, но только миелоидных или лимфоидных. Делятся они чаще (через 3-4 недели) и также поддерживают численность своей популяции.

3 класс - унипотентные поэтин-чувствительные клетки-предшественницы своего ряда кроветворения. Морфология их также соответствует малому лимфоциту. Способны дифференцироваться только в один тип форменного элемента. Делятся часто, но потомки этих клеток одни вступают на путь дифференцировки, а другие сохраняют численность популяции данного класса. Частота деления этих клеток и способность дифференцироваться дальше зависит от содержания в крови особых биологически активных веществ - поэтинов , специфичных для каждого ряда кроветворения (эритропоэтины, тромбопоэтины и другие).

Первые три класса клеток объединяются в класс морфологически неидентифицируемых клеток, так как все они имеют морфологию малого лимфоцита, но потенции их к развитию различны.

4 класс - бластные (молодые) клетки или бласты (эритробласты, лимфобласты и так далее). Отличаются по морфологии как от трех предшествующих, так и последующих классов клеток. Эти клетки крупные, имеют крупное рыхлое (эухроматин) ядро с 2 4 ядрышками, цитоплазма базофильна за счет большого числа свободных рибосом. Часто делятся, но дочерние клетки все вступают на путь дальнейшей дифференцировки. По цитохимическим свойствам можно идентифицировать бласты разных рядов кроветворения.

5 класс - класс созревающих клеток, характерных для своего ряда кроветворения. В этом классе может быть несколько разновидностей переходных клеток - от одной (пролимфоцит, промоноцит), до пяти в эритроцитарном ряду. Некоторые созревающие клетки в небольшом количестве могут попадать в периферическую кровь (например, ретикулоциты, юные и палочкоядерные гранулоциты).

6 класс - зрелые форменные элементы крови. Однако следует отметить, что только эритроциты, тромбоциты и сегментоядерные гранулоциты являются зрелыми конечными дифференцированными клетками или их фрагментами. Моноцитыне окончательно дифференцированные клетки. Покидая кровеносное русло, они дифференцируются в конечные клетки - макрофаги . Лимфоциты при встрече с антигенами, превращаются в бласты и снова делятся.

Совокупность клеток, составляющих линию дифференцировки стволовой клетки в определенный форменный элемент, образуют его дифферон или гистологический ряд. Например, эритроцитарный дифферон составляет: стволовая клетка, полустволовая клеткапредшественница миелопоэза, унипотентная эритропоэтинчувствительная клетка, эритробласт, созревающие клеткипронормоцит, базофильный нормоцит, полихроматофильный нормоцит, оксифильный нормоцит, ретикулоцит, эритроцит. В процессе созревания эритроцитов в 5 классе происходит: синтез и накопление гемоглобина, редукция органелл, редукция ядра. В норме пополнение эритроцитов осуществляется в основном за счет деления и дифференцировки созревающих клетокпронормоцитов, базофильных и полихроматофильных нормоцитов. Такой тип кроветворения носит название гомопластического кроветворения. При выраженной кровопотери пополнение эритроцитов обеспечивается не только усиленным делением созревающих клеток, но и клеток 4, 3, 2 и даже 1 классовгетеропластический тип кроветворения, предшествующий собой уже репаративную регенерацию крови.

3. В отличие от миелопоэза, лимфоцитопоэз в эмбриональном и постэмбриональном периодах осуществляется поэтапно, сменяя разные лимфоидные органы. В Т- и в В-лимфоцитопоэзе выделяют три этапа:

· костномозговой этап;

· этап антиген-независимой дифференцировки, осуществляемый в центральных иммунных органах;

· этап антиген-зависимой дифференцировки, осуществляемый в периферических лимфоидных органах.

На первом этапе дифференцировки из стволовых клеток образуются клетки-предшественницы соответственно Т- и В-лимфоцитопоэза. На втором этапе образуются лимфоциты, способные только распознавать антигены. На третьем этапе из клеток второго этапа формируются эффекторные клетки, способные уничтожить и нейтрализовать антиген.

Процесс развития Т- и В-лимфоцитов имеет как общие закономерности, так и существенные особенности и потому подлежит отдельному рассмотрению.

Первый этап Т-лимфоцитопоэза осуществляется в лимфоидной ткани красного костного мозга, где образуются следующие классы клеток:

· 1 класс - стволовые клетки;

· 2 класс - полустволовые клетки-предшественницы лимфоцитопоэза;

· 3 класс - унипотентные Т-поэтинчувствительные клетки-предшественницы Т-лимфоцитопоэза, эти клетки мигрируют в кровеносное русло и с кровью достигают тимуса.

Второй этап - этап антигеннезависимой дифференцировки осуществляется в корковом веществе тимуса. Здесь продолжается дальнейший процесс Т-лимфоцитопоэза. Под влиянием биологически активного вещества тимозина , выделяемого стромальными клетками, унипотентные клетки превращаются в Т-лимфобласты - 4 класс, затем в Т-пролимфоциты - 5 класс, а последние в Т-лимфоциты - 6 класс. В тимусе из унипотентных клеток развиваются самостоятельно три субпопуляции Т-лимфоцитов: киллеры, хелперы и супрессоры. В корковом веществе тимуса все перечисленные субпопуляции Т-лимфоцитов приобретают разные рецепторы к разнообразным антигенным веществам (механизм образования Т-рецепторов остается пока невыясненным), однако сами антигены в тимус не попадают. Защита Т-лимфоцитопоэза от чужеродных антигенных веществ достигается двумя механизмами:

· наличием в тимусе особого гемато-тимусного барьера;

· отсутствием лимфатических сосудов в тимусе.

В результате второго этапа образуются рецепторные (афферентные или Т0-) Т-лимфоциты - киллеры, хелперы, супрессоры. При этом лимфоциты в каждой из субпопуляций отличаются между собой разными рецепторами, однако имеются и клоны клеток, имеющие одинаковые рецепторы. В тимусе образуются Т-лимфоциты, имеющие рецепторы и к собственным антигенам, однако такие клетки здесь же разрушаются макрофагами. Образованные в корковом веществе Т-рецепторные лимфоциты (киллеры, хелперы и супрессоры), не заходя в мозговое вещество, проникают в сосудистое русло и током крови заносятся в периферические лимфоидные органы.

Третий этап - этап антигенезависимой дифференцировки осуществляется в Т-зонах периферических лимфоидных органов - лимфоузлов, селезенки и других, где создаются условия для встречи антигена с Т-лимфоцитом (киллером, хелпером или супрессором), имеющим рецептор к данному антигену. Однако в большинстве случаев антиген действует на лимфоцит не непосредственно, а опосредованно - через макрофаг , то есть вначале макрофаг фагоцитирует антиген, частично расщепляет его внутриклеточно, а затем активные химические группировки антигена - антигенные детерминанты выносятся на поверхность цитолеммы, способствуя их концентрации и активации. Только затем эти детерминанты макрофагами передаются на соответствующие рецепторы разных субпопуляций лимфоцитов. Под влиянием соответствующего антигена Т-лимфоцит активизируется, изменяет свою морфологию и превращается в Т-лимфобласт, вернее в Т-иммунобласт , так как это уже не клетка 4 класса (образующаяся в тимусе), а клетка возникшая из лимфоцита под влиянием антигена.

Процесс превращения Т-лимфоцита в Т-иммунобласт носит название реакции бласттрансформации . После этого Т-иммунобласт, возникший из Т-рецепторного киллера, хелпера или супрессора, пролиферирует и образует клон клеток. Т-киллерный иммунобласт дает клон клеток, среди которых имеются:

· Т-памяти (киллеры);

· Т-киллеры или цитотоксические лимфоциты, которые являются эффекторными клетками, обеспечивающими клеточный иммунитет, то есть защиту организма от чужеродных и генетически измененных собственных клеток.

После первой встречи чужеродной клетки с рецепторным Т-лимфоцитом развивается первичный иммунный ответ - бласттрансформация, пролиферация, образование Т-киллеров и уничтожение ими чужеродной клетки. Т-клетки памяти при повторной встрече с тем же антигеном обеспечивают по тому же механизму вторичный иммунный ответ, который протекает быстрее и сильнее первичного.

Т-хелперный иммунобласт дает клон клеток, среди которых различают Т-памяти, Т-хелперы, секретирующие медиатор - лимфокин, стимулирующий гуморальный иммунитет - индуктор иммунопоэза. Аналогичен механизм образования Т-супрессоров, лимфокин которых угнетает гуморальный ответ.

Таким образом, в итоге третьего этапа Т-лимфоцитопоэза образуются эффекторные клетки клеточного иммунитета (Т-киллеры), регуляторные клетки гуморального иммунитета (Т-хелперы и Т-супрессоры), а также Т-памяти всех популяций Т-лимфоцитов, которые при повторной встрече с этим же антигеном снова обеспечат иммунную защиту организма в виде вторичного иммунного ответа. В обеспечении клеточного иммунитета рассматривают два механизма уничтожения киллерами антигенных клеток:

· контактное взаимодействие - «поцелуй смерти», с разрушением участка цитолеммы клетки-мишени;

· дистантное взаимодействие - посредством выделения цитотоксических факторов, действующих на клетку-мишень постепенно и длительно.

4. Первый этап В-лимфоцитопоэза осуществляется в красном костном мозге, где образуются следующие классы клеток:

· 1 класс - стволовые клетки;

· 2 класс - полустволовые клетки-предшественницы лимфопоэза;

· 3 класс - унипотентные В-поэтинчувствительные клетки-предшественницы В-лимфоцитопоэза.

Второй этап антигеннезависимой дифференцировки у птиц осуществляется в специальном центральном лимфоидном органе - фабрициевой сумке. У млекопитающих и человека такой орган отсутствует, а его аналог точно не установлен. Большинство исследователей считает, что второй этап также осуществляется в красном костном мозге, где из унипотентных В-клеток образуются В-лимфобласты - 4 класс, затем В-пролимфоциты - 5 класс и лимфоциты - 6 класс (рецепторные или В0). В процессе второго этапа В-лимфоциты приобретают разнообразные рецепторы к антигенам. При этом установлено, что рецепторы представлены белками-иммуноглобулинами, которые синтезируются в самих же созревающих В-лимфоцитах, а затем выносятся на поверхность и встраиваются в плазмолемму. Концевые химические группировки у этих рецепторов различны и именно этим объясняется специфичность восприятия ими определенных антигенных детерминант разных антигенов.

Третий этап - антигензависимая дифференцировка осуществляется в В-зонах периферических лимфоидных органов (лимфатических узлов, селезенки и других) где происходит встреча антигена с соответствующим В-рецепторным лимфоцитом, его последующая активация и трансформация в иммунобласт. Однако это происходит только при участии дополнительных клеток - макрофага, Т-хелпера, а возможно и Т-супрессора, то есть для активации В-лимфоцита необходима кооперация следующих клеток: В-рецепторного лимфоцита, макрофага, Т-хелпера (Т-супрессора), а также гуморального антигена (бактерии, вируса, белка, полисахарида и других). Процесс взаимодействия протекает в следующей последовательности:

· макрофаг фагоцитирует антиген и выносит детерминанты на поверхность;

· воздействует антигенными детерминантами на рецепторы В-лимфоцита;

· воздействует этими же детерминантами на рецепторы Т-хелпера и Т-супрессора.

Влияние антигенного стимула на В-лимфоцит недостаточно для его бласттрансформации. Это происходит только после активации Т-хелпера и выделения им активирующего лимфокина. После такого дополнительного стимула наступает реакция бласттрансформации, то есть превращение В-лимфоцита в иммунобласт, который носит название плазмобласта , так как в результате пролиферации иммунобласта образуется клон клеток, среди которых различают:

· В-памяти;

· плазмоциты, которые являются эффекторными клетками гуморального иммунитета.

Эти клетки синтезируют и выделяют в кровь или лимфу иммуноглобулины (антитела) разных классов, которые взаимодействуют с антигенами и образуются комплексы антиген-антитело (иммунные комплексы) и тем самым нейтрализуют антигены. Иммунные комплексы затем фагоцитируются нейтрофилами или макрофагами.

Однако активированные антигеном В-лимфоциты способны сами синтезировать в небольшом количестве неспецифические иммуноглобулины. Под влиянием лимфокинов Т-хелперов наступает во-первых, трансформация В-лимфоцитов в плазмоциты, во-вторых, заменяется синтез неспецифических иммуноглобулинов на специфические, в третьих, стимулируется синтез и выделение иммуноглобулинов плазмоцитами. Т-супрессоры активируются этими же антигенами и выделяют лимфокин, угнетающий образование плазмоцитов и синтез ими иммуноглобулинов вплоть до полного прекращения. Сочетанным воздействием на активированный В-лимфоцит лимфокинов Т-хелперов и Т-супрессоров и регулируется интенсивность гуморального иммунитета. Полное угнетение иммунитета носит название толерантности или ареактивности , то есть отсутствия иммунной реакции на антиген. Оно может обуславливаться как преимущественным стимулированием антигенами Т-супрессора, так и угнетением функции Т-хелперов или гибелью Т-хелперов (например, при СПИДе).

Описание работы с демонстрационными препаратами:

1.Мазок крови человека. Окр. по Романовскому-Гимза, ув. иммерсия.

В мазках крови человека под иммерсией более детально рассмотреть особенности строения эозинофильного гранулоцита, базофильного гранулоцита, моноцита.

После работы с препаратами студенты решают ситуационные задачи по данной теме:

1. Больному ошибочно ввели в вену гипотонический раствор. Какие изменения могут произойти с эритроцитами в крови?

2. Больному случайно ввели в вену 1.5% раствор NaCl. Что может произойти с эритроцитами в крови?

3. В лейкоцитарной формуле крови взрослого больного повышен процент юных и палочкоядерных нейтрофилов и уменьшено содержание сегментоядерных нейтрофилов. Как называется такое состояние лейкоцитарной формулы?

4. Лейкоцитарная формула крови больного указывает на эозинофилию. Что это такое? О чем могут свидетельствовать эти изменения в крови?

5. В мазке крови человека видна крупная круглая клетка со слабо базофильной цитоплазмой и бобовидной формы ядром. Назовите эту клетку.

6. У ребенка глистная инвазия. Какие изменения в лейкоцитарной формуле следует ожидать?

7. В лейкоцитарной формуле здорового человека содержится 65% лимфоцитов и 25% нейтрофилов. Каков возможный возраст данного человека?

8. В лейкоцитарной формуле больного повышен % сегментоядерных нейтрофилов и исчезли юные и палочкоядерные нейтрофилы. Как называется данное состояние лейкоцитарной формулы?

Примечание для студентов педиатрического факультета:

Эритроциты: у новорожденных отмечается повышенное содержание эритроцитов (6-7х10 12 /л), анизоцитоз, пойкилоцитоз, ретикулоцитоз, обнаруживаются полихроматофильные нормоциты. К 10-14 суткам оно равно цифрам взрослого. В последующем происходит снижение числа эритроцитов с минимальными показателями на 3-6 месяце жизни (физиологическая анемия). В период полового созревания число эритроцитов достигает нормы взрослого.

Гемоглобин: у новорожденных содержание Hb повышено до 110-115% от нормы взрослого человека. Кровь детей 1-го года жизни характеризуется понижением содержания гемоглобина. К 2 годам гемоглобин поднимается снова и его содержание нормализуется постепенно к 15 годам.

Лейкоциты: число их в крови новорожденного увеличено и достигает 10-30х10 9 /л. В течение 2 недель после рождения число их падает до 9-15х10 9 /л. Количество лейкоцитов достигает к 14-15 годам уровня, который сохраняется у взрослого. Соотношение числа нейтрофилов и лимфоцитов у новорожденного такое же, как и взрослых. В последующие сроки содержание нейтрофилов падает, а лимфоцитов возрастает, и таким образом, к 4-6 суткам количество этих видов лейкоцитов уравнивается (первый физиологический перекрест лейкоцитов ). Дальнейший рост числа лимфоцитов и падения нейтрофилов приводят к тому, что на 1-3 году жизни процент лимфоцитов составляет 65, а нейтрофилов 25. Новое снижение числа лимфоцитов и повышение нейтрофилов приводят к выравниванию обоих показателей у 4-6 летних детей (второй физиологический перекрест ). Постепенное снижение содержания лимфоцитов и повышение нейтрофилов продолжаются до полового созревания, когда количество этих видов лейкоцитов достигает нормы взрослого.

Темы реферативных сообщений:

1. Функциональное значение, происхождение и производные мезенхимы.

2. Сравнительная морфофункциональная характеристика эритроцитов и тромбоцитов крови человека и лягушки.

3. Морфофункциональные изменения лейкоцитов в соединительной ткани. Понятие о системе мононуклеарных фагоцитов.

4. Морфофункциональная характеристика лимфы.

В конце лабораторного занятия студентам необходимо сдать и защитить протокол , узнать задание на дом для подготовки к следующему занятию. При защите протокола студент отвечает на вопросы преподавателя.

Список литературы:

Основная:

1. Алмазов И. В., Сутулов Л. С. Атлас по гистологии и эмбриологии. – М., Медицина. – 1978. - С. 128-136.

2. Быков В. Л. Цитология и общая гистология. – СПб.: СОТИС. – 2000 (2002, 2007). - С. 160-217.

3. Гистология: учебник для мед. вузов/ ред. Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина. - М.: Медицина, 2001 (2006). - С. 155-198.

4. Кузнецов С. Л. Гистология, цитология и эмбриология: учебник для мед. вузов/ С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров. -М.: Мед. информ. агентство, 2007. - С. 127-143.

5. Лекция по теме «Мезенхима. Кровь».

Дополнительная:

1. Кузнецов С. Л., Мушкамбаров Н. Н., Горячкина В. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. - М., МИА. – 2002. - С. 68-71.

2. Новиков В. Д. Гистология, цитология, эмбриология: Справочник/ В. Д. Новиков, Г. В. Правоторов. -М.: ЮКЭА, 2003. -336 с.

3. Руководство по гистологии. Под ред. Р. К. Данилова, В. Л, Быкова. – СПб., СпецЛит, 2001. - С. 453-535.

4. Тестовые задания по курсу гистологии / Ю. И. Склянов, Г. В. Правоторов, С. В. Машак [и др.] ; под ред. Проф. Ю. И. Склянова. - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2010. - С. 33-37.

5. Хэм Э., Кормак Д. Гистология. – М.: Мир. - 1983. - Т.2. - С.106-152.

6. Юшканцев С. И., Быков В. Л. Гистология, цитология и эмбриология. Краткий атлас: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - Спб.: Издательство «П-2», 2007. - С. 22-23.

Лейкоцитарная формула – показатель состояния периферической крови, отражающий процентное соотношение лейкоцитарных клеток разного типа. В норме соотношение клеток лекопоэтического ряда имеет характерные особенности в зависимости от возраста ребенка.

Ситуация с формулой у здоровых детей

У здоровых новорожденных отмечается сдвиг лейкоцитарной формулы с индексом сдвига 0,2 (при норме у взрослых 0,06). При рождении ребенка в формуле 60-65% лейкограммы представлено нейтрофилами и 30-35% лимфоцитами. К концу первой недели жизни количество этих клеток уравнивается ~ по 45% и возникает «первый перекрест» лейкоцитарной формулы и уже к 10-14 дню в крови новорожденного формируется физиологический лимфоцитоз. Содержание лимфоцитов в лейкоцитарной формуле 55-60%. Кроме того характерно увеличение числа моноцитов до 10%. Второй перекрест в лейкоцитарной формуле происходит в 5-6 лет, после чего к 10 годам жизни лейкограмма крови приобретает черты взрослого человека:

  • палочкоядерные нейтрофилы – 1-6%,
  • сегментоядерные нейтрофилы 47-72%
  • лимфоциты 19-37%,
  • моноциты 6-8%,
  • эозинофилы 0,5-5%,
  • базофилы0-1%.

Резкое возрастание количества лимфоцитов в крови в первую неделю после рождения и преобладание их в формуле «белой» крови до 5-6 летнего возраста является физиологическим компенсаторным механизмом, связанным с выраженной стимуляцией детского организма антигенами и становлением иммунной системы ребенка. По данным ряда авторов, в настоящее время отмечается более ранний перекрест в лейкоцитарной формуле, склонность к эозинофилии, относительной нейтропении и увеличению числа лимфоцитов.

Изменения со стороны лимфоцитов

Оценивая количество лимфоцитов в анализе крови у детей, прежде всего учитывают возрастные особенности лейкоцитарной формулы. Так, у детей в возрасте до 5-6 лет лимфоцитозом считается увеличение относительно числа лимфоцитов свыше 60% и абсолютного их количества свыше 5,5- 6,0 х10 9 /л. У детей старше 6 лет при лимфоцитозе лейкоцитарная формула крови демонстрирует содержание лимфоцитов больше 35%, а абсолютное их число превышает 4тыс. в 1 мкл.

Функции лимфоцитов

На количество лимфоцитарных клеток в крови могут влиять различные физиологические процессы в организме. Например склонность к лимфоцитозу отмечается у детей, в питании которых преобладает углеводистая пища,у жителей высокогорья, в период менструации у женщин. У детей с конституциональными аномалиями в виде лимфатического диатеза также отмечается склонность к увеличению содержания в крови лимфоцитов.

Основная функция лимфоцитов – это участие в формировании иммунного ответа. Поэтому наиболее часто в педиатрической практике встречаются вторичные лимфоцитарные реакции крови, сопровождающие:

  • вирусные инфекции (корь,грипп, краснуха, аденовирус, острый вирусный гепатит);
  • бактериальные инфекции (туберкулез,коклюш,скарлатина, сифилис)
  • эндокринные заболевания (гипертиреоидизм, пангипопитуитаризм, болезнь Аддисона, гипофункция яичников гипоплазия тимуса);
  • аллергическую патологию (бронхиальной астма, сывороточня болезнь);
  • иммунокомплексные и воспалительные заболевания (болезнь Крона, неспецифический язвенный колит, васкулиты);
  • прием некоторых медикаментов(аналгетики, никотинамид, галоперидол).

Лимфоцитоз при вирусных инфекциях регистрируется, как правило, в стадии реконвалесценции - так называемые лимфоцитозы выздоровления.

Описаны семейные доброкачественные эозинофилии, протекающие бессимптомно, наследуютсяе аутосомно-доминантно.

Изменение количества базофилов

Базофильные гранулоциты участвуют в формировании иммунного (чаще аллергического) и воспалительного ответа в организме человека. При базофилии лекоцитарная формула крови демонстрирует содержание базофильных клеток свыше 0,5-1%. Базофилия - явление редкое. Увеличение базофильных клеток до 2-3% чаще происходит при хроническом миелолейкозе, лимфогранулематозе, гемофилии, туберкулезе лимфатических узлов, при аллергических реакциях.

Заключение

Тактика практикующего врача при различных клеточных реакциях крови у детей прежде всего зависит от клинической картины заболевания. Если изменения со стороны крови являются симптомом болезни, то проводится, прежде всего, ее лечение. Если после клинического выздоровления пациента в анализе крови сохраняются патологические изменения, то необходимо проведение дополнительных диагностических мероприятий с целью диагностики осложнений или сопутствующего заболевания. В некоторых случаях может возникнуть необходимость в консультации детского гематолога или онколога.