Космонавт береговой георгий тимофеевич. Биография Береговой георгий тимофеевич краткая биография

Надгробный памятник
Мемориальная доска в посёлке Чкаловский
Памятная стела в Енакиево
Поезд «Георгий Береговой»
Бронзовый бюст в Енакиево
Бронзовый бюст в Енакиево (фрагмент)
Памятный знак в Енакиево
Бюст в Киеве
Бюст в Киеве (фрагмент)
Бюст в Фёдоровке
Мемориальная доска в Звёздном городке


Береговой Георгий Тимофеевич – командир авиаэскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия), гвардии старший лейтенант;
командир космического корабля «Союз-3», полковник.

Родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка Карловской волости Константиноградского уезда Полтавской губернии (ныне Карловского района Полтавской области, Украина). Украинец. С осени 1921 года жил в городе Енакиево (ныне Донецкой области, Украина). В 1937 году окончил 8 классов школы. Работал на Енакиевском металлургическом комбинате. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб.

В армии с декабря 1938 года. В июне 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком в запасном и ближнебомбардировочном авиаполках (в Приволжском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-ноябре 1942 – командир звена 451-го штурмового авиационного полка, в ноябре-декабре 1942 – командир звена 235-го штурмового авиационного полка. Воевал на Калининском фронте. Участвовал в Ржевско-Сычёвских операциях.

В декабре 1942 – марте 1943 проходил переобучение в 5-м учебно-тренировочном авиационном полку (Калининский фронт).

В июле 1943 – мае 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 671-го (с мая 1943 – 90-го гвардейского) штурмового авиационного полка. Воевал на Воронежском (июль-октябрь 1943), 1-м (октябрь 1943 – сентябрь 1944) и 2-м (сентябрь 1944 – май 1945) Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Левобережной Украины, Киевской наступательной, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях.

28 июля 1943 года его самолёт был сбит вражеским истребителем, спасся на парашюте. Во время одного из боевых вылетов был легко ранен пулей в голень левой ноги.

Всего за время войны совершил 185 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбоштурмовых ударов по живой силе и технике противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

В ноябре 1945 года окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу. До 1947 года продолжал службу в ВВС штурманом и начальником воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка, штурманом истребительного авиаполка (в Одесском военном округе).

В 1947-1948 годах обучался в Военно-воздушной академии (Монино), в 1956 году окончил её заочно.

В августе 1948 – январе 1964 – лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Провёл госиспытания сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19П, Су-9 и Ту-128; испытания боевых реактивных самолётов Як-25, Як-27Р, Су-7Б и Су-9 на штопор, испытания учебно-тренировочного реактивного самолёта МиГ-15УТИ на перевёрнутый штопор. Участвовал в государственных испытаниях самолётов И-320 («Р-2»), МиГ-17Ф, СМ-7, МиГ-19С, СМ-12, СМ-30, Як-25РВ-I и других.

С января 1964 года по февраль 1982 года состоял в отряде космонавтов.

26-30 октября 1968 года совершил космический полёт в качестве командира космического корабля «Союз-3» продолжительностью 3 суток 22 часа 50 минут.

За успешное осуществление космического полёта и проявленные мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года полковник награждён второй медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.

С апреля 1969 – заместитель начальника, а в июне 1972 – январе 1987 – начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. С января 1987 года генерал-лейтенант авиации Г.Т.Береговой – в отставке.

Работал в вычислительном информационном центре «Лидар» Академии наук СССР.

Депутат Верховного Совета СССР 8-10-го созывов (в 1970-1982 годах).

Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково), с 1966 года – в Звёздном городке Щёлковского района Московской области. Умер 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.03.1961), лётчик-космонавт СССР (1.11.1968), генерал-лейтенант авиации (1977), заслуженный мастер спорта СССР (1969), космонавт 3-го класса (1968), кандидат психологических наук (1975).

Награждён 2 орденами Ленина (26.10.1944; 1.11.1968), 2 орденами Красного Знамени (26.08.1942; 28.09.1943), орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени (16.04.1944), Александра Невского (20.10.1943), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (14.01.1945; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (30.04.1954; 22.02.1955), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949) и другими медалями.

Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (1970). Награждён болгарским орденом Георгия Димитрова (1970), венгерским орденом Знамени ВНР 1-й степени (04.1970), монгольским орденом Боевого Красного Знамени, польским орденом «Крест Грюнвальда» 3-й степени, румынским орденом Тудора Владимиреску 5-й степени, иностранными медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1981, за подготовку экипажей по программе «Интеркосмос»). Удостоен Золотой космической медали FAI (1977) и Золотой медали имени Ю.А.Гагарина (FAI, 1968).

Почётный гражданин городов Калуга (1968), Байконур (1977, Казахстан), Луганск (1968), Енакиево, Винница (1969, Украина) и Староконстантинов (Хмельницкая область, Украина), Плевен и Сливен (Болгария).

Бронзовый бюст Г.Т.Берегового установлен в городе Енакиево, бюсты также установлены в Киеве и селе Фёдоровка Полтавской области. В Енакиево на здании школы, в которой он учился, в посёлке Чкаловский и Звёздном городке на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски.

Примечание: Награждён за выполнение 108 боевых вылетов (на апрель 1944 года).

Сочинения:
Земля – стратосфера – космос. М., 1969;
Угол атаки . М., 1971;
Небо начинается на Земле. М., 1976;
Безопасность космических полётов (в соавторстве) . М., 1977;
По зову сердца. М., 1981;
Космос – землянам. М., 1981;
Деятельность космонавта в полёте и повышение её эффективности (в соавторстве) . М., 1981;
О времени и о себе. М., 1982;
Космос – землянам. 2-е издание. М., 1981;

Гео́ргий Тимофе́евич Берегово́й (15 апреля 1921, село Фёдоровка, Полтавская губерния, Украинская ССР (ныне Карловский район, Полтавская область, Украина) - 30 июня 1995, Москва, Россия) - лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй - за полёт в космос).
Заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук, космонавт СССР № 12 .
Г. Т. Береговой родился раньше всех из побывавших на орбите людей (он родился на 3 месяца раньше Джона Гленна, но позже Джо Уокера, совершившего суборбитальные космические полеты на X-15 в 1963 году и погибшего в 1966 году, до полета Берегового).
Совершив космический полёт в 47-летнем возрасте, Береговой в течение нескольких лет являлся старейшим человеком, побывавшим на орбите (в 1974 году его превзошёл Лев Дёмин).

Биография

Родился 15 апреля 1921 в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины). Украинец. Вскоре после его рождения семья переехала в город Енакиево в Донбассе.

Во время обучения в средней школе в Енакиево (1928-1936) был инструктором, затем руководителем секции авиамоделирования на городской Детской технической станции. После окончания восьмого класса начал трудовую деятельность учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе. Занимался в Енакиевском аэроклубе. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб и был призван в Красную армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Великая Отечественная война

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. (командир авиазвена 3-й воздушной армии, Калининский фронт).

«<…> день, когда я с группой других лётчиков получил назначение на Калининский фронт, наступил для меня как-то неожиданно. А вскоре случилось то, чему поначалу я просто отказывался верить <…>. Явившись в пункт назначения, на один из фронтовых аэродромов в районе Осташкова, я услышал сразу и вместе те имена, которые впервые соединились ещё в моих мальчишеских грёзах <…>. Командующим 3-й воздушной армией был М. М. Громов, одним из ее корпусов командовал Н. П. Каманин, а дивизией, в которую входил мой полк, - Г. Ф. Байдуков. Три прославленных лётчика страны, три Героя Советского Союза, получивших это почётное звание ещё в мирные годы, <…> жизнь которых [я] брал для себя за образец».

Береговой Г. Т. Три высоты

С марта 1943 г. заместитель, а с сентября - командир эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (с мая 1943 г. - 90-й гвардейский) в составе 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии (5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия) сначала в составе Воронежского, затем 1-го Украинского, а позднее 2-го Украинского фронтов. За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 г. удостоен звания Герой Советского Союза.

Испытания самолётов

В 1948 окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948-1964 работал лётчиком-испытателем. Им было испытано более 60 типов самолётов, в том числе: МиГ-15 (1949), МиГ-19П (1955), СМ-12 (1957), СМ-30 (МиГ-19) (1956), Як-25 (1949), Як-27К (1956), Су-9 (1958), Ту-128 (1962). Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора на самолётах Су. В 1956 окончил Военно-воздушную академию (с 1968 имени Ю. А. Гагарина). В 1961 был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

В 1963 зачислен в отряд советских космонавтов (группа ВВС № 2 - дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26-30 октября 1968 совершил космический полет на космическом корабле Союз-3 . В полете была выполнена попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта награждён 1 ноября 1968 второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

22 января 1969 во время торжественной встречи космонавтов в Кремле офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и определённое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.

В 1972-1987 - начальник Центра подготовки космонавтов. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил степень кандидата психологических наук. В 1987 году ушёл в отставку в звании генерал-лейтенанта.

Депутат Верховного Совета СССР 8-10-го созывов (1974-1989). Вёл большую общественную работу.

Лауреат Государственной премии СССР (1981).

Скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 2271 (26 октября 1944)
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 48 (1 ноября 1968)
  • 2 ордена Ленина
  • 2 ордена Красного Знамени
  • Орден Богдана Хмельницкого III степени
  • Орден Александра Невского
  • 2 ордена Отечественной войны I степени
  • 2 ордена Красной Звезды
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
  • Медаль «За боевые заслуги» (1949)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
  • Медаль «За взятие Будапешта» (1945)
  • Медаль «За взятие Вены» (1945)
  • 11 юбилейных медалей
  • Герой Социалистического Труда НРБ
  • Орден «Георгий Димитров» (НРБ, 1970)
  • Медаль «25 лет народной власти» (НРБ)
  • Медаль «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979)
  • Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983)
  • Орден Государственного Знамени (ВНР, 1985)
  • Орден Красного Знамени с бриллиантами (ВНР)
  • Золотая медаль «За боевое содружество» (ВНР, 1980)
  • Крест Грюнвальда III степени (ПНР)
  • Орден Тудора Владимиреску V степени (СРР)
  • Орден Народного героя (Югославия)
  • Золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР
  • Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI)
  • Государственная премия СССР (1981 год)

Память

  • Почётный гражданин городов Калуга, Щёлково (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Телави (Грузия), Плевен, Сливен (Болгария).
  • Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Г. Т. Берегового на Аллее Воинской Славы в Парке Вечной Славы города Киева торжественно открыл Премьер-министр Украины Н. Азаров 1 мая 2013 года (автор идеи создания Аллеи Воинской Славы - гвардии полковник авиации Олег Гук).
  • В Енакиево установлен бронзовый бюст.
  • В Енакиево установлена памятная стела почетному гражданину города.
  • В Енакиево именем Георгия Тимофеевича Берегового названы проспект, парк и сквер.
  • В Енакиево есть музей космонавта Г. Т. Берегового (бывший краеведческий музей).
  • Мемориальная доска на школе в Енакиево, где Г. Береговой учился с 1928 по 1936 гг.
  • На доме в посёлке Чкаловский (Щёлково), в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
  • В городе Алма-Ата в честь Берегового названа улица.
  • Донецкому планетарию в 2011 году было присвоено имя Георгия Берегового.
  • 8 апреля 2011 г. Национальный банк Украины выпустил серебряную монету номиналом 5 гривен, посвящённую Георгию Береговому.
  • 15 апреля 2011 г. Южная железная дорога с Карловского железнодорожного вокзала торжественно запустила новый поезд № 92/91 сообщением «Полтава - Москва» под названием «Георгий Береговой».
  • В 2012 году имя Г. Т. Берегового присвоено Донецкому лицею с усиленной военно-физической подготовкой и учебно-воспитательному комплексу школе-лицею «Открытый космический лицей» Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым.
  • Является прототипом космонавта генерала Крутогорова из романа Александра Казанцева «Фаэты» (1974).

«Крутогоров был старейшим из космонавтов. Он прославился ещё во время Великой Отечественной войны, свершая на своём истребителе невероятные подвиги. После победы он продолжал летать, испытывая новые самолеты, помогая конструкторам создавать самые смелые конструкции, которые он и перегружал выше всякого предела в воздухе. Уже будучи Героем Советского Союза, он стал космонавтом».

- «Фаэты», ч. II, гл. 1

  • Предположительно послужил прототипом заглавного героя «Песни лётчика-испытателя» Владимира Высоцкого.

Космонавт: Береговой Георгий Тимофеевич (15.04.1921-30.06.1995 гг.)


  • 12-й космонавт СССР, позывной «Аргон»

  • Длительность полета: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд (1968г.)

Краткая биография

Георгий Тимофеевич был рожден 15 апреля 1921 года в с. Фёдоровка, ныне Полтавская область, Украина. Несколько позже сменил место жительства на г. Енакиево, Донецкой области. Еще в средней школе Георгий начал увлекаться авиационным спортом в городском аэроклубе, а также - авиамоделированием, и стал руководителем данной секции. После завершения 8-летней учебы в школе устроился слесарем на местный металлургический завод. Окончив аэроклуб в 17 лет, Георгий отправился на 3-хлетнее обучение в Ворошиловградскую школу военных лётчиков.

Карьера летчика

В 1942-м году по завершении военной школы, юноша в качестве летчика был послан на войну. В период с 1942-го по 1944-й год был трижды сбит и один раз ранен в голень. Провел 185 боевых полетов на разных аппаратах, среди которых и известный Ил-2. За проявленные в сражениях героизм и отвагу в 1944-м году был удостоен звания Героя Советского Союза.

По завершению Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС, где достиг звания полковника гвардии. Окончив в 1948-м году курсы летчиков-испытателей, занимался испытанием различной воздушной техники. В 1961 г. был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». На награждении Георгий Береговой встретился с другим известным человеком, удивительно схожим с ним внешне - Леонидом Брежневым.

Космическая подготовка

42-хлетний герой войны, Георгий Береговой дважды подавал заявление на зачисление в отряд космонавтов, и, несмотря на пройденное медицинское обследование, не был принят. Однако в январе 1964-го года главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин единолично принял решения о зачислении Г. Берегового в отряд космонавтов.

Летчик-испытатель проходил обучение управления космического аппарата «Восход-3», однако после закрытия программы был привлечен к программе «Союз». В то время данная программа столкнулась с рядом проблем: первый беспилотный корабль взорвался при запуске, другие два не стартовали, четвертый, на борту которого был космонавт Владимир Комаров, потерпел крушение.

Когда указанные проблемы были представлены Леониду Брежневу, генсек напомнил ведущим проекта, что в их отряде космонавтов имеется заслуженный летчик испытатель. Осенью 1968-го года Георгий Тимофеевич завершил обучение на роль командира-пилота космического аппарата «Союз-3».

Космическая миссия

26-го октября 1968-го года Георгий Береговой стартовал на борту «Союз-3». Целью летчика было испытание корабля новой модели, определение его недостатков, а также проведение состыковки с беспилотным аппаратом «Союз-2». Ранее стыковка проводилась аппаратами автоматически, однако на этот раз данный маневр должен был выполнить космонавт собственноручно.

«Союз-3» без происшествий стартовал с Байконура и на высоте 4 000 км Георгий Береговой перешел к ручному управлению. Находясь на расстоянии в 200 метров от корабля «Союз-2», Георгий Тимофеевич начал подготовку к стыковке. Так как операция проходила в тени Земли, ориентация «Союз-3» должна была происходить по световым сигналам, установленным на беспилотном корабле. Однако космонавт неверно определил положение корабля и попытался провести стыковку «Союз-3» с «Союз-2» - «вниз головой». Береговой провел еще несколько попыток сближения, которые ни к чему не привели. Космонавту, удалось обнаружить проблему лишь, когда оба корабля вышли из тени Земли. Но запаса топлива было недостаточно для проведения еще одного маневра и Георгию Береговому пришлось возвращаться на Землю.

Результаты космической миссии

Космонавт Береговой провел полет общей длительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Также Георгий Тимофеевич стал старейшим на то время человеком, посетившим орбиту нашей планеты.

В результате опыта полученного во время миссии корабля «Союз-3», сделали два основных вывода:


  • Не производить стыковку в тени

  • Не производить стыковку на первом витке вокруг Земли

Несмотря на подробный отчет с множеством нюансов и подробным описанием недостатков корабля, который был тщательно составлен Георгием Береговым, космонавт не был доволен своей работой. Сегодня же результат модернизаций корабля данной серии очевиден, кораблями «Союз» было проведено 47 полетов с целью доставки экипажа на Международную космическую станцию .

Дальнейшая жизнь

За испытание космического аппарата и проведения сложной и опасной мисси космонавт Береговой второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза.

Из-за своего внешнего сходства с тогдашним генсеком Леонидом Брежневым, в 1969-м году автомобиль с Георгием Береговым по ошибке был обстрелян. В результате покушения серьезно пострадал шофер, а космонавту достались лишь легкие ранения от разбитого стекла.

После завершения космической миссии Береговой продолжил работу в отрасли космонавтики, проработав некоторое время начальником Центра подготовки космонавтов. Георгием было написано несколько научных и художественных книг в области космонавтики.

Жизнь 74-летнего Георгия Берегового оборвалась в 1995-м году во время операции на сердце. В честь летчика-испытателя и космонавта были установлены памятники, посвящена надпись на колоколе в Свято-Георгиевском храме (г. Енакиево), названы улицы, донецкий планетарий, поезд «Полтава - Москва», в 2011-м году выпущена монета в 5 гривен, посвященная ему. Также есть предположения, что именно Георгий Береговой служил прототипом главного героя «Песни лётчика-испытателя» В. Высоцкого.

Сегодня нашему легендарному земляку исполнилось бы 90 лет

Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик- испытатель СССР генерал-лейтенант авиации Георгий Береговой был первым, кому удалось вернуться из полета в космос живым на еще не доведенном до ума корабле нового поколения «Союз». Его предшественник дважды Герой Советского Союза Владимир Комаров погиб на предыдущем «Союзе» из-за отказа одного из двух тормозных двигателей.

Первую Звезду Героя Береговой получил еще в Великую Отечественную за 185 боевых вылетов на штурмовиках Ил-2. Но, уцелев на войне и на орбите, едва не погиб от пули террориста, покушавшегося на Брежнева.

Георгий Тимофеевич также, пожалуй, первым доказал, что космосу, как и любви, все возрасты покорны. На космическую орбиту полетел в 47 лет, в то время как туда летали парни не старше сорока. В свое время депутат Верховного Совета ССС от Енакиево Береговой сыграл большую роль в судьбе нынешнего Президента Украины Виктора Януковича: сначала помог молодому директору автобазы пополнить парк грузовиков машинами, списанными в армии. Потом Виктор честно рассказал космонавту о своих проблемах, и Береговой помог. 12 апреля нынешнего года еще один наш земляк — житель Запорожья Олег Скрипочка, слетавший недавно в космос, — стал Героем России.

О любви Георгия Берегового к небу и любви земной «ФАКТАМ» рассказал сын космонавта Виктор Береговой — доцент Московского авиационного института.

«Когда Берегового спросили о самочувствии после полета, он отшутился: «Как после хорошей пьянки»

— Виктор Георгиевич, ко времени первого в истории человечества полета в космос, 50-летие которого мы в эти дни отмечаем, Георгий Тимофеевич уже был Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем. Испытатели — особая каста летчиков, они, как правило, даже на космонавтов поглядывают свысока. Дескать, чем космонавт на орбите управляет? Это ведь им самим управляют с земли. Что же потянуло вашего отца — уже солидного человека — в космос?

— Тяга к небу, потом и в космос, была, наверное, следствием величайшей любознательности отца, — рассказывает Виктор Береговой . — Заместителем главкома ВВС по космосу был генерал-полковник авиации Николай Каманин — знаменитый летчик 30-х годов, за спасение челюскинцев одним из первых удостоенный звания Героя Советского Союза.

В годы войны Николай Петрович командовал авиакорпусом, в котором воевал Береговой. Каманин поначалу отговаривал отца от этой затеи. Ссылался на приказ брать в отряд космонавтов летчиков не старше тридцати лет. «Георгий, — говорил, — ты хочешь, чтобы тобой командовали мальчишки, уже побывавшие в космосе?»

На снимке справа: Виктор Береговой (1968 год): «Папа хотел, чтобы я стал военным инженером-авиатором. Но мне не хотелось в армию…»

Но все-таки познакомил папу с главным конструктором Сергеем Павловичем Королевым. Береговой как опытный летчик-испытатель сформулировал несколько предложений, как усовершенствовать кабину космического корабля, чтобы им было удобнее управлять. Эти идеи понравились Сергею Павловичу. И Королев пригласил отца в отряд космонавтов.

Да, поначалу Береговому пришлось несладко. Некоторые молодые космонавты поглядывали на пожилого, на их взгляд, летчика искоса…

Потом начались другие проблемы — отец весил 90 килограммов. Многовато для космонавта. После упорных тренировок и диеты он сбросил десять килограммов. Артериальное давление стало, как у 25-летнего, пульс снизился до стабильных 64 ударов в минуту.

Выяснилось также, что папа не умеет плавать! В украинском городе Енакиево, где прошло его детство, подходящих водоемов не было. А космонавтов бросали и в тайгу, и в тундру, и в море. Ничего, вскоре Береговой научился и плавать. Его зауважали за характер, трудолюбие, упорство, открытость, искренность и веселый нрав.

После полета его спросили, как себя чувствует. «Как после хорошей пьянки», — отшутился. Человеком он был компанейским, иногда мог и выпить, но никогда не пьянел и никогда не страдал, так как меру знал. Все, кто побывал в космосе, знали, что там очень непросто: и перегрузки, и невесомость.

После смерти Королева в этой отрасли начались серьезные неприятности. В 1967 году во время приземления Владимира Комарова, испытывавшего корабль нового поколения «Союз-1», отказал один из двух тормозных двигателей. Корабль, спускавшийся на парашюте, начал вращаться, стропы парашюта скрутились, купол сжался, и «Союз» с космонавтом врезался в землю.

Дублером у Комарова был Юрий Гагарин. Он снова рвался в космос. Но главный конструктор решил не рисковать. Второй «Союз» послали на орбиту беспилотным, в автоматическом режиме. Лишь после его успешного приземления третий корабль уже решили запускать с человеком на борту.

Но Гагарин, как вы знаете, вскоре погиб. Представляете, каково лететь после таких ЧП? И здесь отцу пригодился фронтовой опыт: на войне летчики, чуть ли не каждый день терявшие товарищей, научились преодолевать страх, не думать о плохом. Папа говорил: если летчик не верит в успех — не стоит и браться, надо уходить. Наверное, поэтому у него и получилось. Кстати, автомобили, которых у отца за долгие годы было несколько, он страховал. А вот свою жизнь ни он, ни другие летчики и космонавты — никогда! У них суеверие такое было.

«Чтобы поступить в аэроклуб, юноша бросил школу и пошел на завод»

- Как Георгий Тимофеевич стал летчиком?

— Первым примером для него стал его старший брат Виктор — летчик, начальник парашютной станции Челябинского аэроклуба. Его, к сожалению, в 1937 году арестовали и расстреляли, как и многих других невинных людей разных профессий, — продолжает Виктор Георгиевич. — Средний брат — Михаил Георгиевич — генерал-лейтенант в отставке, в свое время командовал радиотехническими войсками ПВО страны. Сейчас ему 93 года.

На снимке слева: Георгий Береговой полетел в космос в 47 лет, в то время как туда летали мужчины не старше сорока

Отец же, как и дядя Витя, с юности бредил небом. Школьником хотел поступить в Енакиевский аэроклуб. Сказали, что туда берут только рабочих. Так папа после восьмого класса бросил школу, устроился на металлургический завод. Опять незадача: 16-летних в аэроклуб не принимали. Помог друг дяди Виктора начальник летно-парашютной школы Василий Зарывалов.

Курсант Береговой стал прекрасным летчиком. Не раз получал нагоняи за лихачество. Но воевать пришлось на штурмовиках. Сначала летал на одноместном (сзади беззащитном) Ил-2 — без стрелка. Немецкие истребители били их, как куропаток.

Трижды горел и Береговой.

- И после таких злоключений у него не пропало желание летать?

— Это означало бы стать трусом. Подобное, вспоминал отец, он видел лишь раз. Горящий штурмовик стремительно снижался. Прыгать с парашютом было поздно. Увидев на лугу стога сена, летчик выпрыгнул из кабины, бросив стрелка в неуправляемой машине. И тут проявилась высшая справедливость: от удара о землю стрелка выбросило из кабины прямо… в стог сена, а летчик… промахнулся и сломал себе позвоночник.

Был ли отец бесстрашным человеком? Он не любил громких слов и честно говорил: «Иногда боялся так, что поджилки тряслись. Но страх — в определенной мере даже хорошо, это сигнал об опасности. Только если страх не держать в узде, он сам может стать опасностью. Его нужно обуздывать знанием техники, опытом, которые дают уверенность в себе».

Войну командир эскадрильи капитан Береговой закончил 11 мая 1945 года неподалеку от города Брно в Чехословакии. Потом продолжил службу в части, которая осваивала американские истребители «Кингкобра» (»Королевская кобра»). В душе он всегда оставался истребителем. Мог на штурмовике броситься в атаку на вражеский истребитель.

Пришло время поступать в академию. А общее образование у отца — всего лишь восемь классов! И бывалый фронтовик, майор-комэск, Герой Советского Союза ходил в вечернюю школу вместе с солдатами и младшими офицерами, чтобы получить аттестат зрелости.

- Как Георгий Тимофеевич познакомился с вашей мамой?

— А там же, во время учебы в вечерней школе, в библиотеке части в поселке Лиманском под Одессой. Мама, тогда еще десятиклассница, приехала из Сум навестить брата-офицера. Они начали переписываться.

«Мама до конца дней жалела, что не настояла на лечении отца за границей»

— Мама поступила в Харьковский университет на исторический факультет, — продолжает рассказ Виктор Георгиевич. — Когда окончила второй курс, поехала с отцом в Сумы знакомить его со своей мамой, нашей бабушкой, просить благословения. Будущая теща поначалу категорически воспротивилась. Боялась, что замужество помешает маме завершить образование. Отец дал слово, что семейная жизнь не станет препятствием для маминой учебы. Он и сам заочно учился в Военно-воздушной академии, которая теперь носит имя Юрия Гагарина.

Ко времени женитьбы Георгий Тимофеевич служил уже летчиком-испытателем в научно-исследовательском институте ВВС в подмосковном гарнизоне Чкаловское, это неподалеку от будущего Звездного (которого тогда еще и в помине не было). Там находилась воинская часть, а остановка электричек называлась просто «41-й километр».

Мама рассказывала, что в первый день, когда папа привез ее к себе, у них в городке хоронили разбившегося летчика. Еще вспоминала, как они с друзьями отмечали ее окончание университета и один из товарищей предложил тост за второе рождение Георгия. Мама насторожилась. Ведь отец старался всячески оберегать ее от своих неприятностей. Летчики же сказали ей: твой Жора, Лида, настоящий мужик. На днях посадил совершенно деформированный от перегрузок самолет.

- Отчего отец умер?

— Мама считала, что из-за своего упрямства. С юности столько пережил… Старшего брата арестовали и объявили врагом народа. Потом война. После нее испытательные полеты. Да и космос здоровья не прибавил. Понадобилось шунтирование сердца. Предлагали сделать за границей. Тогдашний премьер-министр Виктор Степанович Черномырдин давал деньги. А папа лег в московский кардиологический центр, где делали такую же операцию Ельцину, а перед этим — тому же Черномырдину. Только Виктора Степановича оперировали в пятьдесят лет, а отца — в 74. Операцию проводил профессор Акчурин — хирург, оперировавший Ельцина. Она прошла успешно, сердце после нее заработало. Но потом отец потерял сознание, 12 дней не приходил в себя, у него парализовало дыхание… Мама до конца дней жалела, что не настояла на лечении за границей… Не зря говорят: врачи на Родине золотые, а вот выхаживать после операции не умеем.

- А чем занималась Лидия Матвеевна?

— Преподавала историю в школе Звездного городка. Учила дочек Гагариных… Титовых немножко — они вскоре уехали в Москву. Наташу Попович учила, и детей Зудовых, и Волыновых. Все дети, говорила, хорошо учились. Шалопаев не было.

Кстати, во время поездки с отцом в США мама обнаружила поразительную вещь: наши дети, оказывается, знают историю Америки лучше, чем американские мальчишки и девчонки. В Штатах они встретились с известным киноактером Кирком Дугласом. Возле гостиницы решили сфотографироваться. Отец увидел Дугласа на фоне советского флага и спрашивает: «Кирк, как ты чувствуешь себя на фоне советского флага? Не будет ли у тебя неприятностей»? — «Откуплюсь!» — засмеялся тот.

Это правда, что печально известный террорист Ильин принял Георгия Тимофеевича за Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и из-за этого Береговой чуть не погиб в январе 1969 года?

— Вы имеете в виду некоторое сходство бровей? В тот день руководство страны торжественно встречало вернувшиеся из полета экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5», и праздничный кортеж направился в Кремль. Террорист, устроивший стрельбу возле Боровицких ворот, вряд ли видел, кто находится в первой машине. А там ехали Береговой, Андриян Николаев, Валентина Терешкова…

Террориста сбил мотоциклист из охраны. Он был ранен. Но одна из пуль Ильина попала в голову пожилому водителю, который успел уже оформить пенсию, но начальство попросило его еще денек поработать. Он погиб. Осколки стекла легко ранили отца. Срикошетившая пуля поцарапала спину Андрияну Николаеву. Когда водитель потерял сознание, двигавшаяся на подъем машина остановилась, начала скатываться назад. Отец не растерялся и рванул рычаг ручного тормоза. Реакция у него была хорошая.

Космонавт России. Родился 15 апреля 1921 года в селе Федоровка ныне Карловского района Полтавской области (Украина) в семье служащего. После окончания средней школы в 1938 году начал трудовую деятельность на Енакиевском металлургическом комбинате. В том же году ушел в Советскую Армию. В 1941 году окончил Ворошиловоградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса. Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Летчик, командир звена, командир эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка (4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт). За годы войны совершил 186 боевых вылетов. За героизм и мужество проявленные в боях 26 октября 1944 года удостоен звания Герой Советского Союза. После окончания войны в 1948 году окончил высшие офицерские курсы и курсы летчиков-испытателей. В 1948 - 1964 годах работал летчиком-испытателем. Освоил десятки типов самолетов. Без отрыва от основнойработы в 1956 году окончил Военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина). 14 апреля 1961 года был удостоен звания заслуженный летчик-испытатель СССР. В 1963 году зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС № 2 (дополнительный набор). Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Союз. 26 - 30 октября 1968 года совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете проводились испытания космического корабля в условиях реального космического полета с космонавтом на борту. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полета 1 ноября 1968 года награжден второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. В 1972 - 1987 годах - начальник Центра подготовки космонавтов. В 1987 году в звании генерал-лейтенант ушел в отставку.

Депутат Верховного Совета СССР 8 - 10-го созывов (1974 - 1989 годы). Лауреат Государственной премии СССР (1981 год). Вел большую общественную работу: был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок», командующим Всесоюзным юнармейским движением, командующим штабом единого молодежного военно-патриотического движения. Избирался заместителем председателя Центрального правления Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества «СССР - Франция», председателем Центрального правления Общества советско-польской дружбы. Избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса Вооруженных Сил СССР.

Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого 3-й степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, медалями. Награжден золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, золотой медалью имени Ю. А. Гагарина (FAI). Герой Социалистического Труда НРБ. Награжден многими иностранными орденами и медалями. Почетный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).