Какие болезни могут быть противопоказанием к посту и требуют консультации врача перед Рамаданом? Советы медика во время поста в рамадан.

Близится Священный месяц Рамадан, а с ним и ураза — время обязательного поста, вменённого Аллахом каждому верующему в Коране. Слово Божие однозначно свидетельствует об этом:

“О, вы, которые верят! Предписан пост вам" (2:183).

Раскрыть пользу уразы с точки зрения медицины мы попросили врача и учёного, к.м.н., ассистента кафедры факультетской терапии БГМУ, НАИЛЮ САХАУТДИНОВУ — одного из сотрудников НИЦ по изучению Корана “Нур”.

Наиля Рифовна, как известно, в Исламе каких-то чётких критериев нет, просто сказано, что нельзя поститься во вред здоровью, что больной человек может пропустить пост и возместить позже либо, если болезнь неизлечима, накормить бедняков за каждый день поста. Как именно определить эту границу, когда поститься уже не следует?

Вопрос непростой. Для того, чтобы ответить на него, следует пояснить, что такое ураза, ведь это не только воздержание от пищи. Не менее важны и другие составляющие поста. Ураза мусульман состоит из трёх частей: пост физический — когда постится его тело от материальной пищи; пост духовный — воздержание от соблазнов, таких как курение, и половое воздержание; и пост разума — когда разум человека постится от суетной информации материального мира — от сплетен, газет, телевизора, и т.п., и работает с Кораном — Книгой, каждая строчка которой полна глубокого смысла и непреходящей мудрости! И если на это посмотреть с точки зрения медицины, то эти три части поста соответствуют трём видам биоритмов: физическому, эмоциональному и интеллектуальному. Надо сказать, что из всего многообразия биоритмических процессов, протекающих в человеческом организме наибольшее значение для него имеют именно эти три индивидуальных многодневных биоритма, определяющие его физические возможности, эмоциональное (душевное) состояние, интеллектуальные (разумные) способности. Физический биоритм определяет состояние тела — подъемы и спады физической деятельности, его работоспособность, выносливость, уверенность в своих силах, сопротивляемость организма болезням.

Эмоциональный (духовный) биоритм управляет психическим здоровьем, творчеством и восприятием окружающего мира, определяет эмоциональное состояние человека, качество восприятия внешнего мира, скорость реакции, настроение. Сразу отмечу, что физические и эмоциональные биоритмы в наибольшей степени влияют на самочувствие и состояние организма человека, поэтому ураза поправляет и здоровье. Целительское действие кратковременного поста основано на стрессовом механизме. Стресс вызывает переход с дневного приёма пищи на ночной. Это, в свою очередь, активизирует иммунитет. Есть хадис, в котором пророк Мухаммад (сгв) сказал: “Ураза — это щит для человека” (Бухари), а крепкий иммунитет ведь и защищает человека от болезней! И помогает справиться с уже имеющимися. Сегодня врачи также рекомендуют каскадные /кратковременные и цикличные/ лечебные голодания, поскольку длительное воздержание от пищи, наоборот, угнетает иммунную систему.

И последний вид биоритмов — это интеллектуальный (разумный) — волновой подъем и спад умственной деятельности. Он регулирует функции логического и аналитического мышления, память, сообразительность, восприимчивость к знаниям и успеваемость в учёбе.
К концу уразы эти три биоритма начинают работать слаженно и достигают апогея своего действия. Тогда раскрываются дремлющие возможности человека в сфере его интеллектуальных, духовных и физических сил. Причём, у кого-то во всех трёх сферах, но чаще в одной из них, — в той, к которой человек больше тяготеет в быту. Например, спортсмен может выйти на новый рекорд, а человек, склонный к интеллектуальной деятельности, может решить сложную задачу, которую не может решить в обычное время.

Если мусульманин в силу каких-либо объективных причин не может воздерживаться от пищи и питья, то ему следует сделать упор именно на другие составляющие поста, это очистит его разум и душу и приведёт в норму биоритмы. Здесь трудно дать какую-то конкретную рекомендацию, когда можно соблюдать пост, а когда — уже нет. Каждый определяет для себя интуитивно, обращаясь к Аллаху.

Видимо, связь уразы с биоритмами и объясняет то, что после неё мы становимся крепче и жизнерадостнее, а организм словно омолаживается, делаясь более лёгким на подъём?

Да. Японские учёные выяснили, что самым мощным водителем биоритма является приём пищи. Они отследили это на примере нарушений биоритмов, которые происходят во время длительных межконтинентальных перелетов, когда многие люди долго не могут привыкнуть к новому времени и страдают бессонницей. Так вот, оказалось, что когда японские пилоты стали принимать пищу по японским часам, будучи заграницей, то все расстройства биоритмов исчезли. Фактически японцы и раскрыли медицинскую основу уразы: ураза — это смена биоритмов человека. Ведь когда в Японии утро, то, скажем, в Америке — вечер. Поэтому, кушая по японским часам на другой стороне Земли, они питаются там ночью. А ураза — это и есть приём пищи в ночное время. И ураза помогает быстро адаптироваться к смене биоритмов!

Вторым по силе водителем биоритмов является освещённость. Та же бессонница при нарушениях биоритмов происходит в результате переутомления организма по причине смены времени наступления дня и ночи (т.е. продление дня). Это приводит к конфликту двух форм сна — глубокого и так называемого быстрого сна. При этом происходит нарушение в работе механизма «внутренних часов» человека, которые зависят от наступления дня и ночи. Однако если первый тип сна, в котором задействованы глубинные клетки головного мозга, очень быстро привыкают к неожиданному и значительному изменению поясного времени, то нервным центрам фазы быстрого сна требуется до недели, чтобы привыкнуть к новому графику временного прихода светового дня, когда биоритмы зеркально меняют свою фазу: с «плюса» на «минус». Но опасна не сама новая фаза, а момент перехода. В это время все три вида биоритмов сходятся в одной точке на «нулевой линии». Такой тройной кризис является стрессом для организма, и переживается особенно тяжело. И тяжел не сам перелёт, а вся следующая неделя: человек ходит как зомби. Во время уразы мы так же меняем фазу биоритмов с «солнечной» на «лунную» за счёт ночного приёма пищи, компенсируя тем самым момент их перехода с «плюса» на «минус». И пока учёные ищут лекарство, которое «поможет» нервным клеткам быстрой фазы сна скорее адаптироваться к новым условиям, мы имеем более природное средство для этого: мусульманский пост — как щит от стресса, возникающего в результате резкой смены биоритмов. Хотя бы за день просто поменяйте приём пищи с дневного на ночной, и тогда после длительных перелётов вас не будет мучить бессонница и недомогание.

А тренировка биоритмов организма во время уразы вызывает иммунный взрыв, который и омолаживает нас. Вообще, по канонам Ислама, мы держим уразу, для того чтобы ожить, — то есть придать нашим угасающим в течение года вялым биоритмам динамичность, «встряхнуть» их.

Какие болезни могут быть противопоказанием к посту и требуют консультации врача перед Рамаданом?

С точки зрения медицины существуют болезни, при которых нежелательно соблюдать пост. В первую очередь, это инсулинозависимый сахарный диабет. Затем, я бы не советовала воздержание от приёма пищи и воды больным с ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью третьей стадии, особенно в жару. Потому что у таких больных вследствие недостаточного поступления жидкости может случиться обезвоживание, сгущение крови и, как следствие, осложнения — инфаркт миокарда и нарушение мозгового кровообращения. Конечно же, существует много заболеваний желудочно-кишечного тракта, когда ураза противопоказана: это язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, острые гепатиты.

Нежелательно также голодание в период любых острых инфекционных заболеваний, особенно кишечных инфекций, когда высок риск обезвоживания. Вообще, если имеются какие-либо хронические заболевания, необходимо посоветоваться с врачом. И тогда, будучи уверенным, что пост не повредит здоровью, можно держать уразу.

Как правильно организовать режим дня во время поста, чтобы переносить пост было легче, ведь летом — длинные и жаркие дни?

По поводу режима дня какие-то универсальные рекомендации, наверное, дать сложно, потому что все мы разные, кто-то работает днём, кто-то в ночную смену, а кто-то целый день находится дома. В жару, конечно же, нежелательно пребывать под палящими лучами солнца. Ходить надо с покрытой головой (мужчин тоже касается). Во избежание перегревания одежда должна быть свободная и только из натуральных материалов. Можно принимать чаще прохладный душ.

Сколько нужно выпивать жидкости и когда это правильнее делать? Сразу после ифтара или позже? И ведь на ночь пить вредно, как успеть выпить достаточное количество воды, чтобы не было обезвоживания? Сколько надо выпить утром, во время сухура? Как «удержать» жидкость в организме, чтобы этого хватило на весь день?

Жидкости человеку в сутки требуется не менее 1 литра. В жару, конечно, эта цифра больше — до 2,5 литров, так как много воды выводится с потом. Я бы не советовала всю жидкость выпивать в один приём после ифтара, лучше распределить равномерно. Во время сухура нежелательно пить кофе и крепкий чай. Они, наоборот, усиливают жажду. Для того, чтобы не было сильной жажды, лучше в уразу избегать различных деликатесов, они, как правило, содержат слишком много соли, да к тому же различные вредные добавки.
Лучше за 15-30 минут до приёма пищи выпить 1-2 стакана чистой воды, а после еды — травяной или некрепкий зелёный чай.

Какие симптомы должны насторожить и заставить прервать пост и обратиться к врачу, а какие можно перетерпеть, просто полежав, отдохнув?

Воздержание от пищи часто сопровождается слабостью, утомляемостью, лёгкой сонливостью. Это состояние можно считать нормальным для постящегося. Может быть лёгкое головокружение, тогда лучше прилечь, отдохнуть. Если головокружение усиливается, появляются «мушки» перед глазами, резкая слабость, то лучше прервать уразу, выпить сладкий чай, полежать, это симптомы пониженного давления.

Если появилась нарастающая головная боль (обычно локализуется в области лба), тошнота, мучительная жажда, резкая сухость во рту и глотке, мышечные боли, судороги, повышается температура тела, появляются изменения в поведении — резкое возбуждение или, наоборот, сонливость. При этом кожа легко собирается в складки, которые медленно расправляются, глазные яблоки запавшие — это признаки сильного обезвоживания организма, которые требуют неотложной помощи. Конечно же, в этом случае необходимо прервать уразу и срочно вызвать врача.

Если человек постоянно принимает какие-либо лекарства, можно ли их прием перенести на ночное время?

Здесь всё зависит оттого, какие лекарства и сколько раз в день он принимает. Если, например, лекарство предназначено для приёма один раз в сутки, можно принимать его во время сухура или ифтара, но всегда в одно и то же время. Если же препарат назначен 4-5 раз в сутки, то отложить приём на ночь нельзя, так как для успешного лечения нужно, чтобы концентрация препарата в крови была одинакова в течение суток. И если для человека жизненно необходимо постоянно принимать эти лекарства, то в этом случае уразу ему держать не рекомендуется.

Вопрос, который волнует многих женщин: во время поста из-за смены режима питания часто происходит набор веса. Как с этим справиться?

За время уразы можно как прибавить в весе, так и потерять. Прибавка в весе часто бывает связана с избыточным приёмом пищи после шести вечера. Так уж устроен наш организм: всё, что съедено на завтрак, расходуется в течение дня, а то, что съели на ужин — откладывается в виде жира. Надо настроиться прежде всего на то, что ураза — это очищение, и за этот период обычно всё лишнее, что накопилось за год в организме человека, сгорает. Ураза также способствует восстановлению нарушенных функций, поэтому женщинам не стоит бояться прибавки в весе, постепенно всё придёт в норму.

Для того, чтобы пост переносился легче и без ущерба для здоровья, рекомендуется употреблять легкую пищу, без излишеств. Обязательно — свежие фрукты и овощи, так как клетчатка помогает избавиться от накопившихся шлаков. Пророк Мухаммад (да Благословит его Аллах и Приветствует) рекомендовал разговляться одним, тремя или пятью финиками, запивая их водой. Под легкой пищей подразумевается та, что легко усваивается организмом, т.е. преимущественно растительная.
Сюда же относятся и всевозможные злаки - они несут в себе необходимое количество каллорий. Ведь не зря же на завтрак испокон веков готовят кашу. Она дает заряд на целый день. Достаточное количество белка можно обеспечить за счет кисломолочных продуктов, сыра, орехов. А вот мясными деликатесами в уразу лучше не злоупотреблять. Мясо требует энергетических затрат на усвоение и дополнительное количество воды, а также способствует накоплению токсинов, поэтому после употребления мяса всегда хочется больше пить. По этой причине именно во время поста мяса надо есть меньше. Раньше мясо ели только по праздникам, а в наше время оно стало присутствовать в ежедневном рационе.

И, конечно же, необходимо соблюдать основные принципы здорового питания: это отказ от рафинированных продуктов, в коих уже ничего полезного не остается — это хлеб и кондитерские изделия из муки высшего сорта, белый рис, белый сахар, рафинированное растительное масло и т. д. В хадисе сказано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не видел белого хлеба с тех пор, как Всевышний направил его к людям, и до тех пор, пока Всевышний не забрал его к Себе». Поскольку Пророк Мухаммад (мир ему) сам не ел белого хлеба, значит, и всем нам не рекомендуется его есть — для поддержания своего же здоровья. Лучше употреблять зерновой хлеб, а также проросшие зерна любых злаков (талкан), которые полезны также в сочетании с кисломолочными продуктами.

Если есть возможность, отдавать предпочтение натуральным продуктам, а не тем, что продаются в супермаркетах. Избегать употребления жирной, жареной пищи, маргарина, пищевых добавок, кофеина (крепкого чая и кофе).

Как известно, беременным и кормящим разрешается не поститься, если они опасаются за здоровье. Но некоторые все же решаются и держат пост. Как вы считаете, если женщина чувствует себя при этом хорошо, можно ли ей поститься?

Думаю, если Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и Приветствует) позволил женщинам не держать пост во время беременности и кормления грудью, значит на это есть серьёзное основание. Как врач, я бы рекомендовала серьёзно подойти к вопросу об уразе, тем более в жаркие летние месяцы, когда высок риск обезвоживания не только матери, но и плода. Ведь можно сделать упор на другие составляющие поста — очищение души и разума.

Приветствуется участие в благотворительности. Ведь даже в наше время сколько людей рядом с нами голодает! Но каждая мусульманка вольна принимать решение самостоятельно. И на всё воля Аллаха.

По окончании поста нужно ли как-то постепенно менять режим питания и режим дня или можно сразу возвращаться к привычному графику?

По своему опыту скажу, что сразу к привычному графику вернуться трудно, но в течение нескольких дней, как правило, всё возвращается «на круги своя». Здесь следует отметить, что питание — важнейший биологический фактор, от которого в значительной степени зависит развитие всех функций человеческого организма. Недаром говорят: человек есть то, что он ест. И главное — соблюдать умеренность в еде не только в период уразы. Запретность излишества в еде содержится в аяте Корана:

«...ешьте и пейте, но не излишествуйте» (7:31).

Если для человека будет нормой такое питание, то и здоровье он сохранит, и ураза будет переноситься легче.

Спрашивала
ЕКАТЕРИНА ЧУБАРОВА,

корреспондент журнала «Муслим мэгэзин».

18:50 2017

Причины, дозволяющие не поститься в Рамадан

Вся хвала Аллаху!

Воистину, Аллах, обязав поститься только тех, кто способен соблюдать пост, дал облегчение Своим рабам. Он позволил разговляться тому, кто не может поститься по уважительной, с точки зрения Шариата, причине. Уважительными причинами являются следующие перечисленные.

«Первая причина: болезнь.

Болезнью называется любое состояние, противоположное здоровому.

Ибн Кудама сказал: „Все ученые единодушны в отношении того, что больному, в целом, дозволено не поститься. Основа в этом вопросе – слова Всевышнего Аллаха: „А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время“ (сура „аль-Бакара“, аят 184)“.

Саляма бин аль-Акуа‘а, да будет доволен им Аллах, сказал: „Когда был ниспослан аят: „А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка“ (сура „аль-Бакара“, аят 184), люди, желающие разговляться, не постились и кормили бедняков во искупление. Так продолжалось, пока не был ниспослан последующий аят:

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ , هُدًى لِلنَّاسِ , وَبَيِّنَاتٍ مِنْ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ , فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمْ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ , وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ „В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время“ (сура „аль-Бакара“, аят 185). Этот аят отменил предыдущий“.

Поэтому, больному, который боится, что его болезнь усилиться, или исцеление затянется, или пост повредит какому-либо органу его тела, следует разговляться. Ему желательно (является Сунной) не поститься, а пост для него – порицаем. Так как, возможно, это приведет к его гибели, а от этого необходимо предохраняться. При сильной болезни больному дозволено прервать пост. Если же здоровый человек боится трудности или усталости, то это не освобождает его от поста. Это в случае, если из-за поста человека постигает только сильная усталость.

Вторая причина: путешествие.

Путешествие, из-за которого дозволено не соблюдать пост, должно быть:

1- длинным. То есть таким, в котором дозволено сокращать молитвы;

2- путник не должен иметь намерения остаться проживать где-либо на протяжении всего путешествия;

3- путешествие не должно содержать в себе грех и не иметь греховной цели, по мнению всех ученых.

Так как разговение - это разрешение и облегчение, которого не заслуживает тот, кто совершает грех посредством своего путешествия: к примеру, если человек вышел в путь ради воровства.

Согласно единодушному мнению ученых разрешение не поститься во время путешествия отменяется:

1- при возвращении путника на родину, где он постоянно проживает;

2- если путник решил проживать постоянно где-либо или проживать в одном месте какое-то время. При условии, что это место пригодно для проживания. Таким образом, он становится проживающим там, а значит, совершает полностью, а не сокращает, молитвы, поститься, а не разговляется в месяц Рамадан, так как его путешествие прекратилось.

Третья причина: беременность и кормление ребенка грудным молоком.

Ученые единодушны, что беременная и кормящая мать могут разговляться в месяц Рамадан, при условии, что они боятся навредить постом себе или своему ребенку, или бояться, что заболеют или усилят свою болезнь, или, что пост приведет к гибели. Доказательство дозволенности им не поститься содержится в аяте: وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «аль-Бакара», аят 184). Под болезнью не подразумевается только болезнь. Больной, которому пост не наносит вреда, не должен разговляться. Под болезнью подразумевается такое состояние, когда пост вредит. Это и есть болезнь, что подразумевается в аяте. Если подобное присутствует у беременных и кормящих матерей, то им дозволено не постится. Доказательство тому, что при беременности и кормлении грудью дозволено разговляться, упоминается и в хадисе от Анаса бин Малика аль-Ка‘би, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста».

Четвертая причина: старость и старческая немощь.

Под старыми и немощными пожилыми людьми подразумеваются дряхлые старики, у которых исчезла сила, или которые близки к смерти, или с каждым днем все более приближаются к ней. Также в эту категорию входят больные, которые не надеются на исцеление, и старухи, престарелые женщины. Доказательство тому, что подобным категориям людей дозволено заменить пост кормлением, находится в словах Всевышнего Аллаха:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (сура «аль-Бакара», аят 184). Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Этот аят не отменен. Он касается престарелого старика и старухи, которые не могут поститься; они заменяют каждый день поста кормлением одного бедняка».

Пятая причина: угнетающий голод и жажда.

Тот, кого мучает чрезмерный голод или сильнейшая жажда, может поесть столько, сколько ему необходимо (для устранения опасности гибели), и воздерживаться оставшуюся часть дня.

Под угнетающим голодом и жаждой подразумевают неспособность встретить ожидаемого врага или оказаться в окружении. Если воин точно знает или сильно предполагает, что случиться битва с врагом, и боится неспособности сражаться из-за поста, то он, даже не будучи путешественником, может прервать пост перед сражением.

Шестая причина: принуждение.

Принуждение – это принуждение другого человека посредством угроз к действию или оставлению действия, которого бы он не совершил».

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости .

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное .

15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее .

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны .

Подробнее

Прикосновение

Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.?

Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.

Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.

У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.

Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.

Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.

1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается.

2. На пост это никак не влияет.

Посещение стоматолога

Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.

Нет, не нарушится.

Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?

Да, обязательно.

Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть?

И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.

Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.

Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.

На пост это никак не влияет.

Посещение гинеколога

1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц.

2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.

Сон

Скажите, пожалуйста, не нарушается ли пост, если целый день спать и вставать только на намаз? У меня отпуск. Расул.

Пост не нарушается, но малоподвижный образ жизни губителен для человеческого тела и мозга.

Я вчера проспал очень долго, проснулся за два часа до ифтара. Это пост не нарушает? Алибек.

Это не нарушает пост, но советую ввести строгий режим сна и бодрствования вне зависимости от того, выходной это день или рабочий. При такой дисциплине ваша работоспособность повысится, а иммунная система укрепится.

Я работаю в ночную смену, днем отдыхаю. Поэтому часто пропускаю молитвы, хотя потом их восстанавливаю. Это допустимо? И как мне быть в месяц Рамадан? Р., 20 лет.

Если вы свободны днем, то не вижу причины, по которой вам приходилось бы пропускать молитвы-намазы. То же касается и поста. Кстати, сон не нарушает поста.

Человек, соблюдающий пост, работает в ночную смену, а днем спит. Получит ли он такое же вознаграждение, как и тот, который активен днем? Лена.

Если у него именно такой график работы, то - да, конечно. Напомню лишь, что спать более 8–9 часов в сутки вредно, как и менее 7.

Спреи, капли и ингаляторы

У меня аллергия вот уже 2 года, чешутся глаза, и частенько забивается нос, поэтому я пользуюсь каплями в нос. Я читал, что капли в нос нарушают пост, так как они проходят через горло. Но я все равно соблюдаю пост, поскольку, думаю, все зависит от намерения. Ведь даже если капли проходят через горло, моя жажда от этого не утоляется. Улан.

Вы правы. Капли не нарушают действительность поста.

Можно ли во время поста (днем) пользоваться каплями в нос (в рот они не попадают), а также делать ингаляции? Аиша.

Скоро священный месяц Рамадан, а у меня началась аллергия - чихаю, нос закладывает и т. п. Могу ли я во время поста пользоваться спреями, каплями для облегчения дыхания? Айбек.

У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.

Нет, не нарушает.

Кровь

Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?

С постом это никак не связано. Пост не нарушен.

Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.

Нет, неправда.

Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.

Сдача крови не нарушает поста.

Косметика

Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.

Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.

Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.

Да, можно.

Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.

Охота

Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.

Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.

Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.

Инъекции (уколы, капельницы)

Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.

Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?

Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.

Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?

Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.

Разное

Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.

После захода солнца и до зари - можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).

Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.

Да, конечно.

Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.

Можно ли постригаться во время уразы? Артур.

Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.

Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.

Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно.

Игра в карты не влияет на действительность поста.

Можно ли чистить уши во время поста? Елена.

Да, конечно.

Можно ли глотать мокроту во время уразы?

У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.

Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться - как минимум один километр утром и один километр вечером - и активно при этом дышать.

Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.

Нет, не нарушен.

Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?

Да, конечно.

Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.

1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста.

2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением.

1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется?

2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.

1.Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста.

2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.

Нарушается ли пост, если на пасеке во время работы с пчелами меня ужалит пчела? Пчелиный яд содержит 600 полезных микроэлементов. Инсаф.

Пост не нарушится.

Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.

До свадьбы (никяха) - нельзя, ни во время Рамадана, ни вне него. Но пост это не нарушит.

Случаи нарушения поста

Может ли нарушить пост прием лекарства (таблетки) без воды? Мадина.

Да, это нарушит пост.

Моя мама принимает лекарство от сахарного диабета. Можно ли держать пост, принимая таблетки?

Нет, нельзя.

Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.

По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.

В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.

Восполните один к одному после месяца Рамадан в удобное для вас время, например в выходной день.

Является ли курение кальяна харамом и можно ли курить кальян в Рамадан?

Курение кальяна запретно (харам) как в Рамадан, так и в любое другое время. Прочитайте об этом соответствующий материал в моей книге «Мужчины и Ислам».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих».

Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

«Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 115; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2378 и 2379, оба «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 184, хадис № 1678, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 576, хадисы № 1938 и 1939; Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247, хадисы № 30–32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662–664.

Мисвак - палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно.

Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком во время поста. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.

От использования зубной пасты во время поста можно воздержаться. Бо льшая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112.

Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

Имам аль-Бухари приводит в своем своде хадисов несколько случаев из жизни сподвижников и представителей следующего после них поколения о том, что они проводили различные водные процедуры во время поста. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».

Преднамеренное вдыхание табачного дыма, то есть курение сигарет, кальяна, нарушает пост. Подробнее о допустимости курения сигарет и кальяна с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам» либо на сайте сайт.

В случае очевидного проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства.

Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих».

Подробнее об этом смотрите в материале «Рвота во время поста».

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89.

Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108.

Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108.

Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится «проходить» через весь пищеварительный тракт. См.: https://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html.

См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 93; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194, 195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 109; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Пост в месяц Рамадан является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. Хотя предыдущие уммы тоже соблюдали пост, пост в Рамадан был предписан только умме Мухаммада ﷺ .

Плюс к этому предыдущие пророки (мир им) и их последователи должны были соблюдать пост и при этом воздерживаться от пищи круглыми сутками. Однако из уважения любимцу Аллаха Пророку Мухаммаду ﷺ нашей умме предписано воздерживаться от всего, что нарушает пост, только в течение светового дня до наступления времени вечернего намаза.

Более того, в некоторых исключительных случаях представителям нашей уммы разрешается вообще не соблюдать пост. Таковыми являются следующие случаи:

1. путешествие;

Пребывание во время месяца Рамадан в дозволенном с точки зрения шариата пути, при котором разрешается сокращать намаз, считается одной из причин, дозволяющих не держать пост. Пропущенные за этот период посты человек обязан возместить в другое удобное для него время.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

فمن كان منكم مريضا أو على سفر فعدة من أيام أخر

«А если кто из вас болен или находится в пути и поэтому не соблюдал пост, то на нём лежит обязанность поститься определённое число других дней [по числу пропущенных дней] ». (сура Аль-Бакара: 184)

2. болезнь;

Если человек заболел, и из-за болезни он не может соблюдать пост, или же из-за поста лечение затягивается, или же он принимает лекарства, отказ от которых может привести к вышеперечисленным последствиям, то ему разрешается не держать пост в месяц Рамадан. Такое же решение действует относительно того человека, у которого при соблюдении поста может обостриться болезнь или наступить ухудшение физического состояния.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж » пишет об этом следующее:

«Разрешается не поститься в месяц Рамадан, а тем более не держать другие обязательные посты больному человеку, то есть он даже обязан не держать пост, если эта болезнь наносит тяжкий вред организму. То есть это такой вред, который дозволяет человеку делать таяммум вместо омовения (болезнь, которая не позволяет человеку использовать воду, если он опасается, что вода может принести вред какому-либо его органу, допустим, из-за аллергической реакции на контакт с водой; или же он опасается, что его болезнь может затянуться. В нашем случае соблюдение поста подобно использованию воды.). Об этом имеется недвусмысленное утверждение Имама и Иджма. Такому больному дозволяется не поститься, даже если болезнь возникла по его собственной вине».

Человек, пропустивший пост по причине болезни, в последующем, после того как выздоровеет, в удобное для себя время обязан возместить пропущенные дни поста, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте.

3. беременность и кормление грудью;

Беременным и кормящим грудью женщинам можно пропустить пост, если даже беспокойства за жизнь ребёнка нет. Но если риск поднялся, она обязана прервать пост, если кроме неё нет другой, не постящейся женщины, способной накормить ребёнка или которой пост не вредит.

Также разрешается прервать пост женщине, которая бесплатно либо платно кормит чужого ребёнка.

В книге «Рахмат аль-умма » пишется, что все четыре имама сошлись во мнении о дозволенности не соблюдать пост женщине, беспокоящейся за своего ребёнка. Но если она будет поститься, её пост будет действительным.

Беспокойство за жизнь ребёнка считается обоснованным, когда велик риск выкидыша или исчезновения молока в груди, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть.

Женщины, которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить пост. От количества детей фидья не увеличивается.

Если беременная женщина боится, что соблюдение поста может нанести вред ей самой или ребёнку, то в этом случае она также может не держать пост. Точно так же, если кормящая женщина боится, что из-за соблюдения поста у неё может пропасть молоко, то она может не держать пост.

4. старость;

Престарелым и пожилым людям, которые не могут поститься из-за своего возраста, также разрешается не держать пост, и они обязаны за каждый день месяца Рамадан выплачивать фидью.

Фидья это искупление за каждый пропущенный пост по одному мудду наиболее употребительного продукта . Мудд равен одной четверти саха . Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырёх двойных пригоршней человека среднего роста, полных зерновых культур, достаточно для саха.

Согласно этому утверждению, мудд равен количеству зерна, которое поместится в пригоршни обеих рук человека среднего роста.

Точно такое же решение будет действительно и относительно неизлечимо больных людей.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

«Тем, которые могут поститься только с большим трудом из-за старости или неизлечимой болезни, надлежит выплачивать выкуп в виде кормления одного бедняка за каждый пропущенный день ». (сура Аль-Бакара: 184)

Стоить отметить, что неспособные поститься старики и безнадёжно больные люди обязаны выплачивать только лишь фидью, а возмещать пропущенные посты не должны.

5. сильная жажда и голод;

Если человек, который соблюдает пост, испытывает сильную жажду или нестерпимый голод, то ему следует прервать пост и поесть столько, сколько необходимо для утоления голода. Однако он должен соблюдать имсак (то есть ему следует прекратить приём пищи до конца дня) и возместить пост этого дня. Что касается фидья, то ему не нужно выплачивать её.

Более того, если постящийся человек испытывает настолько сильную жажду или голод, что он может потерять сознание или навредить своему здоровью, он должен прервать пост и возместить его в другое время.

6. работа в тяжёлых условиях;

Честно говоря, работать в таких тяжёлых условиях, когда невозможно соблюдать пост, для мусульманина является неправильным. Однако обстоятельства складываются таким образом, что иногда человек вынужден трудиться в очень тяжёлых условиях.

Это также может быть связано с сезонными сельскохозяйственными работами, от которых зависит годовой урожай. Ведь отказ от проведения тех или иных работ в строго определённые дни может привести к гибели всего урожая.

Если человек, работающий в подобных условиях, опасается, что соблюдение поста может нанести вред его здоровью, то ему разрешается не соблюдать пост в этот день. Он, так же, как и человек, пропустивший пост из-за сильной жажды и голода, должен возмещать пост этого дня, выплачивать фидья он не должен.

Во всех этих случаях учёные согласились с тем, что если пропущенный пост нужно возмещать, то один пост возмещается одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что каждый день возмещается одним месяцем, Нахаи говорит, что один день нужно возместить тысячей дней, а Ибну Масуд сказал, что даже возмещая пост на протяжении всей жизни, не восполнить (награду) пропущенный в месяц Рамазан пост.

Рамадан – хороший повод для мусульман навести порядок во всем: привести в соответствие с нормами духовную и физическую жизнь, изменить образ жизни, отказаться от вредных привычек. В течение всего месяца поста и молитв верующие обязаны воздерживаться от еды и питья с восхода до заката солнца, что является не только духовным, но и физическим испытанием. Каким должно быть питание? Какие проблемы могут возникнуть и как с ними справиться? Как не нанести вред организму, а извлечь пользу из столь строго воздержания от пищи? Мы предлагаем вашему вниманию специальное руководство, разработанное Министерством здравоохранения Великобритании совместно с Национальной службой здравоохранения (NHS) и национальным исламским сообществом, где вы найдете ответы на эти вопросы, а также информацию по максимизации медицинской пользы во время мусульманского поста. При подготовке руководства, материал согласовывался с медицинскими экспертами, исламскими учеными и исследователями.

Физиологические изменения в организме во время поста зависят от его длительности. Физиологически организм вступает в состояние голода примерно через восемь часов после последнего приема пищи, когда в кишечнике завершается всасывание питательных веществ. В нормальном состоянии глюкоза, депонированная в печени и мышцах в виде гликогена, является главным источником энергии для организма. Во время голодания запасы глюкозы быстро расходуются, а следующим источником энергии становится жир. Только при длительном голодании (до нескольких недель), организм обращается за энергией к белкам, вот почему люди, которых морят голодом, имеют изнуренный вид и становятся очень слабыми. Поскольку пост Рамадана продолжается только с рассвета до сумерек, имеются большие возможности пополнить энергетические запасы в предрассветные часы и после заката солнца. Это обеспечивает постепенный переход от расходования глюкозы к жиру и предотвращает расходование белка мышц. Использование жира для восполнения энергии организма способствует потере веса, сохраняя мускулы, и, в конечном счете, снижает уровень холестерина. Кроме того, потеря веса приводит к лучшему контролю диабета и снижает кровяное давление. Происходит и процесс детоксикации, поскольку токсины жиров организма растворяются и выводятся. Через несколько дней поста в крови увеличивается уровень эндорфинов, что улучшает внимание и общее ментальное состояние.

Во время поста важны сбалансированная диета с достаточным количеством питательных веществ, солей и воды. Пища должна быть простой и не сильно отличаться от нормальной ежедневной, содержать продукты всех основных продовольственных групп: фрукты и овощи, хлеб и злаковые, картофель, молоко и молочные продукты, рыбу и мясо. А также продукты, содержащие сложные углеводы, медленно высвобождающие энергию в течение долгих часов. Это - зерновые: ячмень, пшеница, овес, бобы, чечевица, рис, продукты богатые клетчаткой, которые медленно перевариваются: отруби, хлебные злаки, цельная пшеница, семена, картофель с кожурой, овощи, зеленые бобы, почти все фрукты, финики и т.д. Следует избегать жареной пищи, особенно во фритюре. Лучше запекать в духовке или на огне, если жарить, то неглубоко. Постарайтесь снизить количество потребляемого растительного масла до 4-5 ложек в день, избегать жирных восточных сладостей (пахлава, жирное печенье и прочие).

От какой пищи – польза, а от какой - вред

Для поддержания жизнеспособности важна сбалансированная диета с необходимым количеством питательных веществ, соли и достаточным количеством воды.

Пост должен способствовать улучшению здоровья человека, но, если не следовать правильной диете, возможны неприятности. И определяющим фактором состояния здоровья является не пост сам по себе, а пища, которую употребляют в надлежащее время, ее качество и количество. Кроме того, важно помнить, что, чрезмерно увлекаясь едой (обжорство), человек вредит не только своему телу, но и духовному росту.

Во время священного месяца Рамадан питание должно быть умеренным и настолько простым, насколько это возможно. Принимая во внимание долгие часы поста, следует потреблять не быстро, а медленно усваиваемые пищевые продукты, включая те, что содержат клетчатку. Энергии от медленно усваиваемых продуктов может хватать на 8 часов, в то время как от быстро усваиваемых – только на 3-4 часа.

Медленно усваиваемые пищевые продукты - продукты, содержащие сложные углеводы (зерна и семена: ячмень, пшеница, овес, просо, манка, бобы, чечевица, непросеянная мука, нешлифованный рис и т.д.)

Быстро усваиваемые продукты - продукты, содержащие свободные, очищенные углеводы (сахар, сеяную муку, например, муку высшего сорта).

Потребляемая пища должна содержать продукты из каждой пищевой группы (фруктов, овощей, мяса/курицы/рыбы, хлеба/злаков и молочных продуктов).

Важно исключить: жареную и жирную пищу; продукты, содержащие много сахара.

Следует избегать: переедания, чрезмерного употребления чая (особенно в сухур, чай обладает мочегонными свойствами, выводя при этом ценные минеральные соли, которые понадобятся организму в течение дня); курения. Если вы не можете бросить курить, постепенно уменьшите потребление сигарет, начав это за несколько недель до Рамадана. Курение – харам, то есть запретно и считается одним из грехов. Курение наносит вред здоровью, от него следует отказаться полностью.

Что есть?

Сложные углеводы в сухур, чтобы пища переваривалась дольше.

Финики - отличный источник сахара, клетчатки, углеводов, калия и магния.

Миндаль богат протеином и клетчаткой.

Бананы - хороший источник калия, магния и углеводов.

Что пить?

Как можно больше воды или фруктовых соков между ифтаром и отходом ко сну.

Употребление продуктов, содержащих большое количество углеводов и жиров (особенно во время приема пищи после заката) чревато большой вероятностью прибавки массы тела.

Духовность и пища

Питание имеет огромное значение в Исламе. Через еду строятся и отношения со Всевышним. В главе 20 (стих 81) Корана говорится, что питание должно способствовать здоровой жизни, а не потворствовать вредным привычкам, физическое тело – божественный подарок, и человеку следует заботиться о нем самым наилучшим образом. Выбор продуктов, благотворным образом воздействующих на физическое и духовное состояние человека, зависит от самого человека. И от его выбора зависит здоровье, благополучие.

Употребляемые продукты воздействуют на душевное состояние, психику и в целом на поведение человека. Натуральная здоровая еда способствует развитию.Обжорство притупляет дух, вызывает замедленность действий, способствует развитию физических недугов. Ислам рассматривает здоровье и благополучие намного шире, чем просто телесное здоровье: благополучие, спокойствие требует крепкой связи с духовностью, крепким физическим здоровьем, покоем ума, смыслом жизнедеятельности, хорошей репутацией и добрыми отношениями с окружающими.

Какие преимущества получают те, кто держит пост

1. Пост – период духовного роста и очищения физического тела, приносящий большие дивиденды в дальнейшем. Человек становится менее озабоченным вопросами услаждения своего тела, больше думает над вопросами мироздания, взаимоотношений с Всевышним, окружающими.

2. Ведя здоровый образ жизни, человек учится сдержанности, у него повышается самосознание, дисциплина, воспитывается уважение к пище. Пост способствует пересмотру обычного образа питания и жизни.

3. Рамадан – месяц милосердия. Пост помогает сформировать такие качества, как сострадание и благотворительность.

4. Этот период способствует улучшению настроения в обществе: люди больше заботятся друг о друге, не разделяясь на богатых и бедных, «белых воротничков» и работников физического труда. Все в одно время принимают пищу, в одно время молятся.

5. Если вы держите пост без духовного совершенствования – это зря потраченное время. Пост держат не ради того, чтобы потерять пару лишних килограммов. Воздерживаться от еды в течение длинного периода времени – нелегко. Но по завершении месяца вы почувствуете себя легко. Рамадан - идеальное время, чтобы расстаться с плохими привычками, что позволит улучшить и характер.

Пост - не просто «воздержание от приема еды и питья, но и от пустых разговоров».

Как справляться с возможными недугами

1. Во время поста может наблюдаться изжога. Кислая среда в желудке – необходимое условие для переваривания пищи и уничтожения бактерий. Во время поста выделяется меньшее количество кислоты, однако мысли о пищи, ее запах провоцируют ее выделение. В результате может возникнуть изжога. Поэтому люди с заболеваниями желудка, которые регулярно принимают препараты, нейтрализующие кислую среду, могут продолжать их принимать (ингибиторы протонной помпы – перед приемом пищи в предрассветные часы, блокаторы Н2-рецепторов – перед сном). Контролировать изжогу или отрыжку поможет пища, приготовленная с минимальным количеством масла, без сильных пряностей. Для тех, кто страдает изжогой, рекомендуется спать на высоких подушках.

2. Интересно, но во многих странах сахарный диабет 2 типа не является противопоказанием для поста, но для таких больных обязательна предварительная консультация врача (вероятно во время поста им потребуется корректировка сахароснижающих препаратов) и строжайший контроль гликемии. Особенно это относится к пациентам с осложнениями сахарного диабета (сердечно-сосудистые заболевания, ретинопатия, нефропaтия, нейропатия). Снижение уровня сахара в крови при голодании опасно, так как может привести к слабости и судорогам, чего следует избегать. Головокружение, потливость, дезориентация - первые признаки пониженного уровня глюкозы в крови. При появлении этих симптомов следует немедленно выпить сладкий напиток или положить под язык кусочек сахара или конфету. Таблетки длительного действия (глибенкламид) увеличивают риск развития гипогликемии, их перед началом поста следует заменить на препараты короткого действия.

Больным с инсулинозависимым диабетом не следует держать пост.

3. Головная боль. Во время поста она может быть следствием обезвоживания, голода, недостаточного отдыха или отсутствия кофеина (либо никотина). Умеренная сбалансированная диета, прием предрассветной пищи без пропусков, потребление достаточного количества жидкости и, в случае необходимости, прием болеутоляющего средства (например, парацетамола), имеет большое значение для предупреждения головной боли. В этом помогут и такие разумные меры, как избегание перегрева (пребывание в тени, ношение шляпы, солнцезащитных очков), устранение мышечного напряжения массажем. Если вышеупомянутые меры не избавляют от головной боли, необходимо срочно проконсультироваться с врачом.

Причиной головной боли может быть отказ от кофеина и табака. При низком кровяном давлении головная боль может быть достаточно сильной и может вызвать тошноту перед ифтаром. Наиболее частая причина головной боли – обезвоживание.

4. Обезвоживание. Это обычное явление во время поста. Тело теряет воду и соли через дыхание, пот и мочу. Количество потерянной жидкости варьирует в зависимости от погоды, индивидуальной потребности в воде, степенью физической активности и способностью почек сохранять воду и соли. Во время поста риск обезвоживания возникает, если не пить в начале дня. Этот риск выше у пожилых и у людей, принимающих диуретики. В зависимости от степени обезвоживания, человек может испытывать недомогание, слабость, судороги, головокружение, дезориентацию и даже потерю сознания. Если вы не способны встать из-за головокружения или дезориентированы, необходимо срочно выпить умеренное количество воды (лучше с добавлением небольшого количества сахара и соли) либо регидратационный раствор.

5. При таких заболеваниях, как артериальная гипертензия и бронхиальная астма, важно предварительно проконсультироваться с врачом, важно продолжать регулярно принимать лекарственные препараты.

6. Запор может причинить неудобство во время поста. Чтобы избежать проблемы, тоже нужно подумать заранее: включить в рацион фрукты, овощи, отруби, обязательно достаточное питье. Это поможет сохранять стул регулярным. Если все же случился запор, помогут слабительные средства.

7. Стресс. Изменение в режиме питания и питья, ночного сна могут спровоцировать стресс. Важно избегать тех ситуаций, которые приводят к напряжению, управлять своими эмоциями, воздерживаться от курения.

8. Ожирение. Пост – хорошая возможность отладить режим питания и справиться с проблемами, которые несет в себе неконтролируемый прием пищи.

Вопросы и ответы

  1. 1. Может ли человек с диабетом держать пост?

Может. Однако те, кому назначен инсулин, рекомендуется воздержаться от поста.

  1. 2. Показан ли пост беременным женщинам?

Лучше держать пост позже.

  1. 3. Можно ли плавать во время Рамадана?

Да. Разрешается также принимать ванну, душ. Но не разрешается глотать воду.

  1. 4. Можно ли держать пост человеку во время переливания крови в больнице?
  1. 5. Можно ли поститься женщине, кормящей грудью?

Традиции освобождают кормящую мать от поста.

  1. 6. Может ли постящийся принимать таблетки, инъекции, пользоваться ингаляторами?

Все, что проходит через желудок, неприемлемо в дни поста. Капельницы, уколы, закапывание капель в глаза не нарушают поста. Использование ингалятора желательно во время сухура и ифтара. Однако в случае острого приступа, можно воспользоваться ингалятором. Это нарушит пост, и его нужно будет восстановить. Введение лекарства в половые органы нарушает пост. Исламский закон освобождает от поста тех, кому показано лечение.

  1. 7. Можно ли в момент обезвоживания прервать пост?

Однозначно, если человеку в силу каких-либо причин стало плохо (падает в обморок, теряет сознание, дезориентирован), пост следует прервать, напоить человека. Ухудшение состояния противоречит истинным целям поста. Прервавший пост может вернуться к нему позднее.

  1. 8. Можно ли поститься во время диализа?

Таким пациентам нельзя поститься. Если болезнь продолжительна, то можно дважды в день покормить тех, кто нуждается в помощи.

  1. 9. Можно ли сдавать анализы?

Что касается необходимых обследований, нужно смотреть по ситуации. Если амбулаторные исследования можно отложить, лучше их сделать в другое время. Не допускаются анализы крови, исследования, требующие внутривенного доступа или приема контрастного средства. Если анализы необходимо сдать по жизненным показаниям, нужно делать незамедлительно. Пост ни в коем случае не должен нанести ущерб здоровью.

Советы для работников здравоохранения

Мусульмане постятся в течение месяца Рамадан, предоставляя возможность медицинским работникам продвинуть идею оздоровления, советуя мусульманам изменить образ жизни, рацион, отказаться от вредных привычек. Пост обязателен для половозрелых здоровых людей. Исключение составляют больные, находящиеся в поездке, а также женщины во время менструации, беременные, кормящие грудью. Они могут быть либо полностью освобождены от поста (например, люди, принимающие инсулин) либо им разрешается перенести пост на более позднее время (путешественникам и женщинам во время месячных). Послабления существуют для того, чтобы люди не постились, нанося вред своему здоровью.

  • При возникновении острого заболевания пост может быть отложен и завешен после выздоровления.
  • При хронических заболеваниях (глазных, дерматологических, неврологических) голодание можно продолжать, если оно не вызывает осложнений. Если пациент принимает пероральный препарат, его суточную дозу можно снизить. Разрешается продолжать принимать наружные средства, инъекции – нет, поскольку они приводят к кровотечению, хотя и незначительному.
  • Пост сам по себе может оказать физиологическое влияние на сердечно-сосудистые, почечные и желудочно-кишечные заболевания. Хотя пост возможен при многих из этих состояний, он может недостаточно хорошо переноситься физиологически, особенно пожилыми пациентами, которые особенно привержены к выполнению поста. В некоторых случаях, когда при хроническом заболевании необходимо длительное время для восстановления и поддержания стабильного состояния, регулировка приема лекарств по часам может быть непрактичной и потенциально вредной.
  • Во время беременности и кормления грудью очень важны регулярный прием матерью пищи и жидкости. Пост в таких случаях с медицинской точки зрения лучше отменить или отложить.
  • Физические осмотры, включая ректальные и вагинальные, не нарушают требований поста. Анализы крови (забор крови из пальца или вены) или клинические исследования, требующие введения контрастного средства, нарушают пост. Там, где возможно лабораторные анализы можно отложить, но срочные исследования нужно провести обязательно.

Каждую ситуацию следует рассматривать в контексте соблюдения пациентом поста. Данное руководство не универсально, но вышеизложенные примеры показывают, что пост не следует соблюдать в ущерб здоровью. Пост - физический и духовный опыт, требующий большой подготовки. Если вы физически не здоровы или не уверены в своем состоянии здоровья, желательно поговорить со своим доктором прежде, чем начать пост. Обсудите свои заболевания и исследуйте возможные альтернативы лечения, которые может предложить доктор.

Состав и количество пищи влияет на ваше здоровье, и воздержание от еды может помочь повысить самодисциплину и сдержанность, если, конечно, все проведено соответствующим образом. Пост - возможность сделать выбор в пользу здорового образа жизни и покончить с вредными привычками. Помните: постясь вы можете улучшить свое здоровье, как физическое, так и умственное. Максимизируйте свои выгоды и минимизируйте проблемы со здоровьем.

Рамадан – замечательный повод для врачей и фармацевтов поговорить с пациентами о переменах в образе жизни, осознанном отношении к своему здоровью, научить правильно питаться, много двигаться, находить время на общение, держать нервы под контролем.

Светлого Рамадана всем мусульманам, пусть очищение и просветление принесут новые жизненные силы. Пусть это будет еще один шаг к здоровому долголетию.