Деление клетки конспект. Деление клетки

Тип: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель : проверить знания о клеточном уровне организации жизни; напомнить о роли размножения, являющегося важнейшим свойством, поддерживающим и сохраняющим жизнь на Земле; обеспечить восприятие учащимися и первичное осознание сущности жизненного цикла клетки, осмысление особенностей этапов деления; раскрыть суть и продолжительность интерфазы и фаз митоза.

Средства обучения : таблицы «Митоз», «Фотосинтез», «Синтез белка в клетке», видеофрагмент «Жизненный цикл клетки», компьютерная версия лабораторного практикума «Биология 6-11», дидактические карточки.

Этапы урока:

I. Организация начала занятия.

II. Проверка домашнего задания и подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

III. Изучение нового материала.

IV. Первичная проверка усвоения и закрепление знаний с использованием ИКТ.

V. Подведение итогов занятия, рефлексия.

VI. Информация о домашнем задании.

I . Организация начала занятия.

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на занятии, включить их в деловой ритм.

Учитель : Здравствуйте! Садитесь! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жизнедеятельностью клетки, изучим, как происходит деление клеток, что такое жизненный цикл клетки и из каких этапов он состоит. А для этого нам необходимо проверить ваше домашнее задание и разобрать вопросы, вызвавшие затруднения. Что же вам было задано?

: нам необходимо было изучить синтез белка в клетке, а также повторить основное содержание главы «Клеточный уровень» и основные биологические понятия темы.

II . Проверка домашнего задания и подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Задача этапа: установить правильность и осознанность понимания информации о биосинтезе белка, выявить пробелы в знаниях о клеточном уровне организации и устранить их, проверить знание основных терминов этой темы.

Фронтальная беседа по вопросам: почему синтез белков является важнейшим процессом ассимиляции в клетке?

Предполагаемый ответ учащихся : так как в процессе жизнедеятельности все белки рано или поздно разрушаются, клетка должна непрерывно синтезировать белки для восстановления своих мембран, органоидов, и т. д. Кроме того, многие клетки создают белки для нужд всего организма, например, клетки желез внутренней секреции, выделяют в кровь белковые гормоны.

Что является источником энергии для синтеза белков?

Как и для всех клеточных процессов, энергией служит АТФ.

Какова последовательность процессов при биосинтезе белка?

Предполагаемый ответ учащихся: ДНК—транскрипция——трансляция—-белок.

Что такое транскрипция?

Предполагаемый ответ учащихся: транскрипция - это процесс переноса информации о первичной структуре белка с ДНК на и-РНК. Этот процесс протекает в ядре, где находится носитель всей генетической информации — ДНК. Под действием фермента двойная цепь ДНК раскручивается и разрываются водородные связи между комплементарными цепочками ДНК. И на одной из цепочек с помощью ферментов происходит синтез и-РНК: напротив каждого нуклеотида ДНК встает комплементарный нуклеотид и-РНК, например, напротив аденина ДНК встает урацил РНК, напротив гуанина ДНК встает цитозин РНК и так далее. Таким образом, информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК. Она выходит из ядра в цитоплазму, где продолжится процесс синтеза белка.

Что такое трансляция?

Предполагаемый ответ учащихся: Трансляция-это процесс перевода информации с нуклеотидов и-РНК в последовательность аминокислот белка. Он происходит в цитоплазме, на рибосомах. Рибосомы нанизываются на и-РНК и начинает «скачкообразно» передвигаться по ней, последовательно захватывая триплет за триплетом. За это мгновение одна т-РНК из многих способна «опознать» своим антикодоном триплет, на котором находится рибосома. И если антикодон комплементарен этому триплету и-РНК, аминокислота отсоединяется от т-РНК и присоединяется пептидной связью к растущей белковой молекуле. В этот момент рибосома сдвигается на следующий триплет. Эта операция повторяется столько раз, сколько аминокислот должен содержать «строящийся» белок. Но все эти реакции происходят очень быстро.

На втором этапе проверки знаний организуется работа в парах, что позволяет учителю сочетать контроль и взаимоконтроль.

Игра по принципу «лото».

Учитель : вам предложено два типа карточек, работая сообща, установите между синими и красными карточками соответствие. На всю работу Вам дается 5 минут. При возникновении затруднений воспользуйтесь информацией учебника и электронного словаря биологических терминов (Приложение №1).

Текст на синих карточках:

1.Элементарная единица жизни на Земле — …

2.Эукариоты — …

3.Безъядерные клетки — …

4.Наследственный материал в клетке находится…

5.Совокупность всех реакций, протекающих в живой клетке, называется…

6.Метаболизм состоит из двух взаимосвязанных процессов-…

7.Ассимиляция — …

8.Диссимиляция — …

9.Универсальный источник энергии в клетке — …

10.По способу питания клетки можно разделить на: …

11. Фаза фотосинтеза, в ходе которой образуется кислород, — …

12.Ген — …

13.Этапы синтеза белка: …

14.Свойство живых организмов, благодаря которому продолжается жизнь на Земле, -…

Текст на красных карточках

1. …размножение

2. …транскрипция, трансляция

3. …участок молекулы ДНК, несущий генетическую информацию об одном белке

4. …клетка

5. …клетки, имеющие оформленное ядро

6. …прокариоты

7. …световая

8. ….автотрофы и гетеротрофы

10. …в ДНК

11. …метаболизм

12. …ассимиляции и диссимиляции

13. …процесс распада биополимеров с освобождением энергии

14. …процесс синтеза биополимеров с затратой энергии

Предполагаемый ответ учащихся:

1-4, 2-5, 3-6, 4-10, 5-11, 6-12, 7-14, 8-13, 9-9, 10-8, 11-7, 12-3, 13-2, 14-1.

III . Изучение нового материала.

Задача этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание информации о жизненном цикле клетки, фазах митоза; показать, что митоз является частью жизненного цикла.

Рассказ учителя о значении размножения в жизни живых организмов, о жизненном цикле клетки.

Учитель: к размножению способны все живые организмы, это одно из их отличительных черт. Только размножение, т. е. воспроизведение себе подобных, позволяет сохраниться всем видам бактерий, грибов, растений и животных. В основе любого размножения лежит деление клетки. Одним из способов деления клеток является митоз. Митоз состоит из ряда последовательных фаз, в результате которых сначала разделяется ядро, а затем происходит деление цитоплазмы. В результате получается две одинаковых клетки с набором хромосом, идентичными набору родительской клетки. Последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления или гибели, называется жизненным циклом клетки. Таким образом, как вы поняли, жизненный цикл включает в себя рост, развитие, созревание клетки и ее деление или гибель. Часть жизненного цикла клетки от ее возникновения и до начала следующего деления называется интерфазой.

Посмотрите, как схематично можно представить последовательность и продолжительность фаз жизненного цикла (демонстрация заставки видеоролика), (Приложение №2).

Постановка познавательной задачи перед просмотром видеофрагмента.

Учитель: сейчас мы посмотрим последовательность фаз митоза, выясним, что происходит в клетке на разных этапах ее деления. Во время просмотра подумайте, почему интерфаза продолжительнее митоза?

Просмотр видеофрагмента.

Предполагаемый ответ учащихся : продолжительность интерфазы можно объяснить тем, что именно в это время происходит подготовка к делению. Важнейшим процессом при этом является удвоение ДНК, накопление энергии в виде АТФ для последующего деления, увеличение числа некоторых органоидов, в частности удвоение центриолей. Митоз состоит из фаз: профаза, метофаза, анафаза, телофаза.

IV . Первичная проверка усвоения и закрепление знаний.

Задача этапа: установить правильность и осознанность усвоения нового материала, выявить пробелы и ликвидировать их; обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в сходной ситуации с использованием ИКТ.

Учитель: используя текст учебника на стр.78-81, заполните таблицу в тетради на печатной основе из упражнения № 95 «Митоз».

Предполагаемый ответ учащихся:

Характеристика процессов

Ядро увеличивается в объеме, хромосомы скручиваются, центриоли, удвоившиеся в интерфазе, расходятся к полюсам клетки. Начинает формироваться веретено деления. Ядерная оболочка разрушается, ядрышки исчезают.

Метафаза

Хромосомы, каждая из которых состоит из двух дочерних хроматид, располагаются в экваториальной плоскости клетки. Нити веретена деления прикреплены к ним в области центромеры.

Дочерние хроматиды отделяются друг от друга и расходятся к полюсам клетки.

Телофаза

Хроматиды растаскиваются к полюсам клетки и раскручиваются, вокруг них образуется ядерная оболочка, и возникает два ядра. Одновременно происходит деление цитоплазмы, органоиды равномерно распределяются между двумя клетками. И, наконец, две одинаковые клетки отделяются друг от друга.

Учитель: давайте попробуем применить полученные сегодня знания. Для этого выполним работу за компьютерами (Приложение№3).

В процессе работы учащихся учитель оказывает индивидуальную помощь, что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях отдельных учащихся.

V . Подведение итогов занятия, рефлексия.

Задача этапа: дать анализ успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, мобилизовать учащихся на осмысление своих действий и самооценивание.

VI. Информация о домашнем задании.

Учитель: изучить материал на стр. 77-81 учебника. Ответить на вопросы в конце параграфа.

  • Открытый урок
  • Деление клетки. Формы размножения организмов.

    Жизненный цикл клетки. Митоз.

    Тип урока – изучение нового материала.

    Цели:

      Изучить процесс деления клетки путём митоза.

      Показать основные этапы жизненного цикла клетки

      Рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль

      Познакомить с понятиями:

      Митоз

      Жизненный цикл клетки

      Интерфаза

      Профаза

      Метафаза

      Анафаза

      Телофаза

      Редупликация

      Хроматиды

      Центромера

      Веретено деления

    План урока.

      Орг. момент - 5 мин.

      Устный опрос – 15 минут.

      Объяснение нового материала – 55 мин.

      Постановка д.з. – 5 мин.

    Ход урока.

        Орг.момент.

        Устный опрос.

        Объяснение нового материала.

    Размножение

    Размножение – воспроизведение себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

    Это одно из важнейших свойств живых организмов.

    Благодаря размножению происходит:

    1. Передача наследственной информации.

    2. Сохраняется преемственность поколений.

    3. Поддерживается длительность существования вида.

    4. Увеличивается численность вида и расширяется территория (ареал) проживания.

    В основе размножения лежит клеточное деление, обеспечивающее увеличение количества клеток и рост многоклеточного организма.

    Жизненный цикл клетки

    Период существования клетки от одного деления до другого называется митотическим, или жизненным циклом клетки.

    Клеточный цикл у растений продолжается от 10 до 30 часов. Деление ядра (митоз) занимает около 10% этого времени.

      П1 - пресинтетический период

      С - синтетический период

      П 2 - постсинтетический период

    Амитоз

    Амитоз – это деление интерфазного ядра путем перетяжки без образования веретена деления.

    Распространенность в природе:

    2. Большое ядро инфузорий

    3. Эндосперм

    4. Клубень картофеля

    5. Роговица глаза

    6. Хрящевые и печеночные клетки

    Патология:

      При воспалениях

      Злокачественные новообразования

      Значение: экономичный (мало энергозатрат) процесс воспроизводства клеток

    Митоз

    Митоз (лат. Mitos – нить) –такое деление клеточного ядра, при котором образуется два дочерних ядра с набором хромосом, идентичных родительской клетки.

    Митоз = деление ядра + деление цитоплазмы

    Впервые митоз у растений наблюдал И.Д. Чистяков в 1874 г., а детально процесс был описан нем. ботаником Э.Страсбургером (1877) и нем. зоологом В.Флемингом (1882)

    Интерфаза
    -подготовка клетки к делению

    1,2 – предсинтетический период; 3 – синтетический и постсинтетический период; 4 – метафаза.

    1. В предсинтетический период клетка растет : происходит синтез белка, РНК и увеличивается количество органических веществ.

    2. В синтетический период происходит репликация ДНК (удвоение).

    С этого момента каждая хромосома состоит из двух хроматид.

    3. В постсинтетический период идет интенсивный синтез белка и АТФ, необходимых для деления клетки.

    Профаза

      Увеличивается объем ядра

      Ядерная мембрана распадается;

      Хромосомы спирализуются, укорачиваются, становятся четко различимыми в микроскоп, они состоят из двух хроматид, соединенных в зоне центромеры;

      Микротрубочки и центриоли участвуют в образовании веретена деления (в клетках животных).

    Метафаза

      Хромосомы располагаются в районе экватора клетки;

      Нити веретена деления прикрепляются к центромерам

    Анафаза

      Центромеры делятся;

      Хроматиды транспортируются с помощью прикрепленных к центромерам нитей веретена деления к противоположным полюсам клетки

    Телофаза

      Формируются новые ядра;

      Хромосомы деспирализуются (раскручиваются);

      Вновь появляется ядрышко и образуется ядерная оболочка;

      В области экватора возникает перетяжка и образуются две дочерние клетки

    Цитокинез –разделение цитоплазмы

      Образование двухмембранной перегородки по экватору клетки с последующим полным отделением дочерних клеток.

      У растений по экватору клетки формируется клеточная стенка.

    Совокупность хромосом (число, форма и размер) в соматической клетке называется кариотипом. Кариотип содержит двойной (диплоидный) набор хромосом (2 n ), постоянный для каждого вида организмов.

    Значение митоза

      Генетическая стабильность, т.е. точное распределение генетического материала между дочерними клетками.

      Постоянство строения и правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма.

      Рост.

      Основа эмбрионального развития.

      Основа бесполого размножения.

      Регенерация утраченных частей, восстановление органов и тканей.

    уРОК 4 . ДЕЛЕНИЕ КЛЕТкИ. МЕЙОЗ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

    Цели : изучить типы деления клеток, их роль в организме; изучить механизм процесса деления и получения клетками наследственной информации; сформировать умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы обучения: проблемный.

    Оборудование : таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения

    животной клетки», презентация «Деление клетки»

    х од урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

      Орг. Момент.

      Проверка дом. задания (тест), затем взаимопроверка и выставление оценок.

      Актуализация знаний.

    К числу свойств клетки как живой самоорганизующейся системы относится и способность к делению. Об этом наш сегодняшний урок.

    Важнейшее свойство клеток – деление.

    За счет чего растет организм – вырастают его клетки или возрастает их количество?

    Откуда же берутся новые клетки на смену старым?

    Таким образом, какой же можно сделать вывод ?

      Самостоятельное работа по учебнику

    5. Основные типы деления клеток.

    Все ли клетки делятся одинаково? Какие вы знаете типы деления клеток?

    Оба эти названия процессов деления в основе своей имеют греческое происхождение. Вся жизнь клетки от момента ее возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным (или клеточным ) циклом

    Поскольку мы будем изучать названные типы деления клеток, то наиболее рациональным станет изучение их в сравнении, а для этого я вам раздала сравнительную таблицу.

    Записывают число и тему урока. Слушают учителя.

    - Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым.

    Они появляются в результате деления предшествующей клетки .

    Работая по учебнику, самостоятельно формулируют ответ:

    Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов.

    Нет, не все клетки делятся одинаково.

    Есть обычное деление, называется митоз, и деление, в ходе которого образуются половые клетки, это деление называется мейоз .

    6. Интерфаза.

    Сначала дочерняя клетка готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды.

    Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними.

    Этот процесс подготовки клетки к делению носит название интерфаза . . которая может продолжаться до 20 часов.

    7. Основные фазы митоза.

    А теперь перейдем непосредственно к фазам митоза. Как мы выяснили, их 4..

    Рассмотрим процессы, происходящие в фазах митоза.

    Как будет выглядеть процесс деления клетки в живых клетках в жизни.

    В чем биологический смысл митоза?

    Дочерние клетки, которые образуются в результате деления материнской, получают наследственную информацию, которая идентична материнской.

    В основе каких процессов лежит митоз?

    Слушают объяснение учителя.

    Записывают определение интерфазы и клеточного цикла в тетрадь.

    Записывают названия фаз

    Митоз лежит в основе роста организмов, вегетативного размножения, зарастания ран, восстановления утраченных органов и т. д.

    с равнительная таблица

    Пункты сравнения

    Митоз

    Мейоз

    1. Тип деления

    Бесполое

    Половое

    2. Продолжительность

    1–2 часа

    3. Количество этапов

    1 этап

    2 этапа

    4. Количество фаз

    4 фазы:

    1. Профаза.

    2. Метафаза.

    3. Анафаза.

    4. Телофаза

    4 фазы в каждом делении

    5. Результат деления

    2 дочерние клетки

    4 клетки

    6. Количество хромосом в дочерних клетках

    Идентичное материнскому

    Вдвое меньше, чем
    в материнской клетке

    8. Мейоз.

    Продолжим работу по заполнению таблицы. – Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Поэтому рассмотреть его надо детально.
    – Чем отличаются этапы мейоза друг от друга?

    Что происходит с «гомологичными», т. е. парными, соответствующими друг другу хромосомами в 1-м делении?

    Как выстраиваются гомологичные хромосомы по экватору клетки ?

    Как расходятся хромосомы к полюсам?

    Слушают учителя.

    Работают с текстом учебника и рисунками.

    Заполняют вместе с учителем таблицу.

    п еред 1-м делением происходит удвоение хромосом, а перед 2-м делением не происходит.

    Они образуют пары, тесно прилегают друг к другу, перекручиваются по всей длине, обмениваются участками и разделяются.

    Они выстраиваются попарно.

    Из каждой пары отходит хромосома, состоящая из двух хроматид. Расхождение происходит независимо от хромосом других пар.

    В чем биологическое значение мейоза?

    Да, все это верно, но это не все о биологическом значении мейоза. Вы обратили внимание на то, что образовавшиеся клетки несут половинный, или одинарный набор хромосом. А что получается при слиянии этих половых клеток ?

    А что это будет за наследственный материал в хромосомах? Что с этими хромосомами происходило в 1-м делении мейоза?

    Можно ли сказать, что образовавшиеся в ходе мейоза клетки будут похожи на материнскую?

    Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в том, что организмы, образующиеся в ходе полового размножения, сохраняют и передают по наследству свои хромосомы и в то же время приобретают новые признаки, что помогает им приспосабливаться и выживать в изменяющихся условиях жизни.

    м ейоз связан с половым размножением, формированием половых клеток у растений, животных .

    Число хромосом при слиянии двух клеток во вновь образовавшейся клетке удваивается и становится снова двойным (2п).

    Они обменивались между собой участками.

    Нет, нельзя. Клетки получаются с наследственной информацией, отличающейся от материнской, более разнообразной.

    Слушают учителя. Делают записи в тетрадях.

    6. Закрепление. Итоги урока.

    Предлагает учащимся задания 10(с. 28, учебник).

    Отвечают на вопросы учебника.

    Работают с рисунком учебника, опознают изображенное на нем деление.

    Домашнее задание. Изучить § 4 ,ответить на вопросы с. 28

    Конспект урока: «Деление клетки. Митоз»

    Разработка урока «Деление клетки. Митоз» рассчитан на учеников 9 класса с базовым уровнем образования. В этой методической разработке применены технология критического мышления и сингапурские структуры. Материал этого урока требует от учащихся знания ранее изученного Урок посвящён изучению нового материала и его первичному закреплению.

    Цель урока. Создать условия для развития творческой и познавательной активности учащихся на уроке с учетом индивидуальных особенностей средствами технологии критического мышления и сингапурских структур.

    Задачи:

    Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, веретено деления.

    Тип урока. Изучение нового материала.

    Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

    Результаты урока.

    1. Предметные результаты: жизненный цикл клетки, интерфаза, фазы митоза, амитоз.

    2. Метапредметные: литература, химия.

    3. Личностные: умение взаимодействовать в группе, парах, личностная значимость темы для себя.

    Здравствуйте, ребята сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости- учителя со всех школ района.

    И наш урок мне хотелось бы начать словами Г.Э. Лессинга:

    Спорьте, заблуждайтесь,

    и криво, да сами".

    (Готхольд Эфраим Лессинг)(слайд 1)

    Ход урока

    Сегодня мы продолжаем работу над разделом "Размножение и индивидуальное развитие организмов". Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

    1 этап. Актуализация знаний.

    1. Что такое размножение?

    2. Какие типы размножения вам известны? Дайте им определения?

    3. Перечислите примеры бесполого размножения? Приведите примеры.

    4. Биологическое значение бесполого размножения?

    5. Какое размножение называется половым?

    6. Какие половые клетки вам известны?

    7. Чем гаметы отличаются от соматических клеток?

    8. Что такое оплодотворение?

    9. Что такое зигота?

    10. В чем заключается преимущества полового размножения по сравнению с бесполым размножением?

    В ходе работы проводится коррекция знаний. Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.

    2 этап. Изучение нового материала.

    Мы продолжаем изучение свойств живого организма.

    Назовите ещё раз все свойства живых организмов?

    О каком свойстве пойдёт речь сегодня, вы узнаете из задания.

    Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:

      если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова;

      клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели;

      рост человека увеличивается до 18-23 лет;

      в половом процессе размножения принимают участие женские и мужские половые клетки; (деление клетки) (слайд 2)

    - Итак, о каком процессе идет речь?

    Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание "деление клетки"? (например, размножение, ядро, хромосомы, рост).

    Как вы думаете, я вам задала эти вопросы случайно? Да, действительно, это связано с темой нашего сегодняшнего урока. Каким образом можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Учащиеся предлагают разные варианты). Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока.

    Тема Урока. "Деление клетки. Митоз. (слайд 3)

    Что вы хотели узнать на данном уроке? (Высказывания учеников)

    Сегодня с вами мы рассмотрим, что такое жизненный цикл клетки? Митоз и его биологическую роль.

    Задачи урока:

      Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток. Формировать знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;

      Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

      Развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет- ресурсами.

    И так, что же это за процесс - митоз?

    Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории.

    Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:

    Новые клетки могут возникать
    только из предшествующих клеток. Р. Вирхов

    Откуда мы взялись, соседка?” –

    Спросила как-то клетка клетку.

    Та не услышала вопрос –

    Она делилась! Шел ……….!”(Митоз) (слайд 4, 5)

    Структура: «Эй ар гайд» Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что вам уже известно о делении клетки. Перед вами лежит приложение №1. Посмотрите на утверждения в первой графе и ответьте на них. Высказывания учеников.

    Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы второй графы. (Митоз)

    1.Узнали ли вы что-то нового о делении клети? (для удобства процесс деления клетки делится на фазы, каждая фаза имеет свое название)

    2.Изменилось ли ваше мнение после просмотра видеофрагмента?

    (информация, которая изменила их мнение: термин - митоз, фазы митоза, процессы идущее в клетке и.т.д.) Приложение №1

    Сейчас мы будем работать по учебнику, у Вас на партах лежат задания

    1 задание раздел «Клеточный цикл, интерфаза », над ней будут работать Д. Ризат, М. Женя, С. Арстан.

    2 задние раздел "Фазы митоза профаза ", над ней работают М. Эльсияра, К. Мирхат, А. Азамат

    3 задание раздел "Фазы митоза метафаза" над ней будут работать А. Ариза, М. Нурсултан, К. Аман.

    4 задание раздел " Фазы митоза анафаза ", над ней будут работать К. Эльдар, И. Адема, Ш. Рамиль.

    5 задание раздел " Фазы митоза телофаза", над ней работают Т. Амира, Р. Увайдат, Д. Мирхат.

    6 задание вывод о биологическом значении митоза, ее готовят Д. Ислам, С. Индира, А. Магомед.

    Клеточный цикл включает два этапа: интерфазу и митоз. (слайд 7)

    Презентация результатов работы в группах. Учащиеся вывешивают на доске свои схемы и объясняют их. Все предложенные схемы, выводы, определения, записываются в тетрадь (информационные листы)

    1. Интерфаза . Период подготовки клетки к делению. Удвоение ДНК, после которого каждая хромосома состоит из идентичных половинок – хроматид, формирование рибосом, органоидов, синтез АТФ, белков. (слайд 8)

    Митотический цикл состоит из 4-х фаз: 1.профаза.2. метафаза.3. анафаза. 4. Телофаза. (слайд 9)

    МИТОЗ

    2.ПРОФАЗА - спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам, и формируется веретено деления. (слайд 10)

    3.МЕТАФАЗА - хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид, соединённых центромерой. (слайд 11)

    4.АНАФАЗА - центромеры делятся; дочерние хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки. (слайд 12)

    5.ТЕЛООФАЗА - формируется оболочка новых ядер; деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки – цитокинез (слайд 13)

    6 . Значение митоза (слайд 14)

    Теперь запишем определение митоза. Митоз- это непрямое деление клетки.

    Физкультминутка (слайд 15)

    Учитель. У вас на партах лежит приложение2: Статья «Амитоз» Предлагаю прочитать текст и сделать в нем соответствующие пометки.

    Митоз - наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе делится только ядро, причем без образования , поэтому наследственный материал распределяется случайным образом. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают . Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т. д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению.

    Для пометок

    " V "- уже известно

    "--"- противоречит представлению

    "+" - является интересным и неожиданным

    "?" - не ясно, возникло желание узнать больше.

    Учитель. А сейчас обсудим прочитанную статью.

    1. Что стало известно из этой статьи.

    2. Какой материал был для вас новым.

    Учитель: Впервые амитоз был описан немецким биологом Р. Ремаком в 1841г., А сам термин амитоз был предложен гистологом В Флемингом позднее в 1882.

    Также дополнительную информацию об амитозе нам подготовили Эльсияра, Женя и Увайдат, давайте их послушаем.

    Теперь запишем определение амитоза. Амитоз- это прямое деление клетки.

    А в чем сходство и различие митоза и амитоза.

    Учитель. А сейчас минутка психологической разгрузки. Стадии митоза легко запомнить с помощью шуточного стихотворения, которое вам приготовили и расскажут ваши товарищи.

    Сценическое представление шуточного стихотворения "Жизненный цикл клетки".

    Цикл жизни клетки - интерфаза и митоз,

    А как он протекает?- это главный вопрос.

    Об этом не скажешь ведь в двух словах,

    Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

    Интерфаза длится дольше, чем само деление,

    Очень быстро происходит ДНК удвоение.

    Идет биосинтез, активны ферменты.

    Клетка растет, образует органоиды и элементы

    Затем следует митотическое деление,

    Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.

    Внимательно на них ты посмотри.

    Каждая фаза как член большой и дружеской семьи.

    Глава семьи - папа (всем ясно сразу),

    И первая фраза митоза - профаза.

    Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,

    Но на этом рано еще ставить точку.

    Хромосомы укорачиваются, утолщаются,

    В компактные формы превращаются.

    И затем без промедления -

    Появляются нити веретена деления.

    Мама - солнышко наше, тепло, доброта.

    Метафаза - вторая фаза митоза всегда.

    Дети для мамы равны без дозатора,

    Хромосомы лежат в области экватора

    Дочка - Аня в семье - просто принцесса.

    Анафаза - третья фаза процесса.

    Убедиться в этом ты можешь сам-

    Нити веретена деления оттягивают

    хроматиды к различным полюсам.

    Сынок в семье Толя - ну, как по заказу

    Четвертая фаза митоза - телофаза.

    Хромосомы раскручиваются, у них выход один-

    Снова превратиться в хроматин.

    После деления цитоплазмы и органоидов клетки.

    Появляются две прелестные, чудные детки,

    Имеют диплоидный набор дочерние клетки

    И в точности похожи на материнскую клетку.

    Встречаются ли в этом шуточном стихотворении термины, которые мы изучали раннее (ДНК, ядро, цитоплазма, органоиды клетки)? Таблица "Клеточное строение".

    Закрепление: задание «Угадай стадию митоза» Приложение 3, рисунки со стадиями митоза.

    Рефлексия. Запишите в тетрадях свое мнение:
    Почему я должен запомнить значение и фазы митоза.
    Несколько мнений учитель просить высказать (можно по желанию)

    Примерные причины:

    1.Митоз является основой размножения и роста организмов.

    2.Мне теперь стало понятно, почему мой организм растет, увеличивается в размере.

    3.Расширился мой кругозор. Интересно было узнать, как все это происходит.

    4.Я могу, объяснить другим как все это происходит.

    5.Я собираюсь, в дальнейшем продолжить обучение в этой области и эти знания мне обязательно пригодятся.

    Вывод: И в конце урока я хотела бы вернуться к высказыванию немецкого поэта Лессинга: Спорьте, заблуждайтесь,

    ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

    и криво, да сами".

    И хотела бы, чтобы эти слова стали девизом каждого нашего урока.

    Смысл этих слов в том, что на всё нужно иметь своё мнение, а мнение рождается в размышлениях, пользы будет больше для твоего развития, чем если кто-то что-то сделает за тебя

    3.Домашнее задание: изучить параграф 14, письменно ответить на вопрос: чем отличается митоз у растений и животных?

    Творческое задание для сильных учащихся: подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, о причинах нарушений протекания процесса митоза.

    Урок окончен. Отличного дня! Я была, рада встретится с вами!

    Тема: Деление клетки.

    Цели урока: развивать понятие о клетке, как о живой единице; изучить митоз - один из способов деления клеток; изучить механизм процесса деления и получения клетками наследственной информации; сформулировать умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы.

    Тип урока: комбинированный

    Методы обучения: проблемный

    Структура урока:

    Актуализация знаний.

    Важнейшее свойство клеток – деление.

    Интерфаза.

    Основные фазы митоза.

    Закрепление. Итоги урока.

    Оборудование: таблица «Строение растительной и животной клеток», видеофильм «Растительные клетки», рисунки фаз митоза.

    Ход урока

    На прошлом уроке мы убедились в том, что растения состоят из клеток. Назови некоторые органоиды клетки? (оболочка, цитоплазма, ядро и.д.).

    Клетка – самостоятельная живая система. Докажем это утверждение. Она обладает всеми признаками характерными для живых организмов. Перечисляем эти признаки: клетки питаются, дышат, растут и делятся. Итак, к числу свойств клетки, как живой самоорганизующейся системы относится и способность к делению.

    Просмотр видеофильма.

    Попробуй ответить на вопрос: за счет чего растет организм – вырастают его клетки или возрастает их количество?

    Предположительный ответ:

    Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым.

    Откуда же берутся новые клетки на смену старым?

    Они появляются в результате деления предшествующей клетки.

    Таким образом, какой же можно сделать вывод? (работа с учебником, самостоятельно формулирует ответ)

    Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов.

    Запись в тетрадях.

    Деление клетки – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Важную роль в процессе деления клетки играет ядро, т.к. именно в ядре содержится вся наследственная информация.

    Работа с рисунками, показывающими фазы митоза.

    Процесс деления клетки называется митоз (от греч. слова «митос» - нить). В процессе митоза из одной материнской клетки образуются две дочерние. При этом вся генетическая информация дочерних клеток полностью совпадает с генетической информацией материнской клетки, т.е. они являются как бы копией материнской клетки.

    Что происходит с дочерними клетками сразу же после деления?

    Они растут, готовятся к новому делению. В них образуются белки, удваиваются органоиды.

    Зачем это необходимо?

    Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними.

    Запись в тетрадях.

    Процесс подготовки клетки к делению носит название интерфазы. Вся жизнь клетки от момента его возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным или клеточным циклом.

    А теперь перейдем непосредственно к фазам митозам. Митоз включает 4 фазы:

    1. Профаза; 2. Метафаза; 3. Анафаза; 4. Телофаза.

    Название каждой фазы и их греческое происхождение.

    «Профаза» - («про» - перед, «фазис» - появление). Ядро клетки увеличивается в размерах, в нем становятся заметны хромосомы (от греч. слов «хромо» - цвет и «сомо» - тело). Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

    «Метафаза» - («мета» - после). Каждая хромосома делится продольно на две равные половинки, которые расходятся к противоположным концам материнской клетки.

    «Анафаза» - («ана» - вверх). Вокруг разошедшихся хромосом формируется ядерная оболочка, каждая хромосома достраивает недостающую половинку.

    «Телофаза» - («тело» - конец). В цитоплазме возникает перегородка и клетка разделяется на две части, каждая из которых имеет свое ядро.

    У различных растений митоз длится 1-2 часа. Молодые клетки имеют тонкие клеточные оболочки, густую цитоплазму и крупные ядра. Вакуоли в них очень малы. Деление клеток продолжается на протяжении всей жизни растения. Благодаря делению и росту клеток происходит рост самого растения.

    Закрепление знаний и умений.

    Ответить на вопросы:

    Доказать, что клетка является живым организмом.

    Дать определение «интерфазы», «жизненного цикла».

    Что такое «митоз»?

    Попробуй описать все этапы митоза.

    Творческое задание

    Вылепить из пластилина на листе картона схему основных фаз митоза.

    Задание для учеников, интересующихся биологией

    Сделать сообщение об истории изучения клеточного деления. Какие ученые внесли наибольший вклад в исследование этой темы.

    Контрольно-измерительные материалы