Англия режим правления. Государственное устройство и политическая система Великобритании

Пребывая в страну, нам нередко хочется познакомиться не только с её культурой, историей, но и с её политическим устройством. Мы привыкли слышать, что Королева Великобритании является безусловной главой государства, однако выполняет ли она функции, подобные обязанностям президента в других странах?

Во время которой вы ознакомитесь с основными правительственными зданиями Великобритании.

Начнём с того, что формой правления в Великобритании является конституционная монархия. Королева (на сегодняшний день Елизавета II) – монарх страны, исполняет роль символа единства нации и олицетворяет суверенность власти.

Монарх

В сферах государственной и законодательной деятельности монарх не обладает верховными полномочиями. Несмотря на это, у главы государства есть ряд собственных обязанностей и уставов, которым он должен следовать. Управление собственностью короны и вооружёнными силами страны, подписание национальных и интернациональных договоров, объявление о войне или перемирии, подписание проектов, принимаемых Парламентом, а также назначение членов Парламента являются одними из основных функций Королевы.

Премьер-министр и кабинет министров

Премьер-министр Великобритании и Северной Ирландии назначается монархом Королевства и официально считается главой государства, осуществляющей управление страной. Премьер-министром Соединённого Королевства является главным советником монарха, и чаще всего избирается из Палаты общин (см. параграф Парламент). В обязанности премьер-министра входит управление правительством, принятие решений по внутренним и наружным политическим вопросам страны и назначение членов в кабинет министров.

Первым британским премьер-министром стал Роберт Уолпол в 1721 году. Более того, при нём дом 10 на Даунинг-стрит стал первой, официальной и единственной резиденцией всех последующих премьер-министров страны. С 11 мая 2010 года и по сегодняшний день должность премьер-министра Великобритании занимает Дэвид Кэмерон.

Члены кабинета министров избираются по строгому принципу, подразумевающему деятельность в Палате Общин. По традиции 20 членов кабинета министров с премьер-министром во главе, решают вопросы, касающиеся наружной обороны и политики страны, подготовки законопроектов, сохранности и социального благополучия, внутренней экономики, политики и планирования данных аспектов.

Парламент Великобритании — Палата лордов и Палата общин

Парламент в Великобритании является высшим законодательным органом и состоит из двух палат. Верхней палатой принято считать Палату лордов (House of Lords), в то время как Палата общин (House of Commons) является нижней. Королева является третьим по значимости законодательным представителем в стране.

После того, как Вильгельм Завоеватель узаконил в Англии феодализм, в стране воцарилась иерархия землевладельцев. Официально Палата лордов образовалась в XIV веке, а в её состав входили только феодалы, участие в Парламенте которых могло передаваться по наследству. Сегодня в Палате лордов заседают четыре вида людей: 1) лорды духовные – старшие епископы англиканской церкви; 2) лорды-юристы, которые назначаются монархом по совету премьер-министра страны; 3) наследственные пэры, в число которых входят герцоги, маркизы, графы и бароны; 4) пожизненные пэры, заслужившие награды перед короной и государством. Во главе Палаты стоит Лорд-канцлер, избираемый раз в пять лет, и назначается монархом.

Палата общин избирается народом раз в пять лет. Выборы происходят с помощью тайного голосования. Есть определённые ограничения, которые не позволяют любому гражданину Великобритании баллотироваться в Палату общин. Иностранцы, члены Палаты лордов, военнослужащие и государственные предатели строго не допускаются к участию в законодательном комитете. Спикер – авторитетное должностное лицо Палаты общин избирается членами самой Палаты, а его кандидатура одобряется монархом.

Монархия и ее роль

Монарх - это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации. Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии - старшей дочерью. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой "царствует, но не правит". При этом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монарха определяется понятием "королевская прерогатива", другие полномочия закрепляются законом.

Королевская прерогатива - это совокупность полномочий монарха по общему праву. После 1688 г. королевская прерогатива стала восприниматься как ограничиваемая законом и определяемая судебной практикой. Сегодня любое из полномочий монарха, входящих в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества палат. Если Парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым. Это находит свое отражение в судебной практике.

В английском конституционном праве различают два основных вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические.

Личные прерогативы в основном сводятся к ряду правил, обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Например, "монарх никогда не умирает", т.е. по общему праву междуцарствия быть не может, так как существующая система престолонаследия предусматривает постоянное функционирование института монархии. Другим примером личной прерогативы является правило, гласящее, что "монарх не может поступать неправильно". На практике это означает судебный иммунитет монарха. Из этого, однако, не следует, что Корона как институт власти не может быть ответчиком в суде. Речь идет лишь о личном иммунитете монарха.

Политические прерогативы. Эта группа полномочий весьма обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по различным критериям. Один из них - полномочия в области внутренней и внешней политики.

В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.

Прерогатива в области управления означает: а) право монарха назначать и увольнять министров; б) руководство вооруженными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначение епископов; д) жалованье почетных званий; е) чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны.

Прерогатива в судебной области основана на правиле "монарх - источник справедливости". Исторически британские монархи не только назначали судей, но и принимали участие в судебных заседаниях. Сегодня британские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии с процедурой, установленной законом. Практически судебные прерогативы заключаются в наличии у монарха права помилования. Это право осуществляется монархом при активном участии министра внутренних дел.

Прерогатива в законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монарха созывать и распускать Парламент - законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные полномочия заключаются в праве подписи законопроектов, принимаемых палатами Парламента.

В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения международных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке территории; 4) право направления и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежных государств и правительств.

Следует иметь в виду, что политические полномочия (прерогативы) монарха осуществляются по совету и при участии министров Правительства. Отдельно нужно сказать о праве заключения международных договоров. В соответствии со сложившейся с 1924 г. практикой международные договоры, подписанные главами государств, представляются на одобрение обеих палат Парламента. Это правило может рассматриваться как конституционное соглашение. Договоры экономического, торгового или технического характера не требуют вышеизложенной процедуры рассмотрения в Парламенте, если они: а) не содержат в своем тексте нормы, предусматривающей необходимость ратификации; б) не влекут за собой изменений британского права или налогообложения; в) не затрагивают частные права британских подданных.

Тайный совет представляет собой совещательный орган при монархе, исторически появившийся в системе власти Британии в XIII в.

В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный совет собирается по особенно торжественным случаям, например по случаю церемонии коронации монарха. Обычно в заседании принимают участие лишь несколько членов Совета. Кворум - три человека.

Тайный совет принимает решения от имени монарха либо в форме прокламаций, либо в форме приказов. Созыв и роспуск Парламента, объявление войны и мира и любое другое выступление монарха по торжественным поводам облекаются в форму прокламации. Решения по вопросам права и управления принимаются в форме приказов в Тайном совете. Правовая сила приказов в Совете признается судами, если эти решения: а) не выходят за рамки королевской прерогативы; б) не выходят за пределы полномочий, делегированных Короне парламентским статутом.

Тайный совет может создавать различные комитеты, важнейшим из которых, с точки зрения развития права, является Судебный комитет, учрежденный в соответствии с законом о Судебном комитете 1833 г. В состав Комитета входят: лорд - председатель Совета, Лорд-канцлер, бывшие лорды-председатели, "ординарные лорды по апелляции" (профессиональные судьи) и ряд других лиц, занимающих или занимавших высшие судебные должности. С 1833 г. юрисдикция Судебного комитета значительно сузилась, однако и сегодня он играет заметную роль в развитии британского права. В частности, Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов различных профессиональных организаций, например медицинских работников.

Судебный комитет обладает и специальной компетенцией, заключающейся в том, что монарх может затребовать его мнение по какому-либо вопросу права.

Правительство и кабинет, роль премьер-министра

Кабинетная система управления фактически сложилась в период между первой и второй мировыми войнами. Кабинет представляет собой группу министров, приглашаемых Премьер-министром для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики страны.

Вопрос о численном составе Кабинета Премьер-министр решает самостоятельно. Обычно это около двадцати человек.

Персональный состав также предопределяется Премьер-министром при назначении на важнейшие министерские посты. При формировании Кабинета должно соблюдаться единственное условие: его члены обязаны заседать в одной из палат Парламента, с тем чтобы их деятельность находилась под постоянным парламентским контролем. При этом закон устанавливает обязательную квоту министров - членов Палаты общин, предопределяя, таким образом, участие в Правительстве членов Палаты лордов. Лорд-канцлер (спикер Палаты лордов) всегда входит в состав Кабинета.

"Внутренний кабинет". Это понятие стало устойчивым в последние годы политической жизни Великобритании. Оно охватывает группу ближайших советников и друзей Премьер-министра, которые являются членами Кабинета. "Внутренний кабинет" - неформальное объединение министров, не имеющее правового статуса или структурной организации в рамках Кабинета министров.

Комитеты Кабинета. В рамках Кабинета министров по традиции, начиная с XIX в., создаются комитеты для рассмотрения различных вопросов внутренней и внешней политики. Названия комитетов и их количество законодательно не определяются, а решаются эти вопросы внутри Кабинета преимущественно Премьер-министром. Обычно создаются комитеты по следующим направлениям работы Правительства: 1) обороны и внешней политики; 2) законотворчества (подготовка правительственных законопроектов и делегированного законодательства); 3) внутренней безопасности и социальных вопросов; 4) экономической политики и планирования. Наряду с традиционными могут создаваться комитеты аdhoc. Например, в 1969 г. - по проблемам Родезии, в 1982 г. - по Южной Атлантике (в связи с Фолклендским кризисом).

Функции Кабинета министров

Основные направления деятельности Кабинета министров вне зависимости от его политической ориентации и партийного состава были определены в правительственном докладе в 1918 г. и с тех пор принципиально не изменились:

1)окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение Парламента;

2)осуществление контроля за тем, чтобы аппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией, определенной Парламентом;

3)постоянная координация и разграничение сфер деятельности министерств и ведомств.

Премьер-министром назначается лидер партии, победившей на выборах в Палату общин. Он осуществляет общее руководство Кабинетом министров и официально занимает должность Первого лорда Казначейства.


Введение

1. Сущность и структура парламента в Великобритании

2. Деятельность парламента в Великобритании

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Одним из старейших парламентов мира является английский Парламент, рождение которого датируют 13 в., когда по требованию восставших феодалов королем Иоанном Безземельным была подписана Великая хартия вольностей. Она возложила на монарха обязанность создавать для установления налогов Общий совет королевства.

В Великобритании понятие Парламент как собственное наименование стало применяться для обозначения национального представительного учреждения.

Данная форма правления существует столько же, сколько и само это государство, т.е. с начала 9 века, когда объединились семь прежде враждовавших между собой королевств (был, правда, 11-летний перерыв республиканской диктатуры Кромвеля с 1649 по 1660 гг.).

В английской государственно-правовой доктрине принято ставить на первое место в системе государственных органов монарха, который является главой государства и признается источником суверенной власти.

Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей парламентской формы правления на примере Великобритании.

Объект исследования - парламентская форма правления на примере Великобритании.


1. Сущность и структура парламента в Великобритании


Значение государственного форума английский Парламент завоевывает уже в 13 в., становясь классическим образцом представительного органа. Позднее, в 16 - 17 вв., он выступает сословно-представительным органом при монархе.

Однако только после буржуазной революции 17 в. Парламент приобретает реальное и многоплановое значение.

Система британского парламентаризма сложилась не сразу. Первоначально в палате лордов (пэров) собирались все представители английского титулованного дворянства (впоследствии при объединении Англии и Шотландии в Великобританию многие знатные шотландцы приобретали английские титулы, так как шотландские титулы не давали наследственного права заседать в палате пэров). Кроме того, существовала практика назначения королём пожизненных лордов и лордов по должности (например, епископы). В палату общин избирались по два рыцаря (нетитулованные дворяне) от каждого графства и по два горожанина от каждого города.

Следует учитывать, что система парламентаризма на Западе возникла как отрицание абсолютизма государственной власти в лице монарха, всевластного первого лица в государстве. Но при этом парламентская система то и дело переживала кризис. Нередко короли стремились восстановить абсолютизм, например, Карл I не созывал парламент более 10 лет, и только в 1640 году пошёл на это из-за недостатка средств в казне.

Еще Кромвель собирался отменить средневековые формы представительства в парламенте нации, однако их восстановление произошло отчасти при самом Кромвеле, отчасти при последних Стюартах. При Вильгельме III принятия Билля о правах (1689) и Акта об устроении (1701) окончательно определило переход ряда полномочий от короля к парламенту.

С другой стороны, избирательная система переставала отражать действительное представительство населения.

В течение XVIII столетия из 658 депутатов парламента мелкие города и селения, даже «гнилые местечки» (заброшенные деревни) выбирали 467 депутатов. Фактически это представительство контролировалось знатными землевладельцами при помощи специальной процедуры. Голосование было открытым. Депутатов называли заранее (это делали местные лендлорды), и тех, кто их не поддерживал, наказывали. Подсчитано, что примерно 424 депутата из числа парламентариев были фактически назначены местными землевладельцами. Манчестер, Шеффилд, Лидс, ставшие промышленными центрами Англии, вовсе не были представлены в парламенте. Лондон с полумиллионным населением имел представительство в четыре депутата, тогда как в малонаселенных и брошенных селениях, так называемых «гнилых» или «карманных местечках», проживали по 3-4 избирателя на одно депутатское место. Депутатским местом нередко приторговывали, оценивая его примерно в 2 тыс. ф. ст. Однако рост новых городов, усиление влияния на политику промышленного и торгово-финансового сословий, а также реформаторская активность партии вигов приблизили проведение давно назревшей избирательной реформы, что и произошло в 1832 г.

В ходе этой реформы, как и последовавших за ней в течение XIX в. еще двух реформ, были осуществлены перемены в двух направлениях: произведено перераспределение избирательных округов и расширен круг самих избирателей. Были лишены представительства 56 гнилых местечек, сокращены квоты еще 30 местечкам. Высвобожденные таким образом 146 мест были переданы в пользу городов, графств и регионов Шотландии, Ирландии и Уэльса. За счет изменения избирательного ценза был увеличен на треть корпус избирателей. В графствах избирателями стали собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф. ст. в год, в городах - собственники и арендаторы домов и других строений с тем же размером годового дохода. Таким образом, главным цензом, делающим возможным участие в политической жизни, стал размер собственности.

В 1835 г. в Лондоне возникла ассоциация рабочих, которая выдвинула радикальные требования по дальнейшему реформированию избирательной системы: всеобщее избирательное право для мужчин, тайное голосование, отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты, уравнение избирательных округов, вознаграждение за труд депутатов и ежегодные перевыборы парламента. В поддержку подобных перемен развернулось целое движение, известное под названием чартизм (требования его участников были изложены в виде петиции парламенту о народной хартии прав). Те же

требования после спада чартистского движения были подхвачены профсоюзами (тред-юнионами), которые надеялись с помощью избирателей-рабочих обрести влияние на политику палаты общин. В этой обстановке с инициативой проведения реформы избирательной системы были вынуждены выступать обе соперничающие политические партии, однако непосредственным исполнителем замысла стал кабинет консерваторов во главе с Дизраэли, который представил проект реформы, утвержденный затем с поправками.

Это случилось в 1867 г. Вновь было уменьшено представительство местечек и мелких городов. Города с населением от 4 до 10 тыс. получили только по одному депутатскому месту. В городах избирателями стали все владельцы и съемщики домов, уплачивающие налог в пользу бедных, и квартиросъемщики, уплачивающие в год не меньше 10 ф. ст. арендной платы. В графствах этот ценз был понижен до 5 ф. ст. годового дохода землевладельца. Налоговый ценз - уплата налога в пользу бедных - отныне засчитывался не только домовладельцам, но и многочисленным нанимателям небольших квартир, которые считались уплачивающими этот налог, поскольку его действительно выплачивал квартиросдатчик (домовладелец). В итоге состав избирателей сильно пополнился за счет городских ремесленников и рабочих.

В промежутке между второй и третьей избирательными реформами по инициативе либерального правительства вигов принимается Закон о тайном голосовании (1872 г.), целью которого было устранение подкупа избирателей. В 1883 г. в развитие этой политики был принят закон, который ограничил суммы расходов на ведение избирательной кампании и обязывал организаторов этих кампаний представлять публичную отчетность. Одновременно был уточнен перечень наказаний за нарушение правил проведения избирательных кампаний.

Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. уменьшила пестроту избирательных цензов и продолжила политику перераспределения округов в пользу крупных городов. Отныне города с населением от 15 до 50 тыс. человек выбирали только по одному депутату, а в крупных городах такая же квота устанавливалась для округов в 50 тыс. Практиковалась мажоритарная система выборов (побеждал тот, кто собирал относительное большинство голосов).

Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной (кодифицированной) Конституции, поэтому многие нормы парламентской жизни, взаимоотношения с Правительством остаются урегулированными конституционными (конвенциональными) соглашениями и правовыми обычаями.

При анализе места Парламента в системе власти Великобритании следует учитывать, что в ее основу были положены два фундаментальных принципа - парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления.

Британский Парламент представляет собой пример бикамерального представительного органа, состоящего из Палаты общин и Палаты лордов. Причем неотъемлемой частью Парламента считается британский монарх.

Одна из важнейших особенностей Парламента заключается также в том, что одна из его палат - Палата лордов формируется по наследству, иными словами, на невыборной основе.

Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, дающего право быть ее членом. Это самая большая верхняя палата среди европейских стран. Ее членами являлись в конце 90-х гг. 20 в. более 1200 пэров Парламента, титулованная знать, имена которой вписаны в «золотую книгу» английского дворянства. Однако после первого этапа конституционной реформы, которая началась в 1999 г. и должна продлиться 10 лет, в Палате насчитывалось всего 665 человек.

Британский Парламент состоит из двух палат:

Палаты общин (House of Commons);

Палаты лордов (House of Lords).

Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства.

Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.

Избирательная кампания начинается с вручения приказа о выборах «чиновникам по выборам», функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах - шерифы.

Избираться в Палату может любой британский подданный (а также проживающие в стране граждане Ирландии и Содружества), достигший 21 года и удовлетворяющий установленным в законодательстве цензам.

Среди таких цензов следует назвать ценз несовместимости: запрет быть членами Парламента для лиц, занимающих определенные государственные должности (профессиональные оплачиваемые судьи, гражданские служащие, военнослужащие и т.д.).

Лицо, которое желает баллотироваться на выборах в Палату общин, должно представить чиновнику по выборам документ о выдвижении, а также внести избирательный залог, который составляет пятьсот фунтов стерлингов и не возвращается при условии, если кандидат набрал меньше пяти процентов голосов.

Выборы в Палату общин проводят по мажоритарной системе относительного большинства. При этом отсутствует требование о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей.

Так, по итогам всеобщих выборов 2010 году, 306 из 6491 мест в палате общин получила Консервативная партия во главе с Дэвидом Кэмероном. Немного не добрав до безоговорочного большинства, тори, тем не менее, образуют в новом парламенте крупнейшую фракцию (47,1%). В условиях мажоритарной избирательной системы прогресс консерваторов очевиден: они отобрали у соперников 97 избирательных округов. За тори проголосовали 10,7 млн. британцев (36,1% избирателей - на 3,8% больше, чем на всеобщих выборах 2005 г.).

Лейбористская партия во главе с премьер-министром Гордоном Брауном потерпела поражение: получив 258 мест (39,7%), она утратила парламентское большинство. За лейбористов проголосовали 8,6 млн. избирателей - на 6,2% меньше, чем на предыдущих выборах. Они уступили 91 округ, не переизбраны в парламент некоторые влиятельные фигуры (в частности, бывшие министры внутренних дел Ч.Кларк и Дж.Смит). В то же время, результаты выборов подтвердили: лейбористы, наряду с консерваторами, остаются одной из двух основных политических сил Великобритании. Суммарно, у этих партий 87% мест в палате общин, лейбористская фракция - вторая по численности.

Либерально-демократическая партия Ника Клегга получила в новом парламенте лишь 57 мест (8,8%). Либерал-демократы, изначально претендовавшие на победу, получили голоса 6,8 млн избирателей - на 1% больше, чем в 2005 г., - но проиграли пять «своих» округов. В итоге они сохранили статус «балансирующей партии» в палате общин.

Характерно, что консерваторы добились своего успеха, прежде всего, на территории Англии: здесь они отобрали у других партий 92 округа. Шотландия же остается избирательной базой лейбористов, здесь со 100%-ной точностью повторились результаты выборов 2005 г.

Принципиального успеха добилась Партия зеленых, ставшая парламентской. Ее лидер Кэролайн Лукас, в 2009 г. победившая на выборах в Европарламент, одержала победу в избирательном округе в Брайтоне. В свою очередь, Британская национальная партия и Партия независимости Соединенного Королевства, вопреки некоторым прогнозам, в парламент не прошли.

Сохранили позиции в Вестминстере и основные региональные политические силы. Шотландскую национальную партию, как и ранее, будут представлять шесть депутатов. «Плайд Камри» (Партия Уэльса) получила три места - на одно больше, чем на предыдущих выборах.

Любопытен расклад мест для Северной Ирландии. Демократическая юнионистская партия получила 8 мест (на одно меньше, чем в 2005 г.): лидер ДЮП Питер Робинсон проиграл Наоми Лонг, кандидату от Партии Альянса. Пять мест сохранила за собой «Шинн Фейн» (которая, очевидно, продолжит бойкотировать заседания палаты общин), три - Социал-демократическая и лейбористская партия (СДЛП). Блок консерваторов и юнионистов Ольстера «Новая сила» не получил ни одного места, а Сильвия Эрмон остается единственным независимым депутатом.

Спикером Палаты общин является должностное лицо, которое избирается палатой общин из числа своих членов.

Спикер заседает в Кресле Спикера в конце Стола Палаты. Правительство сидит справа от Спикера, а Оппозиция располагается слева. Обязанностью Спикера является поддержание порядка во время дебатов и вызов членов парламента для выступлений.

Выбранный член парламента должен начать выступление с обращения к Председателю, а во время выступления обращаться к членам парламента по названию избирательных округов, которые они представляют, а к министрам - по названию занимаемых ими постов.

Таким образом, члены парламента обращаются друг к другу как «Достопочтенный Член парламента от…» или «Высоко-достопочтенный Член парламента от…». Если Член парламента обращается к соратникам по партии, то обращение, как правило, будет следующим: «Мой достопочтенный друг». По традиции, с трибуны могут говорить только министры и представители оппозиции (переднескамеечники).

Дебаты в Палате общин осуществляются посредством внесения предложений, (например, «Регламент одобрить» или «Законопроект рассмотреть во втором чтении»). В конце дебатов Председатель (Спикер или Председатель в случае рассмотрения законопроекта в стадии комитета) ставит вопрос о голосовании. Далее может последовать голосование (баллотировка) Палаты, в соответствии с которым члены парламента должны пройти через прилегающие к Залу кулуары «За» и «Против». Счетчики голосов объявляют результаты Спикеру или Председателю.

Комитеты всей Палаты представляют собой Палату общин в полном составе, заседание которой проводится во главе с избираемым председателем. Такая форма работы Палаты общин используется при принятии решений конституционного значения.

Постоянные комитеты формируются Комитетом по отбору в составе от 16 до 50 депутатов с целью рассмотрения конкретных законопроектов. Большинство постоянных комитетов не специализированы.

Отобранные комитеты формируются из числа депутатов. Они формируются после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществляют функции, которые делегированы им Палатой общин.

Палата лордов ведет свое происхождение от «Большого Совета», который существовал в нормандский период истории Англии. В состав «Большого Совета» входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся «баронами». С течением времени «Большой Совет» претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться «пэрами» и передавать свой титул и место в Палате по наследству.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства:

судебные лорды;

духовные лорды;

наследственные пэры;

пожизненные пэры.

Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Палаты общин, остальные - выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

В результате реформирования верхней палаты из 788 наследственных пэров только 90 и два должностных лица, связанных с церемониалом, могут в ней заседать. Ныне эти аристократы избираются всеми наследственными пэрами: значительное большинство из них избрано среди консерваторов и незначительное - среди лейбористов, что в целом выражает соотношение политических сил в Палате лордов.

На переходный период в палате пожизненно оставлены 192 наследственных лорда. Остальные лорды имеют право баллотироваться на выборах, в том числе в нижнюю палату - Палату общин.

Примечательно, что, несмотря на столь расширенный состав Палаты, кворум составляет всего три человека и в основном участие в ее работе принимают около 100 человек (судебные лорды и пожизненные лорды).

Длительное время Палату возглавлял Лорд-Канцлер, который назначался на должность Премьер-министром и являлся одновременно членом Кабинета (министром). Однако в связи с конституционной реформой с 2004 г. руководитель Палаты лордов занимает данную должность на внутрипалатной выборной основе и не входит в состав Правительства.

По традиции руководитель Палаты лордов принимает участие в дебатах и голосовании. Но он не решает процедурные вопросы, по сравнению со спикером Палаты общин. Такие полномочия осуществляет самостоятельно Палата при координации лидера Палаты. Им является руководитель её наиболее крупной партийной фракции. В Палате есть лишь неспециализированные комитеты.

Лорд-канцлер не является только номинальной фигурой. Он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-канцлер имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты. Лорд-канцлер оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям.

В Палате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, которые ежегодно избираются в начале сессии Палатой.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Комитет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза.


2. Деятельность парламента в Великобритании


К важнейшим полномочиям Палаты общин относятся:

принятие законов;

принятие бюджета;

рассмотрение финансовых биллей;

парламентский контроль за деятельностью Правительства и т. д.

Члены парламента имеют множество обязанностей, связанных с их участием в разносторонней деятельности как в Палате общин, так и среди своих избирателей.

Член парламента проводит часть недели в своем округе, занимаясь проблемами своих избирателей. Он может дать консультацию о том, как решить ту или иную проблему, и может обратиться с письмом к ответственному чиновнику или министру от лица избирателя. Существуют различные пути вынесения вопросов местного уровня или личного характера на рассмотрение в Палату общин.

Палата общин изучает и передает проекты новых законов, в основном, в форме законопроектов, представляемых Парламенту Правительством. Отдельные члены парламента также могут вносить законопроекты, но для дискуссии дел частных членов парламента отводится значительно меньше времени.

Правительство не может самостоятельно издавать законы - для этого требуется одобрение Палаты общин и Палаты лордов (однако Палата лордов не участвует в законопроектах, связанных с контролем над финансами). В законопроект обычно вносятся поправки в течение его прохождения через обе Палаты, а законопроект, который прошел через все необходимые стадии, становится Актом Парламента. Основная часть детального изучения законопроекта в Палате общин осуществляется в Постоянных комитетах.

Основная роль Палаты общин заключается в осуществлении общественного контроля над курсом проводимой правительством политики и его действиями. Правительство управляет страной, но правительство подотчетно парламенту. Когда министры правительства выносят дела на рассмотрение в Палату общин, они отвечают на вопросы Оппозиции и отдельных членов парламента - представителей разных партий. Члены парламента могут напрямую задавать вопросы министрам в течение отведенного на вопросы времени. Также к министрам поступают письменные вопросы, ответы на которые публикуются в Официальном протоколе.

Когда идет парламентская сессия, Палата общин обычно собирается с понедельника по четверг и практически каждую пятницу.

Работа Палаты регулируется тщательными разработанными нормами и правилами. Правительство определяет рассматриваемые дела и порядок их обсуждения, а для оппозиционных партий и заднескамеечников выделяется специальное время и дни.

В Палате ежедневное рассмотрение дел начинается с молитв, за которыми следует формальное (без дебатов) рассмотрение частных дел. Затем следуют основные дела дня.

Получить ответы на вопросы у министров правительства из отдельного департамента или департаментов можно с понедельника по четверг. Премьер-министра отвечает на вопросы по средам. В отведенное для вопросов время Спикер оглашает имя члена парламента и первый вопрос из «Порядка рассматриваемых дел».

Поскольку текст вопроса уже распечатан, то член парламента может просто сказать «Номер один». Министр читает подготовленный ответ, после чего члену парламента предоставляется возможность задать дополнительный вопрос, и министр снова отвечает. Затем оглашаются имена других членов парламента, которые могут задавать дополнительные вопросы.

После отведенного на вопросы времени, дела по степени их важности или срочности могут быть переданы в Палату на рассмотрение в форме правительственных предложений, дел частных членов или просьбы о срочных дебатах. Порядок рассмотрения дел в Палате, детализирующий дела, внесенные на рассмотрение в ближайшую неделю или две, обычно оглашается каждый четверг.

Функции Палаты лордов можно представить в виде трех основных групп:

) законодательные;

) контрольные;

) судебные.

Первая группа обеспечивает участие палаты в законодательном процессе (рассмотрение в соответствии с процедурой вносимых законопроектов - биллей, исключением здесь является особое требование для внесения финансовых биллей, которые вносятся лишь в Палату общин; внесение поправок в законопроекты, принятые нижней палатой, и т. д.).

Вторая группа полномочий главным образом заключается в контроле за работой Правительства.

Судебные полномочия Палаты значительны и определяются тем, что она является высшей судебной инстанцией Великобритании. Однако в 2003 г. создано новое министерство по конституционным делам, которое должно взять на себя большинство полномочий Лорд-канцлера, в том числе в судебной сфере.

Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном процессе, в частности в следующих формах:

внесение поправок в законопроекты, принятые Палатой общин;

внесение законопроектов, предусматривающих одобрение международных договоров Великобритании или принимаемых в рамках
правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС; отклонение законопроектов, принятых Палатой общин;

изучение частных законопроектов и актов делегированного законодательства.

Контрольные функции проявляются в практике вопросов министрам Правительства и создания комитетов для изучения соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палата лордов информирует общественность и Правительство.

Законодательный процесс заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат Парламента. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.

Законопроекты рассматривают в трех чтениях.

Первое чтение состоит из следующих стадий:

объявление названия законопроекта;

распечатывание законопроекта;

раздача законопроекта депутатам.

Через две или три недели проводят второе чтение.

Второе чтение состоит из следующих стадий:

обсуждение общих положений законопроекта;

передача законопроекта в комитеты Палаты, где депутаты и эксперты детально изучают законопроект.

В третьем чтении законопроект рассматривают на пленарном заседании Палаты по докладу головного комитета.

Депутаты могут проводить дискуссию. Однако обычно Спикер ставит проект на голосование. В случае если законопроект получит простое большинство голосов, тогда его направляют во вторую палату. Если Палата лордов вносит поправки в законопроект, то в таком случае их обсуждают в Палате общин.

Обычно вопрос решают с помощью учета на основе компромисса позиций обеих палат Парламента. Если же не удаётся достигнуть согласия, тогда Палата лордов имеет право отложить законопроект на один год, а по финансовым вопросам - на один месяц. В случае если обе палаты принимают законопроект, тогда он направляется монарху, а после его одобрения становится законом, который публикуют в официальном издании.

Не все дебаты относятся к вопросам законотворчества. Также существует возможность для обсуждения важных проблем дня и вопросов местного значения, поднятых заднескамеечниками. Например, в конце каждого рабочего дня проводятся заключительные дебаты, которые обычно длятся в течение получаса и, в основном, касаются дел избирателей.

Основная повестка дня обычно состоит в обсуждении законопроекта

во втором чтении, стадии доклада или в третьем чтении. Если законопроект в

стадии комитета рассматривается в форме заседания комитета всей палаты, а не в Постоянном комитете, то Жезл, который обычно находится на Парламентском столе, перекладывается в специальные ложементы под столом.

В Парламенте применяются различные способы ограничения прений по законопроектам с целью обеспечения эффективности законодательного процесса. Такими способами являются следующие:

прекращение дебатов по законопроекту по требованию ста депутатов, которое направляется Спикеру Палаты;

обсуждение отдельных статей законопроекта, без подробного обсуждения основного текста самого законопроекта;

ограничение времени для рассмотрения вопроса, по истечении отведённого времени обсуждение автоматически прекращается;

метод партийной дисциплины; и т.д.

В английской парламентской практике правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Применяются следующие формы контроля:

резолюция порицания;

вотум недоверия;

устные и письменные вопросы.

Выражение правительству вотума недоверия влечет его отставку или роспуск палаты общин. Вотум недоверия может иметь место, если само правительство ставит вопрос о доверии. При этом вотум недоверия бывает только связанным, т.е. вопрос о доверии ставится лишь в связи с прохождением правительственного законопроекта.

Одной из форм контроля, получивших развитие в последнее время, является работа специализированных комитетов. С 1979 г. в практику вошло приглашение министров для дачи показаний на их заседаниях. Наиболее часто применяемая форма контроля - вопросы правительству, а по существу его критика. В соответствии с регламентом работы палаты ее заседания ежедневно (кроме пятницы) начинаются с «часа вопросов». Ежегодно правительству задается около 40 тыс. устных вопросов. Как правило, каждый министр выступает перед парламентом раз в месяц, премьер-министр - 2 раза в неделю. Существует список тем, на которые министры не обязаны отвечать: вопросы обороны и безопасности, информация личного характера, коммерческая информация конфиденциального свойства.

В 1967 г. в Великобритании учрежден институт парламентского уполномоченного по делам администрации (омбудсмена), который от имени депутатов проводит расследование различных нарушений органов исполнительной власти. Следовательно, его деятельность является частью механизма парламентского контроля за министерствами.

В Великобритании омбудсмен назначается правительством. Однако парламент полностью не отстранен от процедуры замещения этого поста. Омбудсмен уходит в отставку по собственной просьбе, либо по достижении 65-летнего возраста. Уполномоченный не может быть членом парламента.

В компетенцию парламентского уполномоченного входит расследование жалоб граждан на действия министерств и ведомств. Каждая жалоба, прежде чем быть переданной уполномоченному, поступает к депутату соответствующего округа, и уже последний решает, направить ли ее уполномоченному.

Уполномоченный вправе истребовать у министерств и должностных лиц документы, вызывать свидетелей и т.п. Расследования, однако, могут проводиться только в том случае, если отсутствует возможность обращения в суд или в административный трибунал. По результатам своих расследований омбудсмен не может принимать никаких обязательных решений (например, отменить или изменить административный акт). Он составляет доклад, который направляется соответствующему депутату или парламенту. В последнем случае доклад рассматривается комитетом по делам парламентского уполномоченного.


парламент великобритания правление палата


Заключение


Парламент Великобритании включает палату общин и палату лордов.

Нижняя палата - палата общин - это общенациональный представительный орган, избираемый на пять лет. Руководит палатой общин председатель палаты - спикер. Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские комитеты.

Основной сферой деятельности английского парламента является законодательство. Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой палате. На практике законопроекты рассматриваются нижней палатой, затем передаются в верхнюю.

Формально законодательной инициативой обладает монарх (в лице министров). В соответствии с правилами процедуры неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю. В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.

Как и в других странах, пленарные рассмотрения законопроекта называются «чтениями».

Контроль за деятельностью правительства также является одним из важнейших направлений деятельности парламента согласно принципу ответственного правления.

В целом Великобританию можно с уверенностью охарактеризовать как страну с устойчивой и значительной ролью Парламента, во многом обусловленной непрерывностью парламентского развития, сравнимой только с США.


Список использованной литературы


Автономов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Проспект, 2008. С. 560.

Конституционное право зарубежных стран / Под ред. В. Лучина, Г. Василевича, А. Прудникова. М.: Закон и право, 2009. С. 728.

Ильин Ю. Д. Государственное (конституционное) право зарубежных стран. М.: Юркомпани, 2010. С. 432.

Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2010. С. 560.

Осавелюк А. М. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юнити-Дана, 2010. С. 512.

Саидов А.Х. Национальные парламенты мира. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 720.

Смоленский М. Б., Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: АкадемЦентр, 2010. С. 336.

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Инфра-М, 2010. С. 608.

Чиркин В.Е. Парламент в зарубежных государствах. М.: Институт гос-ва и права, 2006. С. 48.

Якушев А. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств). М.: А-Приор, 2010. С. 400.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ВВЕДЕНИЕ

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно называемое Великобританией, а иногда, по имени основной части, — Англией) традиционно играет существенную роль в мировой политике, хотя после распада Британской империи эта роль значительно снизилась. Великобритания — развитое индустриально-аграрное капиталистическое государство. По размерам территории она в 40 раз меньше США, по населению — почти в 5 раз меньше (58 млн. человеке 1997 г.). Она занимает восьмое место в мире по объему ВВП, но 16-е — по доле ВВП на душу населения (наряду с Италией и Финляндией).

Великобритания - страна унитарная, государственное устройство включает в себя множество традиций. Английский монарх не обладает абсолютной властью, его прерогативы условны и сводятся к представительским функциям, хотя формально он наделен всеми полномочиями главы государства. В настоящее время главой Великобритании является королева Елизавета II, которая может одобрить или отклонить любой новый закон, принятый парламентом, однако отменить закон она права не имеет. Палата общин в парламенте Англии насчитывает 650 членов. Практически все они являются представителями трех политических партий, Консервативной, Либеральной и Лейбористской. Благодаря такому партийному разнообразию в парламенте постоянно ведутся дебаты о том, какая форма правления в Великобритании была бы предпочтительнее, существующая парламентская монархия или монархия конституционная.

Цель данной работы - изучить особенности формы правления в Великобритании.


1. Общая характеристика формы правления в Великобритании

Великобритания (полная официальная форма — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии)— островное государство на северо-западе Европы. Великобритания — одно из крупнейших государств Европы, ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. Наследница Британской империи, крупнейшей в истории, и существовавшей в XIX — начале XX веков .

Государство состоит из четырёх «исторических провинций» (по-английски — «countries», то есть «страны»): Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Форма административно-территориального устройства — унитарное государство, хотя три из четырёх исторических провинций (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии.

Столица — город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр.

Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Форма правления — парламентарная монархия.

Монархия — старейший политический институт Великобритании. Наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма и весьма немногочисленны .

Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе Премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство у какой-либо партии; косвенное воздействие монархии как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия — идеологическое орудие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.

2. Парламент Великобритании

Парламент в Великобритании является высшим законодательным органом и состоит из двух палат. Верхней палатой принято считать Палату лордов (House of Lords), в то время как Палата общин (House of Commons) является нижней. Королева является третьим по значимости законодательным представителем в стране.

После того, как Вильгельм Завоеватель узаконил в Англии феодализм, в стране воцарилась иерархия землевладельцев. Официально Палата лордов образовалась в XIV веке, а в её состав входили только феодалы, участие в Парламенте которых могло передаваться по наследству. Сегодня в Палате лордов заседают четыре вида людей :

1) лорды духовные - старшие епископы англиканской церкви;

2) лорды-юристы, которые назначаются монархом по совету премьер-министра страны;

3) наследственные пэры, в число которых входят герцоги, маркизы, графы и бароны;

4) пожизненные пэры, заслужившие награды перед короной и государством. Во главе Палаты стоит Лорд-канцлер, избираемый раз в пять лет, и назначается монархом.

Палата общин избирается народом раз в пять лет. Выборы происходят с помощью тайного голосования. Есть определённые ограничения, которые не позволяют любому гражданину Великобритании баллотироваться в Палату общин. Иностранцы, члены Палаты лордов, военнослужащие и государственные предатели строго не допускаются к участию в законодательном комитете. Спикер - авторитетное должностное лицо Палаты общин избирается членами самой Палаты, а его кандидатура одобряется монархом .

Заседания обеих палат происходят в различных отдельных помещениях Вестминстерского дворца. По правилам конституции, введённым в 1963 году, все министры страны, включая нынешнего Премьер-министра, являются выходцами из Палаты общин, а не из Палаты лордов.

Парламент Великобритании нередко называют «матерью Парламентов», ссылаясь на то, что Парламент Соединённого Королевства является крупнейшим законодательным органом во всём мире. Кроме того, организации Парламента установили определённые стандарты, которым по сегодняшний день следуют такие демократические страны как Австралия, Индия, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур и Ямайка.

3. Исполнительная власть

В сферах государственной и законодательной деятельности монарх не обладает верховными полномочиями. Несмотря на это, у главы государства есть ряд собственных обязанностей и уставов, которым он должен следовать. Управление собственностью короны и вооружёнными силами страны, подписание национальных и интернациональных договоров, объявление о войне или перемирии, подписание проектов, принимаемых Парламентом, а также назначение членов Парламента являются одними из основных функций Королевы.

Премьер-министр Великобритании и Северной Ирландии назначается монархом Королевства и официально считается главой государства, осуществляющей управление страной. Премьер-министром Соединённого Королевства является главным советником монарха, и чаще всего избирается из Палаты общин. В обязанности премьер-министра входит управление правительством, принятие решений по внутренним и наружным политическим вопросам страны и назначение членов в кабинет министров .

Первым британским премьер-министром стал Роберт Уолпол в 1721 году. Более того, при нём дом 10 на Даунинг-стрит стал первой, официальной и единственной резиденцией всех последующих премьер-министров страны. С 11 мая 2010 года и по сегодняшний день должность премьер-министра Великобритании занимает Дэвид Кэмерон.

Члены кабинета министров избираются по строгому принципу, подразумевающему деятельность в Палате Общин. По традиции 20 членов кабинета министров с премьер-министром во главе, решают вопросы, касающиеся наружной обороны и политики страны, подготовки законопроектов, сохранности и социального благополучия, внутренней экономики, политики и планирования данных аспектов.

Заключение

Итак, характер формы правления существующей в Великобритании, зависит от организации верховной государственной власти, точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В Великобритании - монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Современная монархия - конституционная, ее предшественник - абсолютная, которая еще сохраняется в некоторых странах. Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентарную. Современная Великобритания является типичным примером парламентарной монархии. Полномочия британского монарха не подвергались значительным юридическим ограничениям, но в силу действующих конституционных соглашений, нигде не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, корона практически лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только правительство, что находит свое выражение в известной формуле «король не может поступить неправильно».

Существуют два мнения о Британии, которые имеют огромное влияние, но которые являются ошибочными. Согласно одному из них в качестве принципа английского государственного устройства выступает полное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, каждая из которых вверена отдельному лицу или группе лиц, причем никто из них никоим образом не может вмешиваться в деятельность других. Потрачено много красноречия на доказательство того, что уже в средние века, когда английский народ находился в состоянии совершенной грубости, сам гений этого народа привнес в жизнь и практику тщательно разработанное разделение функций, которое философы излагали на бумаге, но которое они никогда не надеялись увидеть в жизни.

Согласно другому мнению, особое преимущество Британии основывается на уравновешенном союзе трех властей. Говорят, что монархический элемент, аристократический элемент и демократический элемент — каждый обладает своей долей в верховной власти и согласие всех трех элементов необходимо, чтобы эта власть могла функционировать. Великая теория, именуемая теорией «сдержек и противовесов», получила широкое распространение в политической литературе, и многое в этой теории исходит из английского опыта или им поддерживается. Говорят, монархия имеет некоторые недостатки, кое-какие отрицательные тенденции, для аристократии свойственны свои недостатки, для демократии — свои; однако Англия показала, что можно организовать правление, в котором эти отрицательные тенденции будут сдерживать, уравновешивать и нейтрализовать друг друга, когда в целом хорошее правление строится не только несмотря на противодействующие друг другу тенденции, но и благодаря им.

Симонишвили, Л. Р. Формы правления: история и современность [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - 2-е изд., стереотип. — М. : Флинта: МПСИ, 2011. — 280 с.

6.Симонишвили, Л. Р. Модели организации государственной власти [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - М.: МФПА, 2012. - 304 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Административное деление

Великобритания (англ. United Kingdom; полное название -- Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) -- островное государство в Западной Европе, форма правления -- парламентская монархия. Столица -- город Лондон. Название страны происходит от английского Great Britain. Британия -- по этнониму племенибритты.

Великобритания состоит из 4 административно-политических частей (исторических провинций):

Англия (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большой Лондон) -- адм. центр Лондон

Уэльс (22 унитарных образования: 9 графств, 3 города и 10 городов-графств) -- адм. центр Кардифф

Шотландия (12 областей: 9 округов и 3 основных территории) -- адм. центрЭдинбург

Северная Ирландия (26 округов) -- адм. центр Белфаст

Зависимые территории со столицами:

Британские острова Остров Мэн (Дуглас), Нормандские острова, Гернси (Сент-Питер-Порт), Джерси (Сент-Хельер)

Европа - Гибралтар (Гибралтар)

Ангилья (Валли)

Бермуды (Гамильтон)

Британские Виргинские острова (Род-Таун)

Каймановы острова (Джорджтаун)

Остров Монтсеррат (Плимут)

Острова Тёркс и Кайкос (Кукбурнтаун)

Фолклендские острова (Порт-Стэнли)

Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова

Атлантический океан

Остров Святой Елены (Джеймстаун) и его зависимые территории -- острова Вознесения и Тристан-да-Кунья

Остров Питкэрн (Адамстаун)

Индийский океан

Британская территория в Индийском океане -- архипелаг Чагос

Государственное устройство

великобритания государственное устройство административное

Великобритания в политическом плане является конституционной монархией. Порядок наследования престола определен Актом о престолонаследии (1701 г). Сыновья суверена наследуют престол по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей дочери. Правом на престол обладают только протестанты. Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии. Монарх - важный символ национального единства. Клятвы верности короне произносят министры, государственные служащие, полицейские и вооруженные силы; управление государством производится именем Ее Величества.

Королева считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой англиканской церкви, имеет формальное право созывать парламент на сессии. Монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин; имеет право абсолютного вето на любой закон, принятый парламентом, однако последний раз это право было применено в 1707 г., за что получило прозвище «спящего полномочия»; монарх имеет право назначать и освобождать от должности премьер-министра и министров, но следуя сложившемуся за 200 лет конституционному обычаю, глава государства назначает премьер-министром лидера партии, победившей на выборах, а министров - по предложению главы правительства.

Только монарх имеет право досрочно распускать Палату общин, хотя в действительности согласно конституционному обычаю это всегда делается по решению правительства и премьер-министра.

Королева возглавляет Содружество наций, в состав которого входят 54 государства. Королева является главой государств ряда стран Содружества (о-ва Антигуа и Барбуда, Австралия, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Канада, Гренада, Ямайка, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, о-ва Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, о-ва Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы о-ва и Тувалу), где королеву представляют генерал-губернаторы.

Великобритания - страна без Конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Несмотря на столь сложную структуру правовых и политических институтов эта великая страна с мощной экономикой и огромным поляризующим воздействием на общемировые процессы является правовым государством с доминирующими во всей его внутренней структуре принципами законности и морали. Нельзя переоценить и роль традиции во всех сферах отношений государства и общества Англии, например, существует черновой вариант конституции, который должен заменить существующий свод законов, но до окончательного претворения его в жизнь пройдет еще много времени, потому что нет единого мнения о существующей «неписаной» Конституции и о том, надо ли ее изменять.

Высший орган законодательной власти - парламент (старейший в мире, создан в 1265 г.), который состоит из монарха (короля или королевы), Палаты лордов и Палаты общин. На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении - нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает очень редко.

Палата лордов формируется по наследству, что в современных условиях является архаизмом. Лорды - представители сформировавшейся столетиями земельной, промышленной и финансовой аристократии. Палата лордов, которая именуется «верхней палатой» парламента, состоит из 1260 членов. В ее состав входят пэры, виконты, бароны, графы, маркизы, герцоги; реально на заседаниях присутствует не более 100 человек.

Парламентскими актами 1911 г. и 1949 г. права палаты лордов были существенно ограничены. В Великобритании неоднократно поднимался и обсуждался в палате общин вопрос о ликвидации палаты лордов или ее реорганизации, но безуспешно.

Палата общин является на практике главной и единственной палатой парламента

Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер. Спикер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), так как должен быть лицом беспристрастным (он не вправе даже обедать вместе с депутатами, чтобы те не оказывали на него влияния).

Основная функция парламента - законотворчество. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. Как правило, законопроекты должны быть приняты обеими палатами.

Если проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

Парламент Великобритании (практически палата общин) осуществляет контроль за управлением, за деятельностью правительства. Юридически правительство несет коллективную ответственность перед парламентом (только перед палатой общин). Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр, если речь идет об упущениях определенного министра, а чаше всего о его неэтичном поведении. Вопрос о вотуме недоверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: правительство заявляет, что если билль не будет принят, то оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давление на палату общин.

Высшую исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, который наряду с наследственным монархом является лидером страны. В правительство Великобритании входит около 100 человек; наиболее важные и влиятельные члены правительства образуют более узкую коллегию - Кабинет министров.

Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений.

Правительство формируется партией большинства в палате общин, представляет ей программу, которая утверждается голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В состав правительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета («внутреннего кабинета»). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств.

В решении вопросов местного значения важную роль играют органы местного муниципального самоуправления. За последние несколько лет эта структура существенно изменилась. В Северной Ирландии было учреждено 26 районных управлений. А также была упрощена комплексная организация самоуправления в Англии и Уэльсе и преобразована в двух яростную систему, состоящую из 53 крупных управлений графств и 369 менее крупных районных управлений. В Уэльсе вместо 13 прежних графств теперь осталось только восемь, причем пять из них получили валлийские названия. В Шотландии после реформы стало девять областных и 53 районных управления.

В Шотландии существует собственный парламент. Однопалатный парламент Шотландии насчитывает 129 членов.

Политическая система

Традиционно основную роль в борьбе за власть в парламенте играли две партии: до начала XX в. консерваторы (тори) - партия крупного капитала и аристократии и либералы (виги), отражавшие интересы среднего и мелкого капитала; в первые десятилетия XX в. вигов сменили лейбористы - социал-реформистская партия с коллективным членством профсоюзов. Первое направление получило от противников кличку партии вигов, по имени пуританских фанатиков Шотландии, которые доходили в своей ревности до открытого восстания. Кличка "тори" была дана в ответ, чтобы попрекнуть монархистов связями с католиками, бунтовавшими в Ирландии.

Небольшое число мест в парламенте имеют также две партии, выражающие интересы исторических провинций: Шотландская и Уэльская. Несмотря на то что в 80-е годы, в условиях перестройки экономики и усложнения социальной структуры общества, число партий увеличилось (так, из правого крыла лейбористской партии выделилась социал-демократическая партия), главные черты электоральной географии сложились как результат соперничества двух основных партий. В северных районах, а также в центрах крупнейших городов преобладают сторонники лейбористов, на юге, в сельской местности и в пригородных районах агломераций - консерваторов. На выборах в мае 1997 г., после 18-летнего правления консерваторов, крупную победу с большим перевесом одержали лейбористы.

Консервативная партия - является одной из старейших политических партий страны. Во внешнеполитическом плане Партия разделяет концепцию «ядерного сдерживания», выступает за сохранение и модернизацию ядерного потенциала Великобритании, за продолжение членства страны в НАТО и ЕС, хотя по вопросу о степени вовлеченности Великобритании в европейские интеграционные процессы в партии по-прежнему существует серьезный раскол.

Лейбористская партия образована в 1890, объединяет коллективных (профсоюзы и кооперативные общества) и индивидуальных членов.

Либерально-демократическая партия сформирована в 1988 г. путём слияния Либеральной и Социал-демократической партий. Выражает интересы мелких и средних предпринимателей, части интеллигенции, а также фермеров.

В парламенте представлены также национальные партии: Плайд Кимру (основана в Уэльсе в 1925 г., лидер И.Вик Джонс); Шотландская национальная партия (основана в 1937 г., лидер Джон Суинни); Ольстерская Юнионистская партия (основана в начале 20 в., лидер Дэвид Тримбл); Демократическая юнионистская партия (основана в 1971 г., лидер Иан Пейсли); Социал-демократическая и лейбористская партия Северной Ирландии (основана в 1970, лидер Марк Деркен), Шин Фейн - политическое крыло Ирландской республиканской армии (ИРА, образована в кон. 1-й мировой войны, лидер Джерри Адаме), партия отказалась занять свои места в палате общин.

Внутр енняя и внеш няя политика

Ключ к пониманию многих особенностей современного социально-политического устройства британского общества дают такие черты его развития, как эволюционность, «традиционализм» и сравнительная стабильность политических институтов.

В мае 1997 г. на досрочных парламентских выборах победу одержала Лейбористская партия, которая пришла к власти после почти 18 лет пребывания в оппозиции, когда Великобританией безраздельно управляли консерваторы. Новое правительство сформировал самый молодой премьер-министр страны в ХХ веке Тони Блэр. Под его началом лейбористское руководство существенно изменило программу партии, отбросив традиционно социалистические принципы, но заимствовав ряд тезисов как у консерваторов, так и у социал-демократов. Лейбористы в течение 1997-2001 гг. отстаивали и последовательно проводили в жизнь курс на развитие рыночной экономики и многообразие форм собственности, оставив в прошлом свою ориентацию на сплошную национализацию промышленности.

По сути, Тони Блэр стал родоначальником новой идеологии Лейбористской партии - идеологии неолиберализма (нового либерализма). Лейбористы приняли вызов меняющегося буквально на глазах мира и сумели сформировать адекватную этим изменениям внутреннюю политику.Серьезных успехов добилось правительство лейбористов в социально-экономической сфере. Самым главным из них стало то, что впервые при их правлении страна избежала экономического кризиса. Кроме того, в Британии были зафиксированы самый низкий за 30 лет уровень инфляции и самый низкий за 16 лет процент безработных. Английский фунт в течение этих 4 лет неизменно рос так же, как и ВВП.

Был заметен ощутимый прогресс в сферах здравоохранения и образования, которые британские избиратели в списке приоритетов ставят даже выше экономики. С помощью созданной лейбористами системы «национальной службы здравоохранения» удалось оказать бесплатную медицинскую помощь 3,5 млн. малоимущих британцев. Заметно вырос уровень образованности британской молодежи - заработала программа расширения сети бесплатных школ.

Блэр отважился на проведение конституционной реформы. Одним из направлений реформы явилось предоставление большей автономии Шотландии и Уэльсу, а также основным регионам самой Англии. Вопрос о шотландском парламенте и Ассамблее в Уэльсе был решен в сентябре 1997 г. в ходе референдумов. В 1999 г. были проведены выборы в эти новые представительские органы.

Премьер-министр впервые посягнул на «святая святых» - Палату лордов. Он инициировал реформу о лишении ее членов наследственного статуса и о постепенном превращении верхней палаты парламента в орган, представляющий всех избирателей. Осенью 2001 г. правительство Блэра обнародовало проект, согласно которому часть Палаты лордов должна избираться, а другая - назначаться королевой по представлению правительства и оппозиции. Неясной оставалась лишь пропорция.

7 июня 2001 г. на всеобщих парламентских выборах в Палату общин вновь победила Лейбористская партия, за которую проголосовало 42% избирателей. Консервативная партия получила 32,7% голосов, а либеральных демократов поддержало 18,8% избирателей. Впервые за последние 100 лет в Британии правящая партия шла на второй срок с таким высоким рейтингом.

Премьер-министр Тони Блэр в предвыборной программе главное внимание сосредоточил на социальных вопросах. Образование и здравоохранение являлись главными козырями лейбористов, с которыми они выиграли с большим преимуществом выборы 1997 г. За прошедшие 4 года на эти важнейшие сферы были затрачены огромные бюджетные средства. И хотя нерешенных проблем здесь еще достаточно много, движение вперед очевидно.

Одними из наиболее острых в предвыборной борьбе были вопросы, связанные с иммиграцией. В конце мая 2001 г. в одном из северных городков Великобритании, Олдеме, прошли самые ожесточенные за последние 15 лет столкновения на расовой почве между белой молодежью и выходцами из африканских и азиатских стран. Позже подобные события повторились и в ряде других городов.

В последнее время негативное отношение к иммигрантам имеет тенденцию все более широкого распространения среди граждан Великобритании. Согласно опросам специальной комиссии ЕС, проведенным в начале 2002 г., 22% британцев считали, что иммигрантов нужно в обязательном порядке возвращать на родину. Только 10% британцев полагали, что африканцы, азиаты и латиноамериканцы могут внести свой вклад в культуру их страны.

На прошедших 5 мая 2005 г. парламентских выборах в Великобритании лейбористы заняли 356 мест, консерваторы - 197 мест, либерал-демократы - 62 места, сохранив свои прежние позиции. Выступая в победной речью переизбранный глава кабинета поблагодарил народ Великобритании. "Нет большей чести, чем служить вам в качестве премьер-министра", - произнес Блэр. "В первый раз за 100 лет Лейбористская партия останется правящей на второй срок. Это невероятное событие!" - добавил премьер-министр.

С 1969 г. в современной истории Великобритании продолжается драма Ольстера (так иногда называют Северную Ирландию), которая корнями уходит в глубь веков.

В апреле 1998 г. при посредничестве США был подписан трехсторонний мирный договор по Северной Ирландии. Им восстанавливался статус политической автономии Ольстера. Национальная ассамблея Северной Ирландии (парламент), в отличие от прежнего Стормонта, должна была работать по правилам «обоюдного согласия», то есть для принятия любого решения требовалось одобрение депутатов, представляющих и католическую, и протестантскую общины. Ирландия обязывалась отказаться от притязаний на Ольстер, а британское правительство соглашалось на образование общеирландских местных органов самоуправления с ограниченными полномочиями (практическое решение этого вопроса переходило в сферу полномочий Национальной ассамблеи Северной Ирландии).

Мирный договор был утвержден на референдуме 28 мая 1998 г. В Ольстере «за» высказались 71% избирателей, в Ирландии - 94%.

Постепенно обстановка начала стабилизироваться. В 2000 г. британское правительство отказалось от нового ввода в Ольстер спецподразделений, но ужесточило антитеррористическое законодательство.

В начале XXI века Ирландская республиканская армия (ИРА) - тайная военизированная организация католиков Северной Ирландии - приняла решение сложить оружие, а британская армия начала демонтаж наблюдательных постов, расположенных в католических районах.

Главные внешнеполитические приоритеты правительства Тони Блэра заключаются в стремлении повысить роль Великобритании как в европейских, так и мировых делах, что означает конец того изоляционистского курса, которым долгое время следовали консерваторы. С другой стороны, проведя предвыборную кампанию под лозунгом «Безопасность - превыше всего», лейбористы отменили положение своей программы о стремлении к безъядерному статусу Британии и больше не настаивают на уменьшении военных расходов.

В настоящее время Великобритания значительно больше внимания уделяет сотрудничеству с европейскими странами и, прежде всего, со странами Евросоюза. Прочные торгово-экономические отношения связывают Великобританию с Германией, Францией, Италией, Нидерландами, которые являются, наряду с США, Канадой и Японией, основными экспортерами своей продукции в Британию и импортерами британских товаров.

Правительство Тони Блэра настойчиво и последовательно укрепляет стратегические отношения с США, которые в Лондоне привыкли называть «особыми». Великобритания практически безоговорочно поддерживает усилия Соединенных Штатов в борьбе с международным терроризмом, принимая самое активное участие во всех внешнеполитических акциях своего союзника, в том числе и в антитеррористической операции в Афганистане. Лондон полностью поддерживает своего главного союзника в действиях, направленных против режима Саддама Хусейна в Ираке. Британские ВВС неоднократно принимали участие в бомбардировках тех территорий этой страны, где разрабатывается и производится оружие массового поражения.

Великобритания, являясь одной из ключевых стран НАТО, стремится укреплять евроатлантическую солидарность, даже в тех случаях, когда действия Альянса идут в разрез с нормами международного права. В составе вооруженных сил НАТО британская авиация принимала участие в бомбардировках территории суверенной Югославии в 1999 г.

Особое значение в Лондоне придают развитию отношений со странами Содружества, куда входят бывшие британские колонии и доминионы, а также некоторые другие страны. Очередная конференция стран-членов этой международной организации на уровне глав государств и правительств с участием главы Содружества королевы Великобритании Елизаветы II состоялась в марте 2002 г. в Австралии. На ней в первую очередь рассматривались вопросы консолидации стран Содружества в борьбе против международного терроризма, проблемы преодоления бедности, внедрения всеобщего начального образования в тех странах, где оно еще отсутствует.

Важное значение Великобритания придает развитию отношений с Японией, Китаем, Южной Кореей, постоянно наращивая объемы торговли с ними. Большой интерес для Великобритании и британского частного бизнеса представляют отношения с Россией. Встречи Тони Блэра и российского президента Владимира Путина приобрели в последнее время регулярный и конструктивный характер. Великобритания стремится развивать отношения с Саудовской Аравией, Кувейтом и другими странами Персидского залива - основными поставщиками нефти на мировой рынок.

Вооруженные силы страны принимали участие в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине, Косово, ряде других стран и регионов. В Афганистане по решению ООН в конце 2001 г. были сформированы Международные миротворческие силы, которые первоначально возглавляла Великобритания.

Британия имеет наиболее развитую индустрию издательского дела в мире. Здесь выпускается более 200 ежедневных и воскресных газет, 1300 еженедельных и более 2000 местных газет. В среднем в день двое из трех британцев старше 15 лет читают национальную ежедневную газету; около трех из каждых четырех граждан читают воскресную газету. Еще больше британцев читают местные и региональные газеты.

Крупнейшие издания (по тиражу): «Ньюс оф уорлд» (воскресная газета -4,4 млн экз.), «Сан» (ежедневная газета - 3,8 млн), «Дейяи мейл» (ежедневная газета - 2,1 млн), «Мирор» (ежедневная газета - 2,3 млн). В основном это малоформатные или так называемые «таблоидные газеты». Широкоформатные («серьезные») газеты выходят намного меньшим тиражом - «Файнэншл тайме» (400 тыс, экз.), «Таймс» (700 тыс.), «Дейли телеграф» (св. 1 млн). «Гардиан» (400 тыс.), «Индепендент» (250 тыс.). Имеется также более 6,5 тысяч периодических изданий, включая торговые и технические журналы и «домашние» журналы для отдельных компаний и организаций. Журналы для женщин имеют наибольшее количество подписчиков.

Печатается много обзоров культурной жизни и искусства; самым уважаемым считается литературное приложение к газете «Таймс». К известным еженедельникам относятся также «Лансет», «Нейчур», «Нью Сайентист» и образовательное приложение к газете «Таймс». Основными агентствами новостей являются холдинг «Рейтер», «Пресс Ассошиэйшн лимитед» и британское отделение «Ассошиэйтед пресс». Организации включают Ассоциацию газетных издателей, Институт журналистов, Общество газетчиков и объединения по цеховому принципу.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Филиппины - президентская республика с двухпалатным конгрессом и независимой судебной системой. Состав современного парламента их двух палат. Избрание президента на шестилетний срок. Партии по итогам выборов в мае 2007 года, административное деление.

    презентация , добавлен 15.11.2012

    Государственное устройство Италии. Основные политические партии страны. Центральные органы государственной власти. Исполнительная власть, порядок избрания Президента. Совет министров, государственный аппарат. Особенности судебной системы Италии.

    презентация , добавлен 05.01.2014

    Государственное устройство Великобритании, двухпартийная система. Реформа законодательства и демократизация избирательного права. Признание самостоятельности доминионов в международных договорах; Вестминстерский статус. Местное управление Великобритании.

    реферат , добавлен 23.01.2012

    Административно-территориальное устройство различных государств. Подразделение стран на унитарные, федеративные и конфедеративные. Краткая характеристика Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, его территориальное устройство.

    реферат , добавлен 11.12.2009

    Исторические особенности развития британской "Конституции", не четкий принцип разделения власти. Основы конституционного статуса личности: права, свободы и обязанности человека. Территориальное устройство Великобритании. Органы государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Рассмотрение основных политико-правовых принципов конституционной системы США: разделение властей; федерализм; судебный надзор. Культурные традиции США: двухпартийная система; отношение к личной безопасности. Особенности культуры жителей Великобритании.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2012

    Форма и структура Конституции Великобритании. Особенности правового статуса человека и гражданина. Правовое регулирование общественных объединений. Институты непосредственной демократии. Законодательная, исполнительная власть и судебная система.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2017

    Эволюция монархий в Великобритании и Японии. Монарх как глава государства в Великобритании, его функции, права и полномочия. Император Японии и его полномочия, связанные с осуществлением государственной власти. Сравнение глав государства этих двух стран.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2013

    Особенности семейного права Великобритании: отсутствие кодифицированных отраслей, широкое развитие статутного права. Круг вопросов, действующих в сфере семейных отношений в Великобритании. Понятие алиментных обязательств, их правовое регулирование.

    реферат , добавлен 12.07.2012

    Управление государством в США, основные принципы Конституции. Законодательный процесс, исполнительная власть: Конгресс, Президент, Кабинет, суд. Функции федеральных ведомств, власть в штатах и на местах. Проведение выборов, политические партии; оборона.