Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка. «Дети и деньги» – самоучитель семейных финансов для детей Как написать семинар про финансы для детей

Деньги на мелкие расходы получают около 78% школьников. Если подросток не имеет возможности получать доход из других источников - например, благодаря подработкам или стипендии, то практические навыки обращения с деньгами он будет наращивать уже после достижения трудоспособного возраста. Но позднее знакомство с деньгами может стать причиной высокорискового поведения и снижения благосостояния в будущем, поэтому знакомство с полем финансовых возможностей, рисков и стратегий лучше не откладывать на «18+».

Дети и деньги

В среднем, через детский карман проходит 400 рублей за неделю. Дети с большим удовольствием «проедают» их - конфеты, мороженое, чипсы. На питание в школе уходит половина - 200 рублей, траты на мобильную связь, кино и подарки уступают в популярности. При этом только треть опрошенных родителей (33%) регулярно обсуждает с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами, время от времени это делает 29% участников иисследования НАФИ.

Как следствие - дети и подростки знают о финансовых продуктах и услугах или совсем ничего, или очень поверхностно. Они чаще всего не представляют, как работают сберегательные, страховые и инвестиционные инструменты, чуть выше уровень осведомленности о карточных и кредитных продуктах. При этом представления детей о различиях и функциях таких продуктов, как правило, являются ошибочными. Даже подростки постарше (15-17 лет) достаточно плохо понимают, как устроена финансовая система страны, несмотря на профильные предметы школьной программы. В таких условиях дети усваивают убеждения и установки (негативное отношение к кредитованию, картам и т.д.), которые в будущем могут стать для них барьером на пути разумного пользования этими финансовыми сервисами и продуктами - индивидуальному финансовому благополучию.

При невысоком уровне финансовой грамотности, несовершеннолетние дети и подростки активно пользуются деньгами, в том числе онлайн. Техническая грамотность позволяет активно использовать безналичные способы оплаты, но отсутствие базовых правил персональной бухгалтерии может привести к формированию дефицитных стратегий управления личным бюджетом. Именно современные технологии, с которыми подростки на короткой ноге, могут упростить обучение финансовой грамотности и сделать этот процесс игровым, понятным и увлекательным.

Как учить и учиться финансам

В большинстве стран мира есть госинициативы по повышению финансовой грамотности населения, не исключением является и Россия. У нас действует Национальная Стратегия , которую координирует Министерство Финансов РФ и Координационный межведомственный комитет при Банке России. На сайте Стратегии, конечно, много материалов, но помочь разобраться в конкретных финансовых инструментах они не помогут, тем более, детям и подросткам. Ребенка можно водить на открытые лекции и другие тематические события - некоторые некоммерческие организации, которые работают с финансовой грамотностью, и крупные бизнес-компании устраивают подобные образовательные практики. Например, QIWI регулярно организует экскурсии, проектные занятия и специальные программы для детских лагерей.

Если идти никуда не хочется, да и времени на это нет, то помогут книги. В последние несколько лет в России вышло сразу несколько книг, и переводных, и отечественных. Для детей от 5-7 лет - «Финансовая грамотность для детей и подростков» Н.Смирновой, для среднего и старшего школьного возраста, - «Юный инвестор», К. Бейтмана. Авторы книг - как правило, специалисты финансового рынка, независимые советники или сотрудники финансовых организаций, но попадаются книги и бизнес-тренеров. Переиздают классические труды Р. Кийосаки.

С книгами всё хорошо, но этим форматом современных детей уже не удивишь, скорее, мобильными приложениями, играми или веб-сервисами. Кстати, предложений среди разработчиков игровых механик очень много, особенно популярны сюжетные игры в духе фермы, такие как «Мой ресторан» или «Я – продавец». Эти симуляторы не имеют большой методической ценности, но они знакомят ребенка с основами и делают это довольно рано -дети увлекаются играми с 6 лет. Есть игры, в основе которых лежат навыки из реальной повседневной жизни (например, веб-игра ЖЭКА).

Игры и приложения для финансового воспитания

Обучающие симуляторы предлагают в формате игры попробовать себя в той или иной роли. Например, почувствовать себя инвестором поможет приложение investbattle, попробовать оплатить ЖКХ, как взрослый, можно в игре ЖЭКА. Обучающие игры помогают изучить финансы - ответить на вопрос или разгадать ребус. Они помогут узнать много нового, но не выработают практических навыков. Например, игра «Финансовый футбол» проверяет знания игрока в области управления личными финансами по мере того, как он двигается к воротам противника, чтобы забить гол. Словари и справочники объясняют основные финансовые термины. Этот формат - следующая ступень после книг с ровно тем же контентом.

Ориентированным на приобретение практических навыков является формат мобильного приложения. Здесь ребенок не только получает необходимые знания, но и использует их на практике. У юного пользователя воспитываются правильные привычки: экономность, обдуманное потребление, финансовое планирование, постановка целей и т.д. Детям, знакомым с такими приложениями, проще говорить со взрослыми на одном языке и понять, зачем мама и папа работают.

Мировой опыт

В мире приложения по обучению финансовой грамотности и накоплению очень развиты. Например, в США очень популярно SmartyPig, ориентированное и на детей, и на взрослых. Оборот приложения - $5 млрд., копилке SmartyPig пользователи уже доверили $180 млн. При этом потребность в обучении финансам детей в Америке ниже, чем в России, так как уровень финансовой грамотности там выше, чем у нас, хотя штаты не на верхней позиции по этому показателю, да и вообще весьма консервативны в плане финансов. Многие относят это к пережитку текущих кризисов.

Прорывной страной в этой области является Сингапур. Там банки начинают работать с детьми с пяти лет, сопровождая его на всем жизненном пути. Как минимум 6 банков в этой стране предлагают счета для детей. При этом открыть его можно как онлайн, так и при личном визите ребенка в отделение банка. Это позволяет ребенку стать полноценным пользователем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым воспитывая финансовую дисциплину и самостоятельность. Минимальный размер депозита для этой возрастной категории составляет от $1 до $5. Чаще всего счета детей и депозиты застрахованы. Правда, процентная ставка по таким счетам ниже, чем у обычных, и в среднем равна 0.1% -0.3%. Иногда проводят специальные акции, благодаря которым дети могут получить процентную ставку до 2%. Но в среднем низкие ставки обусловлены большими издержками обслуживания счетов. Помимо этого, переводы между счетами детей и родителей в одном банке осуществляются бесплатно. Обслуживание счета составляет $1-2 и становится вообще бесплатным при достижении определенной суммы на счете (например, $500). Правда, некоторые банки не зарабатывают деньги за обслуживание, уменьшая деньги на остаток по счету.

В российском контексте к категории практических относятся приложения, которые позволяют ставить цели, а родителям поощрять их выполнение. За успешное и своевременное выполнение задач в виртуальную копилку ребенка начисляются баллы: смайлы, звезды, совы, дублоны и прочее. Сколько баллов и за какие достижения - решается на семейном совете вместе с ребенком. То, во что превратятся баллы, в живые деньги, конкретный подарок или нематериальное вознаграждение, опять же, решает вся семья, исходя из материального положения и подходов к воспитанию. Изначально, такие приложения предполагали только денежную мотивацию, но со временем выяснилось, что у этого подхода к воспитанию есть большие педагогические трудности, поэтому разработчики подключили нематериальные стимулы. О своей готовности создать подобные приложения заявили многие банки, и, скорее всего, в ближайшее время мы увидим подобные решения от Сбербанка, Тинькофф и других.

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали?

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день материальные блага в жизни человека имеют весомое значение, поэтому многие не понаслышке знакомы с понятием финансовой грамотности. Часто ли родители стараются объяснить своему чаду насколько важно правильно обращаться с деньгами?

К сожалению, в нашей стране не принято прививать финансовую грамотность детям, однако, каждый взрослый человек должен понимать, что знания о том, как достаются деньги или умение распоряжаться карманными расходами могут значительно облегчит их жизнь, а также жизнь их ребенка в будущем.

Если вы не знаете, как правильно начать разговор с ребенком о деньгах, в какой форме донести нужную информацию или, как привлечь его внимание к этому вопросу, то на помощь придет детская специализированная литература, о которой и пойдет речь в этой статье.

Итак, вашему вниманию, представляется ТОП 10 лучших книг по финансовой грамотности для наших юных читателей.

  1. «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги»

    Именно такое многообещающее название дал своему детищу Джеффри Бейли, и не прогадал, потому что за броским заголовком скрывается замечательная энциклопедия для детей о деньгах и всем, что может быть связно с ними. Книга имеет яркие иллюстрации и представляется к изучению детям от 6 лет. Она научит ваше чадо не только финансовой грамотности, а также таким понятиям, как помощь и сострадание к людям, лишенных материальных благ.

  2. «Как в 12 лет Кира разбогатела»

    Бодо Шефер известен всему миру, как консультант в финансовой сфере, однако, не малую популярность ему принесли комиксы о собаке Мани, обучающей обращению с деньгами двенадцатилетнюю Киру, которая, в свою очередь, делает большие успехи и становится финансовым специалистом.

    Этот сборник будет интересен детям постарше, скорее даже подростковому возрасту. Книга наполнена захватывающими приключениями, интересным развитием событий, а также ведает о настоящей и крепкой дружбе, не забывая при этом подтягивать знания в финансовой сфере.

    В России этот сборник больше известен, как повесть «Пёс по имени Money».

  3. "Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем"

    Анна Воронина, Татьяна Воронина и Татьяна Попова доносят до детей младшего школьного возраста математическое применение финансов, знакомят с деньгами разного достоинства и учат их делению на более мелкие составляющие, например, монеты.

    Немаловажно, что в стихотворной форме эта книга учит детей к осмотрительному отношению к деньгам, а также указывает на опасности, которые подстерегают людей в мире финансов.

  4. «Удивительные приключения в стране Экономика»

    Сказка, написал которую доктор экономических наук Игорь Липсиц, немного немало, два десятка лет назад, не так давно была вновь выпущена для современного поколения.

    Отличие этой книги от всех остальных в том, что в ней рассказывается не только о деньгах и об обращении с ними, но еще и о том, как экономическая сфера влияет на события мирового масштаба. Книга рекомендуется к прочтению детям и подросткам.

  5. «Финансы для тинейджеров»

    Пожалуй, это одна из самых популярных книг, которая с легкостью привлечет внимание ребенка к финансовому вопросу. Наталья Попова, она же автор данной книги, интересно и на понятном языке рассказывает детям и их родителям о таких серьёзных понятиях, как банки, кредит, инвестиции. В книге прекрасно раскрыты основные понятия финансовых знаний, а также имеются задачки для детей и их родителей, вопросы для самопроверки, множество советов по накоплению и управлению заработанными деньгами. Издание рекомендуется к прочтению подросткам, но красочные картинки, а также легкость восприятия, привлекут интерес детей и более младших возрастов.

  6. «Начинающий инвестор»

    Ещё одна занимательная книга для подростков, написанная Гейлом Карлицем и Дебби Хонигом. Серьезность данной темы не помеха для отличного восприятия текста, который притягивает своим «простым» языком.

    Книга наполнена различными фактами о деньгах, инвестициях, ценных бумагах и ещё многим, сопутствующим в мире денег, операциям. Отзывы гласят, что книга будет интересна к прочтению не только детям, но и их родителям.

  7. «Финансовая грамотность для детей и подростков»

    Автор книги Наталья Смирнова со всей серьезностью подошла к данной теме, тем не менее, не забыла, что книга рассчитана на ребенка. Одной из преимуществ данного издания является то, что писатель разделила её на 2 части, одна из которых посвящена деньгам и всему сопутствующему, а вторая, важности накоплений и роли банков в этом деле.

    Приятно порадуют читателей и творческие задачки, которые тут заготовлены и небольшие рассказы, освещающие разные жизненные происшествия и способы их избегания.

  8. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»

    Сергей Бондаренко и Ирина Золотаревич не скупились на советы. Книга в полной мере направлена на развитие в ребенке предпринимательской жилки, дает советы о преуспевании в бизнесе, а главное, повествует о том, как обращаться с заработанными деньгами.

    Название книги выдает её главное достоинство: авторы рассказывают о вполне реализуемых идеях для своего дела, что является весьма привлекательным для молодых читателей.

  9. «Финансовые истории для подростков»

    Еще одна книга, уже знакомых, Сергея Бондаренко и Ирины Золотаревич, которая в форме рассказа повествует о сложности планирования расходов подростком и теплых отношениях с близкими, которые всегда готовы прийти на помощь.

    Возможно, она менее информативная, но дети подросткового возраста выделяют её среди остальных, наверняка, и вашему ребенку издание придется по вкусу.

  10. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»

    Занимательная книга, имеющая игровую форму, где родитель и ребенок отгадывают загадки, тренируют смекалку и открывают для себя много нового. Татьяна Попова, в написании данной книги преследовала идею создания интересного сюжета и у нее это получилось!

    Обучение финансовой грамотности здесь не так яко выражено, но, безусловно, присутствует. Книга рекомендована детям от 5 лет.

Вы можете записать ребенка на эффективные

Переходный этап между беззаботным детством и взрослой жизнью, именуемый подростковым возрастом, является одним из самых динамичных и ярких периодов в жизни любого человека. Бьющая ключом энергия толкает подростков на покорение первых вершин и получение первых жизненных уроков. Школа, друзья и увлечения, несомненно, занимают важное место в жизни каждого тинейджера, но это не повод забывать, что дополнительное обучение является одним из важнейших жизненных аспектов.

В силу своего возраста дети в это время не всегда правильно распоряжаются доступными финансами и не до конца понимают, как трудно достаются деньги. Очень важно в этот период уделить особое внимание обучению финансовой грамотности и тогда во взрослую жизнь подросток войдет с базой полезных знаний, которая пригодится ему на всем пути становления.

В этой статье мы рассмотрим лучшие литературные издания, которые помогут подростку ориентироваться в непростом финансовом мире.

Книга, написанная Джорджем Самюэлем Клейсоном, долгое время предлагалась к прочтению только взрослым людям, однако, сегодня её настоятельно рекомендуют и для более юных читателей.

Произведение позволит подростку с головой окунуться в финансовый мир и расскажет о проблемах, с которыми можно там столкнуться, а также поведает, как прийти к реальному успеху.

История, которая затянет любого подростка в удивительный мир приключений пса Мани и его подруги Киры. Бодо Шефер, автор этой книги, имеет огромную популярность в финансовом мире, поэтому точно знает, что необходимо донести до юного читателя, а также чем его удивить.

Книга не только поведает об идеях автора, но и научит читателя применять их в своей жизни, расскажет об основах финансовой грамотности и её важности. Огромным плюсом является то, что все это рассказывается в форме захватывающего приключения, поэтому подростки отмечают легкость прочтения весьма серьезного произведения.

Пожалуй, это самая весомая книга о финансовой грамотности, которую активно обсуждают на всех форумах родители подростков. Возможно, потому что изначальный её вариант был ориентирован как раз на взрослую часть населения и произвел невероятный фурор в мире финансовой литературы.

Роберт Кийосаки и Лектор Шэрон Л. убеждены, что в американских школах дети мало осведомлены о денежных вопросах, что уж говорить о России, жители которой не так давно пришли к осознанию того, что детям понятие финансовой грамотности нужно прививать с детства.

Достоинством издания стали доступность написания, содержание упражнений для выполнения, множество полезных советов, наглядных примеров, наличие схем и многого другого. Эта книга просто клад для подростка, который настроен активно изучать финансовую грамотность.

В книге понятным для подростка языком раскрываются такие важные в современном мире понятия, как инфляция, кредиты, налоги, реальный доход, бюджет, страхование и валюты.

Если вы не знаете, с чего начать обучение финансовой грамотности подростка, то эта книга отлично подойдет для старта в мир познания денег и всего, что с ними связано.

Энциклопедия издательства Росмэн позволит читателю окунуться в историю создания денежных средств, расскажет, для чего они появились, какую роль играли в древнем мире и как это связано с современностью.

Конкретных принципов по обращению с деньгами, советов по инвестированию и прочих тонкостей финансовой грамотности тинейджер здесь не найдет, тем не менее эксперты считают большим плюсом историческую осведомленность подростка в данном вопросе.

«Финансовые истории для подростков» – Сергей Биденко и Ирина Золотаревич

Название этой книги говорит само за себя, и она подойдет юным читателям, которые хотят окунуться в реальные события, происходящие в мире финансов.

Сергей Биденко и Ирина Золотаревич точно указывают на взаимосвязь между теплыми отношениями подростков с родителями, которые всегда готовы прийти на помощь своим детям, особенно в таком непростом деле, как планирование бюджета и расходов.

Не менее важным в этом издании является то, что авторы затрагивают более масштабные вопросы финансового мира, например, такие, как страховки и фондовые рынки.

Бэйли Джерри и Ло Фелиция написали целую серию книг для подростков о финансовой грамотности. Безусловно, все они уникальны и заслуживают внимания, мы поведаем о трех изданиях этих авторов, которые наиболее популярны среди подростков.

Из названия этой книги становится понятна основная тема, которая здесь развивается, но спешим донести до вас, что кроме повествований о разумных тратах денежных средств, вы найдете увлекательные рассказы об аспектах экономики и её составляющих.

Следующая книга серии «Деньги? Деньги… Деньги!», также написанная Бэйли Джерри и Ло Фелицией, несомненно, привлечет внимание подростка своим содержанием.

В этом издании авторы подробно рассказывают читателю о способах самостоятельно заработать деньги, где и какие подработки может найти старшеклассник, как не попасться на удочку мошенников, а также о соблюдении трудового кодекса.

Преимуществом этой книги отметим то, что авторы предупреждают подростка о таких опасных способах заработка, как азартные игры и учат обходить их стороной.

Третья и последняя книга серии «Деньги? Деньги… Деньги!», на которой мы заострим внимание, поведает юному читателю об искусстве инвестирования, подробно расскажет о работе всей банковской системы и проблемах инфляции, познакомит с фондовыми и товарными биржами, существующими на мировом рынке.

Данная серия книг имеется в свободном доступе на Интернет-ресурсах и вы сами можете более подробно ознакомиться с остальными изданиями, которые не менее информативны, чем те, о которых мы упомянули.

Алексей Горяев и Валерий Чумаченко, как и предыдущие авторы, упомянутые в этой статье, учат подростков, как зарабатывать и тратить деньги с умом.

Упор в этой книге делается на финансовые инструменты, такие как банковские карты, депозиты и кредиты.

Вопросами финансовой грамотности детей Эдуард Матвеев занимается не первый год. На эту тему им написано несколько книг: поучительная сказка о финансах для детей постарше «Лесная биржа» и для совсем маленьких – «Дима и Совенок». Готовится к изданию третья книга «Лесная биржа-2. Атака воронов»» для подростков. Им разработаны обучающие программы для деток по финансам и экономике, которые прорабатываются на тренингах и многочисленных встречах с детской аудиторией. Предоставляем слово нашему гостю.

В последнее время тема повышения финансовой грамотности среди детей и подростков стала приобретать неожиданную популярность. В принципе, в нашей стране популярность приобретает всё, на что начинают выделять деньги из бюджета. Но сейчас государство решило подойти к вопросу серьёзно: со следующего года обучение финансовой грамотности планируют ввести в школьную программу. Правда, утверждённых пособий пока нет, учителей обучают выборочно, разработанных программ – единицы.

Но главное не это. Дети искренне не понимают, зачем им это нужно, а те, кто продвигает идею финансовой грамотности, понимают под этим каждый своё.

Меня зовут Эдуард Матвеев, я занимаюсь развитием финансовой грамотности у детей с 2012 года – именно тогда была издана моя первая книга. Но обо всём по порядку.

Когда разговариваешь с детьми в школах, они не могут ответить на вопрос: «Что такое финансовая грамотность?». Пытаются вспомнить заученные или услышанные от кого-то формулировки. Они чувствуют, что их опять будут учить чему-то тому, что им не надо. И они, в общем-то, правы.

Государству нужен грамотный потребитель и не более: чтобы двигал вверх ВВП и не клянчил денег у государства. Именно поэтому основной упор в апробируемых учебниках делается на бюджет, налоги, расходы в магазинах, экономию и т.д.

Банкам и инвестиционным компаниям нужен клиент: чтобы активно пользовался картами, кредитами, депозитами, брокерскими счетами, кредитными плечами, структурированными продуктами и прочими труднопроизносимыми «благами».

На фоне этой свистопляски, «головняка» на работе и дома, многие родители начинают «звереть» и убеждаться в том, что финансовая грамотность их детям не нужна вообще. Некоторые так и говорят: «вот вырастут, тогда». Некоторые говорят и так: «мы без этого росли – и ничего». Бывает и такое: «детям рассуждать о деньгах рано. Зациклятся на них – только о деньгах и будут думать».

Наверное, по-своему родители правы, особенно, глядя на объёмную школьную программу, поглощающую ребёнка до позднего вечера. Но есть причины, по которым вашему ребёнку знания о финансах нужны, и именно сейчас.

  1. Многочисленные исследования, а последние проводила Money Advice Service (Великобритания), говорят о том, что финансовые привычки и финансовое поведение закладывается у ребёнка в раннем школьном возрасте . Именно сейчас нужно корректировать его финансовое поведение (если необходимо), чтобы в будущем он не впадал в крайности: стал жутким скрягой либо транжирой.
  2. Не смотря на то, что у ребёнка нет официальных доходов, деньги у него всё равно есть : карманные, на телефоне и т.д. Даже за этими деньгами уже охотятся мошенники, продавцы с некорректной рекламой, более финансово грамотные сверстники. Ждать, «когда подрастёт», уже нельзя.
  3. Обладая финансовой грамотностью, ребёнок из клянчащего деньги «иждивенца» превратится в вашего союзника . Обсуждая с вами «на равных» доходы и расходы семьи, ребёнок превращается из стороннего наблюдателя в заинтересованное лицо, начинает ценить семейные финансы.
  4. Финансово грамотный ребёнок раньше задумывается о выборе профессии , а сделав это, начинает раньше искать информацию, получать необходимый опыт и навыки. А значит в будущей конкуренции среди сверстников займёт достойное место, будет абсолютным лидером.
  5. И главное: финансово грамотный человек часть доходов превращает в инвестиции . В раннем возрасте это может копилка, позднее – депозит или Индивидуальный Инвестиционный Счёт. Но всё это делается для того, чтобы при возможных периодах безденежья, один из которых как правило наступает во время пенсионного возраста, человек чувствовал себя комфортно, опираясь на сформированную финансовую подушку. И чем раньше ребёнок это будет понимать, тем больше будет эта подушка в зрелом возрасте. А там, глядишь, и нам, родителям, в старости что-то перепадёт J

Отлично, скажете вы. Сказать и сделать – две большие разницы. Ребёнок от самих слов «финансовая грамотность» морщится, а тут…

Да, морщится. Да, у него нет мотивации, и он её не получает ни в школе, ни дома. Прочитать, выучить, сдать (это я сейчас не про Фонд класса) – всё, что требуют от ребёнка. Но он не понимает главного – зачем ему это знать. У меня для вас есть несколько вариантов, как это сделать ненавязчиво и с пользой.

  1. Пример родителей. Что бы кому ни казалось, родители – главный пример для ребёнка. Поэтому, ваша основная задача – показать достойный пример разумной траты денег, уважение к деньгам, разумной экономии. Ребёнок не сразу начинает копировать родителя – как правило существует некоторый временной «лаг», нужно просто немного потерпеть.
  2. Создание источника доходов ребёнка. С 5-6 лет таким источником могут быть . Главная задача здесь – не поощрение за хорошую учёбу или работу по дому, а предоставление ребёнку возможности на практике планировать свои доходы и расходы. Но помните: если поток доходов будет слишком маленьким или непостоянным, либо расходы будут жёстко регламентироваться вами – ничего не получится. Где-то уже после 10-13 лет у ребёнка появляется стойкое желание зарабатывать самому. Дайте ему такую возможность: придумывайте работу, не связанную с домашними обязанностями. Например, помыть машину, набрать для вас текст на компьютере, и т.д.
  3. Только практические знания. Ребёнок должен чётко понимать, зачем ему знать про варианты экономии, статьи расходов или акции и дивиденды. Если за всем этим он увидит более быстрое достижение своих целей в будущем – семья, свой дом и машина – он запомнит это, как таблицу умножения. На встречах со школьниками я часто задаю им вопрос о их целях в жизни после окончания школы и ВУЗа. Вот это всё они и перечисляют. Они такие же, как мы, они хотят того же, что и мы. Просто им нужно немного помочь советом и информацией.
  4. Информация в доступной и интересной форме. Сколько учебников и «рабочих тетрадей» у вашего ребёнка? Хотите ещё одну? А он хочет? Дайте ему не учебник, а сказку. Да, я написал две сказки о финансах для младшего и среднего школьного возраста – «Дима и Совёнок» и «Лесная биржа».

Они не заставляют что-то учить, ребёнок запоминает всё сам. Поскольку «ВКонтакте» – самый доступный ресурс для обмена мнениями, именно там многие родители делятся достижениями своих детей, читающих финансовые сказки. «Прочитал за 3 дня, хотя читать не любит», «блеснула знаниями на уроках», «решил копить/зарабатывать деньги и вкладывать в акции», «Уже сами указывают на рекламные уловки в магазине или по телевизору и вспоминают какие «проколы» в магазинах были у нас» – это реальные отзывы реальных родителей, и я искренне рад, что смог кому-то помочь.

5. Полезные игры и задания. Играйте со своими детьми в финансовые игры, их много: «Монополия», «Денежный поток» и огромное количество аналогов. Играйте именно вы. Ребёнку интересно, он готов потратить время не на компьютер, а на игру с вами. Не интересно вам? Смотрите пункт первый. Что касается весёлых заданий – их можно также взять из книг, задания из того же «Димы и Совёнка» используют учителя во многих школах. Им нравится, что решения в них по большей части не тривиальные, а требуют рассуждений от ребёнка, доводов, доказательств.

Мой опыт работы с финансами – уже более 20 лет. Я прошёл путь от брокера до Генерального директора инвестиционной компании, сейчас развиваю детские обучающие программы по экономике и финансам. Провожу детские финансовые тренинги и дописываю третью книгу. В последние 3 года я как писатель и тренер встречался с детьми и взрослыми во многих городах нашей страны и за рубежом. И я могу абсолютно точно сказать: дети везде одинаковые – умные, добрые и любопытные. Это не зависит от города или «крутости» школы. И я искренне считаю, что у каждого их них должен быть шанс сделать свою жизнь лучше, интереснее. Деньги – не основная, но очень важная часть нашей жизни, и говорить о них с детьми, конечно, нужно.