Россия и Польша – истоки противостояния. Россия и Польша: один шаг от ненависти к любви

История Польши тесно связана с историей России. Мирные периоды в отношениях двух стран перемежались частыми вооруженными конфликтами.

В XVI-XVII вв. Россия и Польша вели между собой многочисленные войны. Ливонская война (1558-1583) велась Московской Русью против Ливонского ордена, Польско Литовского государства, Швеции и Дании за гегемонию в Прибалтике. Кроме Ливонии русский царь Иван IV Грозный рассчитывал завоевать восточнославянские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского. Для русско-польских отношений стало важным произошедшее во время войны объединение Литвы и Польши в единое государство - Речь Посполита (Люблинская уния 1569 г.). Противостояние Россия - Литва сменилось противостоянием Россия - Польша. Король Стефан Баторий нанес русскому войску ряд поражений и был остановлен только под стенами Пскова. По Ям Запольскому (1582) мирному договору с Польшей Россия отказывалась от своих завоеваний в Литве и теряла выход к Балтике.

Во времена Смуты поляки трижды вторгались в Россию. Первый раз под предлогом оказания помощи якобы законному царю Дмитрию - Лжедмитрию I. В 1610 г. московское правительство, так называемая Семибоярщина, само призвало на русский престол польского королевича Владислава IV и впустило польские войска в город. В 1612 г . поляки были изгнаны из Москвы народным ополчением под командованием Минина и Пожарского. В 1617 г. королевич Владислав совершил поход на Москву. После неудачного штурма он вступил в переговоры и подписал Деулинское перемирие. Полякам отошли Смоленская, Черниговская и Северская земли.

В июне 1632 г. , по истечении Деулинского перемирия, Россия попыталась отвоевать у Польши Смоленск , но потерпела поражение (Смоленская война, 1632 1634). Полякам не удалось развить успех, границы остались без изменений. Однако для русского правительства самым важным условием был официальный отказ польского короля Владислава IV от его претензий на русский престол.

Новая русско-польская война (1654-1667 ) началась после принятия гетманщины Богдана Хмельницкого в состав России по Переяславским соглашениям. По мирному Андрусовскому договору к России перешли Смоленская и Черниговская земли и Левобережная Украина, а Запорожье было объявлено находящимся под совместным русско-польским протекторатом. Киев был объявлен временным владением России, но по "Вечному миру" 16 мая 1686 г. перешел к ней окончательно.

Украинские и белорусские земли стали для Польши и России «яблоком раздора» вплоть до середины XX века.

Прекращению русско-польских войн способствовала угроза обоим государствам со стороны Турции и ее вассала Крымского ханства.

В Северной войне против Швеции 1700-1721 гг. Польша являлась союзницей России.

Во 2-й половине XVIII вв. шляхетская Речь Посполита, раздираемая внутренними противоречиями, находилась в состоянии глубокого кризиса и упадка, что давало возможность Пруссии и России вмешиваться в её дела. Россия участвовала в войне за Польское наследство 1733-1735 гг.

Разделы Речи Посполитой в 1772-1795 гг. между Россией, Пруссией и Австрией проходили без больших войн, ибо ослабевшее из-за внутренних неурядиц государство уже не могло оказать серьезного сопротивления более могущественным соседям.

В результате трех разделов Речи Посполитой и передела на Венском конгрессе 1814-1815 гг. царской России была передана большая часть Варшавского княжества (образовано Царство Польское). Польские национально-освободительные восстания 1794 г. (под руководством Тадеуша Костюшко), 1830-1831, 1846, 1848, 1863-1864 гг. были подавлены.

В 1918 г. Советское правительство аннулировало все договоры царского правительства о разделах страны.

После поражения Германии в Первой мировой войне Польша стала независимым государством. Ее руководство строило планы по восстановлению границ Речи Посполитой на 1772 год. Советское правительство, напротив, предполагало установить контроль над всей территорией бывшей Российской империи, сделав ее, как официально заявлялось, плацдармом мировой революции.

Советско-польская война 1920 г. началась успешно для России, войска Тухачевского стояли под Варшавой, но затем последовал разгром. В плен попало, по разным оценкам, от 80 до 165 тысяч красноармейцев. Польские исследователи считают документально подтвержденным факт гибели 16 тысяч из них. Российские и советские историки называют цифру в 80 тысяч. По Рижскому мирному договору 1921 г. к Польше отошла Западная Украина и Западная Белоруссия.

23 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен Договор о ненападении, более известный как пакт Молотова-Риббентропа. К договору прилагался секретный дополнительный протокол, определявший разграничение советской и германской сфер влияния в Восточной Европе. 28 августа было подписано разъяснение к "секретному дополнительному протоколу", который разграничивал сферы влияния "в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства". В зону влияния СССР входила территория Польши к востоку от линии рек Писса, Нарев, Буг, Висла, Сан. Эта линия примерно соответствовала так называемой "линии Керзона", по которой предполагалось установить восточную границу Польши после Первой мировой войны.

1 сентября 1939 г. нападением на Польшу фашистская Германия развязала Вторую мировую войну. Разгромив польскую армию в течение нескольких недель, она оккупировала большую часть страны. 17 сентября 1939 г. в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа Красная Армия перешла восточную границу Польши.

Советскими войсками были захвачены в плен 240 тысяч польских военнослужащих. Более 14 тысяч офицеров польской армии были интернированы осенью 1939 года на территорию СССР. В 1943 г., через два года после оккупации немецкими войсками западных районов СССР, появились сообщения о том, что сотрудники НКВД расстреляли польских офицеров в Катынском лесу, расположенном в 14 километрах к западу от Смоленска.

В мае 1945 г. территория Польши была полностью освобождена частями Красной Армии и Войска Польского. В боях за освобождение Польши погибли свыше 600 тысяч советских солдат и офицеров.

Решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. Польше возвращены её западные земли, установлена граница по Одеру - Нейсе. После войны в Польше было провозглашено строительство социалистического общества под руководством Польской объединённой рабочей партии (ПОРП). В восстановлении и развитии национальной экономики большую помощь оказал Советский Союз. В 1945-1993 гг. в Польше дислоцировалась советская Северная группа войск; в 1955-1991 гг. Польша являлась участником Организации Варшавского Договора.
Манифестом Польского комитета национального освобождения от 22 июля 1944 г. Польша была провозглашена Польской Республикой. С 22 июля 1952 г. по 29 декабря 1989 г. - Польская Народная Республика. С 29 декабря 1989 г. - Республика Польша.

Дипломатические отношения между РСФСР и Польшей были установлены в 1921 г., между СССР и Польшей - с 5 января 1945 г., правопреемник - Российская Федерация.

22 мая 1992 г. между Россией и Польшей был подписан Договор о дружественных и добрососедских отношениях.
Правовой фундамент отношений образует массив документов, заключенных между бывшими СССР и ПНР, а также свыше 40 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, подписанных за последние 18 лет.

В период 2000-2005 гг. политические связи между Россией и Польшей поддерживались достаточно интенсивно. Состоялось 10 встреч Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Республики Польша Александром Квасьневским. Регулярно осуществлялись контакты глав правительств и министров иностранных дел, по парламентской линии. Действовал двусторонний Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества, регулярно проводились заседания Форума диалога общественности "Россия-Польша".

После 2005 года интенсивность и уровень политических контактов существенно снизились. На это повлияла конфронтационная линия польского руководства, выразившаяся в поддержании недружественной по отношению к нашей стране общественно-политической атмосферы.

Сформированное в ноябре 2007 г. новое правительство Польши во главе с Дональдом Туском декларирует заинтересованность в нормализации российско-польских связей, готовность к открытому диалогу с целью поиска решений накопившихся проблем в двусторонних отношениях.

6 августа 2010 года прошла инаугурация избранного президента Польши Бронислава Коморовского. В своей торжественной речи Коморовский заявил, что будет поддерживать начавшийся процесс сближения с Россией: "Буду содействовать начавшемуся процессу сближения и польско-российского примирения. Это важный вызов, стоящий как перед Польшей, так и перед Россией".

(Дополнительный

Польско-российские консультации, которые прошли недавно в Москве, по оценке дипломатов, имели «конструктивный характер». Решено расширить рамки регионального и экономического сотрудничества и возобновить инструменты взаимного диалога.

Каким может быть новый формат взаимодействия с соседней страной?

За последние 2 года и так непростые российско-польские отношения пережили настоящую политическую бурю. После событий на Украине в 2014 году связи с Варшавой с каждым днем становились все холоднее. Ужесточались взаимные обвинения, нагнеталось военное противостояние, сокращались политические и экспертные контакты. Даже обычных дипломатических консультаций на уровне заместителей глав МИДа не было около года - ситуация ненормальная для не воюющих между собой соседних стран.

Прежнее польское правительство пошло на сворачивание программ даже в области культуры, науки и образования, которые традиционно находятся вне политики. Так, Варшава объявила об отмене перекрестного Года культуры Польша–Россия, намеченного на 2015 год. По сути, наши отношения с Польшей оказались на точке замерзания.

Дело дошло до того, что экс-глава польского МИДа Адам Ротфельд в конце минувшего декабря отказался от должности сопредседателя Группы по сложным вопросам. Эта комиссия, состоящая из российских и польских ученых и экспертов, ранее обсуждала самые трудные проблемы совместной истории. Группа сделала почти невозможное - под списком взаимных обид была подведена черта. Многие будоражащие умы вопросы - от Катыни до пакта Молотова-Риббентропа, оказались вынесены из политического поля в историческое.

Однако и опытный дипломат Ротфельд мотивировал свое резонансное решение тем, что не может сделать ничего позитивного в сложившейся обстановке.

Полагаю, что демарш признанного гуру польской дипломатии возымел действие. Новый глава внешнеполитического ведомства Витольд Ващиковский заявил об изменениях в отношениях с Россией. «На третий месяц работы нового правительства мы решили, что нужно начать разговор и с нашим соседом», - сказал он. В Москву был отправлен опытный дипломат - замглавы польского МИДа Марек Зюлковский.

После четырехчасовой встречи с российским коллегой Владимиром Титовым сторонам удалось сделать главное - составить каталог вопросов, которые нас объединяют, и вычленить разделяющие проблемы. Появился шанс, что взаимовыгодные области регионального, трансграничного и экономического сотрудничества не станут заложниками пропаганды и политической конъюнктуры.

Так 22 января в Москве был сделан первый, но очень важный шаг в сторону от ненависти к добрососедству.

Мы подошли к внешнеполитическому перевалу - негативная повестка показалась исчерпанной, а оставшиеся проблемы стали пытаться решать в конструктивном ключе.

Скажем прямо, «дорожная карта» позитивного диалога между Москвой и Варшавой еще не выработана, нам только предстоит ее вместе составить. Польско-российское примирение будет долгосрочным процессом, но оно может осуществляться сразу в нескольких плоскостях - политической, экономической и общественной. И если в политике нас будут ожидать неизбежные переговорные проблемы - от размещения объектов ПРО до саммита НАТО в Варшаве, то тем важнее становится общественная составляющая.

Глава МИД Польши уже обратился к польскому режиссеру Кшиштофу Занусси с просьбой возобновить «группу диалога» с Россией. Ранее мэтр Занусси был сопредседателем Польско-Российского гражданского форума, в котором участвовали политики, политологи, представители культурной среды из Польши и России. Как стало известно, возобновление заседаний форума состоится в конце зимы - начале весны этого года в России. Это очень верный и своевременный шаг по восстановлению интеллектуальных связей между нашими странами.

Тут главное - не сводить общественный диалог к его имитации в виде протокольных посиделок польских деятелей искусств с передовыми российскими тружениками. Важно отдельно предусмотреть поле для откровенных дискуссий экспертов, которые призваны находить для политиков неординарные решения трудных вопросов. Пора перестать смотреть друг на друга через прорезь прицела - иначе мы никогда не выберемся из разделившей нас траншеи вражды.

Большой потенциал к сотрудничеству находится в сфере религиозного диалога. Исторический опыт польского Костела по взаимодействию с государством и по практикам социального служения очень интересен. Нахождение совместных ответов на вызовы мирового терроризма и постхристианского мира не менее значим. Обсуждающийся ныне привоз в Москву общей святыни православных и католиков - образа Ченстоховской Божией Матери - мог бы сделать для нашего сближения больше, чем тысячи конференций и газетных статей.

Важной вехой стало выступление министра иностранных дел России на пресс-конференции по итогам 2015 года. Москва выступает за развитие отношений между поляками и россиянами, заявил Сергей Лавров в минувший вторник. Он особо подчеркнул: «Контакты между гражданами не должны пострадать. Даже если межгосударственные отношения скрипят по разным причинам, мы не хотим, чтобы от этого страдали люди». Глава МИДа напомнил, что совместными усилиями удалось создать малое приграничное движение в Калининградской области и Варминско-Мазурском и Поморском воеводствах. Сегодня это одно из самых больших достижений в польско-российских отношениях на арене Евросоюза.

Отметим, что обе стороны признали эту программу эффективной и намерены продолжать реализацию в двустороннем формате «Польша - Россия 2014–2020 годы». По сути, область трансграничного сотрудничества стала единственным успешным форматом в условиях войны санкций. Важно, чтобы на самом верху России и Польши был дан ясный сигнал о стратегической значимости приграничных контактов и постоянно осуществлялся столь необходимый «антибюрократический патронаж».

О масштабах взаимных связей можно судить по статистике. По сведениям погранслужбы, в 2015 году в миллионной Калининградской области отмечено около 6 млн пересечений в рамках малого граничного передвижения, соотношение между россиянами и поляками примерно равное. И это голосование ногами идет вопреки всем негативным тенденциям, связанным с обострением обстановки, с введением санкций и с падением курса рубля. Россияне традиционно покупают в Польше качественное и недорогое продовольствие, одежду, технику, стройматериалы, а поляки едут к нам за дешевым бензином и сигаретами. Но этим потенциал трансграничной торговли не исчерпывается - в регионе развивается туризм, медицина, спа-услуги, создаются совместные предприятия в агробизнесе и производстве стройматериалов.

Приграничные области традиционно являются драйверами и взаимного процесса привлечения капитала. Мощный импульс к развитию региона мог бы дать новый формат - Форум трансграничного сотрудничества стран ЕАЭС и Балтики с участием глав государств. Такой форум мог бы регулярно проходить в портах Калининград, Клайпеда и Эльблонг, как региональных центрах экономического развития. Успеху дела будет способствовать то обстоятельство, что Калининградская область в 2016 году возглавляет Еврорегион «Балтика».

Что еще можно сделать сегодня, несмотря на политические сложности в отношениях Варшавы и Москвы и продолжающуюся войну санкций?

Аналитики, отслеживающие динамику в польско-российском пограничье, считают перспективными следующие направления сотрудничества: строительные работы с использованием польских технологий; компоненты для автобизнеса; создание химических, судоремонтных кластеров, производство мебели и одежды, все виды туризма. Особо привлекательна сфера сельского хозяйства - в Польше хорошо развиты современные методы кооперации, выращивание и переработка продовольствия по интенсивным технологиям. Сегодня, когда две трети россиян тратят на еду половину семейного бюджета, успешный опыт польского фермерства для нас крайне важен.

В условиях низких цен на нефть полезно также перенимать польский рецепт по выходу из экономического кризиса. Наша соседка была единственной страной ЕС, которой удалось избежать рецессии после финансового кризиса 2008 года. 50% ВВП и устойчивый рост экономики Польши обеспечил малый бизнес, то есть те предприятия, на которых работает менее девяти человек. Было принято законодательство, облегчающее административный пресс и доступ к микрокредитам. Может быть, вместо того чтобы спешно изобретать антикризисные программы, надо пристально приглядеться к польскому соседу?

Если обобщить, то от простых операций торгового обмена пора переходить к созданию линейки совместных предприятий, к передаче современных польских технологий и локализации промышленных производств на российской территории. Появление на свет Евразийского союза дает еще более широкий спектр возможностей взаимовыгодного сотрудничества польского бизнеса и стран ЕАЭС.

Чтобы понять важность добрососедских отношений с Польшей, достаточно взглянуть на карту. И мы увидим, что социальное благополучие стратегической Калининградской области напрямую зависит от этих отношений. Через польский коридор идет доступ к странам ЕС автотранспорта всего Евразийского союза. Если эти ворота захлопнутся, то бессмысленными станут многие инфраструктурные проекты ЕАЭС. В том числе уже строящийся автобан Западный Китай - Западная Европа и проекты скоростного железнодорожного пути.

Полагаю, что этого достаточно, чтобы ответить на вопрос, зачем нам все эти хлопоты по налаживанию нормального сотрудничества с Польшей. Есть такая пословица, что врагов и друзей мы выбираем сами, а сосед всегда от Бога. Россия и Польша - это Богом данные друг другу соседи. И мы просто обязаны вести себя прилично на одной геополитической площадке - не как обиженные подростки, но как мудрые взрослые люди. Наша дипломатия, официальная и народная, должна показать, что мы можем не только продуцировать конфликты по всему периметру, но и успешно их разрешать с учетом интересов России и Польши.

О нынешних российско-польских отношениях и конфликте между новой польской властью и ЕС в интервью Эксперту Online рассказал Специалист по европейской политике, доцент НИУ ВШЭ Дмитрий Офицеров-Бельский.

За грузы и генерала

В последнее время между Россией и Польшей разгорается новый скандал - на этот раз с перевозчиками. В чем его причина?

Изначально это был исключительно экономический вопрос, который приобрел затем и политическую окраску. С польской стороны была попытка получить значительно большие, чем прежде, квоты. Между тем, рынок автоперевозок так устроен, что каждая из сторон имеет свои строго определенные лимиты, что должно поставить перевозчиков из разных стран в приблизительно равные условия. Есть и многочисленные сопутствующие вопросы, такие как плата за пользование дорогами в другой стране и т.д.

В принципе, такие проблемы случались и раньше, но в результате удавалось договариваться. Но сейчас проблема заключается даже не только в том, что поляки хотят вытеснить российских перевозчиков, но и в том, что их целью является фактическая монополизация грузоперевозок с Россией и Белоруссией в рамках ЕС. Обходных путей, по большому счету, нет и они решили на этом сыграть. Сыграли, и в результате на данный момент обе стороны терпят убытки, а потенциально могут выиграть перевозчики из Литвы и Белоруссии. Кстати, последней было срочно выдано десять тысяч разрешений, чтобы товаропоток полностью не встал. И еще, конечно же, выиграют в Финляндии – если решение проблемы затянется, то грузы пойдут через финские порты.

Если же говорить о юридической стороне дела, то все квоты делятся на три категории: транзитные перевозки, двусторонние перевозки и так называемые перевозки в пользу третьих стран. В последнем случае это может быть, например, перевозка груза из Берлина в Москву польскими транспортными компаниями. И с того момента как у нас в стране вступили в силу изменения в законодательстве, трактовка перевозок в пользу третьих стран радикально изменилась. Теперь, кстати, таковой считается и траспортировка товаров, произведенных в Польше зарубежными компаниями.Согласно новым нормам такие перевозки сильно ограничиваются. Так что удар по польским транспортным компаниямполучается достаточно серьёзный и им есть из-за чего спорить.

Еще одним скандалом стала ситуация с памятником Черняховскому, которая вылилась в очень острую дискуссию российского министра культуры Владимира Мединского с польской ведущей. В чем генерал виноват?

Потрясающий генерал был, между прочим. Командовал 3-м Белорусским фронтом, а ему тогда не было и сорока. Однако в Польше вменяют ему в вину то, что якобы под его руководством осуществлялось разоружение боевиков Армии Крайовой после вступления советских войск на территорию Польши. Документальных подтверждений этому нет, да и быть не может. Просто потому, что такие задачи не входили в его функционал. Так называемой «августовской облавой» руководили помощник начальника Главного Управления „СМЕРШ“ генерал-майор Горгонов и начальник Управления Контрразведки 3-го Белорусского фронта генерал-лейтенант Зеленин. А приказ отдавался начальником СМЕРШа Виктором Абакумовым. Эта операция была не совсем по армейской части, по крайней мере с точки зрения планирования и руководства. Не уверен, что все эти тонкости в Польше знают.

Но есть и другой важный вопрос. Я говорю о мифе об Армии Крайовой как о героях без страха и упрека, боровшихся за свободу своей отчизны. На деле же за исключением Варшавского восстания практически до конца войны никакой реальной борьбы этой «армии» с немцами не было. Скажем так, эта «армия» была так хорошо законспирирована, что не проявляла себя ни словом, ни действием. Впрочем, немцы отмечали некоторую принципиальность польских боевиков – они грабили только белорусов и нападали на спасавшихся бегством евреев, но поляков не трогали. С приходом советских войск совершали вылазки и грабежи обозов, что и повлекло неизбежную реакцию.

Обречены на конфликт?

Помимо тактических проблем у нас с Польшей продолжаются и стратегические конфликты, в частности на Украине. В чем суть российско-польского противостояния на Украине? Разве Варшаве нужен киевский режим в нынешнем состоянии? И, кстати, почему украинцы берут политических варягов из провалившей реформы Литвы, но не из сравнительно успешно прошедшей горнило реформ Польши?

Польские советники на Украине присутствуют, но их вряд ли кт-то слушает: украинские элиты слишком поглощены процессом передела собственности. А на значимые должности в украинской власти никто из серьезных персон не пойдет – репутация дороже.

Если же говорить о польских интересах на Украине, то они весьма велики. Начиная от экономических, заканчивая стратегическими мифологемами. Я имею в виду ту знаменитую фразу Бжезинского, которого нигде кроме как в Польше давно уже всерьез не воспринимают - о том, что России никогда не стать вновь империей, если только она вновь не присоединит к себе Украину.

Да, в Польше видят сейчас совсем не те изменения на Украине, каких хотелось изначально. Но самое главное для Варшавы - продолжение процесса дерусификации Украины. В общем-то достаточно одного этого, чтобы продолжать поддерживать политику нынешних киевских властей.

Насколько вообще принципиальна и системна антироссийская заточенность польской внешней политики? Или тут на Варшаву в Москве наговаривают?

Можно заметить, что из всех стран Восточной Европы плохие отношения у России только с теми странами, с которыми она граничит. Кроме Польши это еще и прибалтийские республики. И дело не в особой исторической памяти – был и чехословацкий 1968 год и венгерский 1956 год. А если углубиться в историю, то венгры до сих пор помнят подавление войсками Николая I восстания против Габсбургов в XIX веке. Но это не мешает текущим делам, так что историческая память здесь ни при чем. А вот попытка сыграть на своем пограничье с Россией и любой конфликт ловить как попутный ветер – это есть.

Есть еще одна закономерность. Отношения с Польшей всегда налаживаются когда начинается нормализация отношений Москвы и Вашингтона. «Дружба» Путина и Квасневского длилась ровно до тех пор, пока Россия не испортила отношения с США, выступив против операции по свержению Саддама. А разрядка, которую обыкновенно связывают с гибелью Леха Качиньского и конструктивной поначалу политикой Туска, на самом деле была связана с «перезагрузкой» в российско-американских отношениях. Закончилась перезагрузка, завершилась и нормализация отношений с Варшавой.

Существуют ли тогда перспективы выстраивания нормальных российско-польских отношений? Что для этого нужно сделать? Версия с пятым разделом Польши не принимается.

Повода для нормализации отношений у России и Польши нет. Тем более, что это во многом зависит от Соединенных Штатов. Возможно, ситуация могла бы быть иной, если бы у нас имелись достаточно весомые темы для двусторонней повестки. Но их нет – ни в экономике, ни в политике. При этом мы не можем быть друг к другу совершенно нейтральны и это оставляет простор лишь для политических склок и негатива.

Европейская страна?

Польша считает себя лидером Восточной Европы. Но считают ли ее таковой восточноевропейцы?

Первоначально это были только амбиции. Более того, одно время Польша оказалась даже в изоляции среди стран Вышеградской группы. Но теперь ситуация иная и польское лидерство является несомненным. И это не только следствие польских успехов в экономике или, к примеру, того, что она обладает армией, превышающей совокупно армии Чехии, Венгрии и Словакии. Во многом благодаря польской активности на нее сделали ставку в Вашингтоне, Берлине и Брюсселе. И теперь будет интересно понаблюдать за развитием событий, учитывая то, что Качиньский и его молодые товарищи стали головной болью для своих прежних европейских союзников.

Прежние союзники дают понять, что Польша при Качиньских идет куда-то не туда. Получается, они признали, что Польша так и не стала ответственным членом ЕС?

Сложно говорить об ответственных членах ЕС сейчас, когда каждая европейская страна готова заботиться лишь исключительно о собственных интересах. К примеру, можно ли Великобританию назвать ответственным членом ЕС? Она таковым никогда не была, но уважать британцев и прислушиваться к их мнению обязаны были все. Сейчас Польша открыто солидаризируется с британскими требованиями по реформе ЕС и для Брюсселя это дополнительное испытание. Но представлять ситуацию исключительно в темных тонах, как это любят делать у нас, совершенно не стоит. Стоило в Бундестаге обмолвиться о возможности санкций в отношении Польши как у нас все замерли в предвкушении наказания поляков. Нет, ничего критического пока не произошло и, мне кажется, не произойдет. Конфликт с Брюсселем, а точнее с нынешним составом еврочиновников, не означает кризиса в отношениях с остальными европейскими странами. А если говорить о соседях по региону, то там Польша имеет все шансы возглавить фланг евроскептиков. Что же касается отношений с Германией, то поляки сейчас позволяют себе демонстрацию независимости, политики вступают в острые полемики, но в реальности никакого принципиального пересмотра отношений между двумя странами не произошло. Думаю, что нормализация отношений произойдёт еще до новых выборов в Бундестаг, которые состоятся в сентябре 2017 года. Хотя столь нарочито теплыми и полными взаимных комплиментов как раньше они, конечно же, не будут.

Российско-польские политические отношения имеют давнюю и сложную историю. Достаточно вспомнить междоусобные войны и разделы Польши, польский гарнизон в Москве во время Смуты XVII столетия и принудительное членство Польши в составе Российской империи и Варшавского договора. В последнее время отношения между двумя странами носят сложный характер, что обусловлено различными факторами – от конкуренции на постсоветском пространстве до «войн памяти», связанных с трагическими событиями времен Второй мировой войны.

Данные проблемы осложняются также дефицитом «мягкой силы» как у России, так и у Польши. Россия, несмотря на экономические успехи последних лет, не может пока соревноваться с Западом в качестве центра притяжения, привлекательного с политической, экономической и культурной точек зрения. Она до сих пор воспринимается западными (в том числе и польскими) референтными группам как загадочная авторитарная страна – наследница бывшего СССР. В то же время «притяжение» Польши в России (несмотря на личность покойного Папы Иоанна Павла II и знакомые многим россиянам с детства романы Генрика Сенкевича) существенно уступает «притяжению» крупнейших стран «старой Европы» - Франции и Германии. Польша воспринимается российским истеблишментом не как значимый европейский игрок, а как одна из стран бывшего советского блока, европейский «неофит», максимально сближающийся с США и поддерживающий антироссийские тенденции, существующие в странах Балтии и в целом на постсоветском пространстве (вопрос о восприятии Польши российским населением в целом рассматривается ниже).

Россияне о Польше

Хорошо известно, что политические решения принимаются с учетом общественного мнения, на них оказывают влияние существующие в обществе стереотипы. Необходимо отметить, что отношение российского общества к Польше в последние годы характеризуется ухудшением, но не достигают враждебности. Так, по данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), с октября 2001 по декабрь 2006 года количество респондентов, считающих, что Польша является дружественным по отношению к России государством, сократилось с 57 до 30%. Соответственно, число россиян, считающих Польшу недружественным государством, увеличилось с 25 до 38%. В 2006 году 29% полагали, что российско-польские отношения ухудшаются, и лишь 6% констатировали их улучшение. Отметим, впрочем, что такая оценка была дана на фоне вето польского правительства на переговоры о заключении соглашения между Россией и Евросоюзом.

Характерно, впрочем, что, отвечая на вопрос ФОМ о мотивах, которыми руководствовались власти Польши, принимая решение о вето, россияне, имевшие представление о сути проблемы (только 19% опрошенных заявили, что знакомы с этой темой и еще 20% «что-то об этом слышали»), чаще выбирали нейтральные оценки. Наиболее популярным ответом (12% от всех опрошенных) был спойкойно-аналитичный: «Это ответная реакция на запрет Россией ввоза мяса из Польши». Еще 3% посчитали, что «это связано с экономическими причинами, у Польши свои выгоды и интересы». Ярко выраженные антипольские формулировки («Польша плохо относится к России, хочет нам навредить», «Это амбиции польского руководства, проявление комплекса неполноценности, у Польши плохие руководители») в сумме поддержали лишь 5% респондентов.

Отношение к государству в меньшей степени распространяется на его граждан. С 2001 по 2005 года (в 2006-м такой вопрос не задавался) количество россиян, хорошо относящихся к полякам, по данным ФОМ, сократилось лишь с 64 до 51%. А число тех, кому поляки несимпатичны, вообще колеблется в рамках статистической погрешности (13% - в 2001, 14% - в 2005 году). Отметим, что в 2005 году вопрос задавался в сложной информационной ситуации, когда российские СМИ уделяли много внимания хулиганскому избиению в Польше группы подростков-россиян (информация о последовавшем вслед за этим избиением в Москве нескольких польских граждан подавалась более дозировано). Но даже в такой обстановке количество «полонофобов» практически не увеличилось. 43% респондентов посчитали, что большинство поляков с осуждением отнеслись к избиению подростков (противоположную позицию поддержали лишь 4%). В свою очередь, 50% заявили, что большинство россиян осуждают нападения на польских граждан и только 5% - что одобряет.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводит опросы на тему, какие страны россияне считают дружественными и какие - враждебными. Польша занимает достаточно скромное место в обеих иерархиях ответов. В мае 2008 года ее посчитали врагом 5% респондентов. Для сравнения: тогда же – то есть еще до военных действий на Южном Кавказе - США и Грузию считали врагом по 25%, Украину – 21% респондентов. Тот же опрос показал, что к числу друзей России Польшу относят 2% опрошенных. В 2005 и 2006 годах аналогичный вопрос задавал респондентам «Левада-центр», и его данные оказались достаточно близкими – Польшу относили к числу врагов, соответственно, 4% и 7% респондентов. Правда, в 2007 году произошел скачок до 20%, который можно связать с осложнением двусторонних отношений при правлении в Польше братьев Качиньских (в этом случае речь идет о локальном явлении, а не о тенденции).

Таким образом, общественное мнение в России не носит антипольского характера. Однако восприятие Польши у большинства респондентов основано на советском опыте, часто носящем ностальгический характер (в этот период советско-польские отношения воспринимались в СССР идеализированно, в значительной степени на основе культурного фактора). По данным ВЦИОМ, при упоминании Польши россияне чаще всего вспоминают певиц Анну Герман (47%) и Эдиту Пьеху (45%). На третьем месте с большим отрывом (22%) идет актриса Барбара Брыльска, сыгравшая одну из главных ролей в «культовом» советском фильме 1970-х годов «Москва слезам не верит». Папа Римский Иоанн Павел II оказался лишь на шестом месте (16%), Лех Валенса – на седьмом (14%), Анджей Вайда – на 15-м (4%).

В любом случае, политики не могут найти в общественном мнении серьезную опору для жесткой конфронтации с Польшей. Российское общество настроено в отношении Польши скорее сдержанно-спокойно, без больших негативных эмоций.

Проблемы отношений

Среди проблем, осложняющих современные российско-польские отношения, можно выделить следующие.

Экономические противоречия. Хорошо известна «мясная» торговая война между Россией и Польшей, которая негативно отразилась на двусторонних отношениях, в частности, стимулировав вето польского правительства на переговоры России и Европейского Союза. Однако сами по себе торговые войны не обязательно конвертируются в политические проблемы (об этом свидетельствует многолетний опыт западных государств). Характерно, что Польша не была среди стран, которые Россия считает виновными в замедлении процесса своего вступления в ВТО. Эта ответственность прежде всего возлагается на США, тогда как польская позиция является составляющей общей политики Евросоюза в данном вопросе. Кроме того, только при правительстве Ярослава Качиньского экономические противоречия привели к серьезным политическим последствиям – таким образом, значительную роль в данном вопросе играет субъективный фактор, носящий преходящий характер (в России он действует меньше с учетом феномена преемственности российской политической власти).

Более сложный экономико-политический вопрос – строительство Северо-Европейского газопровода между Россией и Германией в обход Польши, которое может привести к снижению роли Польши как транзитной страны. Однако данный проект реализуется совместно Россией и Германией и соответствует интересам крупнейших германских газовых концернов. Тем самым существенно снижаются возможности для конвертации этих противоречий в масштабный конфликт. Кроме того, строительство газопровода способствует лишь диверсификации маршрутов газовых поставок, а не полной ликвидации транзитного статуса Польши. Тем более, что «Газпром» недавно подписал соглашение о вхождении в число собственников компании «Белтрансгаз» - тем более ему будет невыгодно полностью отказаться от западного сухопутного маршрута.

Членство Польши в НАТО. Сама по себе эта проблема не носит значительного характера – Россия достаточно спокойно отнеслась к интеграции Польши в состав Североатлантического блока, что было связано с несколькими факторами. Но если слабость России в 1990-е годы (когда проходил процесс интеграции) можно отнести к числу временных факторов, то восприятие Польши как европейской страны, члена западной цивилизации – как постоянное. Характерно, что Самюэль Хантингтон, скептически относившийся к интеграции в НАТО православных стран Европы из-за опасений конфликта с Россией, воспринимал в это время включение в состав блока Польши как закономерное явление, которое не должно вызвать слишком сильного неприятия в Москве. В России в 1990-е годы многие считали, что Запад будет действовать в рамках подобных рекомендаций, что примиряло ее элиту с включением в состав блока не только Польши, но даже стран Балтии (хотя и со значительно большими оговорками).

Однако общее ухудшение отношений между Россией и НАТО после военных действий на Южном Кавказе способно осложнить и российско-польский диалог. Тем более, что Россия воспринимает Польшу (в отличие от Венгрии или Словакии) как сторонника антироссийской линии в НАТО, более близкой к США, чем к «старой Европе», с которой Россия смогла выстроить более позитивные отношения. Однако сам по себе натовский фактор является второстепенным.

«Третий позиционный район» ПРО США. Более существенной для российско-польских отношений представляется проблема размещения элементов третьего позиционного района ПРО США на территории стран Центральной Европы: Польши и Чехии. Официально этот проект мотивируется необходимостью защиты территории Европы от потенциальной иранской угрозы, однако в России его считают направленным именно против нее. При этом речь идет о практически консенсусной позиции, разделяемой всеми четырьмя российскими парламентскими партиями – лишь незначительное меньшинство (либеральные «западники») не считают американскую ПРО угрозой для России. Однако это меньшинство не пользуется сейчас серьезным политическим влиянием.

В течение некоторого времени в России преуменьшалась степень консолидированности польской политической элиты по вопросу о ПРО, существовала тенденция к преувеличению противоречий между позициями президента Леха Качиньского и премьер-министра Дональда Туска. Эта точка зрения поддерживалась как стилистическими различиями в позициях лидеров страны (так, Туск вскоре после своего прихода на пост главы правительства инициировал консультации с Россией по вопросам ПРО, которых избегал Качиньский), так и различными методами ведения переговоров с США по данному вопросу. Фактически Туск принял тактику политического торга с США, тогда как Качиньский был ориентирован на скорейшее подписание соглашений.

Впрочем, преуменьшение степени разногласий касалось, преимущественно, российских СМИ. Политики, всерьез влияющие на принятие решений, не видели в данном случае принципиальных разногласий между различными польскими политиками, признавая высокую ценность для польской элиты стратегических отношений с США. Речь шла только о том, когда будет достигнут компромисс – до или после президентских выборов в США. Поэтому подписание польско-американского соглашения в разгар конфликта на Южном Кавказе не стало для Москвы сюрпризом. Об этом свидетельствует реакция российской стороны на подписание соглашения – выдержанный в подчеркнуто спокойных тонах визит в Польшу российского министра иностранных дел Сергея Лаврова. Для России было невыгодно осложнение отношений с Варшавой в ситуации, когда российско-западные отношения находились в состоянии серьезнейшего за последние два десятилетия кризиса. Так как был взят принципиальный курс на сохранение максимально возможного позитива на европейском направлении (хотя уровень доверия между Россией и Европой неизбежно понижался), то более мягкая позиция России по отношению к Польше выглядела вполне естественно.

Представляется, что в России, разумеется, и дальше будут негативно относиться к размещению американской ПРО в Польше и Чехии, но ответные действия будут тщательно выверяться. Более того, вопрос о размещении американских противоракет в Польше носит длительный характер, растянут на несколько лет (обратим внимание на сокращение Конгрессом США ассигнований на реализацию данного проекта), что снижает остроту вопроса. Наконец, существует ряд технических проблем, которые при обсуждении данного вопроса могут выйти на первый план и создать основу для принятия компромиссных решений – в частности, речь идет о возможности проведения инспекций объектов ПРО российскими офицерами.

Конкуренция на постсоветском пространстве. Это самая важная проблема в двусторонних отношениях. Россия считает территорию СНГ своей сферой влияния, что расходится с позицией западных стран, в том числе и Польши. В Украине, Белоруссии, Грузии интересы России и Польши носят противоположный характер. Если Польша настаивает на необходимости демократического развития постсоветских государств, то Россия полагает, что подобные действия направлены на снижение ее влияния в регионе, «размывание» пророссийских элит, продвижение во власть прозападно настроенных политиков. В свою очередь, в Польше Россия воспринимается как империя, стремящаяся любыми средствами к геополитическому реваншу, воссозданию СССР, хотя бы и в модифицированном виде.

Во-первых, отметим тесные связи польской политической элиты и «оранжевых» сил в Украине со времени, предшествовавшей революции 2004 года, тогда как Россия делала ставку на Партию регионов Виктора Януковича. Необходимо отметить, что в тот период президентом Польши был левоцентрист Александр Квасьневский, так что симпатии к «оранжевым» носят консенсусный характер (исключение, подтверждающее правило, представляет лишь бывший депутат Сейма от «Самообороны» Матеуш Пискорский). На грузинском направлении как президент, так и правительство Польши поддержали Михаила Саакашвили во время августовского конфликта с Россией – различия заключались лишь в степени эмоциональности и конфронтационности. Польша является одним из основных сторонников скорейшего присоединения Украины и Грузии к Плану действий по интеграции в НАТО.

Во-вторых, Россия поддерживает режим Александра Лукашенко в Белоруссии в том виде, в котором он сложился в 1990-е годы (и вошел в состав Союзного государства), тогда как Польша, наряду с другими европейскими странами, настаивает на его демократизации. Интересы в этом вопросе также очень сложно совместить, хотя на белорусском направлении конкуренция носит не столь жесткий характер (приоритетом режима Лукашенко в обозримом будущем останется пророссийская ориентация).

В обозримом будущем гармонизация российско-польских интересов на постсоветском пространстве вряд ли возможна – слишком велики расхождения сторон. Изменения возможны лишь в общем контексте отношений между Россией и Европой на основе учета взаимных интересов.

«Войны памяти» . Эта тема носит болезненный характер для Польши, в первую очередь, в контексте катынской драмы. Россия находится в стадии самоутверждения и болезненно реагирует на утверждения о своей исторической вине, хотя бы и в отдаленном прошлом. В то же время она не хочет отказаться от официальной точки зрения, возлагающей ответственность за катынскую трагедию на советские карательные органы. «Сталинская» точка зрения, согласно которой польские офицеры были расстреляны немцами, носит маргинальный характер и поддерживается лишь националистическими и коммунистическими кругами, а также (в разной степени) некоторыми СМИ. Последние используют эту тему в опосредованной полемике с польской стороной. Более популярной является точка зрения, согласно которой катынский расстрел был ответом на гибель красноармейцев во время и после советско-польской войны 1920 года (она проникает даже в материалы для школьных учебников). При этом численность погибших красноармейцев в публицистике резко завышается по сравнению с результатами исследований российских и польских историков.

В катынской теме есть еще два осложняющих момента. Первый из них - отказ российских властей рассекретить все материалы об этом преступлении. Насколько можно судить, он был связан с нежеланием обнародовать имена исполнителей этого преступления, некоторые из которых могут быть еще живы. Опыт политики балтийских стран в отношении бывших советских чиновников и военных, обвиняемых в совершении геноцида, показал, что и сейчас возможно уголовное преследование таких людей. Второй момент – опасения российской стороны, что потомки погибших офицеров обратятся с исками к России в Европейский суд по правам человека. Отсюда и крайне сдержанное отношение к судебной реабилитации погибших (на минувшей неделе суд вновь отклонил просьбу о реабилитации), которая открывает путь к подобному развитию событий (в связи с аналогичными опасениями затягивалась и реабилитация последнего российского царя Николая II, которая состоялась лишь 1 октября 2008 года).

Тема «войн памяти», несмотря на свою болезненность, может быть смягчена в связи с тем, что степень ее напряженности в значительной степени зависит от политических отношений между странами. В случае повышения доверия в этих отношениях можно будет рассматривать вопрос о позитивных изменениях в этом вопросе. Время и спокойное обсуждение трудных проблем способны залечить многие раны.

Государственный праздник. Провозглашение 4 ноября (день освобождения Москвы от польских войск в 1612 году) государственным праздником России сложно рассматривать как сознательное антипольское решение. Дело в том, что перед российской властью стояла задача подбора замены 7 ноября (день прихода к власти большевиков в 1917 году) – этот день, несмотря на коренные политические изменения, продолжал оставаться государственным праздником, что максимально использовалось находящейся в оппозиции Коммунистической партией. В этот день она устраивала массовые акции, которые посещали россияне, ностальгически относившиеся к советскому прошлому. Новая Россия, кроме того, нуждалась в собственных атрибутах, которые вписывались бы в традицию старой «досоветской» России. День 4 ноября в этом отношении выглядел весьма привлекательно – близкий к 7 ноября (так что сохранялся привычный россиянам выходной день в первой декаде ноября), православно ориентированный (в этот день верующие отмечают праздник традиционно почитаемой в России Казанской иконы Божьей Матери), патриотичный и, разумеется, некоммунистический праздник. Кроме того, этот праздник был связан с окончанием Смуты, что создавало параллели с деятельностью Владимира Путина, при котором произошла социально-экономическая стабилизация.

Проблемы в российско-польских отношениях не стоит не преувеличивать, не преуменьшать. При теперешнем непростом состоянии двусторонних отношений возможно решать многие вопросы на компромиссной основе. Речь, в первую очередь, идет об экономических отношениях; «войны памяти» возобновляются и затухают в зависимости от политической конъюнктуры. Тесное сотрудничество Польши и США в вопросе создания «третьего позиционного района ПРО» является более существенной проблемой для России, но при этом подлежит обсуждению в ходе консультаций, позволяющих в будущем выйти на компромиссные решения.

Главная проблема двусторонних отношений – разногласия в вопросе определения «правил игры» на постсоветском пространстве. Как Россия, так и Польша действуют на этой территории как активные геополитические игроки, находящиеся друг с другом в конкурентных отношениях. Возможность улучшения ситуации зависит в значительной степени от общего характера отношений между Россией и Европой (в контекст которых могут быть вписаны и российско-польские связи) и остроты существующих раздражителей, в первую очередь, атлантической интеграции Грузии и Украины.

Алексей Макаркин – вице-президент Центра политических технологий

Многие поляки недолюбливают Россию и русских. Сегодня национальный праздник - День народного единства. Связан он с польской интервенцией. Но отношение русских к полякам традиционно положительное. Я решил, что полезно знать все о русско-польских отношениях.

В XVI-XVII вв. Россия и Польша вели между собой многочисленные войны. Ливонская война (1558-1583) велась Московской Русью против Ливонского ордена, Польско Литовского государства, Швеции и Дании за гегемонию в Прибалтике. Кроме Ливонии русский царь Иван IV Грозный рассчитывал завоевать восточнославянские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского. Для русско-польских отношений стало важным произошедшее во время войны объединение Литвы и Польши в единое государство – Речь Посполита (Люблинская уния 1569 г.).

Противостояние Россия – Литва сменилось противостоянием Россия – Польша. Король Стефан Баторий нанес русскому войску ряд поражений и был остановлен только под стенами Пскова. По Ям Запольскому (1582) мирному договору с Польшей Россия отказывалась от своих завоеваний в Литве и теряла выход к Балтике.

Во времена Смуты поляки трижды вторгались в Россию.

Первый раз под предлогом оказания помощи якобы законному царю Дмитрию – Лжедмитрию I. В 1610 г. московское правительство, так называемая Семибоярщина, само призвало на русский престол польского королевича Владислава IV и впустило польские войска в город. В 1612 г. поляки были изгнаны из Москвы народным ополчением под командованием Минина и Пожарского. В 1617 г. королевич Владислав совершил поход на Москву. После неудачного штурма он вступил в переговоры и подписал Деулинское перемирие. Полякам отошли Смоленская, Черниговская и Северская земли.

В июне 1632 г., по истечении Деулинского перемирия, Россия попыталась отвоевать у Польши Смоленск, но потерпела поражение (Смоленская война, 1632 1634). Полякам не удалось развить успех, границы остались без изменений. Однако для русского правительства самым важным условием был официальный отказ польского короля Владислава IV от его претензий на русский престол.

Новая русско-польская война (1654-1667) началась после принятия гетманщины Богдана Хмельницкого в состав России по Переяславским соглашениям. По мирному Андрусовскому договору к России перешли Смоленская и Черниговская земли и Левобережная Украина, а Запорожье было объявлено находящимся под совместным русско-польским протекторатом. Киев был объявлен временным владением России, но по "Вечному миру" 16 мая 1686 г. перешел к ней окончательно.

Украинские и белорусские земли стали для Польши и России «яблоком раздора» вплоть до середины XX века.

Прекращению русско-польских войн способствовала угроза обоим государствам со стороны Турции и ее вассала Крымского ханства.

В Северной войне против Швеции 1700-1721 гг. Польша являлась союзницей России.

Во 2-й половине XVIII вв. шляхетская Речь Посполита, раздираемая внутренними противоречиями, находилась в состоянии глубокого кризиса и упадка, что давало возможность Пруссии и России вмешиваться в её дела. Россия участвовала в войне за Польское наследство 1733-1735 гг.
Разделы Речи Посполитой в 1772-1795 гг. между Россией, Пруссией и Австрией проходили без больших войн, ибо ослабевшее из-за внутренних неурядиц государство уже не могло оказать серьезного сопротивления более могущественным соседям.

В результате трех разделов Речи Посполитой и передела на Венском конгрессе 1814-1815 гг. царской России была передана большая часть Варшавского княжества (образовано Царство Польское). Польские национально-освободительные восстания 1794 г. (под руководством Тадеуша Костюшко), 1830-1831, 1846, 1848, 1863-1864 гг. были подавлены.

В 1918 г. Советское правительство аннулировало все договоры царского правительства о разделах страны.

После поражения Германии в Первой мировой войне Польша стала независимым государством. Ее руководство строило планы по восстановлению границ Речи Посполитой на 1772 год. Советское правительство, напротив, предполагало установить контроль над всей территорией бывшей Российской империи, сделав ее, как официально заявлялось, плацдармом мировой революции.

Советско-польская война 1920 г. началась успешно для России, войска Тухачевского стояли под Варшавой, но затем последовал разгром. В плен попало, по разным оценкам, от 80 до 165 тысяч красноармейцев. Польские исследователи считают документально подтвержденным факт гибели 16 тысяч из них. Российские и советские историки называют цифру в 80 тысяч. По Рижскому мирному договору 1921 г. к Польше отошла Западная Украина и Западная Белоруссия.

23 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен Договор о ненападении, более известный как пакт Молотова-Риббентропа. К договору прилагался секретный дополнительный протокол, определявший разграничение советской и германской сфер влияния в Восточной Европе. 28 августа было подписано разъяснение к "секретному дополнительному протоколу", который разграничивал сферы влияния "в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства". В зону влияния СССР входила территория Польши к востоку от линии рек Писса, Нарев, Буг, Висла, Сан. Эта линия примерно соответствовала так называемой "линии Керзона", по которой предполагалось установить восточную границу Польши после Первой мировой войны.

1 сентября 1939 г. нападением на Польшу фашистская Германия развязала Вторую мировую войну. Разгромив польскую армию в течение нескольких недель, она оккупировала большую часть страны. 17 сентября 1939 г. в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа Красная Армия перешла восточную границу Польши.

Советскими войсками были захвачены в плен 240 тысяч польских военнослужащих. Более 14 тысяч офицеров польской армии были интернированы осенью 1939 года на территорию СССР. В 1943 г., через два года после оккупации немецкими войсками западных районов СССР, появились сообщения о том, что сотрудники НКВД расстреляли польских офицеров в Катынском лесу, расположенном в 14 километрах к западу от Смоленска.
В мае 1945 г. территория Польши была полностью освобождена частями Красной Армии и Войска Польского. В боях за освобождение Польши погибли свыше 600 тысяч советских солдат и офицеров.

Решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. Польше возвращены её западные земли, установлена граница по Одеру – Нейсе. После войны в Польше было провозглашено строительство социалистического общества под руководством Польской объединённой рабочей партии (ПОРП). В восстановлении и развитии национальной экономики большую помощь оказал Советский Союз. В 1945-1993 гг. в Польше дислоцировалась советская Северная группа войск; в 1955-1991 гг. Польша являлась участником Организации Варшавского Договора.

Манифестом Польского комитета национального освобождения от 22 июля 1944 г. Польша была провозглашена Польской Республикой. С 22 июля 1952 г. по 29 декабря 1989 г. – Польская Народная Республика. С 29 декабря 1989 г. – Республика Польша.

Дипломатические отношения между РСФСР и Польшей были установлены в 1921 г., между СССР и Польшей – с 5 января 1945 г., правопреемник – Российская Федерация.

22 мая 1992 г. между Россией и Польшей был подписан Договор о дружественных и добрососедских отношениях.

Правовой фундамент отношений образует массив документов, заключенных между бывшими СССР и ПНР, а также свыше 40 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, подписанных за последние 18 лет.

В период 2000-2005 гг. политические связи между Россией и Польшей поддерживались достаточно интенсивно. Состоялось 10 встреч Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Республики Польша Александром Квасьневским. Регулярно осуществлялись контакты глав правительств и министров иностранных дел, по парламентской линии. Действовал двусторонний Комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества, регулярно проводились заседания Форума диалога общественности "Россия-Польша".

После 2005 года интенсивность и уровень политических контактов существенно снизились. На это повлияла конфронтационная линия польского руководства, выразившаяся в поддержании недружественной по отношению к нашей стране общественно-политической атмосферы.

Сформированное в ноябре 2007 г. новое правительство Польши во главе с Дональдом Туском декларирует заинтересованность в нормализации российско-польских связей, готовность к открытому диалогу с целью поиска решений накопившихся проблем в двусторонних отношениях.

6 августа 2010 года прошла инаугурация избранного президента Польши Бронислава Коморовского. В своей торжественной речи Коморовский заявил, что будет поддерживать начавшийся процесс сближения с Россией: "Буду содействовать начавшемуся процессу сближения и польско-российского примирения. Это важный вызов, стоящий как перед Польшей, так и перед Россией".

Мне кажется, не стоит забыть и плохое и хорошее. Очень важно помнить, что Польша в история была и союзницей России и частью Российской Империи целый век. История учит нас тому, что друзья могут оказаться предателями, но врагов навечно тоже не бывает.