Реформа обществознание определение. Значение слова реформа

Реформа (от лат. reformo - преобразование) - осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры. Реформы различаются по своим масштабам. Они могут быть широкомасштабными или комплексными и охватывать разные стороны общественной жизни, а могут касаться лишь отдельных сторон. Вовремя проведенные комплексные реформы, решающие мирными средствами назревшие проблемы, могут предотвратить революцию.

Реформы, по сравнению с революциями, имеют свои особенности:

Революция - коренное преобразование, реформа - частичное;

Революция радикальна, реформа более постепенна;

Революция (социальная) разрушает прежнюю систему, реформа сохраняет ее основы;

Революция осуществляется в значительной мере стихийно, реформа - сознательно (следовательно, в известном смысле реформа может быть названа «революцией сверху», а революция - «реформой снизу»).

Реформы бывают разных видов:

1. Радикальные (системные). Они затрагивают многие стороны общественной жизни, и в их результате происходит постепенное изменение базиса, и общество переходит на новую ступень развития. Например, экономические реформы Е. Т. Гайдара .

2. Умеренные реформы. Сохраняют основы прежней системы, но модернизируют их. Например, реформы Н. С. Хрущева .

3. Минимальные реформы. Реформы, которые приводят к незначительным изменениям в политике, управлении государством, в экономике. Например, реформы Л. И. Брежнева .

Российские реформы имели свои характерные черты:

Реформы почти всегда начинались сверху, кроме реформ, проводившихся под давлением революционного движения в период первой русской революции 1905-1907 гг .

Приступая к реформам, реформаторы часто не имели четкой программы их проведения и не предвидели их результатов. Например, М. С. Горбачев , начавший «перестройку».

Реформы часто не доводились до конца и носили половинчатый характер из-за нерешительности реформаторов, сопротивления чиновников и определенных социальных слоев, нехватки финансов и т.д.

В истории России крайне редко проводились политические реформы, направленные на демократизацию общества. Наиболее глобальные из них - политические реформы М. С. Горбачева.

Большую роль в российских реформах играл личностный характер, многое зависело от правителя. Именно он принимал окончательное решение.

Российские реформы чередовались с контрреформами, когда происходила ликвидация результатов реформ, имеющая следствием частичный или полный возврат к дореформенным порядкам.


При проведении реформ в России широко использовался опыт западных стран.

Реформы всегда проводились за счет народа, сопровождались ухудшением его материального положения.

Реформы XX в. не составили исключения. Они начались преобразованиями премьер-министра России 1906-1911 гг. - П. А. Столыпина , который попытался решить проблемы социально-экономического и политического развития после первой русской революции 1905-1907 гг., чтобы не допустить нового революционного взрыва. В августе 1906 г. он предложил программу деятельности, которая предусматривала: проведение аграрной реформы, введение нового рабочего законодательства, реорганизацию местного самоуправления на бессословных началах, развитие судебной реформы, реформу образования с последующим введением обязательного начального обучения, введение земств в западных российских губерниях и т.д. Главной целью данной программы было продолжение буржуазной модернизации России, но без резких скачков и при соблюдении интересов «исторического строя» страны. Для ее осуществления он просил дать России «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего».

Основное место в этой программе занимала аграрная реформа, призванная решить «сверху» аграрный вопрос. Целью данной реформы было создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия в деревне и противника революционных движений. Для достижения этой цели правящие круги встали на путь разрушения общины и организации переселенческого движения крестьян за Урал с целью наделения их там землей.

Результаты нового аграрного курса были противоречивы. С одной стороны, аграрная реформа Столыпина способствовала развитию аграрного сектора, росту сельскохозяйственного производства, освоению территорий за Уралом, но, с другой стороны, значительная часть крестьянства не приняла реформу, носившую прозападный характер. В силу этого, аграрный вопрос остался одним из главных в последующих российских революциях 1917 г .

Дальнейшее реформирование страны в XX в. связано с деятельностью большевиков и их последователей в разные периоды советской истории.

1. Лето 1918 - март 1921 гг. - период политики «военного коммунизма», которая формировалась под влиянием а) российской исторической традиции, когда государство активно вмешивалось в управление экономикой, б) чрезвычайных условий гражданской войны и в) идей социалистической теории, согласно которой новое коммунистическое общество представлялось в виде государства-коммуны без товарно-денежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней.

Таким образом, в рамках этой политики, была предпринята попытка совершить скачок в коммунизм с помощью принудительных мер со стороны государства, были проведены серьезные экономические преобразования, направленные на полную национализацию промышленности, планирование, отмену товарно-денежных отношений, насильственное изъятие у крестьян произведенного ими продукта и т.д.. Такие преобразования находились в глубоком противоречии с объективными законами общественного развития, привели к негативным результатам и заставили Ленина отказаться от политики «военного коммунизма».

2. 1921-1928 гг. - годы новой экономической политики (НЭПа), в рамках которой были проведены изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, были восстановлены товарно-денежные отношения, разрешен частный сектор, рыночные отношения и т.д. На базе НЭПа успешно проходило восстановление народного хозяйства, однако НЭП рассматривался большевиками как временное отступление, он прошел через ряд кризисов и был отменен.

В январе 1924 г. в связи с образованием 30 декабря 1922 г. СССР, была принята первая Конституция нового государства и вторая Конституция в российской истории после Конституции РСФСР, закрепившей власть Советов в 1918 г.

3. Предвоенный период 1929-1941 гг. связан форсированным строительством основ социализма (индустриализаций, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией) и становлением административно-командной системы, которая усилится в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Для этого периода характерен интенсивный слом НЭП: из экономики полностью вытесняется мелкотоварное производство, устанавливается централизованное управление народным хозяйством, планирование и жесткий контроль за работой каждого предприятия.

В деревне происходит ускоренная ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, их раскулачивание до 15 % , хотя в 1929 г. кулацкие хозяйства составляли всего 2-3 %. Целью этого было - ликвидировать «последний эксплуататорский класс». В рамках культурной революции - составной части ленинского плана построения социализма, - связанной с индустриализацией и коллективизацией, начинается ликвидация неграмотности, подготовка специалистов для народного хозяйства, создаются технические и сельскохозяйственные вузы, часто с сокращенной программой обучения, появляются рабфаки для подготовки молодых людей, желающих закончить среднее и получить высшее образование.

Культурная революция решала и еще одну задачу - формирование социалистического сознания трудящихся, массовую обработку населения в духе коммунистической идеологии. Утверждая принцип партийности в литературе и искусстве, принцип «социалистического реализма», коммунистическая партия строго следила за недопущением там и в обществе в целом инакомыслия.

В декабре 1936 г. была принята новая Конституция, где Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

4. В послевоенные 1945-1953 гг. продолжался курс на укрепление тоталитарной системы. В 1947 г. была проведена денежная реформа, что позволило преодолеть полное расстройство денежно-финансовой системы, отменена карточная система, проведена реформа цен. В этот период была совершена попытка реформировать деградирующее сельское хозяйство; усилилась цензура в духовной жизни общества, расширились идеологические кампании и репрессии..

5. 1953-1964 гг. - период «оттепели» - период противоречивых реформ Н. С. Хрущева в политической, экономической и социальной сферах в рамках административно-командной системы. Это время разоблачения на XX съезде КПСС культа личности Сталина, начала диссидентского движения, первых шагов к демократизации советского общества.

6. 1964-1985 гг. - это время Л. И. Брежнева (до 1982 г.) и его преемников Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, время нарастания кризисных явлений в обществе. Первые годы правления Брежнева связаны с реформами 1965 г. в сфере сельского хозяйства с целью его подъема путем использования экономических рычагов (были повышены заготовительные цены, снижен план обязательных поставок зерна, за продажу сверхплановой продукции государству цены повышались на 50 % и т.д.); промышленности с целью расширить самостоятельность предприятий; управления народным хозяйством в рамках административно-командной системы, которые дали лишь временный успех, а затем страна стала погружаться в «застой».

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР - Конституция «развитого социализма», закрепившая руководящую роль КПСС в обществе (ст.6 Конституции), которая в этот период активно боролась с диссидентским движением.

7. 1985-1991 гг. - время горбачевской «перестройки», глубоких реформ в политической, экономической, социальной и культурной сферах, для нее характерны гласность, отмена цензуры и монополии КПСС, начало создания многопартийной системы и демократизации избирательной системы, попытки реформирования национально-государственного устройства СССР.

Таким образом, XX век был насыщен большим количеством реформ и попыток их проведения. Он характеризуется, с одной стороны, как исторический период великих мировых свершений и побед в различных областях жизни, а с другой, - как период крупномасштабных ошибок вследствие дисгармонии между экономической и политической системами государства. В силу этого перед современной Россией встала историческая задача посредством новых радикальных реформ перейти к органичному развитию.

РЕФО́РМА, -ы, ж.

1. Преобразование, изменение, переустройство чего-н. Р. школьного образования. Р. орфографии.

2. Преобразование в какой-н. области государственной, экономической и политической жизни, не касающееся основ существующего социального строя. Политические реформы.

| прил. реформенный , -ая, -ое (ко 2 знач. ; устар. ).

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

РЕФОРМА это, что такое РЕФОРМА , значение слова РЕФОРМА , синонимы к РЕФОРМА , происхождение (этимология) РЕФОРМА , РЕФОРМА ударение, формы слова в других словарях

+ РЕФОРМА - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

РЕФОРМА это

реформа

рефо ́рма

ж.

1) Преобразования, осуществляемые в целях улучшения.

2) Изменения в законодательном и государственном устройстве, произведенные верховной властью без нарушения основ существующего государственного строя.

+ РЕФОРМА - Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

РЕФОРМА это

РЕФОРМА

(франц. reforme, от лат. reformo - преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально - нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование.

+ РЕФОРМА - Словарь иностранных слов

РЕФОРМА это

РЕФОРМА

Преобразование, изменение, переустройство чего-нибудь Р. государственного устройства. Школьная р.

Экономические реформы. Пореформенный - относящийся ко времени, состоянию после реформы.

+ РЕФОРМА - Малый академический словарь русского языка

РЕФОРМА это

реформа

Ы, ж.

Преобразование, изменение чего-л.

Реформа правописания. Денежная реформа.

Политическое преобразование, не затрагивающее основ существующего государственного строя.

Реформами называются такие перемены, которые не отнимают власти в государстве из рук старого господствующего класса. Ленин, О двух путях.

Крестьянская реформа довольно откровенно признавалась в известных кругах роковой ошибкой. Короленко, Эпизод.

- Рабочему классу буржуазные реформы ничего не могут дать. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

{Франц. réforme из лат. }

+ РЕФОРМА - Сборный словарь иностранных слов русского языка

РЕФОРМА это

реформа

РЕФОРМА

(ново-лат., от лат. reformare - переделывать, преобразовать). Преобразование существующего порядка, изменение формы.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

РЕФОРМА

(Источник: «Словарь иностранных слов». Комлев Н.Г., 2006)

РЕФОРМА

новолатинск., от лат. reformare, преобразовывать; фр. reforme. Преобразование.

Мы часто слышим о том, что в той или иной из сфер общества необходима реформа. Это слово стало уже привычным, а, следовательно, неконкретным. Когда мы слышим очередной раз о реформировании, особенно не вникаем в смысл. Ну решили там что-то поменять, что с того? А стоит ли вникать в таковые политические заявления? Давайте разберемся.

Определение

В словарях термин разъяснен достаточно однозначно.

Реформа - это изменения, в частности, политические. То есть государство решает, что в какой-то из областей его работы происходит застой или даже регресс. Необходимо внести коррективы в политические методы. Делается подобное при помощи реформы. Алгоритм известен. Необходимо исследовать, как имеющиеся методы, в том числе и законодательные, влияют на процесс. Далее требуется проанализировать их работу, выявить недостатки. Следующий шаг - изучение опыта стран, достигших в данной области больших результатов. Одновременно мудрые умы пытаются изобрести собственные рецепты. Последний этап - внедрение. Конечно, на деле все значительно сложнее. Однако суть этапов остается той же. Реформа - это постепенное изменение, достигающееся нереволюционными методами.

Отличительные особенности

Перемены в обществе и политике достигаются различными путями. Это известно всем. Можно сломать все и построить на этом месте новое. Революция называется. Конечно, дело прогрессивное. Однако весьма кровавое и болезненное.

Демократическому обществу такие методы не подходят ввиду больших рисков для граждан. Более мягкий способ внести изменения - реформа. Это путь постепенного перехода от старого к новому. При этом некоторое время работает (живет) и то, и другое. Например, реформа ЖКХ. Всем известно, что данная отрасль народного хозяйства всегда была убыточной. Она финансово строится на сборах средств с населения. Их явно недостаточно для эффективного управления жилым фондом. Но уже придуманы более прогрессивные методы. Однако ввести их в управление единомоментно затруднительно. Необходимо время, чтобы собрать достаточно средств на капитальный ремонт, другие работы. Поэтому реформа ЖКХ проводится постепенно и последовательно. Старые методы работают, в то же время уже включаются новые.

Реформы России

Новейшая история РФ - это перечень постепенных и неотвратимых перемен, постоянно внедряемых в общество. Дело в том, что после развала СССР политическая система стала другой. Государство стремится к эффективности, следовательно, к снижению своих затрат. Для того чтобы не допустить социального взрыва ввиду снижения уровня обеспеченности нуждающихся, приходится изыскивать иные, ранее неизвестные источники финансирования программ.

В принципе, процесс реформирования идет уже более двадцати лет. Необходимо было перестроить экономическую модель, социальную и гуманитарную сферы и многое другое. Те, кто помнит СССР, понимают, какая огромная работа была проделана. Даже то, что на виду у всех, производит впечатление. Имеется в виду политическая система. От почти тоталитарной однопартийности перешли к демократическому обществу. Граждане получили такие действенные права, о которых ранее не мечтали. Любой свободно высказывает свою точку зрения, может найти дело по душе.

Социальная сфера

Чаще всего реформируется именно эта область общественной жизни. Это вполне обоснованно, ведь демократическое государство имеет целью заботу о своих гражданах. К примеру, возьмем людей преклонного возраста. Для того чтобы они не чувствовали себя заброшенными, а еще важнее, нищими, проводится пенсионная реформа. Суть проблемы для многих стран одинакова. Продолжительность жизни растет, а рождаемость, наоборот, падает. Получается, что пенсионная нагрузка на работающих повышается. Реформированием пытаются найти путь к стабильности в данной сфере. То есть практически нащупать такие методы, которые позволят обеспечивать пенсионеров, в то же время не загоняя работодателей в серые схемы. Ведь не секрет, что предприниматели стараются снизить налоговое бремя. А пенсионные взносы при стареющем обществе приходится постоянно увеличивать. Чаще всего реформы имеют целью получение лояльности граждан. Они называются социально направленными. С другой стороны, преобразования не всегда имеют все признаки реформы. Как правило, они проводятся в форме трансформаций. А это уже несколько иной метод перемен. Это не отказ от старого, а всего лишь его модификация. Реформы же предполагают объемные перемены, полнейшее замещение старой политики новой.

Реформа - это изменения, контролируемые и планируемые правящей элитой. Они, как правило, охватывают наиболее важные общественные параметры. Реформа - это процесс, затрагивающий политическую, культурную, социальную, экономическую сферу деятельности страны. Изменения направлены обычно на увеличение общественной энергии через модернизацию, снижение дезорганизации, преодоление состояния дискомфорта. Реформа - это мероприятие, в результате которого устанавливается более глубокий (новый) консенсус. В итоге, как правило, удается избежать катастрофы. Это очень важно! Реформа - это попытка устранения социокультурного противоречия, результативность которой достигается посредством внесения новых идей и соответствующих взаимоотношений.

Особенности процесса реформирования в России

Те или иные изменения в стране осуществляются, как было отмечено, правящей элитой. Преобразования могут затрагивать частные области. Так, например, правительством может быть проведена реформа здравоохранения, суда, армии, образования и прочих сфер. Как правило, изменения воспринимаются правительством как необходимость модернизации, развития экономики. Силы же традиционализма рассматривают преобразования в качестве смещения центра власти вниз, некой уравнительности, источника увеличения благ разного рода. Как показывает историческая практика, народ ожидает от изменений чуда. Так, к примеру, земельная реформа и прочие преобразования 1861-го года в итоге привели к восстановлению крепостничества в полной мере и масштабному террору. Либеральность в изменениях провоцировала некий дискомфорт, который, в свою очередь, дал толчок установлению государственности, способной уравнять всё.

Факторы, провоцирующие реформирование в России

Одной из основных предпосылок к началу преобразований считается самобытность страны, специфика ее исторического развития. Эти факторы в тот или иной период существования государства провоцировали раскол системы власти. Это неизбежно влекло за собой разрушение внутри культуры, нарушения в социальных отношениях. Раскол начинает приобретать бесконечные культурные и общественные формы. Разрушения присутствуют в самой деятельности людей. Это отражается в смешивании стремления сохранить и культуру неизменными и изменить их одновременно. В связи с этим появляется необходимость оценить реформу, применяя дуальную позицию: уменьшить раскол его увеличением. В качестве движущей силы преобразований выступает повышение массового состояния дискомфорта. Другими словами, увеличиваются представления о том, что комфортные ранее, приемлемые, привычные «родные» общественные отношения, социально-культурная среда становятся опасными, враждебными, чуждыми. Это ставит перед реформой задачу по снижению, ослаблению этого процесса, который может грозить повышением недовольства, перерастающего в массовую дезорганизацию и, вероятно, в социальную катастрофу. В этом случае оценка преобразований осуществляется посредством дуальной оппозиции: через усиление состояния комфорта.

РЕФОРМА (франц. reforme, от лат. reformo - преобразовываю) - нововведение, изменение, переустройство какой-либо стороны жизни общества (политического строя, экономических порядков, институтов, учреждений).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 430.

Реформа политическая

РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ – превращение, изменение, переустройство политической жизни общества (отношений, порядка, институтов, организаций), совершающееся без изменения основ существующего строя. Политические реформы связаны с эволюционным развитием общества, его политических и социальных институтов власти. Это изменения политической системы общества, политических отношений, направленные и организуемые политические преобразования. Их направленность определяет прогрессивный или регрессивный характер, а их глубина – их радикальность и эффективность.

Реформа (НФЭ, 2010)

РЕФОРМА (от лат. reformaro – преобразовывать) – преобразование, изменение содержания отдельного социального (политического, экономического, культурного) объекта или процесса без изменения его формы (введение всеобщего избирательного права в рамках представительной демократии) или формы без изменения содержания (слияние или разделение министерств и ведомств), или содержательные и формальные изменения без преобразования тех или иных основ – общественных, экономических и др. отношений (отмена частной собственности на человека, т.е. крепостного права, без общего изменения форм собственности).

Реформа социальная

РЕФОРМА СОЦИАЛЬНАЯ (фр. reforme, от лат. reformare - преобразовывать) - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений) при сохранении основ существующего социального строя. В буржуазном обществе правящий класс, стремясь удержать политическую власть, под давлением масс проводит различные реформы (в области экономики, государственного управления и др.), которые не меняют природы капитализма, но в известной мере и при известных условиях могут улучшать положение трудящихся.

Реформа (Лопухов, 2013)

РЕФОРМА - в отличие от революции, постепенное, эволюционное преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, порядков, учреждений при сохранении основ существующего строя. Современные социальные и политические науки великие реформы («революции сверху») признают такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения острых социальных проблем противопоставляются органической, здоровой практике «перманентного инновационного процесса в саморегулирующемся гражданском обществе».

Реформа (Фролов)

РЕФОРМА (от лат. reformo - преобразовываю) - структурное преобразование в обществе (в общественных порядках, отношениях, учреждениях, организациях), осуществляемое государственной властью либо в интересах сохранения основ данного строя, либо под давлением народных масс в интересах изменения этих основ. В первом случае реформа выступает «предохранительной реакцией» господствующих классов на угрозу социальной революции; во втором - борьба за глубокие реформы может быть особой формой революционных процессов.

Реформа (ССДСС, 1990)

РЕФОРМА - основной метод проведения социал-демократической политики, посредством которого капиталистическое общество должно эволюционировать в демократический социализм. Социал-демократическое видение Р. отличается от аналогичных воззрений других политических сил Запада своей исторически последовательной и многоплановой разработкой именно этой формы общественных преобразований, охватывающих все сферы жизни капиталистического общества. Первым существенным шагом в становлении концепции Р. явились исследования в русле бернштейнианства (см.), которое предпочитало реформизм революционным действиям. В межвоенный период социал-демократы центристского толка делали упор на Р., сохраняющие позиции капитализма (например, выборочная национализация), а левые - на Р., ослабляющие его основы (участие трудящихся в управлении экономикой). В 50- 60-е гг. социал-демократия рассматривала Р. как необходимое средство укрепления «государства благосостояния» (см.), которое считалось важной промежуточной ступенью к демократическому социализму. В 70-80-е гг. в социал-демократических кругах идет острая дискуссия о конкретном содержании реформ, которые, как правило, дифференцируются на «системостабилизирующие», то есть укрепляющие существующий строй, и «системоизменяющие» - затрагивающие структуры современного капитализма, ведущие к его замене демократическим социализмом...