Остеохондроз – профессиональная водительская болезнь. Какие болезни угрожают водителям

Каждой профессии соответствуют свои заболевания, которые могут сделать человека нетрудоспособным или существенно ухудшить качество его жизни. нельзя назвать исключением - постоянное пребывание в одной позе грозит целым «букетом» болезней. Бытует мнение, что они связаны только с опорно-двигательным аппаратом, однако оно в корне неверно. Отсутствие движения способно нарушить работу нервной системы, пищеварительного тракта, кровоснабжения и даже половых органов! Профессиональные заболевания водителей очень опасны - чтобы никогда не сталкиваться с ними, нужно соблюдать правила профилактики.

Длительное вождение автомобиля чревато развитием некоторых заболеваний

Пищеварение

Первыми водителя настигают заболевания желудочно-кишечного тракта. Наиболее распространённая неприятность - это сильный рост жировой ткани, которая скапливается на животе, бёдрах и груди. Наверняка вы замечали, что большинство дальнобойщиков имеет солидный вес, поскольку получаемые их организмом питательные вещества не усваиваются должны образом, а преобразуются в жир. Причина таких изменений в обмене веществ банальна - при неравномерном и несбалансированном питании человек почти не затрачивает энергию.

Способ борьбы с таким профессиональным недугом водителей также прост. Следует отказаться от гамбургеров, хот-догов и сладкой газировки , какими бы привлекательными они ни казались. Профессиональному водителю показана диета с низким содержанием жира и углеводов: курица и говядина, овощи, обезжиренное молоко, творог, нежирная рыба. Лучше готовить себе пищу в дорогу самостоятельно либо заказывать диетические продукты в придорожных кафе - благо, их уже предлагает множество сетевых заведений. Также профессиональным водителям стоит посещать спортзал и беговую дорожку в перерывах между рейсами.

При постоянном сидении проявляется и другое профессиональное заболевание, представленное нарушенной перистальтикой кишечника. Пища, поглощённая на ходу, не может нормально усваиваться и часто находится в кишечнике дольше положенного. Результатом становится накопление токсических веществ, раздражение слизистых оболочек и нарушение производства ферментов. Именно поэтому к профессиональным заболеваниям водителей относятся воспаления различных участков кишечника - от двенадцатипёрстной до прямой кишки. При отсутствии лечения в долгосрочной перспективе очаги воспаления могут перерастать в злокачественные полипы.

Многие водители не уделяют внимания тому, что они едят в дороге, а зря…

Профилактикой может быть приём пищи на удобном стуле в кафе, где вы можете принять любую желаемую позу. Также после серьёзного обеда или ужина стоит прогуляться хотя бы в течение 15 минут, чтобы запустить нормальный процесс пищеварения. Профессиональные заболевания желудочно-кишечного тракта можно предотвратить и при помощи гимнастических упражнений, выполняемых каждые 3 часа поездки:

  • Повороты туловища;
  • Наклоны тела;
  • Приседания.

Беда всех профессиональных водителей - это геморрой. Чаще настигает он тех, кто управляет отечественной техникой либо старыми иномарками, поскольку их сидения проектировались без учёта воздействия на здоровье человека. Причин у геморроя немного - это запоры, вызванные неправильной работой кишечника, отсутствие клетчатки в пище, и нарушение кровообращения малого таза. Чтобы избежать такого профессионального заболевания, нужно соблюдать рекомендации, приведённые выше, употреблять много сырых овощей и цельнозернового хлеба, а также использовать специальную медицинскую подушку для сидения.

Мышцы и позвоночник

Очень часто встречаются ущемления мышц, которые они предпочитают игнорировать. Через несколько часов ущемлённый участок начинает сильно болеть, появляются ощущения жжения и онемения одновременно. Если продолжить игнорировать такое профессиональное заболевание, может произойти деформация опорно-двигательного аппарата, что приведёт к внутренним кровотечениям, отказу органов пищеварительной системы и нарушению обмена веществ. Также сильное мышечное напряжение негативно воздействует на позвоночник, что также невероятно опасно для жизни человека.

Проблемы с позвоночником возникают у многих водителей

От начального поражения позвоночника недалеко до остеохондроза, который считается бичом современного человека из-за сидячего образа жизни у представителей множества профессий. Симптомы такого профессионального заболевания водителей достаточно разнообразны и неприятны:

  • Тупые либо колющие боли в районе хребта;
  • Ощущение сдавленности и неподвижности («каменная спина»);
  • Сильные боли в районе таза и грудной клетки, словно пронизывающие тело;
  • При поражении шейных позвонков - временные помутнения сознания, галлюцинации в виде цветных точек;
  • Спазмы, головная боль.

Водители делают ошибку, идя на поводу у рекламы. Для ослабления боли они пользуются разнообразными кремами и мазями. Они способны оказать некоторое терапевтическое действие, однако для полноты эффекта необходимо временно прекратить вождение и заниматься лечебной гимнастикой, чего почти никто не делает.

Следующий этап представлен спондилоартрозом, который иногда называют грыжей позвоночника. Межпозвонковые диски перестают нормально снабжаться жидкостью и поддерживаться мышцами, в результате чего при каждом движении водителя происходит их истирание и накопление образовавшейся стружки. Симптомы ещё хуже, чем в предыдущем случае - профессиональные водители описывают обострение грыжи, как резкую невыносимую боль, не дающую поменять положение даже на миллиметр и отзывающуюся жжением во всех участках тела при наезде машины на мельчайшую неровность. Итогом становится операция и инвалидность третей группы на год, что означает отстранение от вождения.

Доктор Бубновский, который занимается лечением и реабилитацией профессиональных гонщиков из команды КамАЗ-Мастер, утверждает, что подобное заболевание легко предотвратить. Каждые 3–4 часа водитель должен останавливаться, выходить из автомобиля, упираться руками в прочную часть его кузова, а затем поочерёдно приседать на одну ногу, отставляя вторую далеко назад, что поможет растянуть межпозвоночные диски, улучшив их питание. Следом за этим профессиональному водителю нужно сделать не менее 10 наклонов вперёд с прямыми руками и ногами, а также 10 наклонов туловища вбок с широко расставленными ногами и руками, лежащими на боках. Желательно также оббежать автомобиль вокруг пару раз и затем постоять 1–2 минуты, опершись на кузов, чтобы расслабить мышцы и предотвратить развитие их заболеваний.

Сердечно-сосудистая система

Специалисты доказали, что у 80% водителей после 20-летнего стажа возникает варикозное расширение вен в той или иной форме. Длительное отсутствие движения вызывает сильные боли в ногах, слабость, отёчность и другие неприятные симптомы. Профилактика профессионального заболевания очень проста - требуется периодически разминаться при длительном , а также заниматься пробежками и ходьбой на протяжении длительного времени.

Не стоит игнорировать симптомы нарушения работы сердечно-сосудистой системы

У таксистов и водителей служб доставки, которые вынуждены работать в невероятно плотном графике, существует риск инфаркта, который связан с эмоциональным перенапряжением. Рекомендуется уменьшить в рационе количество продуктов, богатых холестерином, а также не налегать на кофе и крепкий чай, которыми часто злоупотребляют профессиональные водители. При невозможности самостоятельного успокоения в сложных ситуациях стоит посетить психолога, который назначит курс терапии.

По причине малой физической активности развивается атрофия сердечной мышцы, следствием которой является гипертония. Повышенное давление может стать причиной смертельно опасных болезней: инфаркта, инсульта, ишемической болезни. Метод профилактики такой профессиональной болезни водителя описан выше - физическая активность, снижение потребления кофеина и других энергетиков.

Половая система

Болезни водителей особенно неблагосклонны к мужчинам, поскольку их следствием может стать бесплодие и импотенция. Главная причина такой проблемы - отсутствие движения крови в органах малого таза. Предстательная железа, перестав получать достаточное питание, не выполняет более свою функцию. Останавливается выработка гормонов, уменьшается производство спермы, а сама простата увеличивается в размерах, вызывая дискомфорт в области таза, поражения кишечника и частое осложнённое мочеиспускание. Чтобы избавиться от подобного профессионального заболевания, достаточно заниматься гимнастическими упражнениями на протяжении длительной поездки.

Если не менять позу в течение длительного времени, в результате перегрева яичек может развиться мужское бесплодие. Сперматозоиды погибают от высокой температуры либо становятся малоактивными. Зачатие не удастся осуществить в течение 3–4 дней после такой поездки. Если же перегрев повторяется регулярно, сперматозоиды могут остаться нежизнеспособными навсегда. Такое профессиональное заболевание особенно опасно при наличии подогрева сидения.

Лёгкие

Поскольку водитель постоянно находится в окружении выхлопных газов, которые буквально стелются над оживлённой дорогой, он вынужден вдыхать более 200 токсичных соединений. Свой вклад в развитие профессиональных заболеваний делают и , при истирании которых образуется асбестовая пыль. Первым симптомом поражения дыхательной системы профессиональными заболеваниями является першение в горле, которое может сопровождаться несильным кровотечением. При игнорировании такого симптома можно добиться дистрофии слизистой оболочки, при которой она прекращает защищать лёгкие от токсического поражения.

У профессиональных водителей токсины и пыль проникают как в лёгкие, так и в бронхи. Ситуация усугубляется при курении, поскольку органы дыхательной системы становятся чувствительными и чрезвычайно восприимчивыми к таким поражениям. Результатом становятся воспалительные процессы, очаги которых со временем могут трансформироваться в онкологические новообразования. Профессиональным заболеванием водителей также является эмфизема - разрастание сосудов и соединительной ткани, уменьшающее объём лёгких. Эта болезнь смертельно опасна, поскольку при ухудшении вентиляции лёгких они становятся мишенью для вредоносных микроорганизмов.

Здоровье превыше всего

Даже если вы очень любите свой автомобиль, не следует жалеть его больше себя. Помните, что как машина нуждается в техническом обслуживании, так и человеческое тело - в правильном уходе, а также профилактике опасных заболеваний. Занимаясь гимнастикой и нормализуя своё питание, вы можете предотвратить инсульты, инфаркты, поражения позвоночника, а также сохранить работоспособность пищеварительной, дыхательной и половой системы.

Конец XX – начало XХI века ознаменовалось прогрессированием новых заболеваний, которым раньше не придавалось такого большого значения, как в наше время. Речь идет о болях в нижней части спины, которые раньше носили название «радикулита», «люмбаго», «ишиаса». В наше время используются более страшные термины, относящиеся к группе неврологических заболеваний, такие, как остеохондроз, спондилоартроз, грыжи дисков позвоночника, спондилолистез.

Сами термины в переводе на обычный язык на самом деле не являются такими грозными, какими выходят из уст заинтересованных врачей. Например, остеохондроз сейчас применяется не только для обоснования болей в спине взрослым людям, но и подросткам под названием ювенильный (то есть юношеский) остеохондроз. И если разобраться в этом термине, то он состоит из двух слов: «остео» – кость, «хондро» – хрящ. Остеохондроз (лат.) и спондилоартроз (греч.) имеют приблизительно ту же смысловую нагрузку, только «спондило» – это позвонок по-гречески. Одним словом, все эти болезни можно перефразировать двумя словами – «болезни позвоночника». Какие и как они проявляются, насколько они опасны или неопасны, это уже вторая сторона медали. В последнее время наиболее «страшным» из вышеперечисленных терминов является «грыжа позвоночника», которой невропатологи пугают всех людей с болями в спине. На самом деле слово «грыжа», т.е. «выпячивание», никоим образом не относится к межпозвонковому диску.

Само слово «грыжа» пришло из хирургии, где под ним подразумевается «выпячивание». Например, кишечника сквозь слабую брюшную стенку (паховая грыжа, грыжа белой линии живота, которые действительно нуждаются в операции с вправлением выпавшей кишки на место и зашиванием брюшной стенки с последующим ее укреплением). Откуда же берется боль в спине, если нерв не ущемляется? Но в том-то вся и штука, что нервы не могут болеть, они не имеют болевых рецепторов. Они имеют нервные окончания, а болевые рецепторы имеют мышцы, окружающие межпозвонковый диск. Это хорошо известно физиологам, но меньше всего почему-то известно невропатологам. Поэтому невропатологи пытаются лечить обезболивающими препаратами (уколами, таблетками) то, что лечиться уколами и таблетками не может, – мышцы. Грыжа диска позвоночника, на самом деле, не является выпячиванием, которое якобы ущемляет нервные окончания, создавая боли в спине.

Грыжа диска – это его разрушение (дегенерация) – термин, сопровождающий содержание любого описания компьютерного снимка позвоночника. Это разрушение диска происходит из-за его плохого питания («смазки»), а питание диска зависит от глубоких мышц позвоночника, которые его окружают и, будучи здоровыми, выполняют функцию насоса, накачивающего эту смазку в диск. Чтобы эти мышцы работали и постоянно «смазывали» межпозвонковые диски («амортизаторы тела»), за ними надо регулярно ухаживать, т.е. выполнять специальные упражнения, в основе которых лежит их сокращение и расслабление.

Если же мышцы туловища только эксплуатировать и не заниматься их профилактикой, как это происходит с водителями-дальнобойщиками, которые по многу часов и дней проводят в одной позе, то рано или поздно эти мышцы устают и спазмируются. Возникает отек тех мышц, на которых «сидят» водители. И мышцы подают сигнал тревоги: «Хозяин! Мы устали! Разомни, растяни нас!». При этом порой немеют ноги, «горят» ноги. Но «хозяин» бежит к невропатологу, тот выписывает обезболивающий укол, который отключает информацию от больных мышц, хотя спазм мышц в глубине позвоночника сохраняется.

Обезболивание может длиться неделями, месяцами, и чем дольше оно длится, тем труднее вывести (расслабить) мышцы позвоночника, находящиеся в спазме. От побочных эффектов обезболивания начинаются кровотечение желудка, аллергии, депрессии, снижение работоспособности и качества жизни. Можно было бы сравнить такой подход к лечению болей в спине с эксплуатацией машины без регулярного прохождения ТО (техобслуживания). Если водитель не следит за смазкой подшипников, то они сгорают, превращаясь в металлические опилки, но не вываливается подшипник – просто трещит и скрипит колесо. Если не смазывать межпозвонковые диски, они высыхают (дегидратация), и «стружка» от них скапливается в подсвязочном пространстве позвоночника.

Это накопление стираемого диска невропатологи выдают за его «грыжу», т.е. выпячивание. Принципиально неверная трактовка болей в спине приводит врача к неправильным действиям, т.е. к операции по удалению этой самой грыжи. Результаты подобных врачебных действий, как правило, одинаковые – ношение корсета 6–8 недель, ограничение физических нагрузок до 2 кг и третья группа инвалидности на год, т.е. резкое снижение качества жизни. Вы – водитель, это ваша профессия. После подобных «лечебных» процедур стоимостью в настоящее время в России от 90 до 160 тыс. руб., фактически вынуждены сменить профессию.

Вам же приходится менять колеса во время своей работы, выполнять большое количество нестандартных физических нагрузок, которые никак не меньше 2 кг, и вдруг такое. Что делать? Как предохранить себя от болей в спине, если приходится сидеть в одной позе десятки часов? Выход один: каждые 2–3 часа останавливать машину и выполнять специальные упражнения, связанные с растяжением позвоночника и мышц ног. Во время ралли «Париж–Дакар» после каждого этапа протяженностью от 300 до 600 км, проходящего в тяжелейших условиях бездорожья, мне приходится помогать выполнять эти упражнения пилотам боевых машин.

В результате подобных упражнений за последние три года участия в ралли, и, несмотря на тяжелейшие компрессионные нагрузки на позвоночник, не было ни одного случая боли в спине после этапа. Травмы были и бывают, но об этом в другой статье. Что же это за упражнения? Итак, каждые два–три часа (это уже про вас, а не про Дакар), в крайнем случае, четыре часа, водитель должен выйти из машины и, создав неподвижную опору для ног, взявшись руками за какую-то прочную деталь кузова, постараться растянуть позвоночник и ноги, сделав упражнение «складной нож». То есть, выпрямляя ноги и руки, согнуть туловище как можно больше, стараясь опустить таз как можно ближе к земле на продолжительном выдохе «ХХАА» (не путать со словом «ой»). После этого, выпрямившись и поставив ноги как можно шире плеч, повернуть туловище к любой ноге, при этом передняя нога смотрит носком вперед, а задняя стоит перпендикулярно передней.

Теперь нужно стараться медленно, на выдохе, согнуться вперед (руки скользят по ноге), стараясь коснуться руками земли возле впереди стоящей ноги. Переднюю ногу ни в коем случае не сгибать, даже немного. При этом вы будете чувствовать достаточно серьезную болезненность по задней линии ноги и в области поясничного отдела позвоночника. Не бойтесь этой боли. Медленное выполнение этого упражнения на выдохе или нескольких выдохах за одно движение в принципе не может ничего «ущемить» и ухудшить! Эти упражнения (естественно, к каждой ноге по очереди) я называю декомпрессионными. Они обладают очень большой профилактической способностью как для предотвращения острых болей в спине, так и при их наличии для избавления от этих болей. Но в каждом случае упражнения выполняются через боль. И чем запущеннее ваша спина, тем более серьезную боль вы можете испытывать при выполнении этих упражнений.

Бояться их не следует. Я часто говорю одну шокирующую фразу: «Боль – это друг, только со знаком минус». Если не будет боли, которая предупреждает человека о какой-то поломке в организме, то человек может погибнуть. В то же время, умея пройти через боль, можно не только вылечить самые тяжелые заболевания, но и укрепить тело и дух, избавившись от необходимости принимать обезболивающие таблетки. Хочется отметить, что эти боли в спине могут возвращаться после длительных «сидений», но, выполняя профилактические упражнения, с каждым разом боли будут снижать свою интенсивность и остроту.

Если есть возможность перед длительной поездкой позаниматься на турнике, то одним из лучших упражнений является подъем прямых или, на худой конец, согнутых в коленях ног до касания носками перекладины («полусклепка»). Подъем ног выполняется так же на выдохе, а при наличии боли (а боль может быть очень сильной) через ее преодоление. Больно только первые 2-3 движения. Хотелось бы к этому добавить, что отлично помогает снять боль баня или сауна. По правилам - русская баня после упражнений, а не сама по себе, но с обязательным охлаждением тела до захода в парилку и обязательным окунанием (с головой) после выхода из парилки.

В отношении холодных ванн тоже существует много мифов, одним из которых является якобы возникающий от холодной воды простатит. Но простатит - это отнюдь не переохлаждение предстательной железы, а застой в мышцах промежности, который (простатит) также является «профессиональным» заболеванием водителей-дальнобойщиков. Для предотвращения простатита и его профилактики я бы рекомендовал перед длинной поездкой или сразу после нее глубокие приседания, при этом руки держать вытянутыми вверх вперед. Для достижения нужного эффекта за одно упражнение надо присесть не менее 100 раз.

Вставать после приседания, опять же делая выдох «ХХАА». Приседания улучшают венозный отток крови от нижних конечностей и тем самым поддерживают нормальное кровообращение в мышцах промежности, что и является основной профилактикой простатита. В заключение хотелось бы порекомендовать водителям-дальнобойщикам регулярно заглядывать в тренажерный зал для поддержания хорошего мышечного тонуса, который необходим для профилактики заболеваний, проявляющихся при долгих неподвижных позах. К группе этих заболеваний можно отнести головные боли, повышенную утомляемость, раздражительность, заболевания крупных суставов, гипертоническую болезнь, геморрой и ряд других.

Запомните: болезни опорно-двигательной системы организма, а правильнее, костно-мышечной системы, лечатся только упражнениями. Но правильное движение лечит - неправильное калечит. Само по себе движение, например игра в футбол, волейбол, большой теннис, не является профилактикой рассматриваемых нами заболеваний. Правильное движение, или упражнение, - это не развлечение, а необходимая, так же, как и ТО для автомобиля, рутина. Надо делать - и все! Желательно регулярно. И через «не могу» и «не хочу». Мой среднестатистический пациент ленив, труслив и слаб. В этом-то и заключается суть всей проблемы. Желаю не доводить себя до болезни!

Сергей Михайлович Бубновский,
к.м.н., врач команды «КАМАЗ-Мастер» на ралли «Дакар»

Заболевания позвоночника всегда беспокоили людей. А сейчас вряд ли найдется человек, который за свою жизнь ни разу не испытывал боль в спине. 10-15% случаев нетрудоспособности происходят по причине заболеваний позвоночника. На тысячу первичных обращений к врачу в связи с болезнью позвоночника приходится четыреста случаев госпитализации, из которых в 30 случаях требуется дальнейшее обследование и лечение, а в пяти - операция.

Врачебная статистика подтверждает, что заболеваниям такого рода почти в одинаковой степени подвержены люди любого возраста, а увеличение их числа по причине старения организма незначительно. А вот различия по половому признаку есть: мужчины вдвое чаще подвергаются этим заболеваниям, чем женщины. Во-первых, по причинам, обусловленным анатомией и физиологией. Во-вторых, потому, что мужчины чаще выполняют физически тяжелую работу.

Понятие «остеохондроз» сегодня определяют как дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, прежде всего межпозвоночных дисков - с уменьшением их высоты, деформацией и расслоением. Это неизбежно сказывается и на функционировании других систем организма. Но больше всего страдает позвоночник. Остеохондроз - не единственное заболевание позвоночного столба. Распространены также радикулит, ишиас, спондилоартроз, дискоз, люмбаго, люмбоишиалгия, грыжа межпозвоночного диска и т.д.

Начинаются заболевания позвоночника с острого приступа или постепенно, могут сопровождаться слабыми болями или тяжелейшим состоянием. Обострения тоже могут случаться с разной частотой, но неизбежно с нарастанием тяжести болезни. То, какой характер будет носить болезнь, зависит от того, в какой степени и как поражены межпозвоночные диски.

На рентгенологическом обследовании остеохондроз свидетельствует о себе наличием изменений формы тел позвонков, высоты позвоночных дисков, наличием «когтей» и «шипов» - т.е. костных наростов на позвонках. Собственно, отсюда и берет начало распространенное мнение об остеохондрозе как об «отложении солей».

Нарушение обменных процессов в позвоночнике приводит к мышечным, сосудистым, двигательным и иным нарушениям.

Остеохондроз «за рулем»

Последствиями длительного нахождения за рулем могут стать не только болевые ощущения в спине и шее, но и хронические заболевания позвоночника. По результатам исследования, проведенного RAC - британским Королевским автомобильным обществом - стало известно, что большинство водителей продолжительно сидят в неправильной позе, результат - перенапряжение мышц спины. Особенно негативно сказывается на здоровье «поза банана» - когда у водителя выпрямленные ноги вытянуты к педалям, а корпус тела наклонен к рулю.

Давление на межпозвоночные диски при этом максимальное, а тряска во время езды его усиливает еще больше. Возрастает и вероятность серьезных травм во время аварий. По рекомендации медиков, в грузовых авто лучше использовать жесткие, хорошо подогнанные к фигуре шофера, сиденья. Что касается материала изготовления обивки сидений - лучше, если это будет ткань, а не кожа или винил. Шоферу не стоит отодвигаться от педалей на большое расстояние. И следует тщательно отрегулировать подголовник.

Профилактике заболеваний позвоночника водители грузового транспорта, подолгу находящиеся за рулем, не уделяют должного внимания, и в этом - главная причина проблемы.

Между тем, остеохондроз можно отнести к профессиональным заболеваниям водителей. И в том, чтобы сохранить здоровье водителя, огромная роль принадлежит выбору грузового автомобиля - с учетом не только его ходовых качеств, но и эргономичности кабины.

Водительское сиденье

Желательна регулируемая поддержка поясницы, устанавливать которую нужно как можно ниже; изменение высоты и наклона также актуально. Спинка тоже должна регулироваться, поддерживая позвоночник в физиологическом положении, с учетом его изгибов.

Сиденье должно быть оборудовано подголовником, что обезопасит шейные отделы позвоночника при рывках или резких торможениях грузовика.

Установка сидений в Транспортном Центре

Как правильно сидеть

Положение тела должно быть прямым, спинка сиденья выступает опорой для позвоночника. Тогда давление на межпозвонковые диски будет равномерным. Если конструкция кресла этого не предусматривает - заведите себе маленькую плоскую подушечку, которую будете подкладывать под поясницу. Возьмите за правило останавливаться через каждые 2-3 часа и выходить из кабины - немного подвигаться, осмотреть автомобиль. На стоянке можно сделать несколько упражнений.

Несколько слов о специальных ортопедических подушках под спину: такая подушка снижает неблагоприятное воздействие на позвоночник вибрации, вынужденного продолжительного сохранения неподвижной позы. Правильная комфортная подушка соответствует форме нижней части спины, являясь хорошей поддержкой для позвоночника. Она способствует сохранению правильной осанки, уменьшению давления на поясничный отдел позвоночника и предупреждает заболевания, виной которым - «сидячее» положение.

Какие выполнять упражнения

  • Во время остановки в пути следует выйти из автомобиля, взяться руками за опору, которой послужит какая-либо прочная деталь кузова, и выполнить упражнение «складной нож» - постараться растянуть позвоночник, выпрямляя ноги и руки и сгибая туловище как можно больше, чтобы таз опустить максимально близко к земле. Сопровождать упражнение продолжительным выдохом «ХАА».
  • Выпрямившись, выполнить следующее упражнение: поставить ноги шире плеч, и, поворачивая туловище к любой ноге (чтобы передняя нога была направлена носком вперед, а задняя стояла перпендикулярно передней), пытаться медленно согнуться вперед. Потом ноги следует поменять. Руки при этом скользят по ноге и касаются земли возле передней ноги. Упражнение выполняется на выдохе. Передняя нога при этом не сгибается. Может ощущаться боль в области поясницы и по задней линии ноги, но это нормально. Ухудшения это не вызовет, если делать упражнение правильно и медленно. Упражнение является декомпрессионным.

Профилактическое значение таких упражнений велико. Они предупреждают появление острых болей в спине, а если таковые уже имеются - помогают от них избавиться. Есть закономерность: чем в более запущенном состоянии спина - тем сильнее боль. Но это только в первое время.

Умение пройти через боль, победить ее помогает человеку и избавиться от тяжелых заболеваний, и укрепить дух и тело, и избавить себя от необходимости в будущем глотать обезболивающие средства.

Важно понимать, что боли в спине после продолжительных поездок могут возвратиться, но именно поэтому не следует забывать о выполнении профилактических упражнений, которые способствуют снижению остроты и продолжительности болевых ощущений.

  • Если накануне длительной поездки водитель сможет уделить некоторое время занятиям на турнике, было бы замечательно. Лучше всего выполнять подъем ног - прямых или согнутых в коленях - до касания перекладины носками. Подъем ног необходимо выполнять на выдохе, первые несколько движений могут сопровождаться болью, порой сильной - к этому надо быть готовым.
  • Для снятия боли хорошим средством может стать посещение бани или сауны.
  • Чтобы был должный эффект, баню нужно посещать после выполнения упражнений. Перед посещением парилки тело необходимо охладить, после - тоже окунуться, с головой. Существует предубеждение, что принятие холодных ванн чревато простатитом. Однако, тут вина не переохлаждения, а все того же неподвижного сидения, из-за которого происходят застойные явления в мышцах промежности.
  • Для предупреждения этого профессионального заболевания перед длительной поездкой следует делать глубокие приседания, вытянув руки вверх и вперед. Должный эффект достигается при выполнении за один раз не менее ста приседаний. Выполнять упражнение следует и после поездки.
  • Вставать после приседаний нужно на выдохе: «ХАА». Схема действия упражнения такова: происходит венозный отток крови от нижних конечностей, сохраняется нормальное кровообращение в мышцах промежности.
  • Водителю-дальнобойщику желательно стать постоянным посетителем тренажерного зала: хороший мышечный тонус является непременным условием противостояния заболеваниям, вызванным долгим пребыванием в неподвижных позах. А это не только остеохондроз, но и повышенная утомляемость, раздражительность, головные боли, гипертония, геморрой, заболевания суставов. Заболеваниям опорно-двигательного аппарата же можно противостоять только упражнениями. Но - исключительно правильными упражнениями.
  • Просто двигательная активность (игра в волейбол или футбол, например) не будет являться профилактикой вышеперечисленных заболеваний. Упражнения, направленные на профилактику не являются развлечением. Они необходимы. Выполнять их столь же важно, сколь важно технически подготавливать свой грузовик к дальней дороге. Не делать этого - опасно. То же самое касается и вашего организма.

Здоровья и счастливого пути!
Ваш Транспортный Центр

Болезни водителей

Проведенный недавно опрос жителей нескольких крупных российских городов показал, что почти пятая часть населения считает автомобиль наиболее ценным изобретениям человечества. Миллионы людей не маслят свою жизнь без «железного коня». Но автомобиль не только удобное средство передвижения, а еще и источник повышенной опасности для здоровья. Откуда же водителю ждать неприятностей, не считая, конечно, риска ДТП?

Большинство «профессиональных» болезней водителей связаны с неудобным положением за рулем. В результате нарушается циркуляции крови в малом тазе, повышаются нагрузки на позвоночник. Чаще всего водители страдают радикулитами и остеохондрозами. К сожалению, эти заболевания – «подарок» на всю оставшуюся жизнь. Остеохондроз, к тому же, вообще может привести к инвалидности. Из-за частых сквозняков, работающего кондиционера у водителей нередко воспаляются мышцы шеи и груди (называется это миозитом). Дополняют букет геморрой и простатит.

Другая группа заболеваний – следствие повышенной эмоциональной нагрузки. Постоянное напряжение за рулем увеличивает риск болезней сердца и сосудов. Потому-то у водителей нередки инфаркты, гипертония, сбои сердечного ритма. Водители, помимо всего прочего, подвергаются повышенному воздействию токсичных веществ, что приводит к снижению иммунитета, аллергии, бронхиальной астме и даже онкологическим заболеваниям.

На первом месте по степени опасности – выхлопные газы. Большинство автомобилей работают на бензине, при сгорании которого выделяется более 200 токсичных продуктов. Наиболее вредными для здоровья являются окислы углерода (СО) и азота (NO), углеводороды (формальдегид, бензапирен, фенол) и тяжелые металлы.

Окись углерода (или угарный газ) не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому человек может не почувствовать ее присутствия в воздухе даже при смертельных концентрациях. Однако в атмосфере очень редко содержание окиси углерода достигает уровня, опасного для жизни. Коварство угарного газа в другом: это соединение «мешает» белку крови гемоглобину переносить по органам и тканям кислород. В результате может наступить кислородное голодание, от которого в первую очередь страдает мозг. При легком отравлении наблюдаются головная боль, тяжесть в голове, слабость, головокружение, тошнота, рвота. В более тяжелых случаях человек может даже потерять сознание.

Не менее опасны окислы азота – главная причина смога на оживленных магистралях. Они раздражают органы дыхания и глаза, могут быть причиной хронических заболеваний легких.

Углеводороды, особенно бензапирен, являются канцерогенами, т.е. веществами, способными вызвать рак.

Установка на выхлопные трубы катализаторов помогает избавиться только от части вредных веществ, наиболее же опасные канцерогенные углеводороды они не задерживают. Поэтому, чтобы защитить себя и других от токсичных веществ, желательно заправляться бензином, содержащим специальные присадки, которые обеспечивают более полное сгорание топлива.

Опасны для здоровья продукты, выделяемые шинами автомобилей. При резком торможении они выделяют целый букет токсических веществ: бензол, ксилол, стирол, толуол; сероуглерод, формальдегид, фенолы; окислы серы. При трении шин об асфальт образуются еще и нитрозосоединения, которые являются мощнейшими канцерогенами. Международная организация по исследованию рака включила их в список так называемых приоритетных токсикантов, т.е. веществ, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека.

Шинная пыль, образующаяся при износе протектора, при попадании в легкие вызывает аллергические реакции, бронхиальную астму, а при контакте со слизистой оболочкой и кожей – конъюнктивит, ринит и крапивницу. По оценкам американских ученых, в США за год в атмосферу попадает 900.000 тонн пыли; не меньше ее выбрасывается и на российских дорогах.

Еще одним источником опасности в автомобиле являются… тормозные колодки. Дело в том, что они изготавливаются из асбеста, «общение» с которым приводит к раковым заболеваниям (его, например, давно запретили использовать при строительстве новых домов, а в Германии даже сносят старые постройки, где применялся этот материал). Но наибольший вред здоровью человека наносит фенол, выделяющийся при торможении, когда температура диска и колодок достигает восьмисот градусов.

Что же нужно делать водителям, чтобы избежать неприятностей? Как бы банально это ни звучало, необходимы разнообразные физические нагрузки, то есть ежедневный комплекс гимнастических упражнений. Круговые движения в поясничном отделе позвоночника, всевозможные сгибания и разгибания.
Очень полезен контрастный душ. Температурное «раскачивание» активизирует кровообращение, нормализует тонус нервной системы, стимулирует иммунитет. Витамины тоже не помешают, особенно их сбалансированные комплексы.

Кроме всего прочего, очень желательна ежедневная прогулка. В день нужно проходить примерно пять километров (Yтром ли вы это будете делать, вечером ли – значения не имеет). Этих процедур вполне достаточно для того, чтобы держать себя в необходимой форме и противостоять «автомобильным» недугам.

От болезней люди страдали во все времена. Эти болезни распространены в такой степени, что почти каждый человек страдает от них когда-нибудь. Даже в такой благополучной стране, как Швеция, болезни - 10 - 15% случаев нетрудоспособности. Из 1000 больных, впервые обратившихся к врачу в связи с заболеванием , 400 направляются в больницу, 30 из них остаются там для обследования и лечения, причем 5 - оперируются.

Ознакомление с положением дел показывает, что такие заболевания приблизительно равномерно распространены во всех возрастных группах, а рост их числа, обусловленный старением организма, очень незначителен. Другими словами, болезни почти так же обычны у молодых, как у пожилых. Мужчины страдают ими почти в два раза чаще, чем женщины. Это можно объяснить анатомо-физиологическими особенностями и тем, что многие мужчины заняты тяжелым физическим трудом.

Существуют и другие заболевания позвоночного столба: , дискоз , , , , , люмбоишиалгия и т. д. Начало заболевания - острое или постепенное, от незначительных болей до тяжелейшего состояния из-за невыносимых болей. Течение - с частыми или редкими обострениями, без периодов улучшения, с постепенным или быстрым нарастанием тяжести заболевания. Характер болезни зависит от степени, характера, уровня поражения межпозвоночных дисков.

При рентгенологическом обследовании: изменения формы тел , изменение высоты межпозвоночных дисков, наличие костных наростов на позвонках - "когтей", "шипов". Это и послужило причиной распространенного мнения об остеохондрозе как об "отложении солей в ".

Вследствии изменения обменных процессов в возникают сосудистые, мышечные, двигательные и другие нарушения.

Длительное управление автомобилем не только вызывает боли в шее и спине, но может стать причиной хронических заболеваний . Специалисты британского Королевского автомобильного общества (RAC) установили, что многие водители постоянно сидят в неправильной позе, что приводит к перенапряжению мышц спины. Наиболее опасна "поза банана", когда шофер сидит, наклонившись к рулю и вытянув выпрямленные ноги к педалям.

При этом создается максимальное давление на , которое усиливается из-за тряски во время езды. Повышается и риск серьезных травм во время аварий. Медики рекомендуют использовать жесткие сиденья, хорошо подогнанные к фигуре водителя. Не следует отодвигаться далеко от педалей. Важно правильно отрегулировать положение подголовника.

Лучше использовать сиденья, обитые тканью, а не кожей или винилом. Директор Фонда RAC Эдмунд Кинг (Edmund King) отметил, что болезни широко распространены среди таксистов, коммивояжеров и других людей, проводящих много времени за рулем, что в значительной мере связано с тем, что водители не уделяют их профилактике должного внимания.

По правилам - русская баня после упражнений, а не сама по себе, но с обязательным охлаждением тела до захода в парилку и обязательным окунанием (с головой) после выхода из парилки. В отношении холодных ванн тоже существует много мифов, одним из которых является якобы возникающий от холодной воды простатит. Но простатит - это отнюдь не переохлаждение предстательной железы, а застой в мышцах промежности, который (простатит) также является «профессиональным» заболеванием водителей-дальнобойщиков. Для предотвращения простатита и его профилактики я бы рекомендовал перед длинной поездкой или сразу после нее глубокие приседания, при этом руки держать вытянутыми вверх вперед. Для достижения нужного эффекта за одно упражнение надо присесть не менее 100 раз.

Вставать после приседания, опять же делая выдох «ХХАА» . Приседания улучшают венозный отток крови от нижних конечностей и тем самым поддерживают нормальное кровообращение в мышцах промежности, что и является основной профилактикой простатита. В заключение хотелось бы порекомендовать водителям-дальнобойщикам регулярно заглядывать в тренажерный зал для поддержания хорошего мышечного тонуса, который необходим для профилактики заболеваний, проявляющихся при долгих неподвижных позах. К группе этих заболеваний можно отнести головные боли, повышенную утомляемость, раздражительность, заболевания крупных суставов, гипертоническую болезнь, геморрой и ряд других. Запомните: болезни опорно-двигательной системы организма, а правильнее, костно-мышечной системы, лечатся только упражнениями. Но правильное движение лечит - неправильное калечит.

Само по себе движение, например игра в футбол, волейбол, большой теннис, не является профилактикой рассматриваемых нами заболеваний. Правильное движение, или упражнение, - это не развлечение, а необходимая, так же, как и ТО для автомобиля, рутина. Надо делать - и все! Желательно регулярно. И через «не могу» и «не хочу». Мой среднестатистический пациент ленив, труслив и слаб. В этом-то и заключается суть всей проблемы. Желаю не доводить себя до болезни!
при подготовке материала использовался материал журнала "Автотрак"