Лабораторный практикум по химии. Лабораторные работы по химии Лабораторные и практические работы по химии техникум

Лабораторные работы по химии - демонстрационное видео опытов по химии по теме Органическая химия. Содержание представленного видео полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В данном видео из 5 частей лабораторных работ по органической химии представлено 70 опытов по демонстрации:

Скачать бесплатно...


В видео лабораторных работ по общим свойствам металлов продемонстрировано 5 опытов:

Скачать бесплатно...

Лабораторные работы по химии – демонстрационное видео опытов по химии по теме Неорганическая химия: Углерод и кремний. Содержание представленного видео полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В видео лабораторных работ по химии ″Неорганическая химия. Углерод и кремний″ включено 23 опыта, демонстрирующих адсорбцию углем, взаимодействие угля и оксида меди (II), получение оксида углерода (II), горение его на воздухе, аппарат Киппа, получение оксида углерода (IV) в аппарате Кирюшкина, испарение сухого льда в воде, разложение карбоната кальция и гидрокарбоната натрия при нагревании, отношение кварца к нагреванию, получение геля кремниевой кислоты, гидролиз гидрокарбоната натрия, карбоната натрия и силиката натрия. качественную реакцию на карбонат-ион и на силикат-ион, частичное растворение стекла в воде, образцы природных карбонатов и силикатов, виды стекла.

Скачать бесплатно...

Лабораторные работы по химии - видео-демонстрация опытов по химии по теме Металлы побочных подгрупп. Содержание представленного видео полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В видео лабораторных работ по химии Металлы побочных подгрупп продемонстрировано 13 опытов, касающихся:

Скачать бесплатно...

Лабораторные работы по химии – видео-демонстрация опытов по химии по теме Металлы главных подгрупп. Содержание представленного видео полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В лабораторных работах по химии Металлы главных подгрупп освещены темы, касающиеся:

Скачать бесплатно...

Лабораторные работы по химии - видео демонстрационных опытов по неорганической химии в части, касающейся электрического тока. Содержание видео лабораторных работ по химии полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В данном видео продемонстрированы химические опыты по испытанию на электропроводность веществ и их растворов; электропроводности металлов; электролизу раствора хлорида меди; электролизу раствора йодида калия; электролизу раствора сульфата натрия.

Скачать бесплатно...

Лабораторные работы по химии - видео демонстрационных опытов по неорганической химии, проводимых в 9 классе общеобразовательной школы. Целью данного демонстрационного видео лабораторных работ по химии является восполнение пробелов в наглядности преподавания разделов Галогены и Сера неорганической химии в средних общеобразовательных учреждениях. Содержание видео лабораторных работ по химии полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО "ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ" ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ по дисциплине "Химия" Студента__________________________________________________________________ (Ф.И.О.) Специальность _____________________________________________________________ ______________________________________________________________ (код, наименование по ФГОС НиСПО) Группа _________ Курс_______ Период, за который представлены материалы с_______________________ 20_____ года по______________________20______ года Шахунья, 2014 Рекомендовано к печати методическим советом ГБОУ СПО ШАПТ Протокол №1 от 02.09.2013 г. Лабораторный практикум по курсу химии разработан для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся в группах технического профиля. Он включает в себя методические рекомендации для выполнения лабораторных работ по курсу "Химия", требования к технике безопасности на уроке и при выполнении лабораторных работ, критерии оценки успешности выполнения лабораторного практикума. Основная задача лабораторного практикума по общей, неорганической и органической химии - помочь студентам усвоить важнейшие положения программы курса общей химии, приобрести навыки проведения химического эксперимента с соблюдением всех правил техники безопасности. Разработчик:Софронова Наталья Васильевна, преподаватель ООД ГБОУ СПО ШАПТ Требования безопасности при работе в кабинете химии и экологических основ природопользования 1. Общие требования к поведению студентов в кабинете. 1.1. Входить в кабинет химии и лаборантскую только с разрешения учителя. 1.2. Входить в кабинет и выходить из кабинета спокойно, чтобы случайно не опрокинуть химическую посуду, оборудование либо находящиеся на столе реактивы. 1.3. Занимать в кабинете всегда одно и то же рабочее место, не переходить на другое мест без разрешения учителя. 1.4. Поддерживать чистоту и порядок на своем рабочем месте. 1.5. Во время работы на лабораторном столе не должно быть ничего лишнего. На нем могут находиться учебник, тетрадь, письменные принадлежности, справочник. 1.6. Работать сидя, быстро, но без лишней поспешности, во время работы соблюдать тишину. 2. Требования безопасности перед началом работы. 2.1. Выполняйте только те химические опыты, которые согласованы с учителем, под его присмотром или наблюдением лаборанта. 2.2. Не начинать работу, пока не проверено, есть ли для опытов все необходимое, и не продумана последовательность выполнения каждого из них. 2.3. При нагревании растворов в пробирке пользуйтесь деревянным держателем. 2.4. Никакие вещества не пробуйте на вкус. 3. Требования безопасности во время работы. 3.1. Соблюдать правила обращения с реактивами, химической посудой, лабораторным оборудованием. Знать меры предосторожности при работе в кабинете химии. 3.2. Внимательно читайте этикетку на банке с веществом, которое берется для опыта. 3.3. Реактивы для опытов берите в количествах, которые указаны в инструкции. 3.4. Если в инструкции не указано, какую массу или объем вещества надо взять, то сухое вещество берите в таком количестве, чтобы оно только покрыло дно пробирки, раствор, чтобы занял не более 1/6 объема пробирки. 3.5. Остаток взятого реактива нельзя сливать (ссыпать) обратно в сосуд, где он хранился. Его следует сливать (ссыпать) в отдельную банку. 3.6. При наливании жидкостей сосуд с реактивами берите так, чтобы этикетка была направлена в сторону ладони, снимайте каплю с края горлышка сосуда, иначе жидкость будет стекать по стеклу, портить этикетку, может повредить кожу рук. 3.7. Сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закройте пробкой и поставьте на место. 3.8. Не заглядывайте в пробирку, в которой нагревается жидкость, и не наклоняйтесь над сосудом, в который напивают какую-либо жидкость, потому что мельчайшие капли могут попасть глаз. 3.9. Нюхайте все вещества осторожно, не наклоняйтесь над пробиркой и не вдыхайте полной грудью, а направляйте к себе пар или газ движениями руки. 4. Требования безопасности после окончания работы. 4.1. Уберите свое рабочее место. 4.2. Проверьте, закрыты ли краны с водой. 4.3. Обязательно тщательно вымойте руки. 5. Требования безопасности в аварийных ситуациях. 5.1. При работе с кислотами следует проявлять осторожность. Особенно нужно беречь глаза. При попадании кислоты на руки следует немедленно смыть ее большим количеством воды. 5.2. Попадания даже разбавленного раствора щелочи в глаза может привести к необратимой потере зрения. При попадании раствора щелочи на руки немедленно смойте его большим количеством воды до исчезновения ощущения мылкости. 5.3. Будьте особенно осторожны при работе с нагревательными приборами. 5.4. Горючие предметы ставьте на керамическую или спиральную подставку. 5.5. Чтобы прекратить горение спиртовки нужно накрыть его колпачком (задувать нельзя!). С техникой безопасности при работе в кабинете химии и экологических основ природопользования ознакомлен _____________________________ Критерии оценки выполнения лабораторной работы по химии Лабораторные работы оцениваются педагогом как на уроке: навыки подготовки и проведения химического эксперимента, знание техники безопасности, владение базовыми теоретическими знаниями, необходимыми для грамотного проведения эксперимента и оформления отчета о лабораторной работе, - так и по результату работы, а именно по отчету в рабочей тетради. Для выставления оценки за работу используется рейтинговая система, которая предполагает оценивание в баллах различных умений и навыков студентов, подтвержденных ими в ходе лабораторной работы. 1. Работа выполнена по всем правилам техники безопасности (5 баллов) 2. Эксперимент выполнен верно: взяты нужные вещества, в правильных пропорциях, соблюдена методика выполнения (10 баллов) 3. Отчет оформлен в соответствии с требованиями, грамотно, аккуратно, записаны уравнения реакции, наблюдения, вывод (5 баллов). 4. Получены ответы на контрольные вопросы, решены дополнительные задачи (5 баллов) 5. Повторное выполнение лабораторной работы (2 балла) Таким образом, максимальное количество баллов, которое студент может получить за выполнение лабораторной работы - 25 баллов. Оценка "5" выставляется за набранные 24-25 баллов "4" за 20-23 балла "3" за 15-19 баллов "2" менее, чем 15 баллов Форма отчета по лабораторному практикуму в рабочей тетради № л/рТемаДата сдачиДата контроляОценкаПодпись1. Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей.2. Общие свойства металлов. Свойства оксидов и гидроксидов железа и меди.3. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, фосфат-, карбонат - анионы.4. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.5. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.6. Химические свойства карбоновых кислот.7. Распознавание пластмасс и химических волокон.8. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Лабораторная работа №1 Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей Цель работы: исследовать характер гидролиза солей в водных растворах при помощи индикаторов. Реактивы: лакмус, фенолфталеин, растворы хлорида натрия, карбоната калия и сульфата алюминия, сульфат натрия, хлорид бария, соляная кислота. Приборы и оборудование: пробирки, универсальная индикаторная бумага, штатив пробирочный, пипетки. Ход работы: I. Исследуйте характер гидролиза солей в водном растворе. Результат испытаний запишите в таблицу. Раствор солиФенолфталеинЛакмусУниверсальная индикаторная бумагаNaCl K2CO3 Al2(SO4)3 Составьте ионные уравнения гидролиза солей, указав характер (кислый, щелочной или нейтральный) растворов. 1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ II. Экспериментальная задача. В трех пробирках под номерами даны растворы веществ: сульфата натрия, карбоната калия, хлорида натрия. Установите, в какой пробирке какая соль при помощи двух реактивов. Ход решения задачи отразите в таблице: ВеществоРеактив №1НаблюдениеРеактив №2Наблюдение№ пробиркиK2CO3Na2SO4NaCl Контрольные вопросы: 1. Какими (сильными или слабыми) основаниями и кислотами образованы исследованные в опыте I соли? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие соли не подвергаются гидролизу? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №2 Общие свойства металлов. Свойства оксидов и гидроксидов железа и меди Цель работы: Провести химические реакции, подтверждающие общие свойства металлов. Рассмотреть свойства оксидов и гидроксидов железа и меди. Реактивы: соляная кислота, магний (порошок), цинк (гранулы), медь, сульфат железа (II), гидроксид калия, пероксид водорода, серная кислота, хлорид меди (II). Приборы и оборудование: пробирки, спиртовка, спички, ложечка для твердых реактивов, пипетки, держатель, штатив пробирочный. Ход работы: I. Вытеснение металлами водорода из раствора кислоты. Название металлаОписание опытаНаблюдениеУравнение реакцииMg ________________________ ______________ ______________________Zn ________________________ ______________ ______________________Cu ________________________ ______________ ______________________ II. Получение и свойства гидроксидов железа. Название опытаОписание опытаНаблюдениеУравнение реакции1. Получение гидроксида железа (II) ___________________ ______________ ______________________2. Окисление гидроксида железа(II) до гидроксида железа (III) ___________________ ______________ ______________________3. Взаимодействие гидроксида железа (III) с кислотами ___________________ ______________ ____________________________________________ III. Получение и свойства оксидов и гидроксидов меди (II). Название опытаОписание опытаНаблюдениеУравнение реакции1. Получение гидроксида меди (II) ___________________ ______________ ______________________2. Получение оксида меди (II) ___________________ ______________ ______________________3. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотами ___________________ ______________ ____________________________________________ Контрольный вопрос: Какой из перечисленных ниже металлов будет взаимодействовать с хлоридом железа (III): а) Al; б) Zn; в) Ag? Напишите уравнения соответствующих реакций. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №3 Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, фосфат-, карбонат - анионы. Цель работы: научиться при помощи качественных реакций распознавать различные неорганические соли. Реактивы: хлорид натрия, хлорид бария, ортофосфат калия, сульфат алюминия, сульфат калия, серная кислота, карбонат калия, нитрат серебра. Приборы и оборудование: штатив пробирочный, пробирки, пипетки. Ход работы: I. Провести качественные реакции на хлорид-, сульфат-, фосфат-, карбонат-анионы при помощи имеющихся реактивов. Результаты опытов занести в таблицу: № опытаОписание опытаНаблюденияУравнение реакции в молекулярном видеУравнение реакции в ионном виде1.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ II. Экспериментальная задача. При помощи имеющихся химических реактивов распознайте выданные соли: хлорид натрия, фосфат, сульфат, карбонат калия, - проведя минимальное количество операций. Ход эксперимента отразите в таблице. ВеществоРеактив №1НаблюдениеРеактив №2Наблюдение№ пробиркиK2CO3К2SO4К3PO4NaCl Решите контрольную задачу: Какую массу SiO2 можно восстановить коксом массой 7,5г. с примесями в 20%? Дано: Решение: Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №4 Решение экспериментальных задач по неорганической химии Цель работы: решить экспериментальные задачи по неорганической химии, применив знания о химических свойствах неорганических веществ. Реактивы: сульфат меди (II), гидроксид натрия, соляная кислота, магний, хлорид бария, карбонат калия, ортофосфат калия. Приборы и оборудование: штатив пробирочный, пробирки, пипетки, спиртовка, медная проволока, спички. Ход работы: I. Выданы вещества: сульфат меди (II), гидроксид натрия, соляная кислота, магний, хлорид бария, карбонат калия, ортофосфат калия. Пользуясь этими веществами, получите: А) оксид меди (II); Б) углекислый газ; В) гидроксид магния. Ход эксперимента отразите в таблице: Название опытаОписание опытаНаблюдениеУравнение реакции1. Получение оксида меди (II) ___________________ ______________ ______________________2. Получение углекислого газа ___________________ ______________ ______________________3. Получение гидроксида магния ___________________ ______________ ______________________ II. Докажите, что раствор сульфата меди (II) содержит ионы Сu+2 и SO-2 при помощи химического эксперимента. Опишите свои наблюдения и приведите уравнения соответствующих реакций. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Уравнение 1. ______________________________________________________________ Уравнение 2. ______________________________________________________________ Решите контрольную задачу: Вычислите массу железа, которую можно получить из магнитного железняка Fe3O4 при его взаимодействии с техническим алюминием массой 114г, с массовой долей примесей 10%. Дано: Решение: Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №5 Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах Цель работы: доказать, что в органическом веществе присутствуют атомы углерода, водорода и хлора. Реактивы: раствор гидроксида кальция, раствор монохлорамина. Приборы и оборудование: парафиновая свеча, химический стакан, химическое стекло, спички, штатив пробирочный, пробирки, медная проволока, резиновая пробка. Ход работы: Проведите химический эксперимент. Ход эксперимента и его результаты запишите в таблицу. № опытаНазвание опытаОписание опытаНаблюдения, рисунок прибора, уравнение реакции1.Качественное определение водорода в парафине. ___________________________________ ___________________________________ ______________________________ 2.Качественное определение углерода в парафине ___________________________________ ______________________________3.Качественное определение хлора в монохлорамине ___________________________________ ______________________________ Решите контрольную задачу. Вывести структурную формулу алкана, имеющего в своем составе 83,3% углерода и 16,6% водорода. Относительная плотность паров этого алкана по кислороду равна 2,25. Дано: Решение: Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №6 Химические свойства карбоновых кислот Цель работы: Провести реакции, подтверждающие химические свойства карбоновых кислот. Реактивы: раствор уксусной кислоты, лакмус, фенолфталеин, магний (порошок), цинк (гранулы), гидроксид калия, карбонат кальция. Приборы и оборудование: штатив пробирочный, пробирки, держатель, спиртовка, спички, пипетки. Ход работы: Провести химический эксперимент. Результаты эксперимента занести в таблицу. № опытаНазвание опытаОписание опытаНаблюдения, уравнение реакции1.Действие индикатора на раствор уксусной кислоты 2.Взаимодействие уксусной кислоты с магнием ___________________________________ ______________________________3.Взаимодействие уксусной кислоты с цинком ___________________________________ ______________________________4.Взаимодействие уксусной кислоты со щелочами ___________________________________ ______________________________5.Взаимодействие уксусной кислоты с солями более слабых кислот ___________________________________ ______________________________ Контрольный вопрос: Какие свойства уксусной кислоты сходны со свойствами неорганических кислот? Какие специфические свойства проявляют карбоновые кислоты? Ответ подтвердите уравнениями реакции. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №7 Распознавание пластмасс и химических волокон Цель работы: распознать выданные образцы пластмасс и волокон. Реактивы: набор пластмасс - полистирол, полиэтилен, полиметилметакрилат; набор волокон - хлопок, шерсть, лавсан; ацетон, азотная кислота, серная кислота, гидроксид натрия. Приборы и оборудование: тигельные щипцы, спиртовка, спички, штатив пробирочный, пробирки. Ход работы: № опытаИсследование пластмасс и волоконНаблюдениеВывод1. Распознавание пластмасс1.1.Внешний осмотр пластмасс ________________________________ _____________1.2.Исследование отношения образцов к горению ________________________________ _____________1.3.Исследование растворение образцов в ацетоне ________________________________ _____________2. Распознавание волокон2.1.Внешний осмотр волокон ________________________________ _____________2.2.Исследование отношения образцов к горению ________________________________ _____________2.3.Исследование растворение образцов в азотной кислоте ________________________________ _____________2.4.Исследование растворение образцов в серной кислоте ________________________________ _____________2.5.Исследование растворение образцов в гидроксиде натрия ________________________________ _____________Ответьте на контрольные вопросы: 1. Чем принципиально отличаются реакции полимеризации и поликонденсации? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Запишите уравнение полимеризации бутадиен -1,3 и уравнение поликонденсации глюкозы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Лабораторная работа №8 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений Цель работы: при помощи характерных химических реакций решить экспериментальные задачи с использованием органических веществ. Реактивы: этиловый спирт, сульфат меди(II), гидроксид калия, изобутиловый спирт, глицерин, раствор фенола, уксусная кислота, раствор глюкозы, крахмальный клейстер, бромная вода, спиртовой раствор йода, карбонат кальция. Приборы и оборудование: штатив пробирочный, пробирки, спиртовка, держатель, спички, медная проволока, стеклянная палочка, пипетка. Ход работы. 1. Исходя из этилового спирта, получите: а) альдегид; б) карбоновую кислоту; в) сложный эфир. Результат эксперимента оформите в виде таблицы: № опытаНазвание опытаОписание опытаНаблюденияУравнение реакции1.Окисление этилового спирта до альдегида _________________________ ________________ ________________2.Окисление альдегида до карбоновой кислоты _________________________ ________________ ________________3.Синтез сложного эфира _________________________ ________________ ________________2. При помощи качественных реакций распознайте растворы следующих органических веществ: глицерин, раствор фенола, уксусная кислота, раствор глюкозы, крахмальный клейстер. Каждый химическое вещество разлито в 4 пробирки под номерами от 1 до 6. Проводя последовательные качественные реакции на тот или иной органический реактив, определите их порядковый номер. Ход эксперимента оформите в виде таблицы. Название реакцииОписание качественной реакцииНаблюденияУравнения реакции№ про-бирки1. Качественная реакция на фенол_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Качественная реакция на крахмальный клейстер_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Распознавание глицерина и глюкозы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Подтверждение наличия уксусной кислоты в оставшейся пробирке.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Решите контрольную задачу: Массовая доля крахмала в картофеле составляет 20%. Рассчитайте массу глюкозы, которую можно получить из крахмала, выделенного из 891 кг картофеля. Дано: Решение: Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка:Преподаватель: Литература 1. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Н.М. Дорофеева. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. 2. Куприянова Н.С. Лабораторно-практические работы по химии 10-11 класс.- С-Пб.: Владос, 2011. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ по дисциплине "Химия" для студентов среднего профессионального образования очной формы обучения Издание печатается с авторского оригинал-макета по решению методического совета ГБОУ СПО ШАПТ Компьютерный набор, корректура и правка - авторские Верстка - методист ресурсного центра Подписано в печать 03.10.2014 г. Отпечатано в ресурсном центре ГБОУ СПО "Шахунский агропромышленный техникум" 606910, Россия, Нижегородская область, г. Шахунья, ул. Тургенева, д. 15 Ризография. Бумага для офисной техники. (тираж 100 экз.)

Проведение лабораторных занятий по химии

Настоящие методические указания предназначены для студентов I курса СПО на базе основного (общего) образования по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» и составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Химия», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Но они могут заинтересовать и учителей средней школы.
Лабораторные работы проводятся в процессе изучения тем, являются закреплением знаний теоретического курса и предлагаются как одна из форм самостоятельной работы студентов.
В каждой лабораторной работе отдельно выделены цели, их мотивационная характеристика, оборудование, перечень реактивов и последовательность действий.

Общие требования к выполнению лабораторных работ

Во время проведения лабораторных работ соблюдаются общие требования к поведению студентов в кабинете химии и правила техники безопасности в химической лаборатории. Студенты обязаны точно соблюдать рекомендуемую методику и технику выполнения эксперимента.
Все работы проводятся под руководством преподавателя. Преподаватель должен заранее спланировать время выполнения каждого этапа задания. Перед началом работы производится
предварительная проверка готовности студентов к самостоятельному выполнению работы и делаются необходимые указания по методике и технике проведения работы;
разбивка студентов на малые группы в соответствии с наличием мест и оборудования;
инструктаж по правилам поведения в кабинете химии и технике безопасности при работе с химическими реактивами.
Качество выполнения лабораторной работы оценивают при наблюдении за студенческим экспериментом с учётом пояснений и письменных отчётов. Наблюдения за работой студентов во время занятия необходимо фиксировать.
При оценке выполнения лабораторных работ важно учитывать, как студенты овладевают тем или иным знанием, умением применять знания в ситуации эксперимента, умением оформить результаты опыта, а также выполнение всего задания в целом, необходимо оценивать не только результаты его выполнения в тетради, но и весь процесс выполнения. Оценка за лабораторную работу входит в текущий контроль.

Лабораторная работа №1

Тема "Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. Приготовление раствора заданной концентрации, вычисление массовой доли растворённого вещества".
Цель лабораторной работы закрепить знания и умения обучающихся по теме: «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация»; проверить умения взвешивание на весах, пользование мерной посудой и химическими реактивами, производить расчёты по формулам.
На выполнение данной лабораторной работы отводится 2 часа.
В лабораторной работе используются весы, разновесы, мерная посуда (мерные стаканы и цилиндры), химические реактивы.
В данной работе необходимо приготовить раствор заданной концентрации и произвести нужные вычисления.

Ход работы

1. Взвесить навеску соли массой 10 г (взвешивание производить с точностью до целых единиц).
2. Произвести вычисление массы растворителя по формуле: m Н2О = m раствора – m вещества. 100 г – 10 г = 90 г
3. Отмерить в мерном цилиндре 90 мл воды.
4. В стакан высыпать навеску соли, прилить воду и размешать стеклянной палочкой.
5. Выполнить задания по решению задач на определение массовой доли растворённого вещества, массы вещества, раствора, растворителя.
6. Записать в тетради результаты наблюдений и вычислений, сделать соответствующие выводы.
Работу рекомендуется проводить в малых группах, минимум по 4 человека. Каждая группа получает отдельные задания и приступает к их выполнению.
При подготовке к лабораторной работе студентам необходимо повторить содержание конспекта в тетради по данной теме, а также главу 4 «Теория электролитической диссоциации» по учебнику О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов – Химия.
Критериями качества выполнения лабораторной работы являются:
1. Умение пользоваться весами и мерной посудой.
2. Правильность произведённых расчётов.
3. Оформление отчёта о выполнении работы.
4. Дисциплина во время проведения работы.

Лабораторная работа № 2

Тема "Классификация неорганических веществ и их свойства. Проведение реакций, подтверждающих химические свойства основных классов химических веществ".
Цель данной лабораторной работы научиться применять знания о свойствах неорганических веществ. Уметь проводить реакции между неорганическими веществами, получать неорганические вещества, делать выводы, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах, составлять электронный баланс окислительно-восстановительных реакций.

Ход работы

Используя необходимые реактивы, провести следующие химические реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, металлов, оксидов металла и солей:
1) взаимодействие магния с соляной кислотой;
2) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой;
3) получение гидроксида меди (II);
4) взаимодействие гидроксида меди (II) с азотной кислотой;
5) качественные реакции на:
а) ионы бария;
б) ионы железа (+2);
в) ионы железа (+3);
6) действие индикаторов (лакмус, метилоранж, фенолфталеин) на кислоты и щелочи.
Для проведения лабораторной работы используются поддоны для химических реактивов и оборудования; штатив с набором пробирок. Набор химических реактивов: магний (порошок или стружка), соляная кислота, оксид меди (II), серная кислота, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия; азотная кислота, раствор хлорида бария, раствор сульфата железа (II), раствор хлорида железа (III), раствор красной кровяной соли, раствор желтой кровяной соли.

Доклад "Преподавание химии в техникуме по профилированным программам"

Химия как одна из важнейших дисциплин естественнонаучного цикла имеет большое значение для воспитания и образования высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Роль химии в системе профессионального образования двояка. С одной стороны, она является одной из основных дисциплин, составляющих базис общего образования, с другой стороны, химия в значительной степени влияет на профессиональную подготовку будущих рабочих и специалистов.

При подготовке обучающихся по профессии «Ветеринарный фельдшер», «Повар - кондитер», по специальности «Механизация сельского хозяйства» в техникуме использую программы профилированного курса химии.

При разработке рабочих программ наиболее рациональным способом профилирования является комбинированный. Его суть состоит в том, что при изучении отдельных тем отмечается важность изучаемых понятий для будущей профессии или специальности. Но подробно эти вопросы не обсуждаются, профессионально значимый материал выделяется в отдельный «модульный» раздел, который завершает курс химии, и при изучении этого раздела достаточно подробно рассматриваются вопросы по химии соединений, широко используемых в данной профессии. При этом серьезное внимание уделяется изучению влияния этих соединений на окружающую среду и организм человека и животных.

При изучении блока «Химия в сельском хозяйстве» при подготовке студентов по специальности «Механизация сельского хозяйства» дается краткая характеристика особого раздела химии - агрохимии, даются сведения о химии удобрений и роли химических элементов в жизни растений и животных.

При подготовке ветеринарных фельдшеров уделяется большое внимание роли химии в животноводстве. Дается характеристика некоторых соединений, позволяющих повысить продуктивность животноводства, таких как белково-витаминные добавки. Дается общая характеристика соединений, входящих в состав кормов для сельскохозяйственных животных, изучаются виды кормов, а также характеристика добавок, повышающих качество кормов.

При изучении блоков «Основы органической химии» и «Общая химия» в отдельные темы включаются профессионально значимые вопросы, иллюстрирующие использование общих химических закономерностей для познания основ данной профессии и специальности.

Так, при изучении тем по общей химии «Дисперсные системы», «Растворы», по органической химии таких тем как «Одноатомные и многоатомные спирты», «Фенолы», «Альдегиды», «Карбоновые кислоты», «Углеводы», «Белки» учитывается значение этого материала при приготовлении и использовании лекарственных препаратов.

Наука фармакология очень тесно связана с химией. В своей педагогической практике использую проведение бинарных уроков (химия-фармакология). Основные принципы бинарного урока:

Профессиональная направленность - содержание учебного материала имеет профессиональную направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов (химии и фармакологии);

Политехнизм - обучающинеся ориентируются на применение теоретических знаний в производственной деятельности.

При подготовке бинарных уроков нужно учитывать, что структура урока должна отражать логическую последовательность обучения, учитывая место и роль урока в общей системе. Необходима тесная связь между структурными элементами урока. Примером служит проведение бинарного урока по теме: «Глюкоза».

Для рабочих, занятых в сфере производства и переработки химических соединений и пищевого сырья в пищу, большое значение имеют вопросы, связанные с химией углеводов, жиров, белков. Они составляют основу пищи, а также те неорганические соединения, которые входят в состав пищи, либо находят применение при обработке сырья, из которого готовят пищу или используют для улучшения качества пищевых продуктов.

Этот модуль состоит из 5 тем: «Пища и ее химический состав», «Роль белков, жиров, углеводов в питании человека», «Органические вещества, применяемые для улучшения потребительских свойств пищи», «Неорганические вещества, используемые в пищевой промышленности для улучшения качеств пищевых продуктов», «Пищевая промышленность и проблемы экологии».

В своей педагогической практике уделяю большое внимание решению разных задач с профессиональным содержанием. Во-первых, решение задач - это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Во-вторых, решение задач - прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью. Химическая учебная задача-это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знаний законов, теории и методов химии, направленная на закрепление, расширений знаний и развития химического мышления.

При составлении рабочей программы профилированного курса химии обязательно учитываю проведение лабораторно-практических работ, интегрированных с подобными работами для профессионального цикла. Примером служит выполнение лабораторной работы по приготовлению растворов. Эта тема изучается по предмету «Фармакология» на ветеринарном отделении.

Разработка профилированных курсов химии для профессиональных учебных заведений с получением полного (среднего) общего образования способствует созданию положительных мотиваций при изучении химии, так как такие курсы зримо и рельефно показывают роль и знание химических знаний в будущей практической деятельности обучающихся как на производстве, так и в быту, способствуют реализации безопасности жизнедеятельности.

Першина Ирина Васильевна ГБОУ СПО "Курганинский аграрно - технологический техникум" КК