Коммерческие площадки по тендерам. Виды торговых площадок

В этом разделе мы постараемся подробно показать и раскрыть все моменты, которые могут возникнуть при участии в тендерах. Эта статья будет интересна прежде всего тем, кто только начинает задумываться об участие в тендерах . Мы попробуем вместе разобраться какие шаги нужно предпринять в самом начале. И стоит ли вообще пытаться участвовать в тендерах?

  • +3

    Если Вы поставщик и участвуете в тендерах, то у Вас рано или поздно у Вас возникает необходимость снять защиту с pdf файла. В этой статье мы с Вами разберем причины, которые заставляют заказчиков ставить защиту и соответственно способы, как снять защиту с pdf файла для экономии Вашего времени и ускорения процесса подготовки предложения.

  • +1

    После того, как Вы приняли решение о том, что Вашей компании необходимо принимать участие в необходимо выбрать площадки на которых планируется участие в торгах. Виды электронных площадок. Условно ЭТП можно подразделить на...

  • +1 Участие в конкурсах: Заявка на конкурс, документы на...

    Приветствую Вас, Уважаемые читатели.

    Продолжаем серию практических статей в рубрике «Тендероведение». И сегодня мы с Вами будем разбираться в конкурсной кухне, постараемся узнать все про участие в конкурсах. Рассмотрим, что из себя представляет заявка на конкурс, подробно разберем какие именно документы на конкурс необходимо прикладывать, кроме того я поделюсь с Вами своими наработками и опытом по подготовке заявки.

  • +1 Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в...

    Протокол рассмотрения заявок - это исчерпывающий документ, позволяющий поставщику узнать каким образом производилась оценка заявки участника. Рассмотрим основные моменты и особенности, а также различия между такими документами, как протокол рассмотрения заявок на участи в конкурсе, в запросе котировок, в аукционе. В статье мы с Вами также подробно рассмотрим случаи в которых оформляется протокол рассмотрения единственной заявки, а также рассмотрим пример образца протокола.

  • +1 Российский аукционный дом: шестая площадка для...

    В дополнение к пяти федеральным площадкам добавилась еще одна электронная площадка «Российский аукционный дом», на котором заказчики имеют теперь возможность размещать электронные аукционы. В статье Вы сможете узнать подробнее про данную электронную площадку.

  • 0

    Итак, вы решили стать участником коммерческих тендеров или государственных закупок. Что для этого надо?

    Рассмотрим два варианта. Первый вариант это участие в закупках без предварительных денежных вложений, или другими словами бесплатно. Второй вариант предполагает некоторые денежные затраты.

  • 0 Как оформить декларацию соответствия участника...

    Здравствуйте, Коллеги. На связи Андрей Плешков основатель проекта Тендеровики.ру и сегодня с помощью этой статьи мы разберемся в особенностях оформления декларации соответствия при подготовки заявки на тендер. Для начала давайте разберемся, что подразумевается под декларацией соответствия. Декларация это подтверждение, заявление о соответствие определенным требованиям. То есть Вы оформляете документ, в котором пишите о том, что соответствуете требованиям и перечисляете их. В документации заказчик может установить форму такой декларации необходимо заполнить и проложить в составе заявке на участие в тендере.

  • 0 Специалист по тендерам (менеджер по тендерам):...

    Здравствуйте, Уважаемые читатели. Тема сегодняшней статьи связана с такой специальностью, как специалист по тендерам. Существуют различные вариации названий такой должности, например менеджер по тендерам, тендер-менеджер, менеджер по аукционам, менеджер по конкурсам, но суть остается неизменной. Основная деятельность это подготовка заявок на различные тендерные процедуры со стороны поставщика. Популярна и востребована данная специальность стала относительно недавно, после вступления в силу в 2005 году 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот закон создал определенные условия, при которых тендеры стали применяться повсеместно при закупках для государственных нужд. В 2013 году спустя 8 лет на смену 94-ФЗ был принят 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • Онлайн-сервис, позволяющий продавцам товаров быстро создавать свои витрины. Благодаря TIU.ru свой бизнес в интернете могут начать даже те предприниматели, которые ранее не занимались электронной коммерцией и не имеют собственного сайта. Сейчас на портале размещены товары 655 тысяч компаний. Самые популярные товарные категории: автозапчасти, шины и диски, газовые котлы, окна и двери, одежда и детские товары. Посещаемость ресурса - 25 млн посетителей в месяц.

    Международный центр интернет-торговли Allbiz - одна из самых старых B2B онлайн-площадок на территории СНГ. На маркетплейсе представлены более 1,3 млн компаний из 90 стран и 102 рынка товаров и услуг. Cамые популярные категории: авто-мото-вело-техника, сельское хозяйство, промышленность, одежда и обувь, стройматериалы, продукты питания и напитки. На маркетплейсе с марта 2015 года работает сервис лидогенерации, который обеспечивает пользователям платформы "живые" заявки от покупателей. Сегодня на all.biz 11 млн посетителей в месяц.

    По сути это каталог товаров и компаний-продавцов с указанием цен на товары и услуги. Как и на других похожих маркетплейсах, покупатель может разместить заявку на покупку необходимого товара. Самые популярные разделы на сайте: материалы, оборудование, строительство и ремонт, транспорт, промышленные товары. Здесь также возможно cоздать свой сайт. Около 7 млн посетителей заходят на pulscen.ru ежемесячно.

    Безусловно, маркетплейс Alibaba - крупнейшая площадка как для консъюмерского,так и для бизнес сегмента. Он создан в первую очередь для обеспечения китайских продавцов покупателями. На сайте зарегистрированы компании со всего мира. Если вы хотите опубликовать запрос на товар, воспользуйтесь сервисом . Для покупателей он бесплатный. После отправки заказа, менеджеры площадки проверяют поставщиков, из которых отбирают десять наиболее подходящих, и предлагают их закупщику. Можно воспользоваться и расширенный пакетом - Premier by o. Оплата товара покупателем происходит через сервис – деньги поступают на счет Alibaba, а после того, как покупатель подтверждает доставку товара, перечисляются продавцу. Это один из немногих B2B сервисов, который берет на себя закрытие транзакции, гарантируя безопасность сделки и надежность операции как для продавца, так и для покупателя.

    Tradekey – это международный торговый агрегатор, а также торговая площадка, которая служит для продажи разноплановых товаров. На сегодняшний день данный агрегатор имеет свыше 6 млн. интернет-магазинов более чем из 250 стран мира. Площадка отслеживает наличие обязательной сертификации товаров и соответствие стандартам ISO 9001 и ISO 27001. На площадке можно быстро найти нужного поставщика товара, а также выложить свой товар на продажу.
    В месяц на сайт заходят 1 100 000 посетителей.

    На площадке можно найти необходимые товары в Каталоге товаров или оставить Заявку на товар в специальном разделе. На Сделках.ру заказы делают как МСП, так и крупный бизнес. Регистрация на площадке бесплатная. Наиболее быстро можно загрузить свои файлы с товарами в формате YML (Yandex Market Language). На сервисе могут быть зарегистрированы сотрудники одной компании под разными аккаунтами, что очень удобно. На сайте ведется рейтинг поставщиков, который складывается из количества сотрудников компании, партнеров и их отзывов.
    Популярные рубрики площадки: потребительские товары оптом, авто-, спецтехника, промтовары и сырье, техника и оборудование.

    Свободная и бесплатная торговая площадка для малого бизнеса. Закупка и продажа товаров и услуг упрощается посредством электронной рассылки по подходящим компаниям. В базе рассылок более 2 млн компаний России и стран СНГ.
    Как это работает?
    Как обычно проходит закупка каких-либо товаров для любой компании? Используется 2ГИС или Google, изучаются сайты компаний, затем они обзваниваются для уточнения деталей – на это уходят дни. Supl.biz предлагает поступить проще, разместив заказ на сайте. Торговая площадка разошлет электронные письма всем компаниям нужной рубрики и региона. Часть исполнителей предложит свои условия поставки и цену. Вы рассмотрите все предложения и выберете то, которое вам больше понравится по качеству и цене. При этом, и вы, и исполнитель будете пользоваться торговой площадкой бесплатно.

    Самый крупный индийский маркетплейс, который помогает производителям, закупщикам и экспортерам торговать на одной надежной площадке. На маркетплейсе торгуют как малый и средний бизнес, так и крупные компании. У площадки ежемесячно около 14 млн посетителей.

    Что отличает B2B сделки от потребительских? Возможность торговаться. Маркетплейс Greeder.ru специализируется не только на B2B сегменте. Но это, пожалуй, единственная площадка, где покупатель имеет возможность сделать встречное предложение о цене продавцу. Теперь торг в онлайне стал уместен!

    Что такое электронная торговая площадка, какие бывают виды торговых площадок, и как выбрать торговую площадку? Электронная торговая площадка (ЭТП ) - необходимый инструмент для проведения закупки в электронной форме . Для пользователя это специализированный интернет-сайт, после регистрации на котором уполномоченные сотрудники юридического лица могут от имени этого юридического лица объявлять закупки в качестве заказчика или участвовать в них в качестве поставщиков.

    СОВЕТ . Электронная торговая площадка – это легкий, удобный выход на закупочные процедуры крупных перспективных заказчиков. Преимущества ЭТП очевидны: закупки открыты, публичны, прозрачны, существует объективность в выборе победителя.

    Электронные торговые площадки позволяют заказчикам организовать электронные закупочные процедуры, а потенциальным поставщикам участвовать в них, конкурируя за право поставить продукцию данному заказчику. Другим направлением деятельности является предоставление организаторам торгов возможности продавать реализуемое имущество в электронной форме - в этом случае уже потенциальные покупатели конкурируют за право приобрести реализуемое имущество.

    Генеральный директор B2B-Center Андрей Бойко в коротком обучающем видео расскажет о типах электронных торговых площадок, их особенностях, плюсах и минусах каждого типа. Помимо этого, он поможет разобраться в хитростях и тонкостях условий пользования ими, а также объяснит, как подобрать для себя оптимальный тариф.

    В электронной закупке участвуют три стороны: организатор торгов (заказчик), участники торгов и оператор электронной торговой площадки (ЭТП). Каждая из этих сторон обладает уникальным правовым статусом и не имеет права вмешиваться в деятельность или реализовывать полномочия другой стороны, поскольку в противном случае резко возрастает риск манипуляций при проведении закупки и, как следствие, нарушения порядка отбора победителя. Процедуры, проводимые на каждой ЭТП, подробно описаны в регламентах соответствующих ЭТП, а эти регламенты, как правило, размещены в открытом доступе на сайтах электронных торговых площадок.

    Электронная площадка является именно инструментом проведения закупки, а оператор площадки обязан обеспечивать исправную работу этого инструмента. При этом оператор электронной площадки не обладает ни полномочиями органа государственной власти, ни полномочиями третейского судьи, а значит не может и не имеет права официально оценивать правомерность действий заказчиков и поставщиков, а тем более применять к ним меры властного воздействия.

    Основная задача ЭТП сводится к тому, чтобы облегчить доступ поставщика к закупке и минимизировать риск манипуляций с информацией при её проведении. Обе цели достигаются за счёт того, что всё информационное взаимодействие в рамках закупки происходит в интернете. Причём в ряде случаев в режиме реального времени. Это позволяет поставщику не тратить время на дорогу и почтовые отправления. Информация о самой закупке, независимо от статуса заказчика, публикуется в открытом общедоступном источнике. Наконец, заявка самого поставщика защищена от несанкционированного доступа конкурентов и остаётся конфиденциальной до момента вскрытия конвертов.

    Всё взаимодействие в рамках электронной закупке происходит в электронной форме. Для этого заказчик и поставщик удостоверяют каждое своё юридически значимое действие электронной подписью. Только с момента проставления такой подписи действие считается совершённым. Так, например, при аукционе в режиме реального времени мало ввести цену в специальном «окошке» на сайте – нужно ещё и подписать её электронной подписью.

    Ни регламент, ни правила проведения процедур на площадке не могут противоречить законодательству. При этом ни ЭТП, ни её оператор не являются ни заказчиком, ни поставщиком в рамках закупки, проводимой на данной электронной площадке. Для соблюдения антимонопольного законодательства при проведении закупки любым способом и в любой форме необходимо избегать смешения как форм проведения процедур, так и полномочий сторон соответствующих правоотношений.

    При проведении закупки в электронной форме, как и при проведении любой закупки, полномочиями по пресечению незаконных действий заказчика либо поставщика обладают исключительно государственные контролирующие органы и суд.

    Таким образом, ЭТП, не зависящая от конкретного заказчика, представляет собой инструмент, который не может влиять на ход закупки, но при этом облегчает участие в ней и минимизирует риск злоупотреблений при её проведении.

    Исполнение антимонопольных требований к закупкам диктует необходимость проведения каждой отдельной закупки на одной электронной площадке от объявления закупки до публикации итогового протокола. Проведение одной и той же закупки одновременно на разных площадках ставило бы участников закупки в формально неравное положение.

    Существует специальный список товаров, проводить закупки которых можно исключительно в электронной форме . Если же товар не включается в этот перечень, то заказчик вправе сам устанавливать форму закупки, но только при условии, что она включена в положение о закупке.

    Перечень товаров и услуг, закупка которых выполняется исключительно в электронной форме, утверждается правительством РФ. Действующую редакцию этого списка можно найти в постановлении Правительства РФ № 616 от 21.06.2012. Все товары или услуги, которые содержатся в этом постановлении, заказчики, при условии, что действие закона № 223-ФЗ распространяется на них, обязаны закупать исключительно в электронной форме. Несоблюдение этого требования повлечет за собой отмену результатов тендера. Также будет выполнена проверка, по решению которой может быть назначен штраф для заказчика.

    Итак, какую торговую площадку выбрать? Если вы хотите стать поставщиком государственных организаций, нужно выбрать одну из официально аккредитованных площадок для госзакупок. Всю информацию по гостендерам можно найти на сайте ЕИС .

    Площадки для госзакупок:

    Плюсы и минусы разных видов площадок

    Коммерческие ЭТП :

    Плюсы . Удобство использования, «умный» подбор торгов для каждого поставщика, дополнительные сервисы, в том числе финансовые. Например, B2B-Center предоставляет клиентам набор финансовых услуг: банковскую гарантию, обеспечительный платеж, кредиты. Есть нефинансовые сервисы, такие как консалтинг по закупочной деятельности, юридическое сопровождение торгов.

    Минусы . Наличие абонентской платы. Закупки только коммерческие и по 223-ФЗ (нет госзакупок по 44-ФЗ).

    "Кэптивные" ЭТП:

    Плюсы . Бесплатны для поставщика.

    Минусы . Организованы для одного закупщика, деятельность площадки непрозрачна для поставщика, к алгоритмам работы на каждой отдельной ЭТП надо привыкать. Одновременное использование нескольких ЭТП - распыление усилий поставщика.

    Государственные ЭТП:

    Плюсы : Много поставщиков, единые правила закупочных процедур (44-ФЗ)

    Минусы : Минимум удобства использования и сервисов, скрытая платность в виде резервирования денежных средств поставщиков.

    Обязательно ли использовать ЭТП?

    Для закупок согласно Закону № 44-ФЗ это является обязательным, но в Законе № 223-ФЗ формулировка является не настолько жесткой. Можно сказать, что Закон № 223-ФЗ не требует обязательного использования ЭТП, но указывает, что делать это желательно.

    Заказчик может не только самостоятельно выбирать электронную площадку для проведения закупки в электронной форме, но и уполномочен определять порядок такой закупки. Он вправе отказаться от использования электронной площадки и выбрать альтернативные формы проведения закупки.

    Контролирующие органы считают закупку электронной, если в процессе ее проведения не требовалось предоставлять никаких документов в бумажной форме, а весь документооборот проводился в электронном формате. Таким образом, согласно Закону № 223-ФЗ, от заказчика не требуется использовать публичную площадку для электронной закупки. Он может самостоятельно определять форму проведения этой процедуры и это будет полностью считаться правомерным.

    Проведение аналогии между электронной закупкой и закупкой с помощью электронной площадки формально считается ошибочным. Согласно данным письма ФАС России от 02.08.2012 № АК/24857, под электронной закупкой можно понимать любую закупку, в рамках которой обмен необходимыми документами осуществляется в электронной форме. Причем, порядок обмена документами не должен иметь отклонений от требований к определенному способу закупки.

    Законодательство не регламентирует порядок определения площадки, с помощью которой проводятся электронные закупки, но это не значит, что поступать можно как угодно. В процессе поиска электронной торговой площадки следует внимательно изучить требования к ее пользователям, ознакомиться с функциональностью и регламентом работы ресурса. Определяющим фактором является именно закон, а не внутренние правила ЭТП, если они противоречат действующему законодательству, то сделка, осуществленная с помощью данной ЭТП, будет аннулирована. Также следует убедиться, что возможности площадки позволяют полноценно реализовать предусмотренный порядок проведения тендера.

    Нужно помнить, что письмом ФАС России от 01.03.2012 № ИА/6011 регламентируется рассмотрение жалоб и претензий к оператору ЭТП. Обработка любых обращений со стороны заказчика проводится по месту нахождения площадки. Таким образом, если заказчик и оператор площадки находятся в разных городах, то заказчику следует заранее продумать взаимодействие с местным отделением УФАС России.

    Большое значение имеет Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц ФАС России (далее - Стандарт), который был создан в 2015 году. Он содержит принцип о конфиденциальности информации, которая предоставляется участниками закупок.

    Также Стандарт содержит положение о том, что своевременность и полнота предоставления информации, переданной поставщиками для участия в торгах, заказчику, а также соблюдение конфиденциальности данных, ложится на оператора ЭТП. Из этого можно сделать вывод, что необходимости в выборе конкретным заказчиком собственной ЭТП отсутствует, напротив, независимость деятельности ЭТП от заказчика существенно поможет повысить прозрачность закупок.

    Стандарт пока что не является обязательным, а содержит лишь перечень рекомендаций ФАС России. Но на его основе можно сделать вывод о направлении дальнейшего развития сферы электронных закупок. Вероятность того, что положения Стандарта будут утверждены законодательно в качестве обязательных к исполнению в ближайшее время, достаточно высокая, поэтому как заказчикам, так и поставщикам, которые хотят принять участие в конкурентных закупках, следует проводить подготовку персонала к новым стандартам деятельности. Независимость ЭТП от заказчика поможет значительно повысить объективность заключения контрактов на поставки.

    Оценить шаги по внедрению электронных закупок можно достаточно позитивно. Если развитие системы закупок продолжится в таких же темпах, то в скором времени будет существенно снижено количество случаев необъективного выбора поставщика, которые могут быть продиктованы как низкой компетенцией заказчика, так и наличием влияния крупных бизнес-групп.

    Национальная Ассоциация Участников электронной торговли (НАУЭТ) составила рейтинг ведущих электронных площадок России.

    Рынок государственных закупок является одним из важнейших секторов экономики любой страны. От эффективности его работы напрямую зависит функционирование основных его элементов – государственных организаций. Эксперты, в этом смысле, проводят аналогию между инфраструктурой госзакупок и кровеносной системой человека.

    В России этот рынок в последнее время получил довольно мощное развитие. Доля торговых операций, осуществляемых в госсекторе в электронной форме за последние 5 – 7 лет выросла с 10% до 55%, что вполне соответствует показателям ведущих государств, таких как США. Для сравнения в Великобритании этот показатель составляет порядка 30%. Оборот отечественных электронных площадок в последнее время растет примерно на 10% – 15% в год. По данным общероссийского официального сайта для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ООС) zakupki.gov.ru в 2012 году на электронных площадках было проведено более 1 млн. торгов, оборот которых превысил 4.2 трлн. рублей. При этом количество заключенных контрактов в 2012 году выросло на 36%, а поданных заявок более, чем на 46% по сравнению с 2011 годом. Стоит отметить, что перевод закупочных процедур в электронную форму также позволяет существенно повысить прозрачность основных его механизмов и добиться экономии бюджетных средств до 15 - 16%.

    Особый статус рынка электронных госзакупок подчеркивает и факт проведения Государственного совета России в первых числах октября месяца по вопросам его состояния и перспектив развития. Внимание к этому сегменту со стороны руководства страны, а также всех его участников также обусловлено и вступлением с 1 января 2014 года нового закона №44 о Федеральной контрактной системе, который заменит действующий до конца года 94-ФЗ о госзакупках. В отношении 94-ФЗ уже несколько лет на разных уровнях высказывается критика.

    Президент России Владимир Путин отметил, что то, что в этой сфере порой происходит, вызывает и недоумение, и справедливые вопросы граждан. Бросаются в глаза завышенные цены и странные, а иногда и вовсе нелепые условия госзакупок.

    Нововведений в Федеральной контрактной системе очень много. Они касаются и организации бизнес-процесса закупки от планирования до исполнения контракта, и способов проведения конкурентных процедур, и создания единой информационной системы, обеспечивающей закупки и т.д. Появятся и новые понятия, например, такие, как «мораторий на объявление закупки», «дозакупка», «антидемпинговые меры при заключении контракта».

    Теперь об участниках рынка. В России на данный момент, рынок электронных торгов, во многом, принадлежит крупнейшим финансовым институтам, главную роль среди которых, играют Группа ВТБ и Сбербанк. Они контролируют две самые крупные электронные площадки: ОАО «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП) и «Сбербанк-АСТ», являющиеся, в свою очередь, операторами большинства торговых процедур. Такое положение дел во многом и определяет расклад сил в этом сегменте.

    Известно, что проводить электронные торги сегодня в России имеют право только пять площадок, которые имеют статус национальных операторов. Помимо «ЕЭТП» и «Сбербанк – АСТ», в это число входят ГУП «Агентство по государственному заказу республики Татарстан», «РТС-Тендер» и «Электронная торговая площадка «Госзакупки» ММВБ.

    «Сбербанк – АСТ» (www.sberbank-ast.ru)

    Электронная площадка «Сбербанк – АСТ» является дочерней структурой «Сбербанка России». Она начала свою работу 1 июля 2009 г. На площадке проводятся государственные и корпоративные закупки, а также продажа имущества предприятий-банкротов. Ее клиентами также являются саморегулируемые организации в области энергетического обследования, аудиторы и инвесторы. Летом 2013 года на «Сбербанк-АСТ» открылась площадка формата b2c.
    По данным ООС zakupki.gov.ru (на 14.10.13) на «Сбербанк-АСТ» с момента начала торгов было проведено порядка 1.6 млн. торгов с общим оборотом более 5.3 трлн. рублей, что составляет около 49% доли рынка и на сегодня является лучшим показателем среди всех площадок.

    «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru)

    «Единая электронная торговая площадка» была также зарегистрирована в 2009 году. Ее учредителями являются правительство г.Москвы (52%) и «Банк Москвы» (18%). Основные клиенты «ЕЭТП» в госсекторе, такие субъекты РФ, как Москва, Санкт-Петербург, республика Башкортостан, а также ряд ведомственных «крупняков»: Минобороны, Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям и другие.

    По информации ООС zakupki.gov.ru (на 14.10.13) с момента начала торгов на ЕЭТП было проведено порядка 0.6 млн. торгов с оборотом около 2,8 трлн. рублей (25.43% рынка), что является вторым показателем, после «Сбербанк - АСТ».

    Стоит сказать, что среди своих конкурентов, «ЕЭТП» представляет наибольшее количество дополнительных сервисов для заказчиков и участников торгов. Площадка также имеет представительный блок по работе с корпоративными клиентами в рамках ФЗ 223. В их числе ОАО «Ростелеком», «Росатом», Московский и Санкт-Петербургский метрополитен и др.
    Наконец, ЕЭТП является единственной площадкой, имеющей свои собственные финансовые продукты с банком, входящим в ТОП – 10 ведущих российских банков.

    Общероссийская система электронной торговли ГУП «АГЗРТ» (www.zakazrf.ru)

    Общероссийская система электронной торговли ГУП «АГЗРТ» - это старейшая площадка, обслуживающая госзакупки. Она появилась в 2005 г. и первоначально обслуживала организации Республики Татарстан, но впоследствии расширила область действия.

    За все время работы на «АГЗРТ» было проведено чуть более 0.1 млн. торгов с объемом около 0.7 трлн. рублей (6.45% рынка), что на сегодня значительно уступает показателям «Сбербанка –АСТ» и «ЕЭТП» (данные ООС zakupki.gov.ru на 14.10.13).

    В числе клиентов площадки - муниципальные образования республики, а также различные региональные структуры исполнительной власти, академия сельхознаук, военные организации.

    «РТС-Тендер» (www.rts-tender.ru)

    Электронная торговая площадка «РТС-Тендер» образовалась 1 октября 2010 г. Ее владельцем является некоммерческое партнерство развития финансового рынка НП РТС.

    По показателям количества торгов (0.38 млн.) и оборота (1,4 трлн. рублей) с момента начала работы, она также уступает лидирующим площадкам и занимает 13.28% рынка (данные ООС zakupki.gov.ru на 14.10.13).

    Площадка не имеет собственного блока ведения коммерческих торгов по 223-ФЗ, однако предоставляет своим клиентам такую возможность посредством услуг своего партнера «OTC-tender».

    На «РТС-тендер» размещается около 60% госзакупок Сибирского Федерального округа. Также в число ее клиентов входят и ряд федеральных ведомств. Летом этого года от услуг «РТС-тендер» отказалось Правительство Москвы.

    Электронная торговая площадка «Госзакупки» ММВБ (www.etp-micex.ru)

    Электронная площадка ММВБ «Госзакупки» была образована в начале октября 2010 г. Она находится под управлением ММВБ, а ее оператором является ЗАО «ММВБ-Информационные Технологии». На «Госзакупки» ММВБ с момента создания было проведено 0.1 млн. торгов, при этом ее оборот едва превысил 0.6 трлн. рублей, что составляет 5.6% доли рынка (данные ООС zakupki.gov.ru на 14.10.13). По этому показателю площадка замыкает пятерку основных операторов электронных торгов.

    Площадка также не имеет собственного блока ведения коммерческих торгов, проводя их на партнерской площадке Fabrikant.ru.

    В число ее клиентов входят Федеральное казначейство, Федеральная служба по оборонному заказу, Нижегородская область и другие.

    В качестве критериев оценки деятельности площадок были выделены 34 параметра, касающихся количественных показателей (данные объемов торгов по различным срезам рынка), характеристики инфраструктуры электронных площадок (количество представительств Оператора по работе с клиентами, География размещения представительств Оператора по работе с клиентами, Наличие собственного удостоверяющего центра и др.), возможности площадок в части информационной безопасности, а также оценок качества обслуживания клиентов.

    Большинство данных было взято из открытых источников (ООС zakupki.gov.ru, сайты электронных площадок, информация в интернет), а также получено на основе экспертного заключения специалистов Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ). Оценки выставлялись по 5-бальной системе. Итоговый балл получался суммированием набранных баллов по всем критериям.

    Согласно полученным результатам лидерами рейтинга со значительным отрывом от своих конкурентов являются электронные площадки «ЕЭТП» и «Сбербанк - АСТ». Причем существенная разница в баллах между ними и аутсайдерами была отмечена практически по всем критериям. Исключение составили лишь данные по быстроте загрузки и поиска контактов на сайтах площадок.

    Следует отметить, что разрыв между победителем исследования «ЕЭТП» и вторым местом «Сбербанк - АСТ» можно считать условным. Однако, если высокие позиции «Сбербанк - АСТ» определяются в основном, объемами торгов, то «ЕЭТП» достигла результата за счет обеспечения надлежащего качества обслуживания клиентов (дополнительные, в том числе и финансовые, сервисы, качество техподдержки, интерфейс и т.п.). Третью позицию по уровню предоставления сервисных возможностей можно отдать электронной площадке «Госзакупки» ММВБ.
    Следует также обратить внимание на значительный отрыв лидеров рейтинга в части обеспечения информационной безопасности, что в наше время как нельзя актуально в связи с небывалым ростом числа киберпреступлений.

    По мнению исполнительного директора НАУЭТ Антона Назаркина, «полученная в результате составления рейтинга картина вполне соответствует сложившейся сегодня рыночной ситуации. Данные, публикуемые в открытых источниках и особенно портале zakupki.gov.ru представляют собой прекрасный инструмент для исследований в сфере госзакупок. На их основе всегда можно получить объективную аналитику».

    Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) представила рейтинг федеральных электронных торговых площадок России.

    Напомним, что в сентябре 2009 года минэкономразвития отобрало пять операторов электронных площадок, уполномоченных проводить торги в электронной форме в секторе государственного заказа. Отбор был осуществлен на пятилетний срок, и в сентябре этого года будут отобраны новые площадки, где федеральные, региональные и муниципальные заказчики смогут размещать торги. Четыре года из пяти работа шла по закону 94-ФЗ о госзакупках, полгода - в соответствии с новым законом 44-ФЗ о федеральной контрактной системе, вступившим в силу 1 января 2014 года. Рейтинг, представленный НАУЭТ, составлен по итогам первого полугодия 2014 года.

    Результаты рейтинга показали, что, несмотря на внутренние колебания показателей, рыночная расстановка сил кардинально не изменилась. В число лидеров по показателям по-прежнему входят Единая электронная торговая площадка (152 балла, 1-е место в рейтинге) и электронная площадка "Сбербанк-АСТ" (130 баллов, 2-е место). По мнению экспертов НАУЭТ, лидерство "Сбербанк-АСТ" в количественных критериях уступает высоким оценкам системы сервисов ЕЭТП. Эксперты НАУЭТ отмечают, что при общей тенденции развития электронных торговых площадок - переносе акцентов с заказчика на поставщика - именно это позволяет ЕЭТП занять первое место в рейтинге.

    РТС-Тендер занимает третье место (81 балл), имея только один высший балл по быстроте поиска контактов техподдержки на сайте. Позиции ММВБ-ИТ поколебались после смены владельца, поэтому площадка опустилась с третьего на четвертое место (76 баллов). АГЗРТ, работающая лишь с одним регионом, занимает последнее место в рейтинге (56 баллов).

    По словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Назаркина, основные критерии рейтинга формируются в две базовые группы: количественная статистка и клиентоориентированность сервиса. "В большинстве случаев аналитики НАУЭТ использовали данные сайта zakupki.gov.ru и сайтов самих электронных площадок, а также основывались на заключениях независимых экспертов, - говорит Антон Назаркин. - Оценки выставлялись по 5-балльной системе, где максимальный балл получал оператор, показавший лучший результат в категории. Итоговый балл для каждого оператора получен путем суммирования всех присвоенных ему баллов".

    ЕЭТП принадлежит правительству Москвы (52%) и Банку Москвы (48%). Основные клиенты площадки в госсекторе - субъекты РФ: Москва, Санкт-Петербург и Республика Башкортостан, а также ряд крупных ведомств - минобороны, МЧС и другие. У ЕЭТП есть блок по работе с корпоративными клиентами в соответствии с Законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ). Среди них - "Ростелеком", "Росатом", Московский и Санкт-Петербургский метрополитены и другие. В марте 2014 г. ЕЭТП запустила пилотный проект по продаже государственной недвижимости Москвы в соответствии с законом о приватизации (178-ФЗ). За исследуемый период, согласно статистике портала zakupki.gov.ru, на площадке было проведено более 115,1 тыс. торгов на сумму 432,1 млрд рублей, что составляет 27,2% от общей суммы проведенных процедур.

    Электронная площадка "Сбербанк-АСТ" принадлежит Сбербанку России. Проводит государственные и корпоративные закупки, продажу имущества предприятий-банкротов, приватизацию и аренду имущества, а также закупки для нужд Сбербанка России. За предыдущие шесть месяцев площадка провела 279,3 тыс. торгов на сумму 689,8 млрд рублей (43,4% от суммы всех проведенных процедур).

    Владелец "РТС-Тендер" - некоммерческое партнерство развития финансового рынка НП РТС. Площадка проводит около 80% госзакупок Сибирского федерального округа, также в число ее клиентов входит ряд федеральных ведомств. РТС-Тендер не имеет собственного блока ведения коммерческих торгов по 223-ФЗ, но предоставляет такую возможность через своего партнера "OTC-tender". С января по июнь 2014 года площадка провела 96,7 тыс. торгов на сумму 290,5 млрд рублей (18,3% от общей суммы проведенных процедур).

    ММВБ-ИТ, 100% акций которого в январе этого года Московская биржа продала торговому порталу Fabrikant.ru, с марта изменила фирменное название на "Электронные торговые системы". Сумма сделки составила 440 млн руб. Клиенты площадки - Федеральное казначейство, Федеральная служба по оборонному заказу, Счетная палата, Нижегородская область, а также блок закупок Республики Беларусь. Площадка не имеет собственного блока ведения коммерческих торгов и проводит их на площадке Fabrikant.ru. С начала этого года площадка провела 14,5 тыс. торгов на сумму 84 млрд рублей (5,3% от всех торгов).

    АГЗРТ обслуживает организации Республики Татарстан. В числе клиентов площадки - муниципальные образования республики, а также различные региональные структуры исполнительной власти и военные организации. За исследуемый период площадка провела 27,4 тыс. торгов на сумму 92,5 млрд рублей (5,8% от общей суммы проведенных процедур).

    В России в 2013 году рынок государственных закупок составил 6 трлн рублей, что равняется почти 10% годового ВВП (66,689 трлн). По данным Национального рейтинга прозрачности закупок (НРПЗ), торги в электронной форме составили 73% (4,4 трлн рублей) от всего объема госзаказа, а потери государства от коррупционной составляющей - закупок по завышенным ценам - вылились в 265 млрд рублей (5,5 млрд евро).

    "Рынок государственных закупок составляет внушительную долю экономики государства, а контроль целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств - одна из стратегических задач любого правительства, - говорит исполнительный директор Ассоциации электронных торговых площадок Илия Димитров. - Проведение государственных закупок в электронной форме многократно упрощает процедуру контроля и, соответственно, препятствует развитию коррупции".