Когда произошел поход ермака в сибирь. Ермак и покорение сибири

Ермак Тимофеевич (Тимофеев) (рожд. ок. 1532 г. - смерть 6 (16) августа 1585 г.) — казачий атаман на службе пермских купцов Строгановых, покоривший для России Сибирское царство (ханство), осколок Золотой Орды.

Происхождение

Существует несколько версий происхождения Ермака. По одной из версий, происходил родом из донской казачьей станицы Качалинской. Согласно другой версии, он был родом с берегов реки Чусовая. Так-же есть версия о поморском происхождении Ермака. Считается, что фамилия его Тимофеев, хотя как правило казачий атаман зовется Ермаком Тимофеевичем, или просто Ермаком.

1552 год — Ермак командовал отдельным казачьим отрядом с Дона в войске царя Ивана Грозного в ходе покорения Казанского ханства. Отличился в Ливонской войне 1558–1583 гг., будучи лично известен .

Станичный атаман

Когда Ермак Тимофеевич возвратился из Ливонии в станицу Качалинскую, казаки избрали его станичным атаманом. В скором времени после избрания он с несколькими сотнями казаков ушел «вольничать» на Волгу, то есть разбойничать на ее берегах. Была разгромлена столица Ногайской орды степной городок Нагайчик. Было это около 1570 г.

Царь поручил очистить Волгу от речных разбойников казанскому воеводе – голове Ивану Мурашкину с несколькими стрелецкими полками, посаженными на речные суда. 1577 год — царский воевода Мурашкин очистил Среднюю и Нижнюю Волгу от разбойной казачьей вольницы. Было разбито и рассеяно немало больших и малых казачьих отрядов. Несколько атаманов взятых в плен было казнено.

Из Москвы на Дон был отправлен царский указ, чтобы Донское войско остановило «разбой» своих казаков, а виновных в этом «воровстве» схватить и отправить под крепкой стражей в столицу на суд. Посланные с Дона гонцы, имевшие при себе решение Войскового круга, нашли отряд Ермака и прочие уцелевшие отряды разбойных казаков на Яике (Урале). Большая часть донцов подчинилась приказу круга и разошлась по своим «юртам», то есть по станицам.

На службе у Строгановых

В отряде атамана Ермака остались те донские и волжские казаки, которые «попали в царскую опалу». Они собрали свой «круг», чтобы решить, как им дальше жить. Принятое решение было таким: с Волги уйти на Каму и поступить на «казачью службу» к богатейшим купцам-солепромышленникам Строгановым. Тем была нужна охрана их огромных владений от набегов сибирских инородцев.

Перезимовав на Сыльве и построив достаточное число легких стругов, казаки (540 человек) весной 1759 г. прибыли к Строгановым в городок Орел. Купцы-солепромышленники «расстарались», то есть сделали все для успешного похода против враждебного Сибирского царства и его правителя Кучума. Атаман Ермак Тимофеевич повел за собой не 540 казаков, а войско в 840 воинов. Строгановы дали триста своих ратников. Примерно треть казаков владела огнестрельным оружием.

Ермак — покорение Сибири

Взяв все необходимое, казаки 13 июня 1579 г. выдвинулись судовой ратью вверх по Чусовой до Тагильского волока. Дальше путь лежал до реки Серебрянки. Волок от устья реки Серебрянки до истоков реки Тагил (Тагиль) – до речки Наровля тянулся почти на 25 верст полного бездорожья. Легкие суда казаки перетащили «на ту сторону Камня», то есть Уральских гор.

К 1580 году дружина атамана Ермака Тимофеевича вышла к Тагилу. В лесном урочище построили походный лагерь для зимовки. Казаки всю зиму «воеваша владения Пелымского хана». 1580 год, май — на старых стругах и вновь построенных судах казаки вышли из Тагила на реку Туру и стали «воевать окрестные улусы». Улусный хан Епанча был разбит в первом же бою. Ермак занял городок Тюмень (Чинги-Тура). Там прошла новая зимовка.

1581 год, весна — идя дальше по реке Туре, в самых ее низовьях смогли одолеть в бою ополчение сразу шести местных князьков. Когда казачья флотилия по реке Туре вышла на просторы гораздо более полноводного Тобола, там они встретили главные силы хана Кучума. «Сибирцы» занимали урочище Бабасан (или Караульный Яр), где река суживалась в высоких, обрывистых берегах. Согласно летописи, реку в этом месте преградили железной цепью.

Командовал ханскими войсками наследник Кучума царевич Маметкул. Когда казачьи струги подошли к речной узкости, на них с берега посыпались стрелы. Атаман Ермак принял бой, высадив часть своей дружины на берег. Другая часть осталась на стругах, обстреливая противника из пушек. Маметкул во главе татарской конницы атаковал высадившихся на берег казаков. Но те встретили кучумовцев «огненным боем».

Судовая рать Ермака двинулась дальше вниз по Тоболу. В скором времени произошло 5-ти дневное столкновение с войском царевича Маметкула. И опять победа казаков была убедительной. По легенде, их воодушевило на бой видение Николая-угодника. Ханское войско во всем своем множестве заняло высокий обрыв на правом берегу Тобола, который назывался Долгим Яром. Течение реки перегородили сваленными деревьями. Когда флотилия казаков подошла к преграде, с берега она была встречена тучами стрел.

Покорение Сибири

Ермак Тимофеевич отвел струги назад и на протяжении 3-х дней готовился к предстоящему сражению. Он пошел на военную хитрость: часть ратников с чучелами, сделанными из хвороста и одетыми в казачье платье, оставалась на стругах, хорошо заметных с реки. Большая часть отряда сходила на берег, чтобы атаковать врага, по возможности, с тыла.

Судовой караван, на котором осталось только 200 человек, двинулся вновь по течению реки, обстреливая из «огненного боя» неприятеля на берегу. А в это время основная часть казачьей дружины зашла ночью в тыл ханскому войску, неожиданно обрушилась на него и обратила в бегство. Вскорости, 1 августа, у озера Тара было разбито войско хана Харачи.

Теперь на пути казаков был Искер. Хан Кучум собрал для защиты своей столицы Искера все имевшиеся воинские силы. Местом для сражения он умело выбрал излучину Иртыша, так называемый Чувашский мыс. Подходы к нему прикрывались засеками. В ханском войске было две пушки, привезенные из Бухары.

Бой 23 октября начался с того, что конный татарский отряд приблизился к стоянке казачьей дружины и обстрелял ее из луков. Казаки разбили противника и, преследуя его, столкнулись с основными силами ханского войска, которым командовал царевич Маметкул. На победном поле брани пало 107 боевых товарищей Ермака, заметно умалив его и без того небольшую казачью рать.

Хан Кучум в ночь на 26 октября 1581 г. сбежал из Искера. В день 26 октября казаки заняли его, назвав городок Сибирью. Он стал главной ставкой атамана Ермака. Остяцкие, вогульские и другие князьки добровольно прибывали в Сибирь и там принимались в подданство русского царя.

Из Сибири (Искера) Ермак сообщил купцам Строгановым о своих победах. В месте с этим начало готовиться посольство («станица») в Москву во главе с атаманом Иваном Кольцо – «бить челом царю царством Сибирским». С ним было отправлено 50 «лучших» казаков. То есть речь шла о присоединении к Русскому государству еще одного (после Казани и Астрахани) «осколка» Золотой Орды.

Карта похода Ермака

Сибирский князь

Сказал покорителям Сибири свое благодарственное слово: «Ермаку с его товарищи и всем казакам» прощались все их прежние вины. Атаману были пожалованы шуба с царского плеча, боевые доспехи, в том числе два панциря, и грамота, в которой самодержец жаловал Ермака титулом Сибирский князь.

1852 год — казаки смогли утвердить власть московского государя «от Пелыма до реки Тобола», то есть во всех областях по течению этих двух больших рек Западной Сибири (в современной Тюменской области).

Но в скором времени гибель двух казачьих отрядов придала беглому хану Кучуму новые силы. Во главе мятежа стал хан Карача. Он со своими отрядами подступил под деревянные стены Сибири. С 12 марта 1854 г. казаки смогли выдержать настоящую вражескую осаду в целый месяц. Но атаман нашел верный выход из действительно опасного положения.

В ночь на 9 мая, в канун святого покровителя казачества Николая-угодника, атаман Матвей Мещеряк с отрядом казаков смог незаметно пробраться через неприятельские караулы и напал на стан хана Карачи. Нападение отличалось и внезапностью, и дерзостью. Ханский стан подвергся разгрому.

Смерть Ермака

Тогда хан Кучум пошел на хитрость, которая ему вполне удалась. Он подослал к Ермаку верных людей, которые сообщили атаману о том, что вверх по реке Вагай движется купеческий караван из Бухары, а хан Кучум их задерживает. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом всего в 50 казаков поплыл вверх по Вагаю. В ночь на 6 августа 1585 г. отряд остановился на отдых в месте слияния Вагая с Иртышом. Уставшие от тяжелой работы на веслах казаки не выставили дозорных. Или, что более вероятно, те попросту уснули в непогожую ночь.

Глубокой ночью конный ханский отряд переправился на островок. Воины Кучума, подкрались к ним незамеченными. Нападение на спящих было неожиданным: немного кто успел схватиться за оружие и вступить в неравную схватку. Из всего казачьего отряда в 50 человек в той резне уцелело лишь двое. Первым был казак, который сумел-таки добраться до Сибири и сообщить печальную весть о гибели товарищей и атамана.
Вторым был сам Ермак Тимофеевич.

Будучи раненным, одетый в подаренную царем тяжелую кольчугу (или панцирь?), он прикрывал отход немногих казаков к стругам. Не сумев взобраться на струг (видимо, он уже оставался в живых только один), Ермак Тимофеевич утонул в реке Вагай. По другой версии, Ермак погиб у самой кромки берега, когда отбивался от нападавших. Но тем не досталось его тело, унесенное в ночь сильным речным течением.

История покорения Сибири Ермаком начинается в 1552 г., когда русское войско завоевало Казанское ханство. После этого непосредственным соседом России на востоке стало ханство Сибирское. В 1555 г. его правитель хан Едигер (Эдигар) получил согласие на подданство Ивану IV Грозному. В царскую казну стал поступать умеренный пушной налог – ясак. Он составлял одну соболиную и одну беличью шкурку в год с человека.

Именно этот ясак и стал тем самым магнитом, который тянул к себе людей. Сибирь издавна славилась пушными богатствами, а меха в те времена очень ценились не только за красоту. Потому неудивительно, что этот край был излюбленным местом русских купцов, которые совершали чрезвычайно выгодную торговлю с местным населением, нередко обманывая его.

Однако Сибирское ханство подчинялось требованиям Ивана Грозного недолго: вскоре в Сибири произошел переворот, и ханом стал потомок Чингисхана Кучум. Поначалу он продолжал считать себя вассалом царя, но затем перестал присылать ясак, сам обложил данью племена, ранее подчинявшиеся Ивану Грозному, и даже осмелился нападать на уральские поселения русских купцов.

Снаряжение похода Ермака: купцы Строгановы

Среди тех выделялись богачи Строгановы, которым правительство разрешило строить крепости и содержать на Урале стрелецкие войска, вооруженные пищалями. Несмотря на то, что войска эти представляли значительную силу, они не могли препятствовать постоянным набегам отрядов сибирских князей. Тогда Строгановы решили нанять людей действительно искусных в ратном деле, которые могли бы не только оборонять границу, но и предпринять поход в Сибирь для захвата новых территорий. Причем второй пункт был едва ли не важнее первого. Хитрые купцы, всюду искавшие выгоду, помышляли одним ударом убить двух зайцев: и отвести опасность от своих стен, и заполучить новые земли, способные принести немалый доход.

Казаки подходили на роль таких людей идеально. Будучи прекрасными воинами, они были готовы ради денег на все. Поход «за Камень», как в те времена называли Урал, сулил огромную прибыль, и отказываться не имело смысла. Кроме того, в это время один большой казачий отряд находился в царской опале за набег на ногайцев, что царь строжайше запретил.

Иван Грозный вызвал отряд из волжских степей, чтобы направить его в самое пекло бушующей Ливонской войны.

Когда главный атаман отряда Ермак Тимофеевич узнал о плане царя, то сразу откликнулся на предложение Строгановых — во многом из-за заботы о своих казаках. Иван Грозный собирался не просто отправить их на войну, а выставить в авангарде, что означало неминуемую смерть. Несогласные с решением царя, казаки решили бежать на волжские степи. Но на Волге они были в досягаемости царской власти, тогда как за Камнем никто не смог бы достать их, кроме хана Кучума.

Начало покорения Сибири Ермаком

После разгрома отряда Карачи, покорение Сибири Ермаком вошло в завершающую стадию. Кучум стал действовать хитро. Он послал к крепости двух всадников, представившихся бухарскими купцами. Они сообщили Ермаку, что хотят торговать с Россией, и что Кучум этому препятствует и держит купеческий караван в плену.

Атаман решил освободить «пленников» и отправился им на выручку на одной из струг. Хан снарядил отряд, который неотступно следил за продвижением казаков по реке. В ночь, когда Ермак был вынужден пристать к берегу на ночлег, на его отряд напало войско Кучума. Практически все казаки были перебиты, погиб и сам Ермак. Любопытно то, что атаман до конца прикрывал отступление своих солдат и умер из-за того, что, бросаясь в уходящий струг, промахнулся и утонул – два драгоценных и тяжелых панциря, царский подарок, не оставили Ермаку ни малейшего шанса. Это случилось 5 августа 1585 г.

Но, несмотря на это, покорение Сибири Ермаком фактически состоялось. Дни ханства были сочтены: в Сибирь по приказу царя двинулись военные подкрепления. Кучум потерпел окончательное поражение, после чего бежал, сначала в Барабинские степи, затем к Иртышу, и, наконец, к ногайцам, которые его и казнили. В историю вошел знаменитый факт: во время своих скитаний по степям Кучум как-то раз попросил царя Федора Ивановича вернуть ему один из вьюков бухарских купцов, на котором те везли специальное зелье для больных ханских глаз.

После этого на Сибирской земле стали возникать русские города, первым из которых была Тюмень. Покорение Сибири Ермаком открыло новую страницу в .

  • Выше, я уже не раз высказывал мнение о том, что одним из самых надёжных индикаторов, указывающих на то, что тот или иной отрезок истории сфальсифицирован , является сложность его преподавания для в учебной аудитории. Если история скучна и запутанна, и не усваивается учениками или студентами в предполагаемом объёме, то это верный признак того, что изучаемые события, - вымышлены. Простой пример: - Раннюю историю Руси школьники изучают с удовольствием, и легко усваивают учебный материал. Нет, там тоже, конечно же много перевёрнуто с ног на голову, но сделано это, хотя бы, понятно.

    Но как только доходит дело до изучения истории «Дома Романных» , школьники начинают зевать, внимание их рассеиваются, а преподаваемый материал категорически становится не усвояемым. Почему? Да потому, что «писатели» истории слишком перемудрили, пытаясь объяснить явные нестыковки и противоречия. Многослойные нагромождения из бесчисленного количества царей, цариц и царевичей и самозванцев порождает такую «кашу» в головах обучающихся, что расставить все точки над «i», бывает сложно даже опытному преподавателю.

    И заподозрить исторический подлог не так уж сложно, на самом деле. Достаточно изучить портретную галерею всех представителей романовской династии, чтобы сделать вывод, который напрашивается сам собой. Первые из Романовых, по внешним признакам никак не могут относиться к представителям славянского народа . Значит, власть была захвачена чужими. Когда? Скорее всего, ещё их предками, которых относят к рюриковичам, но которые таковыми по факту уже не являлись.

    С тех пор, как женой Ивана III стала крещёная в ортодоксальное христианство иудейка Зоя , которая вошла в историю под именем Софья Палеолог , с генетикой русских монархов, явно что-то произошло. Русскими они не могли быть ни по одному из признаков. «Монгольские» ханы имели ярко выраженную славянскую внешность, а «русские» цари, почему то обладают внешними чертами, характерными для народов Кавказа, или Ближнего востока.

    Павел I

    Дальше становится совсем уж непонятно . Начиная с Петра I, все «Романовы» имеют во внешнем облике явные черты вырождения , генетической деградации. Последним таким царём был Павел I . А вот его дети и дальнейшие потомки, известны нам уже, как рослые статные красавцы, которые непостижимым образом «выздоровели». Это может свидетельствовать только об одном: - Власть снова перешла к новой династии, и об этой странице нашей истории, в учебниках ничего не говорится.

    Другой проблемой для преподавателей истории, является так называемое «покорение Сибири» . Даже самые успешные ученики в этом вопросе часто «плавают», и проявляют чудеса слабого усвоения учебного материала. Почему? Ответ всё тот же. Правда, скорее всего, заключается не только в том, что покорением, в общепринятом смысле, это не являлось. Кроме того, безбожно перевраны даты вымышленных, или сфальсифицированных событий, и их география. Но самое главное, - историками были извращены мотивы, причины, и сама суть событий.

    Примечательно, что для того, чтобы переписать историю, её вовсе необязательно переписывать. Чтобы понять, как же такое возможно осуществить, достаточно вспомнить старый анекдот:

    Мужчина возвращается в поезде из командировки. Занимает место на нижней полке купейного вагона, и вдруг, с верхней полки свешивается стройная женская ножка. Попутчики знакомятся, у них завязывается роман, и они выходят вместе на станции, которая находится далеко от места назначения командировочного.

    Наутро, мужчина, освободившись из объятий любовницы спешит на почту, и отправляет законной супруге телеграмму: - «Ехал поезде тчк подвернулась нога тчк лежу постели зпт целую зпт обнимаю тчк».

    Мужчина сказал хоть одно слово неправды? Очевидно, - нет. Обманул ли он жену? Конечно, - да . Подобный парадокс активно используется и для исторических фальсификаций. Но ростки правды можно отыскать в самых неожиданных местах, поэтому, я не брезгую рыться в самых неприятных завалах информации, в которых неожиданно может отыскаться ответ на вопрос, который годами не давал покоя, и который невозможно было получить ни из одного из источников. Не важно, официальных или альтернативных.

    Так, изучая лекцию профессора Принстонского университета Стивена Коткина , я с великим удовлетворением обнаружил подлинные бриллианты среди гигантского массива русофобской лжи о России. Среди оголтелой клеветы, замешанной на классической Норманнской теории, разбавленной досужими измышлениями известного учёного, в которых он автоматически экстраполирует деяния своих предков при зачистке США от коренных жителей, на действия наших предков, при «завоевании Сибири ».

    Оказывается, что для профессора не является загадкой тот факт, что часть авторов, писавших о Тартарии, определяют границу между Европой и Азией по реке Дон, а другие считают такой границей Урал:

    «Петр Великий изменил имя Московии и провозгласил Россию империей в 1720-х годах (после победы над Швецией). В 1730-х годах Василий Татищев переместил границу между Европой и Азией реки Дон до реки Яик (Урал)».

    Это утверждение очень многое объясняет , конечно, но мало что меняет, в отличии от следующей оговорки Коткина:

    «В отличие от первооткрывателей Новой Испании, Новой Англии и Новой Франции русские казаки семнадцатого века не стремились растворить свой новый свет в старом, переименовать, уничтожить или преобразовать его».

    Почему я назвал это «оговоркой»? Да потому, что словосочетание «свой новый свет», напрямую указывает на то, что Европа называла Америку Новым светом, а Россия по аналогии с Европой, оказывается, имела собственный «Новый свет» в качестве прибавленных территорий Сибири. А это, согласитесь, заставляет смотреть на этот период истории совершенно под иным углом зрения. Выходит, что мы имеем не совпадение во времени двух, независимых друг от друга событиях, но это есть единый процесс передела мира, где Северная Америка и Сибирь, это два театра военных действий одной глобальной войны . Войны, разделённой не только географически, но и искусственно разнесённой во времени. Версия о том, что подлинное покорение Америки происходило одновременно с покорением Сибири, неожиданно находит своё подтверждение. Неожиданно и утверждение Коткина о том, что Омск ранее назывался Спартой, потому, что он при этом ссылается лишь на некие воспоминания неких сибиряков. Любопытна и оценка, данная профессором промышленности Российской империи восемнадцатого века:

    «В 1747 году Акинфий Демидов получил разрешение царя на открытие шахт и плавку металлов на заводах в южно-сибирском регионе под названием Колывань-Воскресенск. К 1800 году промышленность Колывани выросла больше, чем в Англии, Голландии и нескольких европейских стран вместе».

    Многие исследователи предполагают, что Колывань-Воскресенск, это Нижний Тагил . Однако ряд фактов указывает на то, что Колывань находится на тысячи километров восточнее Урала, на Алтае .Сегодня называется Змеиногорск, и именно там жили отец и сын Черепановы, создавшие первый паровоз. Но, вот что совершенно повергает в недоумение, так это признание Коткиным версии о принадлежности отдельных североамериканских земель Великой Тартарии. Подобные утверждения мне приходилось встречать в работах наших отечественных историков – альтернативщиков, но это их старание выдать желаемое за действительное, точнее – прошлое, не вызывает удивления, разве, что лёгкую иронию. Но русофоба Коткина в псевдославянофильстве заподозрить очень не просто. Неведомо, откуда в 1996 году у американца появились такие сведения, но, как говорится, «из песни слов не выкинешь»:

    «Даже для русских, в начале восемнадцатого века до сих пор было неясно , как далеко находились их восточные земли. Возможно, они простирались вглубь Американского континента, где их восточные туземцы считались «тартарами». Разумеется, голословное утверждение нельзя принимать как достоверный факт, однако если систематизировать все имеющиеся сведения, которые имеют хотя бы косвенные подтверждения, то невозможно не согласиться с некоторыми выводами, сделанными непрофессиональными учёными.

    Но давайте разбираться по порядку. Начнём с общепризнанной версии, которая вне всяких сомнений содержит некоторые моменты, помогающие пролить свет на подлинные события, которые замаскированы «покорением» Сибири. Из каких же источников нам известно об этом грандиозном событии? Разумеется, как это часто бывает, у целой эпохи оказывается всего один автор . Разбираясь в завалах монографий историков, нетрудно заметить, что каждый из авторов ссылается друг на друга, а все вместе они считают единственным и неповторимым, труды С.М. Соловьёва, который сам считал самой достоверной, информацию оставленную мэтром Н.М.Карамзиным.

    Выходит, что всё, что нам известно о «кровопролитной войне России с мощной Сибирской ордой», нам известно от одного писателя, который появился на свет через сто лет после описываемых им событий. А он-то на что опирался? А Многоуважаемый Иван Михайлович, оказывается, ссылался на так называемую «Кунгурскую летопись». Но пусть вас название документа не вводит в заблуждение. Это просто заголовок художественного сочинения, которое, якобы, оставил после себя один из участников «покорения» Сибири . И как вы догадались уже, наверное, оригинал его был утрачен , а издание 1880г. всего лишь реконструкция.


    По сути, это своеобразные комиксы, где картинкам даются пояснения. В основном это описание географии, рек и городов, населяющих Сибирь народов, и их обычаев. И вот, из этих-то комиксов и родилась версия, по которой теперь снимают грандиозные «исторические» фильмы с батальными сценами, в которых участвуют тысячи ряженых «татар» и «русских витязей». Одна из сотен коммерческих экспедиций, подобных экспедициям отрядов атаманов Маркова, Хабарова и Дежнева, которые не имели ничего общего с государственной политикой, вылилась один из грандиознейших исторических мифов, призванных объяснить необъяснимое. А именно: - каким образом на месте Великой Тартарии появилась Русь, и каким образом Туран оказался в её составе :

    «Сибирский поход Ермака - вторжение казачьего отряда Ермака на территорию Сибирского ханства в 1581-1585 годах, которое положило начало русскому освоению Сибири.
    Отряд численностью в 840 человек был сформирован во владениях Строгановых, в Орле-городке. Деятельное участие в оснащении отряда всем необходимым приняли купцы Строгановы. Казаки Ермака прибыли на Каму по приглашению Строгановых в 1579 году для защиты их владений от нападений вогулов и остяков. Поход осуществлялся без ведома царских властей, и Карамзин назвал его участников «малочисленной шайкой бродяг». Костяк завоевателей Сибири составили волжские казаки в числе пяти сотен во главе с такими атаманами, как Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, Никита Пан, Яков Михайлов. Помимо них, в походе принимали участие татары, немцы и литва. Войско было погружено в 80 стругов». (Википедия)

    Но ведь даже это краткое пояснение, которое не расходится с официальным, уже ставит ряд вопросов, здравые ответы на которые, не оставляют камня на камне от, существующей в головах наших современников, картины «покорения . А сформировалось это предубеждение в нашем сознании, в том числе и благодаря «Сибирскому вестнику» Г.И. Спасского.

    Ермак здесь очень сильно отличается от того образа, который нам внушили историки, благодаря стараниям масс-медиа. И сходство с испанскими конкистадорами , здесь явно не случайно. Это одно из косвенных подтверждений версии альтернативных историков о том, что на самом деле эпоха географических открытий и колонизации не была так разнесена по шкале времени, как нам говорят. На самом деле, «завоевание Америки» и «покорение Сибири», это череда одних и тех же событий, происходивших в одно время на разных континентах. И автор не случайно приводит исторические параллели:

    «… когда страсть к путешествиям и завоеваниям – страсть к открытиям и новости, соделались всеобщим духом западных народов Европы. – Когда Колумбы, или прежде оных Америки, потом Кортецы, Пизары и Альбукерки, с благославления Папы покоряли Свет Новый…»

    Однако, хотя вся книга является сплошной одой отважным патриотам, которые, по мнению автора, думали только о славе России , а не о вознаграждении, обещанном им их работодателями Строгановыми, есть в ней и любопытные детали. Например, совершенно иначе показана смерть самого Ермака. Убит он был не в бою, а застрелен при невыясненных обстоятельствах, после чего его тело было найдено на берегу Иртыша в 15 вёрстах ниже устья Вагая одним из рыбаков. Рыбак сообщил о находке Кучум-Хану, и тот с почестями похоронил Ермака на кладбище Бегичевских татар.

    Этот эпизод позволяет сделать предположение о том, что вероятно, нам не всё известно о взаимоотношениях как внутри дружины Ермака , так и между казаками и Татарами. Встречаются и другие любопытные сведения. Например, описание руин неизвестной крепости, которые встретились отряду Ермака на речке Козловке, в 25 вёрстах от Тобольска. Здесь для нас главное то, что никто из местных татар не смог рассказать Ермаку о том, чья это была крепость, когда построена, и когда и кем разрушена. Т.е.ситуация сходна с той, когда конкистадоры пытали индейцев Мезоамерики об истории руин, обнаруженных ими в джунглях. Инки, как и татары говорили, что они этого не строили, и всё это существовало ещё до них.

    Далее казаки встретили ещё более древние остатки укреплений в 29 верстах от Тобольска , между реками Асланой и Белкиной. Там на тот момент сохранились валы по 3 сажени высотой, и рвы в 3 сажени глубиной (1 сажень = 1,78см). Впечатляющие размеры, надо сказать. Если только остатки вала были высотой 5 метров, то какими же они были изначально, с учётом крепостных стен! И их строили татары, которых «покорили» 840 бродяг? А как вообще недоукомплектованный полк, состоящий из, пусть и обученных и бесстрашных мужчин, смог покорить территорию площадью более 13 миллионов квадратных километров? Историкам самим не смешно?

    В общем, даже авторам девятнадцатого века было вполне очевидно, что поход Ермака в Сибирь, это было никакое не покорение , несмотря на то, что повинуясь цензуре, они писали именно о военном покорении. Но при этом девяносто процентов текста содержит описание быта и нравов народов Сибири, географии, растительности, и что особенно примечательно, описанию множества древних курганов, городов и крепостей, о происхождении которых сами татары уже ничего не помнили.

    Между тем, поражает тот факт, что казаки Ермака, по сути занимались археологическими изысканиями, а не завоеваниями . В «Вестнике» говорится об огромном количестве находок, сделанных на сибирских курганах казаками. В основном, это были изделия из… чугуна! Пластины с изображениями и письменами, фигурки, изображающие людей, зверей птиц, и т.п. Напомню, что в Европе чугун научились производить только в девятнадцатом веке. А вот ступицы скифских повозок уже были чугунными. Историки утверждают, что изобрели чугун китайцы в одиннадцатом веке. Однако экспедиция Ермака даёт основание для утверждения о том, что не в Китае начали плавить чугун, а в Катае. А Катай, это и есть Сибирь, которую «покорял» Ермак.

    Кроме изделий из чугуна, казаки обнаружили множество изделий и из стали. Об оружии упоминаний я не встречал, в основном это был рабочий инструмент. Много серпов для жатвы, что свидетельствует о развитом сельском хозяйстве, ножи, топоры и заступы. О происхождении этих артефактов, местные татары говорили, что наверное, это делали те чуди, которые жили в этих местах до них. Здесь автор делает резонное предположение о том, что найденные артефакты принадлежат не одному периоду древности, а накапливались тысячелетиями.

    Вот вам и «неисторическая земля» . Интересно, куда же все эти находки подевались? Ведь ничего подобного описанным предметам ни в одном из сибирских музеев при помощи доступных средств, крайне сложно.

    Туран есть Гардарика

    Многие ли задумывались о том, почему шахматная фигура, которая изображается в виде крепостной башни, и по какому-то недоразумению носит название «ладья», имеет второе непонятное наименование - «тура»?


    А ведь вопрос не столь прост, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в некоторых диалектах туркской языковой группы, слово тура́ обозначает «башня, город». Теперь внимание! Многие сибиряки знают о «холме», который называется Кысым Тура, и что в переводе на русский это значит «Девичья башня» (почти как главная достопримечательность города Баку). Но благодаря «Вестнику Сибири », мы выясняем, что Кысым Тура, это руины древнего города, который назывался Девичий город.

    Но и это не всё. Оказывается, что очень много сибирских городов, о которых теперь и воспоминаний не сохранилось, имели единую систему названий , в которой первым было имя собственное, а второе, - Тура, общее для всех. В точности как Ивангород, Новгород, Старгород, и т.д. И по сей день в Красноярском крае существует населённый пункт с названием Тура. Тура, это значит город. А Туран – страна городов, или иначе гардарика. И это название вполне уместно, судя по карте монаха Фра Мауро, на которой Сибирь изображена в виде фактически одного гигантского мегаполиса размером во всю Сибирь. Крайне занимательная картина открывается на странице «Тура» в «Викисловаре»:

    Тура́ или Турус - осадная башня.

    Тура - древнерусское название артиллерийских войск.

    Тура (Туры) - древнерусское название корзины без дна, наполненной сыпучим материалом для защиты от супостата.

    Тура́ - другое название шахматной фигуры «ладья»

    Тура - вышка для строительных работ.

    Козимо Тура - итальянский живописец.

    Тура - мифический предок туранцев, упоминается в Авесте.

    Ту́ра - бог в чувашской традиционной религии.

    Тура - по-татарски - город, например: Кызым-тура - девичий город.

    Реки:

    Тура́ - река в Западной Сибири, приток Тобола.

    Тура (приток Ингоды) - река в Забайкальском крае.

    Тура (приток Чурбиги) - река в Томской области.

    Тура (река, впадает в Кожозеро) - река в Архангельской области, впадает в Кожозеро.

    Населённые пункты:

    Тура - посёлок в Эвенкийском районе Красноярского края.

    Тура - деревня в Красногорском районе Удмуртии.

    Тура - деревня в Словакии, в районе Левице.

    Тура - город во Франции, недалеко от которого река Шер впадает в Луару.

    Верхняя Тура - город в Свердловской области.

    Нижняя Тура - город в Свердловской области.

    Скорее всего, в этот список следует ещё добавить, итальянский Турин, германскую Тюрингию, и другие европейские топонимы имеющим в названии корень «тур ».

    Но есть и другое странное совпадение. Не забываем о том, что туром на Руси звали быка, и человеко-быка Велеса, который в Европейской традиции называется Юпитером, или Япетом, т.е. библейским Иафетом, который считается отцом всей белой расы человечества. А теперь посмотрим на герб города Турина:

    По всему выходит, что правильнее говорить Ту́рин, а не Тури́н. Несомненно и древнее название Крыма,- «Tavrus», имеет прямое отношение к Туру:

    Сейчас это созвездие переименовали «случайно» в тельца, но ведь на самом деле, это бык, или тур. Так что же искала в Туране географическая экспедиция Ермака? А вот и ещё одна подсказка. «Вестник Сибири» о Колыванском озере:

    «В мѣстъ, тѣхъ дѣлъ самомъ гдѣбъ не много были явственнѣе достопамятыхъ перемѣнъ, міръ нами ные какъ горъ з какіе бы оставы разсѣянные на - слѣды физическихъ претерпѣвалъ обитаемый. Такихъ нѣкогда Сіи гранит - преждебывшихъ великомъ пространствѣ, неясноли изображавши ужасное дѣйствіѣ стихій воды? Не представляетъ ли сіе - озеро водъ малой остаток древняго скопленія? Но мрамор добываемый въ здешней окрестности, наполненный раковинами, свойственными единственно только глубине моря».


    Вот это уже очень серьёзно. В этом отрывке автор прямо задаётся вопросом, на который сам же и отвечает: - перед нами не что иное, как последствия глобальной катастрофы.


    Так она выглядела в девятнадцатом веке, и очевидец, похоже, не сомневался в том, что она рукотворна. Для примера взгляните, как она выглядит сегодня:

    Полагаю, нет нужды пояснять, насколько в действительности скоротечны геологические процессы. Совсем недавно это было руинами, а сегодня уже никто не сомневается в том, что перед нами скалы останцы, «причуды природы». В этой книге есть и ещё немало сюрпризов. Например, иллюстрация, на которой изображён отряд Ермака в Самоедии, т.е. на Новой Земле.

    Скорее всего, Ермак там никогда не был, однако, вполне возможно, что нам в который раз уже, историки «забыли» рассказать нечто важное: Например, о том, что экспедиций Ермака, могло было две, или более. А как относиться к внешнему виду тунгусов?

    Ошибка исключена, потому, что представители прочих северных народов, в книге изображены в полном соответствии с их подлинной внешностью . Кроме того, детализация элементов костюма, не оставляет шансов для предположения о том, что художник не знал, как тунгусы выглядят на самом деле. «С потолка» такие подробности взять невозможно, а значит тунгусы, как и юкагиры, и другие народы Сибири были представителями европеоидной расы.

    Взглянув на Иркутск, так же невозможно не заподозрить наличие глубоких пробелов в наших представлениях о «неисторической» Сибири в недалёком прошлом:

    Если бы не подпись к иллюстрации, можно было бы решить, что на ней изображён какой-нибудь европейский город. А вот и ещё одно материальное свидетельство неизвестной цивилизации, которая существовала прежде на территории Великой Тартарии:

    Сегодня это очень популярное у туристов место, но не сохранилось ни одного свидетельства о менгирах, указанных на гравюре . Видно, что в девятнадцатом веке они уже были очень старые, и имели серьёзные повреждения. Сейчас от них не сохранилось ничего. Ну, если только мелкие камешки, на которые никто не обращает внимания. Там же, в Алатау, в ущелье реки Баскан, существовало ещё более внушительное сооружение:

    Это даже руинами не назовёшь , и сегодня уже никто не помнит об их существовании в совсем недавнем прошлом. Куда всё подевалось? Почему во Франции сохранились сведения об этих руинах, а у нас нет? Но вернёмся к трудам Спасского. К его «Вестнику Сибири» был ещё издан «Альбом видов, чертежей зданий и древних надписей Сибири» (1818г.):

    Аблайкет (Аблаинкит, монг. Аблайн хийд) - джунгарский укреплённый буддийский монастырь XVII века. Основан в 1654 году тайши Аблаем. В 1671 году в ходе междоусобной борьбы взят Галданом и обречён на запустение. Развалины монастыря находятся на территории Уланского района Восточно-Казахстанской области. Комплекс располагался в горах и в плане имел форму пятиугольника. По периметру был окружён стеной высотой до 2 м. Стены защищали два культовых сооружения, в которых в XVIII веке были обнаружены рукописи на монгольской языке, статуи будд и изображения бодхисаттв и дхармапал с нимбами.

    Слава богу, хот эти руины дошли до наших дней , и не считаются природным образованием.

    Мавзолей Ботагай (Бытыгай, Татагай), каз. Ботағай кесенесі - архитектурный памятник ХІ-ХІІ веков. Расположен на левом берегу реки Нура, Коргалжынский район, в 2 км к востоку, от села Коргалжын Акмолинской области, на территории одноименного городища. Средневековый портально-купольный мавзолей. В середине ХIХ в. мавзолей был в относительно хорошем состоянии, ныне он руинирован . Судя по чертежам и описаниям путешественников, мавзолей Ботагай является одним из выдающихся шедевров архитектурно-строительного искусства.

    «Инвентаризация» сибирской Тартарии

    Теперь самое время, для подведения промежуточных итогов . Анализируя все вышеперечисленные факты, а так же имея в виду множество сведений изложенных в предыдущих главах, можно констатировать наличие достаточного массива данных для озвучивания следующих выводов:

    • Ни о каком «покорении» Турана относительно небольшой провинцией, - Московией, не может и быть речи . Для этого не существовало ни политических, ни экономических возможностей. То, что в последствии было названо «завоеванием» Сибири, было обычным коммерческим предприятием. Таким же как «Ост-Индская компания», «Компания Гудзонова залива», или «Русско-Американская компания». Т.е. ещё в недалёком прошлом, границами и территориями ведали не государства, а корпорации. И корпорация, главными акционерами которой были Строгановы, послала в Сибирскую Тартарию собственную делегацию во главе с Ермаком.
    • Целью предприятия было не завоевание, а рекогносцировка и инвентаризация того, что уцелело на территории, названной впоследствии Сибирью.
    • Тот факт, что Великая Тартария существовала на картах, в том числе и русских, вплоть до 1828г. свидетельствует о том, что захват части северо-восточных земель Священной Римской империей, со столицей в Санкт-Петербурге, не стал концом для всей Тартарии. Московская Тартария была единственной легитимной организацией, законно претендующей на разорённые катастрофой земли, простирающиеся восточнее Урала.

    А Петербург, хоть и стал сепаратной провинцией, но вынужден был считаться не только со своим сюзереном в Германии, но и с Московией . Напомню, что вплоть до самого конца существования потешной Российской Империи, все императоры «получали ярлык» в Успенском соборе Московского Кремля. Даже несмотря на то, что в истории Великой Тартарии, казалось бы была поставлена точка, которая вошла в историю под наименованием «Отечественной войны 1812г.».

    Что же произошло на самом деле?

    Что делали Петербургские генералы и русский флот в Америке, в то время, когда одновременно шли войны «С Наполеоном» в Европе и «За независимость» в Америке? Почему форма американских, русских и французских солдат была одинаковая? Почему в 1801 году с Лондонского Тауэра были сняты традиционные кресты, и водружены протестантские? Почему Флот Российской империи сменил «Юнон Джек» на знамя Андрея Первозванного? Почему британский флаг Кромвеля, напротив, заменили на «Юнион Джек»?

    Почему в русском флоте сплошь служили англичане и голландцы, в кавалерии, артиллерии и инфантерии – пруссаки, а русское дворянство говорило на французском языке? Почему памятник русский адмирал Нельсон стал национальным героем Британии, а памятник ему поставлен за счёт российской казны? Ну и главный вопрос: - Почему земли Русской Америки, Гавайских островов, Малайзии, и Кикладский архипелаг в Эгейском море были отторгнуты у Российской империи? Вот какой запутанный клубок, нам предстоит размотать.

    Война миров 1812. Часть 1

    Война миров 1812. Часть 2

    Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

    После победы над Казанским ханством России открылся более короткий и удобный путь к Сибирскому ханству, которое было образовано в результате распада Золотой орды Чингизидами из рода брата Батыя Шибана вначале 20-х гг. 15 в. на обширной территории от Урала до Иртыша и Оби.



    В 1555 году, сибирский хан Едыгерй очевидно рассчитывая на помощь Москвы в политической борьбе со своим врагом Кучумом, происходившим из рода Шибанидов, и претендовавшего на власть в Сибирском ханстве, обратился к Ивану Грозному через своих послов с просьбой принять всю его сибирскую землю в российское подданство и обязался платить дань соболями. Иван Грозный согласился на это. Но в 1563 году дружественный Москве Едыгей был свергнут Кучумом. Поскольку ливонская война не позволила Ивану IV оказать Едыгею своевременно военную помощь.

    Первые годы своего правления хан Кучум демонстрировал свою лояльность Московскому государю, называл его старшим братом и даже отправил ему в 1569 году в качестве дани тысячу соболей. Но уже в 1571 году Кучум разорвал дипломатические отношения, с Россией убив московского посла приехавшего за данью. После этого отношения Москвы и Сибирского ханства становятся откровенно враждебными. Кучум переходит к обычной ордынской политике - грабительских набегов.

    В 1573 году сын Кучума Маметкул совершает набег на реку Чусовую. Строгановская летопись сообщает, что целью набега было разведать дороги, которыми можно пройти с войском в Великую Пермь и к крепостям Якова и Григория Строгановых, получивших 1558 году от Московского государя грамоту на владения по рекам Каме, Чусовой и Тобол, для обеспечения торговых путей в Бухару. При этом государь дал Строгоновым право добывать на пожалованных землях полезные ископаемые, собирать ясак, строить крепости и нанимать для защиты вооружённые отряды. Воспользовавшись данными им царём правами, Строгановы для защиты своих владений построили ряд городов-крепостей и заселили их нанятыми для охраны казаками. Пригласив для этого летом 1579 года к себе на службу 549 волжских казаков во главе с их атаманом Ермаком Тимофеевичем Алениным.

    В 1580 и 1581 году подвластные Кучуму Югорские князья совершают два грабительских набега на Пермскую землю. Строгановы были вынуждены, обратится к Ивану IV с просьбой, чтобы он разрешил воевать сибирскую землю ради обороны от татарского хана и русским людям на прибыток. Получив известие о частых нападениях Кучума на Пермскую землю, которые приносят много разорения, беды и горя государь был очень опечален и прислал Строгоновым жалованную грамоту со своим разрешением, и даже освободил их будущие земли от всех сборов, податей и повинностей сроком на двадцать лет. После этого Строгоновы снарядили на свои средства экскурсию, под руководством Ермака, выдав им в достатке всё самое необходимое для успешного похода: доспехи, три пушки, пищали, порох, съестные припасы, жалование, проводников и переводчиков.

    Таким образом, помимо расширения территории, хозяйственного освоения Сибири, добычи пушнины, на которые вполне обоснованно указывают историки, одной из главных причин освоения Сибири явилась ликвидация военной угрозы со стороны Сибирского ханства.

    1 сентября 1581 года (по некоторым данным 1 сентября 1582 года) отслужив соборный молебен, экспедиция Ермака Тимофеевича погрузившись на 80 стругов в торжественной обстановке с развивающимися полковыми знамёнами, под несмолкаемый звон колокола строгановского собора и музыку выступила в поход. Провожать казаков в дальний путь пришли все жители Чусовского городка. Так начался знаменитый поход Ермака. Численность отряда Ермака точно неизвестна. Летописи называют разные данные от 540 до 6000 тысяч человек. Большинство историков склоняется к мнению, что дружина Ермака насчитывала приблизительно 840-1060 человек.

    По рекам: Чусовой, Туре, Тоболу, Тагилу, казаки с боями продвигались из Нижне-Чусовского городка вглубь сибирского ханства, к столице хана Кучума - Кашлыку. Войны подвластных Кучуму мурз Епачи и Таузака никогда не слыхавшие огнестрельного оружия сразу разбежались после первых залпов. Оправдываясь, Таузак говорил Кучуму: "Русские воины сильны: когда стреляют из луков своих, то огонь пышет, дым выходит и гром раздается, стрел не видать, а уязвляют ранами и до смерти побивают; ущититься от них никакими ратными сбруями нельзя: все навылет пробивают". Но летописи отмечают и несколько крупных сражений отряда Ермака. В частности среди них упоминается сражение на берегу Тобола у юрт Бабасана, где выступивших в поход казаков безуспешно пытался задержать посланный Кучумом царевич Маметкул. В этой битве Маметкул имел огромный численный перевес, однако казаки не устрашившись превосходства ордынцев, дали им бой и сумели обратить десятитысячную конницу Маметкула в бегство. «Ружье восторжествовало над луком» писал по этому поводу С.М. Соловьёв. Продвигаясь дальше в Сибирь, казаки завладели улусом главного советника хана Кучума Карачи и крепостью мурзы Атика. Сравнительно лёгкие победы казакам обеспечило преимущество огнестрельного оружия, и бережное отношение Ермака к своей дружине, оберегавшего её от всяких случайностей, самолично расставлявшего усиленные караулы и лично проверявшего их, бдительно следившего, чтобы оружие его воинов было всегда хорошо начищено и готово к бою. В результате Ермаку удалось сохранить боеспособность дружины вплоть до решающего сражения с главными силами хана Кучума, которое произошло 23 октября 1582 года, у Чувашского мыса на правом берегу Иртыша. Численность отряда Ермака составляла приблизительно 800 человек, в то время как сибирских татар было более трёх тысяч.

    Чтобы его войска не попадали под пули казаков, хан Кучум приказал срубить засеку и расположил свои главные силы, которыми руководил его сын Маметкул, за поваленными стволами деревьев. В начавшейся битве казаки подплыли к берегу и стали высаживаться на него, одновременно обстреливая татар. Татары в свою очередь обстреливали казаков из луков, и старались заставить отойти их к стругам. Ермак видел, что непрерывный огонь, который вели его люди, не причиняет большого вреда засевшему за засекой неприятелю, и поэтому решил вывести татар на открытую местность. Сделав вид, что отступает, Ермак протрубил сигнал к отходу. Увидев отступление казаков, воспрянувший духом, Маметкул вывел свои войска из-за засеки и атаковал казаков. Но как только татарские войны стали к ним приближаться казаки построились в каре, расположив в его центре стрелков с пищалями, которые открыли по наступавшим татарам огонь, причиняя им большой урон. Попытки татар опрокинуть каре в рукопашной схватке не удались. В этой царевич Маметкул был ранен и едва не попал в плен, но татары сумели его спасти и в лодке вывезли с места сражения. Ранение царевича вызвало панику в войске и войны Кучума начали разбегаться. Бежал и сам хан Кучум. 26 октября 1582 года отряд Ермака вошёл в опустевшую столицу ханства Кашлык.

    Уже на четвёртый день после взятия столицы к Ермаку с выражением покорности и ясаком пришёл остецкий князь Бояр. Его примеру вскоре последовали другие ханы, и вожди мансийских племён. Однако, установление контроля над столицей сибирского ханства и прилегавшей к ней территории, ещё не означало полной ликвидации Сибирской орды. Кучум всё ещё располагал значительными военными силами. Под его контролем всё ещё оставались южные и восточные районы ханства, а также часть Югорских племён. Поэтому Кучум не стал отказываться от дальнейшей борьбы и прекращать сопротивления, а откочевал в недоступные для стругов Ермака верховья рек Иртыша, Тобола и Ишима, при этом внимательно наблюдая за всеми его действиями. При каждом удобном случае Кучум старался нападать на небольшие казацкие отряды и наносить им максимальный урон. Иногда ему это удавалось. Так его сын Маметкул, в декабре 1582 года, сумел уничтожить на озере Абалак отряд из двадцати казаков, возглавляемый есаулом Богданом Брязгой, разбивших у озера лагерь и промышлявших зимней рыбной ловлей. Ермак быстро узнал о случившемся. Догнал татарские войска и напал на них. Битва длилась много часов и по упорству намного превосходила Чусовскую битву и закончилась только с наступлением темноты. Ордынцы были разбиты и отступили, потеряв в этой битве, если верить документам посольского приказа десять тысяч человек.

    Следующий 1583 год, был удачен для Ермака. Сначала на реке Вагай был взят в плен царевич Маметкул. Затем подчинены татарские племена вдоль Иртыша и Оби и захвачена столица хантов Назым. После этого Ермак Тимофеевич отправил в Москву к царю отряд из 25 казаков во главе со своим ближайшем соратником Иваном Кольцо, с сообщением о взятии Кашлыка, приведении под власть русского царя местных племён, и пленении Маметкула. В качестве подарка Ермак отправил царю меха.

    Прочитав присланную Ермаком грамоту, царь был так обрадован, что простил казакам все их прошлые провинности, гонцов пожаловал деньгами и сукном, послал казакам в Сибирь большое жалование, а Ермаку богатую шубу со своего царского плеча и два дорогих доспеха и серебряный шлем. Также он велел величать Ермака князем сибирским и снарядил в помощь казакам воевод Семёна Балховского и Ивана Глухова с пятьюстами стрельцами.

    Однако силы Ермака вынужденного непрерывно воевать в течение нескольких лет, истощались. Испытывая острую нехватку боеприпасов, одежды и обуви, дружина Ермака неизбежно теряла свою боеспособность. Зимой 1584 года у казаков закончились запасы продовольствия. В суровых зимних условиях и враждебном окружении их пополнение было временно невозможно. В результате голода умерли многие казаки. Но этим их трудности не закончились.

    В том же году бывший советник Кучума Карача, попросил у Ермака помощи в борьбе с Казахской ордой. Его послы прибыли в Кашлык для переговоров, но увидев в каком бедственном положении, находятся казаки, доложили об этом Караче, и тот узнав, что казаки ослаблены голодом, и еле держатся на ногах, решил, что настал удобный момент покончить с Ермаком. Он обманным путём уничтожил посланный ему на помощь Ермаком отряд из сорока человек, возглавляемый вернувшимся из Москвы Иваном Кольцо, предательски напав на них во время пира, даваемого в их же честь.

    Весной Карача осадил Кашлык, окружив его плотным кольцом, при этом внимательно следя, за тем, чтобы никто из ханских и мансийских вождей признавших власть Ермака, не проник в Кашлык и не привёз туда продовольствия. Карача не стал штурмовать город, надеясь взять его измором, и терпеливо ждал, когда у осаждённых закончатся продовольственные запасы и голод окончательно ослабит их.

    Осада длилась с весны до июля. За это время лазутчики Ермака сумели разведать, где находится ставка Карачи. И в одну из летних ночей, под покровом темноты, высланный Ермаком отряд, сумев обойти татарские заставы караулы, неожиданно напал на ставку Карачи, перебив почти всю его стражу и двух сыновей. Сам Карача, чудом избежал гибели. Но с наступление утра, казаки не могли пробиться обратно в город. Расположившись на пригорке, они храбро и успешно отражали все атаки многократно превосходивших их по численности врагов, которые лезли на пригорок со всех сторон. Но Ермак, услышав шум боя начал стрелять по ордынцам, оставшимся на своих позициях под стенами Кашлыка. В результате к полудню войско Карачи утратило боевой порядок и бежало с поля боя. Осада была снята.

    Летом 1584 года хан Кучум не имя ни сил, ни мужества вступить в открытое сражение с Ермаком пошёл на хитрость, подослав к казакам своих людей, которые выдали себя за представителей бухарских купцов, и просили Ермака встретить на реке Вагай купеческий караван. Ермак, с оставшимися в живых казаками, численность которых, в разных источниках, колеблется от 50 до 300 человек, отравился в поход по Вагаю, но не встретил там никаких купцов и вернулся назад. На обратном пути, во время ночного отдыха на берегу Иртыша. Казаки подверглись нападению воинов Кучума. Несмотря на внезапность нападения и численное превосходство ордынцев. Казакам удалось отбиться, потеряв убитыми всего десять человек, сесть на струги и отплыть в Кашлык. Однако в этом бою прикрывая отход своих воинов, героически погиб атаман Ермак. Есть предположение, что он раненый пытался переплыть приток Иртыша Вагай, но утонул из-за тяжёлой кольчуги. После гибели своего атамана, оставшиеся в живых казаки, вернулись на Русь.

    Ермак оставил о себе добрую память, став для народа национальным героем, о котором были сложены, многочисленные сказания и песни. В них народ воспел преданность Ермака своим товарищам, его воинскую доблесть, полководческий талант, силу воли и мужество. Он навсегда остался в анналах русской истории как смелый землепроходец и победитель хана Кучума. И сбылись слова легендарного атамана сказавшего своим соратникам, «Не оскудеет память наша в этих странах».

    Поход Ермака ещё не привёл к присоединению Сибири к Русскому государству, но стал началом этого процесса. Сибирское ханство было разгромлено. Ещё один осколок Золотой орды прекратил своё существование. Данное обстоятельство, обезопасило границы России от нападений сибирских татар с северо-востока, создало благоприятные условия для широкого хозяйственного Сибирского края и дальнейшего расширения жизненного пространства русского народа. В след за дружиной Ермака в Сибирь потянулись торговые и военно-служивые люди, промышленники, звероловы, ремесленники, крестьяне. Началось интенсивное заселение Сибири. В следующие полтора десятилетия Московское государство завершило окончательный разгром Сибирской орды. Последняя битва русских войск с ордынцами произошла на реке Ирмень. В этой битве Кучум был полностью разбит воеводой Андреем Воейковым. С этого момента Сибирское ханство прекратило своё историческое существование. Дальнейшее освоение Сибири проходило относительно мирно. Русские поселенцы осваивали земли, строили города, заводили пашни, вступали в мирные хозяйственные и культурные связи с местным населением, и лишь в очень редких случаях имели место стычки с кочевыми и охотничьими племенами, но общего мирного характера освоения Сибирсаого края эти столкновения не меняли. У русских переселенцев в целом складывались добрососедские отношения с коренным населением, это объясняется тем, что пришли они в Сибирь не за грабежом и разбоем, а занятием мирным трудом.

    ПОХОД ЕРМАКА. НАЧАЛО ОСВОЕНИЯ СИБИРИ

    После победы над Казанским ханством России открылся более короткий и удобный путь к Сибирскому ханству, которое было образовано в результате распада Золотой орды Чингизидами из рода брата Батыя Шибана вначале 20-х гг. 15 в. на обширной территории от Урала до Иртыша и Оби.

    В 1555 году, сибирский хан Едыгерй очевидно рассчитывая на помощь Москвы в политической борьбе со своим врагом Кучумом, происходившим из рода Шибанидов, и претендовавшего на власть в Сибирском ханстве, обратился к Ивану Грозному через своих послов с просьбой принять всю его сибирскую землю в российское подданство и обязался платить дань соболями. Иван Грозный согласился на это. Но в 1563 году дружественный Москве Едыгей был свергнут Кучумом. Поскольку ливонская война не позволила Ивану IV оказать Едыгею своевременно военную помощь.

    Первые годы своего правления хан Кучум демонстрировал свою лояльность Московскому государю, называл его старшим братом и даже отправил ему в 1569 году в качестве дани тысячу соболей. Но уже в 1571 году Кучум разорвал дипломатические отношения, с Россией убив московского посла приехавшего за данью. После этого отношения Москвы и Сибирского ханства становятся откровенно враждебными. Кучум переходит к обычной ордынской политике - грабительских набегов.

    В 1573 году сын Кучума Маметкул совершает набег на реку Чусовую. Строгановская летопись сообщает, что целью набега было разведать дороги, которыми можно пройти с войском в Великую Пермь и к крепостям Якова и Григория Строгановых, получивших 1558 году от Московского государя грамоту на владения по рекам Каме, Чусовой и Тобол, для обеспечения торговых путей в Бухару. При этом государь дал Строгоновым право добывать на пожалованных землях полезные ископаемые, собирать ясак, строить крепости и нанимать для защиты вооружённые отряды. Воспользовавшись данными им царём правами, Строгановы для защиты своих владений построили ряд городов-крепостей и заселили их нанятыми для охраны казаками. Пригласив для этого летом 1579 года к себе на службу 549 волжских казаков во главе с их атаманом Ермаком Тимофеевичем Алениным.

    В 1580 и 1581 году подвластные Кучуму Югорские князья совершают два грабительских набега на Пермскую землю. Строгановы были вынуждены, обратится к Ивану IV с просьбой, чтобы он разрешил воевать сибирскую землю ради обороны от татарского хана и русским людям на прибыток. Получив известие о частых нападениях Кучума на Пермскую землю, которые приносят много разорения, беды и горя государь был очень опечален и прислал Строгоновым жалованную грамоту со своим разрешением, и даже освободил их будущие земли от всех сборов, податей и повинностей сроком на двадцать лет. После этого Строгоновы снарядили на свои средства экскурсию, под руководством Ермака, выдав им в достатке всё самое необходимое для успешного похода: доспехи, три пушки, пищали, порох, съестные припасы, жалование, проводников и переводчиков.

    Таким образом, помимо расширения территории, хозяйственного освоения Сибири, добычи пушнины, на которые вполне обоснованно указывают историки, одной из главных причин освоения Сибири явилась ликвидация военной угрозы со стороны Сибирского ханства.

    1 сентября 1581 года (по некоторым данным 1 сентября 1582 года) отслужив соборный молебен, экспедиция Ермака Тимофеевича погрузившись на 80 стругов в торжественной обстановке с развивающимися полковыми знамёнами, под несмолкаемый звон колокола строгановского собора и музыку выступила в поход. Провожать казаков в дальний путь пришли все жители Чусовского городка. Так начался знаменитый поход Ермака. Численность отряда Ермака точно неизвестна. Летописи называют разные данные от 540 до 6000 тысяч человек. Большинство историков склоняется к мнению, что дружина Ермака насчитывала приблизительно 840-1060 человек.

    По рекам: Чусовой, Туре, Тоболу, Тагилу, казаки с боями продвигались из Нижне-Чусовского городка вглубь сибирского ханства, к столице хана Кучума - Кашлыку. Войны подвластных Кучуму мурз Епачи и Таузака никогда не слыхавшие огнестрельного оружия сразу разбежались после первых залпов. Оправдываясь, Таузак говорил Кучуму: "Русские воины сильны: когда стреляют из луков своих, то огонь пышет, дым выходит и гром раздается, стрел не видать, а уязвляют ранами и до смерти побивают; ущититься от них никакими ратными сбруями нельзя: все навылет пробивают". Но летописи отмечают и несколько крупных сражений отряда Ермака. В частности среди них упоминается сражение на берегу Тобола у юрт Бабасана, где выступивших в поход казаков безуспешно пытался задержать посланный Кучумом царевич Маметкул. В этой битве Маметкул имел огромный численный перевес, однако казаки не устрашившись превосходства ордынцев, дали им бой и сумели обратить десятитысячную конницу Маметкула в бегство. «Ружье восторжествовало над луком» писал по этому поводу С.М. Соловьёв. Продвигаясь дальше в Сибирь, казаки завладели улусом главного советника хана Кучума Карачи и крепостью мурзы Атика. Сравнительно лёгкие победы казакам обеспечило преимущество огнестрельного оружия, и бережное отношение Ермака к своей дружине, оберегавшего её от всяких случайностей, самолично расставлявшего усиленные караулы и лично проверявшего их, бдительно следившего, чтобы оружие его воинов было всегда хорошо начищено и готово к бою. В результате Ермаку удалось сохранить боеспособность дружины вплоть до решающего сражения с главными силами хана Кучума, которое произошло 23 октября 1582 года, у Чувашского мыса на правом берегу Иртыша. Численность отряда Ермака составляла приблизительно 800 человек, в то время как сибирских татар было более трёх тысяч.

    Чтобы его войска не попадали под пули казаков, хан Кучум приказал срубить засеку и расположил свои главные силы, которыми руководил его сын Маметкул, за поваленными стволами деревьев. В начавшейся битве казаки подплыли к берегу и стали высаживаться на него, одновременно обстреливая татар. Татары в свою очередь обстреливали казаков из луков, и старались заставить отойти их к стругам. Ермак видел, что непрерывный огонь, который вели его люди, не причиняет большого вреда засевшему за засекой неприятелю, и поэтому решил вывести татар на открытую местность. Сделав вид, что отступает, Ермак протрубил сигнал к отходу. Увидев отступление казаков, воспрянувший духом, Маметкул вывел свои войска из-за засеки и атаковал казаков. Но как только татарские войны стали к ним приближаться казаки построились в каре, расположив в его центре стрелков с пищалями, которые открыли по наступавшим татарам огонь, причиняя им большой урон. Попытки татар опрокинуть каре в рукопашной схватке не удались. В этой царевич Маметкул был ранен и едва не попал в плен, но татары сумели его спасти и в лодке вывезли с места сражения. Ранение царевича вызвало панику в войске и войны Кучума начали разбегаться. Бежал и сам хан Кучум. 26 октября 1582 года отряд Ермака вошёл в опустевшую столицу ханства Кашлык.

    Уже на четвёртый день после взятия столицы к Ермаку с выражением покорности и ясаком пришёл остецкий князь Бояр. Его примеру вскоре последовали другие ханы, и вожди мансийских племён. Однако, установление контроля над столицей сибирского ханства и прилегавшей к ней территории, ещё не означало полной ликвидации Сибирской орды. Кучум всё ещё располагал значительными военными силами. Под его контролем всё ещё оставались южные и восточные районы ханства, а также часть Югорских племён. Поэтому Кучум не стал отказываться от дальнейшей борьбы и прекращать сопротивления, а откочевал в недоступные для стругов Ермака верховья рек Иртыша, Тобола и Ишима, при этом внимательно наблюдая за всеми его действиями. При каждом удобном случае Кучум старался нападать на небольшие казацкие отряды и наносить им максимальный урон. Иногда ему это удавалось. Так его сын Маметкул, в декабре 1582 года, сумел уничтожить на озере Абалак отряд из двадцати казаков, возглавляемый есаулом Богданом Брязгой, разбивших у озера лагерь и промышлявших зимней рыбной ловлей. Ермак быстро узнал о случившемся. Догнал татарские войска и напал на них. Битва длилась много часов и по упорству намного превосходила Чусовскую битву и закончилась только с наступлением темноты. Ордынцы были разбиты и отступили, потеряв в этой битве, если верить документам посольского приказа десять тысяч человек.

    Следующий 1583 год, был удачен для Ермака. Сначала на реке Вагай был взят в плен царевич Маметкул. Затем подчинены татарские племена вдоль Иртыша и Оби и захвачена столица хантов Назым. После этого Ермак Тимофеевич отправил в Москву к царю отряд из 25 казаков во главе со своим ближайшем соратником Иваном Кольцо, с сообщением о взятии Кашлыка, приведении под власть русского царя местных племён, и пленении Маметкула. В качестве подарка Ермак отправил царю меха.

    Прочитав присланную Ермаком грамоту, царь был так обрадован, что простил казакам все их прошлые провинности, гонцов пожаловал деньгами и сукном, послал казакам в Сибирь большое жалование, а Ермаку богатую шубу со своего царского плеча и два дорогих доспеха и серебряный шлем. Также он велел величать Ермака князем сибирским и снарядил в помощь казакам воевод Семёна Балховского и Ивана Глухова с пятьюстами стрельцами.

    Однако силы Ермака вынужденного непрерывно воевать в течение нескольких лет, истощались. Испытывая острую нехватку боеприпасов, одежды и обуви, дружина Ермака неизбежно теряла свою боеспособность. Зимой 1584 года у казаков закончились запасы продовольствия. В суровых зимних условиях и враждебном окружении их пополнение было временно невозможно. В результате голода умерли многие казаки. Но этим их трудности не закончились.

    В том же году бывший советник Кучума Карача, попросил у Ермака помощи в борьбе с Казахской ордой. Его послы прибыли в Кашлык для переговоров, но увидев в каком бедственном положении, находятся казаки, доложили об этом Караче, и тот узнав, что казаки ослаблены голодом, и еле держатся на ногах, решил, что настал удобный момент покончить с Ермаком. Он обманным путём уничтожил посланный ему на помощь Ермаком отряд из сорока человек, возглавляемый вернувшимся из Москвы Иваном Кольцо, предательски напав на них во время пира, даваемого в их же честь.

    Весной Карача осадил Кашлык, окружив его плотным кольцом, при этом внимательно следя, за тем, чтобы никто из ханских и мансийских вождей признавших власть Ермака, не проник в Кашлык и не привёз туда продовольствия. Карача не стал штурмовать город, надеясь взять его измором, и терпеливо ждал, когда у осаждённых закончатся продовольственные запасы и голод окончательно ослабит их.

    Осада длилась с весны до июля. За это время лазутчики Ермака сумели разведать, где находится ставка Карачи. И в одну из летних ночей, под покровом темноты, высланный Ермаком отряд, сумев обойти татарские заставы караулы, неожиданно напал на ставку Карачи, перебив почти всю его стражу и двух сыновей. Сам Карача, чудом избежал гибели. Но с наступление утра, казаки не могли пробиться обратно в город. Расположившись на пригорке, они храбро и успешно отражали все атаки многократно превосходивших их по численности врагов, которые лезли на пригорок со всех сторон. Но Ермак, услышав шум боя начал стрелять по ордынцам, оставшимся на своих позициях под стенами Кашлыка. В результате к полудню войско Карачи утратило боевой порядок и бежало с поля боя. Осада была снята.

    Летом 1584 года хан Кучум не имя ни сил, ни мужества вступить в открытое сражение с Ермаком пошёл на хитрость, подослав к казакам своих людей, которые выдали себя за представителей бухарских купцов, и просили Ермака встретить на реке Вагай купеческий караван. Ермак, с оставшимися в живых казаками, численность которых, в разных источниках, колеблется от 50 до 300 человек, отравился в поход по Вагаю, но не встретил там никаких купцов и вернулся назад. На обратном пути, во время ночного отдыха на берегу Иртыша. Казаки подверглись нападению воинов Кучума. Несмотря на внезапность нападения и численное превосходство ордынцев. Казакам удалось отбиться, потеряв убитыми всего десять человек, сесть на струги и отплыть в Кашлык. Однако в этом бою прикрывая отход своих воинов, героически погиб атаман Ермак. Есть предположение, что он раненый пытался переплыть приток Иртыша Вагай, но утонул из-за тяжёлой кольчуги. После гибели своего атамана, оставшиеся в живых казаки, вернулись на Русь.

    Ермак оставил о себе добрую память, став для народа национальным героем, о котором были сложены, многочисленные сказания и песни. В них народ воспел преданность Ермака своим товарищам, его воинскую доблесть, полководческий талант, силу воли и мужество. Он навсегда остался в анналах русской истории как смелый землепроходец и победитель хана Кучума. И сбылись слова легендарного атамана сказавшего своим соратникам, «Не оскудеет память наша в этих странах».

    Поход Ермака ещё не привёл к присоединению Сибири к Русскому государству, но стал началом этого процесса. Сибирское ханство было разгромлено. Ещё один осколок Золотой орды прекратил своё существование. Данное обстоятельство, обезопасило границы России от нападений сибирских татар с северо-востока, создало благоприятные условия для широкого хозяйственного Сибирского края и дальнейшего расширения жизненного пространства русского народа. В след за дружиной Ермака в Сибирь потянулись торговые и военно-служивые люди, промышленники, звероловы, ремесленники, крестьяне. Началось интенсивное заселение Сибири. В следующие полтора десятилетия Московское государство завершило окончательный разгром Сибирской орды. Последняя битва русских войск с ордынцами произошла на реке Ирмень. В этой битве Кучум был полностью разбит воеводой Андреем Воейковым. С этого момента Сибирское ханство прекратило своё историческое существование. Дальнейшее освоение Сибири проходило относительно мирно. Русские поселенцы осваивали земли, строили города, заводили пашни, вступали в мирные хозяйственные и культурные связи с местным населением, и лишь в очень редких случаях имели место стычки с кочевыми и охотничьими племенами, но общего мирного характера освоения Сибирсаого края эти столкновения не меняли. У русских переселенцев в целом складывались добрососедские отношения с коренным населением, это объясняется тем, что пришли они в Сибирь не за грабежом и разбоем, а занятием мирным трудом.