Католическая церковь в XII—XIII веках. Церковь в XI—XV вв Папа и император

Урок в 6 классе по учебнику Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013

Глава: «Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы»

Тип урока: обобщение материала.

Технологии урока: интерактивные, деятельностные, сотрудничества.

Формы работы учащихся: индивидуально-групповая (ответы на вопросы, работа с текстом, работа с картинками, историческими понятиями, выполнение творческого задания)

Цель: проверить, обобщить и закрепить знания по этой главе; способствовать расширению кругозора.

Обучающая задача:

Систематизировать полученные знания по изменениям в христианской церкви в 11-13 веках и крестовым походам. Показать роль церкви в сдерживании свободолюбия в средневековом обществе. Дать определения;

Воспитательная задача:

Пробудить интерес к самостоятельному решению задач

Способствовать воспитанию культуры делового общения

Способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке

Развивающая задача:

Развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;

Развивать умение делать самостоятельные выводы;

Развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;

Развивать умение анализировать;

Развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

Ход урока: Ребята в командах по 4 человека. Работаем с карточками. Работаем плечом к плечу, лицом к лицу. Результат зачитывает 1 человек.

Учитель: Вспомним историю средних веков

Расцвет и упадок, и рост городов,

Крестовых походов печальный закат,

Истории книги листаем назад.

Вспомните 1 команда, какие сословия появились в этот период времени в Западной Европе

Ответ:

1. Духовенство - те кто молится.

2. Дворянство - те кто воюет.

3. Третье сословие - крестьяне и все остальное население- те кто трудится.

Вспомните 2 команда источники богатства католической церкви.

Ответ:

1 . Плата за обряды.

2. Церковная десятина.

3. Продажа индульгенции.

4. Продажа церковных должностей.

5. Плата за прикосновение к церковным реликвиям.

Вспомните 3 команда о разделении церкви (обратите внимание на документ в учебнике стр. 130 император Генрих IV вынужден был умолять о прощении Григория 7 ).

Ответ:

Разделение христианской церкви на западную и восточную произошло в 1054 году. Римский папа и константинопольский патриарх ругались из-за господства над христианской церковью. Молитва в западной церкви читалась на латинском.

Вспомните 4 команда определения словам и выражениям:

Ответ:

- конклав (совет кардиналов, избирающих папу римского);

- христианская мораль (правила поведения, которые предписывала соблюдать верующим церковь);

- догма (положение, принимаемое слепо, на веру, не подлежащее критике);

- «пойти в Каноссу...» («идти с повинной к своему врагу, подвергнуться страшному унижению»).

Учитель: О, люди! Церковь погрязла в пороках, она испорчена, духовенство должно отказаться от земных владений и богатств. Римский папа наместник дьявола, а не Бога: единственный источник веры – евангелие, а не учение официальной церкви, церковь извратила слова Христа и апостолов и не следует их учению: земное богатство мешает спастись, для спасения нужна бедность. Ребята, кто же это мог написать? (еретики).

1 команда расскажите - Кто такие еретики?

Ответ:

Еретик - противник господствующего вероучения церкви. Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.

Назовите методы борьбы церкви с еретиками 2 команда .

Ответ:

1. Отлучение от церкви. Отлученный был полностью бесправен.

2. Наложение запрета на богослужение, на страну, область, город. В таких местах не крестили младенцев, не венчали новобрачных, не хоронили умерших.

3. Военные походы в те области, где было особенно много еретиков.

4. Инквизиция.

3 команда - расскажите о инквизиции? (поможет иллюстрации по теме "Инквизиция")

Ответ:

Инквизиция - трибунал католической церкви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции; имеет многовековую историю. Возникновение её связано с борьбой против еретиков - тех, кто проповедовал религиозные взгляды, не отвечающие установленным церковью догмам. Первым известным еретиком, сожжённым на костре за свои убеждения в 1124 г., был Пётр из Брюи, требовавший упразднения церковной иерархии. Под этот акт ещё не было подведено никакой "правовой" основы. Она стала складываться в конце XII - первой трети XIII вв. Приговором тайного суда инквизиции могло быть публичное отречение, штраф, тюремное заключение и, наконец, сожжение на костре - церковь применяла его в течение 7 веков. Последняя казнь состоялась в Валенсии в 1826 г. Сожжение ассоциируется обычно с аутодафе - торжественным оглашением приговора инквизиции, а также исполнением его. Такая аналогия вполне правомерна, т. к. все другие формы наказания обставлялись инквизицией более буднично.

4 команда – рассказать о нищенствующих орденах монахов.

Ответ:

Папству удалось перетянуть на свою сторону многих людей, колебавшихся между ересью и католицизмом. С еретиками их сближало стремление найти свой путь к Богу. Но они не критиковали церковь и потому не вызывали у неё ненависти. Двух таких людей сумел оценить Иннокентий III. Он утвердил уставы новых монашеских орденов - францисканцев и доминиканцев. Ордены получили название по именам своих основателей - Франциска Ассизского и Доминика де Гусмана.

Франциск страстно молился, и в видениях ему стали являться Иисус и Богоматерь. Когда Франциск начал проповедовать, его наивные толкования Евангелия вызывали насмешки у учёных богословов. Но смирение Франциска обезоруживало даже врагов, а в его проповедях звучала такая глубокая и искренняя вера в Бога, любовь к нему и всем его созданиям, что вскоре вокруг Франциска стали собираться последователи. Тогда Франциск отправился в Рим, где папа утвердил устав для его братства. Францисканцы отличались от других монашеских орденов. Во-первых, это был нищенствующий орден; его членам следовало жить подаянием. Во-вторых, францисканцы не замыкались в стенах монастырей, а странствовали с проповедью Евангелия. В-третьих, они сами вели тот образ жизни, к которому призывали других, и потому их речь звучала убедительно. Они стремились помогать мирянам, ухаживали за больными и увечными.

Испанец Доминик де Гусман, известный как святой Доминик (1170-1221), долго проповедовал против альбигойцев, а затем решил создать орден для борьбы с ересями. В 1216 году устав доминиканцев был утверждён папой. Доминиканцы усердно занимались науками, чтобы успешно вести богословские споры с еретиками. Они преподавали в университетах и играли главную роль в инквизиции. Доминиканцы странствовали по всему миру с проповедью Евангелия.

Учитель:

Как много фактов и имен.

Хранит истории обитель

Одно из них звучит «Клермон»

С тех пор прошло годов не мало,

Но в то 11 век

Огромная толпа стояла

Здесь в 40 тысяч человек.

И перед нами римский папа

Урбан второй здесь выступал.

Он призывал покинуть Запад

Он на Восток всех призывал.

Вот так возникли крестоносцы

Солдаты армии Христа.

Всего походов было восемь

И все под знаменем креста.

В походы шли по доброй воле,

Стремясь богатство захватить

И все хотели лучшей доли

В Европе нечего ловить.

Здесь много нищих и голодных,

И бедных рыцарей не счесть.

И даже дети шли в походы

Там всем хотелось вкусно есть.

Там всем хотелось жечь и грабить,

Там всем хотелось убивать.

Неверных на тот свет отправить

Иерусалим завоевать.

И запылали государства

Мечети, храмы, города.

И снова, покидая запад

Шли на восток они тогда.

Там были Фридрих Барбаросса

Немецкий старенький правитель.

Король французский Филипп Август,

И король Англии сэр Ричард.

В огне пожаров погибали,

Но шли все на Восток тогда.

Так в Сирии и Палестине

Возникли крестоносцев государства

Главным считалось Иерусалимское

Настали времена трагедии и рабства.

Какие же подходов тех последствия,

Что шли без малого три сотни лет.

Несли они народам только бедствия

Восток и Запад, разницы здесь нет.

И все же не прошли они бесследно

Наука и торговля оживились.

В Европе новые товары и услуги

Рис, гречка, даже бани появились.

В далеком прошлом те крестовые походы,

Но из истории их вычеркнуть нельзя.

И вечно будут в памяти народа

Урбан II, кресты, Клермон и Франция!

1 команда - Назовите цели участников крестовых походов.

Ответ:

1. Освобождение главной христианской святыни из рук мусульман.

2. Распространение власти римских пап и получение новых доходов с восточных стран.

3. Захват новых земель.

4. Обогащение за счет грабежа других стран и народов.

5. Освобождение от долгов, избавление от голода и нищеты,

б. Уход крестьян от крепостной зависимости.

2 команда - Объясните, чем занимались члены духовно-рыцарских орденов, перечислите их?

Ответ:

1. Францисканцы. 2. Доминиканцы. 3. Тамплиеры. 4. Госпитальеры. 5. Тевтонский орден

1. С оружием в руках боролись с «врагами христианской веры».

2. Расширяли владения крестоносцев и обороняли их.

3. Заботились о паломниках.

4. Лечили больных и раненых.

5. Занимались торговлей.

6. Владели морскими кораблями и тортами

3 команда - Перечислите основные причины прекращения крестовых походов к концу XIII века .

Ответ:

1. Войны на Востоке уносили многие жизни, владения крестоносцев сокращались, а улучшения в сельском хозяйстве приносили феодалам постоянные доходы.

2. Укрепляя свою власть, короли нанимали рыцарей в свое войско для решения государственных дел в Европе.

3. Хорошие урожаи спасали крестьян от голода, и они уже не искали счастья на чужбине.

4 команда - Перечислите последствия крестовых походов для Западной Европы.

Ответ:

1 . В крестовых походах Западная Европа понесла огромные людские потери.

2. Венеция и Генуя получили первенство в торговле на Средиземном море.

3. Расширились представления европейцев о жизни восточных соседей.

4. Европейцы стали выращивать полезные и новые для них растения: арбузы, лимоны, абрикосы, рис, гречиху.

5. Стали употреблять в пищу сахар и пряности.

6. Возникло множество ветряных мельниц, заимствованных на Востоке.

7. Жители Западной Европы стали изготавливать ткани из шелка, зеркала из стекла, улучшили обработку металлов.

8. Феодалы стали соблюдать правила личной гигиены: мыться в банях и мыть руки перед едой, сменять белье и верхнюю одежду.

9. Роскошь Востока полюбилась европейцам, и они стремились к дорогой одежде, изысканным кушаньям, коврам, высококачественному оружию. Это способствовало развитию торговли.

Давайте вместе сделаем выводы - я начинаю предложение, а вы заканчиваете -

Итак христианство разделилась на (православную и католическую)

католическая церковь стремилась расширить свое влияние. Она враждует с (королями), борется (с еретиками)

организует что? (крестовые походы).

в этот период католическая церковь стала очень влиятельной силой, так как (границы христианского мира в результате крестовых походов расширилась).

Задание на дом:

Актуализация домашнего задания:

Создать кроссворд по теме используя понятия

Сочините рассказ о том что вы крестоносец или еретик.

Нарисовать картинку о крестоносцах

Католическая церковь в XII-XIII веках

Процесс становления и развития городов в X-XIII вв. завершил формирование основных структур феодального строя. На период зрелого (классического) Средневековья приходится время расцвета феодализма. К XIII в. католическая церковь, принимавшая самое активное участие в складывании феодальных порядков, была не только мощной иерархически организованной структурой, обладавшей своими финансовыми ресурсами, собственным административно-судебным аппаратом, канцелярией, но и являлась важным составным элементом хозяйственной и социально- политической системы, владевшей третью обрабатываемых земель Западной Европы. Церковь была главным наставником не только в религии и связанной с ней культуре, но и во всех сферах жизни как для общества в целом, так и для отдельного человека.

В церковной проповеди находили отражение и важнейшие события христианства, и смена времен года, и циклы трудовой деятельности; определялись ключевые моменты в жизни верующих; уделялось внимание крещению младенцев, воспитанию и социализации детей; освещались вопросы брака, семейной жизни, другие насущные проблемы (рис. 12.5).

Рис. 12.5.

Фреска из монастыря Санти-Куаттро-Коронати. XIII в. Рим

Сюжет иллюстрирует текст поддельного документа - так называемого Константинова дара (изготовлен в VIII-IX вв.), который, с точки зрения папства, обосновывал верховные права Святого престола над светскими властями

Выработанная в христианстве шкала добродетелей и грехов во многом отразила общечеловеческие нормы морали и оказала плодотворное влияние на поколения людей. Церковь в Средние века определяла ценностные ориентиры и этические нормы поведения людей, создавала образ мира, иерархию космоса, где Земля была центром Вселенной, рассказывала о происхождении рода людского и предсказывала его будущее. Церковь накопила колоссальный опыт не только сохранения мощных консервативных традиций, но и лавирования, приспособления к новым условиям жизни, умения найти в них пути для приобретения выгоды.

Реформы клюнийцев, борьба за инвеституру, конфликт папства с Фридрихом Барбароссой, как и многое другое в церковной политике, к началу XIII в. дали результат. Понтификат Иннокентия III (1198-1216) не случайно стал вершиной теократических достижений эпохи (рис. 12.6). Иннокентий сумел превратить в своих вассалов королей Англии, Арагона, Португалии, царя Болгарии, властителя Сербии; налагал интердикты на целые страны - Англию и Францию; смог добиться поражения еретиков-альбигой- цев на юге Франции, организовав для этого специальный крестовый поход.


Рис. 12.6.

Церковь Сакро Спеко в монастыре Субиако. Италия

Папа Иннокентий занимался подготовкой Четвертого крестового похода, который привел к разгрому Византии и созданию Латинской империи; поощрял экспансию немецкого рыцарства в земли прибалтийских племен; основал два новых нищенствующих монашеских ордена - францисканцев и доминиканцев, ставших вскоре одним из главных инструментов церкви и папства в борьбе с еретиками. Понтифик способствовал деятельности университетов в Париже и Оксфорде, видя в них ученую опору теологии и права, особенно церковного; провел крупнейший в Средние века IV Лате- ранский собор 1215 г., обновив церковное законодательство, а с ним и ряд церковных порядков, направленных на борьбу с ересями и инаковерием.

Учение католической церкви стало основой, пусть еще четко не осознаваемой, для образования культурной общности различных этносов и территорий Западной Европы. Несмотря на разницу условий жизни, языков, психологических, эмоциональных, поведенческих и иных особенностей, каждого человека, подлежавшего духовному окормлению во имя заботы о его спасении, ожидал от рождения до могилы одинаковый в разных странах культовый порядок. Всюду церковь опиралась на внушаемое религией чувство вины, восходящей к догматам о первородном грехе и его последствиях, и страх верующего перед всезнающим и всемогущим Богом, перед грядущей ответственностью за каждый свой помысел, желание, слово, поступок. Однако эти основы были неотделимы от другого мощного комплекса представлений, связанных с понятиями смертной жертвы Христа во имя спасения людей, милосердия Божьей матери, любви к ближнему, заботы о бедных, угнетенных и страждущих, о помощи святых. Двойственность проявлялась и в сочетании проповеди равенства всех верующих перед Богом и фактического оправдания социального неравенства как неизбежных явлений земной жизни.

Католическая церковь отличалась категорическим неприятием веротерпимости, считала себя единственной истинной церковью, воспитывала в своих верующих чувство заведомого превосходства над всем, что несло на себе печать язычества и ииоверчества. В ней была исключительно велика ориентация на признаваемые церковные авторитеты, что приводило к бесконечным ссылкам на них, повторам всего канонического, опасениям новизны, что порождало замедленный темп развития культуры. Важную роль играл запрет на самостоятельное чтение и трактовку Библии. Проповедование своего понимания текстов запрещалось всем, кроме духовенства, чему помимо запрета препятствовало и то, что в ходу был лишь канонизированный латинский перевод Священного Писания - Вульгата.

Несмотря на всеобъемлющий контроль церкви над моралью общества и отдельного человека (в последнем случае особенно важным были обязательность и восиитующая роль исповеди и покаяния), повседневная практика постоянно показывала примеры нарушения в среде духовенства и монашества их же собственных правил жизненного поведения. Результатом этого была не только критика со стороны общества, но и внутрицер- ковная самокритика.

Урок истории в 6 классе

с применением технологии критического мышления,

ИКТ и исследовательской технологии

по теме: «Могущество католической церкви в XI-XIII вв.»

Цели урока: формировать у учащихся представление об источниках могущества католической церкви в Европе.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с основными источниками богатства католической церкви, особенностями взаимоотношений между светской и папской властью.

    Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством применения технологии критического мышления, ИКТ и исследовательской технологии.

    Воспитать толерантное отношение к людям другого вероисповедания.

Оборудование урока: экран, компьютер, проектор, раздаточный материал для работы с документами (см. Приложение 1,2).

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Ход урока.

I.

1мин.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными источниками могущества католической церкви в средние века.

Сообщение учащимся темы урока, его целей

Слайд 1

Слайд 2

II .

4 мин.

Актуализация имеющихся знаний у учащихся.

Беседа по вопросам.

При изучении темы «Рождение средневековой Европы» мы выяснили, что многие европейские народы в первом тысячелетии приняли христианство. Давайте, ребята вспомним:

Кого называют христианами? (Людей, исповедующих христианскую религию).

Когда возникло христианство? (Две тысячи лет назад).

Как называется священная книга христиан? (Библия).

Что такое церковь? (Это организация, ведающая религиозной жизнью или объединение последователей той или иной религии).

Кто возглавлял христианскую церковь в Западной Европе? (папа римский).

Кто входил в состав духовенства? (монахи и священники).

Слайд 3

III .

3 мин.

4 мин.

2 мин.

4 мин.

4 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

5 мин.

Изучение нового материала.

Учитель: средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

Что такое сословие ? (большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству)

Сколько сословий существовало в средневековье? (Три.)

Работа с текстом учебника §16 (п.1)

Ребята самостоятельно составляют кластер на тему «Сословия средневекового общества». После выполнения задания школьниками, готовый кластер появляется на слайде.

Учитель: как вы думаете, какое положение в обществе занимало духовенство? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо изучить документ 1 (Приложение 1).

Итак, церковь не платила налоги, она была крупным землевладельцем. Но кроме этого церковь имела и другие источники богатства.

1) Церковная десятина

Работа с документом 2. (Приложение 1).

2) Плата за обряды - крещения, венчания, отпевания.

3) Продажа индульгенций

Индульгенция – папская грамота об отпущении грехов.

Работа с документом 3. (Приложение 2).

Учитель: можно ли заслужить прощение у Бога за деньги?

Интересен факт составления при папском дворе перечня стоимости различных грехов: одна плата была установлена за убийство отца, другая – за убийство жены, третья – за нарушение клятвы и т.д.

4) Продажа церковных должностей. Папа римский

по высокой цене продавал церковные должности. Это приносило церкви и папе огромные доходы. Те, кто покупал должность в долг, погашали его за счет церковного имущества – продавали драгоценности и украшения храмов, даже черепицу с крыш церковных зданий.

5) Плата за прикосновение к святым реликвиям.

Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются болезни и увечья. Но нередко оказывалось, что «тела» одних и тех же святых мучеников хранились одновременно в разных местах: у св. Андрея оказалось не менее 5 тел, 6 голов, 17 рук и ног; у св. Себастьяна – 4 тела, 5 голов и 13 рук; у св. Георгия – не менее 30 тел.

Рассказ учителя.

К началу XI века большинство стран Европы были христианскими. Часть из них подчинялась папе римскому, который жил в Риме, часть - византийскому патриарху, чьей резиденцией был Константинополь. (Фломастером на карте подчеркивается местонахождение папы и патриарха). От Византии христианство приняли многие народы Восточной Европы и Балканского полуострова.

До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. Папа римский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь противилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба.

Учитель: в 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемирной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.

Физминутка. Упражнения для плечевого пояса, для снятия общего утомления.

С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.
В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчинённости всех светских государей папе римскому.
Между Григорием VII и германским королем
Генрихом IV , ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.

Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону. В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией.
Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова. Иннокентий III был властным, жестоким, честолюбивым человеком.

Слайд 4

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд10

Слайд11

Слайд12

Слайд13

Слайд 14

IV .

6 мин.

Закрепление изученного материала

Работа в тестовых тетрадях. Тест 18, задания 3-6.

Учитель: какие выводы мы можем сделать о роли церкви в жизни средневекового общества?

Слайд 15

Слайд 16

V .

2 мин.

Домашнее задание: §16 (п.1-4).

Выставление оценок.

Слайды 17,18

Приложение 1.

Приложение 2.

3. Текст типичной индульгенции, продаваемой всем желающим на церковной площади

« Да сжалится над тобой (имя рек) Господь наш Иисус Христос по своему святейшему и благочестивому милосердию; да освободит тебя; и властью его и и блаженных Петра и Павла, апостолов его, и апостольской властью, мне данной и на тебя распространенной, отрешаю тебя от все грехов уничтоженных, исповеданных и забытых; также от всех падений, преступлений, проступков и сколько-нибудь тяжелых провинностей… а также от каких бы то ни было отлучений, суспенсаций*,интердикта* и других церковных приговоров, осуждений и наказаний, наложенных судебной и людской властью, если ты им подвергся; даем тебе полнейшее прощение и отпущение всех твоих грехов, насколько простираются в этой области полномочия святой матери церкви. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

*Суспенсация – временное отстранение от должности; *интердикт – временный запрет, без отлучения от церкви, совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды.

Можно ли заслужить прощение у Бога за деньги?

  • Какую опасность представляли ереси и еретики для католической церкви?

§ 13.1. Сила и слабость церкви

В Средние века твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало - сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. Придёт время Страшного суда, когда воскреснут мёртвые и каждый получит по своим заслугам. Грешники будут осуждены на вечные мучения в аду, а праведники будут вечно испытывать райское блаженство. Надежда на спасение и страх перед погибелью души и адскими муками постоянно сопровождали верующих в жизни. Церковь учила, что ни один христианин не мог спастись самостоятельно, без соблюдения христианских таинств - особых обрядов, выполняемых священником. Считалось, что в момент совершения таинства через священника верующим передавалась божественная благодать.

    Крещение приобщало новорождённого к христианскому миру, детей постарше укрепляли в вере с помощью конфирмации, таинство брака создавало новую семью, а соборование готовило умирающих к встрече с Богом. Причастие напоминало верующим о жертве, принесённой Христом за людей. Таинство покаяния заключалось в том, что раскаявшийся в грехах верующий, исповедуясь, получал через священника отпущение грехов от Бога. Наконец, священство было таинством посвящения в духовный сан.

Служители церкви оказались, таким образом, необходимыми посредниками между человеком и Богом. Считалось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот - индульгенций (в переводе с латыни - милость). Купив индульгенцию, верующий продвигался на пути к спасению. Этому также помогали добрые дела, следование правилам христианской морали, пожертвования в пользу церкви и бедняков, а также совершение паломничеств ко Гробу Господню в Иерусалим, к гробнице Святого Петра в Рим и к другим знаменитым христианским святыням.

Могущество церкви основывалось не только на её воздействии на души верующих. В её руках сосредоточились огромные богатства - около 1/3 всех обрабатываемых земель, не говоря уже о драгоценных предметах для богослужения. Они попадали к церкви разными путями. Земли, привилегии, драгоценности жаловали епископам и аббатам государи и светские сеньоры. Да и любой благочестивый человек старался сделать церкви посильный дар. Кроме того, всё трудящееся население платило церковный налог - десятину. Деньги взимались за выполнение обрядов, за индульгенции. Наконец, епископы и аббаты умело вели хозяйство, увеличивая доходы со своих владений.

Богатства церкви вызывали зависть, и в эпоху феодальной раздробленности значительная их часть попала под контроль светских сеньоров. На доходные церковные должности они ставили своих родственников или слуг, продавали эти должности, требовали от служителей церкви покорности. Добиться этого им было нетрудно, потому что влияние церкви снизилось, церковные правила и монашеские уставы часто не выполнялись. Служители церкви и даже некоторые папы римские часто вели светский образ жизни.

Похищение мощей святого Марка. Венеция, XII в.

В X веке лишь немногие монастыри строго соблюдали устав святого Бенедикта. Среди них выделялось аббатство Клюни во Франции. Клюнийцы хотели освободить церковь от власти светских лиц и заставить всех её служителей строго соблюдать церковные правила. Они думали с помощью обновлённой церкви преобразовать весь мир. Клюнийская реформа быстро набирала силу.

Монахи, рубящие лес. Миниатюра XII в.

    Растущее влияние церкви проявилось и в том, что с конца X века она стремилась ограничить войны и призывала к «Божьему миру». Сражения в церковные праздники, в пост или в воскресенье считались греховными. Теперь нельзя было нападать на безоружных паломников, служителей церкви, крестьян, женщин. Путник мог спастись от нападения и в церкви, и у придорожных каменных крестов. Нарушителям «Божьего мира» грозило строгое наказание.

2. Богатство церкви 1. Духовенство и его цели 3. Разделение церквей 5. Еретики 4. Папская власть при Григории VII и Иннокентии III 6. Инквизиция и нищенствующие ордена

Религиозные мыслители делили общество на 3 сословия. Первое и самое главное сословие – духовенство. Христианская мораль требовала выполнения законов Библии. Считалось, что грешник может спастись раскаянием и исповедью. Образцовый христианин – нищий, отказавшийся от имущества. Часть своих доходов церковь должна была отдавать нуждающимся. Сословия – большие группы людей с одними правами и обязанностями, передающимися по наследству. Сословия средневекового общества Средневековый монах

Но при этом церковь обладала огромными богатствами и была крупнейшим землевладельцем. Со всего населения Западной Европы церковь брала десятину – налог, составляющий 1/10 дохода. Церковь получала огромные доходы от торговли индульгенциями. Осуждая ростовщичество, церковь сама занималась этим. Индульгенция – это особая грамота, выдающаяся церковью за деньги, о прощении грехов. Распределение земель в Средневековье Индульгенция

До середины XI века церковь считалась единой, но в Византии её главой был константинопольский патриарх, а в Западной Европе – папа римский. Из-за господства над церковью между папой и патриархом шла острая борьба. Между церквями на Западе и Востоке существовали различия. В 1054 г. Произошло окончательное разделение церкви на католическую (на западе) и православную (на востоке). Отличия между католической и православной церквями Главы церквей на западе и востоке Константинопольский патриарх

С середины IX века власть папы крайне ослабела. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран фанатик Григорий VII . Между императором Генрихом IV и Григорием VII развязалась борьба, которая с переменным успехом длилась долгое время. В Западной Европе единственной сплоченной организацией была церковь, что позволяло папам вести борьбу за господство с феодалами. Наибольшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III . События борьбы Феодальная лестница при Иннокентии III в некоторых странах Иннокентий III Григорий VII

На церковных соборах были постепенно выработаны догматы – непреложные истины христианской веры. Между Библией и догматами существовали значительные расхождения, что возмущало верующих. Среди людей время от времени стали появляться еретики, критиковавшие церковь. Церковь боролась с еретиками, отлучала их от церкви, организовывала военные походы против еретиков. Еретики – противники господствующего вероучения церкви. Требования еретиков к церкви Казнь еретиков

Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке церковный суд – инквизицию. В борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых подвергали пыткам, а часто сжигали на костре. Видя, что народ почитает живущих в бедности, папы образовали в начале XIII века нищенствующие ордена монахов-проповедников. Главные ордена – это орден францисканцев Франциска Ассизского и доминиканцев Доминика Гусмана. Действия инквизиции Характеристика орденов Доминик Гусман и Франциск Ассизский