Храм святых жен-мироносиц. Размышляя о православном международном женском дне… Жены-мироносицы – молитва

Святая Саломия была родом из галилейского городка Вифсаида, и вместе со своим мужем Зеведеем последовала за Христом, после того, как Он призвал их сыновей Иоанна и Иакова. В числе других женщин служила Господу. По разным предположениям она могла быть сестрой Пресвятой Богородицы или дочерью Иосифа Обручника.

В Евангелии ее фигура появляется эпизодически. Она упоминается в повествовании евангелиста Матфея (20, 20), когда незадолго до входа Господня в Иерусалим просила Иисуса позволить своим сыновьям сидеть с Ним в Царствии Его по левую и правую руку. Саломия была одной из женщин, присутствовавших на Распятии Спасителя (Мк. 15,40, Мф. 27,56). О ней также говорится как об одной из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Иисуса, чтобы помазать его тело миром, и первыми узнавших весть о Воскресении Господнем.

Святая мирно отошла к Богу в I веке.

Часть мощей праведной Саломии находится в Николаевском монастыре в Форт-Майерсе (штат Флорида).

Часть мощей прав. Саломии в монастыре св. Николая в Форт-Майерсе

ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ

Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные .

Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.

Мария Магдалина

Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее.


По Преданию, Мария Магдалина была молода, красива и вела грешную жизнь. С юности она страдала тяжким недугом — беснованием (Лк. 8:2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.


Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем.

Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Любовь оказалась крепче страха и смерти.

Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф. 27:61; Мк. 15:47). Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23:56).

Воскресший Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила апостолам о виденном — «Христос воскрес!» Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия (14-37). Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскрес!». С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).

Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.

Святая Мария Клеопова

Святая Мария Клеопова - одна из жен-мироносиц, упоминается в Евангелии от Иоанна (Ин. 19:25).

По преданию Церкви, она была женой Клеопы и дочерью праведного Иосифа Обручника от первого брака. Святая Дева Мария жила вместе с ней, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф, по возвращении святого семейства из Египта в Назарет, выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы, того самого, который встретил Иисуса по дороге в Еммаус.

Мария Клеопова - мать двух учеников Иисуса - Иакова и Иосии (Мф. 27:56), а также священномученика Симеона, апостола от 70-ти.

Она вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время страданий Господа и при Его погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услыхала радостную весть от ангела о воскресении Господа. Когда Иисуса переносили в гробницу, она вместе с Марией Магдалиной сидела напротив входа, пока их не прогоняют римские стражники, посланные Пилатом.

Святая Иоанна Мироносица


Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, по приказу которого отсекли главу Иоанна Предтеча, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Праведные сестры Марфа и Мария

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Саломия


Саломия Мироносица - родом из Галилеи, жена рыбака Заведея, мать апостолов Иакова и Иоанна.

Когда они последовали за Христом, Саломия присоединилась к обществу жен, которые служили Ему. Когда Иисус Христос на пути в Иерусалим учил учеников своих о предстоящих Ему страданиях и крестной смерти и о Своем воскресении, к Нему приступила Саломия с своими двумя сыновьями и просила обещать им особенную милость. Христос спросил, чего они желают; Саломия просила, чтобы в царстве своем Он посадил одного из них по правую руку, а другого по левую. Прочие апостолы стали негодовать, но Христос разъяснил им истинное значение царства небесного, совершенно отличного от царств мира сего (Мф. 20:20-28; Mк. 10:35-45).

О Саломии известно еще, что она присутствовала при распятии и погребении Спасителя и была в числе мироносиц, которые рано утром приходили к гробу, чтобы помазать тело Господа, узнали от ангела о воскресении Спасителя и после явления Христа Марии Магдалине прежде других удостоились видеть воскресшего Господа (Мф. 28:8-10; Мк. 16:1).

О празднике

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.

Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства . Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:2-4) .

Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Насколько этот праздник отличается от так называемого Международного Женского Дня 8 Марта, установленного феминистскими организациями в поддержку их борьбы за так называемые права женщин, а точнее за освобождение женщин от семьи, от детей, от всего, что составляет для женщины смысл жизни. Не пора ли нам вернуться к традициям нашего народа, восстановить православное понимание роли женщины в нашей жизни и более широко отмечать замечательный праздник день святых жен-мироносиц.

Мироносицы (носящие миро)- это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес.
Hе все имена этих жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хyзы, домопpавителя цаpя Иpода; пpостые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой pыбака. В числе миpоносиц были женщины одинокие – девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвлечены словом пpоповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопyтствyя Господy вместе с дpyгими женщинами в заботах о Hем. «И не столь yдивительно, – говоpит святитель Иоанн Златоyст, pазмышляя о подвиге жен-миpоносиц, – что они пpивязались своим сеpдцем ко Господy Спасителю в те дни, когда сквозь пеленy Его смиpения и yничижения пpостyпала Божественная слава в Его чyдесах, когда pаздавалась еще неслыханная на земле пpоповедь. Hо для нашей мысли изyмительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господy, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был пpедан на смеpть».

Святая Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева мироносица

Праведная Ма­рия Клео­по­ва, Иа­ко­вле­ва, Иоси­е­ва мироносица , по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом.

Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Мария Клеопова — мать двух учеников Иисуса — Иакова и Иосии (Мф 27:56), а также священномученика Симеона, апостола от 70-ти.
Св. Мария вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40; Лк. 24, 4-11; Ин. 19, 25).

Святая праведная Саломия мироносица также была дочерью Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака. Она была замужем за Зеведеем рыбарем и от этого брака имела двух сыновей, апостолов Иоанна Богослова и Иакова.

Вместе с другими женами Саломия служила Иисусу, когда Он находился в Галилее, и вместе же с ними пришла она в Иерусалим, когда Христос пошел туда на вольную страсть. Евангелист Матфей, описывая крестные страдания Господа Иисуса, говорит, что там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними была и мать сынов Зеведеевых (Мф. 27, 55-56). В числе других жен-мироносиц она также пришла ко гробу воскресшего Господа и узнала от ангелов о Его Воскресении.

Согласно западной традиции во время гонений иудеи посадили св. жен-мироносиц Марию Иаковлеву и Саломию вместе Марией Магдалиной, Марфой, св. Лазарем, св. Максимином в лодку без парусов и весел и бросили в открытом море. После долгих странствий лодка причалила к берегу в устье Роны. В Камарге, в маленьком городке Сент-Мари- де-ля- Мер находится необычная церковь, больше похожая на крепость. Это собор Нотр-Даме -де-Ля- Мер. Первое упоминание об этой церкви относится к 4 веку как церковь Sancta Maria de Ratis (т.е Святая Мария на плоту)

В 542 году архиепископ Арльский Цезарий завещал церковь монастырю. Это была небольшая церковь 10 на 15 метров, с одной стороны закрытая железной решеткой и с трех сторон тесаным камнем. Множество паломников стекалось в эти места почитая память о трех Мариях приплывших сюда на лодке. Это предание жители бережно хранили на протяжении веков. В 9 веке местность вокруг храма часто подвергалась набегам викингов и арабов.

Храм насколько раз разрушали, и в XI-XII веках вокруг старого здания церкви был выстроен новый храм, больше напоминающий крепость, с толстыми стенами и узкими окнами – бойницами. За стенами храма жители часто спасались от завоевателей и пиратов. Здесь они просили о защите святых небесных покровителей Святую Богородицу и Жен — мироносиц. Этот собор сохранилась до наших дней.

В XV веке король Прованса Рене Добрый узнав о многочисленных чудесах и почитании Святых в этих местах прост разрешения у папы Римского Николая V на проведение раскопок в храме.

Были разобраны обветшавшие стены старой церкви, и открыт старый колодец. недалеко от колодца был найден алтарь, как предполагают современные ученые относящийся в I веку н.э. Это первый христианский алтарь в Галлии. Недалеко от алтаря были обретены мощи мироносиц Марии Яковлевой и Саломии. Мощи жен мироносиц хранятся в ковчеге в часовне святого Михаила. Ежегодно в мае, июле и октябре в городок стекается множество паломников из разных стран. Паломники имеют возможность приложиться к мощам жен-мироносиц.

Мария Клеопова (I). Евангелие упоминают, что эта женщина не оставила Иисуса даже во время казни и стояла у креста. Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом.

Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы.
Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви.
Когда Иисуса переносили в гробницу, она вместе Марией Магдалиной сидела напротив входа, пока их не прогоняют римские стражники, посланные Пилатом. С Магдалиной она пришла через день, чтобы умастить покойника благовонными маслами — миром — и видит землетрясение, распечатавшее гробницу, испуг солдат, слышит последнее в Библии Благовещение от ангела — о Воскресении Христа. Немолодая женщина "со страхом и радостью великою" побежала к ученикам, а на пути ей явился Сам Иисус - Он и после воскресения предпочитает идти нам навстречу, Его любовь и радость по-прежнему служат нам, опережая наши усилия послужить Ему. На средневековом Западе бытовала легенда, что Мария Клеопова путешествовала в Испанию вместе с апостолом Иаковом Старшим и умерла в Гидад Родриго; другая легенда считала, что она умерла в Провансе и похоронена в устье Роны, в городе Сен-Мари.

Святая Иоанна Мироносица

Святая Иоанна прячет главу Иоанна Крестителя

Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Святые праведные сестры Марфа и Мария

Праведные сестры Марфа и Мария уверовали во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря. По убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, они помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.


Святая Сусанна Мироносица

О Сусанне упоминает только один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. 8, 3), как служившую Христу от имений своих.

Святая Саломия Мироносица

Саломия также была дочерью Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака. Она была замужем за Зеведеем рыбарем и от этого брака имела двух сыновей, апостолов Иоанна Богослова и Иакова.

Вместе с другими женами Саломия служила Иисусу, когда Он находился в Галилее, и вместе же с ними пришла она в Иерусалим, когда Христос пошел туда на вольную страсть. Евангелист Матфей, описывая крестные страдания Господа Иисуса, говорит, что там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними была и мать сынов Зеведеевых (Мф. 27, 55-56). В числе других жен-мироносиц она также пришла ко гробу воскресшего Господа и узнала от ангелов о Его Воскресении.

Святая равноапостольная Мария Магдалина

Святая Мария Магдалина родом из Сирии, города Магдалы, и была одержима семью нечистыми духами - страдала беснованием. Господь по великому Своему милосердию исцелил Марию. После этого она стала последовательницей Христа, предалась Ему всей душой.

И Господь возлюбил ее и почтил ее первую Своим явлением по Воскресении (Мк. 16, 9).

Так получилось, что первая свидетельница Воскресения Сына Божия сделалась и первой Его благовестницей. Мария Магдалина по вознесении Христа прошла многие страны, проповедуя о Нем, так же, как святые апостолы. В Риме, явившись к императору Тиверию, святая Мария поднесла ему красное яйцо со словами: «Христос воскрес!» Затем она рассказала императору о крестных страданиях Спасителя. Поднесение яйца было обычно в то время, как знак радости. Со времени святой Марии обмен яйцами в день Воскресения Господа между христианами вошел в обычай.

Покинув Рим, Мария Магдалина прибыла в Ефес, где пребывала со святым апостолом Иоанном Богословом, разделив с ним апостольскую проповедь. Там же она и преставилась.

Святая мироносица Мария Иаковлева

Мать святых апостолов Иакова малого и Иосии. Она с прочими женами пришла в Иерусалим из Галилеи за Иисусом Христом и вместе с ними была свидетельницей крестных страданий, смерти и погребения Его; в день Воскресения Господа, она с женами Мироносицами ходила ко гробу Спасителя и получила благовестие от Ангела о воскресении Иисуса Христа и удостоилась поклониться явившемуся им Воскресшему из мертвых (Марк. 15, 40).


Мироносицы (носящие миро) — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес.
Hе все имена этих жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия - мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия - сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хyзы, домопpавителя цаpя Иpода; пpостые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой pыбака. В числе миpоносиц были женщины одинокие - девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвлечены словом пpоповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопyтствyя Господy вместе с дpyгими женщинами в заботах о Hем.

"И не столь yдивительно, - говоpит святитель Иоанн Златоyст, pазмышляя о подвиге жен-миpоносиц, - что они пpивязались своим сеpдцем ко Господy Спасителю в те дни, когда сквозь пеленy Его смиpения и yничижения пpостyпала Божественная слава в Его чyдесах, когда pаздавалась еще неслыханная на земле пpоповедь. Hо для нашей мысли изyмительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господy, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был пpедан на смеpть".

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.
Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.
Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.
Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.
Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Пусть святая жизнь этих женщин, их преданность и самоотверженность, великая любовь ко Господу, которую не смог заглушить страх, будут всегда для нас величайшим примером.

Тропари святым женам мироносицам, глас 2:

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.

Слава: Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Твое Тело, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове закрыв положи; но тридневен воскресл еси, Господи, подаяй мирови велию милость.

И ныне: Мироносицам женам при гробе представ ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Кондак, глас 2:
Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере Евы утолил еси воскресением Твоим, Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба.

С вятая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью.

Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине. С юности она страдала тяжким недугом — беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф. 27, 61; Мк. 15, 47). Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23, 56). Воскресший Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила апостолам о виденном — “Христос воскрес!” Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия (14-37 гг.). Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами “Христос воскрес!”. С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг Другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).

Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886-912 гг.) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216-1227 гг.) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

Праведная Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева, жена-мироносица

Ж ена Клеопы или Алфея, младшего брата Иосифа Обручника. Она вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время Его страданий и при погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от Ангела о воскресении Господа (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40; Лк. 24, 4-11; Ин. 19, 25).

Святая Саломия, жена-мироносица

Д очь св. праведного Иосифа Обручника, супруга Зеведея, мать св. апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова, находилась в числе святых жен, служивших Иисусу Христу. О ней упоминается в Евангелиях от Матфея и от Марка.

Когда Иисус Христос на пути в Иерусалим учил учеников Своих о предстоящих Ему страданиях и крестной смерти и о Своем воскресении, к Нему приступила Саломия со своими двумя сыновьями и просила обещать им особенную милость. Христос спросил, чего они желают. Саломия же просила, чтобы в Царстве Своем Он посадил одного из них по правую руку, а другого — по левую. Прочие апостолы стали негодовать, но Христос разъяснил им истинное значение Царства Небесного, совершенно отличного от царства мира сего (Мф. 20, 20-28; Мк. 10, 35-45).

Саломия находилась при распятии и погребении Господа и была в числе мироносиц, рано утром пришедших на гроб помазать тело Христово.

Праведная Иоанна, жена-мироносица

О ней упоминается в Евангелии (Лк. 8, 3; 24, 10). Св. Иоанна, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после крестной смерти Спасителя она приходила ко гробу, чтобы помазать миром святое тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном воскресении.

Праведные Марфа и Мария

С естры праведного Лазаря Четверодневного Они жили в селении Вифании. [I]Вифания же была близ Иерусалима стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). Все трое очень любили Иисуса и часто приглашали Его к себе. В Евангелии говорится что,[I] в продолжение пути пришел Он (Господь) [I]в одно селение, здесь женщина, именем Марфа приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 38-42).

Когда Лазарь заболел, то сестры послали сказать Ему:[I] Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря (Ин. 11, 3, 5). Через четыре дня по смерти Лазаря Господь пришел в Вифанию. [I]Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему, Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господ! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, она пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат Мой (Ин. 11, 20-29, 32). Видя глубокую веру сестер и любя Лазаря, Господь воскресил его из мертвых.

Далее у евангелистов Марка и Иоанна говорится о том, что когда за шесть дней до праздника Пасхи Господь пришел в Вифанию и был на вечере в доме Симона прокаженного, [I]Мария, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; дом наполнился благоуханием от мира (Ин. 12, 3). [I]Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; то ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала (Мк. 14, 3, 9).

При наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, Марфа и Мария помогали своему брату в благовествовании Евангелия на о. Кипре, где он был 30 лет епископом.