Что представляет собой Общество сознания Кришны на самом деле? Общество сознания Кришны как секта “Нью Эйдж”.

Веды.

Мировоззрение последователей общества сознания Кришны базируется на на таких признанных ведических произведениях как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам».

В них описывается, что на заре творения Верховный Господь передал Своему представителю в этой вселенной, первому живому существу, Брахме, знание о том, как счастливо жить в этом мире, и как развить свои отношения с Ним (Верховным Господом).

Брахма, в свою очередь уже распространил это знание по всей вселенной.

Приблизительно 5000 лет назад Шрила Вьясадева впервые записал ведические писания.

Веды включают в себя все области знания: математику, психологию, философию, астрономию, военную науку, медицину, культуру, искусство и т.д.

В настоящее время стали особенно популярны – ведическая философия и культура, медицина (аюрведа), астрология и некоторые другие отрасли знания.

Последователи общества сознания Кришны ставят своей целью донесения до людей в первую очередь ведической философии и культуры.

Философия.

Философия сознания Кришны - это достаточно обширный и глубокий предмет, но если говорить вкратце…

Существует Единый Верховный Господь – источник всего сущего. Все живые существа являются Его частицами или детьми. По своей природе живые существа – вечны, исполнены знания и блаженства. Но из-за соприкосновения с материальной природой, которая также является энергией Бога, мы вынуждены рождаться и умирать.

Высшим предназначением живого существа, и методом избавления от всех волнений материальной жизни, особенно в человеческой форме жизни, является восстановление своих вечных отношений с Верховной Личностью Бога.

Суть этих отношений на санскрите (древнем языке, на котором написаны Веды) называется бхакти – бескорыстное любовное преданное служение.

Веды утверждают, что каждому живому существу очень недостает этих отношений с Богом. Из-за этого недостатка любви в мире мы не можем наблюдать полноту счастья и гармонии. Поэтому существуют рождение, смерть, старость и болезни. Как только живое существо в полной мере развивает любовные отношения со Своим Отцом (Богом), оно обретает свое изначальное положение. К нему возвращаются заложенные в нем от природы качества – вечность, знание и блаженство. И оно входит в круг вечных спутников Господа. В этом, согласно Ведам, заключается высший смысл жизни. Верховный Господь очень хочет, чтобы мы были счастливы и встретились с Ним, но Он не покушается на нашу свободу воли. И все же, из-за любви к нам, Он напоминает о Себе и дает знание, с помощью которого мы можем достичь Его обители.

Суть метода, благодаря которому можно достичь совершенства заключается в слушании повествований о Господе и воспевании Его святых имен.

Слушание повествований о Господе.

Ведические священные писания представляют нам наиболее полную информацию о Боге или Абсолютной Истине.

Абсолютная Истина проявляет Себя в трех аспектах:

  • Всепроникающее сияние, которое является источником Солнца и любого другого света во вселенной (Брахман);
  • Локализованный аспект Господа, который находится в сердце каждого живого существа и каждом атоме творения. Он знает все наши желания, и исполняет их настолько, насколько мы того заслуживаем (Параматма);
  • Всепривлекающая Личность Бога, источник всего (Бхагаван).

Совершенный Господь имеет бесчисленное количество имен, отражающих Его несравненные качества.

Он повелитель всего сущего – Ишвара.

Он наделен всеми совершенствами – Бхагаван (русское слово Бог происходит от этого слова) и т.д. Имена Бога - Саваоф, Аллах, Иегова и прочие из других языков также отражают Его качества.

Имя, которое наиболее полно описывает Его – Кришна (Всепривлекающий). Нет ни одного живого существа, которого бы не привлекал Кришна. Даже если кого-то в силу разных причин не привлекает Сам Кришна, то обязательно привлекают Его достояния, которыми Он обладает в полной мере. Кришна обладает всей красотой, всей славой, всей силой, всем знанием, всем богатством и всей отрешенностью.

Форма Господа полностью духовна, но внешне, по форме очень напоминает человеческую. Он вечно юн. На вид Ему шестнадцать лет. Его тело цветом напоминает голубоватый сапфир. У Него черные, волнистые, длинные волосы и большие прекрасные глаза, напоминающие лотос. В волосах Он носит павлинье перо. Он очень искусно одевается. На Его прекрасном лице всегда сияет нежная улыбка, и Он очаровательно играет на флейте.

Верховный Господь Кришна обладает совершенными качествами. Веды описывают описывают шестьдесят четыре качества Господа. Вот некоторые из этих качеств: всеведущий, вечно обновляющийся, обладающий всеми мистическими совершенствами и непостижимыми энергиями, всеблагой, самый добрый, самый благодарный, самый отважный, необычайно ловкий и артистичный, самый правдивый и разумный, всегда окружен непостижимо любящими Его преданными и т.д. Но наиболее важным качеством Господа для живых существ является Его милосердие. Благодаря этому качеству Господа, любой человек может достичь совершенства уже в этой жизни.

Слушание повествований о Господе, которыми очень богата ведическая литература, приводит к тому, что сердце человека очищается от всех пороков и человек постепенно осознает, что Господь является для него самым дорогим существом.

Воспевание святого имени Бога.

Когда мы кого-то любим, мы вспоминаем и произносим его имя с большим чувством. Таким же образом нужно воспевать имена Бога, поскольку Он - наш отец и лучший друг. По мере продвижения в духовной жизни, мы будем все больше и больше осознавать это. Верховному Господу очень нравится, когда мы обращаемся к Нему из любви, не прося ничего взамен. Даже если подобного рода чувств у нас нет, ведические писания в любом случае рекомендуют повторять имена Бога.

Эта древнейшая традиция учит, что наиболее могущественными именами являются – Кришна, Рама (Всерадующий Господь) и Харе (энергия Верховного Господа).

Последователи общества сознания Кришны повторяют шестнадцать слов, которые Веды считают высшей трансцендентной (духовной) звуковой вибрацией - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - « О, Всепривлекающий, о, всерадующий Господь, о, энергия Верховного Господа, пожалуйста позвольте мне с преданностью служить Вам». Благодаря пению этих сладостных имен Господа вместе с другими людьми, а также индивидуальному повторению этой звуковой вибрации, все неблагоприятные качества, такие как гнев, вожделение, жадность, зависть и другие постепенно покидают сердце, а радость и счастье наполняют человека.

Любой человек может воспользоваться этими замечательными, универсальными средствами для возвышения сознания, которые рекомендованы в ведических писаниях. С помощью этих несложных методов можно очень быстро очистить сердце и возвысить свое сознание, обретя, таким образом, чистую радость и счастье.

Ученическая преемственность.

С тех пор как ведическое знание было передано Верховным Господом Брахме прошло уже очень много миллионов лет. Но, тем не менее, оно дошло до нас в неизменном виде.

Возможно ли это? И благодаря чему это произошло?

Да, это возможно, поскольку Господь любит нас, и специально создал механизм, позволяющий транслировать чистое знание сквозь века. На санскрите этот метод передачи знания называется парампара или цепь ученической преемственности.

Суть этой системы в том, что знание передается от учителя к ученику, обладающему качеством святости. Поэтому знание не искажается и передается в неизменном виде.

Первым это знание получил великий Брахма. Он передал его своему святому сыну Нараде.

И Нарада, и Брахма живут очень долго (от сотворения до разрушения вселенной).

Около 5000 лет назад Нарада пожелал передать эту мудрость могущественному мудрецу Вьясадеве, составителю Вед. Он в свою очередь передал знание Мадхве. Так совершенная мудрость передавалась через века и дошла до нашего времени.

В западный мир из-за пределов Индии ее принес великий святой - А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, который выполнял наказ своего духовного учителя.

Прабхупада.

Его Божественную Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаду его последователи называют «Прабхупада». Этот титул в ведической традиции дают святым людям, которые внесли наиболее значительный вклад в распространение божественного знания.

Шрила Прабхупада по указанию своего духовного учителя приехал в США в 1965 году, в возрасте 69 лет. С собой у него было лишь несколько книг и мечта. Он понимал, что, несмотря на технический прогресс и создание множества удобств для тела, люди, все дальше уходят от Бога и поэтому становятся все более несчастными. Поэтому он полностью посвятил остаток своей жизни распространению духовной мудрости Вед. Вплоть до 1977 года, когда он покинул эту планету, он перевел и прокомментировал около 80 томов шедевров ведической литературы, которые составляют ее смысл. Прежде всего, это уже ставшие всемирно известными – «Бхагавад-гита» и «Шримад Бхагаватам». Он также донес это знание до тысяч людей, которые приняли эту философию. Благодаря его святости, состраданию, доброте и мудрости, сердца множества людей на планете изменились и продолжают меняться сейчас.

Он объехал нашу планету с проповедью сознания Кришны 14 раз и открыл более ста центров, храмов и общин, в которых изучается ведическая мудрость.

Все достижения Шрилы Прабхупады перечислить невозможно. Ученые по всему миру, которые изучают наследие, которое он оставил, говорят - то, что он сделал невозможно сделать простому смертному.

Пришествие Верховного Господа.

Все, что сделал Шрила Прабхупада, стало возможным благодаря милости Верховного Господа, который приходил на Землю чуть более 500 лет назад.

Приход Бога на Землю событие явно не ординарное. Но, тем не менее, это происходит по Его сладостной воле. Все воплощения Господа предсказаны в писаниях.

Нисходя на эту планету, Господь преследует три цели. Он защищает праведных, верующих в Бога людей, наказывает безбожников и восстанавливает принципы религии.

В нынешний век Верховный Господь, приходя на Землю, играет роль Своего преданного и обучает людей практике совместного служения Богу, особенно воспеванию святых имен.

В 1486 году Господь родился на земле Индии как обычный ребенок и 48 лет оставался в этом мире под именем - Шри Чайтанья Махапрабху.

Он учил, что высшим совершенством жизни является любовь к Богу и каждый человек может обрести ее, служа Господу и воспевая Его святые имена - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Каждый человек, который соприкасался с Ним, полностью преображался и сам становился проводником божественной любви. Господь Чайтанья поручил своим последователям, которых без преувеличения были миллионы, написать книги, раскрывающие науку сознания Кришны, и предсказал, что святые имена Господа очень скоро будут петь по всему миру.

Культура.

Последователи сознания Кришны есть на всех континентах и во всех странах мира. Они принадлежат к разным национальностям и вероисповеданиям по рождению. Но всех их без исключения поразила чистота ведической культуры, и поэтому они приняли ее.

Эта культура базируется на четырех принципах нравственности – чистота, аскетизм, милосердие и правдивость.

Чистота бывает внешняя и внутренняя. Внешняя чистота достигается ежедневными омовениями, а внутренняя основана на чистоте отношений, прежде всего с противоположным полом. Ведическая культура доносит до нас высокий принцип – близкие отношения с противоположным полом возможны только в браке.

Аскетизм подразумевает жизнь ради достижения высшей цели и отказ от одурманивающих средств.

Человек не является милосердным, если причиняет страдания и боль другим. Милосердие включает в себя не причинение беспокойств ни одному живому существу, что подразумевает вегетарианскую диету, а также распространение науки высших ценностей.

Правдивость нарушается, если человек обманывает, особенно в денежных отношениях или позволяет себе приобщиться к азартным играм.

Кроме этого ведическую культуру отражают еще некоторые принципы.

  • Человек должен относиться ко всем людям так, как бы он хотел, чтобы относились к нему.
  • На чужое имущество культурный человек должен смотреть как на мусор. Имеется ввиду, что человек даже в мыслях не может покушаться на чужую собственность.
  • На всех женщин он должен смотреть как на свою мать. Подразумевается, что культурный человек относится к матери с большим уважением. (Исключение составляет супруг(а)).
  • И еще один особенный принцип. Попытаться понять – что все в этом мире принадлежит Верховному Господу. Мы приходим сюда ни с чем и так же уходим. В жизни Господь каждому дает свою долю, и мы должны быть благодарны Ему, и служить всеми своими ресурсами Его делу.

Таковы ценности ведической культуры. Большинству людей их сложно сразу принять и оценить, тем не менее, если стремиться понять их, то постепенно следование им становится возможным и даже естественным.

В целом культура сознания Кришны – это культура добродетели. Между тем в общество сознания Кришны приходят люди из разных слоев общества, но каждый может найти себя, общаясь с людьми, стремящимися развить духовные и нравственные качества. Это главный принцип возвышения сознания. «Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Общаясь с культурными людьми, любой может постепенно развить возвышенные качества характера и избавиться от недостатков.

Сознание Кришны в России.

Шрила Прабхупада считал людей, живущих в СССР потенциально очень духовными и нравственными. Он очень хотел приехать в Россию, и в июне 1971 года ему удалось проникнуть за «железный занавес».

Он встретился с профессором востоковедения Котовским Г.Г. и познакомился с несколькими москвичами, которые, став его последователями, продолжили его дело. В то время, за подобного рода агитацию, сажали в тюрьму. И действительно без этого не обошлось. Несколько последователей сознания Кришны были подвергнуты репрессиям за свои убеждения.

С началом «перестройки» ситуация изменилась и в 1988 году общество сознания Кришны было официально зарегистрировано в России.

За прошедший период времени «кришнаиты» стали известны в основном благодаря своему пению на улицах в «индийских одеждах», из-за своих программ по бесплатной раздаче пищи, и, конечно благодаря книгам Шрилы Прабхупады. Их с 1988 года было распространено более 3 миллионов.

Последователи общества сознания Кришны очень уважительно относятся ко всем религиозным и культурным традициям России и стараются сотрудничать со всеми добродетельными людьми, ради достижения единства всех людей в их стремлении познать и полюбить Бога, и развить возвышенные качества характера.

Сознание Кришны в Самаре.

В Самаре общество сознания Кришны официально зарегистрировано в январе 1992 года и готовится отметить свое 20 - летие.

В настоящее время специалисты общества проводят различные культурные программы, рассказывающие о ведической культуре, устраивают благотворительные фестивали и семинары на духовные темы.

Самарцам особенно известна культурная программа «Песня души» в рамках Грушинского фестиваля. Тысячи людей приходят на это мероприятие и отмечают доброжелательную, чистую и радостную атмосферу праздника.

Международное движение сознания Кришны - это вершина всех религий, поскольку самое важное и ценное в жизни, а так же то, что лежит в её основе, - это Любовь, а сознание Кришны - не просто религия любви, это знание о Любви. Всё построено и основано исключительно на основах Любви и Заботы, а из-за их недостатка как раз и возникают все . Детальнее об этом можно прочитать в статье « ».

Участники международного движения Сознания Кришны приглашают всех и каждого возродить культуру Любви и Заботы: Пожалуйста, присоединяйтесь к нам и возрождайте свои Любовные отношения с Богом - Источником всего сущего. И неважно кто Вы: христианин, буддист, мусульманин, индус или кто-то ещё.

Для того, чтобы возродить свои вечные отношения с Богом, наполненные Любовью и Заботой, абсолютно неважно менять свою религию, работу, образ жизни и привычки. Просто впустите в свою жизнь Бога и начните возрождать некогда забытые взаимоотношения со Всевышним, наполненные нектаром искренней чистой Любови. А дальше Он подскажет, что необходимо изменить в своей жизни, дабы эти отношения только крепли и усиливались.

Как возродить свои отношения с Богом?

Чтобы разобраться с этим вопросом, необходимо понять особенности , течении времени, в материальном мире.

Таким образом, метод возрождения некогда забытых отношений с Богом в современное очень прост. Достаточно воспевать Святое Имя. Да, у Бога их много. И , которые дают самое совершенное знание, советуют следующие Имена Бога в такой последовательности:

Современная человеческая культура такова, что она живёт в полной иллюзии. Современный человек пытается повелевать Природой, совсем не замечая, что на самом деле находится в тисках её строгих законов. Эксплуатируя ресурсы материальной природы, современный человек всё сильнее и сильнее запутывается в хитросплетениях материального мира. Несмотря на колоссальные усилия многих поколений современного человечества, прилагаемые, чтобы покорить природу, оно всё больше попадает во всё большую зависимость от неё.

Эту иллюзорную борьбу с Природой можно раз и навсегда прекратить, возродив своё извечное Божественное сознание, сознания Бога, или сознания Кришны. И воспевание Маха-мантры - это трансцендентный процесс восстановления изначального, чистого сознания.

Воспевая Маха-мантру, мы очищаем свои сердца от ложной концепции: «Я властелин всего, что вижу». Вся деятельность такого человека начинает строиться на божественных принципах, т.е. в гармонии с Природой. Не с желанием её беспощадно использовать, а начать сотрудничать с ней, поскольку она так же частичка Бога! А в этом случае автоматически приходит Благополучие и процветание. (детальнее будет рассматриваться в разделе «Духовная экономика ») направлена на процветание всех, а не незначительного меньшинства, которое эксплуатирует большинство в угоду исключительно своей безграничной жажды наживы.

Сознание Кришны, или сознания Бога, является изначальным, естественным положением живых существ, и поэтому, слушая трансцендентные вибрации имён Кришны, наше изначальное сознание пробуждается, поскольку мы начинаем подключаться в Божественному. А с кем поведёшься от того и наберёшься.

И что интересно, среди всех форм религиозной медитации, воспевание имен Бога является одновременно самым простым и самым эффективным. Даже вначале мы можем испытать трансцендентный экстаз, выходящий за рамки материальной концепции жизни. Более того, чтобы воспевать имена Бога, не нужно менять религию, национальность, социальный статус. Любой может заняться этой практикой, обладая соответствующим энтузиазмом и знаниями, которые с легкостью можно получить через общение с преданными и следуя их наставлениям.

Под правильным руководством каждый сможет построить свою жизнь в соответствии с эффективным принципом счастливой и успешной жизни: «простая жизнь, возвышенное мышление». Это искусство удовлетворять свои материальные потребности, не прибегая к искусственно раздутой неэкологичной промышленности, вдали от сложностей искусственной городской жизни, сохраняя время и энергию для самого важного и ценного в Вашей жизни: своих близких (они не просто так даны Богом в Вашей жизни!) и осознания своих вечных отношений с Богом. И тогда, в момент смерти, такой человек сможет успешно пройти самый сложный жизненный экзамен и вернуться в обитель Бога, Духовный мир.

Пожалуйста, воспевайте эти имена Бога:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе


Другие названия: Кришнаиты, ИСККОН (ISKCON)- английский вариант аббревиатуры МОСК.

Характеристика: тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа.

Специфичные цели деятельности: Частью тайной доктрины культа является программа построения единого государства (возможно, во всемирном масштабе) на основе идеологических воззрений МОСК.

История секты: корни этого движения уходят в XV век, когда Чайтанья Марапрахбу вывел из верования индуистской секты Вишну доктрину Кришны. Это движение было долгое время незначительным, пока в XIX веке Бхактивинода Ткакур не вдохнул в него вторую жизнь. Тогда же стали появляться малочисленные общины кришнаитов в Европе. Его сын Бхактивинода Ткакур Сарасвати Госвами стал учителем Абхау Чаран Де Бхактиведанта Свами Прабхупады (1896-1977), которому поручил распространение этого учения на Западе. Теперь члены МОСК величают Прабхупаду "Его божественная милость Абхау Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада". Ранее Прабхупада изучал английский язык, философию и экономику в Калькуттском университете, потом служил в одной химической фирме, был преуспевающим бизнесменом. В 1954 г. он бросил бизнес, расстался с семьей и стал монахом, получив высокий титул "Свами". В 1965 г. Прабхупада приехал в Нью-Йорк, где стал проповедовать учение секты. Он основал МОСК в 1966-1967гг. и оставался его руководителем до самой смерти в 1977г. Сейчас МОСК управляют две различные группы: одна, состоящая из 11 человек, руководит духовными вопросами, а совет директоров занимается административными проблемами.

В СССР кришнаиты появились в 1971г., после посещения страны Бхактиведантой. В 1988г. общины МОСК были официально зарегистрированы. Хотя руководители московской организации кришнаитов официально отрицают связь с МОСК, однажды на заседании "круглого стола" в редакции газеты "Тверская, 13" приглашенный кришнаитами их единоверец из Индии, не знающий русского языка, оказался не в курсе идей московских коллег, и заявил по-английски, что московские кришнаиты являются филиалом МОСК.

МОСК, по собственным данным, располагает во всем мире 350 храмами (108 из которых основаны лично Прабхупадой). На территории бывшего СССР расположено около 100 храмов и 150 проповеднических центров во всех крупных городах, в том числе гурукулы (духовные школы МОСК), вегетарианские рестораны и пр.

Однако, по оценкам специалистов, кришнаиты склонны весьма приукрашивать свои достижения в вербовке приверженцев. В России они утверждают, что в Индии у них миллионы сторонников, в Индии - что у них миллионы сторонников в России. На деле кришнаизм представляет собой весьма незначительное течение индуизма, имея ничтожное число адептов в Индии, всего несколько тысяч адептов в РФ и несколько десятков тысяч - во всем остальном мире. Но от своей малочисленности оно не становится менее опасным для общества из-за своей агрессивной внутренней доктрины и обладания значительными финансовыми ресурсами.

В г. Новосибирске центры МОСК находятся в нескольких районах города. Кришнаиты активно обходят административные организации со своими угощениями и подарками. Возможно, что при приготовлении блюд для угощений используются слабодействующие наркотические вещества. Не вызывает сомнения, что над этими блюдами в процессе их приготовления совершается ритуал "очищения", т.е. пища становится идоложертвенной. Регулярно проводятся курсы лекций по изучению "ведической культуры", другие культурные программы для представителей различных слоев населения. Чаще всего во время рекламы подобных мероприятий представляться кришнаиты "забывают". Известны случаи открытия пунктов общественного питания с меню специфического кришнаитского направления.

Доктрина: американизированная версия индуизма. Доктрина кришнаитов вышла из учения вишнуизма. Вишнуизм - вера в Вишну как Верховного Бога, однажды проявившего себя в образе Кришны. Чайтанья Махапрабху учил обратному: Кришна был главнейшим богом, однажды проявившимся как Вишну. Кришнаизм был одной из первых попыток привнести в массы философию индуизма. В индуизме бог неличностен и непознаваем. Кришнаиты персонализировали бога и в итоге ему поклоняются, общаясь с ним как с личностью.

МОСК не признает Иисуса Христа вечным Богом, но делает из него одно из полубожественных проявлений Кришны. Адепты МОСК верят, что Иисус поклонялся Кришне.

МОСК придерживается традиционного монистического пантеизма, существующего в некоторых индуистских сектах, говоря, что все боги и полубоги (которых, по их мнению, весьма немало) являются формами Одного Абсолютного бога, которого они называют Кришна. Все приверженцы МОСК верят в то, что Кришна - это "жизнь" всех живых существ, "живая сущность, будучи небольшой частью Верховного Господа, является его качественной частью" (Bhagavad-Gita As It Is / Translated A.C.Probhupada.- New-York: Bhaktivedanta Book Trust, 1970.- P.704.). Согласно учению, спасение должно быть заслужено посредством ряда дел. Чтобы избавиться от невежества, надо прилежно повторять имя Кришны, участвовать в обрядах и церемониях поклонения. Кришнаиты никогда не расстаются с ожерельем из 108 четок, которые они перебирают во время декламации или пения мантр (заклинаний). Каждый обитатель ашрама должен ежедневно повторить мантру не менее 1728 раз (16 "кругов", круг - 108 мантр). Мантра Кришны - это формула, состоящая из 16 сочетаний слов "харе", "Кришна", "рама". Считается, что ее произнесение освобождает человека от материального мира и вызывает реальное присутствие Кришны. По мнению экспертов, многочасовое повторение одних и тех же слов вводит человека в особое гипнотическое состояние, в котором он легко поддается воздействию "духовного учителя", послушно участвует в тщательно разработанных ритуалах, практикуемых в общине. Доктрина МОСК требует беспрекословного подчинения адептов секты лидерам.

В кришнаизме очень ярко выражено характерное для тоталитарных организаций разделение доктрины культа на несколько частей. Одна из них - "фасадная", предназначенная для общественного мнения и потенциальных последователей. Она мало соответствует истинному содержанию учения и призвана играть роль приманки. Другая - для людей, уже успевших в той или иной мере "очиститься" во время постоянных мантр и ритуальных действий, а от-того уже утративших способность критически оценивать, что есть добро, а что есть зло с общечеловеческой точки зрения, а не с точки зрения своего "бога". И еще одна - для людей, уже точно знающих, что и зачем они делают, каких целей добиваются, для тех, которые держат в своих руках ниточки управления организацией. "Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве" (Свами Прабхупада. "Бхагават-Гита как она есть").

Что привлекает людей в ашрамы (храмы, собрания) кришнаитов? Прежде всего то, что Прабхупада проповедовал идеал "высшей" духовности, стремление к истине и чистоте. Кроме того, кришнаиты призывают не причинять насилия, хранить супружескую верность, как можно реже злиться и ради любви к животным питаться исключительно растительной пищей. Все это выглядит весьма заманчиво для человека, страдающего от аморальности современного "цивилизованного" мира. Немалую роль играют также экзотические ритуалы, непонятные слова и термины. Даже одеваются кришнаиты как-то необычно: мужчины носят дхоти, а женщины - сари. Главный закон жизни, учил Прабхупада, - духовное совершенствование, самореализация собственного "я", слияние с чистым божественным миром. Но для этого нужно обрести "сознание Кришны" - почитать его, постигать небесную истину, чтобы душа человека слилась с божественным миром.

Но вероучение движения "Харе Кришна" можно усвоить, лишь вступив в ашрам - "ворота в духовное небо", где культ Кришны является единственным мотивом и результатом поведения и мироощущения человека. Новообращенные порывают со своими семьями, отказываются от сложившихся привычек и образа жизни, бросают работу. Они получают новые, "духовные" имена. Мужчины бреют головы, оставляя косичку на затылке. На лоб наносится особый знак, тилак, в форме буквы "Y". Женщина в секте - это существо второго сорта. Кришнаиты полагают, что женское тело - это наказание за грехи и ошибки предыдущего существования, а потому ее участь - поклоняться мужчине. Прабхупада говорит: "Женщина никогда не может быть равной мужчине, поскольку несет детородные функции и обладает несравненно более низкой ментальностью и духовностью". Поэтому женщинам поручается лишь второстепенная работа. Что же касается детей, рождающихся в ашраме от ослабленных голодом и лишениями матерей, то их участь еще более безрадостна. Известны случаи, когда русские дети вывозились на "воспитание" в ашрамы Индии, где вынуждены были побираться в пользу движения, подвергались всевозможному насилию, в том числе и сексуальному, со стороны взрослых мужчин ашрама. Вопрос сексуального насилия, в том числе и по отношению к детям, в закрытых от всего мира общинах кришнаитов настолько актуален, что даже некоторые лидеры движения "обеспокоены" размахом этого явления. Запрет на нормальную супружескую жизнь взрослых адептов культа толкает их на подобные деяния, причем иногда они приобретают вид ритуальных, что делает их еще более необузданными. Часто используются в ритуальных целях наркотические вещества разной силы действия, которые "расширяют сознание", а по сути снимают сдерживающее человека чувства стыда и способствуют проявлению самых низменных чувств человеческой природы.

Особое распространение среди членов МОСК имеют две книги: "Бхагавад-Гита как она есть" и "Шримад Бхагаватам" . "Бхагавад Гита" является частью "Махабхараты" (древнеиндийского поэтического эпоса) и представляет собой компилятивный свод знаний из поздних и ранних ведических текстов. Утверждения, что "Бхагават Гита" - одно из самых древних писаний, которые можно часто слышать от представителей МОСК, не верны, так как, по мнению ученых востоковедов, время окончательного написания и оформления (литературной фиксации) "Махабхараты", относится к 3- 4 векам н.э. "Бхагавад-Гита" никогда не являлась для индуистов таким же бесспорным авторитетом в вопросах вероучения, как сами ведические писания. Можно сказать, что "Бхагават-Гита" скорее является второстепенной книгой по отношению к основным ведическим текстам. Не очень высокого мнения о ней и сам Прабхупада: "В великий исторический эпос - "Махабхарату", произведение, специально предназначенное для не очень разумных людей: женщин, рабочих и недостойных потомков брахманов...".

"Бхагавад-Гита как она есть" кроме текстов собственно "Бхагавад Гиты" содержит их комментарии Прабхупады, которые представляют особый интерес. При этом следует помнить о провозглашаемой кришнаитами безошибочности и непогрешимости этих книг: "... безупречная репутация "Шримад Бхагаватам", свободного от любых ошибок, иллюзии, обмана и несовершенств" (далее в тексте используется сокращение: Гл.3-24 , что аналогично: Глава 3, комментарий к тексту 24 ); "Мы должны принимать "Шримад Бхагаватам" как непосредственное проявление Господа Кришны" (Гл.3-43 ); "Самое важное из всего созданного Шрилой Прабхупадой - это его книги..." (, с.498); "Бхагават-Гита" - это руководство для всех людей" (Гл.10-22 ).

Кроме того, Прабхупада - продолжатель непрерывной цепи ученической традиции ("парампары"), восходящей, по словам кришнаитов, к самому Кришне, что автоматически делает его высказывания программными тезисами всего кришнаитского движения, законом для всех его последователей. Приводимые цитаты не являются приведенными вне связи с общим контекстом, кроме того, приводятся лишь некоторые из многочисленных высказываний, повторяющих и дополняющих друг друга по смыслу, в чем можно убедиться, обратившись к указанным трудам Прабхупады.

Вопреки многочисленным заявлениям о любви ко всем людям, в действительности единственной нормальной основой межчеловеческих отношений, по мнению кришнаитов, является кастовая система. Не члены МОСК, а тем более те, кто критически относится к МОСК, являются шудрами (шудра - низший класс, соответствующий индуистской категории невежества), их называют демонами и они вполне достойны всяческих унижений и даже уничтожения: "Большая часть людей, особенно в этот век Кали, рождаются шудрами" (Гл.9-49 ); "В век Кали население всего мира обладает качествами шудр или еще более низкими... В современных демократических государствах все люди скатились до уровня шудр или еще более низкого, а правит ими такой же, как они, человек, не имеющий понятия о требованиях, которые писания предъявляют к правителю. Поэтому вся атмосфера отравлена качествами шудр, проявляющимися в вожделении и жадности" (Гл.12-13,18 ); "Современная образовательная система готовит одних шудр. Самый крупный инженер или конструктор - это всего-навсего большой шудра... В век Кали все рождаются шудрами" (Гл.12-48); "А непреданный, сколь бы образованным он ни был, всегда приносит вред" (Гл.2-19); "Непреданные же вообще не обладают никакими положительными качествами" (Гл.11-19).

Не более уважительны члены МОСК в отношении к верующим других религий, хотя и утверждают: "Мы лояльно относимся ко всем традиционным конфессиям" (Заявление Центра обществ сознания Кришны в России "Об отношении к религиозным традициям" от 24 марта 1996 г.). Тем не менее, кришнаизм учит: "Существует два класса людей: бхакты (преданные Кришны - прим. сост.) и демоны" (Гл.4-3); "Кто может быть настолько глуп, чтобы не захотеть обрести сознание Кришны таким простым способом..." (Гл.9-26); "То, что Кришна - высший авторитет, признается всем миром с незапамятных времен и до наших дней, и лишь демоны отвергают Его" (Гл.4- 4), а отвергают его все "глупые" некришнаиты; "Иногда такие демоны берут на себя роль проповедников, вводят людей в заблуждение и приобретают известность как религиозные реформаторы, или же, как инкарнации Бога. Они совершают показные жертвоприношения, или поклоняются полубогам, или же создают своего собственного Бога. Простые люди провозглашают такого человека Богом и поклоняются ему; глупцы считают этого человека глубоко религиозным и наделенным духовным знанием" (Гл.16-17). Последнее утверждение является прямым оскорблением для каждого верующего христианина, знающего, что Христос - будучи Истинным Богом после воплощения стал во всем, кроме греха, человеком. Он проповедовал духовное знание о Царствии Небесном, и, не скрывая что Он - Бог, принес себя в жертву за грехи мира, претерпев распятие и смерть. Таким образом, здесь налицо далеко не лояльное отношение кришнаитов к христианской вере.

Итак, все люди, кроме адептов МОСК, вообще не обладают никакими положительными качествами, безумны и глупы, а также наделены всеми остальными "качествами", присущими шудрам, согласно утверждениям Прабхупады. Какая же участь ждет не верующих, что Кришна - бог? "Особо подчеркивается, что шудра не должен накапливать деньги. Как только у шудры появляются деньги, он тут же неправильно использует их на греховную деятельность: вино, секс и азартные игры. Вино, секс и азартные игры указывают на то, что население деградировало до уровня более низкого, чем уровень шудр. Высшие касты всегда должны заботиться о шудрах и обеспечивать их своей поношенной одеждой" (Гл.9-26 ); "Верховный Господь не прощает ни малейшего оскорбления в адрес Своих... преданных" (Гл.9-27); "Несмотря на то, что каждое живое существо - составная частичка Господа, тот, кто досаждает Ему, словно колючка, называется асуром, а тот, кто добровольно служит Господу - деватой... В материальном мире деваты и асуры постоянно враждуют... Этот мир полон живыми существами двух видов, и миссия Господа - всегда, когда бы в том не возникла необходимость, защищать деват и уничтожать асуров на благо тем и другим" (Гл.15-34); "Слово душкритам применимо к тем, кого не привлекает сознание Кришны. Что касается неверующих, то Всевышнему Господу необязательно появляться Самому, чтобы уничтожить их... Господь имеет много помощников, которые вполне могут справиться с уничтожением демонов" (Гл.4-8);

Таким образом, те, кто не верят в Кришну - демоны, и это четко прописано у Прабхупады, а демонов следует, согласно его утверждениям, уничтожать. Кроме того кришнаизм провозглашает "Насилие, совершаемое в соответствии с принципами религии, намного выше так называемого "ненасилия" (Гл.7-36).

Важно иметь в виду, что кришнаиты постоянно напоминают всем о необходимости соблюдать принцип Ахимсы, который состоит в запрете для человека отнимать жизнь у какого-либо живого существа. В свете вышеприведенных цитат этот принцип, оказывается, собственно к кришнаитам не относится. Здесь, таким образом, вновь имеют место две доктрины: для внутреннего пользования и рекламно-открытая.

Кришнаитская трактовка принципа ненасилия вообще очень отличается от общего понимания этого принципа, и разъясняется Прабхупадой в следующих тезисах: "От такого великодушия или от так называемого неприменения насилия следует отказаться тем, кто по примеру Арджуны, подчиняется непосредственному руководству Кришны" (Гл.2-3);

"Отказ от насилия в политике может быть хорош для дипломатических целей, но никогда не должен возводиться в принцип... Таким образом, убийство в бою во имя религиозных принципов и убиение животных на жертвенном огне не считаются актами насилия, ибо совершаются во имя религиозных принципов и являются благом для всех" (Гл.2-31). Интересно, что в оригинальном варианте этого текста ничего прямо не сказано про то, что отказ от насилия не должен возводиться в принцип, т.е. авторство этого высказывания целиком и полностью принадлежит Прабхупаде, основателю МОСК, что совершенно не согласуется с им же самим официально провозглашенным и регулярно декларируемым всеми кришнаитами принципом Ахимсы.

Кроме того, для кришнаита (кстати, слово "кришна" на санскрите означает "черный") вполне приемлемо выражать ярость и разочарование в отношении нечленов; насилие, включая убийство, является санкционированным, если оно осуществлено именем Кришны: "нужно действовать согласно повелению Кришны, которое передается через парампару и истинного духовного учителя" (Гл.18-57), то есть, через руководство кришнаитов. Адепту можно даже лишить кого-либо жизни и не чувствовать себя виновным, не нести за это моральной ответственности, потому что: "Любой человек, действующий в сознании Кришны..., даже убивая, не совершает убийства, ...как и не затрагивается он последствиями такого поступка" (Гл.18-17). Далее говорится о том, что солдат убивает на войне по приказу, поэтому не несет ответственности, но в начале этой цитаты говорится именно о любом человеке, находящемся в сознании Кришны. "Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником" (Гл.9-30); "Поэтому убей их и не тревожься" (Гл.11-34). Даже близкие родственники не всегда представляют исключение. "Нужно пожертвовать всем ради того, чтобы постигнуть Кришну и служить Ему, как сделал Арджуна. Арджуна не хотел убивать членов своей семьи, но когда он понял, что они были препятствием на пути к осознанию Кришны, он последовал Его указаниям... и сразил их" (Гл.13-8,12); "Никто не знает, при каких обстоятельствах уместно сострадание" (Гл.2-1); "Господь Кришна не одобрил так называемого сострадания Арджуны к своим близким" (Гл.2-2).

Согласно кришнаитской доктрине, убийство можно вообще не считать за убийство: "Это только при поверхностном взгляде Арджуна причинил этим людям вред, поскольку... все люди, собравшиеся на поле боя, продолжали бы жить как индивидуальные существа, ибо душа не может быть уничтожена... Поэтому Арджуна, сражаясь на поле битвы при Курукшетре, фактически не сражался вообще - он просто исполнял приказания Кришны" (Гл.5-7). К чему такие формулировки могут привести - страшно и думать. Но знание содержания подобных элементов внутренней доктрины не мешает руководителям организаций делать такие заявления: "Проповедь высоких моральных и этических норм, которых придерживаются в своей жизни члены нашего движения, помогла многим избавиться от пагубных привычек и вести более чистую жизнь" (Заявление Центра обществ сознания Кришны в России "Об отношении к религиозным традициям" от 24 марта 1996 г.).

Не менее удивительны критерии различения добра и зла, которых надо придерживаться, согласно внутренней доктрине: "Действия в сознании Кришны трансцендентальны по отношению к последствиям как добрых, так и злых дел" (Гл.3-19). Иными словами, кришнаизм полностью освобождает от ответственности за свои поступки. При этом критерием оценки "хорошее-плохое" являются слова руководства кришнаитов, а не моральные нормы: "Правильные поступки согласуются с наставлениями шастр, а неправильные противоречат установленным в них принципам" (Гл.18-15). Это не удивительно, т.к. "Кришна является источником всего, что мы видим, хорошего или плохого" (Гл.10-4,5).

Легко понять, почему Кришне несложно быть источником "плохого", если поближе ознакомиться с этой личностью и некоторыми характерными его чертами. Описание облика Кришны приводится в Главе 11, Текстах 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30: "Я вижу в Твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду, без предела... Я вижу, как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю эту вселенную Своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими". Довершает это "милое" зрелище ложе из змей, на котором восседает Кришна (Гл.11-15). Кришнаиты неоднократно заявляли, что Иисус Христос не кто иной, как сам Кришна в своем очередном воплощении, но кто хоть раз читал христианское Священное Писание, тот после вышеприведенных описаний "прекрасного" Кришны поймет, что утверждать такое можно лишь по дремучему невежеству.

Соответствие столь страшного облика Кришны его сущности обосновывается словами от имени самого Кришны: "Я - Яма, Бог смерти... Я - всепожирающая смерть" (в Гл.10-29,34), а также: "Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей" (в Гл.11-32).

У Кришны вообще много разного рода подозрительных для нормального человека качеств, например: "Его зачастую пугается сам страх" (Гл.8-31); "Всемогущий Бог... может отобрать всю вселенную, попросив маленький клочок земли" (Гл.3-19); "О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые... способны ввести в заблуждение кого угодно" (Гл.8, текст 29); "... раны, нанесенные телу Господа острыми стрелами Бхишмадевы, доставляли Господу такое же наслаждение, как укусы невесты Господа" (Гл.9-34); "Сам Господь не участвовал в битве. Он просто посеял вражду между могущественными правителями, и они сражались между собой. Он был подобен ветру, который вызывает трение стволов бамбука друг о друга и тем самым становится причиной пожара" (Гл.11, текст 34); "...смерть - это Сама Верховная Личность Бога" (Гл.13-19).

Не чужда для внутренней доктрины и установка на возможность достижения всемирного господства. Более детально этот вопрос проработан в кришнаитской книге не для широкого распространения "Варнашрама - манифест социального разума", где говорится: "Что значат глупые и сентиментальные идеалы "жить и выжить" в мире, который ясно проявил склонность к саморазрушению". Поэтому кришнаиты проповедуют создание "не фашистского, однако жесткого режима брахманов", предусматривающего введение кастовой системы. Но и в цитируемых документах имеются соответствующие указания: "Идея единого мирового государства может стать реальностью только в том случае, если мы будем следовать непогрешимому авторитету... Чтобы править миром, глава исполнительной власти должен быть человеком, получившим... специальную подготовку, и обладать всей полнотой самодержавной власти. Идея мирового государства может реально осуществиться только тогда, когда у власти стоит совершенный царь, подобный Махарадже Йудхиштхире" (Гл.10-3).

Отметим, что, если принимать во внимание Гл.17-4, то приход кришнаитов к власти хотя бы в одной стране может привести к мировой катастрофе: "Вызов представителям века Кали может бросить глава правительства или облеченный властью царь, подобный Махарадже Парикшиту, который был бы хорошо вооружен и мог покарать злодеев".

Хорошее вооружение подразумевает и обладание оружием массового поражения: "Ядерное оружие, называемое брахмастрой, применяется только в крайнем случае, когда не остается другого выхода" (Гл.7-19);"Представления о том, что взрывы современных атомных бомб могут уничтожить мир, - детская фантазия" (Гл.7-32): "Самое могущественное оружие - брахмастра, выпущенная Ашваттхамой - напоминало ядерное, но обладало большей радиацией и тепловым излучением. Брахмастра - плод более тонкой науки... Еще одно ее преимущество состоит в том, что она не действует слепо, подобно ядерному оружию... В некотором смысле она опаснее атомной бомбы, так как способна без промаха поразить даже самое защищенное место" (Гл.8-13). Кроме того, про ядерное оружие говорится еще в комментариях к тексту 20 Главы 7, тексту 44 Главы 7, тексту 12 Главы 8, тексту 32 Главы 10, а также в самом тексте 1 Главы 12 и в других местах цитируемого произведения.

Но прийти к власти даже в одной стране с кришнаитской программой не так-то просто. Сперва, по всей видимости, надо приучить или заставить людей перестать любить свой народ, свою Родину, свою историю. Как одно из средств на этом пути используются призывы к невыполнению гражданского долга перед государством проживания: "Тот, кто полностью обладает сознанием Кришны и полностью удовлетворен своей деятельностью в сознании Кришны, не нуждается более в выполнении какого-либо долга" (Гл.3-17); "Тому, кто занят служением Кришне, нет необходимости согласовывать свои действия с материальным миром, включая обязательства по отношению к семье, нации, человечеству в целом" (Гл.2-41).

Позволительно спросить, как это согласуется с декларациями типа: "Свою первоочередную задачу мы видим в том, чтобы привить своим членам бережное отношение к традициям, устоям и институтам российской культуры" (Заявление Центра обществ сознания Кришны в России "Об отношении к религиозным традициям" от 24 марта 1996 г.).

Что касается частной жизни по-кришнаитски, то тут доктрина МОСК требует беспрекословного подчинения адептов секты ее лидерам. Об этом достаточно подробно пишет Свами Прабхупада: "Следует лишь выполнять наставления, исходящие от Кришны или от Его представителя - духовного учителя" (Гл.2-53); "А если возникает нежелание выполнить такой строгий приказ,.. подобное нежелание следует подавить" (Гл.3-30).

Адепт кришнаитского движения обязан выполнять любые приказы, идущие от руководства, вне зависимости от того, понимает он их целесообразность или нет, вне зависимости от соответствия или несоответствия приказа законам государства или нормам морали, ибо адепт априори считается неспособным понимать высшую логику руководства.

О том, как "правильно" строить семейную жизнь, также даны достаточно точные указания и пояснения: "Отсутствие привязанности к детям, жене и дому не означает, что нужно избавиться от всяких чувств по отношению к ним. Но когда они препятствуют духовному прогрессу, следует отказаться от такой привязанности" (Гл.13-8,12), то есть избавиться от таких чувств по отношению к ним, как любовь, необходимость заботы и защиты, ответственность за воспитание. Действительно, нормально построенные семейные отношения сильно связывают человека с традицией его народа, дают ему твердое основание и критерии в построении правильной системы мировоззрения, здравой оценке своих поступков. Но такой человек не захочет полностью подчиниться Кришне и руководству культа. Поэтому надо лишить его от этой "привязанности".

Да и как можно быть привязанным к своим детям, если кришнаиты считают, что дети являются всего лишь побочными продуктами тела: "... побочные продукты тела, а именно дети" (Гл.2-20).

"Человек, который... считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения,.. должен считаться подобным ослу" (Гл.3-40). Таким образом, человека, считающего своих же детей родственниками, а землю, на которой родился - Родиной, Прабхупада называет не иначе, как ослом.

"Дом, родина, семья, общество, дети, собственность и бизнес - вот некоторые из материальных оболочек, покрывающих дух, атму, и система йоги помогает избавиться от всех этих иллюзий". (Гл.13-53).

После прочтения этих строк сразу же возникают вопросы о том, почему руководство кришнаитского движения на любую малейшую критику, в том числе справедливую, в свой адрес со стороны средств массовой информации или общественных организаций отвечает резкими нападками в оскорбительных письмах лично (в письмах обычно используются выражения типа: "из-за своей полной некомпетентности", "в узкокорыстных целях" и т.п.) или в виде исков в суды, а при этом в своих книгах, формирующих доктрину, движение оскорбляет всех некришнаитов, сравнивая их то со свиньями и ослами, то, через слово, называя их "глупыми" или "тупыми", призывает забыть обо всех человеческих чувствах к семье и Родине, пропагандирует расизм.

Особенности деятельности: Следует отметить несколько характерных источников немалых капиталов этой организации. До 20 миллионов долларов приносит движению "Харе Кришна" продажа кришнаитской литературы: книг и переводов Прабхупады, журнала "Назад к божественности", выходящего 500-тысячным тиражом. Немалые суммы поступают в казну "Международного общества сознания Кришны" от богатых меценатов. Но основную прибыль приносит попрошайничество. Сбор денег в секте рассматривается как высокий религиозный долг. Обычно устанавливается суточная норма. Кришнаиты поют мантры и песни в местах большого скопления народа, продают литературу, пластинки, видеокассеты. Добывание денег у кришнаитов поставлено на "научную" основу. На компакт-дисках даже специально размножены наставления на санскрите. Вкратце звучат они так: "Главная цель вашей предприимчивости и изобретательности - "карми" (т. е. не кришнаиты) с набитыми деньгами карманами. Деньги эти предназначены для греха - на них будут куплены мясо, табак, развлечения... Абсурдно бросать деньги на ветер. Тем более, если "карми" становятся все глупее и омерзительнее... Вы должны отобрать эти деньги. Что для этого необходимо сделать? Прежде всего, заставить "карми" получить ваш маленький подарок! После этого любыми средствами вы должны подчинить "карми" вашей воле...".

Владея собственной радиостанцией "Радио Кришналока", кришнаиты могут вести круглые сутки пропаганду своего учения.

Криминальные действия: В 1984г. состоялось судебное разбирательство по иску семьи Джордж в отношении МОСК по обвинению некоторых адептов и руководителей кришнаитского движения в лишении Робин Джордж свободы воли, нанесении морального ущерба, клевете на ее мать и действиях, которые приблизили смерть ее отца, закончились вынесением приговора в пользу членов семьи Джордж, признанием их обвинений обоснованными.

В 1986г. в городе Нью-Вриндаване (США) адепту местной общине кришнаитов было предъявлено обвинение в убийстве. Подозрение также пало и на руководителя этой общины Бхактипаду и на его ближайших сообщников, которым были предъявлены обвинения в совершении еще ряда преступлений. В ходе судебного разбирательства вина некоторых из них была доказана. В марте 1987г. Бхактипада был исключен из МОСКа, что мотивировалось, среди прочего, и тем, что он и его ближайшее окружение действовали вразрез с верованиями МОСКа. Но несмотря на это, труды Бхактипады продолжают публиковаться и после его официального исключения из организации.

В конце 1996 года на 20 лет был осужден руководитель общины в Западной Виргинии, "гуру-преемник" Прабхупады за 2 заказных убийства.

В самой Индии "Общество сознания Кришны" составляет ядро крайне националистического экстремистского движения "Вишва Хинду Паришад", члены которого известны погромами мусульман и инородцев.

В кришнаитских школах-общежитиях для детей, гурукулах, имеет место не только насилование женщин, но и насилование детей, причем часто это совершается на глазах у сверстников.

Кроме того, лидеры общества неоднократно подвергались за рубежом уголовному преследованию за финансовые махинации, вымогательства, торговлю наркотиками и оружием и убийства.

О том, случайны ли судебные разбирательства по обвинению членов МОСК в совершении тех или иных преступлений, можно сделать вывод, если вспомнить некоторые моменты внутренней доктрины этой организации, о которых обычно "забывают" упомянуть распространители этого учения во время своего увлекательного рассказа о достоинствах МОСК,

Список литературы:

    Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагават-Гита как она есть. - Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 832 с.

    Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам.- Первая песнь, часть 1.- Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 549 с.

    Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам.- Первая песнь, часть 2.- Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 605 с.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (МОСК)представляет древнюю ведическую монотеистическую религиозную традицию - вайшнавизм, сердцевину индуизма, корни которой уходят в прошлое на более чем 5000 лет. На сегодня в мире насчитывается более семисот миллионов последователей Вед. Веды являются общечеловеческой сокровещницой знаний, проверенной тысячелетиями на практике. Общество объединяет последователей Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, которые удовлетворяют свои религиозные потребности исповедовать и распространять сознание Кришны на основе древней ведической культуры вайшнавов. Представитель ученической последовательности Брахма-Мадхва-Гаудия вайшнавов, А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада основал МОСК, чтобы дать всем возможность познакомиться с универсальными принципами осознания Бога, изложенными в ведической литературе.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шрила Прабхупада указал семь направлений деятельности организованного им Общества.
а) систематически распространять во всем человеческом обществе духовные знания и обучать людей методам практики духовной жизни, чтобы возобновить гармонию системы жизненных ценностей и достичь настоящего единства и мира во всем мире;

б) обучать сознанию Кришны, так как его излагают традиционные писания "Бхагавад-Гита" и "Шримад-Бхагаватам";

в) сблизить членов Общества между собой и приблизить их к Кришне, высшему существу, чтобы развить во всех членов Общества в отдельности и всего человечества в общем осознание того, что каждое живое существо есть по природе неотделимая частица Бога (Кришны);

г) проповедовать движение санкиртаны, совместного воспевания святого имени Бога, согласно с поучениями Господа Шри Чайтанйи Махапрабху;

д) построить в месте трансцендентных деяний Шри Кришны духовный город, посвященный Кришне, Верховной Божественной Личности, для блага членов Общества и всех людей;

е) объединить членов Общества, чтобы учить их более простому и естественному образу жизни;
є) печатать и распространять газеты, журналы, книги и другую печатную продукцию, чтобы выполнить вышеуказанные задачи.

МОСК СЕГОДНЯ:
Сейчас МОСК принадлежит более 500 храмов, 40 сельскохозяйственных общин и 33 высших и средних учебных заведений в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Индии, России - более, чем в 70 странах. Большая часть членов МОСК - семейные люди. Одни все свое время посвящают деятельности в духовной общине, другие работают в разных местах - к примеру, врачами, инженерами, и т.д. Быстро растет количество людей, которые отдают духовной практике часть своего времени, посещая по воскресеньям храм, у свободное от работы и общественных и семейных дел время. Каждый человек лично решает, каким образом и сколько времени он посвятит деятельности в МОСК.


УПРАВЛЕНИЕ И СТРУКТУРА:
В 1970 году Шрила Прабхупада, с целью выделить больше времени переводу священных писаний, создал руководящий совет МОСК, (Governing Body Comission), далее называемый Джи-Би-Си, - международный административный орган, в котором сейчас насчитывается более 60 членов. Каждый из представителей Джи-Би-Cи отвечает за поддержание высокого духовного стандарта МОСК в определенном географическом регионе, или за определенную сферу деятельности МОСК (образование, литургию, т.д.). Решения Джи-Би-Cи принимаются путем голосования. Все центры МОСК - это отдельно зарегистрированные религиозные общины, которыми руководит совет общины и президент. Обмен идеями в региональном управлении происходит на ежегодных собраниях президентов общин. Если кто-то из представителей Джи-Би-Си нарушает принятые Джи-Би-Cи постановления или строгие моральные стандарты МОСК, то после голосования он исключается из Джи-Би-Cи.

ДУХОВНЫЕ НАСТАВНИКИ:
В настоящее время цепь ученической преемственности Брахма-Гаудиа-Мадхва вайшнавов продолжают ученики Шрилы Прабхупады. Они представляют ведическое учение так, каким передал его Шрила Прабхупада. Это дает им право самим быть духовными учителями и принимать учеников, открывая им знания, которые передаются по цепи ученической преемственности. На сегодняшний день в МОСК более 50 таких учителей. Будущий ученик может выбрать того духовного учителя, который, по его мнению, будет лучшим духовным наставником. Авторитет духовного учителя не автократический, ему самому необходимо действовать в соответствии с предписаниями священных писаний. Духовный учитель не считается ни Богом, ни мессией, а только слугой Бога. Он - пример святой личности, за которой ученик может следовать, совершенствуясь в духовной жизни. Если моральное поведение или учение духовного учителя не соответствует принципам писаний, то ученику следует отказаться от такого учителя. Этот порядок исключает возможность использования духовного авторитета в эгоистических целях.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА:
Международное общество сознания Кришны было основано в 1966 году в Нью-Йорке Его Божественной Милостью А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой. В 1970 г. Шрилой Прабхупадой был создан Управляющий совет Международного общества сознания Кришны (Governal Body Comission), в который вошли двенадцать его старших учеников. В настоящее время этот орган насчитывает более сорока членов, каждый из которых отвечает за одно из направлений деятельности, например, за образование, общественные связи и т.д., а также руководит проповедью в одном из регионов мира. Члены совета – наиболее опытные вайшнавы, обладающие духовным авторитетом, многие из них являются гуру и имеют учеников. Не так давно в поддержку основному составу Управлящего совета был создан вспомогательный орган, в который вошли руководители местных вайшнавских организаций. Все решения совета принимаются коллегиально, а затем публикуются. Этот орган собирается на заседание всего один раз в год (незадолго до праздника Гаура Пурнима в Майяпуре). В промежутках между заседаниями Обществом сознания Кришны руководит Исполнительный комитет во главе с Председателем.

Главное звено организационной структуры «на местах» – община (храм) сознания Кришны. Община регистрируется отдельно и имеет свое собственное руководство, которое состоит из Президента, Совета общины и Ревизионной комиссии. Почти все свои вопросы община решают самостоятельно, не прибегая к помощи вышестоящих инстанций. Все общины обязаны материально поддерживать себя сами (так хотел Шрила Прабхупада), поэтому централизованная материальная помощь какой-либо общине может быть оказана только в особом случае, а «вливания» из-за границы, вопреки распространенному мнению и вовсе не практикуются.

Для принятия решений по тем вопросам, которые затрагивают интересы более чем одной общины, в каждом крупном регионе существует Региональный совет. Помимо Региональных советов в России содан Национальный совет, куда входят руководители регионов, храмов и других вайшнавских организаций. В промежутках между заседаниями Национального совета российским движением руководит Центр обществ сознания Кришны в России.

Российское общество сознания Кришны охватывает в общей сложности более сотни общин и других организаций в нескольких десятках городов. Крупнейшие храмы сознания Кришны находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Краснодаре и Самаре.

ОБРАЗОВАНИЕ:
Деятельность участников движения сознания Кришны охватывает множество направлений. Однако сегодня главной задачей движения считается повышении уровня образованности его участников. Надо сказать, что это направление деятельности получило приоритетную роль в движении далеко не сразу, хотя о важности образования Шрила Прабхупада говорил еще в начале 70-х годов.

Несмотря на то, что вайшнавы критически относятся к многим положениям современной науки а также к некоторым современным формам обучения, в движении сознания Кришны поощряется стремление к высшему светскому образованию. Если, например, юноша, который желает поселиться в храме, чтобы обучаться традиционным религиозным дисциплинам, является в настоящий момент студентом вуза, то ему обычно рекомендуют сперва завершить светское образование, а потом переходить жить в храм.

Традиционное вайшнавское образование предполагает прохожднние четырех ступеней обучения, после каждой из которых необходимо сдать экзамен. Если экзамен пройден успешно, студент получает титул – сотвестственно, бхакти-шастри, бхакти-вайбхава, бхакти-веданта и бхакти-сарвабхаума. Предполагается, что все вайшнавы, имеющие дикшу, должны обладать как минимум титулом бхакти-шастри, что примерно соответствует степени бакалавра. Чтобы сдать экзамен четвертой ступени, требуется основательное знание вайшнавских текстов, традиции, а также глубокие философские и богословские знания. В настоящее время, однако, эта система, особенно в Россиийском движении, еще только вводится, хотя есть уже немало его участников, прошедших экзамены первой ступени.

Кроме основного вайшнавского курса в храмах распространено чтение индивидуальных курсов по самым различным областям традиционных знаний, а также по светским дисциплинам, например, по изучению языков, менеджмента и т.д.

Для детей в движении создаются специальные общеобразовательные духовные школы – гурукулы, или, как их еще называют, ведические гимназии. Главная установка образовательного процесса в гурукулах – всестороннее духовное и нравственное воспитание личности. В России за последние несколько лет было зарегестрировано несколько таких учебных заведений, однако из-за экономического кризиса и некоторых внутренних проблем некоторые из них в настоящий момент не функционируют. В тех местах, где нет гурукул, создаются детские воскресные школы.

ПРОПОВЕДЬ:
Есть мнение о том, что для индуизма не характерна миссионерская деятельность и проповедь вообще, поскольку, чтобы быть индуистом, нужно де родиться в индийской семье. Однако это неверно. Известно, что все крупнейшие религиозные деятели Индии – Шанкара, Рамануджа, Мадхва и другие, были не только философами и учителями, но и проповедниками своих учений, причем весьма активными. Особенно это относится к вайшнавским учителям, поскольку сама идея бхакти неразрывно связана с идеей проповеди. О Раманудже, например, рассказывается, что, получив от своего гуру «тайную» мантру, которая представляла собой обращение к имени Вишну, он тут же забрался на крышу храма и в нарушение обета, данного учителю, стал провозглашать эту мантру всем и каждому, поскольку посчитал, что имя Бога, в котором спасение для человека, должно быть дано всем без исключения (Yamunacharya M. Ramanuja’s Teachings in his own words. Bombay, Bharatiya Vidya Bhavan. 1988, p.18-20). Шри Чайтанья, который также был величайшим проповедником, пророчествовал о том, что имя Бога будут петь в каждом городе и деревне мира. В «Бхагавата-махатмье», одном из традиционных вайшнавских текстов, приводятся слова, которые произносит олицетворение бхакти: «Я выйду за пределы этой страны и отправлюсь в другие страны» (идам стханам притьяджья видешам гамьяте майя) (Shrivatsa Gosvami. Bhakti Abroad: Caitanya`s Children in America // Steven J. Gelberg, ed. Hare Krishna, Hare Krishna. New Yor, Grove Press, 1983, p.244). Желая исполнить пророчество Шри Чайтаньи, Шрила Прабхупада считал проповедь Его учения одной из главных задач созданного им движения. При этом однако он понимал проповедь не как обязательное «обращение в свою веру», а скорее как духовное просвещение людей, поэтому, встречаясь с последователями других религий, Шрила Прабхупада не принуждал их принять учение вайшнавов, а напротив, убеждал глубже понять учение их собственной традиции.

Главный вид проповеди, традиционный и весьма характерный для вайшнавов – публичное пение имен Бога. С этой целью участники движения, подобно тому, как это делал когда-то Шри Чайтанья, регулярно выходят на улицы городов и проводят традиционную санкиртану. Кроме этого, вайшнавы распространяют духовную литературу, в основном книги, написанные Шрилой Прабхупадой или переведенные им с санскрита. К проповеднической деятельности относятся также различные духовно-просветительские программы, праздники и фестивали, а также пропаганда вегетарианства и здорового образа жизни.

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ:
Главная благотворительная программа движения – «Харе Кришна – Пища Жизни», действующая практически во всех странах мира и в большинстве городов России и СНГ. Цель программы – обеспечивать полноценной горячей пищей всех нуждающихся, а также оказывать духовно-психологическую помощь обездоленным, особенно в местах военных конфликтов и стихийных бедствий.

В России такого рода деятельность вайшнавы осуществляют с 1988 г., когда группа добровольцев из разных городов Советского Союза отправилась в Армению на помощь пострадавшим от землетрясения. Пункты питания, открытые тогда вайшнавами в Кировакане, Ленинакане и Спитаке, просуществовали несколько месяцев. Дальше были первые «горячие точки» – Сухуми и Гудаут. В Сухуми, несмотря на отсутствие электричества и артобстрелы, было налажено регулярное питание для 1800 жителей, что фактически спасло их от голодной смерти.

Во время войны в Чечне добровольцам «Пищи Жизни» удалось открыть пункты питания в Грозном буквально сразу после его освобождения Российской Армией. Была налажена доставка питания в наиболее пострадавшие районы города, а также в несколько школ и местный Дом инвалидов. В Назрани, Гудермесе и Хасавюрте для беженцев были открыты бесплатные столовые.

Поддерживается «Пища Жизни» за счет пожертований граждан и организаций. В раде случаев программа осуществляется при содействии филиалов Международного Красного Креста и ЮНИСЕФ, как это было в Сухуми, а также в Белграде и Соуэто (ЮАР). «Пища Жизни» неоднократно высоко оценивалась российским государственными и общественными деятелями (Иваненко С.И., ред. «Харе Кришна – Пища Жизни»: отклики из горячих точек // Документы свидетельствуют // Кришнаиты в России. Правда и вымысел. М., Философская Книга, 1998 с.214-221).

Кроме раздачи пищи Общество сознания Кришны проводит благотворительные мероприятия под общим названием «Дайте этим людям шанс» в местах лишения свободы – СИЗО и ИТР (Бутырская тюрьма в Москве, «Кресты» в Санкт-Петербурге, следственные изоляторы и колонии Мурманска, Архангельска, Северодвинска, Новгорода и других городов), а также программу реабилитации наркоманов «Возвращение к жизни».

Другие виды деятельности. Руководство общества сознания Кришны придает большое значение издательской деятельности. Международное издательство «Бхактиведанта Бук Траст» (ВВТ), основанное еще Шрилой Прабхупадой, выпускает книги более чем не 100 языках. В Российском отделении ВВТ ведется работа по изданию книг на языках народов России и СНГ – всего на 17 языках. В Москве также издаются вайшнавские журналы – «Вайшнавизм: открытый форум», «Гауранга» и др.

Участники движения занимаются реставрацией памятников архитектуры в Индии, Бангладеш и Непале, а также строительством новых храмов и культурных центров. В 1998 г. в Дели в присутствии Премьер-министра был открыт храм Общества сознания Кришны под названием «Слава Индии». В Маяпуре (300 км к северу от Калькутты) строится духовный город. Недавно там был заложен новый храм, который станет самым крупным культовым сооружением Индии.

Помимо этого вайшнавы занимаются научно-исследовательской работой (Институт Бхактиведанты), поиском и восстановлением древних рукописей, создают и поддерживают сельскохозяйственные общины, участвуют в научных конференциях, проводят международные фестивали и выставки, встречаются с деятелями науки и культуры, а также с представителями других религиозных конфессий.

МЕЖРЕЛИГИОЗНОЕ ОБЩЕНИЕ:
Вайшнавы оценивают любое проявление религиозности в соответствии с тем, насколько в нем отразилась универсальная идея бхакти. Бхактивинода Тхакур считал, что в храме любой другой религии поклоняются тому же Богу, хотя и называют Его другим именем. По мнению Шрилы Прабхупады, истинным вайшнавом был св. Франциск Асизский.

Каждое вероучение дается Богом в соответствии с временем, страной и степенью подготовленности людей к восприятию вечных принципов религии, не зависящих от ее временных форм. Поэтому вайшнавы не отвергают другие вероучения, не занимаются прозелитизмом и избегают каких-либо споров с верующими других конфессий. Участники движения сознания Кришны всегда готовы идти на контакт со всеми, будь то верующие или неверующие, для тогочтобы обсуждать и решать важнейшие вопросы современности – как предотвратить религиозную и национальную рознь, как устраненить последствия военных конфликтов и стихийных бедствий, как решить проблему детской и подростковой преступности и наркомании, и т.д. Вайшнавы охотно принимают участие в любых формах межконфессионального диалога. Для этого они организовывают круглые столы, конференции, межконфессиональные встречи сами, а также принимают участия в подобных мероприятиях, организованных другими.

Первоначальная проповедь кришнаизма на Западе была осуществлена Преманандой Бхарати (1857-1914), который в 1902 г. прибыл в Нью-Йорк, где в последующие пять лет выпускал периодический журнал и основал небольшую организацию. В 1904 г. он опубликовал в Нью-Йорке книгу под названием «Sri Krishna: The Lord of Love» («Шри Кришна: Господь любви»), с которой были знакомы Лев Толстой и Махатма Ганди.

Международное общество сознания Кришны (International Society for Krishna Consciousness, ISKCON, ИСККОН, МОСК) международная неоиндуистская религиозная организация вишнуитского толка, основанная бенгальским монахом Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977) в 1966 г. в Нью-Йорке. Проповедь его имеет огромный успех, Прабхупада открывает много храмов и ашрамов – поселений-коммун, где весь образ жизни подчинен новому культу. Учение изложено в книге «Бхагавад-Гита как она есть», «Шримад Бхагаватам»и ряде других работ.

Вайшнавизм (вишнуизм) - одно из двух главных направлений индуизма наряду с шиваизмом. Хотя обе эти традиции произошли от одного корня, каждая из них имеет собственное представление о сущем, и, соответственно, собственный объект поклонения. Главная черта вайшнавизма - это почитание Вишну в качестве верховного личностного Бога. Последователи гаудия-вайшнавизма (Бенгалия), в отличие от других родственных течений, признают верховной ипостасью бога не Вишну, а Кришну, считая Вишну одним из воплощений Кришны. Кришнаиты часто называют Кришну Верховной Личностью Бога, понятием, введённым в употребление Прабхупадой в своих книгах. Кришнаиты почитают Радху как вечную возлюбленную Кришны, как его женскую ипостась, и поклоняются им как божественной чете Радха-Кришне - богу в его мужской и женской ипостасях.

Одним из важных аспектов вайшнавской философии является вера в вечность души и её вечную индивидуальность: душа, после достижения освобождения, не растворяется в безличном Брахмане, как учат монистические школы индуизма, а возвращается в духовный мир в общество Радхи, Кришны и их вечных спутников.

Согласно учению Прабхупады единственным абсолютным богом является Кришна, вечный и несотворимый. Кришна пребывает в запредельном мире на планете Кришналока, но в то же время, благодаря своим энергиям – находится в каждой точке мироздания. Все остальные божества (как ведические, так и других религий) – менее совершенные воплощения Кришны. Иисус Христос рассматривается как одна из инкарнаций Кришны.

Человек характеризуется дуализмом души и тела. Злоупотребив своей свободой, душа попадает в материальный мир, где оказывается под властью трех состояний – невежества, страсти, благости; забывая о своей божественной сущности, душа попадает во власть кармы – причинно-следственной связи. Освобождение души от материального мира возможно лишь путем развития в себе Сознания Кришны. Чтобы разорвать цепь бесконечных перевоплощений, необходимо избавиться от материального мира и слиться с Кришной.

Материальный мир может стать духовным, сохранив свои материальные характеристики. Материальные ценности превращаются в духовные путем использования их в служении Кришне, то есть – при передаче большей части своих доходов обществу Сознания Кришны.

Самый совершенный способ почитания Кришны – посвящение ему всего себя, жизнь, сходная с монашеской: долгие ежедневные богослужения, достижение религиозного экстаза с помощью многочасовой медитации и коллективного пения мантр («очищение ума») «Харе Кришна» (1728 раз в день) в сопровождении музыкальных инструментов и ритмических танцевальных движений (согласно кришнаитскому богословию, звуковые вибрации, вызываемые повторением имён бога, постепенно пробуждают в человеке чистое сознание бога, или «сознание Кришны» и помогают человеку достичь высшего совершенства жизни - чистой любви к Кришне); вегетерианство, половое воздержание. Ежедневно изображению Кришны приносятся жертвоприношения: вода, цветы и пища, которую затем едят кришнаиты, очищаясь, таким образом, от грехов и соединяясь с Кришной.

Кришнаиты обычно носят традиционную индийскую одежду, а мужчины бреют голову, оставляя косичку на затылке, за которую Кришна поднимет их на духовное небо.

Кришнаизм не имеет корней в традиционной индийской религии и культуре. Вероучение и культовая практика основаны на произвольном толковании индуизма. Одно из существенных отличий – забота о сборе денег на храмы и ашрамы; цель уличных шествий кришнаитов – сбор денег, чего нет в индуизме.

Асоциальная направленность учения кришнаитов очевидна из ряда высказываний Прабхупады: «Чтобы как следует подготовиться к следующей жизни, необходимо оставить свой так называемый дом» (Шримад Бхагаватам, песнь 2, комм. К т.16, гл.1), «привязанность к семье до самого конца жизни – это самая последняя степень деградации человека (Шримад Бхагаватам), «… побочные продукты тела, а именно дети … Человек, который … считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения, … должен считаться подобным ослу» (Бхагавад-Гита как она есть).

После смерти Прабхупады в 1977 г. МОСК пережило кризисный период и оказалось в центре ряда скандалов, получивших широкое освещение в СМИ (в основном в связи с педофилией и сексуальными извращениями). В США и некоторых других западных странах поднялась волна критики со стороны антикультового движения. «Злоупотребления» со стороны некоторых из гуру, пришедших на смену Прабхупаде, привели к кризису власти и к реформированию института гуру; в 1980-е - 1990-е гг. многие кришнаиты покинули ряды МОСК. Большинство из них не оставило веру в Прабхупаду, а нашло новую среду для религиозной практики.

Сильное влияние на изменение религиозной культуры МОСК и его миссии оказало значительное увеличение в рядах организации удельного числа этнических индусов. За последние два десятилетия МОСК испытало наибольший рост и приобрёло наибольшее число последователей в Индии и в странах Восточной Европы. На сегодняшний день МОСК представляет собой «всемирную конфедерацию» из более 400 храмов, 60 сельскохозяйственных общин, 50 школ и 60 вегетарианских ресторанов.

Деятельность МОСК на территории России началась с визита Прабхупады в СССР в 1971 г. по приглашению посольства Индии (что, учитывая тогдашнюю политическую обстановку в стране, представляется более чем старнным). Уже в конце 1970-х гг. деятельность кришнаитов в СССР начала привлекать внимание КГБ. В 1980 г. тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов написал доклад о деятельности Движения сознания Кришны в СССР и представил его ЦК КПСС. В докладе Международное общество сознания Кришны описывалось как «самая радикальная» из всех мистических восточных групп на Западе, с конца 1970-х годов предпринимающая «попытки по распространению своих идей на территории Советского Союза». Андропов, в частности, утверждал: «Международное общество сознания Кришны» стремится путём отрицания коммунистической идеологии и социалистического государства, борьбы с ними увести своих приверженцев от участия в общественно-политической и трудовой деятельности в сторону мистики. В 1981 г. в журнале «Коммунист» появилось высказывание тогдашнего заместителя председателя КГБ Семёна Цвигуна: «существуют три величайшие угрозы советскому образу жизни: западная культура, рок-н-ролл и Харе Кришна».

В 1980-е гг. советские кришнаиты подверглись репрессиям, которые объяснялись политикой государственного преследования религии и верующих в СССР. После полного оправдания всех кришнаитов в судебном порядке, в 1988 г. МОСК было легализовано, став первой новой религиозной организацией в СССР, получившей официальную регистрацию. В 1990-е гг. в российском МОСК наступил «период активной проповеди и массового притока верующих», в основном благодаря активной деятельности кришнаитов по распространению духовной литературы.

Будучи одним из наиболее заметных неоиндуистских факторов в современном западном обществе, МОСК привлекает значительное внимание индологов, историков религии, социологов и психологов, дающих ему как положительную, так и отрицательную оценку. Вместе с тем, МОСК получило похвальные отзывы от лидеров Республики Индия.

Известна кришнаитская миссия «Пища жизни» - помощь голодающим. В России такого рода деятельность кришнаиты осуществляют с 1988 г., когда группа добровольцев из разных городов СССР обеспечивала питанием пострадавших от землетрясения в Армении. В 1990-е гг. российское отделение миссии «Пища жизни» раздавало вегетарианскую пищу в горячих точках бывшего СССР (Абхазии и Чечне), а также пострадавшим от землятресения в Нефтегорске. Во время Первой чеченской войны кришнаиты раздали в Чечне примерно миллион порций горячих обедов. Один из кришнаитов-добровольцев погиб в Грозном в результате артобстрела. Деятельность добровольцев «Пищи жизни» в Чечне получила положительную оценку газеты «The New York Times», которая писала, что в Грозном «они имеют ту же репутацию, что мать Тереза в Калькутте: нетрудно найти людей, клянущихся, что кришнаиты - святые».

Однако в России миссия «Пища жизни» подвергается критике религиозными деятелями православия, ислама и иудаизма. Высказывается мнение, что раздаваемая кришнаитами «освящённая» вегетарианская пища - «прасада», является идоложертвенной едой, которой кришнаиты угощают людей для того, чтобы обратить их в свою веру.

В определении Архиерейского собора РПЦ (1994) МОСК приводится в качестве примера «псевдорелигии».