3 и 4 тоны сердца в патологии. IV тон сердца

Если S3 присутствует, то он обычно выслушивается в начале диастолы, следуя за открытием клапанов желудочков и предсердий, во время фазы быстрого наполнения желудочков (рис. 2.4). Это глухой, низкий тон, который лучше всего слышен с помощью конусообразного стетоскопа в области верхушки сердца, когда пациент лежит на левом боку. S3 возникает из-за натяжения сухожильных нитей при быстром наполнении кровью желудочка и расширении его камер.

Третий сердечный тон является нормой у детей и людей молодого возраста. У них наличие S3 вызвано эластичностью желудочка, способного к быстрому растяжению в начале диастолы. Напротив, наличие S3 у людей среднего возраста и у пожилых часто является признаком заболевания и свидетельствует о перегрузке объемом вследствие либо застойной сердечной недостаточности, либо увеличенного потока крови через клапаны вследствие выраженной митральной или трехстворчатой регургитации. При наличии S3 часто говорят о протодиастолическом галопе.

Четвертый сердечный тон S 4

S4 возникает в конце диастолы и совпадает с сокращением предсердий (рис. 2.4). Этот тон генерируется левым (или правым) предсердием, которые энергично сокращаются против жесткого желудочка. Поэтому S4 обычно указывает на наличие заболевания сердца, а именно на снижение эластичности желудочков, что обычно наблюдается при гипертрофии желудочков или ишемии миокарда. Как и S3, S4 - это глухой, низкий тон, он лучше всего выслушивается конусообразным стетоскопом. При левостороннем S4 тон лучше всего прослушивается на верхушке сердца, когда пациент лежит на левом боку. При наличии S4 нередко говорят о престолическом галопе.

Четырехчленный ритм или суммированный галоп

Если у пациентов присутствуют и S3, и S4, то вместе с S1 и S2 они образуют четырехчленный ритм. Если у пациента с таким учетверенным звуком развивается тахикардия, то продолжительность диастолы уменьшается, тоны S3 и S4 совпадают и образуется суммированный галоп. Образованный S3 и S4 тон выслушивается в середине диастолы, он продолжительный, низкого тембра, часто более громкий, чем S1 и S2

Перикардиальный тон

Перикардиальный тон - это необычный тон высокого тембра, который выслушивается у больных с тяжелым констриктивным перикардитом. Он появляется в начале диастолы сразу после S2, и его можно спутать с тоном открытия или S3. Однако перикадиальный тон начинается несколько позднее, чем тон открытия, в то же время он более громкий и ранний, чем S3. Его причиной служит резкое прекращение наполнения желудочков кровью в начале диастолы, характерное для конст-риктивного перикардита.

Тоны сердца – это волны звука, которые происходят при работе всех сердечных клапанов и сокращения мышцы миокарда. Эти сердечные тоны прослушиваются фонендоскопом, а также их можно услышать, когда приложить ухо к грудной клетке.

При прослушивании профильным специалистом, доктор прикладывает головку (мембрану) инструмента фонендоскопа к тем местам, в которых сердечная мышца расположена ближе всего к грудине.

Сердечный цикл

Каждый элемент сердечного органа работает слаженно и с определенной последовательностью. Только такая работа может гарантировать нормальный кровоток в сосудистой системе.

Сердечный цикл

В тот момент, когда сердце находится в состоянии диастолы, давление крови в сердечных камерах ниже, чем в аорте. Кровь поступает сначала в предсердия, а потом в желудочки.

Когда при диастоле, желудочек наполняется биологической жидкостью на три четверти своего объема, происходит сокращение предсердия, при котором камера заполняется остальным объемом крови.

Это действие в медицине называется систолой предсердий.

Когда желудочки наполнены, тогда закрывается клапан, который отделяет желудочки от предсердий.

Объем биологической жидкости растягивает стенки камер желудочков, и стенки камеры быстро и резко сокращаются — это действие называется систола левостороннего желудочка и правостороннего.

Когда давление крови становится в желудочках выше, чем в системе кровотока, тогда аортальный клапан раскрывается, и кровь под давлением переходит в аорту.

Желудочки становятся пустыми и переходят в состояние диастолы. Когда вся кровь попала в аорту, полулунные клапаны закрываются, и кровь не попадает обратно в желудочек.

Диастола по времени длиться в 2 раза дольше, чем систола, поэтому для отдыха миокарду достаточно данного времени.

Принцип образования тонов

Все движения в работе сердечной мышцы, клапанов сердца, потока крови при впрыскивании в аорту, создают звуки.

В сердечном органе различают 4 тона:

  • № 1 — звук от сокращения сердечной мышцы;
  • № 2 — звук от работы клапанов;
  • № 3 — при диастоле желудочков (этот тон может и не быть, но по норме он допускается);
  • № 4 — при сокращении предсердия в момент систолы (также этот тон может и не прослушиваться).

Клапан который создает звук

Тон № 1 состоит из:

  • Дрожания мышц сердца;
  • Звук от захлопывания стенок заслонки между предсердием и желудочком;
  • Содрогания стенок аорты в момент поступления в нее потока крови.

По нормативному показателю это самый громкий среди всех прослушиваемых тонов сердечного органа.

Второй проявляет себя, через небольшой промежуток по времени, после того, как был первый.

Это происходит по причине:

  • Срабатывания задвижки аортального клапана;
  • Срабатывания стенок легочного клапана.

Тон № 2. Не такой звонкий, как первый и прослушивается между вторыми ребрами с левой стороны области сердца, а также можно слышать и с правой. Пауза в звуках после второго длиннее, потому что происходит стук в момент диастолы сердца.

Тон № 3. Данный тон не входит в число обязательных стуков для сердечного цикла. Но по норме данный третий тон допускается, а может и отсутствовать.

Третий возникает в результате, когда при диастоле происходит содрогание стенок левостороннего желудочка, во время наполнения его биологической жидкостью.

Для того чтобы его услышать при аускультации, необходимо иметь большой опыт в прослушивании. Не инструментальным методом, данный тон можно услышать только в тихой комнате, а также у детей, потому что сердце и грудная клетка расположены близко.

Тон № 4. Так же как и третий не относится к обязательному в сердечном цикле. Если данный тон отсутствует, это не есть патология миокарда.

При аускультации его можно услышать только у детей и у молодого поколения людей с тонкой грудной клеткой.

Причина 4 тона, это звук, который происходит при систолическом состоянии предсердия, в тот момент, когда осуществляется заполнение биологической жидкостью левостороннего и правостороннего желудочков.

При нормальной работе сердечного органа, ритмичность происходит после одинаковых временных промежутках. При норме в здоровом органе 60 ударов за одну минуту, временной промежуток между первым и вторым — 0,30 секунды.

Временной промежуток от второго к первому — 0,60 секунды. Каждый тон отчетливо прослушивается, они громкие и чёткие. Первый звучит низко и он продолжительный.

Начало данного первого тона начинается после паузы . Второй звучит выше по звуку и начинается после недолгой паузы, и он по длине звучания немного короче первого.

Тоны третьего номера и четвёртый прослушиваются после второг о, в тот момент, когда происходит диастола сердечного цикла.

Чем прослушиваются тоны сердца?

Для инструментального прослушивания сердечных тонов, а также выслушивания работы бронхов, лёгких и при измерении артериального давления по методике Короткова, применяется фонендоскоп (стетоскоп).


Фонендоскоп состоит из: оливы, дужки, звук провода и головки (с мембраной).

Для выслушивания тонов сердца применяется кардиологический тип фонендоскопа — с повышенной улавливаемостью мембраной звука.

Очередность прослушивания тонов сердца при аускультации

При аускультации происходит прослушивание клапанов сердечного органа, их работу и ритмичность.

Локализация тонов при прослушивании клапанов:

  • Двухстворчатого клапана на верхушке сердечного органа;
  • Прослушивание аортального клапана под вторым ребром с правой стороны сердечной локализации;
  • Выслушивание работы заслонки лёгочной артерии;
  • Распознание тональности работы трёхстворчатого клапана.

Прослушивания сердечных импульсов и их тональность при аускультации проходит в определенной последовательности:

  • Локальность верхушечной систолы;
  • Второе межреберье с правой стороны края грудной клетки;
  • Второе межреберье с левой стороны грудной клетки;
  • Низ грудины (локальность мечевидного отростка);
  • Точка локализации Эрба — Боткина.

Данная последовательность при выслуживании тонов сердца, обусловлена поражением клапанов сердечного органа и позволит правильно прослушать тональность каждого клапана и выявлять работоспособность миокарда. Слаженность в работе сразу отражается на тонах и их ритмичности.

Изменения в тонах сердца

Сердечные тоны — это волны звука, поэтому любое отклонение или нарушение говорит о патологии одной их структур сердечного органа.

В медицине выделяют причины отклонения от нормативных показателей звучания тонов:

  • Изменения физиологические — это причины, что связаны с физиологией человека, которому прослушивают сердце. Не четкие звуки будут при прослушивании человека, который страдает ожирением. Лишний жир на груди препятствует хорошей слышимости;
  • Патологическое изменение стука — это отклонения в работе сердечных структур или повреждения частей сердечного органа, а также артерий, отходящих от него. Громкий стук происходит от того, что стенки заслонки уплотняются, становятся менее эластичными и при закрывании издают громкое звучание. В первом стуке происходит щелчок.

Приглушенные звуки тона

Приглушенные стуки — это звуки, которые не ясные и плохо прослушиваемые.

Заболевание перикардит

Слабые звуки могут быть признаком патологии в сердечном органе:

  • Диффузное разрушение ткани миокарда — миокардит;
  • Приступ инфаркта миокарда;
  • Болезнь кардиосклероз;
  • Заболевание перикардит;
  • Патология в легких — эмфизема.

Если происходит ослабление первого стука или второго, и слышимость при аускультации в разных сторонах не одинакова.

Тогда это выражает следующую патологию:

  • Если сверху сердечного органа приглушенный звук, тогда это свидетельствует о том, что развивается патология — миокардит, склероз миокарда, а также частичное его разрушение и недостаточность клапана;
  • Глухой звук в месте 2 подреберья, свидетельствует о том, что происходит нарушение в работе аортального вида клапана, или же стеноз стенок аорты, при котором уплотнённые стенки не имеют возможности эластичному растяжению;

Некоторые изменения в тональности сердечных звуков имеют специфические характерные акценты и носят конкретное название.

При стенозе митрального клапана происходит звук — называется ритм перепела, где первый стук слышится как хлопок и сразу происходит второй .

После второго происходит эхо дополнительного тона, который характерен для данной патологии.

Если патология миокарда перешла в тяжелую степень течения заболевания, тогда происходит трехтактный или четырёхтактный звук — ритм галопа. При данной патологии биологическая жидкость растягивает стенки камер желудочков, что приводит к дополнительным звукам в ритме.

Ритм галопа

  • Совместное сочетание первого, второго и третьего — это ритм протодиастолический;
  • Одновременное сочетание первого тона, второго и четвертого — это ритм пресистолический;
  • Четырёхкратный ритм — это совокупность всех четырёх тонов;
  • Суммарный ритм при тахикардии — это слышимость четырёх тонов, но в момент диастолы третий и 4 сливаются в один звук.

Усиленные звуки тона

Усиление тонов сердца слышно у детей и у худых людей, потому, что грудная клетка у них тонкая, что дает возможность фонендоскопу лучше услышать, так как мембрана находится рядом с сердечным органом.

Стеноз митрального клапана

Если наблюдается патология, тогда это выражается в яркости и громкости тонов и в конкретной локализации:

  • Громкий и звонкий первый в верхней части сердечного органа, говорит о патологии атриовентрикулярного левостороннего клапана, а именно в суживании стенок задвижки. Выражается такой звук при тахикардии, склерозе митрального клапана, потому что створки задвижки стали утолщёнными и потеряли эластичность;
  • Второй звук в данном месте означает о высоком уровне артериального давления, которое отражается в малом кровеносном круге. Эта патология приводит к тому, что створки заслонки на лёгочной артерии быстро захлопываются, потому что у них потеряна эластичность;
  • Громкий и звонкий звук у второго подреберья говорит о патологии высокого аортального давления, о стенозе аортальных стенок, а также о прогрессировании болезни атеросклероз.

Аритмичность сердечных тонов

Тоны, которые не имеют ритмичности (аритмичность), говорят о том, что существует явное отклонения в проводящей кровь системе сердечного органа.

Пульсирование возникает с различным временным интервалом, потому что не каждое сокращение в сердце проходит через всю толщину миокарда.

Болезнь атриовентрикулярная блокада проявляется в несогласованной работе предсердий и левостороннего и правостороннего желудочков, что производит тону — ритму пушечному.

Этот тон происходит при одновременной систоле всех сердечных камер.


Атриовентрикулярная блокада

Не имеет слаженного ритма и раздвоение тонов . Это происходит тогда, когда один тон делится на 2 коротких. Эта патология связана с тем, что работа клапанов сердца не лажена с самим миокардом.

Расщепление одного тона происходит по причине:

  • Митральный клапан и трёхстворчатый не закрываются в одно и то же время. Это происходит при заболевании трикуспидальный стеноз трёхстворчатого клапана, или при стенозе стенок митрального клапана;
  • Нарушена проводимость сердечной мышцей электрических импульсов на желудочки и предсердия. При недостаточной проводимости и происходит аритмичность в работе камер желудочков и камеры предсердия.

Аритмичность и размежевание второго номера стука, когда заслонки захлопываются в разные моменты, свидетельствует об отклонениях в сердце.

В системе коронарных сосудов:

  • Высокое артериальное давление в малом круге кровотока, провоцирует кислородное голодание;
  • Ярко выраженная артериальная гипертония (гипертензия);
  • Гипертрофия стенок левостороннего желудочка, при патологии митрального клапана, а также стенозе данного клапана. Систола створок митрального клапана смыкается позже, что приводит к нарушениям в аортальном клапане.

При заболевании ишемическая болезнь сердца, изменение в тональности зависит от стадии течения болезни и от повреждения миокарда и состояния клапанов.

На первичной стадии развития заболевания, тоны не сильно отклонены от нормы, и признаки ишемии выражены слабо.

Стенокардия проявляется приступами. В момент приступа стенокардии, при ИБС (ишемической болезни сердца), стук сердца становится немного приглушенный, пропадает ритмичность в тонах, проявляется ритм галопа.

При дальнейшем прогрессировании стенокардии, дисфункция сердечной мышцы и задвижек между камерами миокарда происходит не в момент приступа стенокардии, а происходит на постоянной основе.

Заключение

Изменение в ритмичности стука сердца — это не всегда сердечные заболевания или заболевания системы сосудов кровотока, а также неритмичность может проявляться при тиреотоксикозе, инфекционных заболеваниях — дифтерии.

Многие патологии и вирусные болезни влияют на ритмичность сердечных импульсов, а также на тональность данных импульсов.

Добавочные тоны сердца также проявляются не только при болезнях сердца . Поэтому для установления правильного диагноза необходимо пройти инструментальное исследование миокарда, системы сосудов, а также при помощи фонендоскопа выслушать все тоны сердечного органа.

Диетарный режим определяется цветом и тоном Солнца/Земли дизайна .

У нас всего 6 цветов — значит 6 диетарных режимов. Однако, каждый режим подразделяется еще на 2 разновидности в зависимости от тона. Есть нижние тона — 1, 2, 3 тон, это левые стратегические тона, есть тона верхние — 4, 5, 6 это правые тона.

Если у вас нижние тона (1,2,3) под цветом Солнца/Земли дизайна — то у вас «левое» активное тело. Вам нужно больше еды и стимуляции.

Если верхние (4,5,6) — то у вас «правое» тело, вам нужно меньше активности и еды (переедать вам вредно вдвойне!)

Ну а теперь давайте обратимся к практике:

Посмотрим на ЦВЕТ Солнца/Земли дизайна, и левость-правость тона под ним. Это не только о питании, но и о том как человек в принципе «вбирает» в себя что-то новое… людей, ситуации, информацию и т.д.

Цвета

1 цвет: Аппетит (Охотник).

1-й цвет — это нижний цвет — примитивная система пищеварения, которой нужна простая пища. Это диета охотников. Тут принцип — 1 продукт за 1 раз. Не смешивать и не соединять продукты! (т.е. это раздельное питание, когда желудку нужно дать некоторое время, перед тем, как в него поступит новый продукт).

Если чел 1-го цвета левый (т.е. у него под цветом тона 1, 2, или 3 ) — то рекомендуется последовательное питание.

Левый человек не может вернуться к продукту за один прием пищи. Только по происшествии большого количества времени, которое обычно проходит между приемами пищи. T.e. съел яблоко, подождал час, потом картошку съел, опять подождал.. и т.д.

Если чел 1-го цвета правый (т.е. у него под цветом тона 4, 5, или 6 ) — то питание попеременно — можно вернуться к предыдущему продукту в один прием пищи… нужна небольшая пауза, чтобы вкус предыдущего продукта ушёл.

Всякие полуфабрикаты и смеси такому челу не подходят. Натуральные продукты, первозданные, понятно, что без добавок. Натуральное хозяйство. Например, шоколад — это смесь… Уникальный мозг охотника будет тормозить, если его питать, например, шоколадом.

2 цвет: Вкус (Собиратель)

Это ригидная система питания. 2-й цвет — это очень избирательная, ограниченная диета, ориентированная на то, что вкусно человеку. Подбирается только самим челвеком, ни в коем случае никакими другими людьми.

Это могут быть почти одни и те же продукты каждый день… Разнообразие — неполезно!

В одной из лекций Ра был пример про ребенка со 2-м цветом: у него есть внутреннее ощущение, что ему вкусно есть, и когда родители запихивают такому ребенку насильно что-то в рот, что-то, что на их взгляд полезно для ребенку, он выплевывает это наружу. Ему снова запихивают, и вот так постепенно сбивают настройки.

Если 2-й цвет левый — питание открытое. Человек питается более разнообразно, чем правый, но подбирает продукты исключительно индивидуально, вероятно, пробуя их на вкус.

Если 2-ц цвет правый — очень закрытое питание, закрытый вкус.

2 цвет так и называется – Вкус, и с правой стороны — это закрытый вкус. Т.е. это ограниченный набор продуктов, которые нравятся ребенку и которые он, по идее, может есть каждый день… Одно и тоже. Т.е. разнообразное меню для такого ребенка не будет здоровым. Однообразие же может поддержать его когницию.

3 цвет: Жажда (Обработчик)

3-й цвет называется Жажда, он связан с манипуляциями с пищей с помощью температурной обработки.

Тут речь идет и о жидкости, но, прежде всего, о том, как индивидуальный кишечный тракт оптимально может переваривать пищу (поскольку жидкость всегда имеет общее с температурой). Запивать еду этому типу — тоже хорошо. Кстати, тройка может вас «выпить», ведь жажда у нее проявляется не только в еде.

Некоторые тройки нуждаются в холодном, а некоторые — в горячем питании.

Если 3-й цвет левый — это горячее питание.

Пища должна быть выше температуры тела, и обязательно должна пройти термическую обработку (т.е. именно химические изменения в пище после того, как ее сварили, помогают ей лучше усваиваться). Никакого сыроедения, голодовок и холодных вегетарианских диет! 3-й левый цвет от них зачахнет, станет вялым, безжизненным, мозг будет плохо работать.

Если 3-й цвет правый — это холодная детерминация. Вот тут сыроедение — самое то. Лучше, чтобы еда не проходила термическую обработку, была холоднее температуры тела. Даже приготовленную еду лучше охлаждать перед тем, как ее есть.

4 цвет: Прикосновение

Тут имеем дело с социальным окружением, обстановкой вокруг, которая либо стимулирует, либо оставляет вас в покое в процессе еды.

Если под 4-м цветом левые тона (1, 2, 3), тогда прием пищи должен осуществляться в спокойной обстановке, если там правые тона (4, 5, 6) — в оживленной, чтобы все вокруг вертелось и вращалось.

5 цвет: Звук (Слушатель)

5 цвет, Звук — чувствительность к звукам. Сам процесс питания отходит на второй план — здесь важны акустически воспринимаемые частоты окружающей среды, влияющие на личное здоровье.

Если 5-й цвет левый — это питание при условии наличия в среде высоких звуковых вибраций.

Если 5-й цвет правый — питание в абсолютной тишине или при наличии низких звуковых вибраций.

Что человек конкретно ест — не принципиально.

6 цвет: Свет (Наблюдатель)

6-й цвет — это чувствительность к Свету. Здесь различаем дневной и ночной тип питания.

Если 6-й цвет левый , то у вас дневной тип питания. Нужно, чтобы на еду падал солнечный свет (ультрафиолет).

Если 6-й цвет — правый , то вам нужно ночное питание, или питание при непрямом солнечном свете.

Что такое ночное питание? Это, во-первых, питание в сумерках или до восхода солнца, без ультрафиолета. Во-вторых, вам нужно, как говорил Ра, «спать с этой едой», чтобы она усваивалась, только тогда мозг будет правильно функционировать. На голодный желудок спать ложиться — плохо, что не означает, что надо много есть на ночь. Ночникам нужно меньше еды, два раза в день — вполне достаточно, они же правые.

Можно, конечно, мухлевать — например, если в семье у остальных дневной режим, а у вас ночной… можно есть подальше от окон, закрываться зонтиком от солнца, поставить ультрафиолетовyю защиту на окна, а после еды несколько часов не выходить на улицу (если еще светло).

Интересно, что примитивные системы пищеварения, к которым относятся нижние цвета (1-й, 2-й, 3-й цвета) — обособленные. Важна пища, т.е. это или один продукт за один раз, или что-то очень фиксированное, сезонное, или манипуляции с температурой. С другой стороны, можно разделить свою трапезу с другом, то есть, если у нас нижние цвета, главное, чтобы у каждого на тарелке была своя, подходящая ему еда, но обстановка не важна.

А вот верхние цвета — это что-то совсем отличное. Там хоть башмаки ешь, но при определенных условиях. Обстановка должна быть соответствующая, или, опять-таки, это чувствительность к звуку и свету…

Тона

1 тон: Иммунная система/надежность/запах.

Тип здоровья — Селезенка.

Стремление к надежности в существовании. Активное стремление определить «ненадежность» на запах (нюхать еду или что-то неизвестно-непонятное).

Когниция — запах. На него можно и важно ориентироваться при приеме пищи и вообще. Он может подсказать что для вас опасно и небезопасно, а что здорово. Можно нюхать пищу.

2 тон: Иммунная система/неуверенность/вкус.

Частота тона — концентрированная.

Тип здоровья — Селезенка.

Неизвестность свойственна процессу к жизни — поэтому надежду познать неизвестное даёт вкус. Важно пробовать вещи на вкус. Вкус — это ваша уникальная познавательная система.

3 тон: Интеллект/действие/внешнее видение.

Частота тона — периодическая.

Тип здоровья — Аджна.

3 тон связан с внешним видением (зрением) и здоровьем глаз в общем, особенно правого глаза.

Визуальное восприятие и изучение направлены в ближайшую видимую проблему. Способность смотреть наружу, видеть паттерны, последовательность.

У Ра был 3 тон и 4-й цвет. Его уникальная когниция — внешнее зрение, логический стратегический способ расчленения вещей и визуального их представления, видение структуры, системы. Это то, как действует 3 тон, как квинтессенция вообще стратегического способа познания мира.

4 тон: Интеллект/медитация/внутреннее видение.

Частота тона — периодическая.

Тип здоровья — Аджна.

Внутреннее видение, медитация. Пассивное изучение посредством внутреннего мыслительного ознакомления. Обучение и воспитание через информацию.

У вас 4-й тон, а это внутреннее видение, медитация. Возможно вам поможет соединиться со своей энергией такой прием: закрыть глаза и внутренне представить себе ту пищу, о которой идет речь. И побыть с этим, почувствовать, хочется вам ее есть или нет, вкусна она для вас или нет.

5 тон: Эмоции (чувства)/вердикт/чувствование.

Частота тона — циклическая.

Эмоционально-активное обсуждение, когда чувства побуждают к размышлению.

При выборе еды важно не торопиться, соединиться со своими чувствами, чтобы ощутить, является ли эта пища для вас сейчас эмоционально комфортной. Приглашающе ли она чувствуется? Но, в общем-то, 5-й тон — это нечто новое (в эволюционном отношении), это очень необычная, не стратегическая когниция.

6 тон: Эмоции (чувства)/чувство/приемлемость.

Частота тона — циклическая.

Тип здоровья — Солнечное Сплетение.

6 тон — это удивительный тон. Прикосновение. Это что-то сродни способности считывать информацию через аурические контакты, прикосновние, принятие, информация, передаваемая через кожу, правый тон. Важен телесный контакт с пищей. Взять в руки еду, вы снимаете информацию об ее структуре.

Типы здоровья

У нас есть три вида здоровья, три способа быть здоровым, три вида недостатка здоровья и три способа исцеления. И, соответственно, есть три группы людей.

Есть селезёночное здоровье, ментальное здоровье и эмоциональное здоровье.

Многие считают единственным селезёночное здоровье. Но это не так.

Селезёночный человек, будучи нездоровым, начинает плохо пахнуть и в тоже время у него притупляется обоняние. У него нужно брать на анализ запах.

Если у вас ментальное здоровье, то здоровы вы или нет, можно определить по тому, как вы выглядите. Имеет значение то, как вы выглядите, (конечно, нужно уметь видеть!) и ещё важно ваше зрение. Здесь имеет значение визуальное, и тоже в обе стороны. Если у вас ухудшается зрение, значит у вас проблемы со здоровьем.

Для человека с эмоциональным типом здоровья имеет значение состояние его кожи, и не только её внешний вид, но и ощущение от прикосновения к его коже.

И если у вас селезёночное здоровье, а вас лечит доктор с ментальным здоровьем – то вы пропали!

Таким образом, так же как есть 3 тональных бинарности, есть и 3 мира. И мир носа очень отличается от мира кожи и от мира зрения. И чтобы проверить здоров ли, например, ваш ребёнок, вы будете обнюхивать его, осматривать или прикасаться, в зависимости от того какой группе он принадлежит.

Чтобы определить ваш тип, нужно посмотреть на тон Солнца/Земли дизайна.

3 тональные бинарности глубоко связаны с 3-мя центрами осознанности. 1-й и 2-й тона связаны с Селезёнкой , 3-й и 4-й с Аджной и 5-й и 6-й с центром Солнечного Сплетения – это три категории осознанности, три мира и три различных процесса.

Каждый знаком со священнодействием врача в момент осмотра пациента, которое научным языком называется аускультация. Доктор прикладывает к груди мембрану фонендоскопа и внимательно вслушивается в работу сердца. Что он слышит и какими специальными знаниями он обладает, чтобы понимать услышанное, разберемся ниже.

Тоны сердца – это звуковые волны, возникающие в результате работы сердечной мышцы и клапанов сердца. Их можно услышать, если приложить фонендоскоп или ухо к передней грудой стенке. Чтобы получить более детальную информацию, доктор выслушивает тоны в специальных точках, поблизости от которых находятся клапаны сердца.

Сердечный цикл

Все структуры сердца работают согласованно и последовательно, чтобы обеспечить эффективный кровоток. Длительность одного цикла в покое (то есть, при 60 ударах в минуту) составляет 0,9 секунды. Он состоит из сократительной фазы – систолы и фазы расслабления миокарда – диастолы.

Пока сердечная мышца расслаблена, давление в камерах сердца ниже, чем в сосудистом русле и кровь пассивно поступает в предсердия, затем в желудочки. Когда последние заполняются на ¾ своего объема, предсердия сокращаются и с силой проталкивают в них оставшийся объем. Этот процесс называется систолой предсердий . Давление жидкости в желудочках начинает превышать давление в предсердиях, из-за чего атриовентрикулярные клапаны захлопываются и отграничивают полости друг от друга.

Кровь растягивает мышечные волокна желудочков, на что они отвечают быстрым и мощным сокращением – наступает систола желудочков . Давление в них быстро нарастает и в момент, когда оно начинает превышать давление в сосудистом русле, клапаны последних аорты и легочного ствола открываются. Кровь устремляется в сосуды, желудочки запустевают и расслабляются. Высокое давление в аорте и легочном стволе закрывает полулунные клапаны, поэтому обратно в сердце жидкость не поступает.

За систолической фазой следует полное расслабление всех полостей сердца – диастола , после которой наступает следующая стадия наполнения и сердечный цикл повторяется. По времени диастола в два раза превышает систолу, поэтому сердечная мышца имеет достаточное время для отдыха и восстановления.

Образование тонов

Растяжение и сокращение волокон миокарда, движения створок клапанов и шумовые эффекты струи крови рождают звуковые колебания, которые улавливает человеческое ухо. Таким образом, выделяют 4 тона:

1 тон сердца появляется во время сокращения сердечной мышцы. Он складывается из:

  • Вибрации напряженных волокон миокарда;
  • Шума схлопывания створок председрно-желудочковых клапанов;
  • Вибрации стенок аорты и легочного ствола под давлением поступающей крови.

В норме он доминирует на верхушке сердца, которая соответствует точке в 4-м межреберье слева. Выслушивание первого тона по времени совпадает с появлением пульсовой волны на сонной артерии.

2 сердечный тон появляется через короткий промежуток времени после первого. Он слагается из:

  • Схлопывания створок аортального клапана:
  • Схлопывания створок клапана легочного ствола.

Он менее звучный, чем первый и превалирует во 2-м межреберье справа и слева. Пауза после второго тона более длинная, чем после первого, так как она соответствует диастоле.

3 сердечный тон не является обязательным, в норме он может и отсутствовать. Он рождается колебаниями стенок желудочков в тот момент, когда происходит пассивное заполнение их кровью. Чтобы уловить его ухом, необходим достаточный опыт в аускультации, тихое помещение для обследования и тонкая передняя стенка грудной полости (что встречается у детей, подростков и астеничных взрослых).

4 сердечный тон также относится к необязательным, отсутствие его не считается патологией. Он появляется в момент систолы предсердий, когда происходит активное заполнение желудочков кровью. Четвертый тон лучше всего выслушивает у детей и субтильных молодых людей, у которых грудная клетка тонкая, а сердце плотно прилегает к ней.

точки аускультации сердца

В норме тоны сердца ритмичные, то есть возникают после одинаковых промежутков времени. Например, при частоте сердечных сокращений 60 в минуту после первого тона до начала второго проходит 0,3 секунды, а после второго до следующего первого – 0,6 секунды. Каждый из них хорошо различим на слух, то есть тоны сердца ясные и громкие. Первый тон довольно низкий, продолжительный, звучный и начинается после относительно длительной паузы. Второй тон выше, короче и возникает после небольшого промежутка тишины. Третий и четвертый тоны выслушиваются после второго – в диастолическую фазу сердечного цикла.

Видео: тоны сердца – обучающее видео

Изменения тонов

Тоны сердца являются по своей сути звуковыми волнами, поэтому их изменения происходят при нарушении проведении звука и патологии структур, которые эти звуки издают. Выделяют две основные группы причин, по которым сердечные тоны звучат отлично от нормы:

  1. Физиологические – они связаны с особенностями исследуемого человека и его функциональным состоянием. Например, избыточная подкожно-жировая около перикарда и на передней стенке груди у тучных людей ухудшает проведение звука, поэтому тоны сердца становятся приглушенными.
  2. Патологические – они возникают при повреждении структур сердца и отходящих от него сосудов. Так, сужение атриовентрикулярного отверстия и уплотнение его створок приводит к появлению щелкающего первого тона. Плотные створки при схлопывании издают более громкий звук, чем нормальные, эластичные.

Приглушенными тоны сердца называют в случае, когда они теряют свою ясность и становятся плохо различимыми. Слабые глухие тоны во всех точках аускультации наводят на мысли о:

изменения тонов сердца, характерные для определенных нарушений

  • со снижением его способности сокращаться – обширный , ;
  • Выпотном ;
  • Ухудшении проведения звука по причинам, не связанным с сердцем – эмфизема легких, пневмоторакс.

Ослабление одного тона в какой-либо точке аускультации дает довольно точную характеристику изменениям в сердце:

  1. Приглушение первого тона на верхушке сердца говорит о миокардите, склерозе сердечной мышцы, частичном разрушении или ;
  2. Приглушение второго тона во 2-м межреберье справа возникает при недостаточности клапана аорты или ;
  3. Приглушение второго тона во 2-м межреберье слева свидетельствует от недостаточности клапана легочного ствола или о .

При некоторых болезнях изменение тонов сердца носит настолько специфичный характер, что получает отдельное название. Так, для митрального стеноза характерен «ритм перепела» : хлопающий первый тон сменяется неизмененным вторым, после которого возникает эхо первого – добавочный патологический тон. Трех- или четырехчленный «ритм галопа» возникает при тяжелом поражении миокарда. В этом случае кровь быстро растягивает истонченные стенки желудочка и их колебания рождают дополнительный тон.

Усиление всех сердечных тонов во всех точках аускультации встречается у детей и у астеничных людей, так как у них передняя грудная стенка тонкая и сердце довольно близко лежит от мембраны фонендоскопа. При патологии характерно увеличение громкости отдельных тонов в определенной локализации:

  • Громкий первый тон на верхушке возникает при сужении левого атриовентрикулярного отверстия, склерозе створок митрального клапана, ;
  • Громкий второй тон во 2-м межреберье слева говорит о повышении давления в малом круге кровообращения, что приводит к более сильному схлопыванию створок клапана легочной артерии;
  • Громкий второй тон во 2-м межреберье слева свидетельствует от повышении давления в аорте, уплотнении стенки аорты.

Следует помнить, что не всегда изменение характера тонов сердца говорит о патологии именно сердечно-сосудистой системы. Лихорадка, тиреотоксикоз, дифтерия и многие другие причины приводят к изменению сердечного ритма, появлению добавочных тонов или их приглушению. Поэтому доктор интерпретирует аускультативные данные в контексте всей клинической картины, что позволяет наиболее точно определить характер возникшей патологии.

Видео: аускультация тонов сердца, основные и дополнительные тоны

Аускультация сердца. Нормальные и патологические тоны сердца.

Экз. вопросы:

1. Механизм обpазования I тона, его хаpактеpистика у здоpового человека, физиологические варианты.

2. Механизм обpазования II тона, его хаpактеpистика у здоpового человека, физиологические варианты.

3. Механизм обpазования III и IV физиологических тонов сеpдца, их хаpактеpистика.

4. Пpичины усиления и ослабления I тона сеpдца в патологии.

5. Пpичины усиления и ослабления II тона сеpдца в патологии.

6. Пpичины усиления и ослабления обоих тонов сеpдца в ноpме и патологии.

7. Расщепление и pаздвоение I тона: пpичины, механизмы формирования в патологии.

8. Расщепление и pаздвоение II тона: пpичины и механизмы возникновения в норме и патологии.

9. Патологические Ш и IV тоны: причины и механизмы обpазования, клиническая характеристика, ФКГ-диагностика.

10. Тон откpытия митpального клапана: причины и механизм образования, клиническая характеристика, ФКГ-диагностика

11. Ритм галопа: ваpианты, причины и механизмы возникновения, клиническая характеристика, ФКГ-диагностика.

12. Маятникообpазный pитм, причины и механизм формирования, клиническая характеристика, диагностическое значение.

Аускультация сердца.

Выделяют две основные фазы сердечного цикла: систолу и диастолу.

Систола – сокращение желудочков. К моменту систолы желудочки наполнены кровью, АВ-клапаны открыты, полулунные закрыты.

Систола начинается с фазы асинхронного сокращения желудочков, когда сокращаются лишь отдельные волокна миокарда, что приводит к повышению давления в полости желудочков и захлопыванию АВ-клапанов.

После закрытия атриовентрикулярных клапанов (период замкнутых клапанов), начинается фаза изометрического напряжения желудочков, в результате чего значительно повышается внутрижелудочковое давление, и открываются полулунные клапаны аорты и легочной артерии.

Начинается период быстрого изгнания крови из желудочков в магистральные сосуды. В начале периода изгнания давление в желудочках намного выше, чем в крупных сосудах. Затем, с увеличением объема крови в магистральных сосудах, давление в желудочках уменьшается, а в магистральных сосудах увеличивается. Это приводит к постепенному уменьшению скорости движения крови из желудочков в аорту и легочную артерию, начинается фаза медленного изгнания.

К концу систолы давление в сосудах оказывается выше, чем в желудочках, что формирует обратный ток крови в сосудах, при этом створки полулунных клапанов наполняются кровью и захлопываются. С момента закрытия полулунных клапанов наступает диастола желудочков.

После закрытия полулунных клапанов начинается фаза изометрического расслабления желудочков. К этому моменту предсердия наполнены кровью, желудочки пустые, клапаны закрыты (период замкнутых клапанов). По градиенту давления кровь из предсердий устремляется в желудочки, открываются АВ-клапаны.


Начинается период наполнения желудочков. В начале этого периода кровь по градиенту давления быстро перемещается в желудочки (период быстрого пассивного наполнения желудочков). По мере заполнения желудочков кровью скорость потока уменьшается – фаза медленного пассивного наполнения желудочков. Для перемещения дополнительного объема крови в самом конце диастолы происходит систола предсердий (период быстрого активного наполнения желудочков).

Во время работы сердца возникают звуковые явления, которые можно выявить при аускультации. Это сердечные тоны. Открытие клапанов сердца в норме не сопровождается появлением звука, тоны сердца образованы закрытием клапанов и колебаниями миокарда и сосудов. При аускультации сердца во всех точках аускультации в норме выслушивается 2 тона.

I тон называется систолическим, так как выслушивается в начале систолы. По механизму образования он состоит из 4-х компонентов:

1. основной компонент – клапанный, образован звуком закрытия створок митрального и трикуспидального клапанов в начале систолы – в фазу асинхронного сокращения, причем сначала закрывается митральный клапан, а чуть позже – трикуспидальный клапан. Но время между закрытием митрального и трикуспидального клапана составляет 0,02 с и ухом не различимо: это время физиологического асинхронизма.

2. мышечный компонент – обусловлен колебаниями миокарда желудочков в фазу изометрического напряжения желудочков;

3. сосудистый компонент – обусловлен колебаниями начальных отделов аорты и легочной артерии под влиянием потока крови, перемещающегося из желудочков в магистральные сосуды в фазу быстрого изгнания.

4. предсердный компонент – обусловлен колебаниями миокарда желудочков во время систолы предсердий. Этот компонент предшествует клапанному компоненту I тона.

II тон называется диастолическим, он выслушивается в начале диастолы.

Состоит из 2-х компонентов:

1. клапанный компонент образован звуком захлопывания створок полулунных клапанов аорты и легочной артерии;

2. сосудистый компонент связан с вибрацией стенок аорты и легочной артерии под влиянием потока крови, направляющейся в сторону желудочков.

Полулунные клапаны захлопываются неодновременно, время между закрытием клапанов аорты и легочной артерии также составляет 0,02 с – это время физиологического асинхронизма.

При анализе сердечных тонов необходимо уметь отличать I и II тоны:

· I тон возникает после более продолжительной паузы, т.е. диастолы, II тон – после короткой паузы, т.е. систолы.

· I тон громче II-го на верхушке и в 4-ой точке аускультации (там находится проекция митрального и трикуспидального клапанов, закрытием которых и образован I тон). I тон более продолжительный и низкий. II тон громче I-го на основании сердца – во 2-й и 3-й точках аускультации (точки проекции полулунных клапанов), он более короткий и высокий.

· При тахикардии, особенно у детей, когда систола равна диастоле, отличить I и II тоны поможет следующий приём: аускультация в сочетании с пальпацией пульса на сонной артерии; тот тон, который совпадает с пульсом на сонной артерии, является I.

III и IV физиологические тоны.

Их появление связано с колебанием миокарда желудочков под влиянием крови, перемещающейся из предсердий в желудочки во время диастолы желудочков. Условиями для возникновения III и IV физиологических тонов является высокий тонус миокарда. Эти тоны можно выслушать у подростков и молодых людей с тонкой грудной стенкой и гиперкинетическим типом гемодинамики (повышенная скорость и увеличение силы, при физической и психической нагрузке). Лучше выслушиваются при непосредственной аускультации на верхушке сердца.

III тон – протодиастолический, он появляется в начале диастолы через 0,14-0,20 с после II тона. При высоком тонусе миокарда в фазу быстрого пассивного наполнения желудочков миокард начинает колебаться, вибрировать под действием тока крови. Это слабый, низкий непродолжительный звук.

IV тон – пресистолический, он появляется в конце диастолы, предшествует I тону. Очень тихий, короткий звук. Выслушивается у лиц при высоком тонусе миокарда желудочков и повышенном тонусе симпатической нервной системы. IV тон обусловлен колебаниями миокарда желудочков при поступлении в них крови в фазе систолы предсердий – фаза активного наполнения желудочков (как 4-й компонент I тона). Чаще выслушивается в вертикальном положении у спортсменов и после эмоциональной нагрузки. Это обусловлено тем, что предсердия чувствительны к симпатическим влияниям, поэтому при повышении тонуса симпатической НС, отмечается некоторое опережение сокращений предсердий от желудочков и поэтому четвертый компонент I тона начинает выслушиваться отдельно от I тона и называется IV тоном.

Изменение звучности тонов сердца.

Одновременное усиление или ослабление I и II тонов обусловлено прежде всего экстракардиальными причинами.

Причины усиления обоих тонов в норме:

1. Тонкая грудная стенка – при слабом развитии мышц и ПЖК

2. Физическое и эмоциональное напряжение, при этом возрастает ЧСС, укорачивается диастола, и снижается диастолическое наполнение желудочков. Сила сокращения желудочков и скорость кровотока при этом повышаются, что приводит к усилению тонов.

В патологии усиление обоих тонов обусловлено экстракардиальными причинами:

1. Снижение воздушности легочной ткани в месте проекции сердца на грудную стенку – пневмосклероз, воспалительная инфильтрация.

2. Воздушная резонирующая полость в легком, прилегающая к сердцу – в ней происходит усиление звука.

3. Опухоль заднего средостения, при которой сердце приближается к грудной стенке.

4. Увеличение ЧСС при лихорадке, тиреотоксикозе – снижается диастолическое наполнение желудочков.

Причины ослабления обоих тонов в норме:

1. Толстая грудная стенка – при избыточном развитии мышц и жировой ткани.

2. Во сне. При этом уменьшается ЧСС, увеличивается диастолическое наполнение желудочков, уменьшается скорость кровотока. В положении на спине сердце отодвигается от передней грудной стенки и звучность тонов ослабевает.

В патологии ослабление I и II тона обусловлено в основном экстракардиальными причинами:

1. Повышение воздушности легочной ткани в месте проекции сердца на грудную стенку – при эмфиземе легких.

2. Левосторонний экссудативный плеврит или пневмоторакс, отодвигающие сердце от передней грудной стенки.

3. Выпотной перикардит.

Интракардиальная причина одновременного ослабления обоих тонов - понижение сократительной способности миокарда желудочков. Причины - миокардиодистрофии, миокардиты, миокардиопатии, кардиосклероз. При этом уменьшается скорость кровотока и сила сокращения миокарда, что ведет к ослаблению I тона, понижается объем поступающей крови в аорту и ЛА, значит, ослабевает II тон.

Аускультация сердца проводится в следующих точках:

1. область верхушки сердца, которая определяется по локализации верхушечного толчка. Это точка проекции митрального клапана;

2. II межреберье у правого края грудины. Здесь выслушивается аортальный клапан;

3. II межреберье у левого края грудины. Здесь выслушивается клапан легочной артерии;

4. Место прикрепления мечевидного отростка к телу грудины. Здесь выслушивается трикуспидальный клапан

5. точка Боткина-Эрба – III межреберье на 1-1,5 см кнаружи от левого края грудины. Здесь выслушиваются звуковые колебания, возникающие при работе аортального клапана, реже – митрального.

При аускультации определяют точки максимального звучания сердечных тонов:

I тона – область верхушки сердца (I тон более громкий, чем II)

II тона – область основания сердца.

Сопоставляется звучность II тона слева и справа от грудины.

У здоровых детей, подростков, молодых людей астенического типа телосложения наблюдается усиление II тона на легочной артерии (справа тише, чем слева). С возрастом наблюдается усиление II тона над аортой (II межреберье справа).

Причины изолированного изменения звучности I или II тона чаще являются интракардиальными.

Усиление I тона связано прежде всего со снижением диастолического наполнения желудочков. Причины:

Митральный стеноз. Утолщение створок митрального клапана ведет к усилению звучности клапанного компонента I тона, снижение диастолического объема крови в ЛЖ приводит к повышению скорости сокращения миокарда и усилению мышечного и сосудистого компонентов I тона. I тон при митральном стенозе называется хлопающий I тон.

Тахикардия

Экстрасистолия. Усиление I тона определяется в момент внеочередного сокращения сердца после короткой диастолы.

Мерцательная аритмия, тахиформа. Укорочение диастолы.

Полная АВ блокада, когда происходит полное разобщение во времени сокращения миокарда желудочков и миокарда предсердий. В момент, когда сокращение предсердий совпадает с сокращением желудочков, происходит усиление I тона – пушечный тон Стражеско.

Если на верхушке I тон по громкости равен II или тише II тона – ослабление I тона. Причины:

Недостаточность митрального или трикуспидального клапана. Отсутствие периода замкнутых клапанов приводит к резкому ослаблению клапанного компонента. Диастолическое переполнение желудочков приводит к ослаблению мышечного и сосудистого компонентов I тона.

Недостаточность аортального клапана – в диастолу в левый желудочек поступает больше крови – уменьшается скорость его сокращения и скорость кровотока.

Стеноз устья аорты – I тон ослабевает за счет выраженной гипертрофии миокарда ЛЖ, понижения скорости сокращения миокарда из-за наличия повышенной постнагрузки.

Заболевания сердечной мышцы, сопровождающиеся понижением сократительной способности миокарда (миокардиты, кардиомиопатии, кардиосклероз), но если понижается сердечный выброс, то уменьшается и II тон.

Гипертрофии миокарда, например, при АГ, гипертрофической кардиомиопатии. При этом снижается скорость сокращения миокарда.

Изменение громкости II тона.

В норме звучность II тона во второй и третьей точках аускультации одинакова. Это объясняется тем, что хотя давление в аорте выше давления в ЛА, но аортальный клапан расположен глубже. Если во второй или третьей точках аускультации происходит усиление II тона – это называется акцентом II тона. Он может быть над аортой или легочной артерией.

Причины акцента II тона над легочной артерией:

1. Физиологическая причина – у детей и молодых людей до 25 лет. Причиной является более поверхностное расположение клапана ЛА и более высокая эластичность аорты, более низкое в ней давление. С возрастом повышается АД в БКК; ЛА отодвигается кзади, акцент II тона над ЛА исчезает.

2. В патологии усиление II тона над ЛА обусловлено повышением давления в МКК и наблюдается при митральных пороках сердца, хронических заболеваниях органов дыхания, первичной легочной гипертензии.

Причины акцента II тона над аортой:

Повышение АД

Атеросклероз аорты, усиление II тона появляется вследствие склеротического уплотнения створок аортального клапана и стенок аорты.

Причины ослабления II тона

– недостаточность клапана ЛА, стеноз устья ЛА.

Над аортой:

Выраженная артериальная гипотензия

Недостаточность аортального клапана – при этом створки аортального клапана не смыкаются, следовательно, ослабляется клапанный компонент II тона.

Стеноз устья аорты – в результате снижения скорости кровотока через суженное отверстие аортального клапана ослабляется сосудистый компонент II тона.

Расщепление и раздвоение тонов.

У здоровых людей существует асинхронизм в работе правого и левого желудочков, в норме он не превышает 0,02 сек, эта разница ухом неразличима, и мы слышим один тон.

Если время между сокращением правого и левого желудочков увеличивается более 0,02 с, то каждый тон воспринимается не как единый звук. Если время асинхронизма увеличивается в пределах 0,02-0,04 сек – это расщепление. Если время асинхронизма 0,05 сек. и более – это раздвоение – более заметное удвоение тона.

Причины расщепления и раздвоения тонов одинаковы, разница лишь во времени.

Физиологическая причина расщепления и раздвоения I тона:

Можно выслушать в конце выдоха, когда повышается внутригрудное давление и повышается приток крови из сосудов МКК к левому предсердию, в результате чего повышается давление крови на предсердную поверхность митрального клапана. Это замедляет его закрытие, что приводит к выслушиванию расщепления.

Патологическое раздвоение I тона возникает при:

  1. блокаде одной из ножек пучка Гиса, это приводит к запаздыванию сокращения одного из желудочков.
  2. желудочковой экстрасистоле. При этом желудочек, в котором возник импульс, сокращается быстрее.
  3. Выраженная гипертрофия миокарда, чаще левого желудочка (при аортальной гипертензии, стенозе аорты). При этом гипертрофированный желудочек сокращается более медленно.

Расщепление и раздвоение II тона.

Функциональное расщепление или раздвоение II тона наблюдается чаще, чем первого, встречается у молодых людей в конце вдоха или начале выдоха, при физической нагрузке. Причиной является неодновременное окончание систолы левого и правого желудочков.

Патологическое расщепление или раздвоение II тона чаще отмечается на легочной артерии. Механизм связан с повышением давления в МКК и запаздыванием закрытия клапана ЛА по сравнению с аортальным клапаном. Причины – митральные пороки, первичная легочная гипертензия, эмфизема легких и другие хронические заболевания органов дыхания. Как правило, усиление II тона на ЛА сопровождается расщеплением или раздвоением II тона на ЛА.

Патологические III и IV тоны. Условием для их возникновения является резкое снижение сократительной способности миокарда – «дряблый миокард».

III тон возникает через 0,12-0,20 сек. после II тона, то есть в начале диастолы, в фазу быстрого наполнения желудочков. Если миокард желудочков утратил свой тонус, при наполнении кровью полости желудочка мышца его легко и быстро растягивается, стенка желудочка вибрирует, образуется звук. Диагностическое значение патологического III тона - тяжелые миокардиты, миокардиодистрофии.

Патологический IV тон возникает перед I тоном в конце диастолы во время систолы предсердий. Условиями для его возникновения являются: резкое понижение тонуса миокарда желудочков и наличие переполненных предсердий. Быстрое растяжение стенки желудочков, утративших тонус, при поступлении в них большого объема крови в фазе систолы предсердий вызывает колебания миокарда и появляется IV патологический тон.

III и IV тоны лучше выслушиваются на верхушке сердца, на левом боку. С появлением III и IV патологических тонов связано возникновение ритма галопа.

Ритм галопа впервые описан Образцовым в 1912 году – «крик сердца о помощи». Является признаком резкого понижения тонуса миокарда и резкого уменьшения сократительной способности миокарда желудочков. Назван так, потому что напоминает ритм скачущей лошади.

Признаки:

  1. тахикардия,
  2. ослабление I и II тона,
  3. появление патологических III или IV тона.

Выделяют:

· протодиастолический ритм галопа – трехчленный ритм за счет появления III патологического тона,

· пресистолический – за счет появления IV патологического тона,

· мезодиастолический – когда дополнительный тон появляется в середине диастолы (при выраженной тахикардии III и IV тоны сливаются, в середине диастолы выслушивается суммационный тон).

Тон открытия митрального клапана.

– признак митрального стеноза. При митральном стенозе створки митрального клапана сращены между собой, при поступлении крови из предсердий в желудочки открытие митрального клапана сопровождается сильным натяжением створок, образуется звук – тон открытия митрального клапана, он появляется через 0,07-0,12 сек после II тона.

Ритм перепела, или мелодия митрального стеноза – это ритм, обусловленный появлением тона открытия митрального клапана, включающий:

Громкий, хлопающий I тон,

Акцент и расщепление или раздвоение II тона на ЛА,

Тон открытия митрального клапана.

Ритм перепела лучше выслушивается на верхушке сердца.

Маятникообразный ритм.

Условием для его возникновения является резкое снижение тонуса миокарда. При этом обе фазы сердечной деятельности – систола и диастола – уравновешиваются по времени. Это происходит либо за счет укорочения диастолы, либо за счет удлинения систолы. I и II тоны ослаблены и по звучности равны друг другу. Маятникообразный ритм напоминает звук качающегося часового маятника. Если маятникообразный ритм сопровождается тахикардий, это говорит об эмбриокардии, то есть мелодия напоминает биение сердца у плода.